В целях улучшения демографической ситуации. Стабилизация демографической ситуации. Возможности улучшения демографической ситуации

В целях улучшения демографической ситуации. Стабилизация демографической ситуации. Возможности улучшения демографической ситуации

Страница 1

О демографической ситуации на территории Марёвского муниципального района за 2012 год и задачах по улучшению демографической ситуации на территории района на 2013 год.
За 2012 год на территории района родилось 32 ребёнка (предполагалось планом 40). Умерли 100 человек. Как и в предыдущие годы среди населения района происходит тенденция «старения». Средний возраст населения района составляет 44,9 лет, в то время как по области он 41,2. и даже средний по сельским населённым пунктам по области 43,3, причём разница среднего возраста мужчин и женщин также присутствует: 41,5 и 47,8 лет. В районе проживает от 0 до 17 лет несовершеннолетних граждан 695 человек; трудоспособного возраста 2574 человека; старше трудоспособного возраста и пожилых 1463 человека. Граждан в возрасте от 20 до34 лет, как принято, составляющих молодые семьи, на которые возлагается основная надежда на повышение уровня рождаемости, по статистическим данным зарегистрировано в районе 761 человек (389 мужчин и 372 женщины), однако фактически постоянно проживают в районе только половина из них по причине обучения в профессиональных учебных заведениях и работы в городах из-за недостаточного количества свободных рабочих мест в районе и невостребованности по полученному ими профессиональному образованию. В 2012 году в районе зарегистрировано 22 брака и 17 разводов супругов (планировалось соответственно 38 и 18). Преобладание показателя смертности над рождаемостью, в первую очередь, объясняется преобладанием численности пожилого населения над молодым, тем не менее анализ смертности за 2012 год показал, что основной причиной явились последствия сердечно-сосудистых заболеваний, причём далеко не в пожилом возрасте, только 30 из 100 умерших в 2012 году – находились в очень пожилом возрасте с «почтенным» диагнозом «генерализованный атеросклероз»; 45 «сердечно-сосудистых»- либо не лечившиеся, либо «просмотренные» медициной, либо те, кто вёл не совсем здоровый образ жизни. Кроме того среди причин смертей имеются и несчастные случаи-11, прямые последствия алкогольных интоксикаций-9, а также онкологические заболевания-7. Следует отметить, что в 2012 году заметно «стабилизированы» и снижены такие показатели как количество абортов (их число составило 11, что в два раза меньше прошлогоднего и в три - 2010 года) и расторжений браков.

Все вышеуказанные статистические показатели по состоянию демографии в районе за 2012 год являются основой анализа проводимой работы по улучшению демографической ситуации на территории района, а также планирования дальнейшего проведения мероприятий по остановке демографического спада.

С целью улучшения демографической ситуации в районе в 2012 году продолжалась работа в соответствии с муниципальной целевой Программой по улучшению демографической ситуации на территории района на 2010-2015 годы, Комплексным планом по повышению рождаемости на 2011-2012 годы, организующим центром этой работы являлся Совет по реализации демографической политики, действующий в районе с 2010 года.

Что сделано за прошедший год:

