В списке на отчисление что делать. Основания и порядок отчисления студента из вуза. Варианты продолжения обучения

В списке на отчисление что делать. Основания и порядок отчисления студента из вуза. Варианты продолжения обучения
В списке на отчисление что делать. Основания и порядок отчисления студента из вуза. Варианты продолжения обучения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………
2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ……………………………..................
3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………… 3.1. Общие требования………………………………………………… 3.2. Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной работы……………………………………………
4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ..…………………………………… 4.1. Общие рекомендации……………………………………………... 4.2. Правила представления текстового материала…………………. 4.3. Оформление таблиц, рисунков и формул……………………….. 4.4. Оформление ссылок………………………………………………. 4.5. Оформление приложений…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….. Приложение А. Заявление обучающегося об утверждении темы выпускной квалификационной работы………………………………… Приложение Б. Форма титульного листа выпускной квалификационной работы……………………………………………… Приложение В. Форма задания на выпускную квалификационную работу……………………………………………………………………...
Приложение Г. Правила составления библиографического описания выпускной квалификационной работы………………………. Приложение Д. Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу………………………………………………. Приложение Е. Рецензия на выпускную квалификационную работу……………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР ) является заключительным этапом освоения основной профессиональной образовательной программе высшего образования (далее ОПОП ВО) и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования входит в государственную итоговую аттестацию. Цель ВКР - систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений и завершение формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающегося.

Выпускная квалификационная работа – это самостоятельное, логически завершенное исследование, связанное с решением актуальной научно-практической задачи. Она имеет научно-исследовательскую направленность, а также содержит элементы учебного проектирования (программы, модели, методики) для конкретного объекта исследования. ВКР свидетельствует о способности автора систематизировать и использовать полученные теоретические и практические знания по дисциплинам базовой и вариативной части учебного плана ОПОП ВО по направлению подготовки / специальности.

Основной задачей выполнения ВКР является выявление:

– уровня сформированности компетенций обучающегося по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;

– умения изучать и анализировать источники литературы в области научного исследования;

– способности самостоятельно проводить научные исследования, выполнять проектные работы, систематизировать и обобщать фактический материал;

– умения самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам проведенных исследований.

В пособии изложены основные методические подходы к выполнению, оформлению и защите ВКР.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2015);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) (далее – ФГОС ВО);

Приказ Ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от 31.12.2014 г. № 94 об утверждении Положения о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»;

Приказ Ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от 25.02.2016 г. № 107 об утверждении «Регламента использования системы «Антиплагиат» в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выполнение ВКР является завершающим этапом освоения ОПОП ВО на соответствующих образовательно-квалификационных уровнях. Содержание ВКР и уровень ее защиты рассматриваются как основной критерий при оценке уровня профессиональной подготовки обучающегося и качества реализации образовательной программы.

ВКР по образовательной программе бакалавриата представляет собой законченное исследование на заданную тему, написанную лично обучающимся под руководством научного руководителя, содержащее элементы научного исследования и свидетельствующее об умении обучающегося работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, демонстрируя владение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, сформированными при освоении образовательной программы.

ВКР по образовательной программе специалитета представляет собой законченное исследование на заданную тему, позволяющее в комплексе оценить знания по специальности и соответствие квалификационным требованиям, проведенное лично обучающимся под руководством научного руководителя; ВКР свидетельствует о способности обучающегося к систематизации и использованию полученных во время обучения теоретических и практических знаний по дисциплинам базовой и вариативной части учебного плана ОПОП ВО при постановке и решении разрабатываемых в ВКР вопросов и проблем, а также степени готовности обучающегося к самостоятельной практической работе по специальности в соответствии с полученной квалификацией.

ВКР по образовательной программе магистратуры представляет собой законченную самостоятельную научно-исследовательскую работу, выполненную лично обучающимся под руководством научного руководителя. ВКР свидетельствует о способности обучающегося самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки и умения, в соответствии с проблематикой уметь проектировать научные исследования.

Порядок утверждения тем ВКР. Обучающемуся предоставляется право выбора темы ВКР или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Темы ВКР должны быть актуальными, соответствовать направленности ОПОП ВО, современному состоянию и перспективам развития науки, научным школам, решать актуальные проблемы Крымского федерального округа. Тематика ВКР определяется выпускающими кафедрами и утверждается ученым советом факультета.

Научное руководство ВКР . При подготовке ВКР каждому обучающемуся назначается научный руководитель и, при необходимости, консультант. Научными руководителями ВКР назначаются профессора, доценты и научные сотрудники университета или, при необходимости, научные сотрудники других учреждений и предприятий.

Научный консультант – специалист в узкой научно-производственной области, по которой требуются дополнительные консультации.

Закрепление за обучающимися тем ВКР, назначение руководителя и консультантов осуществляется приказом ректора.

Научное руководство ВКР включает:

Оформление научным руководителем задания на ВКР;

Оказание помощи обучающемуся в разработке календарного графика работы на весь период выполнения ВКР;

Проведение систематических консультаций по ходу выполнения ВКР;

Проверку ВКР, оценку ее готовности к защите;

Написание отзыва на ВКР.

Допуск обучающегося к защите ВКР осуществляется после размещения текста ВКР в электронно-библиотечной системе Университета и проверки содержания ВКР в системе «Антиплагиат » на отсутствие неправомочных заимствований.

ВКР, выполненные по завершении освоения образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, подлежат рецензированию . Рецензентом может быть специалист по профилю рецензируемой ВКР, определяющий на основании анализа текста ВКР уровень выполнения требований к подготовке бакалавра, специалиста или магистра, который не является сотрудником кафедры, осуществляющей руководство ВКР. Рецензент ВКР должен иметь ученую степень.

При рецензировании ВКР исходят из того, что обучающийся должен уметь:

− формулировать цель и задачи исследования;

− составлять план исследования;

− вести библиографический поиск с применением современных информационных технологий;

− использовать современные методы научного исследования, модифицировать имеющиеся и разрабатывать новые методы, исходя из заданий конкретного исследования;

− обрабатывать полученные данные с использованием информационных технологий, анализировать и синтезировать их на базе известных литературных источников;

− оформлять результаты исследований в соответствии с современными требованиям.

ВКР является самостоятельной работой обучающегося, на основании которой Государственная экзаменационная комиссия принимает решение о присвоении ему соответствующей квалификации. Основными критериями оценки качества ВКР являются её актуальность, научная новизна и прикладное значение.

Для того чтобы достичь поставленных целей и реализации задач обучающемуся необходимо:

− с научным руководителем обсудить тему, выделить актуальность, определить новизну;

− проанализировать библиографические источники по теме исследования, обобщив собранный материал;

− проанализировать особенности функционирования предмета исследования, установить их закономерности;

− обосновать принципиально новые или применить существующие решения проблем, имеющих отношение к объекту исследования;

− квалифицированно и логично изложить результаты самостоятельных исследований по избранной теме, сопроводив их необходимыми иллюстративными и объяснительными материалами.


2 . МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Первый этап – установочный . Состоит в выборе темы и определении методологического аппарата исследования.

В результате выполнения первого этапа обучающийся составляет план исследования (исследовательский проект).

Выбор темы осуществляется обучающимся самостоятельно из списка рекомендованных тем, утвержденного на кафедре. Формулировка темы ВКР согласовывается с научным руководителем. Закрепление за обучающимся темы и научного руководителя работы осуществляется по его личному заявлению (приложение А) и представлению кафедры, и оформляется приказом ректора университета.

Формулировка темы должна быть четкой и ясной. Тема ВКР должна отражать актуальные проблемы науки, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности обучающегося.

Первый этап работы завершается выбором методов исследования. Под методом понимается способ решения исследовательской задачи, способ изучения явления. Выбранная методология исследования должна способствовать рациональному достижению результатов.

Второй этап – исследовательский . На этом этапе обучающийся выполняет исследовательскую часть работы на основе составленного плана исследования, с использованием выбранных методов, методик, технологий.

Важной составляющей выполнения ВКР является знакомство с опубликованной по данной теме литературой и анализ имеющегося фактического материала. Необходимо целеустремленно искать литературные и фактические источники по выбранной теме и глубоко осмысливать тот материал, который содержится в публикациях специалистов. Для полноценного исследования необходима научная преемственность, то есть обучающийся, работая над исследованием, обязан пользоваться опытом, уже накопленным наукой по данной проблеме, в данной сфере знаний. Необходимо обратить внимание на дискуссионные аспекты темы, на противоречия, имеющиеся во взглядах разных авторов, несогласованность различных нормативных и инструктивных материалов, рекомендаций практиков, ученых по тому либо иному вопросу.

Работу над обзором литературы стоит начинать с информационного поиска, список источников, которые рекомендуются, обучающийся может выбрать самостоятельно или при помощи руководителя работы. Изучая материал темы, обучающийся может зафиксировать основные положения, выписать цитаты со ссылкой на источники. Отобранные данные обучающийся группирует по разделам. По каждому из вопросов излагаются данные различных авторов, дается их сравнительный анализ, выясняются возможные противоречия, формулируются обобщающие заключения из обзора.

Для ознакомления с современными публикациями отечественных и зарубежных авторов, связанных с тематикой работы, целесообразно также воспользоваться научными базами данных компьютерной сети Internet (монографии, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, научные периодические издания, электронные библиотечные системы).

Результаты теоретических и практических исследований анализируются и обобщаются. Итог выполнения второго этапа – рабочие материалы: текстовые, графические, табличные и другие.

Третий этап – систематизация материалов, написание текста и оформление выпускной работы . На основе разработанного плана изложения и в соответствии с требованиями обучающийся оформляет полученные результаты исследования.

Наиболее характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение, которое выполняется так называемым, академическим (подвидом научного) стилем, состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Стиль научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица, так как все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляются формы первого и второго лица местоимений единственного числа. Авторское "я" отступает на второй план. Стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", считая, что выражение авторства как формального коллектива придает большую объективность изложению. Выражение авторства через "мы" позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. Став фактом научной речи, местоимение "мы" обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательными местоимениями (например, "по нашему мнению"). Однако нагнетания этого местоимения в тексте следует избегать. Для этого употребляется форма изложения от третьего лица (например, "автор полагает..."). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, "Разработан комплексный подход к исследованию...").

Руководитель систематически проводит консультации поотдельным разделам работы, оценивает ход и результаты выполнения индивидуального плана.

Законченная ВКР подается научному руководителю в печатном и электронном виде. После подачи завершенной работы и графического материала к ней руководитель проверяет работу и пишет на нее отзыв.

ВКР должна пройти процедуру рецензирования и проверку на отсутствие неправомочных заимствований согласно Регламенту использования системы «Антиплагиат» в ФГАООУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

К моменту утверждения работы заведующим кафедрой и допуска обучающегося к защите она должна быть переплетена, на титульной странице должны стоять подписи обучающегося, руководителя работы, заведующего кафедрой. Документы (рецензию и отзыв руководителя) нужно положить в конверт, а конверт приклеить к внутренней стороне твердой обложки. После подписи заведующего кафедрой работа, документы остаются на кафедре до дня защиты.

Четвертый этап – представление ВКР и ее предварительная защита . Этот этап чрезвычайно важен в образовательном и организационном отношении. В результате обсуждения представленных материалов на заседании кафедры выявляются наиболее слабые части ВКР, появляется возможность выявить и устранить ошибки, осмыслить те положения, которые необходимо уточнить. По результатам предварительной защиты с учетом основных замечаний проводится доработка текста ВКР, его иллюстраций и приложений.

Пятый этап – защита ВКР . К защите работы допускаются обучающиеся, которые выполнили все требования индивидуального плана и учебной программы.

Законченная работа, подписанная обучающимся, руководителем, с необходимыми документами направляется заведующему кафедрой на подпись.

В Государственную экзаменационную комиссию, кроме ВКР, представляются документы:

Отзыв научного руководителя (приложение Д);

Рецензия (приложение Е).

Отзыв научного руководителя

О работе обучающегося в период подготовки ВКР (добросовестность, работоспособоность, ответственность, аккуратность и т.п.);

О соответствии содержания ВКР целевой установке;

О научном уровне, полноте, качестве и новизне разработки темы;

О степени инициативности обучающегося;

Об умениях и навыках , полученных обучающимся в процессе работы (умение работать с литературой, навыки анализа полученных результатов, обобщения, умения делать научные и практические выводы и т.д.);

Об области возможного использования результатов ВКР или ее апробации;

О результатах проверки работы на предмет выявления использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования.

В отзыве определяется уровень сформированности требуемых компетенций и возможность представления к защите в ГЭК.

Рецензия

Рецензия представляется в одном экземпляре. Текст может быть рукописным или напечатанным. Личная подпись рецензента должна быть заверена печатью организации, где работает рецензент.

Рецензия должна содержать объективную оценку ВКР. Рекомендовано отразить в рецензии следующее:

- актуальность темы, полноту и качество выполнения задания;

Соответствие поставленных задач и результатов исследования;

Научную, техническую, экономическую целесообразность проведенных исследований;

Наличие элементов исследовательского характера , умение анализировать, обобщать и делать выводы;

- достоинства и недостатки ВКР;

- качество оформления ВКР.

Рецензия должна заканчиваться выводами о полноте разработки темы, соответствии поставленных и раскрытых вопросов научному заданию, о теоретическом и практическом значении ВКР, о возможной области использования полученных результатов.

Обучающийся имеет право на ознакомление с рецензией не позднее, чем за 2 календарных дня до защиты ВКР. Исходя из содержания рецензии, обучающийся готовит мотивированные ответы на замечания при защите работы.

Защита работы

Процедура защиты ВКР включает в себя: доклад обучающегося, вопросы по докладу, отзыв руководителя, отзыв рецензента, выступления членов комиссии и других присутствующих, заключительное слово обучающегося.

Продолжительность защиты работы одного обучающегося не должна превышать 30 минут. Для сообщения (доклада) обучающемуся отводится не более 10 минут.

Доклад должен отвечать следующим требованиям:

Доклад должен быть четко структурирован, логичен, понятен;

Доклад должен полностью отражать результаты работы;

Основой доклада должен быть материал и методика, собственные результаты и выводы работы;

Докладчик должен говорить достаточно громко, отчетливо, акцентируя внимание слушателей на ключевых моментах;

Обязателен демонстрационный материал в виде презентации или постеров;

В процессе доклада необходимо обязательно ссылаться на иллюстративный и табличный материал презентации и пояснять все слайды с использованием указки;

Доклад начинается с обращения к членам комиссии, сообщения темы, задач, актуальности и научной новизны исследований, а заканчивается основными результатами, их практической значимостью, благодарностями;

Выводы можно не зачитывать и воспользоваться фразой «Позвольте выводы не зачитывать, т.к. они приведены в работе и представлены в презентации».

Презентация должна отвечать следующим требованиям:

Презентация не должна носить развлекательный характер;

Дизайн презентации должен быть единым, без спецэффектов;

Фон слайдов не должен быть ярким, пестрым и мешать восприятию основной информации;

В презентации должны быть отражены ключевые схемы, формулы, графики и рисунки;

Таблицы более 3-4 строк (столбцов) не стоит включать в презентацию, лучше представлять имеющиеся в них данные в виде графиков и диаграмм;

Все рисунки, графики, таблицы, диаграммы должны иметь название и подписи данных, названия таблиц приводятся сверху, рисунков – снизу;

На графиках и диаграммах обязательно обозначаются названия осей координат, единицы измерения, условные знаки и т.д.;

Все детали рисунка должны быть понятны из самого рисунка, его названия и обозначений к нему;

Текст в презентации должен быть сведен к минимуму, за исключения слайдов с целями, задачами и выводами, которые должны полностью соответствовать тексту работы;

Текст должен быть хорошо заметен на фоне слайда, желательно использовать черный шрифт Times New Roman или Arial, размер шрифта минимум 20-24 пт;

Слайды должны представляться в порядке их упоминания в докладе;

На первом слайде презентации должны располагаться тема работы, ФИО обучающегося, направление подготовки / специальности, сведения о научном руководителе;

На втором, третьем слайде цель и задачи работы;

В конце презентации – «Выводы»;

Не должно быть слайдов, которые не обсуждаются при докладе.

Результаты защиты работы определяются на основе представленной ВКР, доклада обучающегося, его ответов на вопросы комиссии и замечания (в том числе и те, которые содержатся в отзыве руководителя и рецензента).

Общими критериями оценки ВКР являются:

Обоснованность актуальности темы исследования, соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия;

Уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

Четкость структуры работы и логичность изложения материала, методологическая обоснованность исследования;

Эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

Владение научным стилем изложения;

Обоснованность и ценность полученных результатов и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

Соответствие формы представления ВКР всем требованиям, предъявляемым к оформлению работ;

Орфографическая и пунктуационная грамотность;

Качество устного доклада, свободное владение материалом ВКР;

Глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Решение о результате защиты ВКР выносится большинством голосов на закрытом заседании членов ГЭК. Все заседания ГЭК протоколируются в порядке, определенном Министерством образования и науки Российской Федерации, и подписываются председателем и членами комиссии.


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Общие требования

К ВКР предъявляются следующие требования:

Соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;

Логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;

Корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

Научный стиль написания;

Оформление работы в соответствии с требованиями.

Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями и не может влиять на оценку при защите.

Требования к ВКРпо образовательной программе бакалавриата. ВКР выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся в период обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе изучения дисциплин базовой и вариативной части учебного плана, подводить итог теоретического обучения обучающегося, содержать конкретные достоверные данные и подтверждать сформированность профессиональных компетенций. ВКР может быть как прикладного, так и аналитического характера. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) – 40-60 страниц.

Требования к ВКРпо образовательной программе специалитета. ВКР выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся в течение всего срока обучения в соответствии с ОПОП ВО. ВКР должна иметь научно-исследовательскую или производственную направленность и может быть связана с решением научно-производственных задач. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе освоения дисциплин базовой и вариативной части учебного плана, в процессе прохождения обучающимся производственных практик. ВКР должна свидетельствовать о сформированности профессиональных компетенций. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) – 50-70 страниц.

Требования к ВКРпо образовательной программемагистратуры. ВКР должна обеспечивать закрепление академической культуры, свидетельствовать о сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и отражать необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности. Она выполняется на базе полученных знаний и практических навыков, полученных обучающимся в течение всего срока обучения в вузе (в том числе на базе знаний предыдущего уровня обучения), прохождения учебной и производственной практики, проектирования и выполнения научно-исследовательской работы, выполняемой в магистратуре. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) – 60-100 страниц.


Похожая информация.


Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченное теоретическое или экспериментальное исследование, выполненное обучающимся (несколькими обучающимися совместно), связанное с решением отдельных частных задач, определяемых особенностями подготовки по изучаемому направлению и демонстрирующее уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

ВКР выполняется в форме бакалаврской работы. За все сведения, изложенные в ВКР, принятые решения и за правильность всех данных ответственность несет непосредственно обучающийся — автор ВКР.

2. Подготовка ВКР

Студенты бакалавриата не позднее 6 ноября текущего учебного года выбирают одну из предлагаемых кафедрой тем. Закрепление темы за студентом осуществляется на основании личного заявления студента.

Студент имеет право предложить собственную тему ВКР, согласованную с руководителем. При рассмотрении инициативной темы ВКР студента кафедра имеет право ее аргументировано отклонить или, при согласии студента, переформулировать.

Если студент не согласен с формулировкой темы, предложенной кафедрой, за ним остается право предложить другую тему ВКР. Если студент не согласовал с кафедрой инициативную тему ВКР в установленные сроки, он обязан выбрать одну из утвержденных примерных тем.

Изменение или уточнение темы ВКР возможно не позднее, чем за месяц до предполагаемой даты защиты на основании личного заявления студента, согласованного с руководителем, на имя заведующего кафедрой.

ВКР, оформленная в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке и защите ВКР, подписывается студентом, руководителем, консультантами (при наличии) и представляется студентом на электронном и бумажном носителях вместе с отзывом руководителя на кафедру не позднее, чем за десять календарных дней до защиты ВКР.

Студент, не представивший в установленный срок ВКР с отзывом руководителя не допускается к защите ВКР. Студент, не допущенный к защите выпускной квалификационной работы, отчисляется из Института за непрохождение итоговой государственной аттестации.

ВКР в обязательном порядке проверяется в системе «Антиплагиат» в соответствии с Регламентом использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ.

К защите ВКР допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования и представившие ВКР с отзывом руководителя в установленный срок. Получение отрицательных отзывов не является препятствием к представлению ВКР на защиту.

Студент обязан представить окончательный вариант ВКР руководителю не менее чем за три недели до назначенной даты защиты ВКР.

3. Оформление ВКР

В соответствии со стандартом пояснительная записка ВКР должна содержать описание результатов исследований, расчетов, схемных решений и иметь следующую структуру:

  • Титульный лист на русском языке

  • Титульный лист на английском языке

  • Задание на ВКР

  • Аннотация на русском языке

  • Аннотация на английском языке

  • Содержание (оглавление)

  • Введение

  • Основная часть (Главы и параграфы, либо разделы и подразделы)

  • Заключение на русском языке

  • Заключение на английском языке

  • Список использованных источников и литературы

  • Приложения (если требуется)

Сопроводительные документы

  • Презентация (в бумажном и электронном виде)

  • Отзыв руководителя

  • Отчет «Антиплагиат»

  • Заявление о самостоятельном характере письменной работы

  • Один экземпляр раздаточного материала

  • 2 диска (на нем все документы в отсканированном виде (титульные листы, задание, отзыв, согласие на размещение ВКР) + полностью ВКР (в формате Word) + презентация+чертежи в PDF формате))

Один диск сдается на кафедру.

Второй сдается вместе с ВКР в архив университета .

Титульный лист пояснительной записки к выпускной работе оформляется на специальном бланке

Бланк задания

Аннотация краткое содержание ВКР (выполняется на двух языках отдельно каждый).

Введение. Во введении должна быть обоснована актуальность темы, определены методы решения поставленной задачи и точно сформулирована цель исследований. Отражается теоретическая и практическая значимость работы. Объем введения составляет обычно 2-3 страницы.

Основная часть ВКР . Включает в себя теоретическую и практическую части. В главах излагаются результаты расчетов и проведенных исследований.

Каждая глава должна заканчиваться выводами, где в краткой форме излагаются результаты данного этапа работы и конкретизируются задачи и методы их решения в последующих главах.

Заключение. В заключении формулируются главные выводы, показывающие достигнутый уровень решения проблемы. Собственные результаты сопоставляются с уже известными. Объем заключения составляет обычно 1-2 страницы.

Заключение выполняется на двух языках отдельно каждый.

Список использованных источников включает в себя все цитируемые источники, а также те источники, которые были изучены автором при написании работы. Этот список может содержать фундаментальные труды, монографии и научные статьи, учебники и учебно-методические пособия, публикации отечественных и зарубежных специалистов, в печатных и электронных средствах массовой информации, статистические материалы, а также различные документы, включая действующие нормативно-правовые акты и законопроекты и т.д. В перечень, включается литература с указанием библиографических данных и источники из Интернета. Если в пояснительной записке сделаны ссылки на научную информацию, позволяющую принять конкретное решение, включение первоисточника в перечень является обязательным. Рекомендуется использовать не менее трети источников за последние 5 лет издания. Рекомендуемое количество литературы на иностранном языке для ВКР не менее 2-3. Список использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.

Приложения. В приложения включаются дополнительные материалы (таблицы, результаты экспериментов и расчетов, схемы, распечатки программ), подтверждающие выводы и рекомендации работы, дополнительные материалы. При этом основной текст ВКР должен содержать ссылки на соответствующие приложения.

4. Технические требования

Пояснительная записка выпускной квалификационной работы оформляется в соответствии с ГОСТ. Печатается на стандартном листе бумаги формата А4 с рамкой. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 35 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, примерное количество знаков на странице – 2000. Шрифт Times New Roman, 14 кегль, межстрочный интервал 1,2. Абзацный отступ – 1,25 см. Текст ВКР излагается на одной стороне листа. Выравнивание по ширине.

Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы выпускной квалификационной работы с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется .

Титульный лист оформляется по установленному образцу

Лист для первой страницы глав

Лист для вложений

Рекомендуемый объем пояснительной записки ВКР — 60-80 страниц.

Выпускная квалификационная работа должна быть выполнена в двух вариантах:

1. В печатном виде — переплетена (впереди работы 3 прозрачных файла для отзыва, согласия, заключения , сзади работы один файл для презентации).

2. В электронном виде (на диске для проверки ВКР на объем заимствования и размещения в электронной образовательной среде КНИТУ-КАИ)

Правила написания формул, символов

Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой.

Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в работе. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.

5. Процедура защиты ВКР

За неделю до даты защиты полностью оформленная работа (в бумажном и электронном виде) сдается на кафедру ответственному секретарю ГЭК для последующий загрузки в систему Деканат.

Добры день! Подскажите пожалуйста, в 2014г. мой сын поступил по льготе (ребенок-инвалид), так получилось что из-за не сдачи одного зачета его отчисляют. Скажите, согласно положениям ч. 5 ст. 71 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на прием на обучение за счет бюджетов в пределах установленной квоты имеет-ли он право снова поступить на бюджетное место на тот же факультет МГУ? В данном случае у него статус инвалид с детства. Спасибо.

