Демократия. Политические принципы демократии Принципы политической демократии разработаны в рамках

Демократия. Политические принципы демократии Принципы политической демократии разработаны в рамках

Современная демократия

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются:

  • народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;
  • свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;
  • политический плюрализм;
  • гарантированный доступ всех к политическим институтам;
  • контроль представительных институтов за работой правительства;
  • устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципы демократии:

  • принцип народного суверенитета, согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ
  • свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей
  • участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)
  • конституционализм , при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом
  • наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство
  • принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на:

  • прямую;
  • представительную.

Прямая демократия

Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных . Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

1) Что такое политика: взаимоотношения по поводу власти различных социальных групп с целью удовлетворения общественно значимых интересов и потребностей

2) Структура политики включает в себя следующие элементы: политическая организация, политические отношения, политическое сознание.

3) Субъекты политики – это: индивиды и социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности

4) Какой из приведенных признаков политической власти указан ошибочно: подчиненное положение по отношению к экономической власти

5) Что такое легитимация власти: обоснование и оправдание власти, признание ее народом.

6) Какой из исторических типов легитимности характерен для современного либерально-демократического общества: конституционный

7) Специфической чертой политической власти, в отличие от других видов власти, являются: отношения господства и подчинения

8) К «чисто» политологическим предметным областям политической науки относятся:политическое сознание и поведение;

9) Формирование знаний о политико-властных отношениях и их роли в обществен­ной жизнедеятельности характеризует такую основополагающую функцию поли­тологии, как:теоретико-познавательная.

10) С точки зрения демократически организованного общества потребность в поли­тике обусловливается необходимостью:поддержания социальной стабильности и порядка;

11) Какие из перечисленных ниже обличий политики можно обнаружить внутри лю­бой общественной группы?соискание власти.

12) Что из перечисленного ниже относится к разряду первичных субъектов политики?политические партии и избирательные блоки.

13) В современном обществе с его исключительно сложной социальной организацией и наличием публичной власти в лице государства очень трудно найти явления и процессы, абсолютно свободные от политических оттенков и влияния. Другое де­ло, мера «политичности». Она у всех разная. Наиболее ярко данная черта выра­жена в деятельности двух институтов: партия; парламент;

14) Какое из нижеприведенных определений власти полнее всего раскрывает ее сущность?власть есть возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротив­лению других;

15) Власть - это:отношение сторон .

16) Когда рождается власть?в ходе этих взаимоотношений.

17) Трактовка власти как доминирующего начала человеческой природы и психики характерна для:бихевиористов.

18) Основаниями (источниками) власти выступают: все перечисленные

20) Высшее качество и наибольшую эффективность власти придают:знание ;

21) Тип власти, когда управляемый верит, что управляющий имеет право отдавать приказания и что его долг - подчиняться им, называется:легитимный

22) Что из перечисленного ниже относится к ресурсам власти?все перечисленное

23) Очень часто власть определяют как производство намеренных результатов. Зависят ли эти результаты от «качества» подвластных? да;

24) Как соотносятся между собой понятия «политическая власть» и «государственная власть»?второе выступает по отношению к первому как часть к целому.

25) Основными институциональными субъектами политической власти выступаютполитические партии и движения;

26) То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как:публичность

27) Одним из исходных понятий, характеризующих государствую власть, является понятие политического господства. Это понятие означает:закрепление в обществе отношений командования и подчинения

28) Легитимность власти, основанная на праве наследования престола - это легитимность:монархическая;

29) Как соотносятся понятия «политическая система» и «политический режим» политический режим – более узкое понятие, отражает функциональный аспект политической системы

30)Назовите основные типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический

31)Полная зависимость индивида от государства достигается в обществе: тоталитарного типа

32) К континентально-европейскому типу политических систем нельзя отнести: Германию и Италию 1930-х г.г.

33) В чем суть демократического политического режима? Народ -источник власти

34) Одной из подсистем (компонентов) политической системы является: нормативная

35) В организационный (институциональный) компонент политической системы входит государство

36) Что из перечисленного является структурным компонентом политической системы политическая коммуникация

37) К какому компоненту политической системы относится политическая идеология: культурному

38)Понятия «политическая система» и «система государственного управления» - это:второе относится к первому как часть целому;

39) Говоря о политической системе, обычно имеют в виду:совокупность политических взаимодействий, включающих в себя власть и руководство, посредством которых в обществе происходит волевое распределение ценностей;

40) Политическая система включает в себя в качестве структурных элементов ряд подсистем. В них не входит: представительная;

41) В институциональную структуру политической системы не входит:правовые нормы и политические традиции;

42) Понятием «политический режим» как функциональной стороной любой политической системы, охватывается:способ правления;

43)Кто первым ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»?Б. Муссолини;

44) «Всепоглощающее властвование» как способ правления характерно для режимов:тоталитарных.

45) С точки зрения допустимого и запретного тоталитарному режиму присущ принцип:разрешено только то, что приказано властью;

46) Верховная власть при тоталитарном режиме принадлежит:партии во главе с харизматическим лидером;

47) Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к типу то­талитарного относятся два – это «единовластие» официальной идеологии; централизованный контроль экономики.

48) Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к типу ав­торитарного относятся два – это принудительный тип политической активности; власть, не ограниченная законом;

51) Как соотносятся между собой понятия «демократия» и «монархия»?не совместимы, когда речь идет об абсолютной монархии;

52) Организация и функционирование демократического режима предполагает подчинение:меньшинства большинству;

53) Исходными принципами демократии (их три), без которых эта форма человеческого общежития практически не осуществима, выступают:а.народный суверенитет б.свободные выборы; в.равноправие;

54) По какому основополагающему принципу строится и функционирует государственная власть в условиях демократии?их разделения на самостоятельные и независимые друг от друга ветви государственной власти;

55) Применяется ли в условиях демократии правовой принцип: «все, что не разре­шено, запрещено»? да

56) Демократические права и свободы личности впервые были провозглашены в:декларации независимости США в 1776 г.;

57) Право граждан на справедливый, независимый и публичный суд относится к разряду прав:гражданских;

58) Прямое участие граждан в решении вопросов государственного и местного значения путем референдумов, всенародного обсуждения – это ___ демократия. непосредственная

59) К атрибутам государства не принадлежит церковь

60) Назовите 2 основные формы государства: 1. форма правления. 2.форма государственного устройства, 3.Форма осуществления законодательной власти, 4. форма организации аппарата управления:

61) Выберите из предложенных вариантов правильное определение понятия «федерация»: государство, состоящее из нескольких государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий

62) Из чего состоит унитарное государство: из административно-территориальных единиц

63) Определите главный признак президентской формы правления президент – глава государства

64) Как называется функция государства, заключающаяся в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, получении образования, осуществлении защиты отдельных социальных групп: социальная

65) Неполитическая сфера, образуемая совокупностью добровольных ассоциаций, через которые реализуются основные социальные, экономические и духовные интересы человека независимо от государства, называется: гражданское общество

66) Любое государство характеризуется: деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе

67)Любое государство характеризуется: возможностью осуществлять принуждение

68) Любое государство характеризуется наличием армии

69) К формам территориально-государственного устройства относится: федерация

70) Государственный суверенитет предполагает: независимость и верховенство государственной власти

71) Система разделения и независимости властей, а также сдержек и противовесов между ними, отличает:

правовое государство

72) Определение государства и его бюрократических учреждений как классовых ин­струментов, призванных осуществлять общественную координацию в интересах экономически господствующего класса, принадлежит:марксизму;

73) Два элемента не входят в структуру государственных органов: политические партии и блоки; СМИ;

74) Исполнительную (административно-управленческую) ветвь государственной вла­сти олицетворяют (отметьте два варианта):министерства и ведомства; налоговые органы.

75) В конституционной системе государственной власти Президент РФ аккумулирует в своих рукахфункции главы государства;

76) С точки зрения форм правления государство предстает в двух видах:республика; абсолютная монархия;

77) Назовите два государства, которые в начале ХХI века являются абсолютными монархиями:Саудовская Аравия; Бахрейн.

78) При монархии парламентского типа монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Значит ли это, что в структуре реаль­ной государственной власти он выступает полностью как «подставная», некая «бутафорская» фигура? нет

79) Административно-территориальные части унитарного государства обладают:правом на местное (муниципальное) самоуправление;

80) По критерию национально-государственного устройства Дания, Италия, Польша в начале ХХI века представляют собой государства:унитарные;

81) Демократическое правосудие олицетворяет собой древний образ богини: Фемиды;

82) Какие три из перечисленных ниже характеристик демократического режима отно­сятся к парламентскому типу?Выборы одновременно решают вопрос образования парламента и правительства; Парламент имеет право отправить правительство в отставку путем выне­сения ему вотума недоверия; Президент не обладает правом на роспуск парламента;

83) В России установлена смешанная форма государственного правления, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики. Для нее характерны (выберите три варианта):

внепарламентский метод избрания Президента; внепарламентский способ формирования правительства; Президент не подчинен парламенту, однако его нижняя палата может возбу­дить процесс отрешения Президента от должности в случае совершения им пра­вонарушения

84) Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в случае:трехкратного отклонения кандидатур председателя правительства.

85) Олицетворяя собой представительную ветвь, депутаты Государственной Думы (выберите два варианта):работают на профессиональной основе; вправе заниматься преподавательской деятельностью;

86) Гражданское общество составляет … сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом

87) В структуру гражданского общества не входят … правоохранительные органы

88) Существующие идеологии и их разновидности: «левые» социал-демократия, коммунизм и

«правые»- либерализм, консерватизм.

89) Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной экономики, свободы личности и ограничения государственного регулирования: либерализм

90) Какая идеология утверждает приоритет стабильности, традиций общества, лояльности к власти и преданности Родине? консерватизм

91) Какова основная цель социал-демократического движения: демократический социализм

92) Одним из основных понятий неоконсерватизма является утверждение о том, что …

люди изначально не равны, существует только формальное равенство перед законом.

93) Либеральная идеология предполагает: признание в качестве приоритета права и свободы отдельной личности

94) Идеология ____ делает ударение на преемственности развития, приоритете интересов государства над интересами личности, культуре традиций. Консерватизма

95) «Государство – ночной сторож» - принцип, которого придерживается сторонники … либерализма

96) Высказывание «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов», принадлежит К.Марксу

97) Консервативная политическая мысль в России представлена, в частности,…

Н.М.Карамзиным, К.П.Победоносцевым, Леонтьевым

98) Одна из проблем российского либерализма на современном этапе заключается в том, что…

Россия не прошла «школу» классической либеральной демократии

99) Философ, политик, основоположник политической идеологии либерализма – это … Дж. Локк

100) Политическая идеология, объявляющая своими приоритетами стабильность, порядок, религиозность, патриотизм, органицизм, историзм, - это консерватизм

101) К представителям консервативного направления в политической мысли не относят …Б.Н.Чичерина

102) Понятие, соответствующее определению «отсутствие (отрицание) власти» - это … анархия

Классическое определение демократии принадлежит американскому президенту А. Линкольну: "Демократия - это власть народа, избранная народом и для народа". Этимология этого слова - народовластие - определяет и ряд исходных взаимосвязанных, принципов, без которых демократии в любом ее понимании быть не может (некоторые авторы называют их "основополагающими законами демократии").

Ядром демократии, ее основополагающей идеей является суверенитет народа.

