Демьян Бедный. Биография. Демьян Бедный: биография, личная жизнь, творчество, фото Опала на Демьяна Бедного. Смерть поэта

Демьян Бедный. Биография. Демьян Бедный: биография, личная жизнь, творчество, фото Опала на Демьяна Бедного. Смерть поэта
Демьян Бедный. Биография. Демьян Бедный: биография, личная жизнь, творчество, фото Опала на Демьяна Бедного. Смерть поэта

Бедный Демьян - псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова.

Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов) - русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель.

Демьян Бедный Биография

Родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев). До 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у матери в деревне, в обстановке ужасающей нужды, разврата и зверства. Эти тяжелые годы дали Бедному хорошее знакомство с жизнью деревни, особенно с ее теневыми сторонами. Когда Бедному было 14 лет, отец определил его на казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу. Здесь мальчик пристрастился к чтению: познакомился с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Никитиным. Здесь же имели место первые литературные опыты (сатирические стихи на школьные темы).

По окончании школы отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский университет. Школа и солдатчина воспитали Бедного в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Демьяна, но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением. Бедный сблизился с поэтом П. Ф. Якубовичем и через него с редакционной группой журнала «Русское Богатство», т. е. с революционно-демократическими и народническими кругами.

В январе 1909 Д. Б. дебютировал в «Русском Богатстве» стихотворением за подписью Е. Придворова.

В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты «Звезда», Бедный стал сотрудничать в ней - сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию. В 1912 он участвовал в основании газеты «Правда» и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина.

В 1913 Бедный был арестован. В годы империалистской войны Бедный был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. «Современный Мир» и в разных провинциальных изданиях. После Февральской революции Бедный сотрудничает в «Правде» и др. большевистских газетах. После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданской войны, выступает на фабриках и заводах. В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Бедного за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени.

С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Идеология Бедного - идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата.

Стихи Бедного периода «Русского Богатства» по содержанию и форме - обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Бедного в «большевика поэтического рода оружия» (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии. Тематика Бедного охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям Бедного значение своеобразной художественной летописи революции. Дореволюционные стихи говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне и т. д. В период Временного правительства Бедный борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов. Красная армия находит в Бедном своего художника-агитатора. Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался «к обманутым братьям в белогвардейские окопы». Одновременно отмечал недостатки советского строительства.

Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы «Красноармейцы», «Мужики», «Царь Андрон» и др.). Весьма обширно антирелигиозное творчество: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства («Отцы духовные, их помыслы греховные»), в поэме же «Новый завет без изъяна» Бедный идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия. Нэп вызвал Бедного на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией. Многочисленны также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и т. д.).

Жанры, которыми пользуется Бедный, крайне разнообразны. Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику («В огненном кольце» и др.). Реже встречается лирика интимная («Печаль», «Снежинки»), тоже социально направленная. Прибегает Бедный и к эпосу: хронике («Про землю, про волю, про рабочую долю»), абстрактному сюжетному эпосу («Главная улица») и конкретному сюжетному эпосу («О Митьке бегунце и об его конце», «Клятва Зайнет» и др.). Особенно часто пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом.

В эпоху «Звезды» и «Правды» и империалистской войны основным жанром стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Бедный принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Бедный пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора. Характерно для него снижение сюжета и стиля, - прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию. Бедный любит пародировать «высокий стиль» (следует отметить бытовую трактовку евангелия в «Новом завете»). Основной источник технических новшеств стиха - фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д.

Популярность Бедного чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземплярах и имели широкий и действенный отклик в массах. По данным красноармейских библиотек Бедный самый читаемый автор. Некоторые стихи стали популярными народными песнями («Проводы» и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Бедного, официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества. Начало серьезной критической литературе о Бедном положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923). Отдельные произведения неоднократно издавались брошюрами и книжками.

В 1923 изд-во «Крокодил» выпустило «Собрание сочинений» Бедного в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. ГИЗ выпускает «Собрание сочинений» в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича. Издательством Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Бедного на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. «Книгоспiлка» выпустило «Новый завет без изъяна» в переводе О. Вараввы. Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского «Демьян Бедный», М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).

