Виды лепнины в архитектуре. Классификация лепнины и лепного декора. Лепнина из полимербетона

Виды лепнины в архитектуре. Классификация лепнины и лепного декора. Лепнина из полимербетона
Виды лепнины в архитектуре. Классификация лепнины и лепного декора. Лепнина из полимербетона

Как сделать комнату благородной, изысканной, но единственной в своем роде? Один из способов – украшение интерьера декоративной лепниной. Лепнина изготавливается из гипса, глины, цемента, полистирола, полиуретана. Среди них полиуретан – самый доступный, пластичный и практичный. Изучая фото лепнины из полиуретана в интерьере, вы без труда найдете идеи, на основе которых можно создать свой оригинальный дизайн.

Ассоциации: лепной декор ассоциируется с роскошью, аристократизмом, торжественностью. Не слишком ли помпезно? Не обязательно. Удачно обыграв это ностальгическое украшение, добиваются впечатления легкости, изящества, праздничности. И в то же время уюта.

Историческая справка

Украшения в виде лепнины известны с глубокой древности, причем настолько глубокой, что установить более-менее точный срок не представляется возможным. Самые древние образы лепных украшений, найденные археологами, были созданы в 5 000 году до н. э. Они изготавливались из гипса вручную, были очень дороги и доступны только знати. Полиуретан применяют для изготовления внутреннего декора с 70-х годов 20-го века. Первые лепные элементы из этого материала появились в США, затем они приобрели популярность в Европе.

Технологические нюансы

Благодаря особому поведению двух компонентов (полиол, изоционат), которые реагируют друг с другом, запускается процесс пенообразования. Таким образом, пена заполняет полностью выбранную форму. Если ограничителя нет, пена будет неплотной. Чтобы еще более уплотнить массу, полиуретановую пену заливают в формы под давлением. Форма должна выдерживать высокую компрессию, поэтому используется из тяжелого металла. Плотность полученного материала соответствует твердости древесине хвойных деревьев. Пена также легко поддается обработке без риска появления трещин или разломов. В лепнину из полиуретана даже можно вбивать гвозди. Это материал не только плотный и пластичный, но и легкий, не подвержен гниению и порче насекомыми.

На заметку покупателям: технологический процесс создания высококачественного декора сложен. В цепочке по изготовлению даже единственного в своем роде участвуют художники, дизайнеры, технологи, высококвалифицированные рабочие. Ошибки при производстве приводят к зернистости поверхности и нечеткому смазанному рисунку (характерно для производителей из Китая).

Технология изготовления лепнины

  1. Изготовление модели, если изделие сложное.
  2. Изготовление формы.
  3. Покраска и обработка формы.
  4. Заливка смести пенополиуретана.
  5. Шлифовка и покраска готового изделия. Шлифовка необходима, чтобы придать поверхности безупречную гладкость. Покраска означает покрытие изделия защитным слоем, защищающим поверхность от воздействия лучей УФ.

Полиуретан и другие

Какие материалы используются для интерьерной лепнины? Какие достоинства и недостатки у полиуретана по сравнению с ними? Оставим в сторону глину и стекловолокно, которые тоже могут применяться для изготовления лепных украшений – эти материалы редкость. Есть три кита, на которых держится современное производство лепного декора: гипс, пенополистирол и пенополиуретан.

Натуральный материал – гипс – долговечен, способствует созданию благоприятного микроклимата в комнате, благодаря своей способности поглощать и отдавать влагу. Он долговечен и почти не меняется со временем. Из недостатков – боязнь влажности.

Пенополистирол отличается легкостью и влагостойкостью. Он пластичен и отлично монтируется даже на неидеально ровных поверхностях. С его монтажом справится даже новичок, однако внешний вид таких украшений оставляет желать лучшего. Фактура несколько дешевая. К тому же со временем он желтеет. Пенополистирол лучше всего идет под покраску.

Пенополиуретан – тяжелее, чем предыдущий материал, и более благородный внешне. Его поверхность ровная, чистая, насыщенная. Прочный (хорошо выдерживает сильные удары, не раскалывается) и устойчивый к влаге, он по внешнему виду почти не уступает натуральной лепнине. Кроме того, в отличие от гипса он равнодушен к запахам, не впитывает их, не подвержен появлению плесени или грибка, не притягивает пыль. Пенополиуретан легко мыть (чего гипс не переносит). Легко монтируется, легкий, хорошо садится на клей.

Виды лепных украшений из полиуретана

Не специалиста может удивить разнообразие украшений, которые делают из полиуретана. Судите сами:

  • Декоративные розетки на стенах, в том числе когда они заменяют собой фото или иллюстрации.
  • Колонны и пьедесталы.
  • Пилястры.
  • Балясины.
  • Молдинги.
  • Плинтусы, бордюры.
  • Кессоны.
  • Каминные порталы.
  • Наличники окон, дверей, зеркал.
  • Рамы картин, панно, стеллажей.
  • Арки.
  • Декоративные ограждения.
  • Статуи, камеи.

Кроме того, лепным декором маскируют коммуникации и технологические трубы, неровности стен или швов, вентиляцию, кабели, крепления для штор.

Лепнина способна вписать в любой стиль, в том числе и в современные. Традиционно украшения решаются в классических узорах (завитки, розетки, цветочно-растительные элементы), не уместными в стиле хай-тек или минимализм, но ничто не мешает изготовить карниз в строгих геометрических линиях.

Лепнина в интерьере

Грандиозно смотрятся лепные комплексы – лепной декор становится главной изюминкой помещения, остальное подчиняется ему. Отличный вариант для просторной гостиной. В романтических интерьерах достаточно двух-трех деталей.

Деревенский, прованс, скандинавский, кантри, этнический стиль не приемлют лепных украшений. Хай-тек, лофт, минимализм также не гармонируют с этим видом декора. Однако и здесь возможно их применение. Особенно роскошно могут смотреться детали, словно забытые предыдущим владельцем, или как будто случайно попавшие сюда из другой эпохи – оригинальные полуколонны, светильники-розетки. Для кантри и скандинавского стиля – кессоны на потолке. Также: молдинги, украшения на дверях или на потолке, на мебели или аксессуарах (вазы, контейнеры для цветов). Любой лепной декор можно окрасить, для пенополиуретана подходят масляные краски, краски на основе акрила или водоэмульсионные.

Совет: сделать интерьер более дорогим поможет золочение элементов лепнины.

Стили, в которых наиболее уместно смотрится лепной декор:

  1. Римский – лепные элементы создают этот стиль. Не бойтесь переборщить, уместно все. Карнизы, ниши, украшения, розетки, пилястры. Важно лишь подобрать правильные орнаменты.
  2. Арт Деко – стиль для ярких натур, любителей сочетать несочетаемое. Любые лепные элементы здесь будут уместны, главное, чтобы помещение смотрелось изящным и креативным, как творение современного художника, взявшего от каждой эпохи лучшее.
  3. Ампир – ему присуща основательность, фундаментальность, стремление подчеркнуть статусность. Отсюда – монументальность в отделке. Уместны колонны и арки, тяжеловесные карнизы, изящные богатые лепные украшения.
  4. Барокко и рококо . Рай для энтузиастов лепных украшений. И тому и другому стилю присущи пышность, легкость, светлое изящество. В барокко делается упор на объем, витые элементы, асимметрию. Украшения из пенополиуретана декорируют так, чтобы получить эффект потертости, золота, патины. Для рококо – античные элементы, орнаменты с военной атрибутикой или животными.
  5. Классицизм – лепные элементы прекрасно смотрятся в классических интерьерах. Главное условие – соблюдение симметрии, продуманность, никакой вычурности. Лепными деталями оформляются потолки, камины, дверные и оконные проемы, стены.
  6. Ренессанс (возрождение) – для этого стиля карнизы, покрытые орнаментом, ниши в стенах, украшенные фресками или статуэтками, многоуровневые потолки. А также активно используются элементы, формирующие пространство.
  7. Романтизм – изысканный, легкий стиль, созданный для выражения собственной индивидуальности. Элементы лепнины возможны любые, но они деликатны и ненавязчивы. Например, обрамление каминной зоны и зеркальная рама.
  8. Готика – элементы лепнины приемлемы, но только в умеренной дозе. Подставки (консоли), колонны, кессоны на потолке – все со сдержанным декором, не перебивающим мрачную пышность, присущую стилю.