Понятие демократии как власти суверенного народа включает в себя:

  • 1) народ является единственным и высшим источником власти в стране;
  • 2) государственная власть только тогда может считаться легитимной, когда ее формирование и существование поддержано народом в соответствии с нормами права путем свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах;
  • 3) народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу, и по важнейшим для судеб страны и народа вопросам власть, как правило, обязательно должна опираться на явно выраженное одобрение народа;
  • 4) народ сам выбирает себе представителей, имеет рычаги реального влияния на их деятельность, а также конкретные механизмы контроля за деятельностью государства и корректировки его деятельности в период между выборами;
  • 5) в период выборов и в соответствии с нормами права народ имеет безусловное право и реальный механизм смены власти, а также структурного изменения характера государственной власти;
  • 6) в случае явного злоупотребления власти доверием народ, перерастания власти из инструмента реализации интересов народа в инструмент тирании над народом, народ имеет безусловное право досрочно отстранить от власти такое правительство.

Второй важнейшей характеристикой демократии является то, что эпицентром такого устройства общества и такого способа организации власти является личность человека, которая признается наивысшей ценностью в стране. Это означает:

  • * общество и народ в целом рассматриваются не как некое монолитное образование, выражающее столь же монолитную единую волю, а как сумма независимых индивидов, отражающая сумму частных интересов отдельных личностей;
  • * признается безусловный приоритет интересов личности, т.е. приоритет суммы частных интересов отдельных независимых индивидов над интересами государства;
  • * признается, что всякая личность от рождения наделяется определенной суммой прав и свобод и прежде всего - суммой так называемых естественных и поэтому неотъемлемых прав и свобод, среди которых основными являются:
  • - право на жизнь;
  • - право на личную свободу, независимость и неприкосновенность;
  • - право на частную собственность.

Эта триада естественных прав определяет основы бытия человека в обществе, обеспечивая в том числе и право на уважение достоинства личности и право на то, чтобы прожить свою жизнь в достойных человека условиях; безусловное право жить в своей стране, на своей земле, в своем доме; наконец, право на то, чтобы человек мог создать свою семью и сам смог воспитать своих детей. Поскольку источником этих естественных и неотъемлемых прав и свобод является не общество, не государство и даже не семья каждого индивидуума, а сама природа человека, то эти права не только не могут быть поставлены под сомнение, ограничены или изъяты у индивида, но фактически они изымаются из ведения общества и государства. Кроме этого личность в демократическом обществе имеет и другие многочисленные права и свободы (политические, гражданские, экономические социальные т.п.), многие из которых фактически приобретают статус неотъемлемых.

Понятие право человека означает совокупность правовых норм взаимоотношений свободных индивидов между собою, а также с государством и обществом в целом, обеспечивающих возможность действовать по своему выбору и получать определенные блага для жизни.

Права, обеспечивающие возможность выбора в поведении и деятельности человека, составляют свободы. Права и свободы человека, как важнейший элемент демократии, образуют целостную систему, из которой нельзя изъять ни одно звено, чтобы не разрушить ее.

Права личности делятся на негативные, охраняющие свободу индивида и включающие обязанности общества, государства не совершать негативных по отношению к личности действий (произвольного ареста, пыток, жесткого обращения и пр.) и позитивные, означающие обязанности государства, общества предоставлять индивиду определенные блага (право на труд, на образование, на отдых и т.д.). Кроме того, права и свободы подразделяются на гражданские (личные), политические (связанные с возможностью участия в политике), экономические, социальные, культурные и др.

Современная политико-правовая концепция прав и свобод человека закреплена в документах ООН. Один из основополагающих таких документов - Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948 г., (в свое время не подписанная СССР и признанная им в президентство М. Горбачева). В Декларации раскрываются гражданские и политические права и свободы, перечислены негативные и позитивные свободы (в том числе - свобода передвижения, совести, демонстраций и др.), раскрывается содержание экономических, политических и культурных прав, включая право на жизненный уровень, необходимый для поддерживания благосостояния и здоровья и многое другое. Всеобщая Декларация прав человека является частью международного акта о правах. Помимо ее ООН были приняты ряд других Деклараций и Конвенций, направленных на защиту прав человека и его достоинства.

Третья характерная черта всех современных демократических режимов плюрализм (от лат. рluralis - множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. Плюрализм как принцип политической демократии выступает антиподом монополизма в любой его форме. К существенным признакам политического плюрализма можно отнести:

  • - множественность и состязательность субъектов политики, разделение властей;
  • - исключение монополии на политическую власть какой-либо одной партии;
  • - многопартийность политической системы;
  • - многообразие каналов выражения интересов, свободный доступ к ним для всех;
  • - свободная борьба политических сил, состязательность элит, возможность их смены;
  • - альтернативность политических взглядов в рамках законности.

В нашей стране, как и во всех странах входивших в состав СССР, в процессе демократизации общества, после обретения независимости стал развиваться и реальный политический плюрализм. Однако этот процесс происходит в очень сложных условиях на всем постсоветском пространстве, где традиции тоталитарной системы еще очень живучи.

Рассмотренные выше три главные сущностные принципы демократии в значительной степени определяют и ее четвертую характерную черту - правовой характер и способ устройства и организации общества и власти. Это означает, что вся деятельность власти достаточно жестко регламентируется правом. При этом под правом подразумевается даже не только и не столько совокупность законодательных актов, которая в данном случае выступает в качестве формально конституированных норм права, а сумма хорошо понятных каждому человеку положений, в основу которых заложены:

  • - уважение к личности и признание ее естественных прав, свобод и законных интересов;
  • - традиционные представления о добре и справедливости, о нравственности и добродетели, а также о разумном, естественном порядке и ходе вещей, который позволяет так организовать устройство общества и государства, таким образом построить модель взаимоотношения между личностью, властью и различными социальными группами, что каждый из этих компонентов имеет возможность заниматься своим делом, не мешать друг другу по взаимному динамичному развитию, процветанию и благоденствию.

