Что такое промышленный дизайн. Современный промышленный дизайн. Тенденции в современном промышленном дизайне

Что такое промышленный дизайн. Современный промышленный дизайн. Тенденции в современном промышленном дизайне
Что такое промышленный дизайн. Современный промышленный дизайн. Тенденции в современном промышленном дизайне

Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) -- отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида.

Первые промышленные дизайнеры появились ещё в XVIII веке в Англии, что связано, прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда и развитием промышленного производства набивных тканей.

Определение «индустриальный дизайн» появилось в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухаус» в Веймаре (Германия) .

После второй мировой войны индустриальный дизайн получил серьезное развитие в Скандинавии и Нидерландах. Примерно в это же время интерес к направлению высказали прагматичные американцы -- с целью увеличения продаж. В 60-е годы XX века направление стало настолько популярно в США, что была организована Коллегия Индустриального дизайна. В 1969 году член этой коллегии Томас Малдонадо дал весьма ёмкое определение индустриальному дизайну: «Индустриальный дизайн -- это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности» .

Этапы разработки.

Обычно разработка промышленного дизайна включает в себя следующие этапы

генерацию идеи

концептуальную проработку

эскизирование

макетирование

трехмерное моделирование

визуализацию

конструирование

прототипирование

Промышленный дизайн, как вид деятельности, включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии. Промышленный дизайн охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к задачам промышленного дизайна относятся прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного и воздушного транспорта (в том числе автомобилей, самолётов, поездов) , разнообразного инвентаря.

Изменяясь под влиянием времени, культурных ориентиров и потребностей людей, используя последние достижения технологии и материалов, промышленный дизайн стал средством «придания многогранного высокого качества объектам, процессам, услугам, системам на протяжении всех их жизненных циклов».

Теоретики ВНИИТЭ, конкретизировав сущность промышленного дизайна, отметили, что он направлен на «комплексное формирование у различных объектов - изделий, сооружений и систем, таких функциональных свойств, которые обеспечивают высокое качество пользования объектами, и свойств культурных, обеспечивающих соответствие объектов эстетическим критериям, ценностным ориентациям людей, их этническим и другим социокультурным особенностям».

Являясь по своей сути синтезом художественного конструирования и эргономики, промышленный дизайн выступает:

как этап процесса производства,

как научная деятельность, непрекращающийся поиск инновации технологий и материалов,

как искусство, так как «формальные, визуальные, эстетические и концептуальные элементы являются главенствующими инструментами для данного направления проектной деятельности».

Визуально эти составляющие представлены на рис. 1.

Рис. 1.1

В качестве научной деятельности промышленный дизайн создаёт функциональные приоритеты в инжиниринге, сетевой кооперации, трансфере технологий и подготовке кадров. Дизайн как искусство поддерживает социальные приоритеты, выпуская инклюзивные инновации, используемые в интересах общества. Руководствуясь тематическими приоритетами, в рамках проектной деятельности создаются технологические и нетехнологические инновации для повышения экономической эффективности и извлечения инновационной ренты.

Экспериментируя с бытовой и промышленной техникой, производственными установками и транспортом, мебелью и оборудованием, кухонной утварью дизайнеры порой до неузнаваемости изменяют структурные и функциональные особенности объектов. При этом вектор направлен, прежде всего, на изменение предметного мира, и лишь потом на людей.

Основополагающей тенденцией индустрии современного промышленного дизайна является объединение на базе одного предприятия всех этапов по разработке и внедрению на рынок инновационного продукта. Данная особенность ярче всего проявляется на примере крупных производственных компаний Китая. Руководствуясь принципом «design thinking» производители могут в максимально короткие сроки разработать, презентовать и выпустить на мировой рынок принципиально новый продукт. Такие унифицированные компании предлагают своим клиентам широкий спектр самых разнообразных услуг:

Специалисты-дизайнеры выявляют ценность отдельных продуктов и услуг, разрабатывают брендинговые стратегии, формируют портфель продуктовой линейки, разрабатывают программы действия и управляют проектом по внедрению в производство (и продажу) новинок.

Для лучшего понимания потребителя проводится тщательный анализ повседневной жизни людей, выявление тенденций культурного развития, видеоэтнография, разрабатываются конкретные модели использования того или иного продукта.

В процессе разработки инновационных продуктов определяется архитектура и дизайн изделия, происходит построение 3D-моделей, разрабатывается промышленная графика.