С началом Великой Отечественной войны публикации возобновились, сначала под псевдонимом Д. Боевой, потом к концу войны, под первоначальным псевдонимом. В «военных» стихах и баснях Бедный полностью противоречил своим произведениям, написанным в 1930-х годах, призывал братьев «помянуть старину», утверждал, что верит «в свой народ» и при этом продолжал восхвалять Сталина. Новые «стихи» Демьяна так и остались незамеченными. Не сумел он вернуть и прежнее положение, и расположение вождя.

Последнее критическое партийное постановление, касающееся поэта, вышло уже посмертно: 24 февраля 1952 года были подвергнуты идейному разгрому издания Д. Бедного 1950 и 1951 годы за «грубейшие политические искажения»: в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. В 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

(настоящее имя и фамилия - Ефим Алексеевич Придворов)

(1883-1945) советский поэт

Ефим Алексеевич Придворов, будущий пролетарский поэт Демьян Бедный, родился на Херсонщине, в деревне Губовке, в семье крестьянина. Детство его было полно невзгод и лишений. Первые годы жизни мальчик провел в городе Елизавет-граде, где его отец служил церковным сторожем.

Позднее Бедный вспоминал в своей биографии: «Жили мы вдвоем в подвальной каморке на десятирублевое отцовское жалованье. Мать с нами жила редкими временами, и чем эти времена случались реже, тем это для меня было приятнее, потому что обращение со мной со стороны матери было на редкость зверское. С семи лет и до тринадцати мне пришлось вытерпеть каторжную совместную жизнь с матерью в деревне у деда Софрона, удивительно душевного старика, любившего и жалевшего меня очень».

Через некоторое время будущий поэт попадает в казарменную обстановку киевской военно-фельдшерской школы, заканчивает ее и какое-то время служит по специальности. Но очень рано пробудившаяся страсть к книгам, интерес к литературе не оставляют Ефима. Он много и упорно занимается самообразованием и уже в двадцатилетнем возрасте, сдав экстерном экзамен за гимназический курс, становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета.

Это было в 1904 году, накануне первой русской революции. В годы университетской учебы, в обстановке, когда в стенах «храма науки» на Васильевском острове кипели сходки, манифестации, демонстрации, происходил сложный процесс формирования и становления личности будущего поэта. В той же автобиографии Бедный писал: «После четырех лет новой жизни, новых встреч и новых впечатлений, после ошеломительной для меня реакции последующих лет я растерял все, на чем зиждилось мое обывательско-благонамеренное настроение».

В1909 году в журнале «Русское богатство» появляется новое литературное имя - Е.Придворов. Тогда впервые были напечатаны стихи, подписанные этим именем. Но эти стихи и дружба с ветераном народнической поэзии П.Ф. Якубовичем-Мельшиным были лишь кратким эпизодом из жизненного и творческого пути поэта. Имя персонажа одного из первых стихотворений Придворова «О Демьяне Бедном, мужике вредном» (1911) становится его литературным псевдонимом, популярным среди миллионов читателей. Под этим псевдонимом с 1912 по 1945 годы появляются на страницах газет и журналов его произведения.

Демьян Бедный в своем творчестве, на первый взгляд, традиционен, привержен обкатанной многими форме, ритму, интонации стиха. Но это только поверхностное и обманчивое впечатление. Так же как его предшественник и учитель Некрасов, Демьян Бедный - смелый и вечно ищущий новатор. Традиционные формы он наполняет новым, кипучим и острым, содержанием эпохи. И это новое содержание неизбежно обновляет старую форму, позволяет поэзии выполнять дотоле неведомые ей задачи большой важности - быть близкой и доступной сердцу современников.

Стремясь к основному - сделать произведение понятным, доходчивым для любого читателя, Демьян Бедный, помимо излюбленной им басни, пользовался и такими легко доступными для восприятия жанрами, как частушка, народная песня, сказка, легенда (все эти жанры мастерски, например, сочетаются в повести «Про землю, про волю, про рабочую долю»). Он писал также стихи, построенные на комическом эффекте смешения разностильных направлений, как, например, «Манифест барона фон Врангеля». Вот пример из «Манифеста...»:

Ихь фате ан. Я нашинаю.

Эс ист для всех советских мест.

Для русский люд из краю в краю

Баронский унзер манифест.