Правовой характер демократического режима означает безусловное юридическое равенство людей перед законом, что означает наличие одинаковых прав и одинаковых обязанностей и меры ответственности граждан вне зависимости от пола и возраста; принадлежности к той или иной социальной, национальной, расовой, этнической, языковой, религиозной, профессиональной группе; вне зависимости от социального положения или происхождения, занимаемой должности, вероисповедания (или отсутствия такового), идеологических убеждений, членства в партии (или отсутствия такового), уровня образования, наличия заслуг перед обществом и государством или отсутствия таковых.

Одним из элементов современной демократии является принцип большинства изменивший извечный, казалось бы порядок в обществе - господства меньшинства над большинством. Принцип большинства в реальной политической практике не должен применяться формально и измеряться только количественной стороной (сведение демократии лишь к господству большинства открыло в последствии дорогу в СССР для манипуляции массами правящей государственно-партийной верхушкой, на возможность чего обратил внимание русский философ Н. Бердяев еще в первые годы после "Великой октябрьской революции" - такая опасность не устранена и в наши дни). В сведении демократии к власти большинства видит опасность и английский философ К. Поппер. Ведь большинство может править тираническими методами - предупреждает он, - и поэтому при демократии власть правящих сил должна быть ограничена.

Проблема ущемления большинством интересов меньшинства, что можно считать постоянным фактором нарушения стабильности политической и общественной системы, вызвала необходимость дополнения принципа большинства гарантией прав меньшинства. Французский политолог М. Дюверже фиксирует это требование в своем определении демократии как власти большинства, уважающего право меньшинства. В развитых демократических государствах существует правовая защита меньшинства - экономического, политического, идеологического, этнического, религиозного и др. Это проявляется, в частности, и в законодательном закреплении прав оппозиции («Теневой кабинет», руководство парламентскими комитетами и др.).

Таковы основные сущностные характеристики демократии, ее базовые принципы. Однако, понятно, что эти принципы демократии не могут быть реализованы “сами по себе”, они могут воплотиться в жизнь только посредством деятельности людей, опирающихся на определенные экономические, социальные, политические и правовые “несущие конструкции” демократии. Такими опорами в экономической сфере является частная собственность граждан, собственность которая создает реальные экономические основы для независимости личности от власти и от различных социальных, политических, религиозных и тому подобных групп и интересов.

В качестве основных политических стабилизаторов и опор демократии выступают: во-первых, многопартийная система, основанная на принципах идейно-политического плюрализма; во-вторых, реализованный на практике принцип разделения государственной власти на три ее независимых ветви с параллельным созданием системы баланса власти, сдержек и противовесов для каждой из них, в-третьих, система свободных выборов, гарантирующая обществу возможность свободного политического волеизъявления и формирования органов государственной власти.

Правовые гарантии демократии обеспечиваются существованием системы правовых законов, основанных на принципиально-демократической конституции страны, которую нельзя изменять в зависимости от политической конъюнктуры, а также системой независимого правосудия.

Понятие демократического политического режима включает в себя не только государственный режим, но и такие политические субъекты общества, как деятельность политических и общественных организаций, политическое мировоззрение как отражение в сознании граждан самого содержания демократии.

Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли свой вклад не только современные политические демократы, но и их предшественники. В итоге сформирован и нашел выражение в конституциях демократический тип общественного строя. Он отличается от авторитарного и тоталитарного политических режимов следующими формально-юридическими принципами:

· принадлежность власти народу, народ -- источник власти, его воля в конечном счете является решающей;

· равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством;

· признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

· право на многообразие политических объединений и политических программ и др. Демократический режим допускает разномыслие и многопартийность, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований.

Изложенная выше характеристика демократического режима и его принципы выглядят весьма привлекательно. Однако не следует забывать то, что она носит собирательный обобщающий характер и включает в себя наиболее значительные черты этого режима, которые совсем не обязательно все вместе присущи конкретным режимам тех или других государств.

На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:

Первый подход - этимологический, т.е. рассматривающий происхождение и изначальное значение термина "демократия". Дословно же "демократия" переводится с греческого языка на русский как "народовластие", или, по сделанной в XIX в. американским президентом А. Линкольном расшифровке, "правление народа, избранное народом и для народа". То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия - это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством.

Второй поход - нормативный - состоит в понимании демократии как определенного идеала общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.

Третий подход - социально-политический - трактует демократию как массовое общественное движение за осуществление демократических целей и идеалов. Как полагают специалисты по политической истории, оно возникло в Новое время в странах Европы под флагом борьбы с абсолютизмом за права третьего сословия, пережило несколько волн и продолжает действовать и поныне.

Четвертый подход - так называемая "гражданская теория демократии" (российский политолог В. Махнач и др.) - рассматривает ее не просто как власть большинства (толпы), а именно как власть сознательных, активных, цивилизованных и политически культурных граждан. Главной проблемой понимаемой таким образом демократии является то, что такие граждане, как правило, составляют меньшинство общества.

Пятый подход - негативный - рассматривает демократию буквально как власть черни и толпы, власть людей с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои (так, например, понимали демократию ее античные критики - Платон, Аристотель, Фукидид, так толкуют ее некоторые современные правые и консерваторы).

Шестой подход - эмпирический (эмпирия - непосредственное чувственное восприятие событий и явлений окружающего мира) - призывает отойти от рассмотрения идеальных и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая она есть на самом деле.

    Принципы демократии

      Принципы демократического правления

Основополагающий принцип демократического правления -- участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолковании этого принципа. Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж. Ж. Руссо, понимает это участие как прямое правление народа. По Руссо, народ сам способен выразить свою единую волю; общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительства и составления законов.

Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств, можно выделить следующие основные принципы демократического режима :

Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается не возможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.

Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.

Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено -- разрешено».

Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе, если для этого нет ограничений установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство -- это правовое государство. Правовое государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые институционально рассредоточены. Судебная властъ имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

Сформировались и свободно, без вмешательства государства действуют институты и организации гражданского обществ развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.

Политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с результатами выборов политические партии, на бравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статуса правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные партии должны пользоваться теми же политическими правами и свободами, как и находящаяся у власти правящая партия.

Политический плюрализм дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует какая-то одна официальная бидеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и свободно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей.

Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.

Полиция, спецслужбы и армия -- важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Из истории демократии

3. Сущность демократии

4. Общие признаки демократии

Заключение

Список используемых источников

Введение

Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет человеческое общество к демократии. Позднее ряд влиятельных политологов, подобно Токвилю, содействовали утверждению этой мысли в общественном сознании. Мнения многих из них представлялись тем более значительными, что они отнюдь не вытекали из факта пламенного преклонения перед демократической идеей. Демократия представлялась им естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или групп людей.

Демократия (от греч. Demokratia - власть народа) - форма правления

государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных)и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним из “бичей, угрожающих человечеству” демократию.

Древнегреческий драматург Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал:” у нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мысами служим примером для других. И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами; не бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам особенно тем из них которые созданы в интересах обиженных. Богатством мы пользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то ре сознание в ней позорно для человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.” демократия парламент режим правление

На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVIIв.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко(Украина, к. XIX -- н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.

1. Из истории демократии

Людям давно открылись пороки деспотической власти, построенной по принципу военно-бюрократической иерархии. Лучшие умы искали способы так организовать власть в государстве, чтобы она зависела от народа и служила ему.

Впервые демократия утвердилась в древних Афинах в V веке до н.э. Перикловы Афины, названные так по имени их прославленного лидера, послужили примером для других городов Древней Греции.

Граждане древнегреческих городов-государств считали основой основ свободу человека, неотчуждаемые права, принадлежащие ему от рождения. Эту свободу гарантировала частная собственность на имущество, в том числе на землю. Поэтому в Греции развился свободный рынок, который обеспечивал ее жителям более высокий уровень жизни, чем у соседних народов.

Образ жизни, демократические традиции в древнегреческих городах-государствах позволяли проявлять инициативу такому числу людей, которое было просто немыслимо в современных им восточных деспотиях. Чувствуя себя свободными, зная свои права и возможности, греки верили в свои силы, знали, что смогут улучшить жизнь своим трудом.

Граждане чувствовали себя свободными, потому что могли непосредственно влиять на внутреннюю и внешнюю политику своего города-государства. Ведь все важные вопросы жизни города и его взаимоотношений с соседями решало собрание граждан. Оно принимало законы и избирало высших должностных лиц.

Поскольку граждане участвовали в работе таких собраний лично, а не через своих представителей, демократия была непосредственной, прямой. В наше время прямая демократия тоже имеет место, например, в форме волеизъявления граждан на референдуме.

Для исполнения решений, принятых общим собранием граждан, назначались должностные лица, ответственные за сбор налогов или командовавшие войсками. Они не избирались, а определялись по жребию. Афиняне полагали, что любой гражданин способен занимать государственную должность.

Но при этом только лишь пятая часть жителей обладала правами гражданина. Этих прав не было у женщин, вольноотпущенников и иммигрантов, хотя они были лично свободны и имели земельную собственность.

Недостатком древнегреческих демократий было то, что собрание простым большинством голосов могло решить практически любой вопрос без всяких правовых ограничений. Не было конституции, свода законов, суды вершились присяжными (в составе 501 гражданина), большинством голосов решавших виновен человек или нет. Не связанная рамками закона демократия в Афинах порой приводила к парадоксальным результатам - демократические Афины за критику по своему адресу приговорили к смерти философа Сократа.

Другой классический пример демократии - республика Древнего Рима. С изгнанием из города царя Тарквиния Гордого в 510 году до н.э. в Риме была установлена республика. С тех пор Римом и его провинциями управляли выборные и ежегодно сменяемые консулы, преторы, эдилы, народные трибуны и квесторы. Для принятия законов созывалось Народное Собрание. Выносимые на него законы и решения предварительно обсуждал Сенат, состоявший из 300 сенаторов. В отличие от древнегреческих городов-государств, в Древнем Риме была представительная демократия, при которой граждане избирают в органы власти людей, представляющих их интересы.

Самым крупным вкладом римлян в развитие демократии стало римское право. В 450-451 годах был принят первый в истории Рима свод законов - Двенадцать таблиц. Они содержали основные правила, по которым должны были совершаться сделки, разрешаться споры, устанавливаться наказания за уголовные преступления. Тексты этих законов отлили в бронзе и вывесили в виде таблиц на центральной площади Рима - Форуме.

В европейских странах по мере отмирания феодальных отношений и становления свободного рынка средневековое феодальное право заменялось классическим римским правом. Сегодня его нормы в той или иной мере включены в национальные правовые системы всех развитых стран мира.

В России в 12-14 веках утвердились Новгородская и Псковская республики. В их народных собраниях (вечах) могло участвовать все взрослое население городов и свободные крестьяне окрестных деревень. Вече избирало и смещало высших должностных лиц республики, утверждало новые законы и отменяло старые, объявляло войну и заключало мир, определяло размер подати и даже рассматривало наиболее важные уголовные дела. Впрочем, главным органом в этих республиках был Совет господ, который предварительно рассматривал все дела, выносимые на вече.

2. Понятие демократического политического режима

Понятие демократического политического режима включает в себя не только государственный режим, но и такие политические субъекты общества, как деятельность политических и общественных организаций, политическое мировоззрение как отражение в сознании граждан самого содержания демократии.

Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли свой вклад не только современные политические демократы, но и их предшественники. В итоге сформирован и нашел выражение в конституциях демократический тип общественного строя. Он отличается от авторитарного и тоталитарного политических режимов следующими формально-юридическими принципами:

принадлежность власти народу, народ -- источник власти, его воля в конечном счете является решающей;

равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством;

признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

право на многообразие политических объединений и политических программ и др. Демократический режим допускает разномыслие и многопартийность, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований.

Изложенная выше характеристика демократического режима и его принципы выглядят весьма привлекательно. Однако не следует забывать то, что она носит собирательный обобщающий характер и включает в себя наиболее значительные черты этого режима, которые совсем не обязательно все вместе присущи конкретным режимам тех или других государств.

Пока же политологи не располагают достаточными основаниями, чтобы считать бывшие и настоящие политические режимы в том или другом государстве реально демократическими, а не привлекательной утопией. Конституция 1936 г. в Советском Союзе в избытке декларировала всевозможные права и свободы граждан, что ни сколько не смягчило политический режим сталинизма.

Названным противоречием страдают политические режимы развитых западных государств. В их конституциях социальная природа буржуазного государства не получила прямого отражения. В преамбулах к конституциям США (1787), Японии (1947), Франции (1958), Испании (1978) и других стран государственная власть изображается выразительницей интересов и благ всего народа своей страны. Но в жизни этих держав ранее и в наше время народовластие выступает больше нормативным идеалом, чем реальностью.

Мировая политическая наука еще не дала исчерпывающего определения сущности демократического политического режима как многогранного феномена общественного бытия. Понятие демократического режима со времен Древней Греции чаще всего трактуется как форма государства, противоположная авторитаризму в любых его проявлениях. Между тем государственный режим власти -- понятие более узкое, включающее в себя лишь методы осуществления политической власти государственным аппаратом.

3. Сущность демократии

На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:

Первый подход - этимологический, т.е. рассматривающий происхождение и изначальное значение термина "демократия". Дословно же "демократия" переводится с греческого языка на русский как "народовластие", или, по сделанной в XIX в. американским президентом А. Линкольном расшифровке, "правление народа, избранное народом и для народа". То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия - это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством.

Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово "демос" одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия "демократия" снова от нас ускользает.

Кроме того, при этом остается неясным, как конкретно народ осуществляет свою власть при народовластии? Какие условия должны быть для этого созданы? Должны ли при этом существовать какие-либо ограничения власти народа?

Второй поход - нормативный - состоит в понимании демократии как определенного идеала общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.

Сразу же бросающаяся в глаза слабость данного подхода состоит в том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества (в реальности зачастую недостижимы даже формальная свобода и равенство, а братство - вообще не политическая категория), противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет равенство, а равенство - свободу).

Третий подход - социально-политический - трактует демократию как массовое общественное движение за осуществление демократических целей и идеалов. Как полагают специалисты по политической истории, оно возникло в Новое время в странах Европы под флагом борьбы с абсолютизмом за права третьего сословия, пережило несколько волн и продолжает действовать и поныне.

Слабость этого подхода к пониманию природы демократии заключается в том, что остается неясной связь массового устремления к демократии, массовых движений под демократическими лозунгами с реальным достижением демократии. Как показывает исторический опыт, массовые движения под демократическими лозунгами (например, рабочее движение начала ХХ в. в России под руководством РСДРП) могут вести и к тоталитаризму.

Четвертый подход - так называемая "гражданская теория демократии" (российский политолог В. Махнач и др.) - рассматривает ее не просто как власть большинства (толпы), а именно как власть сознательных, активных, цивилизованных и политически культурных граждан. Главной проблемой понимаемой таким образом демократии является то, что такие граждане, как правило, составляют меньшинство общества.

Пятый подход - негативный - рассматривает демократию буквально как власть черни и толпы, власть людей с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои (так, например, понимали демократию ее античные критики - Платон, Аристотель, Фукидид, так толкуют ее некоторые современные правые и консерваторы).

Слабость этого подхода - в его очевидной односторонности, поскольку ни в одном социальном явлении, тем более таком сложном и многогранном, нельзя видеть одни только отрицательные стороны.

Шестой подход - эмпирический (эмпирия - непосредственное чувственное восприятие событий и явлений окружающего мира) - призывает отойти от рассмотрения идеальных и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая она есть на самом деле.

С позиций этого подхода демократия представляется как форма правления, основанная на свободной и честной конкуренции политиков в борьбе за власть с добавлением еще некоторых признаков - подотчетность правительства парламенту, власть закона, открытость общества, уважение к частной собственности и правам граждан, и т.д.

Слабость такого понимания демократии проявляется в том, что, несмотря на отвлеченный характер идеальных моделей демократии, определенный идеал все-таки нужен для того, чтобы на него можно было ориентироваться в реальной политической жизни и усовершенствовать действительность.

4. Общие признаки демократии

Полезность же этого подхода состоит в том, что он выделяет некоторые наиболее общие признаки демократии как реального явления. С точки зрения известного американского политолога Р. Даля, современная развитая демократия опирается на семь основных институтов:

1) Суверенитет народа и выборность высших должностных лиц - т.е. народ как высший источник власти выбирает политических руководителей и может периодически сменять их;

2) Свободные и честные выборы - т.е. выборы с реальной конкуренцией и равенством шансов претендентов, без всякого принуждения избирателей к голосованию;

4) Право претендовать на выборные должности, которым также должны обладать практически все дееспособные взрослые граждане;

5) Свобода слова - т.е. граждане должны иметь право свободно выражать свое мнение по самому широкому кругу политических и общественно значимых вопросов, критиковать политическую власть, ее политику и господствующую идеологию;

6) Альтернативная информация - т.е. в демократическом государстве помимо официальных должны существовать альтернативные источники информации, к которым граждане могли бы регулярно обращаться;

7) Независимость организаций - граждане должны иметь право с целью защиты своих интересов создавать независимые от государства объединения - ассоциации, политические партии, группы давления, и т.д.

