Усадьба васильчиковой. Усадьба «Лопасня-Зачатьевское. Шкаф в приемной

Усадьба васильчиковой. Усадьба «Лопасня-Зачатьевское. Шкаф в приемной
Усадьба васильчиковой. Усадьба «Лопасня-Зачатьевское. Шкаф в приемной

Где жил Булгаков после "Нехорошей квартиры" или Усадьба Васильчиковых на Большой Никитской улице December 14th, 2016

Сначала жизнь в Москве для Булгакова была тяжелой, как вспоминала одна его знакомая, - «Было видно, что жилось ему плохо, я не представляла, чтобы у него были близкие. Он производил впечатление ужасно одинокого человека. Он обогревался в нашем доме, хотя мы сами жили тогда бедно. Он был голоден, я поила его чаем с сахарином, с черным хлебом»…
02.


Михаил Афанасьевич Булгаков

В 1921 году он поступил на работу в Лито Главполитпросвета, работал в газетах в качестве хроникера, а впоследствии - фельетониста в ряде газет, начал печатать в газетах и журналах первые маленькие рассказы, числе которых «Записка на манжетах». Здесь он познакомился и работал в «Гудке» вместе с Ю. Олешей, В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым. Сначала его произведения шли с трудом, он продавал их в берлинское издательство «Накануне», там их охотно печатали. Произведения Булгакова, в основном фельетоны, очень быстро привлекли к автору внимание московских читателей и издателей. Его стали приглашать в другие издания. Так он постепенно становился известен.
03.

Татьяна Лаппа, первая жена Булгакова

В начале 1924 года дела у Булгакова пошли хорошо, а вместе с деньгами появились и женщины...

…На вечере, устроенном в Москве редакцией «Накануне», Любовь Белозерская, будущая вторая жена Булгакова, познакомилась с Мастером. Она обратила внимание на его ярко желтые ботинки и сразу вслух назвала их «цыплячьими». Сначала Булгаков обиделся, но потом их сблизили задушевные, откровенные беседы…

…Михаил Афанасьевич в это время писал«Белую гвардию». Однажды он прочел Татьяне отрывок: это была молитва Елены, возвращающая к жизни умирающего Алексея. - Ну, зачем ты это пишешь? Ведь, Турбины, они же образованные люди! - Ты просто дура, Тася!… А «Белую гвардию» Булгаков посвятил не Татьяне, а его новой пассии - Любови Белозерской, хотя все тяготы этого периода ее написания, как всегда, взяла на себя Татьяна. Когда он пришел к ней с этой только изданной книгой, что подарить, Татьяна увидев посвящение Белозерской, сказала - Мог бы и мне первую книжку посвятить!?. - Ну, ты знаешь, она попросила - я отказать не смог, - ответил Булгаков. И его книга оказалась брошена к ногам писателя… Булгаковы скоро развелись… Мастер оставил ей тогда квартиру на Большой Садовой…

После революции и до 1976 года в главном доме усадьбы Васильчиковых располагалась школа № 48, директором которой в 1920-х годах была Надежда Земская, сестра Булгакова. Она же летом 1924 года и приютила брата и его вторую супругу Любовь Белозерскую после отъезда автора «Мастера и Маргариты» из «нехорошей квартиры». Жил Булгаков в мезонине. Прописан он на этой площади не был.
05.


Чем хороши зимние фото - зелени нет и можно рассмотреть некототорые детали зданий, летом утопающих в густой зеленой листве. В частности, здесь можно угадать, где жил Булгаков - в этом мезонине главного здания усадьбы, в то время, школы.
06.

Сейчас здание на реконструкции/реставрации. Ниже будут летние фото 2015 года и некоторые старые, - там будет лучше все видно)
07.

Белозерская в своих воспоминаниях написала о переезде сюда: «Сестра М. А. Надежда Афанасьевна Земская приняла нас в лоно своей семьи, а была она директором школы и жила на антресолях здания бывшей гимназии. Получился „терем-теремок“. Тут еще появились и мы. К счастью, было лето, и нас устроили в учительской на клеенчатом диване, с которого я ночью скатывалась, под портретом сурового Ушинского»...
08.


09.

10.

После развода Татьяна съехала с квартиры на Садовой, прервала отношения со всеми старыми знакомыми. Вышла замуж за врача Александра Крешкова и уехала с ним в Сибирь… Впоследствии Крешков то и дело получал нарекания по службе, раздражение срывал на жене. Он ревновал её к первому мужу. Уничтожил все рукописи, документы, фотографии, которые остались у неё от Булгакова... Началась война, Крешков ушел на фронт. Вернулся он уже с другой женщиной…
11.