Вопрос рассматривает: начальник Юридического управления Анатолий Станиславович Ивлев

27.05.2015 | Марина

Прямая ссылка

Здравствуйте! Мой сын (Гаврилов Евгений)до сего дня был студентом физического факультета. По его словам сегодня должен быть подписан приказ об его отчислении. Для меня это неожиданная новость. Могу я узнать подробности? Спасибо.

27.05.2015 | деканат физического факультета

Здравствуйте! Ваш сын, Гаврилов Евгений Андреевич, является задолжником по результатам весенней сессии 8 семестра. Им не выполнен учебный план, он не допущен к Итоговой Государственной Аттестации и представлен к отчислению. По интересующим Вас вопросам обращайтесь в учебный отдел к зам. декана по учебной работе Гапочке М.Г..

Приемная декана.

20.03.2014 | Михаил

Прямая ссылка

Здравствуйте! Существуют ли какие-нибудь условия для отчисления по собственному желанию? Возможно ли оно при наличии академических задолженностей?

20.03.2014 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

Уважаемый Михаил!

В соответствии с заключением юридического управления МГУ сообщаем, что «вопросы о том, по какому основанию подлежат отчислению обучающиеся. Имеющиеся академическую задолженность (либо подлежащие отчислению по иным основаниям), но обратившиеся с заявлением об отчислении по собственному желанию, должны разрешаться с учётом всех фактических обстоятельств дела применительно к каждому конкретному случаю. Следует устанавливать, принято ли в установленном порядке на момент обращения обучающегося с названным заявлением решение об отчислении данного обучающегося по иному, чем собственное желание, основанию, а также как это решение оформлено.

10.03.2014 | Андрей

Прямая ссылка

Публикуются ли приказы об отчислении на сайте МГУ и если да,то где?

10.03.2014 | деканат

Уважаемый Андрей!

Публикации приказов об отчислении на сайтах не производится в связи с тем, что их фигуранты не давали на это согласия (требования закона о защите п.д.).

21.01.2013 | Мария

Прямая ссылка

Здравствуйте, как быстро возвращают документы в случае решения студента об уходе из университета по собственному желанию и сколько по времени занимает процесс отчисления (особенно в июле-августе)? Можно оригинал аттестата и свидетельство егэ подучить до приказа об отчислении? Спасибо за ответ.

21.01.2013 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

Уважаемая Мария! Документы возвращаются в течение следующего после подачи заявления об отчислении рабочего дня.

25.10.2012 | Валерий

Прямая ссылка

Мой сын, Чёткин Георгий Валерьевич, отчислен из университета с первого курса мехмата в апреле 2012г. Причиной отчисления послужили докладные записки о нарушении правил общежития. Хотелось бы знать, какие это были нарушения и в чём они выразились? Почему нельзя было ограничиться выселением из общежития? Какие ещё правонарушения были у моего сына, возможно вне общежития и если да, то какие и где? Кто фиксировал их? Повлияли ли эти правонарушения на принятие решения об отчислении? Какой официальный текст приказа?Убедительно прошу прикрепить к ответу подтверждающие документы. Заранее благодарен.

25.10.2012 | деканат механико-математического факультета

Уважаемый Валерий! Выписки из приказа об отчислении и из предшествующего ему приказа об объявлении выговора может получить только Ваш сын. Если бы он не достиг совершеннолетия на момент Вашего обращения, то Вы бы также имели право ознакомиться с данными документами.

13.10.2012 | Маргарита

Прямая ссылка

Здравствуйте., как быстро отдаются документы студенту в случае его решения уйти из университета по собственному желанию с правом восстановления?

13.10.2012 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

Уважаемая Маргарита! Документ о предыдущем образовании выдается без промедления. Приказ об отчислении издается факультетом. Обращаем Ваше внимание на то, что в течение 5 лет после отчисления из Московского университета по собственному желанию или по уважительной причине студент имеет право на восстановление в МГУ с сохранением основы обучения (бюджетной или договорной), в соответствии с которой он обучался до отчисления (при наличии вакантных мест).

18.09.2012 | Инна

Прямая ссылка

Может ли студент,который не посещает занятия более 2 лет, а именно 5 семестров, и администрация университета не имеет доказательств уважительности причины не посещений занятий, продолжать являться студентом все эти годы?Если может, то по каким основаниям? Либо он должен быть отчислен? Если да, то в течение какого времени и по каким правилам университета?

18.09.2012 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

Уважаемая Инна! Студент, не приступивший к сессии без уважительных причин, отчисляется по окончании данной сессии.

20.07.2012 | Рома

Прямая ссылка

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Я понял что хочу уйти с физфака и заниматься другим. Но когда я написал заявление меня вызвали к зам декану Прудникову, и он сказал что я должен заплатить за полтора года обучения. Можно ли как-то уменьшить это, потому что я живу с мамой, а она мало зарабатывает. Учился я хорошо, никогда никаких проблем и пересдач не было.

20.07.2012 | деканат физического факультета

Уважаемый Рома! Отказ от продолжения обучения в Московском университете является частным делом каждого студента. Несмотря на значительные средства, которые государство уже затратило на обучение студента (в случае обучения по бюджету), никаких мер по возврату этих средств в бюджет государства не предусмотрено.

В соответствии с установленным на физическом факультете порядком подготовки приказа об отчислении студента происходит обсуждение заявления студента в несколько этапов:
1. на кафедре, на которой учится студент;
2. далее на комиссии по студенческим делам в присутствии представителей студенческих общественных организаций (студенческий совет и студенческий профком);
3. далее на заседании президиума Ученого совета факультета (деканское совещание);
4. после всестороннего обсуждения учебным отделом готовится проект приказа об отчислении.

Процедура исключения из высшего учебного заведения неприятна ни администрации, ни студенту. Для руководства это долгий, трудоемкий процесс, требующий оформления длинного списка документов и строгого соблюдения установленного законодательством порядка отчисления из вуза. Самому виновнику чрезвычайного происшествия тоже придется пережить не самые счастливые моменты в жизни, так что ситуацию лучше не доводить до точки кипения и точно знать, за что могут отчислить из университета.

Согласно 61-й статье ФЗ об образовании есть два основания для отчисления из вуза: инициатива высшего учебного заведения и желание студента, если он:

  • решил перевестись в другой вуз;
  • меняет местожительства;
  • не в состоянии продолжать учебу по семейным (жизненным) обстоятельствам или в силу ухудшения здоровья.

С подачи вуза - это всегда исключение по неуважительным причинам, которыми считаются:

  • Неуплата. Студентам-контрактникам очных и заочных отделений следует быть особо внимательными и контролировать сроки, в пределах которых нужно вносить деньги за обучение. За один день просрочки, конечно, не исключат, но если своевременно не отреагировать на извещение деканата о необходимости погасить долг и не сделать взнос, отчисления из вуза за неуплату не избежать.
  • Неуспеваемость. Эта формулировка вступает в силу, если по одному или нескольким предметам имеются три академические задолженности:
    • несданные зачеты, экзамены;
    • две неудачные попытки пересдачи;
    • истечение срока ликвидации «хвостов» - обычно это первые 30 дней после летних каникул или зимней сессии.

Неуды по курсовой или практике тоже относятся к задолженностям.

Правила отчисления из вуза за неуспеваемость на основании Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального обучения составляются всеми университетами, институтами, колледжами, академиями самостоятельно и прописываются в уставе, поэтому сроки и количество пересдач, периоды внесения оплаты за учебу могут варьироваться.

Применение мер дисциплинарного наказания, к которым относится и отчисление, согласно 6-й части 43-й статьи закона об образовании недопустимо во время академического отпуска, болезни и каникул.

  • Другие причины. К ним относятся:
    • нарушение внутреннего распорядка вуза;
    • несвоевременный выход из академотпуска;
    • неоправданная неявка на экзамены;
    • хулиганское поведение в общежитиях или учебных корпусах;
    • тюремное заключение.

Студенты платной формы могут быть отчислены, когда нарушают условия контракта.

Если отчисление происходит по желанию обучающегося, надо на имя ректора написать заявление, которое будет рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней. Студент считается официально отчисленным только после подписания приказа.

Будьте внимательны! На платных отделениях деньги за обучение взимаются до тех пор, пока не выйдет приказ об отчислении, даже если студент не ходит на занятия.

Если инициатор исключения вуз, то сначала администрация должна затребовать от студента письменную объяснительную. Отказ сообщить информацию о причинах неуспеваемости, задолженности по оплате, непосещения занятий или нежелание пояснить другие обстоятельства, вынудившие учебное заведение поднять вопрос о статусе учащегося, не препятствуют отчислению.

Если удовлетворительных уважительных разъяснений не последовало или имеются веские основания для дисциплинарного взыскания, декан факультета направляет в ректорат обоснованное представление об исключении. В трехдневный срок оно подписывается руководителем вуза и передается в студенческий отдел кадров, где оформляется соответствующий приказ.

Какие документы выдаются отчисленному студенту

В обмен на подписанный в библиотеке, хозблоке, общежитии обходной лист на руки экс-студент получает свой школьный аттестат и все оригиналы документов, предоставленные при поступлении. При переводе в другое учебное заведение потребуется академическая справка, в которой перечисляются освоенные курсы с указанием количества прослушанных часов и полученных оценок.

Крайне редко студента исключают без права на восстановление и почти никогда - мгновенно. Всегда есть время и шанс исправить положение.

Отчисление учащегося из учебного заведения является сложным процессом. Это доставляет большое количество проблем, как студенту, так и руководству учебного заведения. Причины, из-за которых могут отчислить учащегося, разнообразные. Зачастую это происходит из-за неуспеваемости студента, за неуплату учебы или за не посещаемость. Помимо этого учащийся может прекратить учебу в данном образовательном заведении по собственной инициативе. Порядок отчисления студента из ВУЗа зависит от конкретного случая.

За что могут отчислить студента из ВУЗа?

Федерального Закона об отчислении из учебного заведения гласит, что в случае несоблюдения студентом правил ВУЗа, его вправе исключить из образовательного учреждения.

Основания для отчисления:

  • Нарушение норм поведения в учебном заведении, а также несоблюдение всеобщего порядка;
  • При поступлении была представлена поддельная документация;
  • Нарушение сроков оплаты за учебу. В этом случае после того, как учащийся оплатит задолженность, он вправе продолжить обучение;
  • Неподобающее поведение по отношению к другим студентам или преподавателям;
  • Частые прогулы занятий, а также плохая успеваемость — наиболее частое основание для отчисления;
  • По истечении академического отпуска, учащийся не явился на занятия;
  • Употребление запрещенных продуктов или напитков на территории учебного заведения;
  • Студент пришел в университет в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Непосещаемость

Законодательство РФ не предусматривает наказание в виде отчисления за непосещаемость. Однако каждое учебное заведение имеет внутренний Устав, в котором указано, что прогулы могут быть расценены как неуспеваемость, за что ВУЗ вправе отчислить. Устав содержит информацию о допустимом проценте непосещения, зачастую это от 3 до 5.

Необходимо отметить, что если причина прогула уважительная, студент располагает возможностью избежать отчисление. Однако ему потребуется доказать это документально.

Неуспеваемость

Академическая неуспеваемость — это невыполнение студентом учебного плана по сдаче сессии и прохождению аттестаций.

Учащегося за неуспеваемость отчисляют в следующих случаях:

  • Не сдал экзаменационную работу по трем предметам в период сессии;
  • Если студент после второй пересдачи не сдал экзамен на положительную отметку;
  • При переходе на другой факультет не сумел сдать необходимые предметы;
  • Не сумел закрыть задолженности в указанный учебным заведением срок;
  • Не сдал одну из аттестационных работ;
  • Учащийся не сумел справиться с представленным ВУЗом планом обучения;
  • Не справился с практической частью обучения и не сдал по ней требуемые отчеты.

Уважительные причины для отчисления из ВУЗа

Помимо неуважительных причин для отчисления есть и уважительные, которые при осуществлении исключения не влияют на репутацию студента и учебного заведения.

Список уважительных причин для отчисления:

  • Желание учащегося . Если студент принял решение, что он больше не желает получать образование, либо необходимость закончить обучение связана с семейными обстоятельствами, ему следует оформить заявление на имя ректора;
  • Студента призвали в армию . Если в рамках университета реализуется программа по получению знаний в области военной подготовки, студент располагает возможностью продолжить получение образования по специальности, совмещая основной факультет с военными курсами. В результате этого учащийся получает звание и освобождение от прохождения службы в армии;
  • Перевод студента в другое учебное заведение . Встречаются ситуации, когда учащийся осознает, что выбрал неподходящую профессию. В результате чего желает перевестись. Для этого им оформляется заявление на имя ректора;
  • На основании медицинского заключения . Если из-за состояния здоровья студент не может продолжать обучение. Однако это необходимо подтвердить заключением врачебно-консультационной комиссии.

Порядок отчисления

Порядок отчисления:

  • Сотрудники деканата факультета оформляют документ, в котором указано желание прекращения учебы студентом, а также причина и дата;
  • Далее приказ направляется ректору для подписи. Сделать это следует в течение трех дней;
  • После этого сотрудники деканата должны направить акт в отдел кадров;
  • С указанным документом должен ознакомиться учащийся образовательного заведения, а также расписаться, подтвердив ознакомление;
  • Помимо всего, студент обязан подписать и предъявить в деканат обходной лист, содержание которого включает в себя следующее: библиотека, контрактный отдел, деканат, методист, комендант общежития. После проставления всех необходимых подписей и печатей, учащийся сможет забрать оригиналы своих документов.

Завершается процедура отчисления оформлением приказа. Чтобы составить распоряжение правильно, требуется ознакомиться со структурой заполнения документа:

  • Отмечается полное название учебного заведения и место расположения (город);
  • Название и порядковый номер документа;
  • Личные сведения о студенте;
  • Наименование факультета и специальности учащегося гражданина;
  • Форма при которой лицо получало образование;
  • Бюджетная или контрактная основа обучения;
  • В основной части распоряжения обозначаются личные данные и номер курса;
  • Причина на основании которой в отношении обучающегося производится отчисление из учебного заведения;
  • Обозначается статья локального регламента в соответствии с которой реализуется процесс отчисления;
  • В завершении приказа проставляются подписи декана факультета, начальника учебного департамента и проректора по учебно-организационной части.

Как обжаловать приказ ректора об отчислении из ВУЗа?

Нередкими являются ситуации, когда в отношении гражданина, получающего образование в учебном заведении, производится незаконное отчисление. При наличии законных оснований, учащийся вправе аннулировать действие приказа об отчислении.

Основания для отчисления:

  • Наличие уважительных мотивов для пропуска лекционных занятий, не сдачи сессии;
  • Отчисление в отношении студента, находящегося на больничном, в отпуске по беременности и родам или в период каникул — недопустимо по ;
  • Гражданин, проходящий обучение, располагает правом обжаловать исключение из учебного заведения при обнаружении факта нарушения порядка отчисления. К примеру, если студент не закрыл сессию, а гарантированная законом повторная пересдача не предоставлена, он вправе заявить о нарушении своих прав;
  • Учащийся располагает возможностью оспорить отчисление, если руководство ВУЗа не уведомило студента об исключении;
    Обжаловать незаконно оформленный приказ об отчислении можно, если составленная гражданином претензия на имя ректора не была принята к сведению;
  • Если срок, в течение которого к студенту можно применить дисциплинарное наказание, был пропущен. Обозначенный период составляет месяц с момента, когда должностное лицо узнало о факте правонарушения.

При наличие одного из указанных оснований студент вправе оспорить исключение.