По аналогичной схеме работают и ряд европейских компаний, таких как Smart design, Design Continuum, fuseproject, IDEO, ZIBA, сотрудники которых «вкладывают весь свой опыт и знания, а также креатив и дизайнерскую интуицию, в выполнение сугубо стратегических задач, связанных с разработкой нового изделия».

Е. Храмкова, руководитель отдела развития бизнеса Product Development Group SmirnovDesign, отмечает: «Очевидна тенденция обращения к дизайну на гораздо более ранних этапах разработки нового продукта - разительный контраст по сравнению с предыдущими бизнес-моделями, когда дизайнеру «спускали» заказ из отделов маркетинга, рекламы и технической поддержки проекта». Таким образом, формируется потребность в принципиально новом типе промышленного дизайнера - он должен уметь синтезировать и интерпретировать многочисленную информацию и на её основе разрабатывать единую дизайн-концепцию. С подготовкой такого уровня хорошо справляются в высших учебных заведениях Японии и Китая, Голландии, Италии и Франции, где процесс обучения напрямую связан инженерной сферой и реальным производством. Обучение же российских студентов специальности «промышленный дизайн» пока не отвечает данному стандарту, однако на государственном уровне предпринимается ряд мер по совершенствованию образовательных процессов.

Отечественный рынок промышленного дизайна можно оценить чуть более, чем в 2-2.5 млн долл. Это очень мало, поэтому можно говорить, что рынка «промышленного дизайна» в России практически нет.

Сегодня на рынке работает порядка десяти специализированных компаний: компания «Смирнов Дизайн», Формлаб, Арт-ап, Дизайн-Воркс и другие.

Первая пятерка, уже относительно закрепившиеся на рынке, делают по ~50 проектов в год. В отличии от западного опыта, где регулярная стоимость проекта промышленного дизайна 100-200 тыс. долл. (судя по аналитике, минимум 75 тыс. долл.), на отечественном на порядок меньше -- в среднем ~ 20 тыс. долл. Бывают, несомненно, и редкие заказы стоимостью в 400-500 тыс. долл., но они, как правило, включают значительной объем аналитической и производственной части (до 80%). Т.о. объем рынка услуг промышленного дизайна частных компаний можно оценить ~в 2-2.5 млн долл.


Рис. 1.2 Потенциал рынка промышленного дизайна Российской Федерации (Источник: ЦСР «Северо-Запад» по материалам Philip M. Parker, INSEAD и Yandex (yandex.ru)).

Есть еще скрытая часть рынка: услуги по промышленному дизайну могут оказывать дизайнерские компании, постоянно обслуживающие клиента, а так же фрилансеры.

Для справки, в США объем рынка промышленного дизайна превышает 2 млрд долл. Производители уделяют огромное внимание внешнему виду товаров, доля дизайна в стоимости обычных потребительских товаров составляет ~ 1-3%.

Стоит заметить, что современный рынок -- это мир «этикеток и упаковок». Часто именно в удачном дизайне и свежей концепции заключен успех товара на рынке (пример Apple).

Сегодня повышение конкуренции на рынке и засилие импортных, главным образом, низкокачественных китайских товаров, вынуждает производителей более серьезно подходить к производственному процессу. Отечественные производители, наконец, пришли к пониманию необходимости держать «связь с рынком» и ориентироваться на его потребности, создавая конкурентноспособный продукт.

До недавнего времени внешним видом продукта занимались, в основном, дизайнеры при производстве, которые, во-первых, «варились в собственном соку», не всегда имея профильное образование, а во-вторых, ориентировались лишь на текущие возможности производства, что не способствовало созданию инновационных и конкурентоспособных продуктов.

Сегодня появились первые профессиональные компании, занимающиеся промышленным дизайном, кроме того, некоторые дизайнерские фирмы начали декларировать свои возможности на этом рынке.

Проблемой неконкурентоспособности отечественной продукции озаботились и на государственном уровне. Глава МЭРТ Герман Греф и первый вице-премьер Сергей Иванов начали работу над концепцией развития в России промышленного дизайна. По мнению министра, заняться дизайном ведомство решило потому, что «неплохие по качеству российские товары во многом проигрывают» своим внешним видом, и это мешает продвигать их на внутреннем и внешних рынках». Концепция предусматривает меры государственной поддержки дизайнерских услуг, а также вычеты расходов на промышленный дизайн из налогооблагаемой базы, и прямое финансирование государством таких расходов для малого бизнеса.

Для того чтобы важность дизайна осознали руководители промышленных предприятий, планируется создать специализированные консультативные организации. Услуги этих «центров развития дизайна» частично будет оплачивать государство. Разработка дизайна, возможно, будет включена в виды деятельности, которые позволяют предприятиям претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков. Для решения кадровой проблемы предлагается ввести курсы переподготовки преподавателей вузов, стипендиальные и грантовые программы, а также содействовать стажировкам студентов-дизайнеров за рубежом.

Государственная поддержка, несомненно, будет способствовать значительному росту рынка промышленного дизайна. Кроме того, стоимость услуг российский дизайнеров будет ниже, чем аналогичные проекты за рубежом, что несомненно всколыхнет спрос.

Основные «трудности рынка»

Главное -- серьезное отставание промышленной отрасли и, соответственно, промышленного дизайна от западных стран, что, в первую очередь, является наследием плановой экономики времен СССР, когда на первое место ставилось обеспечение страны всем необходимым и о конкуренции и развитии речи не шло.

Кроме того:

  • 1. Мышление производственников, не желающих вкладываться в создание современного конкурентоспособного дизайна. Сегодня акцент из промышленной сферы смещен в рекламную, что явно неверно, т. к. товар в значительной степени должен продвигать себя сам, изначально подходить потребителю, нравиться ему. Для этого нужны исследования, нужен дизайн, нужны пробные образцы, новые идеи.
  • 2. Привычка творить дизайн внутри предприятия, а не отдавать на аутсорсинг профессионалам.
  • 3. Невысокий уровень дизайн-образования.
  • 4. «Утечка мозгов». Западными компаниями проводятся конкурсы среди наших промышленных дизайнеров, многим из которых в дальнейшем предлагается работа или хорошее вознаграждение. На Западе сегодня очень востребован дизайн социальной темы (городская среда), разработки в области медицины, техники (в том числе спец-техники и военной), это государственные заказы, под них и привлекаются молодые талантливые дизайнеры.

Тенденция размещения производственных предприятий в Юго-Восточной Азии будет только укрепляться в дальнейшем. Избежать утечки идей и технологий в данном случае не удастся. Стремясь хоть как-то защититься от китайских подделок практикуется такая схема: производитель постоянно выпускает новые модели со старой начинкой; пока китайцы делают имитацию известного бренда, производитель оригинала уже заявляет что модель снята с выпуска.

Часто большой разницы между версиями товара нет, только дизайн (эргономика, материалы, цвета, фактуры) и несущественные детали, при этом сам производственный процесс не меняется.

К тому же, если производитель не будет постоянно двигаться вперед, то он проиграет конкурентную борьбу. На Западе производитель заинтересован в том, чтобы его бренд имел хорошую репутацию (был качественным, надежным и по возможности дешевым). Товар должен соответствовать тенденциям моды, времени, поэтому приходится постоянно менять его образ.

Практически любой искусственный объект на Земле, который человек может увидеть, потрогать или использовать, окажется предметом промышленного дизайна . И это не странно, ведь большая часть вещей, что нас окружают на протяжении жизни, относится к тому или иному виду промышленного дизайна.

Современный промышленный дизайн включает в себе элементы искусства и технологий , охватывая широкий спектр различных объектов - от чайной ложки до наукоемких изделий. Поэтому человек, создающий дизайн промышленного (или индустриального) изделия, должен быть одновременно инженером и художником, объединяя вместе функциональность и эстетическую привлекательность изделия.

Промышленный дизайн как отдельная ветвь дизайна

В отличие от обширного понятия «дизайн», «промышленный дизайн» тесно связан с предметами бытового и производственного назначения , которые были промышленно изготовлены. Поэтому к объектам промышленного дизайна нельзя отнести любые предметы, сделанные человеком, а только те, которые защищены патентом и изготавливаются на производстве.

Задачами современного промышленного дизайна являются:

  • создание функциональных и эргономичных предметов;
  • эстетически приятного внешнего вида изделия;
  • повышение энерго- и ресурсосбережения при производстве и использовании предмета;
  • проектирование безопасных для человека и окружающей среды вещей;
  • создание интуитивно простого в использовании оборудования.

Интеграция всех этих задач требует от промышленного дизайнера развитых инженерных навыков, хорошего воображения и тонкого эстетического вкуса . Кроме того, необходимо учитывать, что готовое изделие должно соответствовать потребностям определенной целевой аудитории.

Промышленный дизайн включает следующие этапы разработки изделия:

Тенденции в современном промышленном дизайне

Простота и минимализм

Потребители все чаще выбирают простые вещи, выполненные в стиле минимализма. Помимо этого, большой популярностью пользуются обычные материалы и формы . Люди больше не видят необходимости покупать «overpriced»вещи для повседневного использования. Основные требования к предметам:

  • максимальная легкость конструкции;
  • минимальное использование дорогостоящих материалов;
  • отсутствие «перегружающих» деталей;
  • адекватная цена.

