Дом дервиза на английской набережной. Усадьбы фон дервизов соха и старожилово в рязанской области. шаг: оплатить билеты

Дом дервиза на английской набережной. Усадьбы фон дервизов соха и старожилово в рязанской области. шаг: оплатить билеты

А теперь подробнее про этот прекрасный особняк...

Да, это действительно особняк фон Дервиза на Садово-Черногрязской...

Прошлым летом я уже немного писал про него (http://community.livejournal.com/moya_moskva/528696.html) и даже выкладывал фотографии, которые сделал второпях... Сейчас же мне удалось по-дольше в побывать в нём и попытаться запечатлеть самые красивые части интерьера... К сожалению у меня пока нет широкоугольного объектива, который позволил бы показать общие виды комнат и залов, поэтому из-за ограниченности пространства пришлось довольствоваться тем, что получилось... Добавим к этому сложные условия съёмки и полумрак...


Начну с истории...

Не буду вдаваться в историю рода "фон дерВизов", начну сразу с наиболее известного - Павла Григорьевича фон Дервиза (1826-1881). Он был один из первых крупных деятелей в области железнодорожного строительства.

Действительный статский советник. В 1847-57 служил в Сенате и Военном министерстве по провиантскому департаменту. Выйдя в отставку, переехал в Москву, где стал секретарём и членом правления общества Московско-Саратовской железной дороги. В 1863 возглавил правление общества Московско-Рязанской железной дороги, получил государственную концессию на её строительство на выгодных условиях. Жил в Москве в доме правления Рязано-Козловской железной дороги на Каланчёвской улице. В 1868, заработав многомиллионное состояние, отошёл от дел, уехал за границу, жил в Ницце и Лугано. В 1874-76 основал и построил в Москве на свои средства детскую больницу Святого Владимира (в 1922 переименована в детскую клиническую больницу № 2 имени И.В. Русакова, с 1991 носит прежнее название; Рубцовско-Дворцовая улица, 1/3).

табличка перед кабинетов Иосифьяна. Сейчас в нём никого нет

Его сын Сергей Павлович фон Дервиз (годы рождения и смерти не известны), действительный статский советник, землевладелец, владелец рудника «Инзер» на Урале. Предводитель дворянства Спасского уезда Рязанской губернии. С 1903 почётный попечитель женской гимназии имени В.П.фон Дервиз (вместе с братом Павлом Павловичем). Почётный член Московского отделения Русского музыкального общества. Приобрёл орган для Большого зала Московской консерватории. С 1886 жил в особняке на Садовой-Черногрязской улице (д. 6).

Вот, что написано об этом доме в Энциклопедии Москвы: Дом Дервиза, Садовая-Черногрязская, 6. Выстроенный для С.П. фон Дервиза в 1886 на территории усадьбы XVIII в. особняк дворцового типа стоит со значительным отступом от улицы, на парадном дворе. Сравнительно небольшой, дом очень внушителен, что достигается использованием в его архитектуре композиционных приёмов и декоративных деталей в духе зодчества итальянского Ренессанса, характерных для одного из направлений эклектики, редкого в Москве. Центральная часть здания выделена ризалитом с крупным крыльцом, по сторонам которого устроены пандусы для въезда. На них поставлены светильники в виде женских фигур. Фасады облицованы гранитом и покрыты крупным рустом с львиными масками во втором этаже. Над тяжёлым карнизом поставлены тумбы с вазонами. Отделка интерьеров (одна из наиболее ранних работ Ф.О. Шехтеля) крайне представительна - золочёная лепнина стен и потолков сочетается с живописными панно. В 1888-89 здание было увеличено пристройкой (Шехтель), в 1911-12 по линии улицы была установлена высокая каменная ограда (архитектор Н.Н. Чернецов).

