Группа астрономов любителей разработала свою теорию происхождения. Иранский спутник: анализ наблюдений. Роль любительской астрономии
Начало формы
- обобщение существенных свойств предметов в понятиях
- отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов при контакте с ними
- формулирование выводов и умозаключений о предмете
- формирование в сознании целостного внешнего образа предмета без непосредственного контакта с предметом
- утверждение или отрицание определенных положений о предмете
- восприятие целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) поведение
2) ощущение
3) предложение
4) восприятие
5) понятие
6) суждение
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) наблюдение
2) ощущение
3) суждение
4) выдвижение гипотезы
5) проведение эксперимента
6) эмпирическое описание
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды знаний.
1) житейское
2) трудовое
3) научное
4) социальное
5) гипотетическое
6) религиозное
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта
4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента
6) объяснение существующих взаимосвязей
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений
2) доступная форма изложения
3) экспериментальная проверка результатов
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
6) разработка специального понятийного аппарата
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Чувственное познание присуще всем живым существам.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ | ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ | ||||||||
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | 1) чувственное 2) логическое | ||||||||
Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА | НАУКИ | ||||||||
А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности Б) изучаются мораль и нравственность В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни Г) наибольшее влияние оказывает на искусство Д) наибольшее влияние оказывает на науку Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | 1) этика 2) эстетика 3) логика | ||||||||
Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определенных понятий
Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов
Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.
2) Книга была напечатана в крупном издательстве.
3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.
4) Все гипотезы исследователей были обоснованы.
5) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.
Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованы
6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины
Назовите и проиллюстрируйте примерами три отличительных признака научного познания.
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?
Группе энтузиастов под руководством Питера Макаллоу (Peter McCullough) из института космического телескопа в г. Балтимор с использованием недорогого самодельного телескопа , собранного из имеющихся в широкой продаже серийно производимых компонент, удалось обнаружить планету размером с Юпитер у звезды, расположенной на расстоянии 600 cв. лет от Солнца.
В новом методе значительная часть работы по поиску объектов «переложена» на программное обеспечение, производящее автоматическую предварительную селекцию данных.
Новая планета получила условное обозначение X0-1b. Открытие было совершено транзитным, или затменным, методом.
Он заключается в обнаружении темной планеты по регулярному снижению яркости центральной звезды в то время, когда планета оказывается на оси зрения наблюдателя с Земли, заслоняя собой часть света от центральной звезды. Такая методика применима, очевидно, для поиска лишь тех планет, чьи орбиты видны с Земли «сбоку». У данного метода есть и свои достоинства – с его помощью можно оценить массу и размер планеты, а тем самым – и ее плотность. Последнее очень важно для поиска планет «земного» типа.
Транзитный метод использовался и прежде для изучения так называемых «затменно-переменных» звезд. В этом случае наличие двух и более компонент можно определить по периодическому изменению яркости, даже в том случае, если мощности астрономических инструментов недостаточно для разрешения компонент звездной системы.
#gallery# |
Несмотря на то, что в настоящее время известно уже свыше 180 планет у иных звезд, X0-1b стала лишь десятой, открытой транзитным методом и второй, открытой с использованием телефотообъектива. Первой стала планета, открытая в 2004 году и получившая условное обозначение TrES-1. Открытие, сделанное с использованием недорогого инструмента, было подтверждено независимым образом с помощью телескопов обсерватории Макдональда Техасского университета по периодическим изменениям радиальной скорости движения звезды (скорости по оси зрения). По этим данным удалось оценить массу открытой планеты – она составила около 0,9 масс Юпитера, но при этом имеет необычно большой диаметр. Сама звезда X0-1 очень похожа на наше Солнце.
Новая технология поиска планет, разработанная группой Макаллоу, заключается в сканировании ночного неба телескопом ХО в Гавайях и измерении яркости звезд. Накопленные и регулярно обновляемые фотометрические данные по многим тысячам звезд обрабатываются компьютерной программой, анализирующей наличие в них регулярно повторяющихся характерных изменений. Отобранный программой список вероятных «претендентов» впоследствии изучается более детально.
В ходе цикла наблюдений, продолжавшегося с сентября 2003 по сентябрь 2005 гг., телескоп ХО провел наблюдения нескольких десятков тысяч ярких звезд. Группа астрономов-любителей впоследствии исследовала отобранные программой звезды-претенденты и подтвердила, что у звезды X0-1 имеется темный спутник.
Телескоп ХО состоит из двух одинаковых инструментов с объективами диаметром 110 мм Canon EF200 и относительным отверстием 1,8, в фокальной плоскости которых размещены квадратные ПЗС-матрицы размерностью 1024 пикселя. Телескоп не имеет системы гидирования, сканирование осуществляется за счет суточного вращения небесной сферы.
«Создание копии телескопа ХО обойдется в $60 тыс., - считает д-р Маккаллоу. – Мы потратили куда больше на программное обеспечение, в особенности на создание системы и работу с ней, а также на выделение сигнала от планеты из массива полученных данных». Эта сумма включает: здание для телескопа, монтировку, объективы, фильтр и ПЗС-матрицы.
Астрономы-любители смогли получить немало интересной информации о новом иранском спутнике из наблюдений за ним с помощью обычных любительских телескопов.
Группа астрономов-любителей под неформальным руководством Тэда Молчана (Ted Molchan), осуществляющих наблюдения за спутниками на околоземных орбитах, провела наблюдения первого иранского искусственного спутника Земли и смогла сделать ряд небезынтересных выводов.