Удобство и эргономичность

Современные потребители отдают предпочтение удобству и комфорту одежде, немного пренебрегая внешним видом . Точно также в объектах промышленного дизайна начинают больше ценить удобство. Покупатели все чаще выбирают предметы, которые обладают высокой степенью эргономичности, просты в использовании и интуитивно понятны любому пользователю. Большой популярностью пользуются мебель-трансформер, которая помогает существенно сэкономить пространство в небольшом помещении.


Польза и монофункциональность

Более приоритетными для покупателей являются уже не многофункциональные вещи. Теперь отдается предпочтение предметам, которые можно использовать только по своему прямому назначению. Поэтому популярность полифункциональных кухонных приспособлений падает: люди не хотят приобретать громоздкое оборудование, если они будут пользоваться только одной функцией.

Экодизайн

В последнее время гораздо больше внимания уделяется экологической проблематике. В связи с этим возникло новое направление в промышленном дизайне - экодизайн. Он направлен на создание предметов, которые будут органично включаться в природную среду . Эта тенденция отличается следующими характеристиками:

  • создание предмета с минимальными затратами природных ресурсов;
  • понижение энергоемкости изделия при его изготовлении и использовании, а также возможность использования возобновляемых энергоресурсов;
  • использование материалов, которые подлежат многоразовой вторичной переработке;
  • долговечность изделия;
  • сокращение избыточного потребления;
  • простота утилизации.

Все чаще дизайнеры ищут вдохновение среди объектов природы - растения, соты, вода, камни, животные и пр.


Держатель для ключей « Honey , I m home

Футуризм

Во многих дизайнерских решениях давно прослеживаются футуристические нотки. Совсем скоро непривычный «дизайн будущего» будет отличительной особенностью всех привычных для нас предметов.


Первый электромобиль Porsche - Mission E . Выход намечен на 2020 год.

Примеры современного промышленного дизайна

Миниатюрная солнечная панель Heli-on

Солнечные панели становятся доступными не только для обеспечения энергией домов, но и для повседневного использования. Удобная карманная солнечная панель предназначена для зарядки мобильных телефонов или других гаджетов в любое удобное время. На случай, если погода совсем не солнечная, у панели есть свой небольшой аккумулятор, что позволит производить зарядку. Весит такая панель всего 105 грамм.


Модульные ветрогенераторы Windflock

Вслед за новинками в использовании солнечной энергии, инновации появляются и в ветроэнергетике. Windflock представляет собой систему ветрогенераторов , объединенных в группу, для экономии пространства. Тем не менее, их производительность остается пока что под вопросом.


Необычные краны

Смеситель Swirl разбивает поток воды на множество тонких струй, позволяя создать удивительное завихрение. Это не просто устройство для стильной ванной комнаты, но еще и способ экономии - более широкий поток позволяет использовать меньше воды при мытье рук или посуды.


Умный кран iWash поможет приучить детей и взрослых тщательнее мыть руки. В нем будет встроен цифровой микроскоп, отслеживающий бактерии на поверхности рук.


Воздушная капля

Горшок для растения рода Тилландсия со встроенным фильтром для воздуха - инновационный способ сделать воздух в квартире чище. Кроме естественного выделения кислорода, растение активно поглощает формальдегиды, бензол, и трихлорэтилен.


Гоночный велосипед будущего

В этом велосипеде все футуристическое - от педалей до руля. Обтекаемая форма позволит велосипеду отлично маневрировать на больших скоростях. Пока что концепция находится на стадии разработки - некоторые детали сделаны из бумаги.


Трехколесный скутер Tripod

В 2015 году победителем Red Dot Design Awards (мировая премия в области дизайна) в номинации «Дизайн-концепт» стал необычный трехколесный скутер Tripod . Он представлен в трех цветах, имеет очень необычный футуристический дизайн. В то же время, изделие отличается высокой степенью эргономичности и удобства. Основная его задача - доставка грузов на небольшие расстояния. Также на нем можно просто кататься.


Бамбуковые весы

Весы из бамбука сделаны по последним тенденциям современного промышленного дизайна. Весы экологически чистые - в них даже нет никаких электронных устройств , они работают от обычного давления.


Специалисты компании Klona имеют многолетний опыт в разработке предметов промышленного дизайна бытового и специального назначения. Позвоните нам по телефону, и вы получите консультацию по поводу интересующего вас изделия!