5. Принципы демократического правления

Основополагающий принцип демократического правления -- участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолковании этого принципа. Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж. Ж. Руссо, понимает это участие как прямое правление народа. По Руссо, народ сам способен выразить свою единую волю; общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительства и составления законов.

Теория представительной демократии отрицает наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа, по мнению сторонников этой теории, невозможно уже потому, что люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов. Эти группы избирают своих представителей в органы власти. Принцип соучастия всех граждан в формировании органов власти и реализации ее решений в данной концепции отходит на второй план, а на первый выдвигается принцип ответственного и компетентного правления. Источником власти признается народ, который выражает свою волю не прямо, а опосредованно через своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. В этом случае, с одной стороны управлением занимаются специально подготовленные люди, а с другой стороны, их деятельность может быть эффективной, поскольку опирается на поддержку большинства населения.

6. Основные принципы демократического режима

Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств, можно выделить следующие основные принципы демократического режима:

Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается не возможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.

Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.

Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено -- разрешено».

Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы

власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе, если для этого нет ограничений установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство -- это правовое государство. Правовое государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые институционально рассредоточены. Судебная властъ имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

Сформировались и свободно, без вмешательства государства действуют институты и организации гражданского обществ развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.

Политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с результатами выборов политические партии, на бравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статуса правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные партии должны пользоваться теми же политическими правами и свободами, как и находящаяся у власти правящая партия.

Политический плюрализм дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует какая-то одна официальная бидеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и свободно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей.

Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.

Полиция, спецслужбы и армия -- важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.

7. Государственная система при демократии

Парламент

Выборного, президента, глав администраций, органов местного самоуправления - важная черта демократии. Но ее стержнем по праву считается парламент, представляющий весь народ и действующий в его интересах.

В словаре парламент определен как группа избранных народом граждан, которые наделены полномочиями принимать законы. Однако нормативные акты, обязательные к исполнению всеми гражданами и организациями, могут издавать и другие государственные органы и должностные лица: президент вправе подписывать указы, правительство принимать постановления.

Почему же законы, принятые парламентом, в демократических государствах имеют высшую силу? Потому что определяющая черта парламента - представительство, то есть непосредственная связь с народом. Английский философ Джон Стюарт Милль писал в середине прошлого века, что законодательный орган в представительной демократии действует как глаза, уши и голос народа.

Законотворчество - важнейшая, но далеко не единственная функция парламента. Он обязан также осуществлять надзор и контроль за правительством, обсуждать любые правительственные решения, в отношении которых у народа могут быть сомнения. Представляя интересы налогоплательщиков, парламент должен не только утверждать бюджет, но и контролировать, как и на что правительство, министерства и ведомства расходуют деньги налогоплательщиков. Депутаты парламента равны между собой, хотя некоторые из них занимают кресла спикера, его заместителей, председателей комитетов, но каждый из депутатов при принятии законов обладает всего одним голосом. Если в системе исполнительной власти решения принимаются руководителем соответствующего уровня, то в парламенте они принимаются коллективно. В этом особенность парламента.

Система “сдержек и противовесов”

Власть людей развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно. Именно поэтому еще в средние века возникла идея разделить властные полномочия так, чтобы никто не мог узурпировать всю власть. Рассуждали так: раз человек слаб, раз, обретая власть, он может воспользоваться ею в личных целях, то надо сдержать его возможные поползновения, уравновесить их интересами других людей, работающих в других органах власти. Поэтому разделение властей и трактуют как систему "сдержек и противовесов".

Власть в демократических государствах разделена так, что одна ветвь власти - парламент - принимает законы и контролирует бюджетные расходы, а управляет страной по этим законам другая ветвь власти - президент или правительство. Споры же между органами власти, между гражданами и государством разрешает третья ветвь власти - суд, ответственный только перед законом, наконец, газеты, радио и телевидение, рассказывая гражданам об ошибках и злоупотреблениях трех ветвей власти, способствуют их очищению от преступников. Не случайно средства массовой информации порой называют "четвертой властью".

Власть полезно делить не только "вдоль", но и "поперек" - между Федерацией и ее субъектами (республиками, краями, областями). У президента России должны быть одни полномочия, а у губернатора области другие, чтобы и задачи они решали разные.

Разделение власти на ветви и на центральную и региональную власть, а также органы местного самоуправления, способствует утверждению в обществе законности. Разделение властей заставляет каждую из них действовать строго по законам. Кроме того, разделение властей позволяет максимально использовать лучшие стороны каждой.

Исполнительная власть построена на единоначалии. Она лучше справляется с управлением, хорошо реализует уже принятые решения. Зато с поиском лучших вариантов решений у этой власти гораздо хуже. Ибо чиновников часто волнуют не только интересы дела, но и возможность выслужиться. Они не столько ищут, как сделать лучше, сколько пытаются угадать, что желает начальство.

У третьей власти - суда - свои преимущества. Он разрешает конфликты или ведет уголовные дела так, что истец и ответчик, обвинитель и защитник вынуждены состязаться, доказывая суду свою правоту. Причем суд обязан строго следовать закону и в своих решениях не вправе подменять парламент или правительство.

Демократии бывают парламентские и президентские. В парламентской демократии разделение властей выражено не столь ярко, как в президентской, и у парламента более широкие права. Граждане в ходе выборов избирают депутатов, и лидеру партии, добившейся большинства, поручается сформировать правительство. Меньшинство же переходит в оппозицию.

Классическая страна парламентской демократии - Великобритания. В ней соперничают за право сформировать правительство консервативная и лейбористская партии. В Германии, Австрии и Италии за голоса избирателей борются большее число партий. Причем, одна партия редко добивается на выборах абсолютного большинства (больше 51 процента голосов), поэтому несколько партий вынуждены договориться о формировании коалиционного правительства. Такие правительства неустойчивы. Именно поэтому, например, в Италии часто возникают правительственные кризисы.

