Где была персия на современной карте. «Царский путь» и канал Дария. Персия - это, определение

Где была персия на современной карте. «Царский путь» и канал Дария. Персия - это, определение
Где была персия на современной карте. «Царский путь» и канал Дария. Персия - это, определение
  • Ок. 1300 г. до н. э. — мидийцы и персы основывают свои поселения.
  • Ок. 700-600 гг. до н. э. — создание Мидийского и Персидского царств.
  • Империя Ахеменидов (550-330 до н. э.);
    • 559-530 гг. до н. э. — правление Кира II в Персии.
    • 550 г. до н. э. — Кир II наносит мидийцам поражение.
    • 522-486 гг. до н. э. — правление Дария I в Персии. Расцвет Персидской державы.
    • 490-479 гг. до н. э. — персы воюют с Грецией
    • 486-465 гг. до н. э. — правление Ксеркса I в Персии.
    • 331-330 гг. до н. э. — завоевание Персии Александром Великим . Предание Персеполия огню.
  • Парфянское царство или Империя Аршакидов (250 до н. э. — 227 г. н. э.).
  • Государство Сасанидов или Империя Сасанидов (226-651 н. э.). Материал с сайта

Персия — это старинное название страны, которую сейчас мы называем Ираном. Около 1300 г. до н. э. на ее территорию вторглись два племени: мидийцы и персы. Они основали два царства: Мидийское — на севере, Персидское — на юге.

В 550 г. до н. э. персидский царь Кир II, нанеся мидийцам поражение, захватил их земли и создал колоссальную державу. Спустя годы, в правление царя Дария I, Персия становится самым большим государством в мире.

Многие годы Персия вела войну с Грецией. Персы одержали несколько побед, но в конце концов их войско было разбито. По смерти сына Дария, Ксеркса I, держава потеряла былую силу. В 331 г. до н. э. Персия была покорена Александром Великим.

Дарий I

Политика

Царь Дарий I, собирая подати с покоренных народов, стал сказочно богат. Он позволял населению придерживаться своих верований и образа жизни , лишь бы они исправно платили дань.

Дарий разделил огромное государство на области, управлять которыми должны были местные правители, сатрапы. Чиновники, присматривавшие за сатрапами, следили за тем, чтобы последние оставались верны царю.

Строительство

Дарий I построил по всей империи хорошие дороги. Теперь посланцы могли передвигаться быстрее. Царская дорога протянулась на 2700 км от Сард на западе до столичного города Сузы.

Дарий потратил часть своего богатства на строительство величественного дворца в Персеполе. Во время празднования Нового года чиновники со всех концов империи являлись во дворец с дарами для царя. Парадный зал, где царь принимал подданных, вмещал 10 тыс. человек . Внутри парадный зал был отделан золотом, серебром, слоновой костью и эбеновым (черным) деревом. Верх колонн украшали бычьи головы, а лестница была украшена резьбой. Во время сбора гостей на различные праздники, люди везли с собой подарки царю: сосуды с золотым песком, золотые и серебряные кубки, слоновые кости, ткани и золотые браслеты, львят, верблюдов и др. Прибывшие ожидали во внутреннем дворе.

Персы были последователями пророка Заратустры (или Зороастра), который учил, что существует только один бог. Огонь был священен, и потому жрецы не давали священному огню погаснуть.

>>История: Древняя Персия

21. Древняя Персия - "страна стран"

1. Возвышение Персии.

Страна персов долгое время была отдаленной провинцией Ассирии . Она находилась на месте современного Ирана, занимая территорию между Каспийским морем и Персидским заливом. В середине 6 века до н. э. начался стремительный подъем Персидского государства. В 558 году до н. э. царем Персии стал Кир II Великий. Он захватил соседнюю Мидию, затем разгромил Креза - правителя богатейшего царства Лидия.

Историки предполагают, что первые в мире монеты из серебра и золота стали чеканить в Лидии в 7 веке до н. э.

Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в древности в поговорку. "Богат, как Крез" - так говорили и до сих пор говорят об очень богатом человеке. Перед началом войны с Персией Крез обратился к предсказателям, желая получить ответ об исходе воины. Те дали двусмысленный ответ: "Перейдя реку, ты погубишь великое царство". Так и случилось. Крез решил, что речь идет о Персидском царстве, но погубил свое собственное царство, потерпев сокрушительное поражение от Кира.

При царе Кире в состав Персидской державы вошли все земли, некогда принадлежавшие Ассирии и Нововавилонскому царству. В 539 г. до н. э. под натиском персов пал Вавилон . Персидская держава по территории превзошла все ранее существовавшие государства Древнего мира и стала империей. Владения Персии в результате завоеваний Кира и его сына простирались от Египта до Индии. Завоевывая страну, Кир не покушался на обычаи и религию ее народов. К титулу персидского царя он присоединил титул правителя покоренной страны.

2. Гибель Кира Великого.

В древности многие считали царя Кира Великого образцом правителя. От своих предков Кир унаследовал мудрость, твердость и умение властвовать над народами. Однако Киру, победившему многих царей и военачальников, судьба предначертала пасть от руки женщины-воительницы. К северо-востоку от Персидского царства простирались земли, на которых обитали воинственные кочевые племена массагетов. Ими правила Царица Томирис. Кир сначала предложил ей вступить с ним в брак. Однако гордая царица отвергла предложение Кира. Тогда персидский царь двинул свою многотысячную армию в страну реки Сырдарьи, что в Средней Азии. В первой битве массагетам сопутствовал успех, но потом персы хитростью одолели часть массагетского войска. Среди погибших был и сын царицы. Тогда царица дала клятву напоить ненавистного завоевателя кровью. Легкая конница массагетов своими внезапными и стремительными нападениями измотала армию персов. В одном из сражений был убит и сам Кир. Томирис приказала наполнить кожаный мех кровью и засунуть в него голову погибшего врага. Так бесславно закончилось почти 30-летнее царствование казавшегося столь могущественным Кира Великого.

3. Величайшая восточная деспотия.

В конце царствования сына Кира царя Камбиса в Персии началась смута. В результате борьбы за власть правителем Персидского государства стал Дарий I, дальний родственник Кира.

О событиях, последовавших после смерти Кира Великого и о первых годах правления Дария известно из Бехистунской надписи. Она была выбита на скале во времена правления Дария I. Высота надписи 7,8 м. Она сделана на трех языках - древнеперсидском, эламском и аккадском. Надпись обнаружил в 1835 году английский офицер Г. Роулинсон. Она позволила расшифровать персидскую, а затем и аккадскую клинопись.

При Дарии Персидская империя еще больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Персидскую империю называли "страна стран", а ее правителя -"царь царей". Ему беспрекословно подчинялись все подданные - от знатных персов, занимавших самые высокие посты в государстве, до последнего раба. Персидская империя была настоящей восточной деспотией.