В 2017 году мы отмечаем 110-летие промышленного дизайна - явления, объединяющего технологический прогресс и визуальное искусство. Истоки, российское и немецкое направления развития.

Промышленный дизайн: Истоки

До появления объёмного понятия «дизайн» в речи использовали простоту: всё что нравилось, называли - красота. Развитие материальной культуры родило понятие дизайна, корни его уходят в начало XIX века. Тогда появилось машинное производство, заменившее ручной элитный труд.

В отличие от бутафоров-оформителей, дизайнеры мыслят масштабно, разнопланово. Задумки, при реализации их на практике, должны выглядеть гармонично - важно учитывать психологию человека, эргономику среды использования, технологию изготовления и свойства материалов, долговечность (как долго можно пользоваться предметом).

В жизни все понятия относительны и в то же время соотносятся друг с другом, многое понимается на подсознательном уровне. Например, эффект воздействия цвета на человека - этим занимается наука колористика - весьма любопытен: жёлтый шкаф легче поднять, чем серый (при одинаковом весе).

Промышленный дизайн делят на два направления: ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ .

ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН - российское направление развития промышленного дизайна

1920 год, СССР. Создан ВХУТЕМАС - высшие художественно-технические мастерские. Целью ставили создать и впоследствии развить советскую художественную культуру. Однако все творческие начинания рубились на корню - гиперреализм в дизайне препятствует развитию. Возможно, это и стало тем стоп-краном, который на годы превратил художественные образы в кальку друг с друга. Кстати, за выпускника ВХУТЕМАСа выдавал себя герой романа «Двенадцать стульев» Остап Бендер, пытавшийся попасть в Нижнем Новгороде на пароход «Скрябин». Тонкая ирония Ильфа и Петрова?

В Ленинграде в те же годы был создан высший художественно-технический институт - ВХУТЕИН - сохраняя элементы формализма, творчеству здесь давали больше свободы. Хотя в итоге дизайнерами становились не благодаря, а вопреки этим учебным заведениям. Социалистический реализм не дал раскрыться бутону истинной дизайнерской мысли.


Промышленный дизайн: БАУХАУЗ - немецкое направление развития

Новое единство искусства и технологий - это БАУХАУЗ. Bauhaus с немецкого переводится как «дом строительства». Это школа, это стиль, это высший пилотаж. Сегодня интерьер в стиле баухауз пропитал собой офисы и фабрики - отказ от избыточности украшений, функциональная «нагота», уничтожение стилизованной инсценировки, которая противопоставляет себя живому опыту.

Главная цель - проектирование промышленных изделий для человека, чтобы предметы стали повседневной частью жизни общества. Например, благодаря исследованиям воздействия цвета на человека, его психологическое состояние, были придуманы и реализованы цветные моющиеся обои.

Словосочетание «промышленный дизайн» сейчас у многих на слуху. Но, представление о том, что это такое всех совершенно разное.Промышленный дизайн, такой же вид творческой деятельности, как и обыкновенный дизайн, но предметами промышленного дизайна чаще всего являются изделия бытового назначения промышленного изготовления.

Компаниям-производителям сегодня приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы выдержать конкуренцию и достойно преподнести свой продукт на потребительский рынок. Интересный и качественный дизайн промышленного изделия - действенный способ выделиться среди конкурентов и заинтересовать потребителя. Задачей промышленного дизайна является обозначить экстерьер, структурные и функциональные особенности предметов, на который направлены приемы промышленного дизайна. К предметам промышленного дизайна можно отнести посуду и прочую кухонную утварь, бытовые и промышленные приборы, мебель, оборудование, и даже высокотехнологичные и наукоёмкие изделия. К вариантам промышленного дизайна относятся популярный сегодня автомобильный и транспортный дизайн.

Таким образом, промышленный дизайн это не только искусство сочетания дизайна с технологиями, но и маркетинговый инструмент.

Профессионал, создающий дизайн для промышленного изделия, должен быть одновременно и художником, и конструктором, и инженером-технологом. Ведь промышленный дизайн требует применить свое творческое воображение так, чтобы не был нарушен технологический смысл конечного продукта.

Сам процесс художественного конструирования состоит из 8 этапов:

Формирование основной идеи

Проработка концепции

Работа с набросками

Макетирование

Трехмерное моделирование

Визуализация

Инженерное проектирование

Создание опытного образца

Задача профессионала провести объект промышленного дизайна через предварительные семь этапов так, чтобы восьмой производственный этап прошел без проволочек и выдал конечный результат согласно основной идее.