Вскоре после войны Татьяну Николаевну разыскал Давид Кисельгоф. Ещё тридцать лет назад, будучи студентом медицинского факультета, по случаю вхожим в литературные дома, он с нежностью и восхищением смотрел на жену Булгакова, чем страшно раздражал неверного, но ревнивого Михаила Афанасьевича. Оказывается, он помнил её и любил. Пожилая женщина третий раз вышла замуж и уехала в Туапсе.
12.


Восточный флигель

В 1970 году её отыскали исследователи творчества Булгакова. Татьяна Николаевна давала интервью 15 дней подряд, запись длилась 31 час. Она рассказала свой сон - покойный Миша пришел к ней и сказал:

Моя Маргарита - это ты. Ей передалась твоя способность к жертвенной любви...
13.

Татьяна Николаевна Лаппа-Кисельгоф
14.



Большая Никитская улица
15.

Главное здание усадьбы возведено в конце XVIII - начале XIX века. В его основе лежит сгоревший во время Московского пожара 1812 года дом, созданный в 1781 году подполковником Петром Ивановичем Бибиковым.
16.

Первую реконструкцию особняк претерпевает в 1860-1870-х годах, во время которой было изменено арочное окно мезонина, выстроен чугунный балкон, главный фасад украшен скупым рельефом. В неизменном виде со времён строительства здания сохранились парадный вестибюль и овальный зал с хорами.

На самом деле дом 46 представляет собой комплекс зданий, в разные годы объединенных переходами и галереями, а также двух хозяйственных корпусов. Перед домом маленький садик - курденер (фр. cour d’honneur) с дубом, посаженным, как говорят, самим Державиным...
17.

Боковые флигели были построены в разное время: восточный - приблизительно в 80-х годах XVIII века, западный - в самом начале 19-го. Облик фасадов относится ко времени первой реконструкции усадьбы.
18.


Восточный флигель

Один из детей Васильчиковых в свое время был воспитанником Николая Васильевича Гоголя, а членам знатного семейства посчастливилось стать первыми слушателями ранних произведений классика. В более поздние годы, проживая в Москве по соседству, Гоголь бывал на литературных вечерах в салоне Васильчиковых. Нередко в спорах западники схлестывались со славянофилами, а участником этих битв бывал и сам Николай Васильевич. В это же десятилетие в гостях у Васильчиковых бывали Ф.И. Тютчев, М.С. Щепкин, И.К. Айвазовский, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, В.А. Соллогуб...
19.


Западный флигель
20.


Западный флигель

Двухэтажные галереи, имеющие каменный нижний и деревянный верхний этажи, были возведены в 1834 году. Интересны их фасады с полуколоннами дорического ордера. В 2002 году в ходе реконструкции оригинальные галереи были снесены, а на их месте воссозданы новодельные копии.
21.

Вот как они выглядели в оригинале.
22.

В 1800-1859 годы владельцем этого архитектурного сооружения был князь Б.М. Черкасский, сдававший дом в аренду в 1845-1855 годах князьям Васильчиковым, гостями которых были знаменитые личности Москвы того времени... В 1881 году усадьба перешла во владение банкира, коммерции советника, еврейского общественного деятеля Лазаря Соломоновича Полякова. Он также использовал здание в качестве доходного дома. В главном доме усадьбы начиная с 1903 года располагалась женская гимназия Кириены Алелековой.
23.


Главный дом усадьбы Васильчиковых

На старом фото ниже хорошо виден тот самый мезонин, где приютили Булгакова.
24.


Центральная часть фасада главного дома усадьбы Васильчиковых.
25.


Усадьба Бибиковых. Задний фасад главного дома. Фото: Архив ЦИГИ


В настоящее время здесь находится Московский Союза музыкантов, а также другие многочисленные организации. Усадьба Васильчиковых является одним из объектов культурного наследия федерального значения.
26.

В 1924 году Булгаков вместе с Любовью Белозерской переезжает , как они сами говорили, - в «голубятню»…

Источники:

Известия. Российскому союзу правообладателей отдадут усадьбу, где жил Булгаков. 2015.

Елена Пугачёва. Трижды три судьбы о женах Михаила Булгакова. 2006. Проза.ру.

Наталия Судец. О бедной усадьбе замолвите слово. Портал Страна.ру.

Домашняя страница В.В. Губанова. Московские адреса Булгакова.
Википедия

Среди множества разрушенных революцией прекрасных дворянских усадеб усадьба князей Васильчиковых в Трубетчино выделяется особо... Ныне она не очень известна, а между тем каких-нибудь сто с лишним лет назад она славилась на всю Россию как пример редкого образцового хозяйства в дворянской усадьбе
Здесь нет особых красот, но места эти весьма примечательны и богаты историей: среди зарослей, деревьев и современной застройки открываются вдруг неожиданно постройки ушедшей эпохи

Школа в Трубетчино, одно из редких хорошо сохранившихся зданий
А кряжистый двойной дуб, должно быть, ещё помнит князей Васильчиковых

Усадьба в Трубетчино относилась к редкому типу "деловой" усадьбы, в которой применялись самые передовые на те времена технологии сельскохозяйственного производства. К началу XX века число каменных и деревянных зданий Трубетчинской усадьбы превышало сотню. До наших дней дошло всего лишь около десяти

Старинное село Трубетчино, "Спасское тож", Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Добровского района Липецкой области) возникло во второй половине XVIII века на вотчинных землях князя Ивана Юрьевича Трубецкого , соратника Петра I и последнего в русской истории боярина. Фамилия владельца закрепилась в названии села. Спасским его называли по деревянному храму во имя Спаса Нерукотворного Образа, впервые упоминаемому в документах 1710 года

Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Построена на средства князя И.В. Васильчикова в 1831~1838 годах
Восстановлена совсем недавно

В советские годы храм был сильно разрушен: снесена до первого яруса колокольня, разобрана трапезная
(фото А. Найдёнова)

В книге А.Е. Андриевского "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии" (1911) читаем:

Трубетчино . Церковь каменная, теплая, построена въ 1838 году на средства князя Васильчикова. Престолъ одинъ − Спаса Нерукотвореннаго образа (16 августа).
Дворовъ 230, д. м. п. 945, ж. п. 995, великороссы, земледѣльцы, имѣютъ земли 13 саж. на душу въ полѣ.
Въ приходѣ деревня Новоселье, 64 дв., д. м. п. 290, ж. п. 275, отъ церкви въ 5 вер. Крупная экономія графини Толстой. Прудъ и лѣсъ.
Школы: в селѣ земская, а въ деревнѣ церковно-приходская, законоучителю в земской школѣ 60 руб. въ годъ. Есть ссудо-сберегательная касса при почтовомъ отдѣленіи. Имѣются опись церковнаго имущества и метрическія книги съ 1781 года.
Штатъ: священникъ, діаконъ и псаломщикъ. У причта земли 35 дес. полевой и 2 дес. усадебной, полевая земля въ одномъ мѣстѣ отъ церкви въ 4 вер. Общая доходность причтовой земли 300 руб. въ годъ. Братскій годовой доходъ 600 руб. Причтовый капиталъ 226 руб. Дома у причта церковные.
Приходъ отъ ст. "Лебедянь" въ 35 вер., почтовое отдѣленіе, больница, базаръ и волость въ самомъ селѣ, благочиннаго въ 25 вер. и г. Тамбова въ 120 вер. Адресъ для корреспонденціи: Трубетчино, Тамб. губ. Земский начальникъ 3 участка, приставъ 2 стана Лебедянскаго уѣзда.

На карте Менде Тамбовской губернии (1862)

План усадьбы Трубетчино (1891) из сборника "Усадьбы Липецкого края"

После И.Ю. Трубецкого имение перешло во владение к его зятю, князю Василию Лукичу Долгорукову I. В середине XVIII века Спасским владели князья Гагарины, во второй половине века – графиня Анна Алексеевна Матюшкина, урождённая княжна Гагарина. В 1804 году Трубетчино наследовали её внуки, дети дочери Софьи – малолетние графы Виельгорские. В 1816 году усадьбой владел обер-егермейстер Василий Александрович Пашков. Васильчиковым же имение перешло после женитьбы в 1817 году Иллариона Васильевича Васильчикова на дочери прежнего владельца Татьяне Васильевне Пашковой, которая до 1861 года была его официальной владелицей, уступив супругу право самостоятельно заниматься хозяйственной деятельностью в имении

Именно Илларион Васильевич Васильчиков положил начало и превращению типичной провинциальной усадьбы, приносившей доход своим владельцам лишь за счет крестьянского труда крепостных, в высокодоходное имение, основанное на применении современных технологий и методов хозяйствования

В 1861 году Трубетчино по раздельному акту с братьями перешло князю Виктору Илларионовичу Васильчикову, который с 1861 года проживал в Трубетчино, посвятив остаток своей жизни занятию вместе с братом князем Александром Ивановичем Васильчиковым хозяйством в любимой ими усадьбе

С 1881 года имение наследовала дочь князя А.И. Васильчикова Ольга Александровна с мужем графом Михаилом Павловичем Толстым... Подолгу проживая в Трубетчино, супруги Толстые смогли не только сохранить, но и улучшить устроенное прежними владельцами образцовое усадебное хозяйство. Вот как описывает Трубетчино «Настольная и дорожная книга для русских людей» под редакцией В.П. Семёнова: «Трубетчинское имение (в количестве 6000 дес.) … имеет свеклосахарный завод, выделывающий до 60 тыс. пудов сахарного песку, и механическую мастерскую, приготовляющую сельскохозяйственные орудия. Кроме устроенного на самых рациональных началах интенсивного хозяйства, в Трубетчино разведён скот симментальской породы и введено искусственное разведение леса»

Ещё одно старинное здание, по типу школы, только оштукатуренное
Раньше здесь была центральная районная больница, теперь поликлиника
Все основные достопримечательности располагаются в основном в центре села, вдоль улицы Почтовая

Большинство построек Трубетчинской усадьбы относится к 1855 - 1883 годам – периоду формирования усадебного комплекса и активной хозяйственной деятельности её владельцев в этот период – князей Виктора и Александра Илларионовича Васильчиковых. В это время ими были построены комплекс жилых и хозяйственных зданий у центрального подъезда к главному усадебному дому, конюшня, конный и скотный дворы, амбары и пр. При М.П. и О.А. Толстых усадебный комплекс получил своё окончательное завершение. Были построены больница и школа, новые корпуса сахарного завода, телятник, мельница и множество других, более мелких строений. К началу XX века число каменных и деревянных зданий Трубетчинской усадьбы превышало сотню

Ворота конного двора

Ворота стоят прямо напротив поликлиники, через дорогу. Площадь конного двора находилась внутри замкнутых по квадратному периметру стен конюшни. Стены из силикатного кирпича надстроены, очевидно, позже, в советские годы...
Согласно документам 1839 года в Трубетчино действовал конезавод князя И.В. Васильчикова, основанный ещё в 1814 году

Теперь внутри всё заросло деревьями и кустами... Судя по огромному количеству пустых бутылок, здесь находится прибежище местных алкашей. И это на центральной улице

Чугунная "голова лошади" на фронтоне "троечной" конюшни
(фото А. Клокова, 1988)
Говорят, теперь "голова" хранится в Липецком краеведческом музее... А сами эти ворота я так и не отыскал

Лишь петушок да курочки чувствуют здесь себя вольготно: бродят среди развалин

В трубетчинском парке:

Грачи прилетели

Саврасовские мотивы

Советская эстрада в старинном усадебном парке также теперь в руинах
Парк заброшен и сильно замусорен

Кроме многочисленных жилых и хозяйственных построек в комплекс усадьбы Трубетчино входили сад, занимающий несколько гектаров к юго-западу от собственно усадьбы, и парк площадью 15 га, насчитывающий в наши дни до 25 древесно-кустарниковых пород. Кроме старовозрастных деревьев белого тополя, липы, ясеня, вяза и клёна в нем встречаются экзотические для этой местности деревья европейской и сибирской лиственницы, клёна Шведлера. В парке были устроены два небольших пруда, ныне пересохших

Среди зарослей угадывается старинное хозяйственное здание
Вокруг него всё заставлено и завалено каким-то хламом, огорожено нелепыми заборчиками

За огородами видны ещё два старинных здания с круглыми слуховыми окнами на фронтонах
А справа вдалеке возвышается труба

О, это знаменитая труба! Она не современная. Это труба старинного сахарного завода. Главная высотная доминанта села видна отовсюду... В верхней части выложен необычный орнамент

В 1839 году им (князем И.В. Васильчиковым) был устроен в Трубетчино огневой сахарный завод, значительно увеличивший доходность поместья. В 1858 году завод был перестроен в паровой в соответствии с новейшими достижениями в этой области. Так, небольшое вначале промышленное предприятия для обработки сельскохозяйственной продукции стало со временем главной хозяйственной отраслью Трубетчинского имения, навсегда определив специализацию и специфику усадебного хозяйства князей Васильчиковых
Свеклосахарное производство было центральной отраслью экономии. Обеспечивая на две трети потребности завода в свекле за счёт собственных плантаций, имение до 34% сырья закупала у поставщиков, в основном крестьян соседних селений. Постоянно наращивая обороты в производстве сахара, Васильчиков превратил завод в крупное промышленное предприятие, располагавшее просторными помещениями в кирпичных одно- и трёхэтажных зданиях и современным оборудованием. В 1876 году на нём действовали 4 гидравлических пресса, вырабатывавших в год 33000 пудов сахара на сумму 132000 руб. Заводское оборудование обслуживали механик, он же директор завода, 31 мастеровых и до 350 вольнонаёмных чернорабочих. Весь сахар сбывался в Москве. Свеклосахарное производство приносило владельцам имения чистой прибыли до 50-70 тыс. руб. в год

Труба выложена не из обычного красного, а из термостойкого желтоватого кирпича
Вот уже почти 180 лет стоит в целости и сохранности! И лишь вверху дала трещину. Умели раньше добротно строить

Кирпич не простой: он гораздо больше обычного и внутри имеет полости

Левый флигель усадебного дома

Каков же был сам усадебный дом?