Для того чтобы лучше управлять огромной империей, Дарий разделил ее территорию на 20 сатрапий. Сатрапия - это провинция, во главе которой стоял назначенный царем управляющий - сатрап. Поскольку эти управляющие часто злоупотребляли своей властью, слово "сатрап" впоследствии приобрело отрицательное значение. Оно стало обозначать чиновника, управляющего по произволу, правителя-самодура. Дарий не доверял многим сатрапам, поэтому при каждом из них были тайные доносчики. Этих доносчиков называли "глаза и уши" царя. Они были обязаны доносить царю все о действиях, жизни и замыслах сатрапов.

По всей территории Персидской империи специальные чиновники собирали налоги в царскую казну. Всех уклоняющихся ждала суровая кара. Никто не мог укрыться от уплаты налогов .

Дороги были проложены не только между Крупными городами, но достигали самых удаленных уголков Персидской империи. Для того чтобы приказы царя быстрее и надежнее доходили до провинции. Дарий учредил государственную почту. "Царская" дорога соединяла важнейшие города Персидской империи. На ней были установлены специальные посты. Здесь находились гонцы, готовые в любой момент на быстроногих лошадях отправиться в путь и доставить послание царя в любую точку империи. Дарий обновил денежную систему. При нем стали чеканиться золотые монеты, которые назвались "дарики". В Персидской империи процветала торговля, велось грандиозное строительство, развивались ремесла.

4. Столицы персов.

Персидская империя имела несколько столиц: древний город Сузы, бывшую столицу Мидии Экбатаны, построенный Киром город Пасаргады. Персидские цари подолгу жили в Вавилоне. Но главной столицей был Персеполь, возведенный Дарием I. Здесь "царь царей" торжественно праздновал встречу персидского нового года, который отмечался в день Зимнего солнцестояния. В Персеполе совершалась коронация. Сюда на несколько недель в году съезжались представители всех провинций, чтобы вручить царю богатые дары.

Персеполь был построен на искусственной платформе. В царском дворце находился огромный тронный зал, где царь принимал послов. На стенах, возвышающихся вдоль широких лестниц, изображена гвардия "бессмертных". Так называлось отборное царское войско, насчитывающее 10 тысяч воинов. Когда один из них погибал, на его место немедленно заступал другой. "Бессмертные" вооружены длинными копьями, массивными луками, тяжелыми щитами. Они служили "вечной" охраной царя. Персеполь строила вся Азия. Об этом свидетельствует древняя надпись.

На стенах Персеполя увековечено "шествие народов", входивших в состав Персидской державы. Представители каждого из них несут богатые подарки - золото, драгоценные изделия, ведут коней, верблюдов, скот.

5. Религия персов.

В глубокой древности персы поклонялись разным богам. Их жрецов называли магами. В конце первой половины 1 тысячелетия до н. э. маг и пророк Зороастр (Заратустра) преобразовал древнюю персидскую религию. Его учение получило название зороастризм. Священная книга зороастризма - "Авеста".

Зороастр учил, что создателем мира является бог добра и света Ахура-Мазда. Его враг - дух зла и тьмы Ангра-Манью. Они непрерывно борются между собой, но конечная победа будет за светом и добром. Человек должен поддерживать в этой борьбе бога света. Ахура-Мазда изображался в виде крылатого солнечного диска. Он считался покровителем персидских царей.

Персы не строили храмов и не воздвигали статуи богам. Они сооружали алтари на возвышении или на холмах и на них совершали жертвоприношения. Учение Зороастра о борьбе света и тьмы в мире оказало большое влияние на религиозные представления последующих эпох

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Школьная программа онлайн, скачать материалы по истории за 5 класс , конспект по истории , учебники и книги бесплатно

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Древняя Персия
Поселения людей существовали на Иранском нагорье в IV тысячелетии до н. э., задолго до расцвета цивилизаций Междуречья. Часть племён (персы, мидийцы, бактрийцы, парфяне) осела в западной части плоскогорья; киммерийцы, сарматы, аланы, белуджи поселились на востоке и вдоль побережья Оманского залива.
Первым иранским государством стало Мидийское царство, основанное в 728 году до н. э. со столицей в Хамадане (Экбатана). Мидийцы быстро установили контроль над всем западным Ираном и частично над восточным. Совместно с вавилонянами мидийцы разгромили Ассирийскую империю, захватили северное Междуречье и Урарту, а позже - Армянское нагорье.

Ахемениды
В 553 году до н. э. молодой персидский царь Аншана и Парсы Кир из рода Ахеменидов выступил против мидийцев. Кир захватил Экбатаны и объявил себя царём Персии и Мидии. При этом мидийский царь Иштувегу был пленён, но позже освобождён и назначен наместником в одну из провинций. До своей смерти в 529 году до н. э. Кир II Великий подчинил империи Ахеменидов всю Западную Азию от Средиземноморья и Анатолии до Сырдарьи. Ранее, в 546 году до н. э., Кир основал в Фарсе столицу своего царства - Пасаргады, где и был похоронен. Сын Кира Камбиз II расширил владения империи отца до Египта и Эфиопии.

Западный Иран. Барельеф на скале. 22 метра в длину

После смерти Камбиза и последовавшими за ней межусобицами в его ближайшем окружении и мятежами по всей стране к власти пришёл Дарий Гистасп. Дарий быстро и жёстко навел в империи порядок и начал новые завоевательные походы, в результате которых империя Ахеменидов расширилась до Балкан на западе и до Инда на востоке, став крупнейшим и мощнейшим государством, существовавшим когда-либо на тот момент. Кир также провёл ряд внутренних реформ. Он разделил страну на несколько административных единиц - сатрапий, при этом впервые в истории был осуществлён принцип разделения властей: войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти. Кроме того, Дарий провёл денежную реформу и ввёл в обращение золотой дарик. В сочетании со строительством сети мощёных дорог это способствовало невиданному скачку в торговых отношениях.
Дарий покровительствовал зороастризму и считал жрецов стержнем персидской государственности. При нём эта первая монотеистическая религия стала в империи государственной. В то же время к покорённым народам и их верованиям и культуре персы относились терпимо.


Наследники Дария I стали нарушать принципы внутреннего устройства, введённые царем, в результате чего сатрапии стали более независимы. Поднялся мятеж в Египте, начались беспорядки в Греции и Македонии. В этих условиях македонский полководец Александр начал военный поход против персов, и к 330 году до н. э. разгромил империю Ахеменидов.