О наблюдении спутника 3 февраля 2009 года на Эдинбургом (Шотландия) первым сообщил Элан Пикап. Согласно его данным, иранский спутник прошел в 18 часов 39 минут 30 с по всемирному времени вблизи звезды «мю» Андромеды на удалении около 330 км по орбите наклонением 60 градусов.
Видимый блеск варьировался от 5 до 7 звёздной величины и слабее – это почти на пределе видимости невооружённым глазом. Период колебаний яркости, обусловленных, по всей видимости, нестабилизированностью спутника по осям, составил около 1 с.
Вышедшая вместе со спутником на околоземную орбиту с большим эксцентриситетом последняя ступень РН «Сафир» в 18 часов 49 минут 50 с по всемирному времени вблизи звезды «бета» Андромеды на удалении около 370 км.
Наклонение орбиты, естественно, такое же, как и у спутника – около 60 градусов. Объект наблюдался в виде звезды яркостью около 4,5 звёздной величины, но периодически блеск возрастал до 3 звёздной величины.
Согласно последующим оценкам, основанным на предположениях о геометрии объектов и их вращении, спутник «Надежда» представляет собой модуль размером около полуметра в поперечнике. Последняя ступень РН «Сафир», согласно ранее сделанным оценкам, имеет габариты около 5х1,25 м. Вариации блеска и яркость объекта соответствуют этим оценкам.
Это, в свою очередь, позволило сделать вывод о том, что РН «Сафир» использует энергетически значительно более эффективное топливо, чем БР малой дальности «Скад» – иначе потребовалась бы более «тяжёлая» ракета-носитель. Это свидетельствует о существенном прогрессе Ирана в области ракетных двигателей.
Оптические наблюдения спутников астрономами-любителями позволяют восстановить целый ряд их характеристик – параметры орбиты, общую геометрию объектов, их размеры, характер стабилизации, наличие либо отсутствие разворачиваемых панелей солнечных батарей и вероятную энергетику спутника, его целевое назначение (по параметрам орбиты), маневрирование (по изменениям параметров орбиты), и т.д.
Наблюдениям первого иранского ИСЗ "Надежда" поможет представление его орбиты в геоинтерфейсе , также составленное астрономами-любителями на основе открытых данных об элементах орбиты ИСЗ.
Согласно им, в период подготовки материала спутник прошел на Индийским океаном, вышел на Евразию в районе границы Пакистана и Индии, прошел последовательно над территориями Индии, Китая, Монголии и России и над акваторией Тихого океана.
Деятельность человека
Субъектами процесса обучения являются:
А) учитель и ученики
Б) учебники
В) устав школы
Г) содержание учебного материала
Деятельность человека, характеризующаяся осознанным подчинением общественным нормам, личным убеждениям и идеалам, называется:
а) традиционная
б) аффективная
в) формальная
г) ценностно-рациональная
Объектом трудовой деятельности человека является:
А) сам человек, выполняющий определенную работу
Б) инструмент, при помощи которого деятельность осуществляется
В) предмет, на изменение которого направлена деятельность человека
Г) помещение или часть пространства, представленное для процесса труда
Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Чем деятельность человека отличается от действий бобра?
А)человеческие строения имеют гораздо большие размеры
Б) при строительстве используются природные материалы
В) человек осмысленно и творчески подходит к деятельности
Г) плотины, созданные бобрами проще по своему устройству
Старший брат обучает младшего брата самостоятельно обуваться. Объектом данной деятельности являются:
А) практические умения младшего брата обуваться
Б) старший брат, объясняющий и показывающий, как нужно обувать туфли
В) прихожая, в которой в данный момент находятся братья
Г) обувь
Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что:
А) она преобразует действительность
Б) она осуществляется в коллективе
В) в результате нее человек приспосабливается к условиям окружающей среды
Г) человек использует различные приспособлеия
Дочь помогает маме мыть посуду. Субъектом данной деятельности является:
А) советы и рекомендации мамы
Б) грязная посуда
В) дочь
Г) раковина, вода, щетка для мытья посуды
Школьники на уроке изучают роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Этот факт иллюстрирует деятельность:
Б) учебно-познавательную
В) ценностно-ориентировочную
Только деятельность человека характеризуется:
А) как инстинктивная
Б) как творческая
В) как совместная
Г) как постоянная
Студенты профессионального лицея проходят преддипломную практику на предприятии, занимаются пошивом одежды из джинсовой ткани. Какой вид деятельности иллюстрирует этот факт?
А) материально-производственную
Б) учебно-познавательную
В) ценностно-ориентировочную
Г) социально-преобразовательную
Общей характеристикой деятельности человека и поведения животного является:
А) способность к целеполаганию
Б) удовлетворение физиологических потребностей
В) выбор средств достижения цели
Г) способность к самоконтролю
Таня увлекается шитьем. Она сама придумывает модели, подбирает ткани, фурнитуру, делает выкройки, кроит и шьет. Всему этому её научила мама. Субъектом данной деятельности является:
А) Таня
Б) мама
В) модели, ткани, фурнитура
Г) п рактические умения Тани шить
Студент работает в библиотеке со специальной литературой, подбирает материал для дипломной работы. Объектом данной деятельности является:
А) библиотека
Б) студент
В) специальная литература
Г) дипломная работа
Мячи, скакалки, волейбольная сетка, штанги, тренажеры в спортивном зале для его посетителей являются:
а) объектами деятельности
б) субъектами деятельности
в) целями деятельности
г) средствами деятельности
Приложенные файлы