Житие святителя афанасия великого, архиепископа александрийского. Св. Афанасий Великий Творения

Житие святителя афанасия великого, архиепископа александрийского. Св. Афанасий Великий Творения
Житие святителя афанасия великого, архиепископа александрийского. Св. Афанасий Великий Творения

Святитель Афанасий Великий (ок. 295-373 гг.) был одним из выдающихся церковных деятелей, относившихся к Александрийской школе патристики. Сначала он был приемником Патриарха Александрийского Александра, заменив его на кафедре. Афанасий Великий был известен как наиболее яркий противник арианства. К 350 году н. э. был практически единственным епископом Римской империи (точнее ее восточной половины) неарианского толка, которого несколько раз изгоняли и ссылали. Он причислен к лику святых и почитается в Римско-Католической, Православной и

Святой Афанасий Великий

Афанасий родился в египетском городе Александрия. Еще мальчиком мать привела его в храм к Патриарху Александру и отдала на служение Богу. Он был очень способным и толковым юношей, ревностно исполняющим заповеди Божии.

В 319 году, после 6 лет его служения в церкви чтецом, Патриарх благословил юношу в дьяконы Александрийской Церкви.

В 325 году Афанасий Великий сопровождал святителя Александра на Первом в Никее в качестве секретаря. И там они очень активно участвовали в жестких еретических спорах о природе Христа. Арианство осудили, сам Арий был изгнан, в качестве символа веры звучало утверждение о единосущной Троице.

В это же время Афанасий начинает писать свои первые труды. Он не видел благочестия в тех, кто приходил в церковь Христову, так как многие из них пустословии, празднословили, искали тленной славы для себя, приносили в христианскую жизнь свои языческие обычаи и неправильное веручение.

Арий

Тщеславный Арий говорил всякую хулу и уничижительные слова про Иисуса и Матерь Божию, считая, что Христос не равен Богу. Он также учил народ неприемлемым для Церкви Христовой вещам, тем самым возмущая народные массы. Количество последователей этой ереси увеличивалось, и поэтому их стали звать арианами. Распространяемое ими лжеучение захлестнуло всю Христианскую Церковь.

В 326 году Патриарх Александр скончался. Вместо него был избран епископ Афанасий. Он очень серьезно относился к своему делу, много выступал перед народом, обличая ариан и борясь с их нехристианскими вероучениями. Ариане же, в свою очередь, стали на него клеветать.

Константин Великий

В то время Римской империей правил Константин I Великий (306-337 гг.), одержавший в 324 году победу над коварным сопровителем язычником Лицинием. Константина считали настоящим покровителем Христианской Церкви. Он хотел христианство превратить в государственную религию. Этот правитель прекрасно разбирался в государственных делах и был отличным дипломатом, но Евангельских учений особо не знал, поэтому ему сложно было определиться, где правда, а где ложь, и что лучше выбрать - арианство или православие? Пользуясь этой неопределенностью во взглядах, еретики проникли на все должности и нашептывали ему всякие слухи и сплетни, устраивали заговоры и расколы.

Константин был сторонником консолидации власти, но стал получать взаимные жалобы то от сторонников Ария, то от сторонников Афанасия. В Египте это приобрело более жестокие формы, люди стали утраивать стычки на улицах.

Наглая ложь

Против архиепископа Афанасия развернулась целая война, его стали обвинять в том, что он преступник, чародей и блудник, который не слушается правителя и совершает незаконные дела.

Дело однажды дошло до абсурда, когда его обвинили в том, что он с помощью какой-то отрубленной мертвой руки, принадлежавшей клирику Арсению, творит всякого рода чародейства. Арсений был чтецом, в то время за какой-то свой проступок он скрывался от властей, но услышав, что Афанасий Великий оклеветан, явился перед судом живым и невредимым. Так были обличены во лжи сторонники ариан.

Но для них этой лжи было мало, и они добавили еще одну, подкупив некую бесстыжую особу, которая заявила, что святитель Афанасий хотел надругаться над нею. Друг Афанасия Тимофей, слушая за дверями это гнусное обвинение, неожиданно вошел в зал судилища и предстал перед женщиной, как будто он был Афанасий, со словами: «Милейшая, прости меня за то, что я совершил над тобой этой ночью насилие». Лжесвидетельница в истерике завопила, что никогда не простит этого злоумышленника и растлителя ее чистоты. Судьи, увидев разыгранную комедию, рассмеялись и прогнали ее.

Святитель был оправдан императором и отправлен на Александрийскую кафедру.

Травля и гонения

Видел всю глубину вражды, которая могла перерасти в настоящую религиозную войну, и тогда он попросил святителя Афанасия на время уехать.

Между тем в 330 году арианство стало поддерживаться государством, Константин вызвал из ссылки Евсевия Никомедийского, а затем и Ария.

В 335 году Афанасия осудил Тирский собор. Его опять ложно обвинили в причастности к убийству мелетианского священника Арсения и сослали в Трир. Но после смерти императора Константина в 337 году он был возвращен на родину из своего изгнания.