Парфия и Сасаниды
После смерти Александра II в 323 году до н. э. его империя распалась на несколько отдельных государств. Большая часть территории современного Ирана отошла к Селевкии, однако парфянский царь Митридат вскоре начал завоевательные походы против селевкидов и включил в состав своей державы Персию, а также Армению и Междуречье. В 92 году до н. э. между Парфией и Римом была проведена граница по руслу Евфрата, но римляне почти сразу вторглись в пределы западных парфянских сатрапий и потерпели поражение. В ответном походе парфяне захватили весь Левант и Анатолию, но были отброшены войсками Марка Антония обратно к Евфрату. Вскоре после этого в Парфии одна за другой вспыхивали гражданские войны, вызванные вмешательством Рима в борьбу между парфянской и греческой знатью.
В 224 году Ардашир Папакан, сын правителя небольшого городка Хейр в Парсе, разгромил армию парфян Артабана IV и основал вторую Персидскую империю - Ираншахр («Царство ариев») - со столицей в Фирузабаде, став основателем новой династии - Сасанидов. Усилилось влияние аристократии и зороастрийского духовенства, начались гонения на иноверцев. Проведена административная реформа. Сасаниды продолжили борьбу с римлянами и с кочевниками Центральной Азии.


При царе Хосрове I (531-579) началась активная экспансия: в 540 году была захвачена Антиохия, в 562 - Египет. Византийская империя попала в налоговую зависимость от персов. Были заняты прибрежные области Аравийского полуострова, в том числе Йемен. В это же время Хосров разгромил эфталитское государство на территории современного Таджикистана. Военные успехи Хосрова привели к расцвету торговли и культуры в Иране.
Внук Хосрова I, Хосров II (590-628) возобновил войну с Византией, но терпел поражение за поражением. Военные расходы покрывались за счёт непомерных налогов с торговцев и поборов с бедняков. В результате по всей стране начали вспыхивать восстания, Хосров был схвачен и казнён. Его внук, Йезигерд III (632-651) стал последним сасанидским царём. Несмотря на прекращение войны с Византией, распад империи продолжался. На юге персы столкнулись с новым противником - арабами.

Арабское и тюркские завоевания. Аббасиды, Омейяды, Тахириды, Газневиды, Тимуриды.
Арабские набеги на Сасанидский Иран начались в 632 году. Наиболее сокрушительное поражение персидская армия потерпела в битве при Кадисии в 637 году. Арабское завоевание Персии продолжалось до 652 года, и она была включена в Халифат Омейядов. Арабы распространили в Иране ислам, который сильно изменил персидскую культуру. После исламизации бурно развивались литература, философия, искусство, медицина. Расцвет персидской культуры стал началом золотого века ислама.
В 750 году персидский генерал Абу Мослем-Хорасани возглавил поход Аббасидов против Омейядов на Дамаск, а затем на столицу Халифата - Багдад. В благодарность новый халиф даровал персидским губернаторам определённую автономию, а также взял нескольких персов в качестве визирей. Тем не менее, в 822 году Тахир бен-Гусейн бен-Мусаб, губернатор Хорасана, провозгласил независимость провинции и объявил себя родоначальником новой персидской династии - Тахиридов. Уже к началу правления Саманидов Иран практически восстановил свою независимость от арабов.


Несмотря на принятие персидским обществом ислама, арабизация в Иране не имела успеха. Насаждение арабской культуры встретило сопротивление персов и стало толчком к борьбе за независимость от арабов. Важную роль в восстановлении национального самосознания персов сыграло возрождение персидского языка и литературы, пик которого пришёлся на IX-X века. В связи с этим получила известность эпопея Фирдоуси «Шахнаме», целиком написанная на фарси.
В 977 году туркменский полководец Алп-Тегин выступил против Саманидов и основал государство Газневидов со столицей в Газни (Афганистан). При Газневидах культурный расцвет Персии продолжился. Их последователи Сельджуки перенесли столицу в Исфахан.
В 1218 году северо-восток Ирана, находившегося в составе Хорезмского царства, подвергся нападению Чингисхана. Разорению подвергся весь Хорасан, а также территории восточных провинций современного Ирана. Около половины населения было убито монголами. В результате голода и войн к 1260 году население Ирана сократилось с 2,5 млн до 250 тысяч человек. За походом Чингисхана последовало завоевание Ирана другим монгольским полководцем - Хулагу, внуком Чингисхана. Тимур основал столицу своей империи в Самарканде, однако он, как и его последователи, предпочёл отказаться от насаждения монгольской культуры в Персии.
Централизация Иранского государства возобновилась с приходом к власти династии Сефевидов, положивших конец правлению потомков монгольских завоевателей.

Исламский Иран: Сефевиды, Афшариды, Зенды, Каджары, Пехлеви.
Ислам шиитского толка был принят в Иране в качестве государственной религии при шахе Исмаиле I из династии Сефевидов в 1501 году. В 1503 году Исмаил разгромил Ак-Коюнлу и построил на её руинах новое государство со столицей в Тебризе. Наивысшего расцвета империя Сефевидов достигла при Аббасе I , разгромив Османскую империю и присоединив к себе территории современного Ирака, Афганистана, части Пакистана, территории современного Азербайджана, части Армении и Грузии, а также провинций Гилян и Мазендеран на берегу Каспийского моря. Таким образом, владения Ирана простирались уже от Тигра до Инда.
Столица была перенесена из Тебриза в Казвин, а затем в Исфахан. Завоёванные территории принесли Ирану богатство и процветание. Начался расцвет культуры. Иран стал централизованным государством, была проведена модернизация вооружённых сил. Однако после смерти Аббаса Великого империя пришла в упадок. Неумелое руководство привело к потере Кандагара и Багдада. В 1722 году афганцы совершили набег на Иран, с ходу взяв Исфахан, и возвели на престол Махмуд-хана. Тогда Надир-шах, полководец последнего правителя из Сефевидов, Тахмаспа II, убил его вместе с сыном и установил в Иране власть Афшаридов.
Первым делом Надир-шах сменил государственную религию на суннизм, а затем разгромил Афганистан и вернул Персии Кандагар. Отступающие афганские войска бежали в Индию. Надир-шах призвал индийского могола, Мохаммед-шаха, не принимать их, но тот не согласился, тогда шах вторгся в Индию. В 1739 году войска Надир-шаха вошли в Дели, однако вскоре там вспыхнуло восстание. Персы устроили в городе настоящую резню, а потом вернулись в Иран, полностью разграбив страну. В 1740 году Надир-шах совершил поход в Туркестан, в результате которого границы Ирана продвинулись до Амударьи. На Кавказе персы дошли до Дагестана. В 1747 году Надир-шах был убит.

