Влахернская икона Божией Матери «Одигитрия. Икона богородицы влахернская молитва Влахернская икона божией матери в чем помогает

Влахернская икона Божией Матери «Одигитрия. Икона богородицы влахернская молитва Влахернская икона божией матери в чем помогает
Влахернская икона Божией Матери «Одигитрия. Икона богородицы влахернская молитва Влахернская икона божией матери в чем помогает

Одигитрия (греч. Οδηγήτρια - Указующая Путь), Путеводительница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом.

Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

Влахернская икона является редким образцом рельефных икон.

В источниках XVII века и в литературе XVIII-XIX веков она называется мастично-восковой. Ее основа - вырезанный в дереве плоский рельеф, покрытый слоем воско-мастики и расписанный красками. Техника живописи отличается большим мастерством.

Еще во время пребывания Влахернской иконы в Константинополе Константинопольским Патриархом Паисием была составлена Свидетельствованная грамота, в которой отмечена одна важнейшая особенность Влахернской иконы:

Она сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», т. е. является мощевиком-реликварием. В литературе XIX века имеется упоминание о составе мощей - это пепел святых мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы), Синайских и Раифских.


Интересна история воздвижения Влахернского храма.


***

Влахернский храм

О многом говорит православному сердцу само имя местности в западной части Константинополя – Влахерны. Здесь, на месте убийства скифского вождя Влаха, в V веке при императоре Льве Великом была построена церковь во имя Пречистой. Именно в ней произошло знаменитое видение Богородицы Андрею Юродивому, которое мы чествуем как один из самых любимых на Руси праздников – Покров.

В середине пятого века в эпоху правления византийского императора Льва I Макелы двое его приближённых Гальбий и Кандид отправились в паломничество на Святую Землю. В селении неподалёку от Назарета они решили переночевать в доме одной благочестивой женщины. Их внимание привлекли горящие свечи и курящийся фимиам.

На вопросы, что за святыня хранится в доме, хозяйка долго не хотела давать ответ. Когда после неотступных просьб гостей она всё-таки уступила, то оказалось, что это была Риза Божьей Матери. Перед самым своим Успением Дева Мария подарила её одной благочестивой вдове, завещав передавать по наследству.

Гальбий и Кандид смогли убедить женщину в необходимости отвезти святыню в столицу империи.
В Константинополе по такому случаю решили воздвигнуть отдельный храм вокруг чудодейственного источника во Влахерне - живописном местечке на побережье бухты Золотой Рог, где издавна жили влахи, то есть румыны и западные славяне.

В 474 положены были в эту церковь честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины; память этого события отмечается церковью 2 июля – в престольный праздник Ризположенских церквей. Храм этот сгорел в 1434 году.


***

Но был во Влахернах и другой богородичный храм, где находилась икона Присно Девы, сопровождавшая многих византийских императоров в их военных походах. В 435 г. византийская императрица Августа Пульхерия, возвела церковь. Император Юстиниан пристроил к ней две арки, и храм приобрел форму креста. Они всегда брали эту святыню с собою как главную свою защитницу, дабы «православное воинство ощутило себя под покровительством Божией Матери».




Икона эта, получившая название Влахернской, промыслом Божиим перешла из Второго Рима в Третий и сохранилась невредимою до наших дней.

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой.

Исторический путь Иконы

Изначально прославившийся многими чудотворениями, образ пребывал в Антиохии, затем в Иерусалиме. Супруга византийского императора Феодосия II (408 - 450) Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для поклонения святым местам в 436 -437 годах, приобрела икону и отослала ее в Константинополь в дар сестре императора, св. Пульхерии.

Икона была поставлена Пульхерией в храме, находившемся в Влахернах, и с тех пор святыня носит имя Влахернской.

Вышеупомянутая Свидетельствованная грамота Патриарха Паисия впоследствии вместе с посланием протосинкелла Гавриила была прислана на Русь, видимо в ответ на запрос царя. В этих документах икона отождествляется с одной из древних святынь Влахернского храма.

Согласно грамоте, во времена императора Ираклия икона Божией Матери «Одигитрия» спасла Константинополь от нашествия персов и аваров (626), а также происходило много чудес в обители Богоматери во Влахернах. После захвата Константинополя турками (1453) Влахернская икона была перенесена в монастырь Христа. Перед тем как храм монастыря был обращен в мечеть, благочестивые люди спрятали Влахернскую икону в оконной нише и замуровали ее. Позднее икона была чудесно обретена, и служка мечети, сняв драгоценный оклад, продал икону некой вдове, которая и принесла ее в дар протосинкеллу (настоятелю) Иерусалимского подворья в Константинополе Гавриилу.

Согласно сведениям XVII века, Чудотворный образ был прислан в Москву из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу от протосинкелла Гавриила. Торжественная встреча иконы состоялась 16 октября 1653 (7162) года.

Отношение к Влахернской иконе как к покровительнице Константинополя и греческих императоров сразу же поставило ее в ряд важнейших святынь русского государства.
Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники.

Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ, о ее чудесной помощи при спасении Константинополя от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресвятой Богородице, 1-й кондак которого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое Влахернскую икону.

В праздник новолетия (1 сентября) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери,- как символ покровительства, которое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому государству. В этом качестве Влахернская икона сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь.
В 1674 году по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец, которые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.

В 1812 году, во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной.
В 1813 году икона поновлялась после наполеоновского нашествия: ее дублировали на новую кипарисовую доску и украсили серебряной ризой. В этот период на ней были сделаны новые надписи по-гречески: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное Сокровище», а на нижнем поле - надпись по-русски о поновлении с датой 1 августа 1813 года.

В 1918 году в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. Влахернская икона, была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля.
В 1931 году, когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. ...


***

В 1983 году икона была отреставрирована в ВХНРЦ Л. А. Дунаевым: с полей и фона иконы были сняты слои поздних записей, на фигурах из-за фрагментарной сохранности авторского слоя прописи были оставлены, за исключением небольшой пробы на левом плече Младенца. Фрагменты первоначальной живописи сохранились на изображениях левого глаза Богоматери и руки Младенца, держащей свиток.

В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.


Известно три списка иконы, сделанных в различное время:

1. Принадлежавший роду Строгановых, а с середины XVIII века - роду Голицыных. Икона хранилась в имении селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы. В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее.

2. Из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году), в настоящее время хранится в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове).

3. Из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году, в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва).


Второй и третий списки являются точными копиям кремлёвской иконы, имели аналогичные драгоценные оклады с надписью о спасении заступничеством иконы Царьграда от врагов. В подражание оригиналу эти два списка изготовлены как иконы-мощевики - венцы «исполнены множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих».

В описаниях эти иконы называются воскомастичными, но на самом деле это рельефные деревянные изображения, покрытые левкасом и расписанные темперой, то есть они отличаются от византийского первообраза.

Храмы в честь Влахернской иконы

1. В Кузьминках

2. В конце X века абхазским царём Багратом II (позже ставшим царём Грузии под именем Баграт III) в честь Влахернской иконы Божьей Матери был построен Бедийский собор, в котором сам царь позже был похоронен.

3. В 1825-1830 годы в грузинском городе Зугдиди была построена Влахернская церковь в которую поместили чтимый в Грузии список иконы. Средства на строительство выделил император Александр I, которому этот список был прислан в дар мегрельской княгиней Нино.

Источники: Википедия,

Молятся о защите от врагов и недоброжелателей, о покровительстве в семейной жизни.

Икона Божией Матери Влахернская не первый год считается одной из древнейших во всем мире. Создание святыни датируется 302 г.
Икона эта из Влахернского храма, который расположен в те времена был в Константинополе, стала началом иконографии «Одигитрия» (Путеводительница).

Когда столицу захватили авары, патриарх Сергий (610-631 г.г.) обходил город с молитвами к Заступнице о спасении и освобождении земли его. В память о том, что выполнила Богородица прошения патриарха стали праздник отмечать. Совершалось торжество в каждую субботу пятой седмицы Великого поста. Известен праздник как Похвала Пресвятой Богородице или же «Суббота Акафиста».
Первое время празднование состоялось лишь в Константинополе, во всем известном Влахернском храме. С IX века праздник почитается в монастыре преподобного Саввы Освященного, а после был он включен и в Постную Триодь. Такой известности торжество достигло, что отмечать его стала вся Православная церковь.

С 1654 г. Влахернская икона находилась во власти царя Алексея Михайловича, который получил образ в качестве подарка. Несколько версий дальнейшей доли иконы существует. Одна гласит о том, что когда турками был взят Константинополь, афонскими монахами образ был передан в Москву. Другая версия вещает о том, что после падения Константинополя во спасение иконы ее перенесли в женский монастырь, именуемый в честь Христа Пантократора. Когда же церковь со всем, что в ней находилось, замуровали, на месте храма была воздвигнута мечеть. Икона находилась на тот момент в церкви, и обнаружили ее только в 1616 г. После этого святыня попала к христианам, которые и отправили ее в дар царю московскому.
Икона эта весьма необычная, поскольку представлена рельефным изображением Матери Божией. На левой руке Богородицы сидит Младенец, который одной рукой благословляет, а в другой держит свиток.

