Экологический мини-проект «Осень золотая. Мини проект по биологии на тему: "Осень - чудная пора"(коррекционная школа) Д\и «Чудесный мешочек»

Экологический мини-проект «Осень золотая. Мини проект по биологии на тему:
Экологический мини-проект «Осень золотая. Мини проект по биологии на тему: "Осень - чудная пора"(коррекционная школа) Д\и «Чудесный мешочек»





Правила поведения в природе. Можно НужноНельзя Отдыхать, наслаждаться красотой природы. Заботливо относиться к деревьям и растениям. Ничего ломать и рвать просто так. Собирать плода ягод и деревьев. Брать засохшие ветки и кустарники (если Вы поехали на отдых). Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять. Делать надписей на деревьях. Не рвать цветы для букетов. Изучать природу. Наблюдать за жизнью. Нельзя собирать растения или животных (для коллекции).


Осенние явления. Признаки осеннего времени года. Осенние явления жизни растений. Осенние явления в жизни животных. Опадение листьев. Птицы улетают в теплые края. Листопад.Смена меха у животных. Похолодание.Созревают плоды и семена. Впадение в спячку. Затяжные дожди. Уменьшение дня.




Народные приметы. Если закат красного цвета, то осень не будет дождливой. Ранним утром небо чистое, без облаков – ближайшие дни будут солнечными и сухими. Шерсть зайцев стала белой – подступает очень холодная зима. Очень большой урожай рябины предвещает студеную и раннюю зиму. Если увидите пролетающего лебедя – это к снегу, а пролетающий гусь – к дождю. Пожелтели листья на березе – подступают морозы.






Отрывки из стихотворений. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (Пушкин А.С.)


Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. (Пушкин А.С.)

другие презентации на тему «Проект «волшебница осень»»

«Волшебница зима» - Конец зимы. Ковры из пушистого снега. Называют зиму красавицей, гостьей, рукодельницей, чародейкой… Что мы видим на заднем плане? «Мартовское солнце». Какие чувства вызывает настроение картины? Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях…

«Краски осени» - Лишь затихнет ветерок Кустик ветками взмахнёт. Очей очарованье! Краски осени. А как стихнет ветерок Моя яблонька заснёт. Унылая пора! Ребята, кто знает, как называется картина, на которой изображена природа? А какие краски взял Художник для осеннего пейзажа? Наклонилась вправо, влево. Яблоня в моём саду Гнётся низко на ветру.

«Золотая осень» - Рисую я речку и белую чайку, И тучек бегущих проворную стайку. Я дождик рисую в линейку косую. Я домик рисую, стоящий в сторонке, Я ветер рисую, протяжный и звонкий. Песня «Дождик». Игра «Не промочи ноги». И сад я рисую коричневым цветом, И персики всюду блестят, как планеты. Я осень рисую. Поможем взрослым выкопать картошку.

«Музыка и осень» - Происходит массовое созревание плодов, изменяется окраска листьев, начало листопада. Какие чувства выражены в произведении? Выделяют несколько периодов осени: ранняя, средняя, поздняя и предзимье. Совершилась в мире неизбежность. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Определите характер музыки.

«Левитан Золотая осень» - В 13 лет И.Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Золотая осень». 1895. Учился Исаак у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. Багряно-золотые березы слева как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Родился Исаак в бедной еврейской семье. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам.

«Окружающий мир Осень» - Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Плачет октябрь холодными слезами. Днём всегда светло. "Жалобы лесные". У тебя мы Осень спросим: Что в подарок принесла? "Осенний танец". У всех деревьев есть листья. Хорошо, что ты пришла. "Весёлые фантазёры" Наступила осень. Игра "Встреча с Осенью".


ПРОЕКТ
по биологии на тему «Осенние явления в природе».
Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.
Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.
Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.
План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.
2. Изменения у растений.
3. Изменения у животных.
4. Вывод.
Содержание.
Изменения осенью в неживой природе.
Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.
Загадка: Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь).
Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.
Изменения у растений.
Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!
Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.
Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
Приметы:
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.
Изменения у животных.
Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.
Приметы:
Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.
4. Вывод.
В ходе работы над проектом мы систематизировались знания по теме: «Осенние явления в природе». Мы узнали, что живая и неживая природа осенью изменяется, регрессирует, засыпает. На экскурсии мы осознали красоту осенней природы. В ходе проекта мы работали с информацией: искали загадки, приметы и стихи об осени. Нами были подготовлены доклад, презентация и выступление по теме проекта.


Приложенные файлы

07.04.2015 19:31

Актуализация темы:

Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и

кустарников перед листопадом.

Задачи:

в осенний период.

изменяют окраску.

Объект исследования:

Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и

кустарников.

Гипотеза: Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело или листья боятся холода.