В 1750 году власть перешла к династии Зендов во главе с Карим-ханом . Карим-хан стал первым за 700 лет персом, ставшим во главе государства. Он перенёс столицу в Шираз. Период его правления характеризуется практически отсутствием войн и культурным расцветом. Власть Зендов продолжалась лишь три поколения, и в 1781 году перешла к династии Каджаров. Основатель династии, слепой Ага-Мохаммед-хан, учинил расправу над Зендами и потомками Афшаридов. Укрепив власть Каджаров в Иране, Мохаммед-хан устраивает поход на Грузию, разгромив Тбилиси и уничтожив более 20 тысяч жителей города. Второй поход на Грузию в 1797 году не состоялся, так как шах был убит собственными слугами (грузином и курдом) в Карабахе. Незадолго до своей смерти Мохамммед-хан перенёс столицу Ирана в Тегеран.
В результате серии неудачных войн с Россией Персия при Каджарах лишилась почти половины своей территории. Процветала коррупция, терялся контроль над окраинами страны. После продолжительных акций протеста в 1906 году в стране произошла Конституционная революция, в результате чего Иран стал конституционной монархией. В 1920 г. в остане Гилян провозглашена Гилянская Советская Республика, которая просуществует до сентября 1921 г. В 1921 году Реза-хан Пехлеви свергнул Ахмед-шаха и в 1925-м был объявлен новым шахом.
Пехлеви ввёл в обращение термин «шахиншах» («царь царей»). При нём началась масштабная индустриализация Ирана, была полностью модернизирована инфраструктура. В ходе Второй мировой войны шахиншах отказал Великобритании и Советскому Союзу в их просьбе разместить свои войска в Иране. Тогда союзники вторглись в Иран, свергли шаха и установили контроль над железными дорогами и нефтяными месторождениями. В 1942 году суверенитет Ирана был восстановлен, власть перешла к сыну шаха - Мохаммеду. Тем не менее, Советский Союз, опасаясь возможной агрессии со стороны Турции, держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года.
После войны Мохаммед Реза проводил политику активной вестернизации и деисламизации, что не всегда находило понимание в народе. Происходили многочисленные митинги и забастовки. В 1951 году председателем Правительства Ирана становится Мохаммед Мосаддык, который активно занимается реформаторством, добиваясь пересмотра договорённостей по распределению прибылей компании British Petroleum. Происходит национализация нефтяной промышленности Ирана. Однако в США немедленно и при активном участии британских спецслужб разрабатывается план переворота, осуществлённый в августе 1953 года внуком президента Теодора Рузвельта - Кэрмитом Рузвельтом. Мосаддык был смещен со своего поста и заключен в тюрьму. Через три года он был освобожден и посажен под домашний арест, где и находился до своей смерти в 1967 году.
В 1963 году из страны был выслан аятолла Хомейни. В 1965 году участниками группы «Федаяне Ислам» был смертельно ранен премьер-министр Хассан Али Мансур. В 1973 году были запрещены все политические партии и объединения, основана тайная полиция. К концу 1970-х Иран охватили массовые протесты, вылившиеся в свержение режима Пехлеви и окончательном упразднении монархии. В 1979 году в стране произошла Исламская революция и была основана исламская республика.
Внутриполитические последствия революции проявились в установлении в стране теократического режима мусульманского духовенства, повышении роли ислама абсолютно во всех сферах жизни.
Тем временем президент соседнего Ирака Саддам Хусейн решил воспользоваться внутренней нестабильностью в Иране и его натянутыми отношениями со странами Запада. Ирану были (не в первый раз) предъявлены территориальные претензии в отношении районов вдоль берега Персидского залива на восток от реки Шатт-эль-Араб. В частности Хусейн потребовал передачи Ираку западного Хузестана, где большинство населения составляли арабы и имелись огромные запасы нефти. Эти требования были оставлены Ираном без внимания, и Хусейн начал подготовку к крупномасштабной войне. 22 сентября 1980 года армия Ирака форсировала Шатт-эль-Араб и вторглась в Хузестан, что стало для иранского руководства полной неожиданностью.
Хотя в первые месяцы войны Саддаму Хусейну удалось добиться немалых успехов, наступление иракской армии было вскоре остановлено, иранские войска перешли в контрнаступление и к середине 1982 года выбили иракцев из страны. Хомейни решил не останавливать войну, планируя «экспортировать» революцию и в Ирак. Этот план опирался в первую очередь на шиитское большинство восточного Ирака. Однако после ещё 6 лет неудачных попыток наступления с обеих сторон было подписано мирное соглашение. Ирано-иракская граница осталась неизменной.
В 1997 году президентом Ирана был избран Мохаммед Хатами, провозгласивший начало проведения политики терпимого отношения к культуре и установления более тесных связей со странами Запада.
С 2005 года по 2013 - президент Ирана, избираемый два срока подряд Махмуд Ахмадинежад.

Что приходит на ум большинству людей, когда они слышат название государства Иран? Революция, ядерная программа, противостояние Западу? К сожалению, многие судят об Иране по сообщениям прессы последних тридцати лет, а говорится в ней именно об этом. Однако любой иранец охотно расскажет вам, что у его родной страны – совсем другая история. Документированная история государства охватывает примерно 2500 лет, вплоть до современной Исламской Республики Иран. Республика основана в 1979 году в результате революции, главным вдохновителем которой было консервативное духовенство. Это, вероятно, первая в мире современная конституционная теократия и величайший эксперимент: могут ли эффективно управлять страной религиозные лидеры, которые обязывают жить будто бы по закону Аллаха народ, у которого за плечами – богатейшая история Персии? Иранский характер невозможно разложить на составляющие – в нем сочетается и персидское, и исламское, и западное. Причем персидские нотки не имеют ничего общего с исламской культурой.