В поисках стиля: эклектика, модерн, ультрабарокко, египетский и греческий стили также «на ура» воспринимают элементы лепнины.

Где полиуретан проявляет себя с лучшей стороны?

Приведем несколько оригинальных решений для помещений.

  1. Многоуровневые карнизы. Красиво само по себе и удобно для оформления потолка светодиодной подсветкой. Еще один нетривиальный ход – разделение стены на горизонтальные ярусы при помощи карнизов. Карнизы с рельефом поддержат или даже создадут стиль помещения.
  2. Узоры на потолках, потолочные розетки. Выполняют маскирующие и декоративные функции. Оригинальный потолок – редкость, таким способом легко выделиться.
  3. Фриз над дверным проемом. Фриз – это горизонтальная лента с орнаментом. Обычно украшают такой лентой стены и фасады.
  4. Молдинги – не самый понятный вид декора, однако он способен придать всему помещению вид тщательно продуманного произведения искусства. Плавные линии планок на стенах, потолках, каминах придают им законченность. Молдингами можно оформить наличники, настенные медальоны, зеркала, выделить часть стены. Кроме того, это эффективный инструмент по раздвижению пространства. Молдинги без орнамента будут уместны в помещении любого стиля.
  5. Балясины – фигурные столбики в виде колонн подходят для оригинального зонирования комнаты.
  6. Капители, кронштейны, пилястры – редкий в жилых комнатах вид украшения, поскольку функциональность их ограничена. Как правило, их применяют только в декоративных целях, хотя капители могут служит опорой легким предметам. Одна капитель придаст помещению античный дух. А пилястры позволяют делить пространство, не загромождая при этом помещение.

Лепнина из полиуретана в интерьере 53 фото идеи:

Какой бы ни была отделка вашего здания, она будет смотреться неухоженной и незаконченной, если оконные и дверные проемы останутся стандартными. Почему бы не оформить их фасадной лепниной? Это доступный способ преображения в короткие сроки. Лепнина идеально смотрится на любом здании без исключения. Разнообразие стилей позволит выбрать то, что вам по душе.

Колонны, полуколонны, цоколи, молдинги, барельефы, балясины, откосы, арки, пилястры, декоративные замки и карнизы, бассажи. Это не весь перечень деталей лепнины, которые изготавливаются производителями. С каждым днем ассортимент увеличивается, воплощая в жизнь все замыслы дизайнера.

Выбирая фасадную лепнину, обращайте внимание не только на красоту или стилистику, но и на материал из которого изготовлена конструкция. Цена зависит от качества используемого материала при изготовлении. Искусственная лепнина дороже натуральной в несколько раз.

Лепнина дополнительно «нагружает» стену. Перед монтажом обязательно оцените вес «будущей красоты». Слишком тяжелые конструкции крепить можно, только сначала укрепите стену во избежание деформации и обрушения.

Виды фасадной лепнины:

Лепнина из полиуретана и пенопласта

Легко монтируется на специальный клей или жидкие гвозди. Работать с легкими материалами можно и одному. Так вы сэкономите на рабочих и тяжелой строительной технике.

Полиуретан — синтетический материал, производимый из изоцианата и полиола. В их составе содержатся компоненты, вступающие в реакцию, которая приводит к образованию конечного продукта. Регулируя уровень компонентов в составе можно получить продукцию различной плотности и состояния, от жидкого до твердого.

Лепнина из полиуретана:

Пенопласт — продукт, производимый путем насыщения газом полимера. В результате совершенствования технологий в продаже можно найти полиуретановый пенопласт, полистирольный пенопласт и др. Лепнина из пенопласта восприимчива к проколам, порезам.

Детали лепнины вырезают из заготовок (брусков) на станках.

  • Легкость в работе
  • Сравнительная дешевизна материалов
  • Экономия на строительной бригаде и технике
  • Детали подвержены механическим повреждениям
  • Даже незначительные царапины видны и требуют замены
  • Реставрация небольшого участка невозможна (впоследствии будут видны швы). Требуется замена целой детали.

Лепнина из пенопласта:

Лепнина из гипса

Прародительницей лепнины из современных материалов была лепнина из гипса (природного материала). Порошок гипса смешивают с водой до густоты сметаны и выливают в форму. После застывания вынимают и шлифуют. Наряду с новейшими представителями она остается на лидирующих позициях. Гипсовые изделия хрупкие и тяжелые, но возможности обработки безграничны. Чаще всего их изготавливают вручную, что позволяет «прорисовать» мельчайшие детали.

При крепеже гипсовых деталей применяется клей и саморезы.

  • Натуральный материал
  • Возможно изготовление фрагмента целиком на заводе или «на месте»
  • Изделия «выливают» в формах, после этого дорабатывают вручную
  • Возможна реставрация ошкуриванием (незначительные царапины)
  • Хрупкие
  • Громоздкие и тяжелые, а значит, без подъемного крана не обойтись
  • Дополнительные расходы на бригаду и технику
  • Детали чувствительны к влажности и требуют покрытия защитным веществом

Лепнина из полимербетона

Внешне напоминает мрамор. Полимербетон — смесь полимера и бетона(песок, цемент, вода, щебень, пластификаторы). Если сравнивать изделие из полимербетона и гипса, то долговечность все же на стороне первого. Производители гарантируют отличное состояние лепнины даже через 100 лет.

При изготовлении есть возможность добиться любого цвета и фактуры. Для прочности используется армирование. В отличие от гипсовых, изделия из полимербетона в разы легче, что облегчает дальнейшую обработку и установку.

  • Самые прочные
  • Изготовление возможно «на месте» и на заводе
  • Возможно добиться любой фактуры и цвета
  • Очень тяжелые
  • Требуют присутствия «тяжелой» техники
  • Присутствует искусственный материал
  • Сложны в монтаже

Лепнина из полистирола

Изготавливается из полимеризованного стирола, очень похожа на пенопластовую. Детали вырезают из готовых блоков. Внешнее отличие видно только специалисту. Здесь все дело в величине пузырьков, они мельче. Некоторые производители уже добились идеально ровных поверхностей.

  • Гибкость
  • Легкость
  • Искусственный материал
  • Со временем может пожелтеть

Лепнина из бетона

Славится своей прочностью. В больших изделиях так же присутствует армировка, что добавляет конструкции прочности. Для бетона смешивают песок, цемент и воду, добавляют немного щебня. При установке громоздких деталей без строительной техники не обойтись. Даже небольшой участок лепнины требует присутствия минимум двух человек.

  • Натуральный материал
  • Долговечный
  • Прочный
  • Не имеет ограничений в обработке
  • Тяжелый
  • Проблематичен в монтаже

Лепнина из пенополистирола

Изготавливается из вспененного полимеризованного стирола. Легкая и по виду практически не отличается от полистирольной. Отличие лишь в технологии производства материала. Фасадные элементы вырезают из заготовок на станках. Лепнину такого типа желательно не использовать внизу здания, где высока вероятность попадания влаги.

  • Легкий в работе
  • Высокая гигроскопичность
  • Искусственный материал
  • Хрупкий

Принимайте во внимание и возможность реставрационных работ. Элементы из гипса и бетона легче подвергаются ремонту. Варианты из легких материалов отремонтировать практически не возможно. В случае повреждения их необходимо заменить целиком.

На рынке представлены виды лепнины из легких материалов с защитным покрытием и без него. Во втором случае потребуется нанесение армирующего слоя. Если вы решите изготовить лепнину на заказ, можете предоставить эскизы или картинки изготовителю и дожидаться индивидуального украшения. Так же можно снять мерки с окон и дверей и сделать подгонку у поставщика. Вам привезут готовые детали, которые не нужно подрезать, вам останется только прикрепить.

Лучший и надежный вариант – это нанять специалистов, которые осмотрят стену, на которую нужно крепить лепнину, сделают замеры, изготовят элементы и установят. То есть от начала до конца проекта будут все делать сами. В этом случае, вам будет предоставлена гарантия, исполнители будут отвечать за дефекты и долговечность, допущенные при установке. При возникновении трещин, обрушении фирма обязана исправить недостатки за свой счет.

Монтаж фасадной лепнины из пенопласта

1. Подготовка поверхности

  • Снимаем старую отделку (краску, побелку) до штукатурки. Она должна крепко держаться.
  • Проверьте на прочность (постучите). Все подозрительные участки снимите и «залатайте» новым раствором.
  • После высыхания очищаем стену и лепнину от пыли.
  • Работы можно проводить только при температуре не ниже +5 градусов в сухую погоду. Влажность негативно сказывается на долговечности крепления.

2. Крепление лепнины

  • С помощью уровня наносим разметку на стену и при необходимости на лепнину (подоконник).
  • Углы молдинга обрезаем с помощью стусла.
  • Для склеивания подходят теплоизоляционные смеси для фасада, например из серии CeresitCT85, CT84,СТ83. Наносим слой клея на лепнину, прижимаем.
  • Снимаем остатки клея.
  • Для надежности крепим анкерами или саморезами.
  • Отверстия крепежа «маскируем».

3. Финишное покрытие

  • В завершении защищаем конструкцию от сезонного воздействия. Покрываем грунтовкой, подходящей к вашей лепнине (соответствие лучше уточнить при покупке (заказе) лепнины).
  • Наносим финишный слой краски.

Если вам понадобилась незначительная корректировка «проблемных мест», снимите старый крепежный материал, грязь, протрите от пыли. Новый слой клея наносите на чистую сухую поверхность.

Монтаж оконной лепнины смотрите на видео:

К этому классу принадлежит продукция массового серийного производства - декор из полистирола, полиуретановая или пенополиуретановая лепнина заданных размеров. Технология изготовления - машинная штамповка в металлических пресс-формах. Реализуется через розничные торговые сети в виде ассортимента изделий заданных размеров. Тиражи изделий: сотни тысяч и миллионы. Изделия унифицированы согласно технологическим ограничениям серийного производства и вкусам массового потребителя. Ассортимент изделий ограничен по причине высокой стоимости металлических пресс-форм для производителей. Технологические ограничения накладывают определенный и легко распознаваемый отпечаток на всю продукцию класса массового декора. Рельеф полиуретановой лепнины упрощен, однообразен, поверхностен, лишен индивидуальных черт и художественной выразительности. В силу этих признаков полиуретановая лепнина не претендует на историческое правдоподобие стилям классической архитектуры и является серийной продукцией наряду с прочими отделочными материалами массового производства. Соответственно ассортименту полиуретановой лепнины возможность декорирования ограничивается поверхностным украшением помещений. Как и другие виды декоративной продукции массового серийного производства полиуретановая (пенополиуретановая) лепнина рассчитана на внешний эффект и краткосрочную перспективу. Полиуретановая лепнина хорошо сочетается с материалами, видами отделки и предметами интерьера эконом-класса - ламинатом, недорогими обоями, мебелью из лдсп серийного производства и т.п. Использование полиуретановой лепнины в домах более высокого класса может в итоге произвести впечатление занижения статуса дома. Эффект дешевизны будет бросаться в глаза тем сильнее, чем выше реальный статус помещения и чем более высокого класса в нем другие виды отделки и предметы интерьера. К лепнине эконом класса также следует отнести продукцию представленную в виде лепнины из гипса, но скопированная с изделий из полиуретана массовых серий . Эта продукция распространена в Москве и регионах, исключая Санкт-Петербург, и выдается за лепнину более высокого класса.


2. Типовая лепнина.

Гипсовая лепнина и лепнина из любых полимерных материалов (в том числе пластиков, полиуретана и пр.). Изготавливается в лепных мастерских методами ремесленных технологий. В розничных торговых сетях отсутствует. Подбирается из ассортимента «готовых изделий», «из того что есть», а точнее говоря - из ассортимента моделей заданных размеров, которым располагает та или иная лепная мастерская. Тиражи изделий: сотни, тысячи, десятки тысяч. В лепных мастерских за время их работы накапливается определенный набор моделей декора, состоящий из ранее отреставрированных изделий квартир исторических доходных домов, особняков или из изделий выполненных когда-то по индивидуальному заказу. Несмотря на то что ассортимент моделей каждой мастерской разнороден, часто одни и те же модели встречаются в ассортименте многих мастерских. Могут встречаться и редкие модели которые имеются только в данной мастерской. Технология изготовления типовых изделий существенно отличается от технологии изготовления декора серийного производства. Продукция рассчитана не на массовый, а на групповой спрос. Тиражи типовых изделий на порядок меньше. Так как нет ограничений и унификации, присущих массовому производству, изделия выполнены с вниманием и с учетом нюансов которые совершенно отсутствуют в декоре эконом класса. Отливка производится вручную в эластичных, а не металлических формах. В той или иной степени модели типовой лепнины имеют пластически сложные, выразительные рельефы и композиции. В некоторых изделиях можно обнаружить признаки исторической достоверности. Впечатление «настоящей» лепнины производит типовой декор тех мастерских, которые так или иначе принимали участие в реставрации исторических архитектурных памятников культуры. В России наиболее качественная типовая лепнина локализована в мастерских Санкт-Петербурга, так как в этом городе сложилась наиболее развитая и обширная реставрационная деятельность, обеспечивающая воссоздание и поддержание исторических архитектурных объектов. Типовая лепнина интегрируется в интерьер помещения или фасад здания в большей степени, чем декор серийного производства. Технология типового декора позволяет использовать разнообразные и сложные методы декорирования, которые не доступны или существенно ограничены в серийном декоре. К примеру, в ассортименте типовой лепнины сохранилось большее число врезных элементов (потолочные розетки, углы и пр.), чем в ассортименте серийного декора, состоящем в основном из накладных изделий. Врезные элементы естественнее и гармоничнее вписываются в интерьер, чем накладные. Еще один пример. Лепные карнизы и молдинги типового декора – наборные. Это позволяет помимо большого разнообразия вариаций элементов добиться одинакового и правильного рисунка стыковочных углов в помещении. При использовании карнизов и молдингов серийной полиуретановой лепнины эта задача практически недосягаема, так как они цельнолитые.

Характерным признаком типовой лепнины является то, что, как и серийный декор, она подбирается из ассортимента «готовых» изделий заданных размеров. Это ограничение безусловно влияет на конечный результат. Затруднительно добиться цельности и гармоничности ограничиваясь лишь готовыми изделиями. Результат зависит не только от удачного выбора из разнородного ассортимента мастерской, но и от грамотности и профессиональности применения этого ассортимента дизайнером, архитектором или самим клиентом. Интерьеры или фасады выполненные с применением типовой лепнины более выразительны, чем при использовании серийного декора, при условии если ассортимент подобран удачно и грамотно применен. Но как продукт компромисса и он редко производит цельное впечатление. Типовая лепнина хорошо интегрируется в интерьер при условии грамотного применения ассортимента изделий. Не стоит стараться добиться при помощи типового декора индивидуальной выразительности. Сам принцип подхода «сделать из готового» не позволит этого достигнуть. Чем упорнее эта попытка, тем больше результат будет являть собой компромисс. Типовой декор рассчитан на сдержанное использование. Его уместно применять в том случае, когда лепнина не играет сколь-нибудь существенной роли, а используется лишь в качестве приятного но второстепенного дополнения. Когда типовой декор занимает свое место, компромисс будет наименее заметен. Или другими словами, чем меньшее значение имеет лепнина в отделке дома, тем более выгодно она будет в нем смотреться.


3. Лепнина на заказ. Элитная лепнина.

И из любых полимерных материалов (в том числе пластиков, полиуретана и проч.) изготавливаемая в лепных мастерских методами ремесленных технологий на заказ , т.е. специально и как правило по архитектурному дизайн проекту для конкретного дома. В розничных торговых сетях отсутствует. Тиражи изделий: единичные. Принцип производства меняется кардинально по сравнению с серийной и типовой лепниной. Если два предыдущих класса жестко привязаны к ассортименту готовых изделий заданных размеров, сделанных в соответствии со вкусами массового потребителя или в лучшем случае для других домов, то здесь первоисточником становится сам дом и индивидуальные предпочтения клиента. Лепнина не подбирается из ассортимента, а изготавливается комплексно, целенаправленно для конкретного дома и конкретного клиента. Не размеры изделий, а их пропорции, согласованные друг с другом и с геометрией помещений данного дома, становятся принципом архитектурного декорирования. Все достоинства, которые присутствуют с известными ограничениями в типовой лепнине, в лепнине сделанной на заказ раскрываются во всей своей полноте. Изделия не разнородны, а спроектированы в заданной стилистике. В едином соразмерном ансамбле для каждого конкретного помещения, под размеры и геометрию данного помещения, с учетом всех особенностей и исходя из предпочтений конкретного клиента. Эта технология возвращает лепнину к своему изначальному смыслу – архитектурным языком выражать и конкретизировать индивидуальный характер дома и его владельцев. Подбор из готовых лепных изделий заданных размеров подобен подбору готовой одежды на человека. Ассортимент готовой одежды разнообразен, но в большинстве своем соответствует вкусам массового потребителя. Требовательному клиенту с развитым вкусом подобрать для себя что-либо подходящее из всего этого кажущегося многообразия очень не просто. Многое просто не нравится, не соответствует его вкусу. Бывает и так что некая вещь может произвести на человека впечатление и понравиться ему в общем и целом, но она не подходит конкретно ему или даже портит его фигуру. Часто понравившаяся модель не подходит по размеру. И даже если это его размер - одежда не сидит идеально. Потому что размеры унифицированы, а тело человека индивидуально. Дом в этом смысле ничем не отличается от человека. Клиент сталкивается с теми же проблемами – выбрать подходящее из готового ассортимента изделий заданных размеров для своего дома часто очень затруднительно и почти всегда компромиссно. Только в отличие от одежды ассортимент менее разнообразен, а заменить убранство дома на более подходящее существенно сложнее чем сменить наряд из гардероба. Сделанная на заказ лепнина раскрывает и конкретизирует предпочтения клиента. Он позволяет выявить персональный характер дома во всей своей полноте. Перед дизайнером и исполнителями ставится задача профессионально реализовать эти предпочтения. Это означает не только раскрыть мотивы, часто находящиеся в представлении клиента в зачаточном, смутном состоянии, но и избежать воплощения неподходящих и ошибочных решений которые могут казаться на первый взгляд привлекательными.

Сделанная на заказ лепнина тем качественнее, чем более профессионально работает с лепниной дизайнер и исполнители. Зачастую, идя на поводу у поверхностных представлений и сиюминутных желаний клиента, дизайнер может допустить заведомую ошибку. Но его профессионализм заключается кроме прочего и в том, чтобы обоснованно объяснить клиенту, в чем именно состоит ошибка и какое решение будет в данном случае наиболее уместным.

Чем выше класс декора, как и класс самого дома, тем более исключительным он является. Тем большее число нюансов имеют значение. Начиная от особенностей проекта и заканчивая покраской лепнины, которая редко бывает однотонной и часто используется в сочетании с позолотой, патинированием и другими видами финишной отделки декора. Наиболее гармоничное использование лепного декора удается достичь в разработке в составе проекта дома еще до начала строительства. Сделанная на заказ лепнина изготавливается комплексно для конкретного дома и для конкретного клиента. С учетом всех особенностей этого дома и предпочтений клиента. Такая степень конкретизации и точности недосягаема средствами серийной или типовой лепнины. Каждая деталь этого ансамбля изделий работает на свои 100%, потому что привязана к определенному месту и выполняет заданную роль. К такой отделке лепниной правомерно приложимы эпитеты эксклюзивной и элитной. При помощи сделанной на заказ лепнины появляется возможность воплотить выразительные архитектурные стили, - барокко, рококо, ренессанс, модерн, дворцовые и замковые стили, - в во всей их полноте и реалистичной исторической подлинности. По большому счету, производящая сколь-нибудь запоминающееся впечатление в доме всегда изготавливалась индивидуально и специально для этого дома . Элитная лепнина рассчитана на длительное «многослойное» эстетическое впечатление. Разглядывать ее можно долго и многократно. Скрытые за первым впечатлением наблюдательный взгляд будет находить более глубокие и тонкие эстетические впечатления второго, третьего плана. Согласованность между собой отдельных элементов, композиционная слаженность, художественная пластичность, многочисленные нюансы деталировки – все то что является признаками гармоничного искусного произведения – будет давать и соответствующие богатые впечатления, которые так трудно описать и выразить формальным языком.

Тщательная проработка изделий, выполненных с художественным вкусом и примененных с архитектоническим чутьем , с учетом многочисленных нюансов, - все это производит эффект подобный тому, каким обладает хорошее вино, оставляющее длительное послевкусие в котором чувствуются определенный сбалансированный букет тех или иных ароматов. Сделанная на заказ лепнина выдерживает взгляд многократного внимания и не надоедает, открывая в следующий раз новые, ранее не заметные грани. Эта лепнина рассчитана на долгосрочную перспективу.


P.S. Как можно заметить, эта классификация лепнины построена на 2-х исходных очевидных принципах.
1. Степень индивидуализации. От массового к индивидуальному, персональному . Чем выше класс лепнины, тем ограниченней ее тираж и тем более индивидуальна и конкретна эта лепнина. И наоборот чем ниже ее класс, тем более массовый и серийный характер она приобретает. Тем более она обобщенна и поверхностна, теряя индивидуальность и приобретая утилитарность характерную для любой продукции массового производства. Конечная продукция неизбежно выражает собой методы производства.
2. Степень профессионализма. От профанации к профессионализму . Чем выше класс лепнины тем с большим профессионализмом она сделана и, что не менее важно – тем более профессионально она применена. Тем большее число нюансов имеет значение. Качество лепнины не станет значительно выше только лишь потому, что лепнина эта выполнена по индивидуальному заказу. Если исполнители или декоратор лишь поверхностно знают эту узкоспециализированную сферу, то результат может оказаться сомнительным или даже плачевным. Вероятность допустить существенные ошибки увеличивается, а принять во внимание важные обстоятельства и детали уменьшается. Выполненная на заказ работа, производившая поначалу на клиента определенный внешний эффект, впоследствии предстанет в объективном свете. Ведь клиенту в этом доме предстоит провести немалое время. Допущенные в дизайн-проекте или производстве ошибки рано или поздно дадут о себе знать. Серийная лепнина не является профессиональной по своему определению. Поскольку утилитарна, поверхностна и рассчитана на максимальное большее число покупателей. Профессионализм и качественное исполнение становятся уместны лишь в продукции количественно ограниченной – типовой и сделанной на заказ. Наиболее вероятные профессионалы в этой сфере – это узкоспециализированные мастера, как исполнители так и дизайнеры и архитекторы, имеющие длительный опыт работы с лепниной, и в особенности с опытом реставрации исторических дворцов, особняков и т.п. В лепнине высшего класса, помимо профессионализма в исполнении всегда заметен развитый и тонкий архитектурно-художественный вкус.