Главный усадебный дом в Трубетчино (а точнее сказать дворец) выстроен по проекту знаменитого архитектора-"самородка" Петра Самойловича Бойцова , автора многих известных построек, в том числе и главного усадебного дома князей Вяземских в Лотарёво , следы которого я отыскивал в декабре прошлого года

12-14 января 1918 года усадьба подверглась разорению со стороны жителей окрестных селений. Был разграблен и сожжён главный усадебный дом, расхищен живой и мертвый инвентарь из многочисленных хозяйственных построек, разрушены хутора экономии, растащено зерно

Лишь весной 1918 года новая власть спохватилась и передала Трубетчинское имение в ведение Главсахара, который установил охрану усадебного имущества и восстановил производство на сахарном заводе. Пытались спасти из усадьбы хоть что-то для будущих поколений и сотрудники Липецкого музея. Неизвестно, чем закончились эти попытки, но беломраморные статуи, хранящиеся сегодня в фондах Липецкого областного краеведческого музея, скорее всего именно из Трубетчино

После того, как был закрыт сахарный завод и оборудование передано Боринскому сахарному заводу, усадьба лишилась своего последнего хозяина, имевшего потребность и возможность хоть как-то поддерживать в ней порядок. Теперь лишь время и местные жители (причем как первое, так и вторые абсолютно неумолимые) стали полновластными хозяевами Трубетчинской усадьбы

Сейчас лишь некоторые сохранившиеся жилые и хозяйственные постройки с возвышающейся над всей окрестностью заводской трубой напоминают нам о крупном усадебном комплексе и процветающем хозяйстве

Сельская картинка

Солнце сквозь облака

Общежитие для рабочих и служащих имения (ныне жилой дом)
За ним слева виднеется пруд

В преддверии назревавшей крестьянской реформы и ещё до раздела имущества Александр и Виктор Илларионовичи стали готовить свои имения, в том числе и Трубетчино, к хозяйствованию на основе вольнонаёмного труда. В конце 1850-х – начале 1860-х годов в Трубетчино были выстроены жилые дома для наёмных рабочих, обширный рабочий двор с конюшнями для рабочих лошадей, мастерскими и кладовыми. Первым делом В.И. Васильчиков обратил внимание на свеклосахарный завод, который оставался главным источником дохода экономии. Необходимо было улучшать культуру выращиваемой имением свекловицы. Виктор Илларионович принялся за возделывание свекловицы, сформулировав лозунг «возрождавшегося» Трубетчинского хозяйства как «улучшенная обработка почвы и удобрение полей»

Ещё один старинный домик

С помощью мастера, привезённого из Германии, и с учётом особенностей местной почвы, Виктор Илларионович сконструировал собственный плуг и почвоуглубитель. Эта конструкция плуга, вошедшего в историю под названием «васильчиковского» и показанного впервые на Петербургской мануфактурной выставке 1870 года, вполне удовлетворяла запросам не только её создателя, но и многих земледельцев окрестных губерний на протяжении десятков лет. Кроме плугов в Трубетчинском хозяйстве использовались различные виды борон, культиваторы, паровые молотилки, сортировки, катки, сеялки (большинство из которых рядовые), жнейки, сенокосилки и др.

А это уже советская постройка, о чём указывает дата на фронтоне
Вероятно, это были ремонтные мастерские с гаражными боксами по бокам

"Добротность" советской постройки уже не такая
Видно, что лепили "тяп-ляп"

Старинное здание возле трубы

И ещё несколько снимков из серии "современные реалии"
Контрасты:

Сгоревший дом

А прямо напротив, через дорогу, современный "дворец", незамысловатой типовой архитектуры, явно какого-нибудь чинуши или депутатишки. Чего же не хватает в нём?.. Правильно, глухого трёхметрового забора, которым он вскоре и будет обнесён

На берегу пруда

Медведка на воде

Барский пруд большой, красивый, создан ещё в те времена, на речке Мартынчик
Но количество мусора зашкаливает. Видимо, такая национальная русская черта, как свинство, неискоренима

Вид от остановки

(1820-1878)

Русский генерал, участник Крымской войны (1853-1856). 16 июля 1867 года он подал прошение об отказе от службы и решил посвятить себя сельскому хозяйству в своём имении Трубетчино Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Достиг больших успехов в сельском хозяйстве и приобрел репутацию знатока этого дела, к которому за советом обращались как частные лица, так и государственные чиновники. В отставке много занимался литературной деятельностью, печатал статьи и брошюры по сельскохозяйственным вопросам, среди них стоит особо отметить: «Несколько слов о вольнонаёмном труде» (Москва, 1869); «Не угодно ли Вам?» (Москва, 1870)

Александр Илларионович Васильчиков (1818-1881)

Русский писатель и общественный деятель, родоначальник кооперативного движения в России, действительный статский советник. В начале 1840 года он принял приглашение ехать на Кавказ к барону Гану, который должен был вводить там новое административное устройство. Участник народного ополчения в годы Крымской войны (1853-1856). Был свидетелем ссоры Лермонтова и Мартынова в доме Верзилиных... Секундант на последней дуэли М.Ю. Лермонтова