В VII веке Персия стала частью Арабского халифата. С тех пор наследники империи прилагают все усилия, чтобы сохранить свой национальный характер, свою самобытность.
Борьба за право быть рабом. В Иране я была гостем, а у гостя здесь высший статус. За столом ему отводят лучшее место, угощают самыми сочными фруктами. Это одно из правил сложной системы вежливости – таароф. Она определяет всю здешнюю жизнь. Гостеприимство, ухаживание, семейные отношения, политические переговоры – таароф является неписаным кодексом, определяющим, как люди должны вести себя друг с другом. Это слово пошло от арабского «арафа», что переводится как «знать», «получать знания». Но сама идея таарофа – принижать себя, возвеличивая другого, – персидского происхождения, утверждает Уильям Биман, лингвист-антрополог из Университета Миннесоты. Он назвал это «борьбой за право быть рабом положения», но борьбой изысканно-утонченной. В иранском обществе с его сложнейшей иерархической структурой такое взаимодействие, как ни парадоксально, позволяет людям общаться на равных. Правда, порой иранцы так увлекаются, стараясь угодить друг другу (по крайней мере с виду) и отказываясь от предложений (тоже с виду), что становится сложно понять, чего же они хотят на самом деле. Они непринужденно болтают, поочередно то обращаются с просьбами, то отказываются – и так до тех пор, пока не постигают всех замыслов собеседника. Обходительность и внешняя искренность при скрывании истинных чувств – искусное притворство! – считаются вершиной таарофа и огромным социальным достижением. «Никогда нельзя показывать своих намерений или своей истинной сущности, – объясняет бывший иранский политический заключенный, ныне живущий во Франции. – Нужно быть уверенным, что не подвергаешь себя опасности. А опасностей в Иране всегда предостаточно». Конфликт по территориальному признаку. Действительно, долгая иранская история изобилует войнами и вторжениями. Причина всех конфликтов – территориальная. Богатства и удачное стратегическое расположение провоцировали одно нашествие за другим. Персия пережила несколько падений и возрождений. Среди завоевателей были турки, монголы и, что особенно важно, арабы, воодушевленные новой религией – исламом. Им-то и удалось в VII веке окончательно усмирить Персию, которая стала частью Арабского халифата. С тех пор наследники империи прилагают все усилия, чтобы сохранить свой национальный характер, свою самобытность. Сердца и дух этих людей не так-то просто изменить. При любом вторжении персияне умудрялись оставаться собой, передавая традиции завоевателям. Так, Александр Македонский, разрушив покоренную Персию, позже перенял ее обычаи и принципы устройства государства. Он даже взял в жены персиянку (Роксану) и приказал тысячам своих воинов последовать его примеру. Иранцы гордятся умением ладить с чужаками. Те обычаи захватчиков, которые им нравятся, они принимают, но и от собственных не отказываются. Культурная гибкость – вот основа персидского характера. В руинах древней столицы, Персеполя, сожженного Александром Македонским, сохранились изображения на каменных стенах. Рисунки указывают на царившую тогда дружескую атмосферу: представители разных народов преподносят друг другу дары, приветливо кладут руки на плечи. Похоже, что в то время, в эпоху варварства и жестокости, Персеполь демонстрировал космополитизм. Территория сегодняшнего Ирана была обитаема уже десять тысяч лет назад. Арийцы, которым Иран обязан современным названием (оно происходит от слова аиранам, что означает «страна арийцев»), стали заселять эти края приблизительно в 1500 году до нашей эры. Ученым предстоит совершить еще много открытий, связанных с историей страны. В Иране уже десятки тысяч археологических площадок. На одной из них, на юго-востоке страны, возле города Джирофт, начали работать в 2000 году. Она появилась благодаря ливневому паводку на реке Халиль, обнажившему тысячи древних гробниц. Раскопки ведутся там всего несколько сезонов, но уже найдены интереснейшие предметы. Среди них – бронзовая голова козы, которой предположительно пять тысяч лет. Возможно, Джирофт – центр цивилизации времен древней Месопотамии.
В VI веке до нашей эры царь Кир Великий из династии Ахеменидов основал Первую персидскую империю, ставшую впоследствии крупнейшим и могущественнейшим царством древности. На пике расцвета при преемнике Кира Дарии владения империи простирались от Средиземноморья до реки Инд.
Раскопками здесь руководит известный археолог Юсеф Маджидзаде. Некоторое время тому назад он заведовал кафедрой археологии Тегеранского университета, после революции потерял работу и уехал во Францию. Но за последние годы, по его словам, в Иране многое изменилось, – например, возродился интерес к археологии. И вот он прибыл на родину для исследования гробниц близ Джирофта. Территория сенсаций. К какой же эпохе относится находка? Юсеф считает, что это могут быть следы мифической Аратты, существовавшей примерно в 2700-х годах до нашей эры. Некоторые исследователи полагают, что именно в Аратте были созданы дивные ремесленные изделия, которые затем попали в Месопотамию. Но доказательств пока нет, и другие ученые настроены скептически. В VI веке до нашей эры царь Кир Великий из династии Ахеменидов основал Первую персидскую империю, ставшую впоследствии крупнейшим и могущественнейшим царством древности. Царь был храбрым, скромным, добрым правителем. Созданную им империю называют первой державой, где существовала религиозная и культурная терпимость. Она объединила более двадцати трех народов, мирно соседствовавших при единой центральной власти, которая первое время концентрировалась в Пасаргадах. На пике расцвета при преемнике Кира Дарии владения империи простирались от Средиземноморья до реки Инд. Выходит, Персия была первой мировой супердержавой! «Мы хотели бы вернуть те времена, – говорит Саид Лейлаз, тегеранский экономист и политолог. – За века границы сузились, но память о супердержаве и былом величии осталась». Мысли о грандиозных достижениях прошлого подкрепляют находки археологов. Среди них – цилиндр Кира, быть может, самый потрясающий предмет, найденный в Иране. На глиняном цилиндре (подлинник хранится в Лондоне, в Британском музее) клинописью высечен декрет, который можно рассматривать как первую хартию прав человека, и этот документ почти на два тысячелетия старше Великой хартии вольностей. Декрет устанавливает религиозную и этническую свободы, запрет рабства и любых притеснений, отъема собственности силовым путем или без компенсации. А завоеванные земли сами решали, подчиняться ли власти Кира. «Цилиндр – далеко не единственный пример того, как Иран удивляет мир, – рассказала Ширин Эбади, иранский юрист, лауреат Нобелевской премии мира 2003 года. – Многие иностранцы изумляются, когда узнают, что шестьдесят пять процентов учащихся наших колледжей – девушки. А когда видят иранскую живопись, архитектуру, то не верят своим глазам! Они судят о нас лишь по тому, что слышали на протяжении последних тридцати лет».
«Кроме персов в Иране сегодня проживает много разных народностей, – рассказывает археолог Юсеф. – Но все они знают фарси, один из древнейших живых языков на свете».