В любые времена человек стремился к красоте собственного жилища. Еще в каменный век наши предки наносили на стены пещер рисунки саблезубых тигров, мамонтов и других животных. Это были первые шаги человечества в искусстве. Через многие тысячелетия расцвели древние цивилизации, а с ними и искусство архитектуры. Поразительной красоты храмы Ассирии, Шумера и Вавилона украшались резьбой по благородному дереву, золотом и керамическими барельефами, а для облицовки стен использовался природный гипсовый камень. Что касается лепного декора, то его история, согласно заявлениям историков и археологов, началась еще в Древнем Египте около 5000-го года до нашей эры. Таким образом, или торжественно-белая, десятки ее стилей и тысячи разнообразных форм, вот уже на протяжении семи тысячелетий украшает дворцы и храмы, театры, дома и усадьбы.

Так почему бы нам не узнать об этой многотысячелетней истории больше? Давайте посмотрим, как именно возникло искусство декоративной лепнины, и как именно оно стало неотъемлемым элементом архитектуры и самой истории человека…

К сожалению, история не так внимательна к деталям, поэтому установить точную дату появления декоративной лепнины не представляется возможным, археология в этом, увы, также бессильна. Но те образцы декоративной лепнины Древнего Египта, что дошли до наших дней, относятся к временам еще додинастической эпохи, а именно к периоду правления фараонов Первой династии. Именно в это время, за 5000-2800 лет до нашей эры, элементы лепного декора впервые начали использоваться в дворцово-храмовом убранстве. Подлинных же высот искусство декоративной лепнины из гипса достигло значительно позже – в XV веке до нашей эры. На это время пришелся расцвет древнеегипетской державы – наступили времена Нового царства и правления фараонов Тутанхамона, Тутмоса III и царицы Хатшепсут.

Именно египетским архитекторам и строителям мы должны быть благодарны за создание лепного декора, ведь это они положили начало этому искусству. Конечно, в этом случае не обошлось без пособничества фараонов, ведь всесильные владыки Древнего Египта знали толк в настоящей роскоши. Дворцы и храмы фараонов возводились силами тысяч рабов, но искусных камнерезов насчитывались лишь единицы, тогда как каменный декор требовался все больше. Именно так и появился керамический декор, элементы которого создавались из обожженной глины. Позже это направление преобразовалось в лепной декор, ценность которого лишь возросла спустя многие тысячелетия.

Изначально использование лепнины носило сугубо утилитарный характер. Так, к примеру, попросту поддерживали крышу, лишь позже верхняя часть колонн, называемая , стала украшаться простейшим лепным или резным орнаментом в сочетании с цветными росписями. Со временем гипсовая лепнина стала украшать дверные порталы, наличники дверей и стены – на последних начали появляться розетки, лепные полоски и картуши. Интересно, что использование лепного декора не ограничивалось отделкой дворцов и храмов–погребальные камеры великих пирамид, “домов Вечности”, также обзавелись пышными украшениями.

Но как именно началась история гипсовой лепнины в Древнем Египте? В этом случае все просто – архитекторы и строители древней державы заметили, что обжигание гипсового камня и последующее смешение получившегося порошка – гипса – с водой, позволяет создавать великолепные . Для этого достаточно лишь заполнить гипсом форму и дать ему высохнуть на солнце– затвердев, материал сохранит свою форму. Такие свойства гипса, как прочность, легкость и пластичность во влажном состоянии сыграли значительную роль в его дальнейшем становлении в качестве основного декоративного материала. В скором времени после открытия этого материала, египтяне привнесли в него часть собственной и Месопотамской культуры, придав гипсовому декору орнаментальные и растительные мотивы.

Утлые дома обычных египтян давным-давно обратились в пыль, величественные дворцы и храмы обернулись руинами, но искусство Древнего Египта на многие тысячелетия пережило саму древнюю цивилизацию. Сегодня считается, что искусство Древнего Египта проникнуто некой мистической мрачностью, но в действительности египтяне всегда восторгались красотой жизни. Их благодарность богам выражалась в искусстве и архитектуре, которую мы можем наблюдать , а также развалинах храмов и дворцов. Для того чтобы почувствовать величие этой красоты, достаточно лишь раз взглянуть на колонны, украшенные декоративной лепниной, или гипсовые рельефные , во множестве дошедшие до наших дней.

Лепнина в Древней Греции и Риме

Подлинный расцвет искусства декоративной лепнины наступил в эпоху Античности. Эстетические направления, технологии изготовления лепного декора и сами основы его применения были сформированы в Древней Греции и Риме. Даже сегодняшнее название “гипс” для материала лепнины впервые появилось именно в Греции, где он именовался как “гипсос” (гр. “кипящий камень”).



Именно благодаря грекам развились многие традиции разнообразных культур Древнего мира, благодаря им же они приобрели классическую четкость и строгость. Также в Греции впервые появился и ордер – четкая система архитектурной композиции, которая сочетает в себе конструктивные и декоративные элементы. С 1100 года до нашей эры в домов богатых горожан, храмов и общественных зданий начали применяться зачастую позолоченные украшения капителей колонн, модульоны, пилястры и орнаментальные карнизы. Практически все созданные в Древней Греции формы архитектурного декорирования стали классическими на все последующие времена, включая и сегодняшние дни.

Римлянами было позаимствовано лучшее из греческого искусства, но, отступив от традиций греческой архитектуры и декорирования, римляне значительно усовершенствовали и разнообразили искусство лепнины. Так, например, скульпторами и архитекторами Эллады использовался геометрический лепной орнамент, но римляне, стремящиеся к роскоши, отдавали предпочтение богатым растительным мотивам. Лавровые ветви, целые сцены из жизни богов, виноградные кисти, лавровые ветви и цветочные розетки – декоративная лепнина Рима поражает свойственным ей разнообразием и сюжетной изощренностью. Также в Римской империи, как и в Греции, обилие золоченой декоративной лепнины на , свидетельствовало о высоком общественном положении, занимаемом хозяином дома.


Колонны были наиважнейшим архитектурным элементом той эпохи, более того, первые колонные ордера – коринфский, дорический и ионический, были придуманы греками, отцами античной архитектуры. Римляне пополнили архитектуру Древней Греции еще двумя видами ордеров – тосканскими и композитными. Но если идеей греков были лаконичность и строгость форм, исключающие чрезмерно вычурный коринфский ордер, то римские архитекторы стремились к прославлению могущества и богатства, которыми обладала империя. Поэтому в Риме наибольшей популярностью пользовались колонны коринфского и композитного ордера– верхняя часть таких колонн украшалась обильным слоем лепнины, из-за чего колонны нередко напоминали букеты гладиолусов или неимоверно пышные торты.

Также в Риме был изобретен и абсолютно новый вид декоративный лепнины, называемый “стукко”. Такая лепнина отличалась небывалой прочностью, а после полировки выглядела идентично роскошному мрамору. Для ее создания к гипсу добавлялся алебастр, мраморная пудра и крошка, клей и ряд прочих примесей, в результате которых декоративная лепнина приобретала перечисленные выше свойства.
Более того, в Римской империи еще в четвертом веке до нашей эры начал впервые использоваться бетон. Но, казалось бы, причем тут лепнина? Дело в том, что именно использование бетона поспособствовало широкому распространению лепнины. К примеру, знаменитый Колизей был построен из отформованных бетонных арок и перекрытий, и именно идея использования в архитектуре повторяющихся формированных элементов привела к распространению формированных лепных узоров и орнаментов. Таким образом, технология значительно упростилась, а цена на нее снизилась, благодаря чему ее присутствие в архитектуре Рима стало повсеместным.

В различных лепных орнаментах сочетались стилизованные рыбы, морские волны, раковины и дельфины. украшались рогами изобилия и разными вычурными гирляндами. Арки, настенные , колонн и ниши – все это, воплощенное в искусстве мастеров Древнего Рима, продолжает восхищать нас и сегодня, спустя более чем две тысячи лет!

Именно античность предопределила течения искусства лепных украшений, дала им незаменимый импульс, властвовавший практически во всех направлениях и стилях архитектуры: как в готике или , так и в , и .

От Темных веков до “взбитых сливок” рококо

Между тем могучие древние государства постепенно исчезали со сцены Истории, оставляя место новым странам и видам искусства. Так, в V веке нашей эры пал Рим, после чего Европа и Византийская империя погрузились в Темные века.

Во времена раннего Средневековья большая часть культурных, а также и технических достижений Древнего Мира были забыты, а сложившийся в архитектуре тех времен романский стиль основывался не только на простых и основательных формах зданий, но и на скупом минимуме отделки. Лучи солнца, проходящие через узкие окошки-бойницы, не могли разогнать царящую в королевских дворцах и замках феодалов полутьму. Тяжелые же и грубые каменные рельефы отлично гармонировали с мрачной обстановкой замков. Эта эпоха располагала к грубым каменным рельефам, так хорошо гармонирующим с полутьмой, царившей в замках, но никак не к изяществу лепного декора.




Изменения пришли с готикой, постепенно вытеснившей романский стиль, но произошло это лишь в XII веке. Наиболее кардинальные изменения пришлись на церковную архитектуру. На смену мрачным и громоздким строениям пришли грациозные и устремленные в небо готические храмы. Возвышенность и тонкая красота готической архитектуры подчеркивалась ажурным лепным декором, усеявшим наличники, потолки и колонны: в качестве сюжетов преобладали трилистники, листья винограда, ясеня, дуба и клена, а также крестоцветы. Все готические архитектурные памятники поражают красотой лепнины, достаточно лишь привести собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор или Вестминстерское аббатство. Но лишь эпоха , сменившая готику в XIV веке, привнесла в лепной декор подлинную свободу.

Интересно, что архитекторами, художниками и людьми искусства в целом ренессанс изначально трактовался как возрождение античных традиций в противовес варварской готике. Архитектура Возрождения следует принципам “древнеримской” упорядоченности, симметрии и строгих пропорций. Ренессансный декор окончательно преодолел тяжеловесность камня, на его место пришли гипсово-цементные смеси, благодаря чему лепнина быстро стала основным элементом убранства зданий. В качестве основы использовались образцы античной лепнины, которые вызывали восхищение и легко копировались. Разумеется, былой популярностью быстро обзавелись и “римские” колонны вычурного коринфского ордера.

Архитекторы и мастера эпохи Возрождения преобразили архитектуру великолепным лепным декором, расцветшим в просторных дворцах, городских домах и общественных зданиях. Образцы лепнины эпохи Ренессанса можно увидеть практически во всех шедеврах той эпохи – начиная собором Святого Петра, расположенного в Риме, и заканчивая флорентийским дворцом Пандольфини, построенным Рафаэлем. Но и торжество лепнины эпохи ренессанса оказалось лишь скромной репетицией, если обратить свой взгляд к .







Фактическое завершение эпохи Возрождения датируется 1527-м годом, когда произошло знаменитое падение разграбленного Рима, но выросший из недр ренессанса барокко затмил своего предшественника лишь в XVII веке. Именно эта эпоха положила начало победному шествию западной цивилизации по странам Европы. Аскетичный рационализм был забыт, благодаря вычурно-порочному барокко строгие линии архитектуры ренессанса стали изогнутыми, в архитектуру пришла затейливая асимметрия, безмерная роскошь и текучесть форм. Теперь лепниной изобиловало буквально все – колонны и , фасады и , потолки и стены. Более того, барочная лепнина – это не только гипсово-белые декоративные элементы, но и в большинстве своем сияющие богатым золотом или серебром, поражающие пышностью и разнообразием форм украшения. Розетки и волюты, букеты и гирлянды, амуры, картуши, карнизы с геометрическими и растительными орнаментами, пальметты и , медальоны и модульоны – каждое из этих названий звучит подобно настоящей музыке! Выбор архитектурных примеров барокко крайне широк – от таких шедевров, как Люксембургский дворец в Париже и ансамбль Гранд-плас, расположенный Брюсселе, до творений известного Растрелли в Российском Империи.

Конечно, архитектура барокко при желании может быть обвинена в излишней парадности, вычурности и холодной напыщенности. Но первая половина XVIII века преобразовала барокко в рококо, прельщавший своей оригинальностью и некогда именовавшийся “живописным вкусом”. Игривость и грациозность форм, использующихся в рококо, привела к окончательному забвению прямых линий, плоских поверхностей и строгой симметрии. Теперь в оформлении стен, дверей, плафонов и окон и торжествовал затейливый лепной декор: гирлянды и фестоны, причудливые раковины в сочетании с листьями-завитками, маски и щиты.

Классицизм и модерн

Человеческие пристрастия никогда не были постоянными, а архитектурная мода – всегда переменчива. XVIII век ознаменовал себя уходом “взбитых сливок” лепнины барокко и рококо, которыми перенасытились и сами архитекторы, и их заказчики аристократы, а также и демократически настроенное европейское общество. Строительство архитектуры в древнеримском стиле во Франции началось еще во времена царствования Людовика XV (1715-1774). В конце же века, когда на престол взошел Людовик XVI, новое направление, называемое классицизмом, уверенно завоевало позицию ведущего архитектурного стиля страны.




Классицизм стремился к логической стройности и идеальности форм Античности, он вновь привнес в архитектурную композицию ордерную систему – предельно близкую своими формами и пропорциями к греческо-римской. Структура сооружений теперь определялась четкими объемами залов и комнат, гладкими пространствами стен, строгостью интерьеров, простотой и сдержанностью декора, а также общим “благородным лаконизмом”. Первая треть XIX столетия стала решающей для классицизма, ведь именно тогда он стал единым архитектурным языком всего мира: от сибирского Минусинска Российской Империи до Вашингтона в Соединенных Штатах. Выделение отдельных архитекторов или наиболее знаменитых зданий в этом случае значительно осложняется, так как такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава и Дублин фактически преобразовались в огромные музеи классицизма!

Декоративная лепнина в архитектуре использовалась значительно умеренней, особенно в сравнении с роскошью барокко или рококо. Геометрическое совершенство различных интерьеров теперь подчеркивалось симметрией пластического декоративного декора и его лаконичностью. В основном для этого использовались колонны, а также пилястры с каннелюрами, арочные обрамления и кессоны. Наиболее популярными сюжетами стали пасторальным мотивы – животные, музыкальные инструменты, гирлянды и ленты, вазы и букеты цветов. Конечно, также заимствовались и античные орнаменты, копья и колчаны, ионики, шлемы и луки, а также листья аканта.

Военная тематика в декоративном лепном декоре в значительной мере была свойственна лишь ампиру – имперскому ответвлению позднего классицизма. Родиной , апогея классицизма, также стала Франция, но в этот раз блиставшая военными успехами императора Наполеона. Многие архитекторы вдохновлялись военной славой Римской империи, благодаря чему парадные интерьеры многих дворцов отражали имперское величие, а в декоративной гипсовой лепнине стали активно использоваться военные мотивы, впоследствии разбавленные лепными рельефами Древнего Египта в сочетании с вазами в этрусском стиле.

Начиная с 1830-х годов, начался закат эпохи классицизма, мирно уживающейся с романтической эклектикой – от неизменных древнеегипетских мотивов до неоготики. Теперь во Франции строгость, свойственная классицизму, разбавлялась элементами из ренессанса и барокко, а в Германии стал популярным древнегреческий стиль. , цитировавшая многие художественные стили прошедших времен, была основным направлением в Европе вплоть до конца 1870-х годов. И лишь в конце XIX века главенствующую позицию занял модерн, привнесший нечто действительно новое в искусство декоративной гипсовой лепнины и архитектуру в целом.

Эклектика окончательно изжила себя, а модерн отказался от использования четкого геометризма, прямых углов, симметрии и прямолинейности как таковой. Теперь архитектурные линии стали “природными” – более естественными и свободными. Внешний вид зданий, а также их интерьер, сочетал в себе художественное и функциональное, эстетику и утилитарность. Основная задача модерна стояла в том, чтобы стать новым синтетическим стилем, в котором окружение человека оформлялось бы в едином ключе. Разумеется, в силу такого “высшего предназначения” этого стиля резко возрос и интерес к искусству декоративной гипсовой лепнины.

Можно перечислить множество имен основных архитектором модерна: автор поистине великолепных зданий Антонио Гауди, Виктор Орта, Федор Шехтель и американец Луис Салливен – лишь немногие из них. В творениях этих мастеров декоративная гипсовая лепнина приобретала текучесть форм в сочетании с элегантной орнаментальностью, ее линии изгибались словно прихотливые растения. Основной идей сюжетов декоративного лепного декора стала природа: морские раковины, рыбья чешуя, ветви и листья, игра волн или цветы лилий и ирисов. Эпоха модерна – время настоящих, вошедших в мировой фонд архитектуры сокровищ, которые поражают своими формами!

Российская архитектура и сопутствующий ей лепной декор – это богатая и крайне увлекательная история, к которой мы сейчас обратимся. Она богата именами великих архитекторов, потрясающими событиями, и, конечно же, поистине величественной архитектурой.

Лепной декор и дореволюционная Россия

В Российской Империи первые опыты по использованию декоративной лепнины пришлись на XVII и XVIII века – время небывалого крушения старозаветного уклада жизни и создания нового государства. Петром Великим была совершена трансформация традиционной сословно-представительной монархии Русского царства в монархию прусско-голландско-шведского образца. В это время Российская империя своей площадью уступала лишь Британской империи. В основополагающих документах жестко фиксировался принцип абсолютной монархии: “Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу давать не должен”. Более того, основные центры власти прежней Руси, такие как Боярская дума и Патриаршество, полностью утратили свою силу. Так, если ранее именно традициями боярства и духовенства решалась сама суть русской архитектуры, то теперь все зависело исключительно от государевой воли. Что касается воли Петра I касаемо архитектуры, то она была выражена предельно ясным образом.

Санкт-Петербург, строившийся на пустом месте, своим масштабом должен был превзойти любую столицу Европы, а его архитектура планировалось именно в европейском духе. По этой причине столь модный в Европе лепной декор в стиле барокко украсил самые первые здания и дворцы в новой имперской столице.

Интересно, что вечно пасмурное небо и рассеянный свет, столь свойственные северо-западной столице, послужили причиной для использования в петербургской архитектуре довольно ярких красок. Так, жилые и общественные строения окрашивались в красный, желтый, зеленый и голубовато-бирюзовый тона. По этой причине контрастно-белые элементы архитектуры в сочетании с декоративной гипсовой лепниной придали городу уникальный колорит.

Санкт-Петербург быстро стал жемчужиной градостроения в России, а за столицей быстро последовали усадьбы, официальная московская архитектура и дворянские особняки. Но это было именно следованием, поэтому на примере Санкт-Петербурга наиболее интересно отслеживать становление искусства декоративного лепного декора в России, как и всей архитектуры государства. Тем более что теперь они стали связаны неразрывно.

Следует отметить, что действительно капитальных, каменных или кирпичных строений во времена Петра I в Петербурге строилось совсем немного. Вплоть до времени царствования Екатерины II Петербург наполняли деревянные постройки, которые красились под камень и мрамор, а быстрая и легкая лепнина из гипса отлично дополняла общую картину. Более того, даже Зимний дворец изначально походил на походный бивуак – в изначальных вариантах он быстро строился, столь же быстро разрушался, после чего достраивался и перестраивался. Не была в силах изменить сложившуюся ситуацию и обильная декоративная лепнина из гипса, как белая, так и насыщенная позолотой или цветом. По заявлениям историков, в 1750-м году Зимний Дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого, и самая странность императорского дворца не могла быть приятна государыне”.

Возведение окончательного варианта Зимнего Дворца началось в 1754-м году под руководством Франческо Растрелли и при императрице Елизавете Петровне. Проект объединял в себе элементы классицизма, русского зодчества, барокко и рококо. При этом большое внимание уделялось именно отделке – Франческо Растрелли сам рисовал завитки декоративной лепнины, которая в дальнейшем связала роскошный декор всего дворца, от фасадов и до внутренних покоев, в единый ансамбль. В одном только 1758 году в Зимнем Дворце работало более тысячи лучших квадраторов (резчиков по гипсу). Но, несмотря на приложенные архитекторами старания, Елизавета не застала окончания строительства – в 1762-м году Петр III принимал Зимний Дворец в полуготовом виде. В том же году на престол вступила Екатерина II, и в скором времени дворец,наконец, обрел более знакомый нам облик.

Первым указом императрицы, касательно дворца, стало отстранение Франческо Растрелли, чей стиль не соответствовал вкусам Екатерины II. Внешняя часть зимнего дворца практически не претерпела каких-либо изменений, но внутренней частью позже занимались сторонники классицизма Юрий Фельтен и Жан Вален-Деламот, а также Антонио Ринальди, и предпочитавший барокко Савва Чевакинский. В конце XVIII столетия дворцом занялись такие классицисты, как Джамоко Кваренги и Иван Старов. Именно благодаря им залы и галереи Зимнего дворца приобрели то праздное великолепие декоративной лепнины.

К сожалению, от той декоративной лепнины практически ничего не осталось. Причиной тому произошедший в 1837 году грандиозный пожар, зарево от которого наблюдалось даже за семьдесят верст вокруг. В этом огне погибли интерьеры двух этажей, было уничтожено и повреждено внутреннее убранство всего дворца. На восстановление ушло более двух лет, над ним работали одни из лучших архитекторов того времени. Благодаря этому интерьерная лепнина, следовавшая, по большей части первоначальным образцам, теперь дополнилась мотивами древнерусского декора, ампира, второго рококо и готики. В этом виде Зимний дворец и дошел до наших дней, включая все собранные в нем образцы русской декоративной лепнины.

Также интересна и история Гатчинского дворца, который был возведен под Санкт-Петербургом в 1766-1781 годах. Он строился итальянским архитектором Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II Григория Орлова. Изначально декор дворца вобрал в себя самую изысканную лепку стилизованных цветов, растений и плодов. В 1790-м году для нового владельца Гатчинского дворца, Павла I, зодчим Винченцо Бренна были созданы другие интерьеры. В этих интерьерах строгость античной архитектуры сочеталась с пышностью барочной интерьерной лепнины. Эта декоративная лепнина была совсем другой. Ее сложные орнаментальные композиции, украшенные позолотой, резко выделялись на фоне светлых тонированных стен, и вызывали неподдельное восхищение у современников. Великолепие внутренней отделки и интерьерной лепнины сохранилось почти на полтора века, пока не было утрачено во время очередного пожара в 1944 году.

Но рассказы о Зимнем и Гатчинском дворцах – это лишь две истории российского лепного декора, которыми далеко не ограничивается полная картина. Именно декоративная лепнина стала визитной карточкой Санкт-Петербурга, достаточно лишь взглянуть на Михайловский замок, Петергоф, Строгановский дворец, Екатерининский дворец, расположенный в Царском селе, или Таврический дворец. Объяснить это можно следующим образом: большая часть архитектурной деятельности сконцентрировалась именно в Петербурге, тогда как московские архитекторы сосредоточились на городских домах и барских усадьбах. По этой причине московская архитектура XVIII века обладает более скромными масштабами и известна значительно меньше, нежели архитектура Санкт-Петербурга. Но следует сказать и о таких примерах московской архитектуры, как дом Пашкова, усадьба Архангельское, здание Сената и дворцовая резиденция, расположенная в Царицыно. Все эти архитектурные шедевры также неизменно украшались богатым лепным декором, над созданием которого работали лучшие российские, а также и иностранные зодчие.

К началу XIX столетия пышное барокко сменил строгий классицизм, веком позже излюбленными направлениями русских архитекторов стали такие стили, как эклектика и модерн. Но использование лепного декора всегда сопровождало любое из перечисленных направлений, вплоть до потрясений 1917 года.

Сталинский ампир

Разумеется, история декоративной лепнины, как и история отечественной архитектуры в целом, не была закончена с крушением Российской империи. В качестве причины полного экономического краха выступает Первая мировая война, к 1916-му году строительство было остановлено практически во всей стране – в это время было не до строения новых домов и, тем более, не до их . Разруха, оставшаяся после Первой мировой войны и последовавшей за ней гражданской, была преодолена лишь в начале 1920-х годов. Но реалии Страны Советов были уже совсем другими. Теперь наступило время архитектурного авангарда – эпохи рационализма и конструктивизма. Та холодная и предельно рационалистичная архитектура полностью избавилась от любых “излишеств”, в том числе и от лепного декора. Но длилась эта эпоха крайне недолго.

Постепенно СССР становился одной из наиболее мощных держав мира, на глазах обретавшей имперское величие, требовавшее воплощения соответствующими архитектурными методами. По этой причине с 1932-го года любые не конструктивистские проекты не подлежали рассмотрению – советская архитектура резко претерпела практически полный переход к монументальному классицизму. Принятый в 1932-м году проект Дворца Советов, так и неосуществленный, но незабываемый, стал своеобразным рубежом отсчета ампира – сталинского классицизма. На месте храма Христа Спасителя планировалось строительство 415-метрового сооружения, над вершиной которого должна была возноситься в облака восьмидесятиметровая статуя Ленина.

Теперь стиль любой официальной архитектуры должен был определяться стилем Дворца Советов. Этот проект объединил в себе максимальную парадность и демонстрирование государственного величия. Пышные колонны, барельефы с изображениями государственной символики в сочетании с массивными резными карнизами, пышными колоннами, картушами, венками, акантами и розетками – такое возвращение декоративной лепнины стало действительно триумфальным. И уже в 1940-1950-х московские высотки и архитектура метро нагляднее всего отображали стиль советской империи.

Точкой в этом торжестве стала банальная экономика. Громадные материальные потери, понесенные Советским Союзом во второй мировой войне, не позволяли государству подобных расходов. Время сталинского ампира резко сошло на нет, финальным этапом стало постановление ЦК КПСС и Совмина в 1955-м году “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве ”.

Позже под давлением председателя Совета Министров Никиты Хрущева декоративная лепнина, как фасадная, так и интерьерная, была признана церковностью и попросту пережитком прошлого. А потому в составные нового социалистического строительства она не вошла. Интересно, что после первого же решения партии архитекторы поспешно принялись убирать различные декоративные элементы, в том числе и декоративную лепнину из проектов зданий. Изменилась ситуация лишь в конце XX века, когда российская архитектура, и Россия в целом, наконец обрела свободу.

Лепной декор нового тысячелетия

Декоративная лепнина, история которой началась в России еще триста лет назад, и сегодня является лучшим вариантом для создания уникального интерьера. Лепнина излучает особый свет, праздничный и пробуждающий в душе нотки ностальгии в сочетании с ассоциациями о давно ушедшем времени изысканного аристократизма, роскоши и изящества.

Благодаря , сегодня декоративная лепнина может изготавливаться не только из традиционного гипса, но и полиуретана или полистирола – такая лепнина отличается легкостью, экономичностью и . Колонны, розетки, наличники для окон или дверных проемов, пилястры и каминные порталы, дымоходы и плинтуса – все эти разнообразные элементы лепного декора легко объединяются практически в любой композиции. Также лепнина может использоваться и для исправления многих огрехов проектирования. Так, к примеру, полуколонны могут замаскировать проложенные в неподходящих местах технологические трубы или стояки, а медальоны, гирлянды и боссажи легко скроют неровности стен или швы между панелями.

При преображении интерьера и внешнего облика дома, лепной декор работает в качестве стилеобразующего элемента. С его помощью архитектуры создают в помещениях домов эстетический фон модерна, классицизма, ренессанса или барокко. При этом лепнина может быть не только классически-белой, но и расписанной акриловыми красками или, к примеру, обработанной патиной и воском. Это позволит визуально состарить ее, после чего она обретет своеобразную внешнюю бархатистость, которая свойства роскошным дворцовым интерьерам. Если же , то такой декор создаст в помещении атмосферу изящных аристократических покоев XIX века. Лепнина – главный элемент среди всех предметов декора, который не только побеждает монотонную гладкость стен или потолков, но и дарует им уникальность и объем. Только благодаря лепному декору ваш дом, офис или загородный особняк смогут обрести дух торжественно-чарующего и подлинного искусства.

Декоративная лепнина – один из старейших материалов, которые применяются для отделочных работ. Как и любой вид искусства, пришедший из глубины веков, лепнина была усовершенствована и приобрела более практичные характеристики. Также изменилась цена, которая став доступнее, сделала декорирование дома лепниной не только удовольствием для финансово обеспеченных владельцев.
Декоративная лепнина в интерьере: виды и возможности применения
Что такое лепнина вообще? Это декор, относящийся к классу орнамента, имеющий сходные по форме и рисунку элементы различной формы. Изначально, материалом изготовления была штукатурная смесь. Из нее формировали элементы, прикрепляли сразу на стену и ждали, пока вся конструкция просохнет. Сегодня декоративная лепнина отливается с помощью форм, а кроме штукатурки применяется: гипс, дерево, стекло, полиуретан и многие другие материалы.
Применение новых технологий при изготовлении декоративных элементов позволило не только облегчить работу мастера, но и снизить вес самих украшений. Полиуретановая лепнина намного проще в монтаже, но нисколько не уступает по прочности лучшим образцам классического античного искусства.
Интерьеры современных квартир, офисов и административных помещений благодарно принимают лепные орнаменты, становясь более мягкими и приобретая стильный элегантный вид. Лепнина имеет множество разновидностей, ее используют для отделки стен, потолков, фасадов и даже полов. Кроме того, такие аксессуары, как например:
  • гибкие молдинги;
  • гибкий карниз;
  • гибкий плинтус успешно применяются в любых ремонтно-отделочных работах.

И работая с ними, мало кто даже подозревает, что это – тоже декоративная лепнина , хотя и выделенная в отдельный вид. Украшенные узорами, рельефные и фактурные, эти аксессуары дополняют интерьер дома, и несут не только практическую, но и эстетическую функцию.
Декоративная : выгодно и практично
Сегодня покупателям широко известны всего несколько видов отделки и исключительно по материалу изготовления: гипс и полиуретан.

  • Гипсовая лепнина – отличный классический декор, который отличается невероятной красотой. Производятся аксессуары как для общей продажи, так и на заказ. Гипс отличается большим сроком эксплуатации, отличными эстетическими качествами, но при этом это довольно хрупкий материал, требующий бережного ухода.
  • Полиуретановая декоративная лепнина – невероятно стойкий, практичный и максимально доступный отделочный материал. Обладая повышенной гибкостью, долгим сроком эксплуатации и стойкостью к механическим повреждениям, он легкий по весу. Монтаж элемента лепнины - простое дело даже для новичка, не владеющего знаниями и умениями.

Купить декоративную лепнину любой формы и самого лучшего качества предлагает интернет-магазин лепнины из полиуретана. Здесь покупателям представлен широкий ассортимент разнообразных украшений и аксессуаров, которые помогут сделать дома еще краше и комфортнее:

  • коллекции Декомастер, – это классическая роскошь элегантности;
  • потолочные розетки для люстры и декоративные панно на стену ;
  • отделка для каминов, декоративные светильники и потолочные балки под дерево;
  • бордюры для обоев и уникальные капители колонн .

Полный спектр цветовых оттенков, доступные цены и высокое качество всего товара, каталоги интернет-магазина лепнины из полиуретана – это доступная роскошь вашего дома.