В 1904 году С.П. фон Дервиз продаёт этот особняк потомственному дворянину Л.К.Зубаловую, сыну миллионера-нефтепромышленника, владельца нефтяных промыслов в Баку. И в 1911 по его указанию была воздвигнута массивная высокая ограда. По одной версии, чтобы укрыться от любопытных взглядов прохожих и уличного шума, по другой - напуганный событиями 1905 года, Зубалов уехал из Москвы и, возвратившись в 1909 г., попросил у городской управы разрешения построить стену, которая отгородила бы его владения от улицы.

Очень интересный "безключный" сейф. Как-то по-хитрому открывается

Однако уже в 1918 году, жена Зубалова - Ольга Ивановна передает этот особняк Румянцевскому музею и дом официально становится филиалом Румянцевского музея.

Надо скачать, что Иосифьян выбрал себе в качестве кабинета, пожалуй, самую лучшую комнату. Такое обилие голых женщин можно встретить только в его кабинете

В 1920 году в здании размещается особое техническое бюро ВСНХ (Высший совет народного хозяйства), а познее НИИ-20. При этом художественные красоты не пострадали. НИИ-20 в сентябре 1941 года был эвакуирован из Москвы. И здание было передано ВНИИЭМ, которым руководил А.Г.Иосифьян с 1941 по 1993 гг. Руководство ВНИИЭМ и поныне располагается в дома, красота которого охраняется государством.

Витражи... Насколько я знаю некоторые из них сейчас на реставрации

Дверь в шкаф

Женские бюсты из дерева по краям дивана

Собственно бюст самого Иосифьяна...

Пирсидский ковер возрастом более 200 лет. Какая-то арабская делегация, увидев ковёр, предлагала очень большие деньги за него...

Люстра в холле... Везде разные...

И на стене...

Самы красивый витраж с родовым гербом фон Дервизов на пролёте главной лестницы

А это уже комната-сейф. Она расположена в правой пристройке дома. Сейфом она называется из-за мощных и тяжелых входных дверей и таких же окон. Видимо, чтобы никто не влез.
А на фотографии единственный оставшийся дейвствующий камин из чёрного мрамора

Фигурки по краям камина...

Герб фон Дервизов можно найти практически везде... В данном случае на камине

Главная лестница из белого мрамора. Ведёт на второй этаж

Камин на втором этаже. Заглушка с гербом

Потолок

И это потолок

Красивейшие гобелены на стенах

Герб на ограде лестницы

Люста в зале заседаний. Выполнена из богемского хрусталя. Во время реконструкций маляры пытались украсть хрустальные части. Некоторые безвозвратно потеряны

Это вообще один из красивейших залов. Украшены стены и потолки

Край камина

Заглушка в камине. Здесь не бывает плоских поверхностей

Самы красивый камин. Из красного мрамора

Наверное таким был идеал женщины в то время

А это уже чайна комната с атриумом. Правда сейчас лежит снег и всей красоты не видно

Вот такая вот софа перед чайным столом

Мраморный стол

Диван с какими-то японскими мотивами

Фонари у подъезда. Их ещё можно увидеть в советском фильме "Праздник святого Йоргена" 1930 года

Гриффоны на стенах

Вазы на крыше. Внешнее убранство значительно беднее

Дом на Галерной в центре Петербурга имеет очень древнюю историю.

Адрес: Галерная, 33

Первым владельцем особняка значится А.П.Волынский, кабинет-министр при царице Анне Иоанновне (он был казнен в 1740 году за участие в заговоре против Бирона). Потом домом на Галерной владела его дочь, вышедшая за графа Воронцова. Судьба обычного доходного дома кардинально меняется в 1883 году, когда его решает переделать молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863–1918). При нем дом перестраивается в стиле модерн, это задание было поручено архитектору Шрайберу.

Шрайбер большое внимание уделил интерьерам: в них эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко – классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля. В 1902 году дом со стороны набережной Невы надстраивается в два этажа. Современный вид здание, выходящее фасадом на Галерную, приобрело уже при другом хозяине, председателе общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н.Шебеко. Он купил особняк в 1909 году, и по проекту архитектора Максимова несколько видоизменил его.


В 1910 году В. Мейерхольд создает в этом здании Дом Интермедий. На двух этажах особняка Мейерхольд создает и в то же время рвет все традиции: театральный традиционализм в духе старых мастеров Александринки сочетается здесь с идеями Театра будущего Мейерхольда. Дом на Галерной становится одной из главных городских испытательных театральных площадок.


После революции 1917 года особняк был разграблен: сначала здесь открыли райком РКП(б), потом – Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а во дворовом флигеле разместился медвытрезвитель. Наконец, в 1998 году здание было передано в пользование камерному театру «Санктъ-Петербургъ Опера». Последовали долгие годы ремонта, во время которых удалось воссоздать интерьеры конца XIX века. Речь идет о Мавританской гостиной, покрытой позолоченным орнаментом, Кленовой гостиной, украшенной живописным панно, Зимнем саде, сделанном в виде причудливого грота, Красной гостиной (образец итальянского Ренессанса).


В последний день нашей поездки в Рязани снова испортилась погода, и вместо запланированной прощальной прогулки по городу мы решили посмотреть усадьбы фон Дервизов в Кирицах и Старожилово в 40 км от Рязани.

Эти усадьбы довольно необычные, а их история тесно переплетена с судьбами их основателей. Поэтому свой рассказ я начну с самих фон Дервизов.

Рязанский предприниматель Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881) сколотил огромное состояние на строительстве железных дорог. В XIX веке это дело оказалось неимоверно прибыльным, особенно если вдвое завышать стоимость работ, проводить махинации с капиталами и ценными бумагами и иметь влиятельных покровителей. Став одним из богатейших людей России, он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии.

Но сейчас нас интересует не сам Павел Григорьевич, а его дети: Сергей, Павел, Варвара, Андрей и Владимир.

Старший сын Павла Григорьевича - Сергей Павлович фон Дервиз родился в 1865 году. После смерти отца он получил богатое наследство, но отцовская предпринимательская жилка ему не передалась. Занимая в основном представительские должности, Сергей вел активную светскую жизнь, тратя несметные богатства отца.

Приобретя имение Кирицы, Сергей снес влачащую жалкое существование зеркальную фабрику и на ее месте построил роскошную усадьбу. Для этого был нанят молодой архитектор Федор Осипович Шехтель. И к концу ХIХ века на берегу реки Кирицы вырос сказочный замок.

Имение было обнесено оградой. На обширной территории располагались церковь и конный двор, висячие мосты и гроты.

От дворца к лужайке полукругом спускались две величественные лестницы, рядом с которыми симметрично расположились беседки, увенчанные тритонами.

Под лестницами был устроен причудливый грот, на террасе перед ним бил фонтан. Далее можно было спуститься к прудам и саду.

Главное здание усадьбы украсили башенками со шпилями и флюгерами. Между флигелями построили застекленные переходы. Изящный балкон одного из флигелей поддерживали могучие крылья орла.

Через овраг рядом с особняком перекинули Мост любви. По преданию, с этого моста бросилась вниз девушка, безответно влюбленная в Сергея.

Сергей Павлович очень любил свое имение и с удовольствием приезжал сюда каждый год на целое лето. Но, разорившись, после смерти матери в 1908 году он продал всю свою недвижимость и навсегда уехал из России. Он умер в Каннах в 1943 году.

Имение стояло заброшенным, пока советские власти не разместили здесь училище, а затем - дом отдыха.

Младшие братья и сестра Сергея - Владимир, Андрей и Варвара - прожили очень недолго, их поразил серьезный недуг - костный туберкулез. Владимир и Андрей скончались младенцами, Варвара умерла в 16 лет. Отец не смог пережить потерю детей, он умер сразу после смерти любимой дочери.

И вот ирония судьбы: в усадьбе Кирицы с 1938 года и по сей день располагается детский санаторий, где лечатся больные костным туберкулезом дети.

Теперь перейдем к еще одному брату Сергея - Павлу Павловичу фон Дервизу.