В президентской демократии президент, избираемый народом, является одновременно главой правительства. Пример президентской республики - США. Президент там независим от Конгресса, хотя и действует строго в рамках принятых Конгрессом законов. Он, конечно, должен получить от депутатов одобрение своих политических планов, но может добиться этого, даже если его партия в Конгрессе в меньшинстве, так как в президентской республике отношение депутатов к конкретным экономическим проблемам важнее их партийная принадлежность.

Заключение

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что демократия может рассматриваться в различных аспектах:

В институциональном аспекте для характеристики политического режима, который отличается определенной совокупностью политических и правовых признаков: в частности - наличием гражданского общества, принципом разделения властей, выборностью представительных органов власти на альтернативной основе и т.д.;

В процессуально процедурном аспекте термин «демократия» используется для характеристики жизнедеятельности какой-либо общности (как на общегосударственном, так и локальном уровне), включая и политические партии и организации, где господствует принцип подчинения меньшинства воле большинства, ее члены наделены равными правами и обязанностями и для них декларируется равный доступ к обсуждению и принятию решений;

В культурологическом аспекте демократия связана с определенной культурой общества (в том числе и политической культурой), основанной на принципах автономии индивида, терпимости и гражданской ответственности;

В ценностном аспекте наряду с политико-институциональным, процедурно-процессуальный и культурологический аспект понятие «демократия» указывает также на определенную политическую и социальную ценность, неразрывно связанную с принципами свободы, прав человека и созданием максимальных условий для саморазвития личности.

Трактовка демократии как политической и социальной ценности, на наш взгляд, является синтезирующей по отношению к предшествующим аспектам рассмотрения демократии.

Хотя в конечном итоге в ходе развития демократии и углубления процесса демократизации разница между этими аспектами постепенно сужается, тем не менее, именно несоответствие институциональных и процессуальных сфер с культурой общества или преобладающим в нем политическими ценностями обуславливают как периодические кризисы в развитых демократиях, так и непоследовательность, и противоречивость демократизации в переходных обществах.

Аналогично и многие из существующих моделей демократии делают упор либо на различные из вышеуказанных аспектов демократии, либо на различные ценности (например, ценность политической конкуренции и Й. Шумпетера или ценность свободы у Ф. Хайека).

Вряд ли в России отыщется другое политическое понятие, которое было бы столь же мифологизировано, как демократия. Только для одних за ним стоит интеллигентская мечта о безбрежных правах и свободах народоправия, а для других - импортированный с Запада вирус вседозволенности, беспредел приватизации и крушение традиционных устоев. И то и другое - миф, тем более опасный, что и идеализация демократии, и пренебрежение ею свидетельствуют о незнании сути явления, теории и практики функционирования демократического принципа в системе современной государственности.

Те, кто даст увлечь себя буквальным переводом этого древнегреческого слова как «власть народа», неприятно изумятся, обнаружив, что в античную эпоху демократия означала, прежде всего, механизм, процедуру делегирования своих прав, а отнюдь не безбрежное народовластие - да к тому же в условиях рабовладения…

Список использованных источников

1. Азаркин П.Н., Левченко В.Н., Мартышкин О.В. История политических учений. М., 1994.

2. Аристотель. Афинская полития. М-л., 1936.

3. Руссо Ж. - Ж. Трактат. М., 1969

4. Дарендорф Р. Дорога к свободе. // Вопросы философии 1990 №9

5. Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. - М.: Прогресс-Литера, 1994.

6. Брайс Д. Современные демократии. - М.: Прогресс, 2002.

7. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М., 1997.

8. Кельзен Х. О сущности и значении демократии. - М.: Проспект», 1999.

9. Буренко В. И. Шпаргалка по политологии: учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.

10. Каменская Е. Н. Политология: Учебное пособие. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблемы и перспективы демократического развития России. Демократия как одна из форм государственной власти (типов политического режима) и ее основные признаки. Национальная политическая модель демократии. Ближайшие перспективы российской демократии.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    История развития политических системы и раскрытие сущности политического режима как формы правления в государстве. Отличительные особенности демократического, тоталитарного и авторитарного политических режимов. Основные принципы и формы демократии.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Демократия: сущность, исторические формы. Вклад Лейпхарта в развитие теории демократии. Особенности демократического режима. Условия, необходимые для демократии. Последствия демократии по Р. Далю. Отличия российской демократии от классических образцов.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2010

    Определения демократии и автократии, демократического и автократического (авторитарного) режима. Выделение их характерных признаков, классификация их видов и теорий. Современные демократии, отношения государства и личности, политические права и свободы.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2009

    В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима. Сущность демократического политического режима. Основные формы демократии и ее теоретические модели.

    реферат , добавлен 19.02.2008

    Понятие, истоки и содержание демократии. Описание ее современных моделей - коллективистской (идентарной) и представительской (либеральная, элитарная, партиципаторная концепции). История становления демократического правового режима в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Возможные модели и основные формы перехода к демократии. Первые однолинейные теории модернизации и их приверженцы. Необходимые предпосылки и факторы утверждения демократии. Этапы демократического процесса, возможные уровни политического консенсуса.

    реферат , добавлен 22.05.2012

    Понятие, определение, принципы и основные черты демократии - такой формы государства, его политического режима, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Классическая, протективная, народная демократия.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2011

    Понятие, сущность и основные принципы демократии. Либеральные, плюралистические и коллективистские концепции демократии. Альтернативные направления формирования демократии как идеи и практики. Проблемы, достоинства и недостатки современной демократии.

    реферат , добавлен 10.04.2013

    Основные принципы демократии как формы правления государством, ее современные теории. Способы классификации моделей и концепций демократии. Характеристика, уникальные возможности, перспективы, критические факторы и барьеры развития электронной демократии.