Император Констанций

Императором стал второй сын Константина Констанций. Весь императорский двор встал за ариан, начались гонения православных христиан, епископов ссылали, престолы стали занимать нечестивые люди. Афанасий Великий бежал в Рим на три года.

В 340 году его повторно высылают. На Александрийскую кафедру он возвращается уже только в 345 году после смерти епископа Григория. Но в 356 году опять его осуждает после чего он бежит в верхний Египет и скрывается там до 361 года, пока не умирает император Констанций.

Более 20 лет Афанасий Великий провел в изгнании, то скрываясь, то возвращаясь в родные места. В то время его сильно поддерживали отцы монашества преподобные Антоний и Пахомий. Позже он напишет об этом книгу.

Афанасий, будучи епископом, не признавал равноправного существования ортодоксальной и арианской ветвей христианства.

Божий суд

Со временем Господь рассудил все своим справедливым судом: Арий и сподвижники-еретики были наказаны, а нечестивый царь погиб. После ему на смену пришел Юлиан Отступник, за ним править стал Иовиниан Благочестивый, после Валент, который хоть во многом и навредил Церкви, но испугавшись мятежа, позволил Афанасию вернуться на Александрийскую кафедру и мирно и спокойно управлять ею до конца своих дней. Почил епископ Афанасий Великий 2 мая 373 года в возрасте 76 лет.

Целых 46 лет он был епископом Александрийским, гонимыми и оклеветанным. Но всегда возвращался, чтобы проповедовать Евангельскую правду о Христе Спасителе.

Афанасий Великий: творения

Суть его богословия заключалась в том, что Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом. Всю жизнь потратил на защиту истины Афанасий Великий. «О воплощении Слова» - его труд, который стал центральным текстом христианства, описывающим без всяких перегибов все вероучение о Христе.

Епископ Афанасий первым запечатлел опыт в книге «Житие Антония». Подвижник делает то, о чем философ просто говорит. Подвижничество он противопоставляет философии Афанасий Великий. «Толкование на псалмы» стало блестящей классической работой святоотеческой экзегетики, позволяющей прочитать тексты и правильно понять их подлинный смысл и значение.

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский , великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен (память 29 мая) при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане – явные и скрытые – возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям. После смерти святого Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить Святителя. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361–363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: «Ты победил, Галилеянин». После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию. Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание (память 17 января), с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие. Память святителя Афанасия совершается также совместно с памятью

*На русском языке издано:

1. Творения. Части 1–4 / Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851–1854 // Творения святых отцев в рус. пер., изд. при МДА. Т. 17, 19, 21, 22. То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Ч. 1, 2. СТСЛ. 1902. Ч. 3, 4. СТСЛ. 1903 (Отд. прилож. к ж. «Богословский вестник». 1902, 1903).

2. О пользе чтения Священного Писания // Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания / Пер. с нем. СПб.: Изд. А. фон Эссом. 1817.

3. Из ХХХIХ письма о праздниках // Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев. СПб., 1858. То же // Христианское чтение. 1838. III. С. 188 слл.

4. Из беседы на слова: «Вся мне предана суть Отцем Моим». – Из беседы о слепорожденном // Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев, 1877. То же // Христианское чтение. 1835. II. С. 119 слл.; 1837. III. С. 150 слл.

5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета // Христианское чтение. 1841. IV. С. 217 слл.; С. 324 слл.

6. Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна // Там же. 1842. I. С. 157.

7. О девстве или о подвижничестве // Там же. 1833. III. С. 117 слл.

8. О начале и распространении идолопоклонства // Там же. 1837. IV. С. 3 слл.

9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна // Там же. 1837. IV. С. 113 слл.

10. О причинах воплощения Бога-Слова // Там же. 1837. IV. С. 275 слл.

11. О воплотившемся Боге-Слове против ариан // Там же. 1840. III. С. 165 слл.

12. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа // Там же. 1841. II. С. 84 слл.

13. О терпении // Там же. 1837. II. С. 120 слл.

14. О происхождении нравственного зла // Там же. 1837. III. С. 25 слл.

15. О крестной смерти Иисуса Христа // Там же. 1838. II. С. 132 слл.

16. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа // Там же. 1831. ХVII. С. 127 слл.

17. Жизнь преп. Синклитикии // Там же. 1824. ХVI. С. 3 слл.

18. Письма // Там же. 1838. IV. С. 118 слл.; 1839. IV. С. 133; 1842. II. С. 212 слл., 236 слл.

19. На богомерзких и проклятых злохульных ариан // Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя / Пер. с эллиногреч. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.*

1. Жизнь и деятельность.

Св. Афанасий Великий (ок.298-373), занимал пост диакона, а затем епископа александрийской церкви с 328 г. Он был одним из наиболее стойких борцов за никейский символ веры, что впоследствии и явилось основанием причисления его к рангу отцов церкви.