Практическая значимость

Новизна

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Почему осенью листопад"»

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная

школа посёлок Лёвинцы Оричевского района Кировской области

VII районная конференция исследовательских работ и проектов младших

школьников «Я познаю природу»

ПОЧЕМУ ОСЕНЬЮ ЛИСТОПАД

Выполнила работу: ученица 4 класса

Мальцева Александра

Руководитель: Чагина Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

пгт. Лёвинцы

Введение …………………………………………………… I.Литературный обзор ………………………………………

1.1 Причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников

1.2 Листопад у лиственных деревьев и кустарников …………

1.3 Особенности листопада у разных деревьев и кустарников …

II. Методы исследования

2.1 Этапы работы

2.2 Методики исследования

III. Результаты исследования

Проведение исследований по извлечению пигментов из растительного материала, результаты опытов……

Список литературы …………………………………………….

Приложение …………………………………………………

Введение

Актуализация темы:

Мне всегда было интересно узнать, откуда у осени столько ярких разнообразных красок. Ведь летом все листья зелёного цвета. Почему именно осенью листва меняет окраску, и листья становятся жёлтыми, красными, багровыми. На уроке «Окружающий мир» мы изучали сезонные изменения в природе. Принесли с экскурсии много разноцветных листьев. А вот ответа, почему все листья разной окраски, я так и не получила, тогда решила самостоятельно это выяснить.

Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников перед листопадом.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме.

2. Провести наблюдения за окраской лиственных деревьев и кустарников

в осенний период.

3. Исследовать, почему осенью листья на деревьях и кустарниках

изменяют окраску.

4. Выяснить, почему деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья.

Объект исследования: опавшие листья деревьев и кустарников.

Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и кустарников.

Гипотеза: Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело и листья боятся холода.

Практическая значимость : умение самим добывать информацию по нужной теме, находить применение полученным знаниям в повседневной жизни, развитие эстетического вкуса, интереса к экологическим проблемам.

Новизна работы заключается в том, что таких исследований в нашей школе ещё никто не проводил, материала в литературе по данной теме недостаточно.

I Литературный обзор

1.1 Что такое листопад

Листопад - естественное опадание листьев у древесных растений и кустарников осенью, связанное с подготовкой растений к зиме и вызванное изменением длины дня. Лишь у немногих (напр., дуб) листья засыхают и постепенно разрушаются; обыкновенно листья, предварительно потерявшие зелёный цвет и ставшие жёлтыми и красными, опадают. Листья могут опадать массой в определённый период или постепенно, по одному в течение длительного времени. Если растение на какой-либо срок теряет все листья, их называют листопадными. Вечнозелёные растения несут листья круглый год, сменяя их периодически 1 .

1.2 Основные осенние сезоны

Осень – одно из четырёх времён года, между летом и зимой. Осень – переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура воздуха.

Условно осень делится на четыре подсезона.

1 подсезон – начало осени. Начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип, вяза, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября.

2 подсезон – золотая осень. Длится приблизительно с конца сентября по середину октября. В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса.

3 подсезон – глубокая осень (октябрь). С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю).

4 подсезон – предзимье (первая половина ноября). Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название. 2

1.3 Зелёный цвет листьев

Летом все деревья имеют одну окраску – зелёную. А вот осенью те же самые листья приобретают различную окраску. Откуда берутся эти цвета?

Оказывается, листья зелёного цвета потому, что в них содержится особое вещество – хлорофилл. Учёные назвали это вещество хлорофиллом (от греческих слов «хлорос» - зелёный и «филлон» - лист). Хлорофилл считают зелёной кровью растений. Он как будто крошечная кухня внутри каждого листочка! Эта кухня помогает превратить солнечный свет и воду в питание для растений. Наука доказала, что без зелёного листа не только не может жить растение, но не было бы и вообще жизни на Земле. Оказалось, что в клетках листа происходят важнейшие превращения воды и углекислого газа в сахар и крахмал. При этом листья выделяют кислород, которым дышит всё живое на планете. Великий русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев называл лист великой фабрикой жизни. Большую часть жизни Тимирязев посвятил исследованиям хлорофилла. В своей книге «Жизнь растения» он на ярких примерах показал, как питается, растёт, развивается и размножается зелёное растение. Хлорофилл играет главную роль в фотосинтезе. 3 Процесс фотосинтеза можно изобразить вот такой простой формулой.

ВОДА + УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ СВЕТ = ГЛЮКОЗА + КИСЛОРОД

ХЛОРОФИЛЛ

Листья кажутся нам зелёными от большого количества хлорофилловых зёрен, расположенных в листе. Вместе с хлорофиллом в листе есть и другие пигменты 4 - КАРОТИНОИДЫ (жёлтый и оранжевый цвет), АНТОЦИАН (красный цвет и багровый). Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и снова образуется.