Многие иконописцы, да и простые христиане замечали, что не красками нарисованная икона, части тела Богородицы и Младенца заметно выступают с поверхности доски. Павел Алеппский, который описывал визит патриарха Макария в Москву, говорил, что некий страх ощущается при взгляде на икону.
Более чем два столетия византийское сокровище пребывало в Успенском храме Кремля. После того, как собор был закрыт для прихожан, икону перенесли в Крестовоздвиженскую церковь, которая находится на Воздвиженке. Когда этот храм в 1931 г. разрушили, святыню перенесли в Кремль. Икона стала частью собрания Государственных музеев Московского Кремля (пребывает святыня в собрании этом и сейчас).

В Третьяковской галерее находится еще одна икона Влахернская Пресвятой Богородицы.

В XVII-XVIII столетии было сделано несколько чтимых списков.

В селе Деденево Дмитровского района находится Спасо-Влахернский женский монастырь, основанный в середине XIX века при поддержке хозяев села Анны Гавриловны и Гавриила Павловича Головиных. Чтимая святыня монастыря Влахернская икона Божией Матери сохранилась, несмотря на годы разорения обители в XX веке, и в начале 2000-х годов вернулась в Деденево. Необычное рельефное изображение Богородицы является старинным списком Влахернского образа из Успенского собора московского Кремля.

На август в православной церкви приходится сразу три «Спаса»: 1 августа церковного календаря отмечается «Медовый Спас», 6 августа - «Яблочный», а 16 августа - «Ореховый». Все три «Спаса» выпадают на Успенский пост, хотя третий всегда переносится на один день, чтобы не совмещать его с самим праздником Успения Богородицы. По современному гражданскому календарю «Спасы» отмечаются соответственно 14, 19 и 29 августа.

Августовские «Спасы» часто отражались в названиях селений, где престольный праздник местной церкви выпадал на один из трех этих дней. Например, село Журавна нынешнего Зарайского района называлось Спас-Журавна, Большое Руново в Каширском районе - Спас-Детчин, а Спас-Угол Талдомского или Спас-Заулок Клинского районов и сегодня официально имеют такие имена. Село Деденево под Дмитровом до революции чаще называли Новоспасское-Деденево или просто Новоспасское, благодаря церкви, а потом и женской обители, посвященной Нерукотворному Спасу.

Все три августовских «Спаса» в их народно-гастрономическом аспекте кажутся взаимосвязанными и последовательными, но по своему церковному содержанию эти праздники едва ли имеют такую же четкую связь между собой. Медовый Спас - это праздник Происхождения честных древ животворящего креста Господня, посвященный византийскому обычаю выносить для поклонения в этот день подлинную частицу дерева креста Христова, которая когда-то хранилась в соборе Святой Софии в Константинополе. Яблочным Спасом называют Преображение Господне, когда вспоминается описанное в Евангелиях таинственное событие преображения Христа перед тремя своими ближайшими учениками во время молитвы на уединенном холме. Ореховый Спас - это церковный праздник перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы в Константинополь. Нерукотворный образ - это полотно, на котором по древнему преданию сам собой отпечатался лик Иисуса Христа, когда тот, смочив лицо, отер его тканью и отдал послу эдесского царя. Именно этому последнему «Спасу» посвящен Спасо-Влахернский монастырь в Деденево.

Появление Спасской церкви и монастыря в Деденево связано со знатной фамилией Головиных, в руках которой село находилось, начиная со второй половины XVII века. В 1713 году стольник Василий Петрович Головин выстроил здесь деревянную церковь в честь иконы Нерукотворного образа Христа Спасителя, которым, по семейному преданию, благословил родоначальника Головиных Степана Васильевича Ховру московский великий князь Василий Дмитриевич. Степан Васильевич Ховра был представителем одной из ветвей греческого рода Комниных. В XV веке он перебрался из византийских колоний Крыма в Москву, где стал впоследствии прародителем Ховриных, Головиных и Третьяковых.

В конце XVIII века церковь в Деденево была возведена в кирпиче, а в последующие годы она достраивалась и расширялась. Идея преобразовать приходскую церковь в женский монастырь принадлежала Анне Гавриловне Головиной и ее старшему сыну Гавриилу Павловичу. В 1852 году церковные власти удовлетворили их ходатайство и разрешили открыть в Деденево Влахернское женское общежитие, которое через несколько лет преобразовалось в полноценный женский монастырь. В XX веке монастырь сильно пострадал сначала от антирелигиозной политики советского правительства, а потом от немецких бомб во время ожесточенных боев у Перемиловской высоты в 1941 году. По счастливому стечению обстоятельств сохранилась чтимая святыня рода Головиных и их Деденевского монастыря - Влахернский образ Божией Матери.

Изначальный Влахернский образ привез в Москву из покоренного турками Константинополя греческий священнослужитель по имени Гавриил в качестве дара московскому царю Алексею Михайловичу. В ту эпоху активно налаживались связи с православным востоком. В Москву часто стали приезжать священники из Иерусалима, Сирии, Балкан, прося милостыню у единоверного московского царя. Влахернская икона Богородицы когда-то была покровительницей византийских императоров, но после падения Константинополя оказалась под угрозой уничтожения. Чтобы спасти образ от захватчиков, икону спрятали, вмуровав ее в оконный проем церкви православного монастыря. Через какое-то время этот греческий монастырь был обращен в мечеть, а один из ее служителей обнаружил спрятанную в стене христианскую икону. Турок решил продать ее некой гречанке-вдове, которая, в свою очередь, подарила образ Гавриилу, отправлявшемуся с посланием на Русь.

Привезенная из бывшей Византийской империи икона стала очень почитаться царем Алексеем Михайловичем. Он видел в ней символ того, что отныне Матерь Божия, некогда покровительствовавшая греческим царям, но отступившая от них, теперь будет помогать новому православному царству. Влахернская икона хранилась в почетном месте в главном Успенском соборе московского Кремля, а в субботу на пятой неделе великого поста перед ней совершалась особая торжественная служба. Кстати, этот образ и сегодня хранится в Успенском соборе Кремля в качестве экспоната музея.

С оригинала Успенского собора Кремля было сделано три списка: для Высоко-Петровского монастыря в Москве, для усадьбы Влахернское-Кузьминки, и для Головиных. Как и кремлевский оригинал, все три его копии также сохранились. Кузьминский список находится в Третьяковской галерее, а список Высоко-Петровского монастыря, по исторической иронии, сегодня находится в другом московском монастыре - Симоновом. Этот монастырь появился и получил имя благодаря уже упоминавшемуся Степану Ховре - родоначальнику Головиных, который в конце жизни принял монашество с именем Симон. В Симоновом монастыре на протяжении столетий находилась родовая усыпальница Ховриных и Головиных.

Третий деденевский список Влахернской иконы был главной реликвией в числе нескольких сотен святынь, которые Головины собирали на протяжении нескольких столетий и хранили в своем доме. Эти родовые святыни после постройки и освящения Спасского собора стали украшением Влахернского женского монастыря. Собор имел девять престолов, а центральный иконостас для него привезли из упраздненного в Москве Алексеевского монастыря, на месте которого как раз началось строительство Храма Христа Спасителя. К сожалению, многочисленная коллекция Головиных бесследно пропала в XX веке, но Влахернский образ сохранился благодаря труду искусствоведов и реставраторов, которые в непростое послереволюционное время убедили власти поместить икону в Дмитровский музей. Затем икону перевезли в музей Андрея Рублева в Москве, а в 2015 году эта подмосковная реликвия вернулась на историческое место в Спасский собор Влахернского монастыря.

Православная Влахернская икона Божией Матери считается одним из самых древних священных образов, поскольку была написана в далеком 302 году. История создания иконы тесно связана с трагедией, произошедшей в Никодимии. Тогда, по распоряжению властей было сожжено около 20 тысяч великомучеником, собравшихся на празднование Рождества. Христиане, жители Никодимии, собрали оставшийся от великомучеников пепел и добавили его в воск. Из воска этого они вылепили образ Пресвятой Богоматери и Богомладенца. Вылепленная фигура очень напоминала образ, написанный рукой святого Евангелиста Луки. Образ именовали “Богохранимая” и хранилась она в одном из храмов Константинополя. Христианская Влахернская икона Божией Матери изображает Саму Пресвятую Богоматерь, держащую Богомладенца на руках. Левой рукой младенец дарует всем благословение, а в правой держит свиток. Храм Влахернской иконы Богородицы был возведён в 1720 году в усадьбе Кузьминки и с момента возведения претерпел множественных изменений. Первоначально он был построен из дерева, позже храм отстроили из камня. Были времена, когда православный храм Влахернской иконы Божией Матери перестроили под жильё. Однако в 90-е годы храм отреставрировали и освятили.

Значение церковной иконы Божией Матери Влахернской

Искренняя молитва к Влахернской иконе Богородицы и чистые помыслы просящего придадут ему силы и укажут дальнейший путь. У данного священного образа принято просить исцеления души от земных пороков. Верующий, который хочет покаяться в своих прегрешениях обязательно прочитает молитву иконе Божией Матери Влахернской. Искренняя молитва помогает избавиться от сомнений и страха, дарует уверенность в себе. Пресвятая Богородица всегда поддерживает набожного и в радости и в горе.

Где можно купить Влахернскую икону Божией Матери?

Каждый желающий может купить Влахернскую икону Божией Матери в ближайшей церковной лавке или в одном их православных интернет магазинов. Выбор невероятно огромный. Вниманию покупателей представлено огромное количество икон, выполненных из разных материалов и с применением различных технологий. Особую популярность в последнее время приобрели иконы Святой Богородицы Влахернской вышитые бисером. Такие христианские иконы смотрятся очень празднично поэтому непременно станут украшением домашнего красного уголка.

Иконографический тип: Одигитрия.

Остров Корфу - второй по величине среди Ионических островов. В конце XVIII века вокруг островов Корфу, Церию, Занте, Кефалония и Видо кипели ожесточенные морские сражения, в которых русский флот прославился благодаря легендарному Федору Ушакову. Император Павел I за победу при Корфу произвел флотоводца в адмиралы, а на самом острове в наши дни местные власти установили святому воину Федору Ушакову замечательный памятник. «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!», - всегда напутствовал моряков великий адмирал. Может, поэтому он не потерпел ни одного поражения в 43 битвах за всю свою боевую блистательную карьеру?..

Близ столицы Корфу, древнего города Керкиры, расположен монастырь Богородицы Влахерны . Любой местный житель скажет, что в нем хранится список особо чтимой Влахернской иконы и непременно упомянет о ее удивительной истории и неисчислимых чудесах…

В некоторых древних сказаниях авторство образа приписано святому Апостолу евангелисту Луке. В подтверждение этому служит тот факт, что изначально образ находился в Антиохии, родине святого. Затем икона прибыла в Иерусалим. Во время паломничества жена византийского императора Феодосия II (408 - 450) Евдокия приобрела икону и отослала ее в Константинополь в дар сестре императора, св. Пульхерии. Икона была поставлена в церкви, находившейся во Влахернах. С тех пор святыня называется Влахернской.

Небольшая по размеру эта икона (46 х 37,5 х 4 см) является редчайшим в мире образцом рельефных икон. В источниках XVII в. и в архивных сведениях XVIII-XIX вв. она называется мастично-восковой. Ее основа - вырезанный в дереве рельеф, покрытый слоем воско-мастики и расписанный красками. Техника живописи отличается большим мастерством. Павел Алеппский (ок.1627 —1669),архидиаконАнтиохийской православной церкви , так описывал чудотворную икону: «…не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная».

Древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине ХV — началу XVI веков.

В подобной технике была исполнена почитаемаяБахчисарайская (Панагия Мариампольская)икона Божией Матери , а также Великопещерная - в метеорской обители Мега Спилеон.

Самое известное чудо от прославленной иконы призошло во Влахернах близ Царьграда в начале Х века, во времена правления Льва VI Мудрого (866 - 912).

Однажды во время воскресной всенощной юродивыйАндрей молился в храме. Вдруг блаженный увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Андрей видел, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Затем Она вошла в алтарь, с молитвой сняла с Себя покрывающий Ее голову омофор и покрыла им коленопреклоненных молящихся в церкви. С того дня 14 октября чествуется один из самых любимых праздников на Руси - Покрова Пресвятой Богородицы .

Вскоре после этого чудесного явления Богородицы Ее покров защитил Царьград от нападения дружины славян. В этом походе участвовал киевский князь, воспетый А. Пушкиным «вещий» Олег.

Из датского свидетельства конца XII в. видно, что даже прикосновение к иконе являлось особой привилегией: «Из святости же и почтения, смешанного со страхом, никто из любящих сей век не дерзает коснуться до нее руками, но из тех, кто ведет уединенную жизнь в кельях, выбираются богобоязненные мужи, чтобы носить ее».