Св. Афанасий родился в христианской семье и получил довольно скромное общее образование, уделив главное внимание изучению Священного Писания. На изучение светских наук, на общее образование он, по выражению св. Григория Богослова, употребил "не много времени". Однако, он был достаточно знаком с античной философией и прежде всего с неоплатонизмом. Наставником Афанасия в христианском воспитании был Александр, епископ Александрийский, который сделал его своим секретарем и рукоположил в сан диакона (Soc.I,15). Именно в таком качестве Св. Афанасий участвовал в Никейском соборе 325 г., на котором он сразу обратил на себя внимание непримиримой позицией против арианства - "с дерзновением восстал против нечестия apиан" (Soc.I,8; Soz.I,17).

Через год после собора Александр умер, и Афанасий стал его преемником, по всей видимости, по указанию своего учителя и при единодушной поддержке паствы: И "все множество жителей, все, принадлежащие к Кафолической Церкви, собравшиеся вместе и единодушно, как бы в одном теле вопияли, взывали, требуя во епископы Церкви Афанасия, и всенародно молили о сем Христа в продолжение многих дней и многих ночей " (Свидетельство Александрийского собора 339 г). 8-го июля 326 года многочисленными епископами св. Афанасий был посвящен во епископа Александрийского.

Заняв пост епископа, св. Афанасий посвятил всю свою жизнь защите никейского символа веры, и оказался столь стойким его последователем, что не отступал от него ни при каких обстоятельствах. Позиция Афанасия, была, пожалуй, самым ярким примером для всех, кто желал добиться единства церкви через единомыслие. Св. Афанасий 5 раз изгонялся императорами со своего поста и треть времени своего епископства провел вдали от своей епархии - 15 с лишним лет из 47. Ариане, мелетиане, евсевиане и другие группировки, не признавшие никейского символа и не согласные с формулой единосущия видели в Афанасии своего главного врага.

Св. Афанасия не могла сломить даже императорская власть. Пережив гонение Диоклетиана, он, по всей вероятности, отнюдь не думал, что христианские императоры или их христианизирующееся окружение смогут подвергнуть его физическому наказанию или казни, так как он не давал никому повода хоть на мгновение усомниться в его приверженности христианской вере и в готовности пострадать за нее. Поэтому самое большое, в чем его могли обвинить, так это в организации внутрицерковных смут, и именно за это его и отправляли в ссылку, не решаясь подвергнуть более суровому наказанию.

Св. Афанасий являет собой также пример не подчинения решениям соборов - Тирского 335 г., Антиохийского 340 г., соборов в Арле 353 г. и в Медиолане 355 г. Он с непреклонным упорством игнорировал все низложения и отлучения, и всякий раз возвращался из своих ссылок в родную Александрию как епископ, и, что весьма показательно, именно в таком качестве он воспринимался жителями Александрии.

Впрочем, кроме официальных ссылок св. Афанасий и сам не раз добровольно покидал свою епархию, отправляясь в пустыню, укрываясь среди отшельников и набираясь от них аскетизма и проникновения в христианские истины, обретаемые через изнурение плоти. Именно эти истины были положены в основу лучших догматических произведений Афанасия, в которых он убедительно раскрывал и развивал формулу единосущия и других положений, принятых никейскими отцами. Именно эти труды послужили основой восточной патристики, которая явилась фундаментом православия. Наконец, "Жизнь Св. Антония", написанная Афанасием также под ярким впечатлением от его пустынного опыта стала настоящей Библией отшельничества и монашества, на которой воспитывались многие последующие поколения христиан.

Еще одна заслуга св. Афанасия состояла в том, что он был творцом компромисса между церковной иерархией и зарождавшимся монашеством, которое в то время было своеобразным выражением протеста против формирующейся церковной иерархии и подчеркивало несостоятельность клира, представителем которого являлся он сам. Св. Афанасий сумел блестяще разрешить это противоречие: с одной стороны, он пользовался поддержкой монахов во время бедствий и лишений, сам был аскетом и проводил много времени среди отшельников, с другой стороны, их главных лидеров - Антония и Пахомия - он первый возвел в епископы. Этой клерикализацией монашества он укрощает его и тем подготавливает путь к мирному сожительству с иерархией (ХЭС, т.1, с.140).

Окончательно вернувшись в Александрию в 365 г. (по настоянию народа), св. Афанасий остаток дней своих провел в литературных и пастырских трудах. Он умер 3 мая 373 г., незадолго до своей кончины рукоположив своего преемника епископа Петра.

Творческое наследие Св. Афанасия довольно обширно, и некоторые его произведения являются важным вкладом в развитие патристики.

Так, интерес представляют его ранние работы "Слово против язычников" и "Слово о воплощении Слова". Они связаны по темам и по содержанию. Блаж. Иероним соединяет их под общим именем: "Два слова против язычников " В первом доказывается ложь и ничтожество язычества и намечается путь восхождения к истинному познанию Бога и Слова от самонаблюдения и от созерцания внешнего мира в его гармонии и красоте; в этом рассуждении очень сильны эллинистические, в частности, неоплатонические мотивы (в критике идолопоклонства, в изображении пути падения и возвращения души...). Во втором слове раскрывается истина и смысл воплощения и доказывается доводами от исполнения пророчеств и от нравственного обновления, совершаемого в христианском мире. В заключение св. Афанасий отсылает за подробностями к Писанию и прибавляет, что "без чистого ума и без подражания жизни святых никто не может уразумевать словеса святых".