Когда я спрашивала людей, что мир должен знать о них, они с ходу отвечали: «Мы не арабы!» И тут же добавляли: «Мы не террористы!» Арабов, завоевавших Иран, здесь многие считают кем-то вроде бедуинов, у которых не было собственной культуры кроме той, что они переняли у персов. Иранцы до сих пор говорят о них с такой неприязнью, будто прошло не четырнадцать веков, а пара месяцев. Спасительные строки. Чтобы сохранить себя, персы продолжали говорить на родном языке. Уберечь его от растворения в иноземной речи помогла поэзия. Иранцы боготворят Руми, Саади, Омара Хайяма, Хафиза. Но все же главный национальный поэт – Фирдоуси, живший в Х веке. Когда арабы только завоевали Персию, ее жители не могли открыто выражать свои мысли, к тому же на родном языке. Фирдоуси делал это за них. Поэт был правоверным мусульманином, но противился арабскому влиянию. Стараясь использовать поменьше арабских слов, он на протяжении тридцати лет создавал стихотворный эпос «Шахнаме» («Книгу царей»). В этом шедевре мировой литературы описаны истории полусотни монархий: восшествие царей на престол, их смерть, частые отречения от власти и перевороты. Заканчивается эпос арабским завоеванием, описанным как катастрофа. В сказаниях «Шахнаме» фигурируют враждующие цари и герои-воины, причем последние почти всегда оказываются нравственно выше правителей, которым служат. Эти истории поднимают проблему праведных людей, попавших под власть злых или некомпетентных. С тех пор как была написана «Шахнаме», язык несколько арабизовался, но его основой остается древнеперсидский. «Кроме персов в Иране сегодня проживает много разных народностей: туркмены, арабы, азербайджанцы, белуджи, курды и другие, – рассказывает археолог Юсеф. – Но все они знают фарси, один из древнейших живых языков на свете». Оригинал «Шахнаме» давно утрачен. Одна из копий хранится в музее дворца Голестан в Тегеране и датируется примерно 1430 годом. Ее мне показала смотрительница, миловидная девушка Бехназ Табризи. Иллюстрации – всего их двадцать две – сделаны чернилами из каменной пыли, смешанной с соком цветочных лепестков. Сегодня эта книга считается одной из главных реликвий Ирана. Говорят, любой иранец, образованный или нет, может процитировать Фирдоуси. Регулярно проходят чтения – в колледжах, у кого-то дома или в традиционных персидских чайханах. В одной из таких чайхан, «Азари» (на юге Тегерана), где стены расписаны сюжетами из «Шахнаме», я слушала чтеца, декламирующего отрывки из великой книги. Потом музыканты исполнили традиционные песни, под которые танцевали дети. А наблюдавшие за танцем родители попивали чай из изящных стаканчиков, закусывая финиками и печеньем.
Когда арабы пришли с новой, как им казалось, идеей поклонения единому богу, персы знали единобожие уже более тысячи лет.
Праздником единым. Поэзия – не единственное средство, с помощью которого персам удалось сохранить свою культуру. Взять, к примеру, Навруз – весенний праздник равноденствия, он же – Новый год. Сегодня его отмечают не только в Иране, но и в республиках Средней Азии и Закавказья. Это тринадцатидневная феерия, во время которой все закрывается, а люди гуляют, танцуют, читают стихи. Традиция Навруза восходит к зороастризму, древней религии персов. Учение Заратустры (греч. – Зороастр) повлияло на многие верования, в том числе основные мировые религии: иудаизм, христианство и ислам. Когда арабы пришли с новой, как им казалось, идеей поклонения единому богу, персы знали единобожие уже более тысячи лет. «Нам навязывают небеса!» А что происходит с древними персидскими традициями в наши дни? До 1979 года страной правил шах Мохаммед Реза Пехлеви, который, прикрываясь великими идеями Кира, насаждал музыку, одежду, стиль поведения и бизнес-интересы Запада. В 1971 году он попытался искусственно привить людям национальную гордость, устроив показной праздник в честь 2500-летней годовщины Персидской империи. У входа в Персеполь развернули роскошный палаточный городок, еду привезли из Парижа, а в число приглашенных входили важные персоны со всего света. Но иранцам идея шаха пришлась не по душе. В 1979 году в результате революции к власти пришли консервативные исламисты, не желавшие возрождать персидский дух, – даже наоборот! Так, они попытались приуменьшить значение Навруза, предлагая перенести Новый год на день рождения имама Али, исторического лидера шиитов, к которым относится большинство иранцев. «Власти даже прибегали к арестам, – рассказал мне мой приятель Али. – Но наш праздник не отменить – ведь ему более двух с половиной тысяч лет!» Сегодня священники-реформаторы, один из очагов власти Ирана, призывают иранцев быть мусульманами, не будучи арабами, а еще – не забывать о древней истории. После революции первое время люди воспринимали возрождение ислама как очищение от влияния Запада. Между тем многим иранцам по природе ближе учение зороастризма, согласно которому цель духовных исканий – самопознание. И хотя поначалу иранцы не возражали против усиления роли ислама в жизни общества, они оказались не готовы к тому, что новые порядки будут насаждать так сурово. Люди никак не ожидали, что религиозные деятели начнут вмешиваться и в судебную систему, и в повседневную жизнь. Были введены наказания в духе Средневековья (они сохранились до сегодняшнего дня): виновных забрасывали камнями, вешали, им отрубали пальцы и даже конечности. Сейчас центральные власти препятствуют некоторым из таких ритуалов, но в провинциях консервативные муллы непреклонно соблюдают традиции. Мотивируется все это праведной целью служить Аллаху и готовить себя к жизни в раю. «Нам навязывают небеса!» – считает Али. Вперед в прошлое. После революции двери на Запад закрылись на десятилетие. Правящее консервативное духовенство свело к минимуму любые проявления культуры, восходящие к доисламскому периоду (во всех мусульманских странах его называют джахилия, эпоха невежества). Зороастрийские символы были заменены на исламские, улицы переименованы, а из учебников пропали упоминания Персидской империи. Одно время люди опасались и за судьбу захоронения Фирдоуси – большого мавзолея из светлого камня в пригороде священного города Мешхед, с изумительным зеркальным прудом, над которым разносится гомон птиц, вьющихся вокруг колонн. Даже Персеполь грозились сровнять с землей. «Но они поняли, что тогда народ восстанет, и оставили все на своих местах», – рассказал Али. Похоже, исламская революция – «второе арабское нашествие», как ее называют, – лишь укрепила связь с прошлым, которую так старалась искоренить. Память о славном персидском прошлом хранят и юные иранцы. Один из них – андерграундный рэп-исполнитель Яс, паренек с черным ежиком волос и стильными длинными баками. На шее у него красуется серебряный фравахар – зороастрийский крылатый диск, символизирующий возвышение души через благочестивые мысли, слова и деяния. Юноша принадлежит к поколению революции, выросшему после 1979 года, которое составляет свыше двух третей 70-миллионного населения страны. Он поет о персидских поэтах, о древних предках, об истории Ирана. А еще Яс критикует сограждан за то, что те лишь почивают на лаврах великого прошлого. В последние годы у иранцев стала пробуждаться та часть национального самосознания, которая связана с представлением: они – прямые потомки едва ли не самого древнего человеческого рода. Так, мне рассказали о недавней акции у могилы Кира. Примерно две тысячи человек в один день купили многократные входные билеты, желая поддержать реставрацию захоронения. Акция была неофициальной – без речей и торжественных церемоний. А вот новые археологические раскопки, к сожалению, пока продвигаются медленно. «У страны много забот, и археология – не на первом месте», – говорит исследователь Юсеф Маджидзаде. Впрочем, по его словам, после открытий близ Джирофта все провинции загорелись раскопками. Теперь самый крошечный городок мечтает поведать миру свою собственную историю Ирана.