Но это происходит только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго, образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. И лист всё время остаётся зелёным. В это время другие пигменты «дремлют». К концу лета - началу осени дни становятся короче. Деревья чувствуют приближение холода и начинают готовиться к зиме. Света растения уже получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, а ночью не успевает восстановиться. Зелёный свет в листе убывает, и заметным становится жёлтый, багряный или красный оттенок. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Деревья и растения подготавливаются к зиме, и дают нам возможность каждый раз восхищаться их прекрасным разноцветьем. 5

II . Методы исследования

2.1. Этапы работы

1 этап – подготовительный : постановка проблемы, выбор объекта, изучение территории, знакомство с методиками и литературой.

2 этап – экспериментальный : проводился сбор опавших листьев на территории пришкольного участка. Определение незнакомых листьев по атласу-определителю, проведение опытов по окраске листьев.

3 этап – аналитический : анализ результатов исследований, выяснение почему листья изменяют свой цвет в осенний период, экспериментальным путём выяснение от чего зависит окраска листьев на деревьях и кустарниках, выделение растительных пигментов.

4 этап – отчетный : оформление исследовательской работы.

5 этап – информационный : с результатами работы были ознакомлены ученики нашего класса и участники районной конференции.

2.2 Методы работы

2.2.1 Опрос одноклассников о причинах изменения окраски листьев.

2.2.2 Наблюдения за изменением окраски листьев в разные подсезоны

2.2.3 Сбор опавших листьев деревьев: берёзы повислой, клёна

американского, осины, рябины, ольхи серой; кустарников: шиповника

майского, сирени, аронии (черноплодной рябины).

2.2.4 Проведение опытов по изменению окраски листьев

Опыты № 1,2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Опыты № 3,4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

III . Результаты исследования

3.1 Результаты опроса одноклассников

Я прочитала в атласе-определителе А.А. Плешакова «От земли до неба» сведения о каждом дереве и кустарнике, который буду изучать, и провела опрос среди одноклассников, пытаясь выяснить, что они думают об изменении окраски листьев перед листопадом.

Опрос одноклассников по теме: «Почему листья меняют окраску?»

3.2 Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников в разные

подсезоны осени

Растение

1 подсезон

2 подсезон

3 подсезон

4 подсезон

Берёза повислая

первые жёлтые листочки

обильное пожелтение листвы

окончание листопада

Клён американский

багряный цвет листьев

опадение листвы

жёлтые и ярко-красные листья

окончание листопада

первые красные листочки

обильное покраснение листвы

опадение листвы

Ольха серая

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

окончание листопада

Шиповник майский

первые красные листочки

обильное покраснение листвы

опадение листвы

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

окончание листопада

пурпурно-красный цвет

опадение листвы

Вывод:

3.3 Результаты опытов

ОПЫТ № 1

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба

Ход работы : для опыта взяла лист сирени, т. к. в нём есть только один пигмент – хлорофилл. Положила в колбу, залила спиртом и стала наблюдать за происходящим. Через 5-7 минут на нём появились тёмные пятнышки. В том месте, где листочек был немного надорван, появился светло-зелёный цвет. Спирт приобрёл светло-зелёный оттенок. Я ждала ещё 20 минут, но цвет ярче не стал.

Вывод: изменение цвета спирта произошло потому, что хлорофилл растворяется в спирту.

ОПЫТ № 2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба, чашка, штатив, сухое горючее, поднос, спички

Ход работы : теперь я колбу со спиртом, в которой уже лежал лист сирени, решила нагреть на водяной бане. Когда вода в чашке нагрелась,

спирт стал окрашиваться в зелёный цвет. Через 5 минут спирт полностью изменил свою окраску

Вывод: хлорофилл растворяется в спирту, а при нагревании этот процесс происходит быстрее. Крепкая спиртовая вытяжка из зелёных листьев на свету выглядит изумрудно-зелёной.

(Приложение №1)

ОПЫТ № 3

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, кастрюля, ложка, 9% уксусная кислота

Ход работы: для опыта взяла листья краснокочанной капусты, т. к. в них есть – антоциан, положила в кастрюлю, поставила на огонь. Когда вода закипела, появился бирюзовый оттенок. Затем цвет воды стал более насыщенным. Я капнула прямо в кастрюлю несколько капель 9% уксусной кислоты и вода в кастрюле приобрела два разных оттенка. Там, куда попала кислота, вода стала розовой, а вторая часть воды осталась бирюзовой. Я помешала ложкой воду в кастрюле, и вода стала ярко - розового цвета. Я достала ложкой листочек капусты и увидела, что сейчас он не фиолетовый, а бледно- жёлтый. На проведение опыта я потратила 15 минут.