В древности было известно много экзегетических творений св. Афанасия. До настоящего времени сохранились только отрывки из толкования на псалмы, на Евангелие Матфея и Луки. Комментарий св. Афанасия имеет александрийский характер с преобладанием нравственных мотивов. В письме к Марцеллину "Об истолковании псалмов" Афанасий устанавливает общий взгляд на ветхозаветное Писание. Оно писано единым Духом и писано о Спасителе. Псалмы имеют некую особую и преимущественную благодать, в них совмещаются закон и пророки. И вместе с тем они написаны о каждом из нас - в пример и назидание.

Свое богословское исповедание св. Афанасий излагал полемически, в борьбе с apиaнством. Большинство догматико-полемических творений написано во время третьего изгнания (356 - 362 г.). На первом месте нужно поставить три слова против apиaн (присоединяемое к ним четвертое вряд ли принадлежит Афанасию). В первом опровергаются рациональные и экзегетические доводы ариан; св. Афанасий приводит и разбирает здесь ряд выдержек из "Талии" Ария. Второе слово посвящено главным образом истолкованию Притч. 8:22 - текста, служившего одним из главных доводов арианствующих в доказательство тварности Сына - Премудрости. В третьем слове объясняется смысл Божественного единосущия и значение уничижительных речений Священного Писания о Христе. В то же время написаны четыре послания в Серапиону, епископу Тмуитскому, - о Божестве и единосущии Духа Святого. К более раннему времени относится слово на слова: "Вся Мне предана суть Отцем Моим" (343). Подлинность книг "О Троице и о Духе Святом" (сохранилась только в латинском переводе) и "О явлении Бога Слова во плоти и против apиaн" оспаривается. Догматическое содержание имеют некоторые его послания, среди них - к Епиктету, епископу Коринфскому, к Адельфию исповеднику, к Максиму философу, посвященные христологическим темам.

Св. Афанасию не раз приходилось защищаться от клеветы. В оправдание себя он составил три апологии: Апологию против apиан, в которой собраны все документы по делу Афанасия за время первых двух изгнаний (350), Апологию к императору Констанцию (356) и Апологию о своем бегстве при нападении Сириана (357 или 358). Тем же апологетическим целям служат и историко-полемические сочинения св. Афанасия: "История apиан к монахам" (358), "О постановлениях Никейского собора "О мнениях Дионисия Александрийского" и в особенности "О соборах в Аримине и Селевкии" где рассказана документально вся история противоникейской борьбы (359). Сюда же примыкают соборные послания от имени Александрийских соборов: "Свиток к антиохийцам" (362), "Письмо к африканским епископам" (369) и окружные послания.

Впрочем, наибольшую славу Св. Афанасию, как писателю принесло произведение "Жизнь Св. Антония", ставшее классическим образцом агиографической литературы на последующие годы и сыгравшее огромную роль в распространении монашества на востоке. Еще при жизни св. Афанасия оно было переведено на латынь Евагрием пресвитером и потом епископом Антиохийским, вероятно, в 371 или 382 году. Житие написано вскоре после кончины преп. Антония (356), по-видимому в 356 - 357, во время "нашествия ариан" принудившего св. Афанасия скрыться из Александрии в отдаленные места пустыни. Написано оно для "чужестранных братий" ревнителей аскетической жизни из страны, где монашество только стало появляться, - вероятно, для римских почитателей монашеского подвига. В житии пp. Антония св. Афанасий видит "достаточный образ подвижничеству". Аскетическому назиданию посвящены письма св. Афанасия к монахам - Драконтию, Орсисию и Амуну. Подлинность сочинения "о девстве" несмотря на свидетельство бл. Иеронима, подлежит большому coмнению.

Особое место среди творений св. Афанасия занимают его пасхальные письма. От греческого подлинника сохранились только незначительные отрывки. В сирйском переводе сохранилось большое их собрание. Эти письма важны для хронологии и для истории эпохи, а также особенно интересно содержащимися в них описаниями церковных обычаев. В отрывке из 39-го послания (367) содержится список канонических книг Священного Писания и к нему присоединен перечень книг, в канон не внесенных, но одобренный отцами для чтения оглашаемых: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Эсфирь, Юдифь, Товия, так называемое учение Апостолов (Дидахе) и Пастырь. Здесь впервые перечисляются 27 книг Нового Завета, как единое целое.

Учение о сотворении мира

Как и в случае Оригена, ключом к богословию св. Афанасия является его учение о сотворении мира (Мейендорф). В системе Оригена акт творения происходит в вечности и творение есть проявление самой сущности Бога. Бог по природе своей не может не творить, и поэтому Он творит всегда, вечно. Творимые Им разумные твари находятся в вечном общении с Творцом: именно в этом отрицании времени - главная слабость учения Оригена. Поскольку Бог творит мир не свободно, а в силу своей «сущности», постольку тварный мир не имеет реального независимого существования; разумные твари лишены истинной свободы, они как бы привязаны к своему Создателю, то отпадая, то снова неизбежно возвращаясь к созерцанию Его божественной сущности. В такой системе наша жизнь, наша человеческая история не имеют реального смысла: возвращение падшей твари к Творцу предопределено от века, и в этом круговращении нет места истинной свободе - ни божественной, ни тварной.

Св. Афанасий в корне отвергает такой подход. В основе его учения лежит различие между божественной природой (ф`исис) и божественной волей (т`елима). По природе Бог - Отец. Он рождает Сына; по природе же Он посылает Св. Духа. Но сотворение мира происходит не по природе, но по воле Бога:

Благочестно же будет сказать, что существа созданные пришли в бытие по благоволению и хотению, а Сын - не привзошедшее, подобно твари, создание воли, но собственное по естеству рождение сущности, ибо будучи собственным Отчим Словом, не позволяет думать о каком-либо предшествовавшем Ему хотении, потому что сам Он есть Отчий совет, Отчая сила и Зиждитель угодного Отцу... Итак, если создания произошли по хотению и благоволению... все же получило бытие Словом, то Слово состоит вне получивших бытие по хотению. ("На ариан". Слово 3:63, 66)

Таким образом, Богу было совсем не обязательно творить мир. Он мог «обойтись» (если можно так выразиться) и без него. В этом различие между природой и волей: Бог не мог не родить Сына, ибо Он - родитель по природе; мир Он не должен был творить, но сотворил - такова Его божественная и всеблагая воля. Можно представить себе, по крайней мере теоретически, в потенциальном смысле, что было время, когда Бог не творил и мира не существовало.

Мир, сотворенный по божественной воле, существенно отличается от оригеновского мира, являющегося как бы продолжением божественной природы, а потому лишенного истинной независимости от Творца. В системе Афанасия творение существует по воле Бога, но само по себе. Бог и тварь имеют различную природу. Бог сотворил мир из ничего движением своей свободной воли, и хотя после этого Он продолжает править миром, «промышляет» о нем, этот свободный автономный мир противостоит Богу. Причина этого состоит в следующем. Бог сотворил мир с определенной целью. Всякая тварь и весь мир были изначально предназначены к союзу, к единству с Творцом. Ибо Бог творил по любви и ожидал ответной любви. Центром и венцом творения является человек, который был призван объединить своей деятельностью все творение и через себя осуществить союз любви между Богом и миром. Это свободное устремление твари к своему Творцу в какой-то момент отклонилось с прямого пути. Выражаясь библейским языком, произошло грехопадение. Говоря о грехопадении и последовавшей за ним смерти, св. Афанасий пользуется термином тление, которое он понимает как в физическом, так и в духовном смысле.

Св. Афанасий, как и все отцы Церкви, считает, что смерть и тленность не были сотворены Богом, но пришли в мир вследствие грехопадения. Бог сотворил все «хорошим» (как говорит Библия, «благим»), но наделенным свободной волей и способным к восстанию против Него. Результатом восстания явилась смерть - мощная космическая реальность, захватившая власть и поистине воцарившаяся в «этом мире».

Учение о спасении

Спасение, согласно Афанасию, заключается не просто в прощении грехов рода человеческого, но в избавлении мира от смерти и тления. Спасение мира для св. Афанасия - не спекулятивная проблема, как для Оригена, а вопрос жизни и смерти. Тварный мир - настоящий, живой и потому драгоценный в глазах Бога; смерть - настолько могущественный враг, что победить ее можно только изнутри, только ее же оружием - смертью, и притом смертью самого воплощенного Бога. Ради этого и происходит Боговоплощение, которым превозмогается власть смерти, уничтожается тление.

В отличие от неоплатоников, понимавших спасение, как достижение видения Бога, св. Афанасий говорит об обожении, т.е. о достижении нетленного состояния. Обожение возможно только благодаря воплощению Бога-Слова, который воспринял плоть, дабы мы могли стать носителями Духа.

Христология

Учение св. Афанасия о Христе явно отражает александрийскую традицию, представители которой, обсуждая Воплощение, опирались на текст из четвертого евангелия: «И Слово стало плотью» . Соперничавшая с александрийской антиохийская традиция предпочитала говорить о вочеловечившемся Слове. По-гречески слово «плоть» (саркс) имеет оттенок, указывающий на материальный аспект человеческого существования. Выражение «Слово стало плотью» можно истолковать как «Слово восприняло человеческое тело». Именно так понимал Воплощение Аполлинарий Лаодикийский (основатель ереси аполинаризма), кстати сказать, бывший другом св. Афанасия. Аполлинарий учил, что во Христе Бог Слово заменил душу человека Иисуса. Такое понимание в конце концов привело к монофизитской ереси, ибо оно явно умаляло реальность человечества в Христе, отрицало его полноту, поскольку полнота человечества включает и человеческую душу.

С другой стороны, антиохийское учение о Христе, как о вочеловечившемся Слове, могло привести к противоположному недоразумению, а именно, к пониманию Воплощения как соединения Бога-Слова, сохранившего при этом свою божественную природу, с конкретным человеком, Иисусом. Такое богословие видит в Христе две личности - божественную и человеческую - и в конечном итоге ведет к несторианству.

Обе традиции, антиохийская и александрийская, имели в виду одну и ту же реальность. Евангелист Иоанн писал по-гречески, но образ мысли у него был семитский. Поэтому, употребляя греческое слово «плоть», имеющее столь материальный оттенок для греческого слушателя, он, конечно, имел в виду еврейское значение этого слова (басар), обнимающее всю живую реальность человеческого существования, как материальную, так и духовную. Именно в этом смысле пользовался словом «плоть» и св. Афанасий. Он видел в Христе одно Лицо - Божественное Слово, воспринявшее не отдельную человеческую личность, а человеческую природу. Задолго до Эфесского собора, утвердившего догмат о Богородице, Афанасий называл деву Марию Божией Матерью. Все действия Спасителя он приписывал Богу-Слову, как единой личности. Но утверждая единство Христа как воплощенного Слова, Афанасий, как и все александрийцы, не всегда чувствовал, что его терминология открывает возможность умаления человеческой природы Спасителя - опасность, которой не избежал Аполлинарий.

Учение о Троице

Основная заслуга св. Афанасия состоит в его борьбе с арианством. В то время как в восточной Церкви не осталось ни одного православного епископа, он - один против всех - мужественно отстаивал православную никейскую веру, провозгласившую единосущие Отца и Сына. Как уже обсуждалось выше, этот небиблейский термин имел дурную репутацию и был осужден на Антиохийском соборе в III веке как выражение модалистской ереси (если сущность одна, то нет и реального различия между Лицами св. Троицы: Отец, Сын и Дух Святой - лишь различные выражения (модусы) одной и той же сущности).

Афанасий не вдавался в богословские тонкости. Сражаясь с арианством за единосущие, он отстаивал самый смысл, самое существо христианства. Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угрожало разрушить самое сущность и основание христианской веры: человечество нуждается в спасении, но спасение возможно только от Бога, поэтому Христос - и человек, и Бог, а иначе мы не спасены. Св. Афанасий твердо знал, что, только отстояв единосущие, можно сохранить чистоту православной веры. Его не смущало, что для этого приходится вводить в употребление непривычное слово, не нравившееся большинству богословов. Всякие философские рассуждения по поводу реального смысла этого слова он считал ненужными и даже опасными:

"Не должно же доискиваться, почему Слово Божие не таково, как наше, потому что, как сказано уже, и Бог не таков, как мы. Неприлично также доискиваться: как Слово от Бога, или как Оно - Божие сияние, или как рождает Бог и какой образ Божия рождения. Кто отваживается на подобные исследования, тот безумствует, потому что желает истолковать словами, что неизреченно свойственно Божию естеству и ведомо одному Богу и Сыну Его. Это то же самое, что и доискиваться: где Бог, почему Он - Бог и каков Отец. Но как предлагать подобные вопросы - нечестиво и свойственно неведущим Бога, так и непозволительно отваживаться на подобные исследования о рождении Божия Сына, и Бога и Премудрость Его измерять своим естеством и своею немощью. Поэтому же и не следует представлять о сем вопреки истине; и если кто при этих исследованиях приходит в недоумение, то не должен не верить и написанному. Лучше недоумевающим молчать и веровать, нежели не верить по причине недоумения". ("Против ариан", 2, 36)

О Духе Святом Афанасий говорит в своих письмах к Серапиону. Его рассуждения следуют той же логике, что и его учение о Христе. Есть один Бог - единосущная Троица: Отец, Сын и Дух. Как и Сын, Дух Святой - тоже Бог, а иначе мы не спасены. Через Духа Святого происходит общение человека с Богом и обожение. В то же время Дух принадлежит Сыну, являясь Его «собственным» (идиос) Духом.

Выражение «а паче Сам подает Его всем» часто и неправильно толковали как аргумент в пользу Filioque: будто бы в данном случае св. Афанасий утверждает, что Святой Дух исходит от Сына. Такое понимание упускает из виду контекст высказывания, в котором вовсе не обсуждается вечное исхождение Духа. Афанасию был чужд философский подход к бытию Божию, который как раз и породил учение о Filioque, в своих писаниях он вообще никогда не говорит о св. Троице в абстрактных терминах. Мысль Афанасия всегда сосредоточена на идее спасения человека от рабства смерти и тлению. Спасение принес в мир Христос, и Он же посылает нам Духа Святого, через которого мы приобщаемся божественной жизни.

В целом можно сказать, что св. Афанасий Великий был чрезвычайно привлекательным человеком, мужественным и неутомимым, настоящим христианским героем. Он был не понят многими современными ему восточными богословами, воспитанными на учениях неоплатоников и Оригена. Афанасий же совершенно освободился от приверженности неоплатонической мысли, особенно в своем учении о сотворении мира. На Западе его учение было воспринято более благосклонно, так как западное богословие никогда не сражалось с модализмом и поэтому не видело никакой опасности в термине единосущие .

Однако, окончательную победу над арианством одержал не св. Афанасий, а его младшие современники - отцы-каппадокийцы, которым удалось разработать правильную терминологию, устранившую противоречие между понятием единосущия и троичной природой Бога, и которые очистили никейскую веру от подозрений в модализме.

Дополнительная литература

Три (четыре) слова против apиaн

Orationes contra Arianos

В первом опровергаются рациональные и экзегетические доводы ариан; св. Афанасий приводит и разбирает здесь ряд выдержек из «Талии» Ария.

Второе слово посвящено главным образом истолкованию Притч. 8:22 - текста, служившего одним из главных доводов арианствующих в доказательство тварности Сына - Премудрости («Созда мя в начало путей своих...»).

В третьем слове объясняется смысл Божественного единосущия и значение уничижительных речений Священного Писания о Христе.

[Протоиерей Георгий В. Флоровский ]

Относительно четвертого слова :

отрицают не только его связь с первыми тремя, но и принадлежность св. Афанасию.

В доказательство того, что так называемое четвертое слово первоначально не было соединено с остальными указывают на то, что четвертого слова в некоторых рукописях, содержащих первые три, нет, а в некоторых к третьему слову примыкают другие произведения. Кроме того и по своему содержанию четвертое слово не требуется тремя первыми, а скорее, исключается ими: в нем автор... излагает отчасти уже то, о чем речь была в первых словах.

Но, с другой стороны, происхождение слова от св. Афанасия поддерживается многими параллелями в мыслях между III и IV словами.

[Сагарда Н.И. ]

Четыре послания к Серапиону, еп. Тмуитскому

Epistulae IV ad Serapionem episcopum Thmuitanum

Аутентичность оспаривается.

Представляет собой Символ веры с толкованиями, где изложена вера во Святую Троицу и в Боговоплощение... Это изложение веры скорее не Символ веры, изложенный, как Никейский, а объяснение какого-то Символа,.. он не тождествен ни с одним из древних вероизложений... Могло ли быть, чтобы Афанасий, неутомимый борец за Никейский Символ, составил какой-то собственный Символ или пользовался чьим-то Символом, который отличается от Никейского?
[Прот. Николай Гундяев ]

Слово пространнейшее о вере

Некоторые главы почти дословно заимствованы из «Слова о воплощении» и «Изложения веры», что возбуждает сомнения относительно принадлежности его св. Афанасию. Возможно, что св. Афанасий и написал «Большое слово о вере», но оно в подлинном своем виде не сохранилось и мы располагаем переработкой его, которая также дошла до нас в отрывках и, может быть, с искажениями, но, во всяком случае, с дополнениями из других источников, и, в частности, из произведений самого св. Афанасия. Реконструкция первоначального произведения представляется невозможной.
[Парафраз: Сагарда Н.И. ]

На слова: «Вся Мне предана суть Отцем Моим…»

(Матф. 11,27)

Цель - показать ложность толкований Евсевия и других приверженцев арианства на эти слова... святой Афанасий неоднократно обращается к Евсевию Никомидийскому...
[Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский ]

Послание Эпиктету, Епископу коринфскому,
против еретиков.

Epistula ad Epictetum episcopum Corinthi

Епископ Коринфский Епиктет обратился к Афанасию за советом по поводу поднявшихся в его Церкви христологических споров.

  • Одни утверждали, что Логос преложился... в тело человеческое, и, приобретя человеческое тело, Слово изменилось в Своем божественном естестве.
  • Другие считали, что Слово восприняло тело не от Девы Марии, но как бы из собственной божественной сущности образовало себе удобостраждущее тело. Они заключали, что Тело Христово единосущно божеству Слова, более того, "Тело Христа не позднее божества Слова, всегда было совечно Ему".
  • Существовала и другая партия – ... они говорили, что Слово только снизошло на святого человека как на одного из пророков...

Афанасий одинаково отвергает эти 3 понимания, как противные кафолической вере.

[Прот. Николай Гундяев ]

Послание Епископу и исповеднику Аделфию,
против ариан.

Epistula ad Adelphium episcopum et confessorem

Этот епископ, ... сообщил Афанасию, что некоторые из еретиков упрекают, что православные, поклоняясь Христу, которого они признают истинным и совершенным человеком, поклоняются твари... Афанасий осуждает их и говорит, что поклоняться Христу Богу и Человеку не значит поклоняться твари, но значит поклоняться Слову, соделавшемуся человеком.
Вследствие соединения божественного и человеческого естеств в единую ипостась Бога Слова невозможно уже отделять человеческую природу от природы божественной, невозможно поклоняться одному Слову, отвергая человеческую природу Христа.
[Прот. Николай Гундяев ]

Послание Максиму Философу.

