Что могут сделать вера, надежда и любовь. Шаховской, князь иван леонтьевич

Что могут сделать вера, надежда и любовь. Шаховской, князь иван леонтьевич

Государственная академия промышленного менеджмента вот уже несколько лет изучает свою историю и жизнь Николая Петровича Пастухова, имя которого носит. Основатель одного из лучших до революции учебных заведений Ярославля - Пастуховского технического училища, известный на всю Россию купец и промышленник, Николай Петрович Пастухов был кроме того главой большой семьи, многочисленные ответ-вления которой в результате бурных событий двадцатого века оказались в разных странах. Энтузиасты академии разыскивают их по всему свету, уже вышло две изданных ими книги интереснейших документов, живых свидетельств и фотографий. Только что появилась третья книга под названием «Прошу детей моих жить в мире и согласии». Это цитата из завещания Николая Петровича, которому, как прозвучало на презентации, Пастуховы всех поколений всегда старались следовать.

На презентации присутствовали Мария Павловна Науменко из США, Екатерина Беляева-Редали из Швейцарии и гости из Франции, из Парижа - князья Шаховские: Дмитрий Михайлович с супругой Тамарой Георгиевной и их сын Иван Дмитриевич, которые тоже, оказывается, родственники Пастуховых. Деталь любопытная сама по себе. Николай Петрович Пастухов - купец, дворянское звание получил не по праву родства, а за свои заслуги. Если бы он узнал, что его род породнится с Шахов-скими, наверное, это стало бы ещё одним подарком его честолюбию. К сожалению, это произошло уже после его смерти.

Для старшего из париж-ских гостей Пастуховы были бабушкой и дедушкой. Шаховской стала мама Дмитрия Михайловича после замужества, с тех пор княжеский титул, как и положено, передаётся по наследству. В ответ на вопрос «Северного края» о самом ярком впечатлении от первой встречи с Ярославлем Дмитрий Михайлович сказал, что у него здесь был ещё более дальний предок - князь Фёдор Ростиславович Чёрный, живший в XIII веке. Постепенно род Фёдора Чёрного множился и дробился, из него происходят такие князья, как Белосельские, Бельские, Львовы, Прозаровские и Шаховские тоже.

Первый раз Дмитрий Михайлович оказался в Ярославле в 1998 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Он вспоминает, как ему довелось тогда увидеть мощи первых ярославских князей Фёдора, Давида и Константина. По его словам, вопреки церковной традиции он увидел их в музее «нагими». Сопровождавший его священник прикрыл их, но Дмитрий Михайлович успел увидеть «лицо, сохранившееся, несмотря на прошедшие столетия». Встреча лицом к лицу со своими далёкими пращурами - такое не забывается.

Ярославль - это наши корни, - продолжил он. - Я слышал о Ярославле от матери. Слышал и о Пастухове, о том, как он вместе с братом начал чугунно-литейное дело в Ростове-на-Дону. Но о том, что Николай Петрович Пастухов сделал для Ярославля, я раньше ничего не знал. Я очень благодарен ректору академии Нине Николаевне Аниськиной за то, что она собрала нас всех здесь вместе, что познакомила нас с другими потомками, о которых нам до сих пор тоже не было известно. Увлекла дальнейшими поисками. Со своей стороны мне удалось узнать о документах, которые хранятся у моего племянника в Лондоне. Мы их передадим вам, сюда, потому что уверены: с вашей помощью они послужат и нашему потомству.

Самое удивительное, - дополнил рассказ Дмитрия Михайловича его сын Иван Дмитриевич Шаховской, - что отец не только филолог и историк, но и генеалог, председатель родословной комиссии Союза русских дворян в Париже. Но историей пастуховской ветви своего рода он никогда не занимался, считая, что информация о ней слишком скудная. Теперь мы убедились, что на самом деле она безгранична.

В книге, которая сейчас передо мной, разбросано множество интереснейших частностей, деталей и картинок из жизни семьи в России и за рубежом. Приведу несколько.

Дмитрий Шаховской:

Из-за начавшейся Первой мировой войны семья застряла в Швейцарии, куда приехала провести лето. «Мама вспоминала, что жилось очень трудно. Однажды они оказались вообще без ничего, и их выручила случайная находка: в кармане бабушка нашла затерявшийся золотой, который и помог продержаться».

«Позднее мамина семья Пастуховых переехала в Брюссель. Дед Дмитрий Александрович скончался в старческом доме (в 1927 году, Т.Е.), бабушка и мама переехали в Париж, где жизнь была тоже нелёгкой. Бабушка из верёвочек и кусочков материи делала маленькие русские куколки в 5-6 сантиметров, которых продавала. Две из них долго у нас лежали, и я их так хорошо помню...»

Екатерина Беляева-Редали:

О бабушке Елене Ивановне Беляевой, урождённой Пастуховой. «Папа помогал ей вести счета. Он мне рассказывал, что много лет бабушка рассчитывалась с долгами - за шляпы, которые она накопила, когда ещё не знала, что они разорены из-за революции».

О бабушкиной сестре Глафире Ивановне. «Она мне рассказывала, что была ещё в Санкт-Петербурге, когда разразилась революция, и как ей удалось бежать, выдавая себя за мужика, своровавшего (свою же!) шубу».

«Она дожила до 101 года. Внимательно следила за событиями, смотрела телевизор и читала «Пари Матч». Однажды летом, когда мои родители уезжали из Женевы, она провела месяц в доме для пожилых людей. Когда я везла её домой, крайне уверенным голосом мне было сказано: «Передай своей маме, что больше никогда я не поеду в это место, с этими стариками, которые даже не читают Солженицына». Во время своего пребывания она сама прочитала там «Раковый корпус».

В книге, впрочем, есть имя, которое по-настоящему ещё не привлекло внимания исследователей. Михаил Дмитриевич Шаховской вскользь замечает, что в детстве бабушка водила его в церковь и читала сказки Пушкина. А сестра Дмитрия Михайловича Елизавета, родившаяся в 1937 году, вышла в свое время замуж за барона Алексея Николаевича Тизенгаузена. Стоит вспомнить, что эту фамилию носила внучка М. И. Кутузова Екатерина Фёдоровна, петербургская приятельница Пушкина с конца 1820 - по 1830-е годы. Так что кто знает, какие находки ещё могут всплыть в семейных архивах потомков Пастухова!

СВОЙ: Кто из Ваших предков оставил наиболее заметный след в российской истории?
Шаховской: Из Рюриковичей прежде всего назову, конечно же, святого Владимира и его правнука Владимира Мономаха. Они были князьями, владевшими землями от Балтийского до Черного моря и от Карпат до Волги. Сын Владимира Крестителя Мстислав правил в Тмутаракани. В его княжество входило побережье Крыма. Почитаем мы и святого великого князя Смоленского и Ярославского Федора Ростиславича Черного, жившего в XIII веке.

Самый известный из нашего рода в XVII столетии — Семен Шаховской, поэт и писатель. Французский историк Пьер Паскаль определил его как одного из наиболее выдающихся представителей русской интеллигенции той эпохи. Отмечу также Алексея Ивановича, который в годы царствования Анны Иоанновны был правителем Малороссии. Его племянника Якова Петровича, обер-прокурора Святейшего Синода, историки считают самым честным человеком своего времени - видимо, подразумевая, что подобных людей было не так много, как хотелось бы.

Мой прапрадед генерал Иван Леонтьевич Шаховской, герой Отечественной войны, сражался при Бородине, участвовал во взятии Парижа.

СВОЙ: «Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой», - писал в «Евгении Онегине» Пушкин об авторе более чем ста пьес, долгие годы руководившем петербургскими театрами…
Шаховской: Александр Александрович до того, как стал драматургом, был гвардейским офицером Преображенского полка. Лично знал Александра Сергеевича.

СВОЙ: Каково это - принадлежать к одному из самых именитых родов России?
Шаховской: На протяжении одиннадцати столетий Шаховские служили России. В основном - на военном, а кто-то и на гражданском поприще. Наше прошлое - а это определенный психологический груз - я прочувствовал и в известной мере осознал рано, когда мне было лет десять, наверное. Титул князя ко многому обязывает, требует самодисциплины. Важны, конечно, и воспитание, и среда...

СВОЙ: Ваш княжеский герб украшен гербами Ярославля, Смоленска и Киева. Есть ли у Шаховских какие-то общие, фамильные черты?
Шаховской: Чувство ответственности перед страной и народом - как на военной, так и на гражданской службе. Герб Шаховских свидетельствует о том, что в нашей семье всегда воспринимали Россию как единое целое. Еще одна общая черта - преданность Романовым. Несмотря на то, что в нашем роду был и декабрист (который, к слову, не участвовал в восстании). Правда, я бы упомянул некоторый либеральный дух, присущий отдельным представителям рода. К примеру, писательнице Зинаиде Шаховской, владыке Иоанну (князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. - «Свой» ), чья любовь к России и преданное служение ей также сомнений не вызывают.

СВОЙ: Где волею судеб оказались сегодня Шаховские?
Шаховской: В основном во Франции. Есть одна семья в Канаде и представители той же ветви в Австралии - они попали туда после Второй мировой войны. В России обосновались мои сыновья. Старший, Иван, занимается в Петербурге охраной памятников, а младший, Илларион, работает в Москве, в Лиге безопасного интернета. Дочь Наташа вышла замуж за француза и живет под Парижем. У нее две дочки, и обе говорят по-русски.

СВОЙ: Вы автор многотомного труда «Российское общество и дворянство». Какую роль играли дворяне в жизни страны?
Шаховской: Убежден, что дворянство - сливки русского общества, лучшая часть нашего народа. Это связано с тем, что именно в России (может быть, единственной европейской стране) дворянство не было закрытой кастой. Дворянами становились за заслуги в разных областях - военной, научной и так далее. По достижении определенной должности и чина каждый получал право считаться таковым, что немного раздражало старую знать. В дворянское сословие мог быть произведен и купец. Кроме того (и это гораздо хуже), на родовитых да именитых оказывало влияние западное воспитание. При этом многие из них старались сохранить некое равновесие между чисто русской и западной культурой. Вспомните извечный спор между славянофилами и западниками...

СВОЙ: О ком говорили: «Из грязи в князи»?
Шаховской: Возможно, первоначально имели в виду петровского соратника Александра Меншикова. Дальше - по обстоятельствам...

СВОЙ: Вы родились в Париже, здесь же получили образование, имеете французское гражданство. Наверное, непросто быть одновременно французом и русским?
Шаховской: Герцен, который среди критиков своей страны занимал не последнее место, сказал: «Вера в Россию спасла меня...» Могу повторить то же самое. Я родился за рубежом, и вся моя жизнь, как и жизнь родителей, была связана с верой в Россию. В Париже рос в русской среде, общался и с военными, и с интеллигенцией. Я не мог ощущать себя французом. В детстве говорил по-русски. Французы всегда относились ко мне как к русскому. Для недоброжелателей был «грязным русским». При рождении оказался владельцем нансеновского паспорта. Я стал французом, потому что родители понимали: учиться и работать без гражданства невозможно. Конечно, могу сказать, что я и француз. Приведу мое любимое сравнение: возьмите огурец и опустите его в чужой, отличный от огуречного рассол, и у него будет несколько другой вкус. Менталитет человека, который постоянно живет на Западе, неизбежно меняется.

СВОЙ: Только что переиздана книга Вашего дяди, князя Алексея Николаевича Шаховского, «Что нужно знать каждому в России», которая впервые увидела свет в 1912 году.
Шаховской: Значение этой книги в том, что она ставит вопросы, по-прежнему касающиеся каждого из нас. Ее главы: «Что значит быть хорошим сыном Отечества», «Патриотизм», «Флаг, знамя, гимн».

«Мы все осознавали себя русскими, - написал я в предисловии. - В детских лагерях при поднятии русского трехцветного флага пели «Коль славен» и произносили сокровенные слова: «За Русь! За веру!» На концертах или праздниках русской культуры при исполнении гимна «Боже, царя храни!» или песни из оперы Глинки «Славься, великий наш русский народ» весь зал вставал как один».

СВОЙ: В письме председателю Российского исторического общества Сергею Нарышкину Вы назвали «настоящим праздником» день возвращения в Россию Крыма и Севастополя. Каковы Ваши впечатления от недавней поездки на этот полуостров?
Шаховской: Это возвращение - важнейшее событие, в том числе и для русской эмиграции. По приглашению директора Института стран СНГ Константина Затулина мы поехали в Крым сразу после того, как полуостров снова стал частью России. Участвовали в очень интересной международной ассамблее «Русский Крым: историко-цивилизационные корни». Меня поразило то, насколько дороги крымчанам Россия, русская история, русский язык. Для меня эта земля, естественно, всегда была русской. Для многих моих соотечественников последним, что они видели, навсегда покидая Родину, был Крым. В Севастополе нам предложили поехать в русскую частную школу для сирот. Ученики устроили для нас маленький концерт. Сначала спели «Христос Воскресе», а потом - «Боже, царя храни!». В этой школе, где учатся ребята от 6 до 17 лет, я ощутил настоящий русский дух.

СВОЙ: Вы один из учредителей и вице-президент Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе. В чем состоит его миссия?
Шаховской: В том, чтобы добиться взаимопонимания между разными юрисдикциями православной церкви. И, по возможности, их объединения, как это произошло с Русской зарубежной церковью. Именно к этому призывал патриарх Алексий II.

СВОЙ: Несколько лет назад Вас наградили медалью Пушкина за вклад в сохранение русского культурного наследия…
Шаховской: Это высокая оценка моей преподавательской деятельности в нескольких французских университетах и в парижском Свято-Сергиевском богословском институте. Я много лет преподавал и преподаю по сей день русскую историю, философию, историю православной церкви. Стремлюсь показать студентам настоящую Россию. Объять необъятное невозможно, но я даю необходимые основы для адекватного восприятия России. Она сегодня очень многоликая.

СВОЙ: В чем Вы видите роль русской эмиграции?
Шаховской: В том, чтобы свидетельствовать о той России, из которой мы вышли, и наводить мосты с той, которая возрождается после тяжелейших испытаний. Надо помогать стране, исправлять искаженный образ, который навязывают ее недруги. В наведении мостов предстоит немало сделать следующему поколению. Поэтому я очень рад, что мои сыновья сейчас работают в России. У них патриотические взгляды.

СВОЙ: Что объединяет русский мир?
Шаховской: Его главный стержень - конечно, русский язык. Свою роль играют также экономика, политика, культура.

СВОЙ: Отношения с Европой в последнее время резко обострились. Мы больше не союзники?
Шаховской: Еще Александр III говорил, что у России два союзника - ее армия и флот. Многое связано с европейским менталитетом. Что такое Европа? Это конгломерат маленьких государств, по соседству с которыми расположилась седьмая часть мира. Они воспринимают это как угрозу. Хотя никакой угрозы не было и нет.

СВОЙ: Помните, Бжезинский утверждал, что Россия без Украины - это не империя?
Шаховской: Что за чушь! И без Украины Россия, с учетом ее масштабов, всегда будет империей. Если бы в России было все так плохо, как малюют ее противники, разве устремились бы туда беженцы с Украины? Читал у Николая Карамзина о том, что в конце XVIII века из прибалтийских стран, которые в какой-то мере были «витриной», крестьяне бежали именно в крепостную Россию. Это означает, что там им было лучше, нежели дома.

СВОЙ: Вы возглавляете популярное интернет-издание - «Русскую зарубежную газету»...
Шаховской: Цель этой газеты - а ее читают во всем мире - давать объективную информацию. Когда смотришь французскую прессу о России, остается только развести руками.

СВОЙ: Чем объясняется антироссийская направленность французских СМИ?
Шаховской: Когда начались украинские события, я был в Петербурге и получал несравненно более правдивую информацию, чем та, которую преподносят во Франции. Французские журналисты не стремятся к объективному освещению, а делают то, что соответствует определенному заказу. Его они вынуждены выполнять, чтобы не потерять работу.

Штрихи к портрету

Дмитрий Михайлович Шаховской родился в Париже в 1934 году. Окончил Сорбонну. Профессор, доктор историко-филологических наук. Крупнейший на Западе специалист по русской генеалогии, председатель Родословной комиссии и вице-председатель Союза русских дворян, созданного в 1925 году. Видный общественный деятель, награжден медалью Пушкина за вклад в дело сохранения русского культурного наследия. Коллекционирует книги. Любитель классической музыки. Занимался скульптурой. Брал уроки иконописи. Знаток старинной мебели.

Мученика за веру, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г., и его жены Наталии Дмитриевны Шаховской-Шик, - собрала полный зал.

Первый раздел книги «Путь к Богу» начинается с писем, датированных концом 1911 года, - к этому времени Михаил Владимирович (будущий о. Михаил) знаком с Наталией Дмитриевной около 3 лет, и завершается в 1918 г., когда Михаил принимает крещение и женится на Наталии. Также первый том содержит переписку и дневниковые записи между арестом и ссылкой в Турткуль уже дьякона Михаила (рукоположен в 1925 г. митрополитом Петром (Полянским)). Книга вышла в издательстве Культурно-просветительского фонда «Преображение» и имеет гриф Издательского совета Русской православной церкви.


Открыл презентацию , председатель Преображенского братства, по инициативе которого издана книга.

Преображенское братство считает честью, что нам довелось работать над этой книгой и способствовать ее выходу, - сказал он. - Когда читаешь переписку, поначалу охватывает неловкость, что ты прикасаешься к интимным отношениям двух людей, но поскольку в этих же письмах они говорят не только о том, что происходит в их сердцах и умах, но и о том, что происходит в стране, эта переписка - свидетельство времени. Она о том, как сохранить живую веру, живой разум, как сохранить главные вещи в своей жизни во время, когда, казалось бы, все сдвигается со своих мест и не остается камня на камне. Поэтому эта книга ценна для всей нашей церкви и всего нашего народа.

На презентацию пришли представители нескольких поколений семьи Шиков-Шаховских, начиная со старшего сына о. Михаила и Наталии Дмитриевны Сергея Михайловича и заканчивая правнуками. рассказал о том, как развивались отношения отца и матери с 1911 года, делился воспоминаниями о жизни семьи: о верности Богу, мужестве и стойкости Наталии Дмитриевны, которая, болея туберкулезом, смогла родить и воспитать пятерых детей; о священническом служении о. Михаила, про которого говорили, что во время богослужения он не просто служит, а «предстоит перед Богом»; об их любви друг к другу и последней встрече в вагоне поезда в 1937 году, когда арестованный о. Михаил переписывался с Наталией Дмитриевной знаками на заиндевевших стеклах.

Внуки о. Михаила и зачитали сохранившиеся воспоминания детей о. Михаила и Наталии Дмитриевны Дмитрия Михайловича и Марии Михайловны, а также жены Владимира Ивановича Фаворского Марии Владимировны, бабушки Ивана Дмитриевича. Такой портрет о. Михаила и Наталии рисовала в своих воспоминаниях Мария Владимировна Фаворская: «Миша был широк в плечах, огромные глаза, нос с горбинкой: ему было хорошо играть ассирийца… Когда одел рясу и отпустил бороду - голова Иоанна Крестителя с картины Иванова. Наталья была очень легкая, вся была как горящая свечечка, маленькая головка с типичным лицом русской крестьянки, хотя она не была крестьянкой, брови еле-еле обзначались над маленькими ямками глазниц, безбровое лицо кажется чистеньким, хорошо промытым, выступающий подбородок - признак сильного характера… Наружностью они были прямая противоположность друг другу - он типичный яркий еврей, она - типичная русская».


Смысл христианского брака о. Михаил и его жена видели в служении Господу, в воспитании детей и в очень большом внимании друг другу. Из писем после поездки Наталии Дмитриевны в Турткуль: «Только тогда мы сможем стать хорошими по-христиански супругами и родителями, если наши руки будут протянуты друг к другу выше крыши нашего дома. Если сердца будут соединяться в поклонении Кресту. И оттуда переходить к кроваткам наших младенцев».

Редактор книги сообщила, что в издательстве КПФ «Преображение» готовится к публикации второй том «Непридуманных судеб на фоне ушедшего века», в работу над которым включились Сергей Михайлович Шик и Иван Дмитриевич Шаховской.


Зачастую о новомучениках и исповедниках в архивах хранится только сухая информация, поэтому живой опыт Шиков-Шаховских оказался востребованным. , главный режиссер дирекции документального кино Первого канала, генеральный директор студии «Встреча», показала кинозарисовку о семье Шиков-Шаховских, основанную на материалах нового фильма о новомучениках и исповедниках веры, съемки которого начались больше года назад. Она рассказала, что стремилась в первую очередь показать какое отношение жизнь новомучеников и исповедников имеет к нашей повседневной жизни, как мы связаны.

Очень сложно было найти живые опыт и веру и перенести на нашу жизнь. И я искала как раз такие свидетельства. Сначала я познакомилась с Елизаветой Михайловной, увидела большие детские глаза и увидела в них живую веру, перечитала все письма [о. Михаила и Наталии Дмитриевны], по 6-8 часов по ночам, и увидела здесь тот опыт, который абсолютно применим к нашей жизни. Ведь в нашем современном мире без духовных основ семью не удержать, не удержать глубинной связи с детьми. Без него у нас не будет чего-то общего, которое цементирует, и дальше свяжет нас с внуками.


Все выступавшие вспоминали о том, что выход книги был бы невозможен без многолетней работы , дочери о. Михаила и Наталии Дмитриевны (1926-2014). Она расшифровала и перепечатала всю переписку на машинке, а потом в 75 лет, овладев компьютером, перевела их в электронную форму, снабдила примечаниями и комментариями, полностью проработала с редактором Ольгой Борисовой первый том.

Когда мы начали работу над письмами стало понятно, что он требует комментариев, чтобы картина была более полной, чтобы был задан фон времени, раскрывающий события для читателя не очень владеющего реалиями XX века и был показан круг людей, подвижников, неравнодушных к тому, что происходило вокруг них и радеющих о преображении жизни, - вспоминала Ольга Борисова.

Елизавета Михайловна всего несколько месяцев не дожила до выхода первого тома. Последние месяцы перед смертью Елизавета Михайловна отказывалась от участия в конференциях, считая главным делом работу над изданием переписки. и Ольга Борисова с благодарностью вспоминали об общении с Елизаветой Михайловной.

Я помню, когда Елизавета Михайловна появилась в нашем братстве - это был взрыв духа. Все стремились на встречи с ней, отменяли дела, слушали записи встреч. И это было обосновано, потому что она открыла новый мир, рассказывала о семье, воспитании детей… Елизавета Михайловна была человеком ответственным и трудолюбивым, заражала всех оптимизмом, и ее приходы были праздником для всех сотрудников. Мы всегда ждали с нетерпением обеденного времени, в ходе которого всегда узнавали от нее что-то новое, и всегда это была духовная беседа.

По словам , выход книги - дань памяти не только о. Михаилу и Наталии Дмитриевне, но и Елизавете Михайловне.

В этих письмах содержится свидетельство о том внутреннем, духовном, сердечном труде по поиску своего места в жизни, отношении друг ко другу, том участии в общественной и исторической жизни, без которого невозможно никакое возрождение и невозможно никакое созидание, никакое строительство. То, что все ищут, есть в этом опыте есть… Эта переписка - свидетельство того, что может сделать вера, надежда и любовь, - подытожил .

25 мая презентация книги «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века» состоится в Санкт-Петербурге.

1 марта 2012 10:00

Князь Иван Шаховской пришел на службу в Смольный
На минувшем заседании Совета по сохранению культурного наследия глава КГИОП представил двух новых назначенцев, пришедших в охранное ведомство после его перевода под непосредственный контроль губернатора: своего четвертого по счету зама Вячеслава Лунева и заместителя директора подведомственной комитету «Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» Ивана Шаховского.
О Вячеславе Луневе, призванном применить свои навыки в сфере коммерческой безопасности для наведения порядка в специфически выстроенной Верой Дементьевой системе, «Новая» рассказывала подробнее в № 4 («Строительный блок треснул»).
Родившемуся во Франции 43-летнему князю Ивану Дмитриевичу Шаховскому, окончившему факультет иностранных языков и цивилизаций парижского университета, предстоит заниматься совершенно непрофильным делом: «Дирекция заказчика» осуществляет технический надзор за производством ремонтно-реставрационных работ на памятниках, выполняемых за счет бюджетных средств. Средства немаленькие. Из единственного отчета, представленного на сайте городского правительства, следует, что в 2009 году на охранные мероприятия, ремонт и реставрацию памятников было выделено 1 524 735,2 тыс. рублей.
Родословная Шаховских восходит к Рюрику, князю Новгородскому. Иван Дмитриевич - прапраправнук героя войны 1812 года генерала от инфантерии Ивана Леонтьевича Шаховского (похоронен в Петербурге, в некрополе Новодевичьего монастыря) и внучатый племянник архиепископа Сан-Францисского и Западноамериканского Дмитрия Алексеевича Шаховского, чьи проповеди достигали Советского Союза на волнах «Голоса Америки».
Отец новоиспеченного чиновника - профессор университета Верхней Бретани в г. Ренн, доктор историко-филологических наук, генеалог и издатель многотомника «Российское общество и дворянство», мать - дочь известного педагога Московской консерватории и училища им. Гнесиных Александра Егорова.
Окончив университет, Иван Шаховской год отслужил рядовым во французской армии (был водителем), после чего приехал в Москву. Как рассказывал он сам в одном из интервью, в Первопрестольной сначала «работал на французскую фирму, потом в одном русском банке». Жил под Москвой, в деревне Тютьково подле Звенигорода.
Еще в январе прошлого года в студии радио «Голос России» его представляли как главу кооперативного хозяйства «Мурава» (зарегистрирован в 2009 г. - Шаховской район Подмосковья, село Белая Колпь).
В 2007 году принял участие в работе XI Всемирного Русского народного собора. Свое выступление посвятил духовной миссии России, провозгласив: «Сегодня нет ни одной европейской страны, которая бы строила храмы. А Россия возводит, и в этом мне видится ее духовное возрождение, чего нет на Западе. /…/ Мы ищем Бога, а это очень сильно отличает нас от остального европейского мира».
В том же году на проходившей в Берлине встрече российских соотечественников с Борисом Грызловым князь Шаховской особо отметил, что «богатство России - это не только нефть и газ, Россия могла бы стать опорой Европы по возрождению христианских ценностей».
Тремя годами позже принял участие в конференции «Единой России» на тему «Современная политика и новый политический класс России». Выступил с докладом «Православные основы российского консерватизма» - вполне в духе «Манифеста просвещенного консерватизма» Никиты Михалкова. На тот момент князь Шаховской трудился главным редактором иностранного перевода Дирекции президентских программ возглавляемого Михалковым Российского фонда культуры.
Речь Ивана Дмитриевича отличалось особой проникновенностью и восторженностью:
«Консерватизм - очень серьезная база для развития России в православном ключе, потому что в этой идеологии нет экстремизма и национализма, а есть, наоборот, любовь и целостность, важнейшие ценности, на которых как раз и зиждется православная вера. В этой связи важны и прозвучавшие сегодня заявления «Я православный», и тот факт, что российский президент Дмитрий Анатольевич Медведев считает самым главным событием своей парижской поездки преклонение перед терновым венцом. Услышать такие слова от какого-либо другого правителя просто невозможно. И наш центр - Кремль. Это духовный центр России. Монастырь. Место, где соединились Правительство с Церковью. И недавнее торжественное открытие надвратных икон Кремля сыграло намного большую роль, чем может показаться. Ни в одной другой стране в Европе духовный центр не является одновременно и центром правительства. Исключая Ватикан, конечно, но это своеобразное государство».

Татьяна Лиханова
Фото телерадиоцентра «Орфей»

Член Государственного Совета, генерал от инфантерии; родился в 1776 г. и еще в детстве, в 1786 г., записан в службу в л.-гв. Измайловский полк, затем был переведен в л.-гв. Семеновский и 18 лет от роду переведен капитаном в Херсонский гренадерский полк. В 1794 г. участвовал в польской войне, находился в делах при Крутицах, Брест-Литовске, местечке Кобылке и при штурме Праги, за каковой и награжден орденом св. Георгия 4-й степени. В 1803 г. назначен командиром л.-гв. Егерского полка, а в следующем произведен в генерал-майоры. В 1809 г. назначен шефом 20-го Егерского полка. В Отечественную войну обратил на себя внимание в делах под Витебском, под Красным и в Бородинском бою, за что и был награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й ст. В кампании 1813 г. принимал участие в сражениях: при Калише, где за выдающееся мужество и распорядительность награжден орденом св. Георгия 3-й ст., при Люцене, Бауцене, Пирне, Кульме и Лейпциге; за отличие в этом последнем произведен в генерал-лейтенанты. Во время похода 1814 года в пределах Франции, участвовал в сражениях при Бар-сюр-Об, Троа, Фершампенуазе и при взятии Парижа, за что получил орден св. Александра Невского. В 1817 г. назначен начальником 2-й гренадерской дивизии, а в 1823 г. получил в командование гренадерский корпус и на этом посту обратил особенное внимание на Новгородские военные поселение и способствовал их благоустройству. В 1826 г. был произведен в генералы от инфантерии. В 1831 году со своим корпусом принял деятельное участие в подавлении польского мятежа; участвовал в сражениях при Белоленке, Грохове, Остроленке и при штурме Варшавы и везде своим примером и беззаветной храбростью способствовал успеху нашего оружия; за эту кампанию получил орден св. Георгия 2-й степени, а за преследование неприятеля до прусской границы - Владимира 1-й степени. В октябре того же года был назначен шефом Екатеринославского полка; в 1836 г. - председателем генерал-аудиториата, в 1839 г. - членом Государственного Совета. В 1843 г. награжден орденом св. Андрея Первозванного за долговременную, ревностную и полезную службу. В 1856 г. начальствовал ополчением Петербургской губ. Умер в 1860 году 20-го марта в С.-Петербурге. "Подвигами общественной деятельности - говорит о кн. И. Л. автор биографической заметки в "Месяцеслове", он приобрел себе право занять место на страницах истории славной для отечества эпохи, а подвигами любящей души своей снискал всеобщее уважение. Любовь связывала его с молодым поколением, которому он вполне сочувствовал во всем, что есть в нем благородного и доброго, и с любознательностью следил до самых последних минут своей жизни за историческим ходом всего современного".

"Русский Инвалид", 1860 г., № 66; "Месяцеслов" на 1861 г., стр. 118-119; Леер, "Энциклопедия военных и морских наук", т. VIII, СПб., 1896 г., стр. 330; Ф. Смит, "История польского восстания и войны 1830-1831 гг.", перев. капит. Квитницкого, СПб., 1864 г., в 3-х томах; "Словарь" Ларусса, XIV, 335; "Справочный энциклопедический словарь" К. Крайя, XII, 222―223.

Н. Тычино.

{Половцов}

Шаховской, князь Иван Леонтьевич

генерал от инфантерии, председатель генерал-аудиториата, в 1839 г. член Госуд. совета, в 1848 г. председатель Департамента военных дел; р. 1776 г., † 20 марта 1860 г.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .