Беседа "о целебных травах". Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!» для старшей подгруппы Беседа с родителями о пользе лекарственных растений

Беседа
Беседа "о целебных травах". Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!» для старшей подгруппы Беседа с родителями о пользе лекарственных растений

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели. Формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания, представления о травах, способствовать развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению внешнего вида, места произрастания, пользе трав.

Ход занятия

Воспит. Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Страна, которая нас ждёт в гости – необычная. Достаточно закрыть глаза и произнести: “Раз, два, три – страна трав нас в гости жди…” (Дети открывают глаза, перед ними дидактический материал по темам: “Травянистые растения”, “Лекарственные растения”). Итак, перед вами самые обычные травы. Иногда мы их не замечаем. А ведь они очень красивые, душистые и полезные. (Стук в дверь, входит гость).

Бабушка Лукерья. Никак гости у нас в лесу. Давайте знакомиться. Зовут меня Лукерья – травница. Трав я много знаю, о них вам с удовольствием расскажу. Недаром называют меня травница. А как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, я занимаюсь сбором трав, их очень много и они разные (рассматривание разных видов трав). Обратите внимание: у одних длинный гибкий стебель, увенченный соцветием, у других – листья широкие с прожилками, стебель низкий, и кажется, что листья растут из земли, а у третьих – цветы похожи на круглые, белые или розовые шапочки.

Ребята, как вы думаете, что такое трава? (ответы детей). Да, трава – это прежде всего растение с мягким, тонким стеблем. А если эти травы растут все вместе в лесу, на поляне, на лугу, то мы их называем красивым словом – разнотравье.

Давайте подумаем, в чем мы можем найти различия и сходство между травами и другими растениями – деревьями, кустарниками (ответы детей). А что можно сказать о возрасте трав и деревьев? (предположения детей). Деревья растут много лет, а травы живут недолго: многолетние до 5-ти лет, однолетние – один год. Вы наверное засиделись. Пройдёмся по моим владениям и я вам расскажу, где и какие травы растут. (Дети в ходе рассказа переходят от стенда к стенду).

Посмотрите, это луг. Мы видим золотые головки одуванчиков, розовые шапочки клевера. В поле, во ржи, видим васильки. Вот лесная опушка. Здесь мы видим иван-чай, ромашки. А возле дороги мы узнаём подорожник, лопух. На пустырях любят селиться пижма, крапива, ромашка.

Ребята, мне пора отправляться на сбор трав, но если вам интересно узнать о каждом растении, то мы с вами встретимся ещё не раз. А сейчас на память о нашей встрече, нарисуйте понравившийся цветок. (Рисование).

План-конспект беседы “Травы”

Цели. Продолжать знакомить детей с травянистыми растениями, местами их произрастания, рассказать о пользе, которую приносят травы животным и насекомым, учить устанавливать простейшие связи между объектами природы.

Ход занятия

Воспит. Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о травах, их строении и внешнем виде.

Да, трава – это небольшое растение, у которого есть корень, стебель, листья, цветы и семена.

А что вы знаете о возрасте трав? Где растёт трава? А сейчас посмотрите на плакат. Кого вы видите? (ответы детей). Это кузнечики, бабочки, жучки, муравьи, шмели. Как одним словом назвать этих обитателей лесов, лугов и полей? (насекомые).

Как вы думаете, какую роль играет трава в жизни насекомых? (размышления детей). Что вы заметили на этом плакате? Изумрудного кузнечика ни за что не заметишь среди зелёных травинок. А бабочка, когда сложит свои крылышки, становится похожей на цветок. Под листком не видно и жучков. Насекомые могут скрываться в траве от зорких глаз птиц.

Когда травы расцветают, они своим медовым ароматом и яркими цветами приглашают насекомых в гости и щедро потчуют их сладким нектаром, спрятанным в глубине каждого цветка. Пчёлы, шмели и бабочки высасывают нектар прозрачными хоботками, словно пьют его через соломинку. И, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Так что же полезного дают травы насекомым? (приют и корм).

Физминутка “Кузнечики”

Дружат с травами и птицы. Какую роль в жизни птиц играет трава? (предположения детей) некоторые птицы вьют гнёзда в траве, например, жаворонок. А ещё птицы любят клевать семена трав.

Подумайте, кто из лесных зверей любит полакомиться душистыми травами? (можно загадать загадки). Верно, серенький зайчишка. Зимой зайцы объедают горькую кору молодых осин, а вот весной и летом зайцам в лесу раздолье – вдоволь свежих сочных трав.

Угощаться сочной травой любит и косолапый мишка. Если весной он находит лесную полянку со свежими ароматными травами, то с аппетитом поедает их. Словно он не медведь, а домашняя Бурёнка. Любят траву и лоси, и кабаны.

А теперь поговорим и о домашних животных. Кого можно встретить на лугах, когда зеленеет молодая травка? (ответы детей). Щиплют травку и козы, и овцы, пасутся на лугах коровы и стройные лошадки. Этих животных называют травоядными, потому что трава – их основной корм.

План-конспект беседы “Травы, которые лечат”

Цели. Продолжать знакомить детей с разнообразием трав; ввести в словарный запас понятии “целебные травы”; знакомить с местами их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.

Ход занятия

Бабушка Лукерья. Здравствуйте, мои дорогие. Очень рада вновь видеть вас у себя. Посмотрите, что я приготовила к нашей встрече (Дети рассматривают травы, собранные в пучки, нюхают их).

Чувствуете, какие они душистые, ароматные? Эти травы непростые. Вот послушайте, что говорили в старину: “На каждую хворь найдётся своя трава”. Как вы понимаете эти слова? (размышления детей). Действительно, эти травы очень полезные, лечебные. С издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

Всё целебно: лес, луга, поля.
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь нам врачует раны!

Как вы думаете, ребята, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? Или достаточно сорвать первые, попавшие на глаза растения? (ответы детей). Да, вы правы. Собирание лечебных, целебных трав целая наука. Меня ещё моя бабушка учила секретам сбора трав. Вам я расскажу, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.

Итак, первое правило: нельзя собирать травы вблизи дорого, по которым ездит транспорт. Почему? (ответы детей). Нельзя собирать травы в городских скверах, парках. Почему? (ответы детей). Да, на стебли, листья, соцветия оседает копоть, пыль, растения впитывают в себя все вредные вещества из воздуха, из почвы. Такие растения принесут только вред здоровью человека.

Второе правило: нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животным.

Теперь мы поговорим, где лучше собирать травы. Травы лучше собирать в солнечную погоду, когда на них просохнет роса. Собирать надо лишь хорошо известные травы, причём у каждого растения лечебным свойством обладают разные части. Собранные растения необходимо просушить в тени, аккуратно их перебирая.

Посмотрите, какие лечебные травы я заготовила. Сейчас мы их рассмотрим, а в другой раз я расскажу вам отдельно о каждом сборе, его свойствах (дети рассматривают пучки разных трав).

Ребята, в заключении я хочу отметить, что травами надо любоваться, вдыхать их аромат, но не ломать, не рвать попусту цветы ни в лесу, ни в поле, ни на лугу. Пусть они украшают нашу землю. Пусть вас радует цветущее разнотравье.

Я иду по цветущему лугу,
Высыхает на листьях роса.
Ветер травы качает упруго
И мне чудятся их голоса.
Они шепчут: “Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
До свиданья, друзья, до новых встреч.

План-конспект беседы “Подорожник”

Цели. Продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства; местах, где произрастают растения; с особенностями его внешнего вида и строения; учить анализировать, делать несложные умозаключения.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Ребята, так сегодня спешила к вам, чтобы рассказать об одном растении. Вы так часто его встречали и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растёт возле дорог. Никто не вспомнил его название? Это подорожник.

Подорожник у дороги
Дружно топчут наши ноги.
Вот козлёнок пробежал,
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом,
А ему все нипочем.

И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно, почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей). Да, жёсткие листья у подорожника, упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным. Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Посмотрите, из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава – подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что? (семена). Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.

Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

План-конспект беседы “Лопух” (репейник)

Цели. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их внешним видом и целебными свойствами. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Рада встрече с вами. А сейчас я вам покажу одно растение. Я уверена, вы его узнаете. Вот, посмотрите (показывает). Что это за растение? (лопух). Да, обыкновенный лопух, который мы встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов. Давайте его рассмотрим. У лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками. А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух – медоносом.

Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям. Если вы поранитесь – приложите лопух к ранке и она заживёт быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).

Правильно, колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.

План-конспект беседы “Зверобой”

Цели. Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью; уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе, учить делать умозаключения.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, милые детишки. Я жду вас с нетерпением. Вам интересно узнать, с каким растением мы сегодня познакомимся? Тогда слушайте.

Цветок это дорогу окаймляет
Узкой, ярко-жёлтой полосой.
Сердце мое радует, пленяет,
Он своею солнечной красой.
Не догадались? Тогда ещё слушайте подсказку.
Выйду на дорогу полевую,
В воздухе разлит душистый зной.
Замечтаюсь, наклонюсь, сорву я
Зверобоя венчик золотой.

Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей.

Давайте рассмотрим это растение. У зверобоя прямой, ветвистый стебель, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы. Что вы видите? (ответы детей0. Они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа. Вот что говорят о зверобое:

Если расцвёл зверобой,
Значит лето в зените.
Тают в дали голубой
Тучек влажные нити.

Травянистое растение зверобой, растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

(Бабушка угощает детей чаем).

А сейчас предлагаю отгадать загадку и выучить её.
Золотист, красив на вид,
Для коров – ядовит. (зверобой)

План-конспект беседы “Василёк”

Цели. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, уточнить внешний вид цветка, места его произрастания, целебные свойства.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, мои милые детишки. Сегодня мы познакомимся с очень полезным растением.

Ты скажи, полевой цветок, скажи,
Ты зачем, василёк, расцветаешь во ржи7

Из этих строк мы уже поняли, что в основном василёк растёт во ржи. Давайте внимательно рассмотрим этот цветок. У василька прямой, слегка опушённый волосками стебель, тёмно-зелёные листья с острыми зубчиками, цветок крупный, ярко-синий. Своим ярким цветом он выделяется в золотистых колосьях ржи и пшеницы, приятный аромат манит насекомых. Что вам, дети напоминает цвет василька? (цвет чистого неба, голубизны рек).

У василька полевого есть брат, василёк луговой. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом). Правильно, василёк луговой выделяется среди луговой травы яркими розовыми цветами. Его листья слегка удлинены и из-за мягких белесых волосков листья кажутся сребристо-седыми. Цветок лугового василька похож на узкую длинную трубочку. В цветах находится несколько порций пыльцы, которую и собирают насекомые. Когда насекомые касаются цветка, зубчики лепестков разгибаются и пыльца попадает к насекомому.

Васильки цветут долго – все три летних месяца. Но вот что интересно, к концу лета цвет васильков меняется: ярко-синий становится голубым, ярко-розовый – белеет. Это изменение очень понятно насекомым: в таких цветах почти нет мёда.

Цветок василька синего заготавливают в период полного цветения, а также собирают листья и семена. Розовые цветы василька собирают во время цветения, а его корни – поздней осенью.

Два вида этих васильков используют для изготовления настоев (измельчают и заваривают кипятком). Семена васильков и листья измельчают и прикладывают к ранам. Растение помогает понизить температуру, снимает боль, способствует заживлению ран.

Вот какой полезный цветок василёк.

План-конспект беседы “Вьюнок”

Цели. Продолжать знакомить детей с травами, имеющими целебные свойства, научить распознавать растение по внешнему виду, узнавать места его произрастания.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Ребята, уже много раз вы радовали меня тем, что отгадывали названия растений. И на это раз вы сможете сами догадаться, о каком растении пойдёт разговор.

Поднимаюсь я всё выше,
Выше сливы, выше вишни.
Сплошь ограды я увил
И цветы свои раскрыл.
Догадались? (вьюнок)

Это вьюн, вьюнок. Название цветка говорит само за себя. Это вьющаяся трава, его гибкие, тонкие стебли обвивают ограды, беседки, стволы деревьев и другие, рядом растущие травы.

Его гибкий стебелёк
На забор забраться мог.

В самом деле стебель вьюна похож на проволоку. Листья вьюна располагаются на стеблях по очереди, один за другим, они сужаются на концах, словно острые стрелки. В начале лета на гибких стеблях раскрываются крупные красивые цветы, похожие на колокольчики. Они окрашены в бело-розовый цвет.

В детстве мы звали вьюнок граммофончиком,
То розоваты его колокольчики,
То лиловаты, как аметист,
Дивный цветок и красив и душист.

А ещё, ребята, с издавна люди называли вьюнок “живыми часами”. Они всегда раскрываются в одно и тоже время, в 7-8 часов утра. А ещё вьюнок предсказывает погоду: цветы вьюна не раскрываются, если будет дождливая, пасмурная погода. Дона беда, если вьюн сильно оплетает садовые деревья и кустарники, то огородники огорчаются. Зато отваром из вьюна можно вылечить желудок и избавиться от бессонницы.

План-конспект беседы “Земляника”

Цели. Расширять знания детей о лекарственных растениях, учить описывать внешний вид; уточнить места произрастания и целебные свойства земляники. Развивать обоняние, мышление, активизировать речь детей.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, ребята. А я вас ждала. Ну-ка приготовьте свои носики, вдохните. Что вы почувствовали? (запах). А что он вам напоминает? (ответы детей). Да. Мои хорошие, пахнет вкусной, ароматной ягодой земляникой. Я из листиков и ягод заварила чай, потом вас угощу.

Доводилось ли вам собирать на полянке, прогретой солнышком, алые ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная).

Посмотрите на кустик земляники, что вы видите? (ответы детей). Невысокое травянистое растение, земляника, имеет стебель, листья, цветы (до созревания) и ягоды. Обратите внимание на побеги, они ползучие, длинные – это усы. Усы тянутся по земле и пускают корни. Посмотрите на листики, что они напоминают? (трилистник). Сверху листья светло – зеленые, внизу – серебристо – серые. В конце мая раскрываются цветы: пять белых лепестков окружают небольшое желтовато – серое сердечко. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок и потом, на месте этого сердечка появляется ягодка. Вот такие ягодки я засушила, а сейчас заварила для вас.

Земляника – самая ранняя ягода. Она растет на опушках, полянках, возле сосновых пней. Словно огоньки зажигаются ягодки в траве. Есть такая пословица: “ Ради земляники не раз земле поклонишься”. Объясните, как вы её понимаете? (ответы детей). Вспомните сказку В. Катаева “Кувшин и дудочка”. Действительно, непросто собирать эту вкусную и полезную ягоду.

Послушайте еще одну пословицу: “Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год”. Вот как в народе говорят про землянику. А почему? (ответы детей). Может быть кому – то из вас приходилось лечиться отварами и чаями из земляники? (ответы детей). Да, при болезнях горла, при простудах вас вылечит и порадует земляничный чай.

(Бабушка Лукерья угощает детей чаем). Угощайтесь. Приходите еще в гости.

Используемая литература

Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2005.

Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; ; развивать познавательную активность дошкольников, их в процессе ; воспитывать , умение и желание активно .

Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Ход занятия

В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте - загадка:

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)

В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке - микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)

А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

Игра «Назови и расскажи!».

В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.

А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)

Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)

Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье - желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.

Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?

Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:

  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
  • Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
  • Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз - его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение - чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет - цветки и листья; кора и корни - до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.

Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!

Поиграем в аптеку!

Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.

В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.

Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.

В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.

Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями - дома.

Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр

Природный мир подготовительная группа№1. Педагог напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений, жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней. - Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг - «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться - травами, цветами, ягодами и т. д. - Народные травознаи, за тысячи лет, сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках, среди множества современных препаратов, травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ре-бята в том числе. - Кто знает какие-нибудь лекарственные растения? - Кто видел в аптеке лекарственные растения? - Кто собирал со взрослыми лекарственные растения? - А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей) . - Про какое лекарственное растение эта загадка. Не пустили в огород – Оттого она и жжет. (крапива) - Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой». Подружись с крапивой - Сегодня па обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись. - Крапивные? -Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы. Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной. - Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. - А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки. На конце его - сережки. На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он - как хороший друг Лечит раны ног и рук. (подорожник) - Найдите это растение в нашей коллекции. - Кто догадался, почему это растение так называется? - Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей) . - Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах. - Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей) . - Это растение всем знакомо. Отгадайте: Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Пели их не оберешь, На себе их все найдешь. (лопух) - Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень. - А это что за растение? Носит этот мальчик Желтый сарафанчик. Подрастет - нарядится В беленькое платьице. Легкое, воздушное. Ветерку послушное. (одуванчик) - Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. - А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум. Мох, клюква и морошка – Жильцы лесных болот, На кочке мох без ножки. Куда ни глянь, растет. - Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают. - Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! - Ребята, давайте поиграем в игру. Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы. Плохой аппетит - корень одуванчика. Заболел желудок - тысячелистник. Простуда - душица. Рана на руке - подорожник. Ангина - мать-и-мачеха. Ожог ноги - зверобой. Пятна на коже - чистотел. - На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать. Правила сбора лекарственных растений. 1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.) .(информация сопровождается показом тематических картинок) 2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса. 3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему (ответы детей) 4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок. 5. Сушить растения не на солнце, а в тени. 6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему (ответы детей) . - Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

БЕСЕДА О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ.

ЦЕЛЬ: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований); расширить знания о пользе и применении лекарственных растений; закрепить правило поведения при сборе лекарственных растений.

ХОД БЕСЕДЫ:

ВЕДУЩИЙ - КОЛОБОК.
– Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне (на колобке приколоты растения из гербария). (Колобок снимает с себя «мать-и-мачеху».)
КОЛОБОК: Что это за растение?
ДЕТИ: Мать-и-мачеха.
КОЛОБОК: А вы знаете, почему оно так называется?
ДЕТИ: У него с одной стороны листочек тёплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как в сказке "Крошечка- хаврошечка". Она была злая.
КОЛОБОК: Отчего же эта травка, которая раньше всех появляется?
ДЕТИ: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
КОЛОБОК: Припоминаю, её так и называли дедушка с бабушкой: кашель. Верно, вспомнил. А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
ДЕТИ: Одуванчик.
КОЛОБОК: А кто знает, как его бабушка с дедушкой называет? (Если дети не знают, колобок объясняет. "Одуван" - дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок подсказывает.)
КОЛОБОК: А зачем он нужен?
ДЕТИ: Из его цветов варят первое варенье или иначе "майский мёд"
КОЛОБОК: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
ДЕТИ: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
ДЕТИ: Подорожник.
КОЛОБОК: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?
ДЕТИ: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь, или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
ДЕТИ: Крапива.
КОЛОБОК: Ой, боюсь, ужалит. От неё- то какая польза?
ДЕТИ: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
КОЛОБОК: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А чем горло поласкают, если оно заболит?
ДЕТИ: Ромашкой.
КОЛОБОК: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала.
Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.

Игра "ОДУВАНЧИК"
КОЛОБОК говорит:
– Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
– Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
– Ветер подул еще сильнее (дети разбегаются в разные стороны на носочках).
– Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети приседают).
– Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают).
Можно повторить 2-3 раза.

КОЛОБОК: Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно:
1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.
3. После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, т.к. на руках много пыльцы, грязи.

КОЛОБОК: До свидания, ребята. Не забудьте, про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.

НА ЛУГУ РАСТЁТ РОМАШКА,
ЛЮТИК ЕДКИЙ, КЛЕВЕР - КАШКА.
ЧТО ЕЩЁ? ГВОЗДИКА, СМОЛКА,
КОЛОКОЛЬЧИК, ХВОЩЬ - КАК ЁЛКА,
А ЕЩЁ, ПОДОРОЖНИК, ВАСИЛЁИ,
ГРАМОФОНЧИКИ - ВЬЮНКИ,
ЕЩЁ МНОГ РАЗНЫХ ТРАВОК
У ТРОПИНОК И КАНАВОК.
И КРАСИВЫХ И ПУШИСТЫХ.
РАЗНОЦВЕТНЫХ И ДУШИСТЫХ!

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет полезен широкому кругу читателей, как взрослым, так и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа:
- Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.
- Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.


Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют:
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.


Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.


Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.


Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.


Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.


Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
- 100 гр. листьев одуванчика;
- 90 гр. зеленого лука;
- 25 гр. петрушки;
- 15гр. растительного масла;
- 1 яйцо;
- соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.


Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про лекарственные растения».


.
Берегите природу и здоровье.