Epistula ad Maximum philosophum

Максим писал Афанасию относительно еретических движений в Египте:

  • одни отрицали, что Христос есть Бог,
  • другие говорили, что Слово сошло на человека, но не сделалось человеком,
  • третьи видели во Христе человека, рожденного естественным образом.

Афанасий опровергает все эти 3 рационалистических направления.

[Прот. Николай Гундяев ]

Две книги против Аполлинария:

Книга первая

«О воплощении Господа нашего Иисуса Христа»

книга вторая

«О спасительном пришествии Христовом»

дают настойчивое и подробное опровержение заблуждений аполлинаристов, без упоминания имени Аполлинария, особенно ясно защищается целостность человеческой природы во Христе.

излагают и защищают существенные пункты христологии:

  • учение о двойстве естеств в Иисусе Христе, об ипостасном их соединении,
  • о необходимости для дела искупления полной человеческой души во Христе,
  • о принятии Им от Девы Марии истинного человеческого тела,
  • о законности Божеского поклонения, воздаваемого христианами Сыну Человеческому
  • и т. п.

Принадлежность этих книг св. Афанасию сомнительна.
Главные возражения против подлинности:

а) свидетельства о принадлежности книг против Аполлинария начинаются только с VI в.;
б) различия в языке подлинных произведений св. Афанасия и двух книг против Аполлинария.

Но идейное содержание, основная тенденция, существенные мысли - насквозь Афанасиевы
Признают весьма вероятным, что книги происходят от александрийца, который обязан основными воззрениями и некоторыми частностями св. Афанасию, - таким образом легче объясняется и сходство, и уклонения.

[Парафраз: Сагарда Н.И. ]

В семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали "епископом", совершал крещение , в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона . В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария . Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

Его бескомпромиссная православная позиция сильно раздражала ариан, которые не брезговали никакими средствами, чтобы свалить святителя. Так, в году по приказу императора был созван Кесарийский собор , который рассматривал обвинение святого Афанасия Великого в убийстве некоего мелетианского епископа Арсения и использовании им его правой руки в магии и колдовстве. В качестве доказательства на Соборе даже была представлена отсеченная рука! Несмотря на призыв самого императора предстать перед лицом собравшихся в Кесарии епископов, святой Афанасий на Собор не явился. Однако, объявленный убитым, а в действительности скрывавшийся в Фиваиде епископ Арсений был вскоре найден святым Афанасием. После предоставления императору Константину необходимых доказательств обвинение было снято .

По бездоказательным наветам ариан, святитель Афанасий был низложен в году Тирским собором , а в году осужден на изгнание в Трир императором, которому успели внушить, что Афанасий хочет приостановить ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь.

Его "История ариан для монахов" написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том "Bibliotheca patrum" Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей "Bibliotheca patrum graecorum dogmatica" (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия. Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: "Описания праздников", составленные Афанасием.

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого , с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.

На русском языке издано:

  1. Творения. Части 1-4. Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851-1854. ("Творения святых отцев в рус. пер.", изд. при МДА, тт. 17, 19, 21, 22). То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Части 1, 2, СТСЛ, 1902. Части 3, 4. СТСЛ, 1903 (Отд. пригож. к ж. "Богословский вестник", 1902, 1903).
  2. О пользе чтения Священного Писания. В кн.: "Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания". Изд. А. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817.
  3. Из ХХХIХ письма о праздниках. В кн.: "Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев." СПб., 1858. То же. "Христианское чтение", 1838, III, с. 188 слл.
  4. Из беседы на слова: "Вся мне предана суть Отцем Моим". - Из беседы о слепорожденном. - В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877. То же: "Христианское чтение", 1835, II, с. 119 слл.; 1837, III, c. 150 слл. 5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета. - "Христианское чтение", 1841, IV, с. 217 слл.; с. 324 слл.
  5. Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна. - Там же, 1842, I, с. 157.
  6. О девстве или о подвижничестве. - Там же, 1833, III, с. 117 слл.
  7. О начале и распространении идолопоклонства. - Там же, 1837, IV, c. 3 слл. 9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. - Там же, 1837, IV, с. 113 слл.
  8. О причинах воплощения Бога-Слова. - Там же, 1837, IV, с. 275 слл.
  9. О воплотившемся Боге-Слове против ариан. - Там же, 1840, III, с. 165 слл.
  10. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. - Там же, 1841, II, с. 84 слл.
  11. О терпении. - Там же, 1837, II, с. 120 слл.
  12. О происхождении нравственного зла. - Там же, 1837, III, с. 25 слл.
  13. О крестной смерти Иисуса Христа. - Там же, 1838, II, с. 132 слл.
  14. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. - Там же, 1831, ХVII, с. 127 слл.
  15. Жизнь преп. Синклитикии. - Там же, 1824, ХVI, с. 3 слл.
  16. Письма. - Там же, 1838, IV, с. 118 слл.; 1839, IV, с. 133; 1842, II, с. 212 слл., 236 слл.
  17. На богомерзких и проклятых злохульных ариан. - В кн.: Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя. Пер. с эллиногреч. яз. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.

Использованные материалы

  • Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский // Сайт Издательства Московской Патриархии
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.