На момент смерти отца Павлу исполнилось 11 лет, и в наследство он получил имение в деревне Старожилово. Как и старший брат, Павел был весьма обеспеченным человеком. Он увлекся разведением элитных скакунов и основал в Старожилово конный завод, причем в качестве архитектора по совету брата привлек все того же Ф.О. Шехтеля.

Начиная с 1893 года, за шесть лет здесь построили 12 зданий, включая усадьбу, сам конный завод, кузницу, дома для рабочих и церковь.

В начале ХХ века в конюшнях содержалось несколько тысяч лошадей. Элитных скакунов покупали за рубежом, рысаки побеждали в скачках. На Старожиловском заводе разводили лошадей самых престижных пород для гвардейских кавалерийских полков.

Помимо разведения лошадей у Павла было еще одно увлечение - математика. Он сдал экстерном экзамены в университете за весь курс математики и стал преподавать в им же основанной гимназии.

В годы Первой мировой войны Павел патриотично сменил немецкую фамилию, и, переведя слово «Wiese» на русский язык, стал Павлом Павловичем Луговым.

После революции Павел был арестован, его выпустили только благодаря ходатайству бывших учеников гимназии фон Дервиза. Луговой устроился преподавателем Рязанских кавалерийских командных курсов, которые открылись на базе Старожиловского конного завода. Одним из его учеников стал будущий маршал Победы Г.К. Жуков.

Но вскоре курсы перевели в другое место, Павел Павлович с семьей скитался с места на место и, в конце концов, обосновался в Тверской области. Он работал учителем математики в сельской школе, скончался Павел в 1943 году.

А конный завод, основанный Павлом Павловичем фон Дервизом, существует до сих пор.

В Старожилово у нас была еще одна интересная встреча. Прямо на асфальте паслась маленькая стайка индюков с индюшками. Курам и гусям мы уже не удивляемся, а вот индюков увидели впервые.

Когда мы захотели сфотографировать птичек поближе, от стаи выдвинулся индюк, надулся, стал поперек себя шире в два раза и, шипя, направился к нам. Он был так воинственно настроен, что мы решили убраться восвояси:)

На этом я заканчиваю рассказ об осеннем путешествии. Оно было интересным для нас, немного необычным - мы не так много мест объехали, но зато вволю порыбачили (правда, без особого улова), отдохнули и даже немного загорели. Воспоминаний хватит надолго:)

Спасибо за внимание! И до новых путешествий! :)

Кто бы мог подумать, что именно сбор кинолокаций снова окунёт меня в тему Дервизов по самые уши. С превеликим удовольствием смотрю, листаю, перечитываю сообщения некогда активной рубрики (с изрядно траченными молью фотоиллюстрациями). Вспоминается тот безумный марш‒бросок до града Петрова в конце октября 2010 г (хмурый день по первоснегу ‒ весьма подходящая погода для культурных прогулок) с одной единственной целью ‒ экскурсия в особняк фон Дервиза на Галерной, 33, где ныне расположен камерный музыкальный театр "Санктъ‒Петербургъ Опера" режиссера Юрия Александрова. Режиссеру огромное человеческое спасибо. что до переселения в здание добился проведения в нем масштабной реставрации.

Но как‒то не сложилось у меня сразу написать, рассказать о той поездке, а со временем и вовсе тема ушла на задворки актуальных интересов. Листаю днями какой‒то невнятный костюмный сериал "Судьба по имени Фарман" (2011) о начавшемся накануне Первой мировой романемолодого офицера-лётчика с балериной императорского театра и что вижу. Главная героиня репетирует свои па и фуэте в зале дервизовского Грота! Да, я могу сколь угодно отвлекаться от тем, могу годами к ним не обращаться, но память‒то не отключишь! Тем более когда речь идет об уникальном интерьере, некогда виденном своими глазами.

Дальше больше. Тут вам и входная дверь определённым ракурсом, чтобы современное название театра в кадр не попало, тумбу афишную для антуража поставили. Стеклопакеты хоть не травят глаз ослепительной белизной пластика, куда сейчас без них.

Мимолетно даже засветилась часть интерьера Кленовой гостиной. А за спинам дам, что приветствует наш бравый герой‒летчик, открывается вид на позолоту Мавританского зала, который в самом сериале не показан.

Зато в сериале "Секретная служба Его Величества" (2006) Мавританская комната представлена во всем великолепии. А как же! Ведь она играет роль апартаментов дворца Эмира Бухарского. Когда‒то давно при просмотре наскринила автоматически картиночек, не предполагая, что они могут пригодиться (хорошо быть запасливой белочкой))

И вдруг на днях, на волне пересмотра чеховских экранизаций, случается очевидное ‒ невероятное. Причем второе в буквальном смысле ‒ "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад" (1984) . Снова интерьеры особняка Дервиза на Галерной в роли апартаментов героя Алексея Петренко, банкира, заключившего с бедным студентом то самое невероятное пари. Следуя в свой кабинет, банкир проходит поочередно мавританскую комнату, малиновую комнату и кленовую гостиную, хотя в реале этого сделать нельзя, расположение комнат совсем иное.

Тут можно было бы немного рассказать об истории особняка, про Дервизов уж рассказывать не буду (сколько можно!). Про уникальный зимний сад в виде грота, материалы для создания которого привезены из Ниццы (места, где находился дервизовский Шато де Вальроз , ныне там располагается Университет Ниццы); на момент создания грот не имел аналогов в мире, это они чуть позже станут модным явлением. Про маританскую комнату, которая наоборот, была очень востребована в оформлении интерьеров статусных домов, но так как делали её чисто из декоративных соображений, то допустили много ошибок с цитированием Корана и расположением этих цитат. Про Кленовую гостиную в стиле "Людовика XVI" с изящной резьбой по дереву и росписью картин по тончайшей коже. Про Малиновый зал, должный стать картинной галерей, но сего так и не случилось. А так же можно рассказать о Белом театральном зале, пышущем золотом елизаветинского барокко, который в данном сообщении не рассматривается по причине отсутствия его в фильмах. Много можно написать, но я знаю, как всех утомляют многобукав. Поэтому просто картинки залов моими глазами. А для не ленивых и любопытствующих в конце сообщения есть видеоэкскурсия по особняку с кучей интересных подробностей.

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» был создан режиссером Юрием Александровым в 1987 году.
В 1998 году театр обрел собственную сценическую площадку, ею стал особняк барона фон Дервиза (Галерная, 33), история которого тесно связана с музыкально-театральной историей Петербурга.

История особняка включает несколько эпох. От домашнего театра фон Дервизов до театральной площадки Всеволода Мейерхольда, от советского Дома культуры до театра Юрия Александрова.
Первым владельцем особняка был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII века кабинет-министр при Анне Иоанновне А.П.Волынский, казненный в 1740 году за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И.Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репину. В 1870 году архитектор Ф.Л.Миллер переделывает фасад и надстраивает еще один корпус.
В 1883 году эту территорию вместе с соседним участком приобрёл Павел Григорьевич фон Дервиз. После смерти Павла Григорьевича в особняках со стороны набережной поселился его младший сын Сергей (1863–1918) .
В 1884 году, с достижением совершеннолетия, он стал стал распоряжаться значительными средствами, оставшимися от отца. К 25-летнему юбилею Русского музыкального общества пожертвовал 200 тысяч рублей. Однако его безрассудная расточительность привела к возобновлению опеки над ним со стороны брата отца, Д. Г. Дервиза.
В рассмотрение обстоятельств дела фон Дервиза вмешались влиятельные государственные деятели С.Витте и К.Победоносцев: опеку сняли, и честное имя барона удалось спасти.
В 1885 году Сергей Павлович реконструировал находящиеся на участке здания, для чего пригласил архитектора Петра Павловича Шрейбера. Зодчий оформил не только хозяйский особняк, но и здание со стороны Галерной улицы, предоставленное для проведения музыкальных концертов и представлений.
После событий 1905 года С. П. фон Дервиз решил покинуть Россию и стал распродавать свою недвижимость. В 1908 году уехала во Францию жена с сыном; Сергей Павлович, распродав свои имения и особняки, уехал следом.