Вам мой фамилий всем известный:

Ихь бин фон Врангель, герр барон.

Я самый лючший, самый шестный

Есть кандидат на царский трон.

Послюшай, красные зольдатен:

Зашем ей бьетесь на меня?

Правительств мой - все демократен,

А не какой-нибудь звиня...

Предельная ясность и простота формы, политическая актуальность и острота тематики деали стихи Д. Бедного любимыми самой широкой аудиторией. За три с лишним десятилетия его творческой деятельности поэт запечатлел весь калейдоскоп событий общественно-политической жизни страны.

Поэтическое наследие Демьяна Бедного олицетворяет преемственность его поэзии по отношению к великим предшественникам. Его творчество несет на себе выразительные знаки плодотворного влияния Н.А.Некрасова и Т.Г.Шевченко. У них он учился, в числе прочего, непревзойденному мастерству использования богатейших источников устного народного творчества. Нет, пожалуй, в русской поэзии такого вида и жанра, к которому бы, исходя из особенностей темы и материала, не прибегал Демьян Бедный.

Конечно, его главным и самым любимым жанром была басня. Она помогала в дореволюционной оде прятать от цензуры крамольные мысли. Но, кроме Демьяна Бедного - баснописца мы знаем Демьяна Бедного - автора стихотворных повестей, легенд, эпических и лирико-публицисти-ческих поэм, таких, например, как «Главная улица» с ее поразительным лаконизмом, чеканным ритмом, патриотическим накалом каждого образа, каждого слова:

Главная Улица в панике бешеной:

Бледный, трясущийся, словно помешанный.

Страхом смертельным внезапно ужаленный.

Мечется - клубный делец накрахмаленный,

Плут-ростовщик и банкир продувной,

Мануфактурщик и модный портной,

Туз-меховщик, ювелир патентованный,

- Мечется каждый, тревожно взволнованный

Гулом и криками, издали слышными,

Средь облигаций меняльной конторы...

Демьян Бедный известен как мастер стихотворного фельетона, броской, разящей эпиграммы, стихов малой формы, но значительной емкости. Поэт-трибун, поэт-обличитель всегда был готов отправиться в самый дальний уголок страны ради встреч со своими читателями. Интересный разговор состоялся однажды у Демьяна Бедного с организаторами его поездки на Дальний Восток. Его не интересовала материальная сторона. «Солнце есть? - спросил он. - Есть. -- Советская власть есть? - Есть. - Тогда еду».

Годы, прошедшие со дня смерти поэта, - достаточно значительный срок для того, чтобы созданное им испытать временем. Конечно, из огромного количества произведений Демьяна Бедного отнюдь не все сохраняет свою прежнюю значимость. Те стихи на частные темы революционной действительности, в которых поэту не удалось подняться на высоту широкого художественного обобщения, остались просто интересным свидетельством времени, ценным материалом для истории эпохи.

Но лучшие произведения Демьяна Бедного, где его талант раскрылся в полной мере, где сильная патриотическая мысль и горячее чувство современника важных событий в истории страны нашли выражение в художественной форме, - эти произведения по-прежнему сохраняют свою силу и действенность.

Характеризуя особенности русской литературы, А.М.Горький писал: «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление - понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». Эти слова как нельзя лучше подходят для оценки жизни и творчества Демьяна Бедного.

Биография Демьяна Бедного имеет большое значение в истории отечественной литературы. Это известный советский писатель и поэт, общественный деятель, публицист. Расцвет его творчества пришелся на первые годы существования советской власти. В этой статье мы расскажем о его судьбе, творчестве и личной жизни.

Детство и юность

Рассказывать о биографии Демьяна Бедного начнем с 1883 года, когда он родился в небольшом селе Губовка на территории Херсонской губернии. Его настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов. Отец поэта был крестьянином, который уехал в город на заработки. Мать, оставшаяся одна, вела разгульный образ жизни, практически не заботилась о сыне.

Ефим окончил четыре класса сельской школы, а потом был призван в армию. После призыва он учился в военно-фельдшерской школе в Киеве, служил в лазарете в Елисаветграде. В свою деревню он больше никогда не возвращался.

В 1904 году Ефим получает аттестат зрелости, с которым поступает на историко-филологический факультет университета в Санкт-Петербурге. Он добросовестно учится, платит 25 рублей в год, зарабатывая частными уроками.