Вывод: в листьях краснокочанной капусты есть антоциан, который придаёт листьям розовую окраску.

ОПЫТ № 4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, стеклянная кастрюля, тарелка, стакан, 70% уксусная кислота

Ход работы: взяла 3 листа краснокочанной капусты, положила в кастрюлю с водой и поставила на огонь. Когда вода в кастрюле закипела, вода стала менять цвет. Сначала она окрасилась в светло-голубой цвет, затем вода стала зеленоватого оттенка, на листьях появились белёсые пятна. Я решила подольше поварить листья, через 20 минут они стали тёмно-зелёного цвета, а вода приобрела грязно-красный оттенок. Я перелили воду в стаканчик, капнула несколько капель 70% уксусной кислоты, и вода окрасилась в ярко-красный цвет.

Вывод: этот опыт доказывает, что в листьях растений есть пигмент – антоциан, который придаёт воде красную окраску.

(Приложение № 2)

Общие результаты исследования листьев на предмет выделения пигментов:

опыты

проведение

результаты

вывод

Опыт №1

с листьями сирени

лист сирени опустили в спиртовый раствор

спирт окрасился в светло-зелёный цвет

хлорофилл растворяется в спирту

Опыт №2

с листьями сирени

колбу со спиртом нагревали на водяной бане

спирт приобрёл изумрудно-зелёный цвет

хлорофилл при нагревании

растворяется в спирту быстрее

Опыт №3

листья капусты кипятили в воде, капнули 9% уксусной кислоты

вода окрасилась в розовый цвет

из листьев капусты выделился антоциан

Опыт №4

с листьями краснокочанной капусты

листья капусты кипятили в воде, воду перелили в стакан, капнули 70% уксуса

вода окрасилась в ярко-красный цвет

из листьев капусты выделился антоциан, чем сильнее раствор кислоты, тем ярче цвет

Выводы по результатам исследования:

    Изучив литературу по теме, я узнала, что листопад - это естественное

опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой к зиме.

2. Провела наблюдения за окраской листьев деревьев и кустарников осенью и

увидела, что листья окрашены по-разному.

3. Проведя опыты, узнала, что изменение окраски листьев зависит от того,

какой пигмент, кроме хлорофилла, есть в листе.

4. Выяснила, что деревья и кустарники сбрасывают листву, чтобы выжить в

зимний период.

Моя ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА о том, что осенью деревья болеют, и поэтому меняют окраску листьев, не подтвердилась. Но я поняла, что осенняя окраска листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла есть в листьях.

Моя ВТОРАЯ ГИПОТЕЗА о том, что листья боятся холода и поэтому осенью облетают, тоже не подтвердилась. Но я узнала, что деревьям и кустарникам выгодно сбрасывать листву, чтобы выжить в холодную зиму. Окраска листьев зависит от наличия того или иного пигмента, содержание, которого зависит от длины светового дня.

Список литературы

    Плешаков А. А., От земли до неба. Атлас-определитель [текст]/

М.: Просвещение, - 1998.- 84-91 с.

    Дитрих А., Юрмин. Г., Почемучка. Детская энциклопедия [текст]/

М.: Педагогика-пресс, - 1993. – 182-184 с.

    Детская энциклопедия. Лес [текст]/ - 2003 - № 8. – 24-40 с.

    Граубин Г., Почему осенью листопад [текст]/ М.: Малыш, - 1985. -

    Куркова С. СМ., Сидоренко В. Н. Окружающий мир [текст]/ М.:

Паритет, - 2004. – 27-28 с., 128-129 с.

    Кожевников А. В., Весна и осень в жизни растений [текст]/ М.: Владос, -1983. – 57-59 с.

7. Детская энциклопедия. Мир леса [текст]/ М.: Махаон, 2008. 44-45 с.

8. Сайты в Интернете: www. mne-interesno.su/library/articles/28.xhtml

http://www.countrysideliving.net/ART_Aut

slovari.yandex.ru

Материал из Википедии – свободной

энциклопедии

Приложение № 1

ОПЫТ № 1 и № 2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Рис.1 Рис.2

Приложение № 2

ОПЫТ 3 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Рис.1 Рис.2


Рис.3 Рис.4

Рис.5

ОПЫТ № 4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Рис.1 Рис.2

Рис.4

1 slovari.yandex.ru

2 Материал из Википедии – свободной энциклопедии

3 Фотосинтез - процесс образовария в зелёных листьях питательных веществ на свету.

4 Пигменты – органические соединения, которые есть в клетках растений и окрашивающие их.

5 www.mne-interesno.su/library/articles/28.xhtml