Авторские права на дизайн-концепцию и основные идеи промышленного изделия принадлежат дизайнеру, за исключением случаев, оговоренных в контракте. В соответствии со статьей 27 «Закона РФ об авторском праве и смежных правах №5351-И": авторское право действует в течение жизни и 70 лет после его смерти; авторское право, право на имя и защиту репутации сохраняются бессрочно. Кроме того, дизайнер имеет право демонстрировать авторские работы в портфолио, с целью привлечения внимания новых заказчиков.

Архитектура Древнего Египта
Жилища древних египтян нам позволяют изучать раскопки поселений времён Раннего и Древнего Царств. Уже в IV тысячелетии до н.э. в Египте появляются города, где селятся ремесленники и торговцы. По сохранившимся развалинам двух городов – Ахе...

Кантри
Тогда как битники концентрировали свое внимание на современном джазе, кантри зациклились на народной музыке сельских общин. Это - будущий фолк или фолк-рок, до сих пор чрезвычайно популярный в Америке - штатовский аналог нашей авторской п...

Винсент Ван Гог
Такие же силы действуют в полотнах Винсента Ван Гога (1853-1890). Однако у него "действие космических сил. приобретает обнаженный и максимально приблизившийся к нам, как бы вторгшийся в человеческую повседневность характер" (В. ...


Дизайн интерьера, интерфейсов, виртуальной реальности, интерьеров, одежды. Промышленный, графический, индустриальный дизайн – у этой профессии десятки специализаций, а значит и десятки категорий специалистов. Профессиональная специализация накладывает отпечаток на возможности сотрудника: дизайнер веб-интерфейсов не сможет визуализировать проект жилого дома в 3D и создать концепт будущего автомобиля, если не приобретет дополнительных навыков. Эта профессия покрыта множеством слухов, мифов и стереотипов. Давайте узнаем о ней правду.

Дизайнер – кто это? Описание профессии

Дизайнер – это специалист по созданию макетов окружающей действительности. Она может быть реальной или виртуальной, может воплощаться в жизнь или оставаться концепцией.

Дизайнер не рисует – рисуют художники. Одновременно с этим он использует рисование как инструмент, визуализируя идеи и проекты.

Главное отличие специалиста от художника заключается в практическом применении его работы. Живописец может изобразить любой сюрреалистичный интерьер и ему все равно, какая мебель и как там будет расположена. Дизайнер же преследует иные цели – в разработанных им интерьерах будут жить люди.

Поэтому для получения профессии мало окончить художественную школу – необходимо профессиональное обучение, специализация. При этом ценность навыков специалиста социум постоянно пытается нивелировать, ведь каждый второй «сам себе дизайнер». Люди проходят 2-недельные курсы, осваивают базовый функционал программы 3D max и создают интерьеры, в которых невозможно жить. Заказчики оплачивают их работу, видят ужас на лице строителей и получают неудобные, нефункциональные, непрактичные помещения, теряя доверие к профессии. Если вы решите получить специальность и проявите профессионализм, то возможно включитесь в борьбу за качественный дизайн, которого так не хватает во всех сферах человеческой жизни.

Виды дизайна и обязанности специалистов

Круг задач дизайнера ограничен не только его профессиональными навыками, но и выбранной специализацией. Безусловно, вы можете освоить 2, 3 и более направлений, но сделать это крайне сложно. Вы часто встречаете хирургов, которые по совместительству являются педиатрами? Скорее всего, нет. Хоть и оба специалиста являются врачами – направление деятельности определяет обязанности специалиста. Так и в дизайне. Наиболее популярными специализациями являются:

