Анализ геохронологической таблицы. Главные геологические события
На рисунке изображён археоптерикс - вымершее животное, обитавшее 150-147 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм?
Это животное учёные считают переходной формой. Назовите классы, к которым можно отнести изображённое животное. Какие черты внешнего строения позволяют отнести его к этим классам?
Геохронологическая таблица
Пояснение.
Для того, чтобы ответить на вопросы необходимо воспользоваться соответсвующими колонками Геохронологической таблицы и произвести элементарные математические подсчеты.
Эра: указан период обитания археоптерикса: 150-147 млн лет назад. Производим вычисления с помощью второй колонки, в которой указано начало периодов. Мезозойская начало 230 млн лет назад, а Кайнозойская 67 млн лет назад. Значит, Археоптерикс жил в Мезозойскую эру.
Период: берем начало эры 230 млн лет назад вычитаем продолжительность Периодов, - Триасовый 230-35=195 млн лет назад;
минус Юрский 195-58=137 млн лет назад. Получается что Археоптерикс жил в Юрском периоде.
Предка определяем по 4 колонке (или пользуемся своими знаниями).
Элементы ответа:
1) Эра – Мезозойская; Период – Юрский;
2) к рептилиям животное можно отнести на основании наличия
челюсти с зубами, длинного хвоста и развитых пальцев;
3) к птицам животное можно отнести на основании наличия
перьевого покрова и крыльев
На рисунке изображён медуллоза Ноэ - семенной папоротник - вымершее около 270 млн лет назад растение.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымирает данный организм, а также его возможного «близкого родственника» в современной флоре (ответ - на уровне отдела).
Какие черты строения характеризуют растение медуллоза Ноэ как высшее семенное растение?
Пояснение.
Воспользуемся таблицей, ВЫСЧИТАЕМ период, ориентируемся на указанную дату вымирания - 270 млн лет назад. Находим самую близкую дату - 230 млн лет назад - мезозой, здесь семенных папоротников уже нет, значит, вымерли в предыдущей эре - ПАЛЕОЗОЙСКАЯ, к 230 +55 (Продолжительность Пермского периода) = 285 млн лет назад
в четвертой колонке найдем вымирание папоротников - правильно!; определяем по первой и третьей колонкам эру и период, когда вымирают семенные папоротники.
Семенные папоротники - группа наиболее примитивная среди голосеменных растений. Одни ученые приходят к выводу, что они занимают промежуточное положение между настоящими папоротниками и голосеменными, в то время как другие считают эти группы возникшими и эволюционировавшими параллельно.
Элементы ответа:
1) Эра: Палеозойская
Период: Пермский (Пермь)
2) «Близких родственников» данного растения в современной флоре: Голосеменные
3) Признаки высших семенных растений:
Тело расчленено на корень, стебель, листья и органы размножения. Размножение семенных папоротников происходило с помощью семян. Спорофит является доминирующим поколением; гаметофит крайне редуцирован. Спорофит разноспоровый, т.е. образует споры двух типов: микроспоры и мегаспоры; микроспора – пыльцевое зерно, мегаспора – зародышевый мешок. Вода для полового размножения не нужна.
Примечание .
Существует точка зрения, согласно которой семенные папоротники не имели настоящего семени, хотя у них был семязачаток. В связи с этим их, а также современные саговниковые и гинкговые причисляли не к семенным, а к так называемым семязачатковым растениям.
Древовидные растения, внешним обликом и строением листьев напоминавшие настоящие папоротники, но размножавшиеся при помощи семян. Развитие зародыша, скорее всего, происходило уже после опадания семени на землю. Крупные стебли семенных папоротников содержали в себе вторичную ксилему; перистые листья отличались от настоящих папоротников только по строению эпидермы, устьиц и черешков.
Раздел: Основы эволюционного учения
Источник: РЕШУ ЕГЭ
На рисунке изображён трилобит - вымершее около 270 млн лет назад животное.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымер данный организм, а также тип, к которому относится изображённый организм. Укажите признаки по которым он относитмся у указанному Вами типу.
Пояснение.
Воспользуемся таблицей, ВЫСЧИТАЕМ период, ориентируемся на указанную дату вымирания - 270 млн лет назад. Находим самую близкую дату - 230 млн лет назад - мезозой, здесь трилобитов уже нет, значит, вымерли в предыдущей эре - ПАЛЕОЗОЙСКАЯ, к 230 +55 (Продолжительность Пермского периода) = 285 млн лет назад
в четвертой колонке найдем вымирание трилобитов - правильно!; определяем по первой и третьей колонкам эру и период, когда вымирают трилобиты.
Ответ:
1) Эра: Палеозойская
Период: Пермский.
2) Трилобит относится к Членистоногим.
3) Трилобиты относятся к типу Членистоногие - признаки: сегментированность тела и конечностей.
Источник: ЕГЭ - 2018, РЕШУ ЕГЭ
На рисунке изображены псилофиты - вымершие растения.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.
Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.
Геохронологическая таблица
ЭРА, возраст в млн лет | Период | Растительный мир |
Мезозойская, 240 | Мел | Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные |
Юра | Господствуют современные голосеменные, древние голосеменные вымирают | |
Триас | Господствуют древние голосеменные; появляются современные голосеменные; семенные папоротники вымирают | |
Палеозойская, 570 | Пермь | Появляются древние голосеменные; большое разнообразие семенных и травянистых папоротников; древовидные хвощи, плауны и папоротники вымирают |
Карбон | Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают | |
Девон | Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений - плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов | |
Силур | Господство водорослей; выход растений на сушу - появление риниофитов (псилофитов) | |
Ордовик | Расцвет водорослей | |
Кембрий | Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм | |
Протерозойская, 2600 | Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли |
Пояснение.
Т.к. в задании не указан временной интервал, то →
Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты
Ответ:
1) Эра: палеозойская
Период: Силур
2) Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.
3) Признакам высших споровых растений являются:
Разделение тела на две части - надземную и подземную
Наличие многоклеточных органов размножения - полового (гаметангий) и бесполого (спорангий)
Примитивная проводящая система, покровная ткань
Примечание.
Псилофиты имели древовидную форму, отдельные нитевидные отростки служили им для прикрепления к почве и поглощения из нее воды и минеральных веществ. Наряду с образованием подобия корней, стебля и примитивной проводящей системы у псилофитов развилась покровная ткань, предохраняющая их от высыхания.
Высшие растения - это многоклеточные фототрофные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде и характеризующиеся правильным чередованием полового и бесполого поколений и наличием дифференцированных тканей и органов.
Основные признаки, отличающие высшие растения от низших:
Приспособленность к обитанию в наземной среде;
Наличие четко дифференцированных тканей, выполняющих конкретные специализированные функции;
Наличие многоклеточных органов размножения - полового (гаметангий) и бесполого (спорангий). Мужские гаметангии высших растений называются антеридиями, женские - архегониями. Гаметангии высших растений (в отличие от низших) защищены оболочками из стерильных (бесплодных) клеток и (у отдельных групп растений) могут быть редуцированы, т.е. уменьшены и упрощены;
Превращение зиготы в типичный многоклеточный зародыш, клетки которого первоначально не дифференцированы, но генетически детерминированы на специализацию в определенном направлении;
Правильное чередование двух поколений - гаплоидного полового (гаметофит), развивающегося из споры, и диплоидного бесполого (спорофит), развивающегося из зиготы;
Доминирование в жизненном цикле спорофита (у всех отделов кроме Моховидных);
Разделение тела спорофита (у большинства отделов высших растений) на специализированные вегетативные органы - корень, стебель и листья.
Класс 8 «А,Б,В,Г»
Урок № 9
Тема урока: Геологическое летоисчисление, геохронологическая таблица.
Дата
8 «а» «8 б» «8 в» «8 г»
Цели:
Образовательная: Познакомить учащихся с методами определения абсолютного и относительного возраста горных пород. Изучить особенности геологического летосчисления.
Развивающая: развивать навыки работы с геохронологической таблицей.
Воспитательная: Формировать представление о работе палеонтолога.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: коллекция горных пород, геохронологическая таблица, учебник 8 класс.
Цели обучения Все учащиеся смогут назвать:
1. Этапы развития Земли: планетарный и геологический.
3. Эры развития Земли.
Большинство учащихся будут уметь
Пользоваться геохронологической таблицей.
Соотносить эры-периоды-продолжительность
Некоторые учащиеся смогут
Решать задачи на определение возраста горных пород.
Учащиеся могут
Рассуждать, объяснять закономерности географических процессов, работать с геохронологической таблицей.
Критерии успешности
Оценка «5»
Назвать:
1. Этапы развития Земли
2. Методы определения возраста горных пород.
Объяснить структуру и содержание геохронологической таблицы.
Уметь пользоваться геохронологической таблицей. Ключевые слова и фразы:
Геология, геологический этап, геохронология, геохронологическая таблица, эра, период, абсолютный и относительный возраст горных пород.
Вопросы для обсуждения:
На какие этапы делится геологическая история развития Земли?
Какой этап развития Земли является геологическим?
Как можно определить возраст горных пород?
Назовите методы определения возраста горных пород.
Что отражено в геохронологической таблице?
Серия полезных фраз для диалога/письма
История развития планеты Земля делится на…
Возраст Земли составляет …
Возраст Земли делится на…
К методам определения возраста горных относятся …
Анализ геохронологической таблицы свидетельствует о ….
Единицами геохронологической шкалы являются…
Подсказки: геохронологическая таблица (раздаточный материал),
Тонкие и толстые вопросы (примеры)
Предварительные знания
Геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица 7 класс
Время План 1-2 Вызов
Приветствие.
Создание коллаборативной среды: комплимент друг- другу
Когда дети входят в класс, выбирают картинки- происходит деление на группы
1 геохронологическая таблица архей-палеозой
2 летоисчисление
3 горные породы
4 геохронологическая таблица мезозой-кайнозой
Выборы спикеров групп.
Работа с картинками, учащиеся самостоятельно определяют тему урока.
Учитель координирует работу групп при необходимости, комментируя ответы школьников. Так учащиеся выходят на тему урока, записывают тему урока в тетрадях и обсуждают цели урока.
Постановка целей урока и создание критериев успешности.
Индивидуальная работа переходящая в групповую
Прием «Корзина идей»
1. Учащиеся в течении 2 минут записывают все что знают по этой теме в тетрадь.
2. Учащиеся в группах обмениваются записанной информацией
3. Учащиеся предлагают наиболее важные, по их мнению термины/факты
результат «Корзина идей»
Внешнее формативное оценивание
Осмысление
Учитель:
Большое значение для географической науки имеет умение определять возраст Земли и земной коры, а также время значительных событий, произошедших в истории их развития. 1. История развития планеты делиться на два этапа:
Просмотр видео. (ИКТ)
Обсудите в группе особенности каждого этапа. Сделайте запись из 2 предложений
2. Работа проводится с целью усвоения содержания с использованием телефонов/планшетов с выходом в интернет (ИКТ)
Взаимообучение «ученик-группа»: сильный ученик каждой группы объясняет смысл (термины, закономерности, характеристики) группе, затем один из учеников группы представляет мысль, которую ему донесли.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Стендовый доклад «Методы определения возраста» геохронологическая таблица архей протерозой, геохронологическая таблица
палеозой геохронологическая таблица
мезозой кайнозой
Составьте пример задачи на определение возраста г/псоставьте 5 вопросов верно-неверно составление 3 толстых и тонких вопросов/прилагается образец. Выполнение 2 заданий на соответствие
формативное оценивание (комментарии группам по выполнению работы),
Физминутка. «Определение сторон горизонта» север - руки и голова вверх, юг - наклон –вниз, запад - наклон влево, восток - наклон вправо, повторить 2 - 3 раза
*выступление уч-ся «геологическая история Карабалыкского р-на»
Рефлексия
Тренировка памяти ВОУД Решение открытого теста (ВОУД)
Сколько эр выделяют в развитии Земли
Назовите самую молодую эру
Назовите период, в котором мы живем
Назовите возраст Земли
Когда начался геологический этап развития Земли
Назовите эру в которой больше всего периодов
Назовите эру в которой мы живем
Составить запоминалку «эры и периоды развития Земли»
формативное критериальное взаимооцениваниед/з и выставление оценок Выставление оценки и комментирование.
Д/з §12 прочитать и ответить на вопросы стр. 46.
Рефлексия 1.Сегодня на уроке мне понравилось/не понравилось…
2. Я узнал,/ нечего нового я не узнал …..
3. было очень интересно./ не интересно
4. были трудности/ не было5.я научился…..
Приложенные файлы
Периоды и их продолжительность (в млн. лет) |
Животный и растительный мир |
||||
Название и продолжительность (в млн. лет) |
(в млн. лет) |
||||
Кайнозойская (новой жизни), 67 |
Антропоген, 1,5 |
Появление и развитие человека. Животный и растительный мир принял современный облик. |
|||
Неоген, 23,5 |
Господство млекопитающих, птиц |
||||
Палеоген, 42 |
Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее - парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений. |
||||
Мезозойская (средней жизни), 163 |
Меловой, 70 |
Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя и зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение папоротников и голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных |
|||
Юрский, 58 |
Господство млекопитающих. Появление археоптерикса. Процветание головоногих моллюсков. Господство голосеменных. |
||||
Триасовый, 35 |
Начало расцвета пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб. |
||||
Палеозойская (древней жизни), 340 |
Возможно, 570 |
Пермский, 55 |
Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных. |
||
Каменноугольный, 75-65 |
Расцвет земноводных. Возникновение первых пресмыкающихся. Появление летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных папоротников. |
||||
Девонский, 60 |
Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых. |
||||
Силурийский, 30 |
Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных - щитковых. Выход растений на сушу - псилофиты. Широкое распространение водорослей. |
||||
Ордовикский, 60 Кембрийский, 70 |
Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей. |
||||
Протерозойская (ранней жизни), свыше 2000 |
Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых - подтипа бесчерепных. |
||||
Архейская (самая древняя в истории Земли), около 1000 |
Возможно, >3500 |
Следы жизни незначительны |
Литература
1. Полянский Ю. И., Браун А. Д., Верзилин Н. М., учебник для 9-10 классов средней школы "Общая биология", Москва, "Просвещение", 1987 г., 287 с.
2. Лемеза Н. А., Морозик М. С., Морозов Е. И., "Пособие по биологии для поступающих в вузы", Минск, ИП "Экоперспектива", 2000 г., 576 с.
3. Прохоров А. Л., "Возникновение жизни на Земле" по материалам статьи Ричарда Монастерски в журнале National Geographic, 1998 г.
1 Абиогенез - образование органических соединений, распространённых в живой природе, вне организма без участия ферментов; возникновение живого из неживого.
2 Биогенез - образование органических соединений живыми организмами; эмпирическое обобщение, утверждающее, что всё живое происходит от живого.
«Электронная таблица» - Основные параметры электронных таблиц. Формы контроля. Вспомнить все, что мы знаем об электронных таблицах на сегодняшний день. Вся учебная деятельность строится на основе конкретно сформулированных учебных целей. Основные типы и форматы данных. А выполнение практических заданий потребует аккуратности и внимательности.
«Таблица диаграмма» - Задание 4. Предварительные сведения о построении диаграмм. Круговая диаграмма. Задание 2. Введите фамилии и рост учеников класса. Графики элементарных функций. Постройте график функции y=cos(3x+4), задав значения аргумента х из промежутка [-3,14;3,14] с шагом 0,5. Сравните полученные результаты. Задание 6.
«Электронные таблицы 9 класс» - Строки нумеруются целыми числами, а столбцы – буквами латинского алфавита. Документ, созданный в электронной таблице, называется рабочей книгой. И как устроено? На пересечении столбца и строки располагается – ячейка. Мы полагаем, что с использованием электронных таблиц - расчёты произведутся быстрее!
«Таблица истинности» - Основы логики. Решение: Выделим простые высказывания В – ветер П – пасмурно Д - дождь. Решение: ¬ ((X>2) ? (X>3)) = 1 (X>2) ? (X>3) = 0. Решение: (50