Икона Приснодевы Влахернской сопровождала не одного византийского императора в военных походах. Они брали святыню с собой как главную свою защитницу, дабы «православное воинство ощутило себя под покровительством Божией Матери».

Во времена иконоборческой ереси благочестивые христиане взяли икону из Влахернской церкви и отнесли в близлежащую обитель Пантократора (Вседержителя). Затеплив перед нею лампаду, они спрятали икону в тайник и замуровали. Спустя сто лет иконопочитание восстановилось. Тайник вскрыли. Перед невредимой иконой горела лампада.

Образ был вновь возвращен во Влахерны. Там его видели посетившие в XIV веке Царьград русские паломники Стефан Новгородец, дьяк Александр, дьякон Игнатий и Зосима.

В1653 году Влахернская икона была прислана в дар русскому царюАлексею Михайловичу . Протосинкел (управляющий делами) константинопольского престола Гавриил особой грамотой удостоверил, что «поднесенная… чудотворная икона Богоматери Влахернской та самая, которая была некогда покровительницею Константинополя и греческих императоров, которую царь Ираклий имел при себе в походе против персов…»

В архивных записях есть запись в встрече царем иконы: « Октября в 16 день встречал Государь образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви».

Святыню поместили вУспенский собор Московского Кремля . Для неё был изготовленокладиз чеканного золота, украшенный драгоценными камнями, жемчугом и золотыми пластинами с текстом, излагавшим предание об иконе. О пышном драгоценном окладе Павел Алеппский писал: «Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом ».

Многовековая история иконы и ее списков сопровождалась многими чудесами . Согласно преданию, первое чудо явилось от нее в Константинополе двум слепцам, которых Богородица привела к Своему образу во Влахерны и вернула зрение. Отсюда и пошло второе название Влахернской иконы - «Одигитрия», что значит «Путеводительница».

В 1830 году в разразилась эпидемия холеры. Было трудно указать хоть одно место в Москве или под Москвой, свободное от свирепствовавшей болезни. Ежедневно гибли тысячи людей, однако в селе Новоспасское, где хранился известный список иконы, ни один человек не только не умер, но даже и не заболел.

Великолепная Успенская церковь в Киево-Печерской Лавре была устроена волею и Промыслом Самого Господа Бога по молитвам первоначальников Печерской обители преподобных Антония и Феодосия. В Киево-Печерский патерик включен рассказ греческих зодчих о том, как Сама Пресвятая Богородица повелела им возвести церковь:

«…пришли церковные зодчие к преподобным Антонию и Феодосию и сказали: «Где хотите начать строить церковь?» Преподобные отвечали: «Где Господь укажет это место». Мастера заметили: «Чудная вещь, вы узнали время своей смерти, а доселе не назначили места для своей церкви, дав нам на работу столько золота». Тогда преподобные, в присутствии свей братии обители, просили греков пояснить, что значит слова их.

Те рассказали следующее: «Однажды рано, при восходе солнца, к каждому из нас в доме пришли благообразные юноши, говоря: «3овет вас Царица во Влахерну». И мы, собравши всех своих родственников и друзей, пришли во Влахерну. Вдруг мы увидели Царицу и множество воинов вокруг Нее — и поклонились Ей. И Она сказала: «Хочу Себе воздвигнуть церковь в Киеве. Повелеваю вам взять золота на три года и идти строить ее». При этом Она указала нам идти к преподобным Антонию и Феодосию, прибавив, что Антоний, благословивши начало постройки, отойдет в вечность, а Феодосий пойдет за ним на второй год.

Греческие мастера (зодчие и иконописцы), потрудившиеся при создании Успенской церкви в Киево-Печерской обители, погребены в пещерах преподобного Антония, где их мощи до сих пор лежат нетленными.

Влахернской иконе посвящены научные монографии и диссертации многих видных ученых, среди которых Д. Маджески, Б. Пенчева, Э. П. Саликова, Е. Б. Громова, И. А. Шалина. Согласно новейшим исследованиям Г. В. Сидоренко, подлинник иконы был подарен царем знатному роду Строгановых, а для Успенского собора Кремля изготовили список…

К чтимому списку Влахернской чудотворной иконы на о. Корфу ежегодно стекаются тысячи паломников. Храм, в котором он хранится, расположен на небольшом каменистом островке, который соединен с сушей причалом для небольших судов, как правило - туристических. Согласно преданию, храм был построен в ХIII веке и с тех пор ни разу не был разрушен или заброшен. Не потому ли, что в нем хранится столь великая святыня?..