Дом С. П. фон Дервиза построен на сквозном участке, в связи с чем имеет два адреса: Английская набережная, 34, Галерная улица, 33, 35.
Английской набережной, 34, парадное крыльцо




Интерьеры этого дома сохранились до наших дней: Белый зал, Мавританская гостиная, Кленовая гостиная, Красный зал, зимний сад.
В 1902 году дом со стороны набережной был надстроен на два этажа, утратив при этом вид особняка. В 1909 году особняк на Галерной и часть дома на Английской набережной купил шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н.Шебеко. Его мать приходилась племянницей жене Пушкина Наталье Николаевне.
В октябре 1910 года Мейерхольд создал «Дом интермедий», где творил под псевдонимом Доктор Дапертутто. Несмотря на блистательные сценические эксперименты, «Дом интермедий» был вынужден прекратить свое существование в связи с финансовыми проблемами в конце 1911 года.
В концертном зале продолжали давать спектакли и концерты. Здесь выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Айседора Дункан. В 1915 году здание перешло театральным курсам Поллак.
После революции 1917 года особняк был разграблен и в разные годы использовался по-разному. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом – Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а дворовый флигель занял медвытрезвитель. Помещения, выходившие на Красную (Галерную) улицу, в 1946 году были отданы клубу рабочих Адмиралтейского завода «Маяк». Долгие годы особняк влачил жалкое существование, чудом сохранив часть уникальных интерьеров.

Благодаря усилиям Юрия Александрова с 2000 года начались восстановительные работы. Частично заменили полы и электропроводку, вставили стекла, двери, укрепили потолки. Отреставрировали Белый театральный зал, сцену, грот, фойе и артистические уборные. Воссоздали занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза. Была проделана поистине гигантская работа по возвращению в нормальное состояние некоторых помещений здания. В главном, Белом зале, выполненном в стиле барокко, был расчищен потолок, и под слоем масляной краски обнаружился удивительной красоты плафон с изображением голубого неба, в котором под облаками витают три ласточки.

Фойе и лестница в гостевой части особняка выполнены архитектором А.Максимовым в начале XX века. Бронзовые львы, украшающие лестницу слева и справа, являются одним из геральдических символов рода фон Дервизов.





Лестница приведетна нас к удивительному по красоте гроту.

ГРОТ
Уникальный зал, не имевший на момент создания никаких аналогов не только в Европе, но и во всем мире. Один из первых оригинальных образцов зарождающегося архитектурного стиля модерн.
Стеклянный световой потолок и окно во всю стену здесь присутствуют не по прихоти, а по необходимости: зал представлял собой зимний сад, оранжерею для солнцелюбивых тропических растений.










Стены искусно имитируют поверхность настоящих гротов, которые можно найти на Лазурном берегу. Сталактиты выполнены из папье-маше.



БЕЛЫЙ ЗАЛ
Зрительный зал вмещает 173 зрительских места.
Зал ослепляет зрителей своим великолепием.


Огромные зеркала на стенах — подлинные, конца XIX века, покрыты серебряной амальгамой.










Гений Музыки с лирой в руках.

КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ
Красная гостиная была задумана изначально как картинная галерея.

МАВРИТАНСКАЯ ГОСТИНАЯ
Мавританская, она же Золотая, гостиная – невероятно модный, по меркам 80-х годов XIX века, интерьер. Каждый богатый владелец особняка или дворца старался заполучить себе такую комнату, и Сергей Павлович фон Дервиз, благодаря архитектору Петру Шрейберу, стал обладателем одной из самых оригинальных.


В Мавританской гостиной есть потайная дверь, позволявшая владельцу неожиданно проникать в театральный зал и устраивать своим гостям сюрприз.


Стены украшены сусальным золотом,