В этот период наступают изменения в личной жизни Демьяна Бедного. В биографии поэта случает судьбоносная встреча с Верой Косинской, которая была одной из его учениц. Она стала его первой женой. В 1911 году у них родилась дочь Тамара.

Первые публикации

В 1899 году Придворов публикует свои первые стихи. Эти произведения были написаны в духе романтической лирики или монархического патриотизма.

В университете оказывается немало будущих большевиков. В биографии Демьяна Бедного большое значение имеет знакомство с Бонч-Бруевичем, после чего его стихи приобретают бунтарский характер. Именно тогда появляется псевдоним "Бедный". Это было прозвище его дяди, который был в деревне атеистом и народным обличителем. Рассказывая краткую биографию Демьяна Бедного, нужно упомянуть, что впервые это имя появляется в стихотворении 1911 года "О Демьяне Бедном, мужике вредном". А подписываться им герой нашей статьи начинает с басни "Кукушка" 1912 года. Стихи публикуются в социал-демократической газете "Звезда". Издание было легальным, но из-за его произведений неоднократно штрафовалось.

В 1912 году поэт становится членом Российской социал-демократической рабочей партии. С тех пор остросатирические басни Демьяна Бедного выходят в большевистских журналах и газетах "Невская звезда", "Правда", "Наш путь".

В 1913-м была издана первая его книга. В биографии Демьяна было непростое время, так как полиция пристально следила за ним. Номера газет с его стихами конфисковались, дома постоянно устраивались обыски.

В университете поэт учился 10 лет, но так его и не окончил. Он умышленно оттягивал сроки сдачи экзаменов, так как после этого лишился бы права жить в Петербурге и должен был бы отправиться дослуживать в Елисаветград.

Первая мировая война

Во время войны писатель попал под мобилизацию. На фронте был фельдшером в санитарно-гигиеническом отряде.

Был награжден Георгиевской медалью за спасение раненых с поля боя. С 1915 года служит в резервной части. Возможно, из-за подозрений в неблагонадежности он был уволен в запас.

С тех пор его уже нигде не печатают, поэт устраивается делопроизводителем в Петрограде. В 1916 году рождается его младшая дочь Сусанна.

Октябрьская революция

После Февральской революции Бедный сотрудничает с большевистской газетой "Известия", а потом и с "Правдой". Басни поэта нравились Ленину, который считал их истинным пролетарским творчеством.

В переписке они состояли еще с 1912 года, а в 1917-м познакомились лично. Ленин часто цитировал стихи Бедного во время своих выступлений. Поэта даже выдвинули делегатом от большевиков на выборы в Рождественскую думу.

Весной 1918-го он переезжает с советским правительством в Москву, получив квартиру в большом Кремлевском дворце. Здесь он поселяется с женой, детьми, тещей и няней. Вскоре у него рождаются два сына - Дмитрий и Святослав.

Во время Гражданской войны он занимается агитационной работой в Красной армии. В стихах тех лет часто превозносит Ленина и Троцкого.

Неоднозначный успех

Положение поэта в то время было противоречивым. С одной стороны, он казался окружающим успешным и популярным автором. В 20-е годы прошлого столетия его книги вышли общим тиражом около двух миллионов экземпляров. Его наградили орденом Красного Знамени, сравнивали с Горьким.

С другой стороны, творчество и биографию Демьяна Бедного многие оценивали критически. Для многих его фигура была неприемлема в качестве литературного эталона. Раздражал его воинствующий идеализм, поверхностность, шаблонность речи и образов, всяческое отсутствие поэтического мастерства.

Во внутрипартийной борьбе во второй половине 20-х годов был на стороне Сталина. За счет этого продолжал пользоваться благами со стороны власти. С будущим генералиссимусом у него были близкие отношения.

Помимо произведений на актуальные политические темы, уделял большое внимание фельетонам и антирелигиозной пропаганде. Можно отметить его "Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна", "Крещение". Сатира поэта была посвящена критике фашизма и империализма.

Опала

Говоря кратко о самом важном в биографии Демьяна Бедного, отметим, что в начале 30-х годов он оказался в опале. Все началось с осуждения его стихотворных фельетонов "Без пощады" и "Слезай с печки", появившихся в "Правде". Автора обвиняли в огульном охаивании всего русского. При этом в последнем произведении говорилось о восстании в Советском Союзе и покушении на Сталина.

Бедный пожаловался Сталину, но тот резко ответил, что поэт слишком далеко зашел в необходимой критике общественных процессов, которая превратилась в клевету на прошлое и настоящее страны.

После этого многое изменилось в биографии Демьяна Бедного. Стихи и басни поэта стали подчеркнуто партийными и благонадежными. Слова Сталина он начал регулярно использовать в качестве эпиграфов к своим произведениям. Обрушился с критикой на Троцкого в стихотворениях "Правда. Героическая поэма" и "Пощады нет!".

В 1933 году, в канун своего 50-летия, он был награжден орденом Ленина. При этом параллельно продолжалась его критика на партийном уровне. В 1934 году на Первом съезде советских писателей его обвинили в политической отсталости. Незадолго до этого выселили из кремлевской квартиры. В 1935 году разразился скандал, когда была найдена тетрадь с оскорбительными характеристиками, которые Бедный давал видным деятелям правительства и партии.

В 1933 году поэт развелся с супругой. А в 1939-м женился на артистке Назаровой.

Критика произведений

В 1936 году Молотова и Сталина возмутила комическая опера "Богатыри", для которой поэт написал либретто. Спектакль был осужден как антипатриотический.

В 1937-м в письме в редакцию "Правды" Сталин называет литературным хламом очередную антифашистскую поэму героя нашей статьи "Борись или умирай", усмотрев в ней критику не фашистского, а советского строя.

В конце того же года появилась разгромная статья в "Правде" под названием "Фальсификация народного прошлого". Бедного обвиняли в искажении русской истории, проявившейся в очернении богатырей и героев Древней Руси.

В конце жизни

В 1938 году Бедный был исключен из Союза писателей и партии с формулировкой "за моральное разложение". Его окончательно перестали печатать, а объектам, которые успели переименовать в его честь, возвращали прежние названия.

Оказавшись в опале, поэт бедствовал. Он продолжал в стихах хвалить Ленина и Сталина, но в личных беседах негативно высказывался о вожде и партийной верхушке.

Когда началась Великая Отечественная война, его вновь начали публиковать. Сначала под псевдонимом Д. Боевой, а затем под прежним именем. Участвовал в "Окнах ТАСС", сотрудничал с Кукрыниксами в создании агитационных плакатов. Его антифашистские песни и стихи были проникнуты призывами вспомнить старину и восхвалениями Сталина. Но эти стихи так и остались незамеченными, вернуть прежнее расположение вождя ему не удалось.

25 мая 1945 года поэт умер в санатории. Диагноз - паралич сердца. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Позже поэт был реабилитирован, в 1956 году его посмертно восстановили в партии.

Советский поэт, писатель.

При рождении – Ефим Алексеевич Придворов. Псевдонимом Демьян Бедный хотел подчеркнуть свое простое происхождение – отец был простым рабочим. Критики характеризуют творчество Бедного достаточно противоречиво: он был бесспорно талантливым, но был вынужден идти по системному режиму государства.

Свой творческий путь начал с публикации в большевистском издании. Его стихи, фельетоны, басни получались живыми, выразительными, удивительно точными. Народу пришлись по душе работы Бедного, что они призывали взять его стихи за эталон всей советской литературы. Правительство также восторженно принимали Демьяна Бедного, и выделили ему квартиру в Кремле. На почве литературы поэт подружился со Сталиным. Но когда Сталин перешел к полной власти над государством, он пересмотрел свое окружение. Демьян Бедный попал в список опальных. Несмотря на все неприятие нынешней власти, Бедный должен был ее восхвалять.

По легенде, к нему был приставлен шпион, который передавал его слова Сталину, зачастую искаженные, с противоположным смыслом. Началась травля, которая продолжалась до конца жизни Демьяна. Стихи подвергались разгромной критике, практически перестали печатать. Бедный начал писать восторженные оды власти, положительно характеризовал все их поступки, даже снос храма Христа Спасителя. Все это не помогло, его исключили из Союза писателей. Только после смерти Сталина его репутация была восстановлена, вернулся интерес к его произведениям.