Дети А.И. Васильчикова и Е.И. Сенявиной: Борис, Ольга и Евгения

Если верить подписи, то в центре княжна Ольга Александровна Васильчикова (в замужестве Толстая), будущая последняя владелица усадьбы Трубетчино

Михаил Павлович Толстой (1845-1913)

Граф, генерал-майор, герой русско-турецкой войны (1877-1878), почитается в Болгарии как герой-освободитель, командовал Передовой позицией при обороне Шипки, ранен. В 1910-1912 году по заказу М.П. Толстого был построен в Санкт-Петербурге огромный доходный дом, ставший впоследствии знаменитым, получив неофициальное, но широко известное название Толстовский дом (архитектор Ф.И. Лидваль)

*В посте использовались следующие источники (цитаты из них выделены курсивом):
1)
Андрея Найдёнова из книги "Земля Липецкая" (2003)
2)
Пост Вадима Разумова в Живом Журнале
3) Материалы Википедии (Свободной энциклопедии)

В марте 1822 года пустующее после пожара 1812 года владение полковницы А.Ф.Турчаниновой на углу Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара и Колымажного переулка купила Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода. Она построила по линии бульвара два особняка – один в классическом стиле, второй в русском. Ее сын Николай, юнкер Кавалергардского полка, примкнул к декабристам и часто принимал товарищей по тайному обществу у себя в доме. Во время самого восстания он был в отпуске в Москве и участия в нем не принимал. Но через несколько дней после восстания на Сенатской площади в этом доме были арестованы Н.А.Васильчиков и его друг П.Н.Свистунов.

В конце 1830-х годов Е.И.Васильчикова продала свой дом графине Екатерине Александровне Зубовой. Ее муж, Валерьян Николаевич, был правнуком великого полководца А.В.Суворова. Вместе с ними тут жил брат Екатерины Александровны Сергей Александрович Оболенский-Нелединский-Мелецкий. В начале 1860-х годов особняк был записан именно на него. Зубовы осуществили капитальную перестройку владения. Они соединили два дома в единое целое. Между домами выстроили помещение с большим залом, хорами и чередой гостиных. Жилая площадь здания выросла вдвое, значительно богаче стало убранство залов. Стены украсили гобелены, появились хрустальные люстры, мраморные камины, парадная лестница, комнаты с экзотическим названием: мавританская и персидская - одно из ранних проявлений историзма в оформлении московских особняков. Обильная лепнина украсила фасад и внутренние интерьеры.

В 1865 году владение покупает купец Александр Владимирович Алексеев - глава семейной фирмы «Владимир Алексеев и сыновья», которая владела золотоканительной фабрикой в Алексеевской слободе и шерстомойными фабриками на юге России. После продажи семейного особняка на Большой Алексеевской, Александр со своей супругой Елизаветой Михайловной Бостанджогло, сыном Николаем Александровичем (будущим знаменитым московским городским головой) и тремя дочерьми, а также братом Семеном Владимировичем, переехали жить сюда, на Гоголевский бульвар. В доме часто собирались друзья и родственники, бывал племянник - будущий великий режиссер (Алексеев). При Алексеевых в 1875 году архитектором была сделана двухэтажная пристройка со стороны двора.

После смерти супруга в 1884 году Елизавета Михайловна разделила имение на две части и дом под номером 14 продала Владимиру Карловичу фон Мекку, сыну Надежды Филаретовны, близкому другу Петра Ильича Чайковского. К сожалению, после переезда в особняк Владимир Карлович серьезно заболел, и в 1891 году Надежда Филаретовна переехала сюда помогать невестке и ухаживать за тяжелобольным сыном. В 1892 году, на руках матери и жены, Владимир Карлович скончался.

В феврале 1895 года фон Мекки продают дом, где всё им напоминало о трагических годах, Софье Степановне Фальц-Фейн и ее супругу Александру Ивановичу, дяде создателя заповедника Аскания-Нова. Его внучатый племянник, барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн, позже станет известен тем, что находясь в Лихтенштейне, посвятит свою жизнь возвращению на родину произведений искусства, украденных фашистами. За неполных три года Софья Степановна перестраивает деревянные сени со двора в каменные, проводит современную вентиляцию, водяное отопление и электрическое освещение. Но в 1898 году хозяйка неожиданно умирает, и неутешный вдовец продает особняк Любови Ивановне Зиминой.

Любовь Ивановна Зимина (из богатого купеческого рода владельцев Зуевской текстильной мануфактуры) вскоре после покупки особняка вышла замуж за Сергея Исидоровича Шибаева, потомственного почетного гражданина, представителя видной богородской купеческой семьи старообрядцев. Брак этот продлился 10 лет и был расторгнут в 1909 году.

В 1904 году ее младший брат Сергей Иванович создал частную оперу, в которую пригласил Назара Григорьевича Капитонова, мещанина города Люблина, обучавшегося оперному пению в Варшаве и Италии. У Любови Ивановны начался головокружительный роман с ним, в результате, в 1909 году она вышла замуж за своего кумира и приняла фамилию Капитонова. Супруги совмещали увлеченность музыкой с редким в то время хобби, а именно – со страстью к автомобилям. У них было четыре автомобиля – три легковых и один грузовой, которые стояли в обширном гараже. В основном доме квартира на первом этаже, из 12 комнат, сдавалась княгине Урусовой за 7 тысяч рублей в год. На втором этаже проживала сама Любовь Ивановна. Ее квартира состояла из 23 комнат – 13 комнат на втором этаже и 10 комнат в антресоли. В их гостиной постоянно звучала музыка, шли репетиции опер, занятия с учениками – была та жизнь к которой так стремилась Любовь Ивановна. В своем избраннике она не ошиблась – впоследствии он стал знаменитейшим педагогом вокала, доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории, наставником несравненного тенора Сергея Яковлевича Лемешева.

Любовь Ивановна Зимина владела домом в 1899–1918 годах и после национализации жила там в небольшой квартире.

В советское время здание также сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов – жилой дом для политических эмигрантов. После 1945 года – строительная организация. С 1956 года особняк с богатой биографией стал Центральным шахматным клубом СССР (сейчас Центральный дом шахматистов России).

В ходе реставрации 2015-2016 годов восстановлены исторические интерьеры парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссоздано первоначальное колористиче­ское решение интерьеров. Раскрыты первоначальные ниши и дверные проемы, поздние - заложены. Восстановлены элементы декора.

Усадьба стала лауреатом конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "лучший проект реставрации/приспособления".

В воскресенье, 18 августа, в 17-30 приглашаем посетить необыкновенный дом, у которого не только много владельцев в названии, но и история более чем богатая. Ещё в начале 19 века участок, который сейчас занимает городская усадьба, принадлежал Екатерине Васильчиковой, построившей здесь сразу после пожара 1812 года два особняка. Свой современный вид здание приобрело уже позже, после того как в конце 1830-х гг. владение выкупила семья Зубовых-Оболенских. В 1860-х годах два дома соединяются в один и строится огромный бальный зал. В 1865 году Оболенские продают дом семье купцов Алексеевых. Но на этом история не закончилась, после смерти Александра Алексеева в 1884 году его вдова делит владение на две части, строит себе вместо сада особняк, а старый дом продаёт Владимиру Карловичу фон Мекку. После его смерти усадьбу покупает А.Э. Фальц-Фейн. Фальц-Фейны проводят водяное отопление, вентиляцию и электричество и уже через три года, в 1898 году продают Любови Зиминой, которая и владела домом до самой революции. А после продолжала проживать в национализированном особняке, где ей выделили небольшую квартирку.

Усадьба связана с именами декабристов Н. В. Васильчикова, П. Н. Свистунова, И. И. Муравьёва-Апостола. В конце XIX в. здесь часто бывали на светских приёмах композиторы С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, П. И. Чайковский.

После революции здание тоже сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов – жилой дом для политических эмигрантов. После 1945 года – строительная организация. С 1956 года особняк с богатой биографией стал Центральным шахматным клубом СССР (сейчас Центральный дом шахматистов России).

В ходе реставрации 2015-2016 годов восстановлены исторические интерьеры парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссоздано первоначальное колористиче­ское решение интерьеров. Раскрыты первоначальные ниши и дверные проемы, поздние - заложены. Восстановлены элементы декора. Усадьба стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016» в номинации «лучший проект реставрации».

Настало время для нового поста с шикарными интерьерами! На Гоголевском бульваре находится усадьба, которая в наше время больше известна как Центральный дом шахматистов. В 2015-2016 годах в особняке были проведены реставрационные работы. Восстановлены исторические виды парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссозданы первоначальные цвета интерьеров и элементы декора. Раскрыты исторические ниши и дверные проемы, более поздние — заложены. Усадьба стала победителем конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "Лучший проект реставрации/приспособления".

И вот 11 мая в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы по проведению мероприятий на объектах культурного наследия состоялась экскурсия для архитекторов, художников-реставраторов и экскурсоводов по городской усадьбе Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк, расположенной на Гоголевском бульваре, 14. Одним из участников этой экскурсии стал я. Итогом моего знакомства с особняком стал эксклюзивный фотоотчет, который вы найдете ниже.

Хотели бы вы поиграть в шахматы в интерьерах главного дома?

2. Гоголевский бульвар.