Древняя Персия (Иран) государство в Передней и Центральной Азии (территория современного Ирана и Пакистана). В период своего расцвета эта была обширная территория, начинавшаяся от побережья Малой Азии и доходившая до реки Инд на востоке. Эта великая империя, объединившая десятки древнеиранских племён, называвшие себя «ариями», стала посредником в культурном диалоге между Западом и Востоком.

Первые упоминания о Персии

О жизни персов в глубокой древности известно из ассирийских источников, в которых описывались конфликты с разными горскими племенами. Известно, что в конце VIII века до н. э. возле озера Урмия образовался племенной союз под руководительством вождей знатного персидского рода Ахеменидов. Эту землю завоевала сначала Ассирия, а в 7 в. до н. э. подчинила себе Мидия. Царь Мидии Астиаг выдал одну из своих дочерей за персидского царя Камбиза I, правнука легендарного основателя персидской династии Ахеменидов. В этом браке появился на свет Кир II, ставший в будущем Великим, царём всех персидских народов. С его рождением связана легенда, которую донёс до нас в своей «Истории» Геродот.

Легенда о Кире

Как-то раз правителю Мидии Астиагу привиделся сон, что из чрева его дочери выросла виноградная лоза, которая заполнила собой сначала всю Мидию, а потом и Азию. Он созвал магов, чтобы они растолковали ему сон. По их словам, это обозначало, что сын его дочери, захватит Мидию и Азию ещё при жизни Астиага. Когда дочь родила сына, Астиаг запаниковал, что пророчество сбудется и велел убить внука своему вельможе Гарпагу. Гарпаг не захотел сам марать руки и отдал мальчика пастуху, приказав убить его в горах, а потом принести и показать тело младенца. В это время жена пастуха разродилась мертворождённым ребёнком, пастух оставил себе мальчика, а Гарпагу принёс тело своего ребёнка. Мальчика назвали Киром. Так царевич и рос, не ведая о своём происхождение.

Пока в один день на пастбище не появился сын вельможи и не увидел игру сыновей пастухов, игравшие в «царя». Царём выбрали Кира, поскольку он был высокорослым с гордой осанкой юношей, другие выполняли его приказы, охраняли дворец. В эту игру взяли и сына чиновника. Но тот стал спорить с «царём», за что был наказан и выпорот плетями. Вернувшись домой, он пожаловался отцу, что был бит по указу перса, возмущённый отец рассказал всё Астиагу. Царь велел привести во дворец пастуха и его сына. Потом допросил Гарпага, узнав правду, царь в ярости повелел казнить его сына. Гарпаг решил отомстить жестокому царю при первом подвернувшемся случае.

Маги отговорили Астиага от убийства внука, сказав, что пророчество сбылось, мальчик уже царь в детской игре. Всё же Астиаг перестраховался, повелев сторожить все пути, чтобы ни один человек не мог разгласить Киру историю его происхождения. Но Гарпаг обхитрил Астиага, написав Киру письмо, он спрятал его в живот зайца. Отдав зайца своему слуге, он приказал доставить его мальчику. Переодевшись в охотника, слуга исполнил повеление хозяина. По дороге царская стража обыскала слугу, но письма так и не нашла. Таким образом, письмо попало в руки Кира, который узнал из него, кто он есть на самом деле.

Вскоре, против Астиага восстал Кир (в 550 году до н.э.), собрав войско из персов. Двинув на Экбатаны - столицу Мидии войско, Кир неожиданно получил помощь от самих мидийцев. Астиаг отправил своё войско во главе с Гарпагом навстречу персидской армии, уверенный что тот, остался ему предан. Однако Гарпаг не простил царю смерть своего сына и подговорил мидийцев из знатных родов к измене. К тому же это было сделать легко, многие не любили царя за его жестокость. Вследствие этого многие мидийцы перешли на сторону противника. Персы сумели разогнать победоносную мидийскую армию. Пророческий сон сбывался, Астиаг казнил магов. Набрав другое войско, он повёл его на персов. Воины-мидийцы слыли превосходными всадниками. Кир повелел своему войску двинуться пешим строем. Воины закрывались щитами от мечей и стрел, успевая стаскивать наездников с коней. Кир разбил на голову войско противника, Астиага пленили, до конца своей жизни он просидел под стражей.

В 559 году до н. э. Кир II был провозглашён царём. Он основал первую столицу Персидского царства Пасаргады. В последующее время персидское войско под предводительством Кира продолжило победоносное покорение других государств: Лидию Креза, самого большого города того времени - Вавилона, занял восточноиранские земли, районы Средней Азии, афганские, пакистанские, индийские территории. Милет и другие государства до Египта по собственному желанию покорились Киру. За формирование мощного централизованного государства выступали многие торговцы.

Следующей целью Кир наметил Египет, но его планам не удалось сбыться. Во время одной из кампаний против массагетов (массагеты - это кочевые племена Средней Азии, родственные сарматам, сакам и скифам) возглавляемых царицей Томирис, войско персидского царя было разбито, а сам Кир погиб. За 25 лет Кир создал огромную империю.

Становление Персидской империи

После смерти Кира II Великого на престол взошёл Камбиз II. Именно он завоевал Египет, воплотив мечту отца в реальность. Успешное покорение Египта было предопределено, поскольку Египетское царство переживало худшие времена: малосильная армия, недовольство народа высокими налогами, неумелая политика фараона Псамметиха III.

Перед походом на Египет Камбиз заручился поддержкой кочевников Синайской пустыни, помогавшие ему при переходе войска в город Пелусий. Камбиз захватил Мемфис в 527 году до н. э., где проявил жестокость к египтянам и их богам. Он казнил многих знатных людей, разрушил храмы, бичевал их жрецов, казнил сына Псамметиха III. Самого фараона пощадили. Камбиз был провозглашён египетским фараоном.


Оставив Египет, Камбиз предпринял две провальные кампании в Нубию и Ливию. В кампанию по захвату Ливии войско, переходя пустыню, попало в сильную песчаную бурю, большая часть армии погибли в песках, и Камизу пришлось повернуть назад. Вернувшись в Египет, где в его отсутствие вспыхнул мятеж под руководством Псамметиха III, он подавил восстание и казнил бывшего фараона.