  • Дизайнер интерьеров . Обыватели понимают под профессией умение подобрать и красиво расставить в помещении мебель. Иногда – выбрать обои. Это же видят в своих задачах «специалисты», прошедшие 10-дневные курсы. На самом деле профессия дизайнер интерьера намного сложнее. Идеальное направление для обучения – дизайнер-архитектор. Интерьер – все, что внутри. Не только мебель и отделка, но и освещение, коммуникации, архитектурные группы. Специалист должен создать не только красивый, но и функциональный интерьер. Он должен продумать отделку, меблировку, расположение осветительных приборов, проход коммуникаций и установку оборудования. Он должен разработать концепцию помещения, в котором будет удобно жить или работать, которое будет решать поставленные задачи.
  • Веб-дизайнер или дизайнер интерфейсов . Одна из наиболее востребованных профессий. Вы замечали, как могут различаться между собой сайты одной тематики с примерно одинаковой структурой? На одних все понятно и доступно, на других невозможно найти нужную информацию, и даже номер телефона. Дизайн – первое, что видит пользователь на сайте, визуальное отражение функциональных возможностей и позиционирования веб-ресурса. Здесь недостаточно создать красивую картинку – важно учесть, как будет верстаться сайт при передаче макета frontend-разработчику, насколько он будет удобным для пользователя, как будет реализован функционал, как будет представлен фирменный стиль компании, как будет достигаться конверсия страниц. Профессия веб-дизайнер требует понимания принципов работы сайта и реализации опций. Здесь нужно не столько уметь красиво рисовать, сколько знать основы разработки. Очень важно уметь контактировать не только с клиентами, но и с программистами.
  • Графический дизайнер . Де-факто это специалист, который создает оболочку. Типографика, фирменный стиль и логотипы, навигационные системы, визуальные решения для упаковок и СМИ – наиболее популярные направления деятельности. Ключевая задача оболочки – выполнять свое предназначения. Привлекать, продавать, продвигать бренд. Одновременно с этим необходимо помнить и о практическом значении каждого предмета. Насколько удобной будет эта упаковка для шоколадки или коробка для конфет, как это будет реализовано в промышленности, будут ли приятны глазам смотрящего подобранные цвета и шрифты, станет ли фирменный стиль узнаваемым – все это зависит от специалиста, его таланта и профессионализма.
  • Ландшафтный дизайнер . Фактически он выполняет и задачи проектировщика, отвечая за комплексное создание ландшафта. И одновременно с этим необходимо владеть навыками агронома, инженера и художника. Насколько удобным с практической точки зрения будет ландшафт, как будут проходить коммуникации, будет ли индивидуальной и гармоничной заданная эстетика, приживутся ли, в конце концов, рекомендованные к высадке цветы, деревья и кустарники – специалист должен ответить на каждый из этих вопросов.
  • Индустриальный дизайнер . Это промышленный дизайн, в ведении которого находится реализация проектов для масштабного производства. Яркий пример – автомобильная промышленность. Единожды разработанный дизайн автомобиля повлияет на судьбы миллионов людей, которые купят его у производителя. Здесь важно учитывать не только эстетику, но и инженерные системы, эргономику, практичность, соответствие функциональным особенностям. Индустриальный дизайн неотделим от реальности даже при создании концептов, к реализации которых наука пока не подобрала нужных инструментов.

Это лишь самые популярные и востребованные направления. Дизайн на них точно не заканчивается.

Более того, многие направления только появляются и получат интенсивное развитие. Если модельер (дизайнер одежды) – это настоящее, то создатель виртуальной среды обитания – недалекое будущее. Каждое из направлений профессии актуальное и перспективное. По мнению экспертов, интерес к специальностям в ближайшие годы лишь продолжит расти.

Где получить профессию дизайнер? ТОП-5 ВУЗов

Не лишним будет окончить художественную школу, но если вы своевременно этого не сделали – ничего страшного. Она даст существенные преимущества только перед поступлением, где в качестве экзамена обычно присутствуют рисунок и композиция. Однако многие университеты от этого отходят – необходимо заранее уточнить перечень вступительных испытаний. Для получения профессионального образования лучше выбрать авторитетный университет, осуществляющий подготовку по конкретным направлениям.

  1. СПбГУ.
  2. МГУ им. Ломоносова.
  3. Санкт-Петербургский институт дизайна и искусств.
  4. Московский университет дизайна и бизнеса.
  5. Санкт-Петербургский политехнический университет.

Рейтинг не стоит принимать за истину в последней инстанции, так как многое зависит от специализации. Дизайну интерьера лучше учиться в ВУЗе с , веб-интерфейсов – с акцентом на IT, одежды – с упором на творческие и художественные специальности. При этом авторитет отечественных университетов не определяет будущий успех, чего нельзя сказать о . Дизайнеры одежды, обучавшиеся во Франции и Италии, либо специалисты в области индустриального дизайна, прошедшие обучение в Германии, обладают существенными преимуществами при трудоустройстве.

Какими личностными качествами нужно обладать

  • Логическое мышление. Вы будете создавать не картинку, а проекты реальности. Потому важно уметь мыслить логически и учитывать массу аспектов в рамках специализации.
  • Индивидуальность. Она срастается с творческим подходом и помогает генерировать уникальные идеи, которые делают ваш дизайн индивидуальным, узнаваемым.
  • Внимательность. Одна допущенная ошибка в веб-дизайне обернется бессонными неделями для верстальщика, в создании интерьеров – полным нарушением его функциональности.
  • Усидчивость. Вы не станете художником, который может годами ждать вдохновения – вы будете работать в рамках жестко оговоренного дедлайна. Потому важно обладать усидчивостью и работоспособностью.
  • Развитый интеллект. Важно уметь проникаться в то направление, которым вы занимаетесь и разбираться в том, что будет отражать и визуализировать ваш дизайн.