В целях укрепления института семьи проводились торжественные церемонии (с участием в поздравлениях членов Совета) бракосочетания для 12 супружеских пар, впервые вступающих в брак; торжественные церемонии 8 юбилейных свадеб с участием в поздравлениях Главы муниципального района; приглашение на чествование молодых супругов на районные торжественные мероприятия, проводимые в Доме культуры. День семьи, День матери, День защиты детей, День семьи, любви и верности (памяти святых Петра и Февронии) – проводились не только как отдельные районные торжественные мероприятия, а целым комплексом мероприятий, организаторами которых выступали работники учреждений культуры, образования, спорта, специалисты социальной защиты, молодёжной политики, ЗАГСа, с проведением различных акций, конкурсов творческих работ, выставок и изготовления буклетов. Особое внимание уделялось молодым семьям, совместными усилиями заведующей отделом ЗАГС Горкиной М.Р и специалиста по молодёжной политике Голубевой Н.В. удалось привлечь к участию в различных мероприятиях 19 молодых пар; закрепилась практика чествования молодых семей, торжественно отмечались «юные юбилеи» свадеб: ситцевые, розовые и другие. В районном отделе ЗАГС совместно с настоятелем прихода Церкви Успения Божьей Матери о. Константином ежемесячно проводились консультационные дни для граждан с «горячей телефонной линией» по вопросам семьи и брака. Участвовал священнослужитель и в ряде других мероприятий, как торжественных, так и встречах, уроках, беседах по вопросам демографии со школьниками и семейными парами. Для старшеклассников проводились Уроки семьи, в том числе заведующей отделом ЗАГС Горкиной М.Р. Проводилась также и индивидуальная работа с 5 парами, проживающими совместно, но ещё не зарегистрировавшими брак. По линии молодёжной политики проводилась работа клуба молодой семьи и консультационного пункта для молодых семей.

Проводились торжественные церемонии имянаречения новорожденных в ЗАГСе с вручением памятной медали, кроме того, торжественное чествование новорожденных проводилось на 5 общерайонных праздниках.

Следует отметить, что финансирование на приобретение подарков для церемоний чествования супружеских пар, новорожденных, юбиляров осуществлялось Администрацией района. В целях поддержки семей в районе действовала система 15% скидок на приобретение свадебных колец в универмаге Марёвского РайПО, 10% скидок на различный ассортимент товаров для новорожденных в магазинах Марёвского РайПО и «Детство».

В 2012 году через отдел социальной защиты населения 12 молодым матерям выплачена адресная материальная помощь во время беременности на компенсацию проезда на консультации в Великий Новгород, приобретения витаминов, усиление и улучшение качества питания и другие нужды, а также в соответствии с утверждённым в районе Комплексным планом по повышению рождаемости на 2011-2012 год 22 молодым матерям выплачено по 5,5 тыс.руб. при регистрации ребёнка. Проводилась глубокая индивидуальная работа с женщинами, планировавшими аборты, в результате которой 4 женщины изменили своё решение. В 2012 году через отдел Пенсионного Фонда вручено 15 сертификатов на «Материнский капитал», отделом социальной защиты принято 1 заявление на «Семейный капитал», которые позволят улучшить жилищные условия семей с детьми. Учреждениями образования района полностью удовлетворена потребность в детских садах, приём в которые ведётся в районе с очень раннего ясельного возраста; за прошедший год приостановлена работа детского сада д. Новая Русса по причине отсутствия детей с сохранением помещения, выделено новое помещение под детский сад в д. Седловщина также по причине снижения контингента детей.

В 2012 году Советом по улучшению демографической ситуации через работу районной антинаркотической комиссии были предприняты шаги по изменению ситуации с употреблением алкоголя населением района посредством реализации мероприятий целевой программы «Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Марёвском муниципальном районе на 2010-2013 годы», а также подпрограммы по ресоциализации граждан, злоупотребляющих или злоупотреблявших алкоголем, однако в связи с отсутствием штатного врача-нарколога, а также отсутствием рабочих мест для трудоустройства данной категории граждан, реализовать запланированные мероприятия не удалось.

В 2012 году заметно активизировалась роль районного совета ветеранов в проведении мероприятий «активного долголетия»: клуб «Воскресные встречи», участие в конкурсах и смотрах, удалось в этом году впервые провести даже спартакиаду среди пожилого населения, проведение торжественных поздравлений юбиляров, а также меры социальной поддержки: качественное пенсионное обеспечение, контроль за направлением в госпиталь ветеранов войны и труда, организация надомного социального обслуживания, активное привлечение волонтёров для оказания помощи пожилым людям – всё это направлено на повышение качества жизни пожилых людей, которые и составляют большую часть населения района.

Отделом социальной защиты муниципального района в 2012 году оказана адресная социальная поддержка 662 гражданам на сумму 562,6 тысяч рублей, в том числе 130 родителям с детьми; привлечено дополнительно «спонсорских» средств на оказание адресной социальной поддержки 243 гражданам на сумму 279 тысяч рублей.

В 2012 году Администрацией района предпринимались шаги через Программу добровольного переселения соотечественников из-за рубежа привлечь в район молодые семьи: из 5 поданных по программе запросов положительно решение получили 4, однако минимальный список вакансий рабочих мест не позволил проводить эту работу шире.

«Слабые места» реализации демографической политики в районе:

1.Слабое экономическое развитие района, а именно: отсутствие выбора рабочих мест или в ряде отдалённых деревень их полное отсутствие, создают ситуацию оттока из района молодёжи и молодых семей, которые являются фундаментом повышения уровня рождаемости.

2.Значительная часть профилактической работы по культивированию здорового образа жизни, антинаркотической-антиалкогольной пропаганды направлена на детей и подростков, а не на взрослое население, которое продолжает «убывать» по этим причинам, а также разрушается большое количество семей.

3. Недостаточная воспитательная работа со школьниками и молодёжью по привитию культуры семейных отношений, воспитанию культа семьи и рождения детей способствует снижению количества официально вступающих в брак, ограничению рождения детей.

4. Расторжение браков в семьях, имеющих несовершеннолетних детей, проходит через судебные инстанции, которые «не заинтересованы» в сохранении семьи и не входят в систему профилактики Совета по улучшению демографической ситуации, что затрудняет оказание своевременной помощи для предотвращения развода супругов.

5.Низкий уровень материальной обеспеченности населения, недоступность получения своевременных качественных медицинских услуг врачей «узких специальностей» для жителей района, минимальный охват населения профилактическими медицинскими осмотрами, отсутствие культа здорового образа жизни приводит к высокому уровню смертности трудоспособного населения.


Предложения для работы по улучшению демографической ситуации в районе на 2013 год:

1.Ходатайствовать перед Главой района и Главами сельских поселений о создании дополнительных рабочих мест для молодёжи, стимулировании развития индивидуального предпринимательства, сельскохозяйственного производства, ходатайствовать перед ГОКУ «Центр занятости» о включении молодёжи в программы профессиональной переподготовки, обеспечении квотирования рабочих мест для молодёжи; рассмотреть возможность создания на базе пустующих помещений в д.Седловщина и д. Старь сельскохозяйственных предприятий социальной реабилитации при лечении алкогольной зависимости.

2.Обязать ГОБУЗ «Марёвская ЦРБ» обеспечить качественное медицинское обслуживание населения врачом-наркологом, направление в областной наркологический центр «Катарсис», для социальной поддержки в реабилитационное лечебное учреждение п. Торбино с целью снижения уровня алкоголизации населения. Организовать работу по заинтересованности руководителей предприятий и организаций, Глав сельских поселений в «кодировании» злоупотребляющих алкоголем работников и жителей.

3.Подключить к профилактической и организационной работе Совета по улучшению демографической ситуации в районе Администрации сельских поселений для получения достоверной и своевременной информации о микроклимате семей, особенно молодых.

4.Пригласить к сотрудничеству по своевременной профилактике расторжений браков судью.

5. Всем профилактическим службам района шире пропагандировать здоровый образ жизни, в том числе добиться массовости и заинтересованности в проведении спартакиады взрослого населения. В ходе проведения районных мероприятий различной направленности особое внимание уделять участию в них молодых семей.

6. Обязать учреждения образования, культуры, спорта пересмотреть систему воспитательной работы со школьниками и молодёжью по привитию культуры семейных отношений, воспитанию культа семьи и рождения детей, изучить современный имеющийся опыт в других регионах.

7.Рассмотреть на заседаниях Совета интересные примеры опыта других регионов по культивированию семейных ценностей, организации жизни «сельской общины» и другие, с целью закрепления молодёжи на селе, укрепления семей; рекомендовать провести такую же работу Главам сельских поселений.

8.Шире привлекать молодые семьи в район через Программу добровольного переселения соотечественников из-за рубежа.

9. Активизировать участие в различных целевых программах, конкурсах для молодых семей на селе.

10.Повысить информационное обеспечение мероприятий по улучшению демографической ситуации в районе.

11.Практику проведения мероприятий, имевших положительный опыт в 2012 году, продолжать.


Ильина О.И., заместитель Главы муниципального района, из материалов доклада на заседании Совета по улучшению демографической ситуации в районе.
страница 1

Улучшение в России демографической ситуации, пристальное постоянное внимание к демографической политике в стране – одна из самых главных, самых важных заслуг В.В. Путина в должности Президента РФ.

В президентских посланиях 2003, 2004, 2005 годов В.В. Путин подчёркивал важность положительного демографического развития России. Для повышения качества жизни российского населения президент подчеркнул необходимость устранить демографический спад, увеличить продолжительность жизни людей, уменьшить масштабы алкоголизма, наркомании и беспризорности детей, улучшать здоровье населения.

В послании президента в 2006 году В.В. Путиным был предложен целый комплекс действенных мер для улучшения жилищных условий и материального положения семей. В частности, поступило предложение о введении родового сертификата и повышении денежных пособий по уходу за ребёнком. В этом же послании впервые было озвучено понятие «материнского капитала», предлагаемого в качестве стимула для рождения второго ребёнка.

Материнский капитал

С 1 января 2007 года в действие вступил Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 г. Согласно его положениям, семьи, в которых появился второй и последующие дети обеспечиваются государственным сертификатом размером 250 тысяч рублей, размер которого ежегодно индексируется (в 2014 году — 429 408,5 руб.). Воспользоваться сертификатом можно спустя 3 года после рождения ребёнка (из данного правила есть исключения), потратив сумму сертификата на улучшение жилищных условий, образование ребёнка или пенсионные накопления матери. Никаких налогов с материнского капитала не взимается. Программа по выплате материнского капитала действует до 31 декабря 2016 года. Существует высокая вероятность, что срок действия данной программы будет продлён.

Согласно статистике, материнским капиталом в России уже воспользовалось более 4,5 миллионов семей.

В 2007 году Путиным был подписан важный документ в сфере демографической политики – Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. В рамках этой программы из бюджета выделялись и продолжают выделяться значительные денежные средства на увеличение роста рождаемости.

07.05.2012 года Путиным подписан Указ «О мерах по реализации демографической политики в РФ». В документе даны поручения правительству о необходимости принять меры к повышению коэффициента рождаемости в стране, увеличению продолжительности жизни населения, обеспечить финансовую поддержку регионам с неблагоприятной демографической ситуацией, и к решению ряда других важных задач в сфере демографической политики.

С 1 января 2013 года в 50 российских регионах (тех, где коэффициент рождаемости ниже среднего по стране) действует программа по выплате пособий семьям при рождении третьего и последующих детей. Поручение по подготовке данной программы президент России В. В. Путин дал Минздравсоцразвитию РФ весной 2012 года. По мнению Путина, в нашей стране должна стать нормой семья с тремя детьми.

Цифры и статистика

Начиная с 2000 года, население РФ сокращалось примерно на 1 млн. человек в год. С 2007 года (началом запуска демографических программ) численность российского населения стала стабилизироваться, а уже с 2010 года – увеличиваться. В 2012 году впервые за 20-летнюю историю России убыль населения понизилась до нуля. В 2013 году численность населения РФ увеличилась впервые с советских времён.

Несмотря на многочисленные меры, принимаемые Президентом РФ В.В. Путиным и Правительством РФ в области демографической политики, проблем в данной сфере остаётся немало. Россия пока не преодолела демографический кризис, и говорить о стабилизации численности российского населения тоже рано. Чтобы преодолеть демографический кризис, от государства потребуются огромные усилия и инвестиции. Но серьёзная работа, которая ведётся В.В. Путиным в данном направлении, даёт основания надеяться, что демографические проблемы в стране будут успешно решаться.

Прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов в России

Исходя из характера демографических процессов последнего десятилетия, а также демографических предпосылок более ранних лет, можно сделать прогнозную оценку основных тенденций развития демографической ситуации в стране на перспективу. В основе прогноза лежит предположение о необратимости происшедших в России изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которых происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже - двух детей, которая характерна сегодня для большинства развитых европейских стран.

Численность населения в ближайшие 10-15 лет будет снижаться в стране в целом и в абсолютном большинстве регионов. Положительный миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью. По всей видимости, не претерпит качественных изменений репродуктивное поведение российских семей. Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) будет значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения родителей. В период до 2008 года можно ожидать некоторый рост числа родившихся. В этот период в возрастную группу 20-29 лет будут постепенно входить поколения женщин, родившихся в конце 70-х и в 80-х годах, когда наблюдался рост числа родившихся, а выходить поколения второй половины 60-х – начала 70-х годов рождения, численность которых ниже.

В ближайшие десять лет следует ожидать уменьшения численности лиц моложе трудоспособного возраста. Численность населения трудоспособного возраста будет увеличиваться в ближайшие 6-7 лет. Впоследствии в эту группу начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Через 6-7 лет начнется снижение численности в трудоспособном возрасте.

Уже с 2000 г. удельный вес группы населения старше трудоспособного возраста будет выше, чем группы моложе трудоспособного возраста. И в дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким образом, дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения.

Предполагается, что численность детей и подростков до 16 лет за 1999-2015 гг. сократится на 8,4 млн. человек (на 28%), а их доля во всем населении уменьшится на 4,8 процентных пункта. На протяжении большей части прогнозируемого периода поколения родившихся будут заметно уступать поколениям, выходящим за пределы данной возрастной группы.

К 2005 г. в результате перехода в пенсионный возраст людей военных лет рождения численность старшей возрастной группы должна несколько уменьшиться. Но с 2000 г. в данную группу начнут входить и более многочисленные послевоенные поколения. Это обусловит заметный прирост общей численности населения пожилого возраста и его доли во всем населении страны - к началу 2016г. соответственно на 4,3 млн. человек и 4,3 процентных пункта. Численный перевес пожилого населения над детьми и подростками достигнет 1,6 раза.

В связи с увеличением числа лиц трудоспособного возраста к 2007 г. несколько уменьшится показатель демографической нагрузки (число лиц трудоспособного возраста на 1000 человек нетрудоспособного), после чего демографическая нагрузка начнет возрастать.

По мере старения населения важнейшей проблемой для экономики страны будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Процесс старения населения будет влиять на экономику не только через давление на государственный бюджет, но также может повлечь за собой изменение экономического поведения рабочей силы. Увеличение доли старших возрастных групп в трудоспособном населении может отразиться на способности рабочей силы воспринимать инновации в мире высоких технологий.

Изменения возрастной структуры создадут проблемы и для системы здравоохранения. В течение нескольких последующих десятилетий самые высокие показатели заболеваемости и смертности будут приходиться на группы старших возрастов. По всей вероятности следует ожидать в ближайшие 10-15 лет дальнейшей постепенной репатриации русского и русскоязычного населения в Россию. Согласно расчетам, численность населения России в ближайшие 10-15 лет будет продолжать снижаться по 0,3-0,4% в год и составит в 2015 году от 130 до 140 млн. человек. Численность городского населения может уменьшится на 5,3 млн. человек, а число умерших превысить число родившихся на 9,4 млн. человек.

Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации

Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.

Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей“. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.

Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.

На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.

В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения". Второй - “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году".

На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство”, План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 гг. Только в 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь).

В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации. В Московской области, например, действует государственная программа “Дети Подмосковья”, утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты - Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым все дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в автономном округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться часть средств от продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением городского Совета начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные продовольственные наборы.

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.

Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

С целью определения стратегии государственной социально - демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально - демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В Программе целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия его получения; формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в России.

Об опыте работы Мартыновского района по улучшению демографической ситуации

Демографическая ситуация в Мартыновском районе, сложившаяся под влиянием развития демографических процессов в предыдущие годы, остается непростой, продолжается сокращение числа жителей за счет миграционной убыли населения.

Вместе с тем, можно отметить, что территория Мартыновского района является единственной территорией в Ростовской области, имеющей прогрессивную структуру населения, т.е. когда число лиц моложе трудоспособного возраста превышает число лиц старше трудоспособного возраста.

Начиная с 2009 года в районе наблюдается постепенный рост рождаемости и естественный прирост населения. По уровню рождаемости Мартыновский район стабильно занимает одно из ведущих мест в области.

В 2011 году количество родившихся в районе по сравнению с 2010 годом увеличилось на 2,4% и составило 552 человека. За 7 месяцев текущего года рост рождаемости по сравнению с аналогичным периодом 2011 года вырос на 14,2%.

Смертность в районе от года к году уменьшается, так в 2005 году число умерших составило 565 человек, в 2009 году - 526 и уже в 2011 году - 518 человек, за 7 месяцев 2012 года – 299 человек.

В Мартыновском принимаются меры по улучшению демографической ситуации. С 2008 по 2010 год была реализована районная целевая программа улучшения демографической ситуации. В 2010 году утвержден План мероприятий по реализации в 2011-2012 годах Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года. Целевая программа и мероприятия объединили ресурсы различных сфер деятельности, что позволило стабилизировать ситуацию, создав предпосылки демографического роста.

К стратегическим направлениям, на реализацию которых нацелены мероприятия программы и Плана, относились: укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; стимулирование рождаемости и укрепление института семьи; улучшение миграционной ситуации.

Улучшение наиболее значимых демографических показателей было достигнуто в реализации мероприятий, в том числе по укреплению материально-технической базы, мер по улучшению качественных показателей здоровья жителей района:

увеличилось число детей и подростков, состоящих под диспансерным наблюдением;

уменьшилась заболеваемость детей и подростков. Снижение заболеваемости было обусловлено увеличением количества привитых против гриппа.

Особое внимание в районе уделяется формированию здорового образа жизни. В районе действует целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Мартыновском районе на 2010-2015 годы».

В результате реализации программы и других принимаемых мер, спортсмены Мартыновского района достигли высоких спортивных достижений не только на областном и районном уровнях, но и становились победителями и чемпионами Всероссийских и Международных турниров, четверо из которых являются членами сборной России.

С целью реализации мер государственной поддержки материнства и детства ежегодно выплачиваются пособия при рождении ребенка. В соответствии с 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» только в 2011 году были использованы денежные средства, выделенные на материнский (семейный) капитал по следующим направлениям:

выдано 220 сертификатов на сумму более 80 млн.руб.,

на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту или займу - 173 сертификата на сумму 60 млн.руб.;

на улучшение жилищных условий - 102 сертификата на сумму 32 млн.руб;

единовременная выплата по 241- ФЗ - 98 сертификатов сумму 1,2 млн.руб.

Программой и Планом по демографии были предусмотрены ряд мероприятий с привлечением как молодежной сферы, сферы образования и культуры, так и с привлечением общественных организаций.

В районе приветственные адреса Губернатора области получают все новорожденные дети и все молодожены, а также юбиляры семейной жизни. Ни один праздник не обходится без чествования и выражения благодарности, как многодетным семьям, так и семьям, которые только создаются. Ежегодно устраиваются новогодние поздравления для малообеспеченных семей в социальном приюте. Особое внимание уделяется женскому клубу «Сударушка», целью которого является развитие этики семейного общения и совместного времяпровождения, нормализация семейного микроклимата.

В течение учебного года проводится информационно-пропагандисткая работа среди учащихся и среди родителей (родительские собрания) по проблемам профилактики правонарушений, безнадзорности, детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде здорового образа жизни. В школах проведены совещания педколлектива и родительские собрания, на которых вынесено решение: все 19 школ района объявлены «территориями здоровья».

Большое внимание в районе уделяется улучшению социально-экономической инфраструктуры района. Так, за последние пять лет в районе капитально или выборочно отремонтировано 3 детских сада, 6 школ; газифицирован 1 детский сад и 3 школы. За счет народных средств, собранных в сумме 1,8 млн.руб., капитально отремонтирован родильный дом в сл.Б.Мартыновка. Кроме того, в текущем году будет введен в строй новый детский сад в сл.Б.Мартыновка на 165 мест, отремонтирован оздоровительный лагерь «Солнышко».

В текущем году, в рамках программы модернизации здравоохранения Мартыновского района, выделено 700 тыс.рублей на подготовку помещения под оборудование рентгенологического отделения. На 14,5 млн.рублей планируется и уже приобретается новейшее дорогостоящее оборудование (электрокардиограф, дефибрилятор, монитор витальных функций). В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на строительство больничного комплекса.

Разнонаправленность факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и их социальная значимость требуют комплексного межведомственного подхода и взаимодействия. В районе продолжается реализация мероприятий по реализации в 2011-2012 годах Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года, основными целями которой являются постепенное увеличение численности населения района за счет роста рождаемости, снижение смертности и миграционного оттока, увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

В условиях демографического кризиса, когда нарушен нормальный режим замещения поколений и не обеспечивается даже простое воспроизводство населения, политика народонаселения вынуждена сконцентрироваться на цели демографической политики. А поскольку демографический кризис обычно является проявлением общего социально-экономического кризиса, для реализаций практических мер политики народонаселения за пределами целей восстановления простого воспроизводства населения общество не в состоянии выделить значимых ресурсов. В разработке демографической политики можно выделить следующие основные этапы:

Первый этап -- определение текущего состояния объекта управления, то есть современной демографической ситуации и ее характеристик;

Второй этап -- определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;

Третий этап -- разработка методов воздействия на демографические процессы, то есть инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному режиму;

Четвертый этап -- разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.

Как отмечено в документе ООН «Рекомендации для последующего Всемирного плана действий в области народонаселения», главным направлением демографической политики является планирование семьи, которое понимается как добровольная деятельность по достижению семьей желаемого числа детей на основе сознательного материнства. Семья имеет социальную ценность не только в связи с репродуктивным поведением супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенные образовательные цели, на вид будущей профессиональной деятельности. Поэтому семья, рождение детей, здоровье, воспитание и образование детей являются центром демографической политики.

Государственная помощь, семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают приоритетными направлениями демографической политики. Их реализация должна сопровождаться обеспечением осуществления права человека свободно и ответственно решать вопросы о числе своих детей и о частоте их рождения. Свобода человека и семьи в формировании своей репродуктивной ориентации -- главное ограничение в демографической политике.

Как известно в Российской Федерации наблюдалась тенденция к резкому снижению рождаемости, и естественно, что данная проблема не могла остаться без внимания высшего руководства страны, которая побудило принять ряд мер по развитию уровня рождаемости в Российской Федерации, а именно:

  • - федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», принятый 12.10.2006 года Государственной думой, согласно которому на индивидуальные счета женщин, родивших с 1 января 2007 года второго ребенка, будет начисляться сумма в размере 250 тысяч рублей, в данное время эта сумма составляет 260 тысяч рублей. Эти деньги можно будет потратить на приобретение жилья или оплату образования ребенка, но не ранее 2010 года. Неизрасходованные суммы направляются в Пенсионный фонд РФ и приплюсовываются к будущим пенсиям матерей. Данное новшество побудит многие семью завести второго ребенка, и тем самым удовлетворить не только свои собственные интересы, но и обеспечить прирост населения государства;
  • - подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865.

Основная идея программы и ее обоснование заключается в том, что с 2002 года в период рождения первого ребенка вступало поколение 1982-1986 годов, т. е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн. человек.

Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено понятие молодой семьи. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.). Из них большая часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.

В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.

Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляться путем: предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности); предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.

Федеральный закон «О повышении пенсий и детских пособий», согласно данного закона, с 1 января 2008 года изменились социальные выплаты для многодетных семей, - пособия получают все многодетные семьи вне зависимости от своего материального положения. Пособие начисляется с учетом возраста детей. Родители получат от 450 до 3200 рублей на каждого ребенка, также особое внимание уделяется пожилым женщинам, родившим или воспитавшим пять и более детей. В нынешнем году матери получают пособие по уходу за ребенком в размере 7 492 тыс. руб. Детские пособия с начала 2010 года будут выплачиваться в размере 13 833 тыс. руб. Одновременно возрастает сумма, по которой будет оплачиваться больничный лист, а также выплаты по беременности и родам. это связано с грядущим переходом от существующего на сегодня единого страхового налога (ЕСН) на систему страховых взносов во внебюджетные фонды. Сумма, которая планируется на следующий год, является максимальной. Она будет зависеть от величины отчислений страховых взносов, сделанных за данного работника за определенный период. В 2010 году общий процент отчислений страховых взносов будет равен ныне существующему ЕСН, то есть 26%. Но уже с 2011 года тариф возрастает о 34%. Эта сумма будет распределена между Пенсионным фондом (26%), Фондами социального (2,9%) и медицинского (2,1%) страхования. Оставшиеся 3% получат территориальные фонды ОМС. Соответствующее правительственное постановление уже подписано. Отчисления в страховые фонды будут производиться с годового дохода не более 415 тыс. руб.

Деньги за предъявленный больничный лист будут начислены, так же как и выплаты по беременности и родам, из расчета суммы отчислений за данного работника. В отношении двух последних, максимальный размер пособий увеличивается до 34 583 тыс. руб.

  • - федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ. Вступил в силу 6 мая 2009 года. При этом правила, устанавливающие новые размеры пособий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. С 1 января 2009 года повышен коэффициент индексации детских пособий до 1,13.
  • - федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусматривающий введение двух новых видов пособий, подписанный экс - Президентом Р.Ф. В.В. Путиным.

Данный федеральный закон предусматривает установление с 1 января 2008 года в рамках системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, двух новых видов пособий: единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего-срочника.

На каждого из детей установлено пособие в размере 6 тыс. руб. в месяц до достижения ими трехлетнего возраста.

Беременная жена военнослужащего получит право на пособие в размере 14 тыс. руб. при сроке беременности не менее 180 дней. В случае смерти ребенка такое пособие будет выплачиваться и в течение 70 дней после родов.

Пособия будут выплачиваться с учетом районных коэффициентов в тех районах и местностях, в которых они применяются. Период выплаты пособия ограничивается периодом военной службы по призыву.

  • - федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни не рожденных детей», № 239562-3;
  • - федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» по вопросу обеспечения прав детей до их рождения», № 291854-3.

IV.Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

Самый главный сдвиг в области демографии произведет реализация концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, данный указ был утвержден президентом Российской федерации от 11.10.2007 года.

В Концепции дается оценка современной демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее развития, определяются принципы демографической политики Российской Федерации (основу которых составляют комплексность решения демографических задач, выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов, учет региональных особенностей демографического развития, координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), а также основные задачи демографической политики Российской Федерации.

К числу основных, отнесены следующие задачи:

  • · Сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;
  • · Сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
  • · Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • · Повышение уровня рождаемости;
  • · Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  • · Регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
  • · Концепцией также определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране.

Такими мерами, в частности, являются: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни; проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья; ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи; улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.

Таким образом, подводя итоги демографической политики в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что к данной проблеме Российской действительности уделено достойное внимание со стороны государства.