Здесь до него дошли вести, что в Персии начались бунты против персидской гегемонии. Уезжая в Египет Камбиз, боясь переворота, избавился от брата. Маг Гаумата, воспользовавшись отсутствием царя, захватил власть и руководил от имени умершего брата Бардия. Камбиз отсутствовал в своём царстве уже три года, получив малоприятные известия, он выехал домой. Но до дома он так и не добрался, в дороге погиб при невыясненных обстоятельствах.

Маг Гаумата, который выдавал себя за брата Камбиза, начал своё восхождение в Вавилоне, где заручился всеобщей поддержкой, потом захватил столицу Персии Пасаргады. Находясь у власти, он отменил на три года пошлины и воинские повинности, преследуя цель заменить персидскую верхушку знати на мидийскую. Гаумата находился у власти 7 месяцев. Через некоторое время возник сговор представителей семи именитых персидских родов, которые убили самозванца и провозгласили царём Дария. Он сразу же вернул преимущественные права персам и стал снова объединять империю, которая рассыпалась, как карточный домик. В Вавилоне, Парфии, Армении, Маргиане, Эламе и других областях появлялись самозванцы, выдававшие себя за Камбиза.

Мятежи, которые вспыхивали по всей империи, Дарий подавлял жестоко. После того как он собрал все земли воедино, Дарий возвёл Бехистунскую надпись, которая высечена на высокой скале. Изображение показывает, как порабощённые цари провинций Иранской империи, приносят подати своему шахиншаху Дарию Великому. Дарий изображён намного больше, чем остальные царьки, что явно указывает на их подчинённое положение.

Реформы Дария I

Дарий прекрасно понимал, что такой империей управлять невозможно старыми способами, поэтому он в начале царствования занялся реформированием, результатом чего стало создание надёжной системы управления.

Итоги реформирования Дария I:

  • Разделил империю на административные округа - сатрапии. Главой провинции назначались чиновники из родовой знати Персии. Сатрапы имели административную, гражданскую и судебную власть. Они собирали налоги, следили за порядком в хозяйстве. Для поддержки порядка и охраны границ, в округах стояли воинские соединения, командование назначалось самим царём. Отдалённые территории (Кипр, Киликия) находились под самоуправлением местных царьков.
  • Была создана царская канцелярия, руководившая штатом чиновников. Основная канцелярия находилась в персидской столице, городе Сузы. Дополнительные царские канцелярии были расположены в больших городах - Вавилон, Мемфис, Экбатаны. Здесь трудились начальник сокровищницы (отвечающий за казну и собираемые налоги), судебные следователи, писцы, глашатаи. Также на шаха работали тайные агенты - «уши и око царя». Официальным языком был арамейский, но входу использовались и другие языки. Важные документы писали сразу на нескольких языках.
  • Появилась новый пост «тысяченачальник», который надзирал над чиновниками и личной гвардией царя, также следил за органами государственного управления.
  • Приводилось к единообразию законодательство. Создан один свод законов для всего населения, при этом учитывались древние законы завоёванных стран. Но все же привилегии были у персов.
  • Провёл налоговую реформу, теперь денежные налоги зависели от размера территории, плодородности земли и народонаселения.
  • По всем сатрапиям вводилась единая денежная система - золотой дарик, который имел хождение по всей стране.
  • Основной опорой страны стала армия, высший состав набирали из мидян и персов. Опорой армии стали 10 тыс. «бессмертных», набиравшиеся из разных индоиранских народов. Первая тысяча из 10 тыс. «бессмертных» была личной гвардией шахиншаха. В ряды принимали часто наёмных воинов, в основном это были греки. Состав армии - конница, колесницы и пехота. В конницу набирали воинов из знати, они должны были иметь экипировку - железный панцирь, бронзовый щит и шлемы, и вооружение - два копья, меч, лук со стрелами. Основное оружие пехоты был лук. На рубежах всей империи в крепостях стояли военные подразделения. Эти воины наделялись земельным наделом. Позже был создан военный флот, куда входили греческие корабли, судна финикийцев и киприотов.
  • В империи хорошо была развита сеть дорог. Регулярные гонцы и почта, дорожная стража подняли систему сообщений на высокий уровень.

Восстания провинций

Закончив реформы, восстановив порядок в империи, Дарий решил покорить Скифию, что у него не получилось. Тогда он задумал захватить Грецию. Именно с кампании Дария началась череда военных конфликтов, которые назвали греко-персидскими войнами. Для войн нужна была полная государственная казна, поэтому налоги со временем стали увеличиваться.


Одновременно строился город-дворец Персеполис, достигнувший великолепия при наследниках Дария. Многих ремесленников отправили на его строительство. Всё это ухудшало обстановку в стране, первым выразил недовольство Египет, который восстал против персов. Дарий в это время готовился ко второму походу на Грецию. Но Дарий умер, так и не осуществив своих планов.

Персидский трон занял сын Дария Ксеркс I. Все своё правление ему приходилось подавлять восстания, именно он подавил мятеж в Египте, потом восстание в Вавилоне. При этом поступил жёстко, он обратил Вавилонию в простую сатрапию, жителей увёл в рабство и разрушил город. Ксеркс дал клятву отомстить Греции за триумф над персами при Марафоне, он мечтал сжечь Афины. Это получилось у него в 480 году до н. э., при втором походе.

Царь Персии отомстил - сжёг Афины, но пока Ксеркс устраивал пожары, афиняне и спартанцы нанесли армии персов сокрушительный удар, разгромив её на море у острова Саламин и на земле - при Платеях. Все войско Ксеркса погибло в походе против Греции и по дороге домой. Вернувшись обратно в Персию с небольшим остатком армии, Ксеркс погряз в кознях и бесславно погиб от руки своего начальника дворцовой стражи.

Падение империи

После смерти Ксеркса остальные цари пытались сохранить территорию империи и занимались междоусобными разборками за престол. Так, постепенно из персидской империи стали выходить государства: Лидия (413 г. до н. э.), Египет (404 г. до н. э.), Кипр, Киликия, Хорезм, Сидон, Кария, часть Индии (360 г. до н. э.). Но основная опасность пришла из Македонии, где молодой полководец подчинял себе государства, территории, народы. В 334 году до н. э. князь Александр со своим войском повернул на Восток, все его внимание было направлено на огромную Персидскую империю. В этот период у власти стоял шахиншах Дарий III. Персидские войска в двух главных сражениях проиграли армии Александра Македонского, после разгрома при Иссе (333 год до н. э.) царская семья оказалась в плену у врага. После второго поражения (331 года до н. э.) Дарий III бежал с частью войск в Бактрию. Полководец преследовал беглецов. В бегстве Дарий был убит своим же сатрапом. Когда Александр догнал обоз, то нашёл Дария мёртвым. Так, погиб последний царь династии Ахеменидов. Персидская империя - закончила своё существование, все сатрапии стали частью державы Александра Македонского.