Как строить карьеру и добиваться успеха

Презентация профессии сразу теряет привлекательность и образ «чистого творчества», если наполняется смысловыми реалиями. Подумайте, что стоит за обычным логотипом крупной компании, ведь он является очень дорогой корпоративной собственностью (вспомните Nike или Mercedes-Benz). За утвержденной картинкой стоят сложнейшие маркетинговые исследования, анализ или создание фирменного стиля, десятки выброшенных в мусорное ведро идей и сотни эскизов.

Вы только в том случае, если не будете строить иллюзий и воспринимать дизайн как картинку. Вам необходимо получить качественное образование в рамках выбранного направления и продолжать обучение на протяжении всей жизни. Необходимо освоить массу программных и технических инструментов, в частности иллюстраторы и визуализаторы – специалисты давно не работают с бумагой.

Идеально, если вам удастся получить образование в элитном зарубежном ВУЗе. Если нет – довольствуйтесь доступным университетом или колледжем, продолжайте профессиональное развитие и стремитесь получать как можно больше опыта. Учитесь на собственных ошибках, не засиживайтесь на одном рабочем месте, посещайте семинары и тренинги, участвуйте в профессиональных конкурсах. Находитесь на связи с мировым сообществом, изучайте тенденции и тренды, сохраняя при этом собственную индивидуальность.

Плюсы и минусы профессии дизайнер

В этой специальности хватает достоинств и недостатков. Многие из них условные, большинство относятся только к сотрудникам с малым опытом или откровенно средней квалификацией. Именно поэтому мы обратим внимание на усредненные «за» и «против», чтобы быть хоть сколько-то объективными при анализе.

Плюсы профессии дизайнер:

  • Востребованная, актуальная и перспективная профессия.
  • Достойная оплата труда квалифицированных специалистов.
  • Неограниченные возможности для хорошего заработка на фрилансе.
  • Интересная, отчасти творческая работа.
  • Реальная возможность улучшить окружающую действительность.

Минусы профессии дизайнер:

  • Сложная работа, требующая понимания отрасли.
  • Часто субъективная, некомпетентная оценка труда.
  • Невысокие зарплаты у специалистов без имени, квалификации, опыта.
  • Отсутствие инструкций по решению конкретных задач.
  • Почти всегда ненормированный рабочий день.

Стоит отметить, что именно субъективная оценка отмечается большинством специалистов как ключевой недостаток профессии.

Даже при огромном опыте и высокой квалификации вы постоянно будете сталкиваться с недопониманием со стороны заказчиков, инженеров и строителей. Этого не удается избежать даже специалистам, труды которых неоднократно отмечались мировым сообществом.

Сколько получают дизайнеры в России и за рубежом

Зарплата зависит от направления профессии, от опыта, степени владения программными и техническими инструментами, от региона, персонального бренда и множества других факторов.

Сумма в любом случае будет «средней температурой по больнице». Однако показатели могут послужить ориентирами. В среднем российские специалисты получают 33-35 тысяч рублей, в Москве – 37-43 тысячи, в регионах минимальные зарплаты составляют 12-15 тысяч рублей.

Больше всего получают дизайнеры интерфейсов (90-100 тысяч), далее идут 3D-дизайнеры (93 тысячи), веб-дизайнеры (85 тысяч), дизайнеры интерьеров (73 тысячи), мебели (65 тысяч) и ландшафтов (62 тысячи). Специалисты из европейских стран почти всегда получают больше. Если рассматривать того же дизайнера интерфейсов, то в США он в среднем получает 3 тысячи долларов в месяц, в Канаде – 2.7 тысячи, в Германии 3.9 тысячи евро.

Резюме

Когда ученики 7-9 классов пишут сочинение на тему «Моя будущая профессия дизайнер», они не всегда осознают полноту задач специалиста. Перед поступлением в ВУЗ изучите все за и против. Поймите, что это не только рисование – это, прежде всего, проектирование действительности, реальной или виртуальной. Это сложная работа, которая часто не находит объективной оценки. Вам потребуется опыт, постоянное обучение и длительная работа над персональным брендом, чтобы добиться успеха.

Евгения Мельникова

Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор.