Заканчивается отопительный сезон, но проблемы остаются. Когда включат отопление в этом году? Когда начинается и заканчивается отопительный сезон

Заканчивается отопительный сезон, но проблемы остаются. Когда включат отопление в этом году? Когда начинается и заканчивается отопительный сезон
Заканчивается отопительный сезон, но проблемы остаются. Когда включат отопление в этом году? Когда начинается и заканчивается отопительный сезон

Настоящая статья входит в цикл публикаций АКАТО, посвященных развенчанию . Недостоверные разъяснения, ложные утверждения, мифы и лжетеории в различных вопросах жилищных отношений, по мнению специалистов АКАТО, являются губительными для ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию « » между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), при этом специалисты жилищной сферы тоже могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей жилищно-коммунальных услуг может способствовать более глубокому пониманию потребителями сути процессов в ЖКХ и развитию конструктивного взаимодействия между потребителями ЖКУ и исполнителями таких услуг (УО, ТСЖ, ЖСК). Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф о том, что якобы отопительный период начинается по решению управляющих или ресурсоснабжающих организаций, а также о том, что до окончания 5-дневного периода, в течение которого температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия, начинать отопительный период запрещено.

Суть лжетеории

Рассматриваемую в настоящей статье лжетеорию можно разбить на несколько постулатов, которые могут применяться как совместно, так и по отдельности, и даже в различных комбинациях (в зависимости от уровня безграмотности отдельных приверженцев такой теории):
1. Поскольку именно исполнитель коммунальных услуг (УО/ТСЖ/ЖСК) несет ответственность за состояние общедомовых систем отопление, то именно этот исполнитель коммунальных услуг (ИКУ) принимает решение о начале отопительного периода;
2. Поскольку горячая вода для нужд отопления вырабатывается ресурсоснабжающей организацией (РСО), то именно такая организация принимает решение о начале отопительного периода;
3. Поскольку тарифы и нормативы на коммунальную услугу по отоплению утверждают , то именно эти органы и принимают решение о начале отопительного периода в населенных пунктах субъекта РФ;
4. Отопительный период может начаться не ранее, чем пройдет 5-дневный период, в течение которого температура наружного воздуха будет ниже 8 градусов Цельсия. Если, например, в течение 4-х дней такое условие будет выполняться, а на пятый день температура хоть на минуту превысит отметку «+8», начинать отопительный период запрещено.

Попробуем опровергнуть все перечисленные ложные утверждения.

Когда начинается отопительный период на самом деле?

Сначала разберемся в том, когда отопительный период должен начаться.

Согласно пункту 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354: «Если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом . Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия »

Из данной нормы следует два вывода:
1) Отопительный период должен начаться «не позднее… дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого … среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия… ». Формулировка «не позднее» означает, что отопительный период может быть начат ранее такого периода (теоретически - в любое время, в которое среднесуточная температура наружного воздуха выше +8). Кроме того, речь идет о среднесуточной температуре — то есть, в случае, если днем на улице +12, а ночью +2, при условии равенства дневного и ночного периодов, среднесуточная температура составит +7, а, следовательно, отопительный период уже должен начаться (несмотря на то, что дневная температура +12 выше установленной +8). Таким образом, право начать отопительный период имеется круглогодично, а вот обязанность начать такой период возникает в день, следующий за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура была ниже +8.
2) Исполнитель коммунальных услуг начинает отопительный период (то есть подает горячую воду в систему отопления управляемых многоквартирных домов) в сроки, «установленные уполномоченным органом ». То есть сам исполнитель (УО, ТСЖ, ЖСК) не принимает решения о начале отопительного периода, а руководствуется решением некого уполномоченного органа.

Какой орган уполномочен начинать отопительный период?

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального образования относится организация в границах этого муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно статье 7 Закона N131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты .

Из приведенных норм следует, что организация теплоснабжения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, а решения по таким вопросам уполномочены принимать органы местного самоуправления, и решения по таким вопросам оформляются муниципальными правовыми актами.

Дополнительно, для исключения неоднозначного толкования приведенных норм необходимо отметить, что пунктом 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170, прямо утверждено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления .

Кроме того, важно указать, что в отсутствие правового акта, устанавливающего срок начала отопительного периода, ни РСО, ни УО/ТСЖ/ЖСК не имеют права начинать отопительный период, даже если среднесуточная температура наружного воздуха в течение пяти дней была меньше +8.

Выводы

Из следует, что полномочиями принимать решение о начале отопительного периода обладают органы местного самоуправления , а вовсе не РСО, не УО/ТСЖ/ЖСК и не органы госвласти субъектов РФ (за исключением городов Федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в которых такое решение может быть принято именно органами госвласти). Дата начала отопительного периода должна быть не позднее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия, при этом начать отопительный период ранее окончания (и даже начала) указанного 5-дневного периода законодательством не запрещено .

В Москве включают отопление по распоряжению Правительства города, если среднесуточная температура в течение 5 дней держится ниже 8°С и по прогнозу погоды ожидается ее дальнейшее снижение. Отключают отопление по тому же принципу - если среднесуточная температура в течение 5 дней держится выше 8°С и по прогнозу погоды ожидается ее дальнейшее повышение.

Работы по включению и регулировке отопления обычно длятся несколько суток. Сначала батареи включают на социальных объектах (в детских садах, школах, больницах, поликлиниках), затем в жилых домах, потом на промышленных предприятиях. Выключают отопление в обратном порядке - сначала на промышленных предприятиях, затем в жилых домах, потом в социальных учреждениях.

В больницах, поликлиниках, школах и других объектах социальной инфраструктуры при необходимости отопление могут дать и раньше начала отопительного сезона.

2. На сколько могут отключить отопление в холодный период?

В течение месяца отопление в жилом помещении в общей сложности могут отключать не более чем на 24 часа. Единовременно отключить отопление могут не более чем:

  • на 16 часов, если температура в помещении сохраняется выше 12°С;
  • на 8 часов, если температура в помещении от 10°С до 12°С;
  • на 4 часа, если температура в помещении от 8°С до 10°С.

За каждый лишний час плата за отопление в расчетном периоде, когда произошло отключение, снижается на 0,15%.

В детских садах, школах и больницах запрещено отключать отопление до конца отопительного периода.

3. Какая температура должна быть в помещении во время отопительного сезона?

Во время отопительного сезона температура должна быть:

  • в жилом помещении - не ниже 18°С (в угловых комнатах - 20°С);
  • в детском саду: в игровой комнате яслей - 22°С-24°С, в игровых комнатах остальных групп - 21°С-23°С, в спальнях - 19°С-20°С;
  • в школе: во всех основных помещениях - 18°С-24°С, в спортзале и мастерских - 17°С-20°С;
  • на рабочем месте - в зависимости от вида нагрузки оптимальная температура может колебаться от 16°С-18°С (работа, требующая больших физических усилий) до 22°С-24°С (например, работа на предприятиях точного приборо- и машиностроения). Температура в офисе в отопительный период должна быть 21°С-23°С.

5. Как правильно измерять температуру в жилом помещении?

Чтобы правильно измерить температуру, действуйте следующим образом:

  1. Перед измерением температуры закройте все окна и двери в помещении.
  2. Измеряйте температуру в центре самой большой комнаты в квартире - на пересечении диагоналей, проведенных из углов.
  3. Держите термометр на высоте одного метра от пола.
  4. Убедитесь, что до ближайшего отопительного прибора и наружной стены не менее 0,5 метра.

В срок до 15 сентября 2017 года лица, ответственные за управление жилыми многоквартирными домами (МКД), обязаны завершить мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2017-2018. Свидетельством успешного завершения подготовительных работ является наличие Паспорта готовности к отопительному периоду.

На первые числа июля к новому отопительному сезону оказались готовы только 37% жилфонда, 30% котельных и 37% теплосетей.

Федеральное законодательство о подготовке к отопительному сезону

Подготовка к отопительному сезону регламентируется статьей 20 Федерального закона от 27 мая 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а оценка проведения мероприятий – Правилами оценки готовности к отопительному сезону, которые утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее – Приказ 103).

В связи с тем, что единый закон о подготовке к отопительному сезону отсутствует, лицам, ответственным за данные мероприятия, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...»;
  • Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • правила благоустройства придомовых территорий, утвержденные органами местного самоуправления;
  • иные распоряжения региональных и муниципальных органов власти.

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, одним из важнейших аспектов подготовки к осенне-зимнему периоду является соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствие с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», ТСЖ или управляющая компания обязаны разрабатывать и не реже одного раза в год доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности управляемых МКД.

Что входит в подготовку к отопительному сезону

Основные задачи комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 сводятся к обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии (теплоносителя) в отапливаемые помещения, независимо от их назначения.

Обязательными мероприятиями в рамках подготовки к зиме являются:

  • наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом узле;
  • проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка систем теплоснабжения и вентиляции, котельных, внутридомовых сетей, групповых и местных тепловых пунктов;
  • проверка работоспособности запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления устройств газового хозяйства.

В соответствии с Приказом 103 отчитаться о подготовке к отопительному сезону в центральных регионах России необходимо не позднее 15 сентября текущего года. Сроки подготовки к отопительному сезону в северных и восточных районах сокращены до 01 сентября, для южных – продлены до 01 октября.

Контроль за всем комплексом мероприятий возложен на органы местного самоуправления, собственников жилых и нежилых помещений в МКД, органы жилищного надзора и другие уполномоченные структуры.

Подготовка жилого фонда к отопительному сезону 2017-2018

Комплексная подготовка объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации регламентируется нормативными требованиями к проживанию людей в осенне-зимний период.

  • устранение трещин и дыр в наружных стенах, цоколе, чердачных перекрытиях, крыше и местах их стыковки друг с другом, окнами или дверьми;
  • восстановление штукатурного покрытия, кровли и т.п.;
  • приведение в порядок технических помещений;
  • проверка целостности оконных и дверных заполнений, доводчиков и притворов;
  • проведение пробных топок центрального отопления и печей;
  • обеспечение отвода атмосферных и талых вод от спусков в подвал, оконных приямков;
  • проверка качества гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя;
  • проверка работоспособности отопительных печей и установок с газовыми нагревателями, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения.

На основе данных рекомендаций, а также недостатков, выявленных в результате весеннего осмотра МКД и его инженерных систем, управляющая компания или ТСЖ разрабатывает план мероприятий подготовки к отопительному сезону и утверждает его в органах местного самоуправления.

План подготовки к отопительному сезону управляющей компании помимо технических работ включает в себя ряд организационных мероприятий:

  • переподготовка и повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих эксплуатацию и экстренный ремонт котельных, тепловых пунктов, инженерных систем;
  • инструктаж работников аварийной службы, рабочих текущего ремонта, дворников;
  • проведение технического осмотра и обслуживания автотранспорта, средств связи, оборудования, инструментов, уборочной техники, инвентаря;
  • подготовка или восстановление схем внутридомовых инженерных систем;
  • проведение ревизии тепловых узлов, работоспособности приборов учета (с заменой, при необходимости), удостоверение в целостности пломб.

Кроме этого, управляющие компании и ТСЖ при подготовке к отопительному сезону должны учитывать иные требования Правил 103:

  • степень готовности теплопотребляющих установок к работе и обеспечение ими режима потребления тепловой энергии, указанного в договоре ресурсоснабжения;
  • отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию, теплоноситель;

Основной проблемой в подготовке к отопительному сезону остается высочайший уровень задолженности потребителей за поставленные энергоресурсы. Задолженность в сфере ЖКХ составляет более одного триллиона рублей, из которых 800 миллиардов приходятся долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

В соответствие с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), обязанности по подготовке внутридомовых инженерных систем к сезонной эксплуатации возлагаются на собственников жилых помещений многоквартирного дома (в случае непосредственного управления) или ТСЖ и управляющие компании. Финансирование мероприятий осуществляется за счет собственников.

Закон об «альтернативной котельной»

Что касается подготовки к отопительному сезону 2017-2018 теплосетевого хозяйства, контроль за ним будет возложен на новые структуры – единые теплоснабжающие организации (ETO).

31 июля 2017 года Президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Документ, который получил народное название «Закон об «альтернативной котельной» изменил систему регулирования тарифов на тепло. Новая модель предусматривает установление предельного уровня цены на теплоноситель, которая получила название «альтернативной котельной». Это расчетный показатель. Он соответствует стоимости одной гигакалории тепловой энергии в случае, если потребители захотят построить собственную (альтернативную) котельную.

Кроме обеспечения бесперебойного процесса доставки тепла от производителя к потребителю, ЕТО будут отвечать за весь комплекс мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, а также за их подготовку к сезонной эксплуатации.

Однако обслуживание внутридомовых сетей, установка теплосчетчиков и подготовка теплоузла к отопительному сезону останутся в ведении управляющих компаний и ТСЖ.

Оснащение теплового узла современными приборами учета

Среди требований по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии Приказ 101 наличие и работоспособность приборов учета, а также отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Достоверный учет потребляемых энергоресурсов и своевременная оплата рассматриваются федеральным законодательством как эффективные способы энергосбережения.

Как показала практика, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии сделало процесс начисления платы за ресурс более прозрачным и понятным для потребителей, открыло для них необходимость и пути экономии тепла.

Многие собственники жилых и нежилых помещений в МКД пошли еще дальше: обращаются в РСО и управляющие организации с просьбой установить индивидуальные теплосчетчики. В том числе – с возможностью дистанционного снятия показаний и диспетчеризации данных в режиме реального времени.

Это позволяет каждому собственнику платить только за то тепло, которое он фактически потребил в своих помещениях, плюс расходы на ОДН. В ситуации, когда дом оборудован только общедомовым прибором учета, собственники вынуждены платить за тепло соразмерно площади принадлежащих им помещений.


Мы помогаем автоматизировать учет любых ресурсов: тепло, вода, электричество, газ.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации для управляющей организации:

  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн - смотрите демо личного кабинета ;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Беспроводные решения для диспетчеризации ресурсов в многоквартирных домах

В продолжение статьи.

В период, когда на смену суровым зимним морозам приходит весеннее тепло, можно увидеть все больше открытых на проветривание окон в жилых домах. Имеющийся контраст между температурами в квартирах и на улице такой, что создается ощущение абсолютной духоты. В особенности это касается тех домов, которые построены в течение последних 50-ти лет. Столь интенсивное отопление в этот период существенно влияет на суммах квитанций за коммуналку. С учетом того факта, что в последние годы тарифы ЖКХ демонстрируют постоянный и уверенный рост (в особенности это касается российских городов-миллионников), и сейчас суммы платежек постепенно переваливают за разумные пределы, хочется четкого понимания, когда отключат системы отопления (тем более в случае, когда реальной необходимости в нем нет).

Согласно действующего в России законодательства начало и окончание отопительного сезона имеет четкие сроки. Однако информировать граждан о том, когда именно будут включать/отключать тепло в домах, никто не спешит.

Всякий раз горожане теряются в догадках, когда батареи станут теплыми (в конце осени), и когда батареи отключат (весной). При этом самостоятельно предсказать, когда включат и выключат отопление в этом году, невозможно (здесь не последнюю роль играет человеческий фактор).

Чтобы упростить жизнь горожан, достаточно будет ознакомить их с соответствующими законодательными актами, а также со статистикой прошлых периодов. Это поможет прояснить вопрос, когда ждать окончания отопительного сезона и отключения отопления в 2019 г.

Если дом оснащен автономной системой отопления, то когда начинать и когда заканчивать отопительный сезон решают сами жильцы (собственники помещения). Единственное, что может быть здесь негативным – это вероятное увеличение расхода электроэнергии, что естественно повлечет за собой дополнительные затраты. В этом случае абоненты сами решают, что важнее – греться либо экономить на платежах.

Если дом подключен к системе централизованного отопления, то самостоятельно отключить его не удастся. В этом случае дата отключения отопления зависит от внешних факторов, а именно от среднесуточной температуры окружающего воздуха. Так, начало отопительного сезона происходит осенью, в момент, когда на протяжении 5-ти суток подряд температура не превышает значения +8°С. Окончание сезона отопления зависит также от среднесуточной температуры. Она должна быть на протяжение 5-ти суток подряд выше, чем +8°С.

На сегодняшний день уже существует соответствующее постановление на отключение отопления в 2019 году. Так, отопление будет отключено в следующие даты на примере крупных городов:

  • 26.04.2019 г. – в Москве;
  • 24.04.2019 г. – в Подмосковье;
  • 27.04.2019 г. – в Ярославле;
  • 28.04.2019 г. – в Туле;
  • 29.04.2019 г. – в Твери;
  • 03.05.2019 г. – в Новокузнецке.

Важные моменты отключения и включения отопления

Сразу с началом весеннего потепления многих жителей столицы и других городов начинают интересовать реальные дни отключения отопления. Здесь важны такие моменты:

  1. Температура среднесуточная – это значение учитывает все температурные показатели, как днем, так и ночью. Для отключения отопления необходимо, чтобы показатель не был ниже, чем +8°С и держался на этом уровне в течение минимум 5-ти суток. При соблюдении такого условия можно рассчитывать, что централизованное отопление будет выключено.
  2. Стабильность температур – если условие соблюдается, а прогнозы синоптиков говорят о том, что заморозки в регионе не ожидаются, то городские власти могут принять решение об отключении отопления. Это решение сообщается властям районным, а те уже информируют жилищно-коммунальные службы и дают распоряжение об отключении отопления.

Окончание отопительного сезона и прекращение подачи тепла потребителям сопряжены со значительными затратами финансов и людских ресурсов. Целесообразность такого решения определяют городские власти, ориентируясь на среднесуточные показатели температур и прогнозы синоптиков на будущие периоды. Эти показатели являются объективными, и никакие другие учитываться при отключении отопления не будут.

Существует ряд объективных причин, которые свидетельствуют о том, что несвоевременное отключение централизованного отопления – мера не рациональная. К основным из них специалисты относят:

  • Особенности эксплуатации теплотрасс и ТЭЦ. Здесь важно, что для запуска централизованного отопления все необходимые показатели должны быть выведены на определенный уровень, который устанавливается специалистами. Кроме того следует создать нужный перепад между трубопроводами разных уровней. И, если летом в теплотрассах его либо совсем нет, либо уровень минимальный, то в зимний период давление зарегистрировано 6-7 кгс/см² при подаче 3-4 кгс/см² до обратного. Для достаточного прогрева теплоносителя и создания должного перепада, требуются значительные энергоресурсы. Кроме того этот процесс занимает достаточно долгое время. К примеру, для отопления лишь для небольшого города в теплотрассах проходят тысячи кубометров теплоносителя. Из этого следует, что оперативно подать отопление (в течение нескольких часов после прогнозов синоптиков) просто физически невозможно.
  • Конец отопительного сезона 2019 года, впрочем, как и начало следующего, согласно приказа, должны сопровождаться соответствующими обслуживающими организациями, поскольку эти процедуры сопряжены с повышенной аварийностью. Из этих соображений целесообразно заранее спланировать и подготовить план работы обслуживающего персонала. Всем сотрудникам таких организаций в этот период предстоит работа, практически в авральном режиме. Вполне естественно, что следует формировать график отпусков с учетом этого момента таким образом, чтобы инженеры и слесари в момент запуска/отключения отопления были на местах в полном составе.

Статистика отключения отопления за последние годы в Москве

Из информации, приведенной выше, понятно, что на дату отключения отопления в значительной степени влияют улучшения погодных условий и их стабильность. Однако, в последние годы все чаще в Москве и Московской области наблюдаются существенные похолодания, которые по свидетельству метеорологических служб приходятся на апрель месяц (когда отопление отключают).

Данные статистики за период 2007-2018 гг. говорят, что в Москве и Московской области тепло отключают ежегодно в конце апреля — начале мая. В этот период температура окружающего воздуха в этом регионе стабилизируется на уровне +10°С.

Приведем точные даты (по годам), когда происходило отключение отопления в Москве в предыдущие периоды:

  • 2007 год – 10 мая
  • 2008 год – 28 апреля;
  • 2009 год – 29 апреля;
  • 2010 год – 1 мая;
  • 2011 год – 28 апреля;
  • 2012 год – 22 апреля;
  • 2013 год – 30 апреля;
  • 2014 год – 30 апреля;
  • 2015 год – 30 апреля;
  • 2016 год – 4 мая;
  • 2017 год – 28 апреля;
  • 2018 год — 21 апреля.

Дополнительно следует учитывать, что процесс отключения тепла начинается с предприятий производства. Далее отключаются от централизованного отопления жилые дома, и лишь после этого – объекты социальные. Как правило, временной промежуток между отключением производственных объектов и жилых домов составляет 4-5 дней.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что нельзя однозначно ответить на вопрос, когда отключат отопление весной 2019 года, поскольку зависит это от погодных условий и температурного режима. Для ориентировки можно принимать прошлогодние показатели. По предварительным прогнозам можно рассчитывать на отключение тепла в конце апреля — начале мая 2019 г. Сразу после установления требуемого температурного режима, городские власти примут соответствующее решение, а далее передадут его в районные субъекты и службам ЖКХ на местах.

Обычным абонентам можно посоветовать следить за погодой, прогнозами синоптиков, а также соответствующими сообщениями по телевидению и в средствах массовой информации. Однако, ожидать отключения тепла в этом году можно уже после 20-х чисел апреля месяца.