Экскурсию по усадьбе провела Ирина Владимировна Краусова, известный московский экскурсовод. Ирина Владимировна поведала посетителям об уникальной истории особняка и его владельцах за более чем двести лет.

3.

Российская шахматная федерация как преемник Шахматной федерации СССР начала функционировать с 15 февраля 1992 года.
4.

5. Парадный вестибюль.


1977 год. Архив ЦНРПМ. Автор фото: С. Гаврилов.

6. Парадная лестница.

В марте 1822 года имение полковницы А.Ф. Турчаниновой на углу Гоголевского (тогда - Пречистенского) бульвара и Колымажного переулка купила представительница старомосковского дворянского рода Екатерина Ивановна Васильчикова. Она построила вдоль линии бульвара два особняка - в русском и классическом стиле.

7. Кариатиды над парадной лестницой.

8. Большой зал.


1977 год. Архив ЦНРПМ. Автор фото: С. Гаврилов.Южная стена большого зала на 2-м этаже. Паркет был утрачен в конце 1970-х годов и воссоздан по старым чертежам и фото в 2015 году.

9. Плафон Большого зала.

От Васильчиковых усадьба переходит к графине Екатерине Александровне Зубовой, чей муж, Валерьян Николаевич, был правнуком великого полководца А.В.Суворова. Позже владельцем особняка стал родственник Зубовых, Сергей Александрович Оболенский-Нелединский-Мелецкий.

10. Плафон Большого зала.

11. Мавританская комната.

12. Мавританская комната.

Именно при Зубовых-Оболенских усадебный комплекс приобрел свой современный вид. Два здания были соединены воедино, а между ними выстроили помещение с большим залом, хорами и чередой гостиных.

13. Анфилада.

14. Камин в Красном кабинете.

15. Красный кабинет.

В 1865 году особняк приобрел влиятельный купец Александр Владимирович Алексеев, который сильно перестроил усадьбу, но и на этом ее изменения не завершились.

16. Красный кабинет.

17. Шкаф в приемной.

18. Деталь шкафа в приемной.

19. Шахматы в Красном кабинете.

В 1895 года владельцами усадьбы становятся супруги Фальц-Фейны. Они за неполных три года перестраивают деревянные сени со двора в каменные, проводит в особняке современную вентиляцию, водяное отопление и электрическое освещение.

20. Детали оформления интерьеров Красного кабинета.


1977 год. Архив ЦНРПМ. Автор фото: С. Гаврилов. Большой зал.

21. Лепнина потолков Красного кабинета.

22. Приемная.

Но в 1898 году хозяйка неожиданно умирает, и неутешный вдовец продает особняк Любови Ивановне Зиминой, бывшая замужем за оперным певцом Н.Г.Капитоновым.

23. Приемная.

24. Люстра в приемной.

25. Камин в Приемной.

Супруги совмещали увлеченность музыкой с редким в то время хобби, а именно - со страстью к автомобилям. У них было четыре автомобиля - три легковых и один грузовой, которые стояли в гараже на территории усадебного комплекса.

26. Потолок в Приемной.

27. Малый зал.

28. В Малом зале экспозиция полностью пронизана шахматами.

31. Потолок в Аванзале.

Любовь Ивановна Зимина владела домом вплоть до революции, а после национализации жила там в небольшой выделенной для нее квартире.

32. Портретная галерея.

33. Анатолий Евгеньевич Карпов.

34. Старые книги про шахматы.

35. Бюст Карпова.

36. Справочник шахматиста.

37. Шахматы из коллекции Карпова.

38. Марки и значки из коллекции А.Е. Карпова.

В советское время здание также сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов особняк стал жилым домом для политических эмигрантов. После 1945 года в здании располагалась строительная организация. С 1956 года усадьба с богатой историей стала Центральным шахматным клубом СССР.

39.

43. Знак Мальтийского ордена, подарок потомков русских эмигрантов в 1981 году. Из коллекции А.Е. Карпова.

44. Значки чемпионов СССР.

45. Значки за заслуги в игре в шахматы.

В 2015-2016 годах были проведены реставрационные работы в особняке. Восстановлены исторические виды парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссозданы первоначальные цвета интерьеров и элементы декора.

46. Шахматы "Петровская эпоха". Из коллекции А.Е. Карпова.


1949 год.

Раскрыты исторические ниши и дверные проемы, более поздние — заложены. Усадьба стала победителем конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "Лучший проект реставрации/приспособления".

50.

Сегодня в отреставрированной усадьбе на Гоголевском бульваре располагается Российская шахматная федерация и Центральный дом шахматиста имени М.М. Ботвинника. Многие отметили, с каким большим вкусом и вниманием к деталям воссоздана обстановка в усадьбе. Это является заслугой Российской шахматной федерации, руководство которой бережно относится к особняку и его длинной истории.

Экскурсии по усадьбам на сайте