Умер писатель сергей есин. Есин, сергей николаевич Есин сергей николаевич российский писатель биография

Умер писатель сергей есин. Есин, сергей николаевич Есин сергей николаевич российский писатель биография
Умер писатель сергей есин. Есин, сергей николаевич Есин сергей николаевич российский писатель биография

Из Минска пришло печальное известие. Скончался Сергей Николаевич Есин. Крупный писатель, бывший ректор Литературного института имени А.М. Горького, в последние годы возглавлявший в институте кафедру литературного мастерства. Удивительный человек, талантливый прозаик и публицист, знаток русского театра, мудрый педагог, которого любили студенты его семинаров. Литературному институту он отдал ровно тридцать своей жизни.

Романы Сергея Есина "Имитатор", "Временитель" и "Гувернер" - яркие явления в литературе "перестройки". Фото: Photoxpress

В начале 80-х годов, когда я учился в Саратовском университете, я взял в библиотеке подшивку журнала "Юность" за последние годы и в № 3 за 1979 год прочитал повесть неизвестного мне прозаика Сергея Есина "Р-78". Она врезалась мне в память на всю жизнь. Повесть была вроде бы самая обычная, и герой ее не представлял ничего особого. Обычный москвич. Но от стиля повести веяло таким мощным ветром таланта, такой художественной энергией, что не запомнить ее было нельзя, как и повести других, тогда еще молодых писателей "Юности" Дины Рубиной, Анатолия Тоболяка, Карена Шахназарова.

Мое очное знакомство с ним случилось в 1987 году. Я только закончил Литературный институт, стал секретарем приемной комиссии. Легкий, быстрый, красивый, он влетел в наш кабинет и сразу заполнил собой все его пространство. Он сам был похож на свою раннюю прозу...

А потом были нашумевшие романы "Имитатор", "Временитель" и "Гувернер", которыми зачитывались мы все и которые стали одним из самых ярких явлений в литературе эпохи "перестройки". Во время расстрела Белого дома в 1993 году Сергей Николаевич занял независимую позицию, что нашло отражение в его романе "Затмение Марса". Вообще, независимость от давления так называемого "общественного мнения", не говоря уже от литературной среды, всегда отличала его. Порой это вредило широкой популярности, но он не боялся этого. Мне кажется, в жизни он боялся только одного: потерять свою любимую жену. Он был женат на известном кинокритике Валентине Сергеевне Ивановой. Она тяжело болела долгие годы, и только близкие к Сергею Николаевичу люди знали, каким рыцарем он проявил себя в это время. В 2008 году ее не стало.

Он выдержал и это. Каждый раз, когда я встречался и разговаривал с ним, я чувствовал, какая внутренняя сила, какая мощная энергия таится в этом человеке, внешне спокойном. И недаром биографию В.И. Ленина, написанную в 2002 году (дерзкий и непопулярный для той эпохи поступок), он назвал "Смерть титана". Ему были близки личности сильные, масштабные... Он сам был таким. Таким останется в нашей памяти.

Прямая речь

Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института:

Огромная потеря для литературы, для Литературного института. В моем сознании это всегда был человек стремительный, летящий. В свои восемьдесят с лишним лет сам водил машину, взлетал по лестнице на кафедру литературного мастерства. Он работал до последнего дня. За этот год он побывал в Екатеринбурге, Петербурге. Сейчас мы представляем в Минске Дом национальных литератур при Литературном институте. Еще вчера вечером мы с ним говорили о жизни, литературе. Он смеялся, шутил, был бодрым, как всегда. А утром... не проснулся.

Потеря страшная. Но остались его книги, остался замечательный "Дневник", который он вел и публиковал ежегодно с 1985 года. Только сейчас понимаешь, какое великое дело он делал, работая над этим "Дневником". Я уверен, что ему суждена долгая жизнь, как и другим произведениям Сергея Николаевича.
Вечная ему память.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

ЕСИН, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1935), русский советский писатель. Родился 18 декабря 1935 в Москве в интеллигентной семье. После окончания филологического факультета МГУ (1960) был актером в театре, работал на радио, ТВ; был главным редактором журнала «Кругозор». С 1987 преподаватель, затем профессор кафедры литературного мастерства, с 1992 – ректор Литературного института им. А.М.Горького.

После выхода сборников Живем только два раза (1976) и При свете маленького прожектора (1979) привлек широкое внимание романом Имитатор. Записки честолюбивого человека (1985), открывшим объединенный общей проблематикой своеобразный романический триптих, включающий также романы Временитель (1987, др. назв. этого «романа о любви и дружбе» – Гладиатор ) и Соглядатай (1989, др. назв. – Бег в обратную сторону, или Эсхатология ). В центре внимания Есина, писателя-аналитика, сдержанно-респектабельного в стилевой манере и беспощадного в социально-психологическом обличении, современная творческая интеллигенция, с ее вечно новым комплексом славолюбия и зависти, жажды власти и зависимости, с ее труднопреодолимым соблазном искушения хорошо оплачиваемой ложью и позорной уступчивостью перед наглостью современных «конквистадоров», как их называет сам автор, – дельцов от искусства, присваивающих себе чужой труд, талант и время. Напряженность характерного для прозы Есина внутреннего монолога, позволяющего с максимальной тщательностью проследить за всеми этапами борьбы высокого и низкого в душе героя, перипетиями мучительного подавления голоса совести, отказа от призвания во имя «призванности», от истинных творческих прорывов ради внешней успешности, дающего определить причины разлада человеческого в человеке, нарушения гармонии между самооценкой персонажа и мнением о нем окружающих, заставляет видеть в произведении Есина драму этических принципов, родственную драме идей современной научной художественной литературы, в которой важнее самой ситуации аспект и результат ее рассмотрения. Скептически-ироническая оценка современной отечественной интеллигенции с ее лицемерием, невежеством, конформизмом и корыстолюбием, формирует принципиально новую трактовку этого слоя русского общества, претендующего быть независимым, самоотверженным и бескорыстным наставником народа.

В то же время проблемы интеллигенции экстраполируются писателем на все общество, приобретая тем самым характер «всемирной эсхатологии, т.е. учения о цели Космоса и истории и их конце» (словарное определение, поставленное автором в эпиграф Бега... ). Вот почему справедливо утверждение Есина (которое можно с полным основанием отнести и к другим его произведениям), что, например, Имитатор – «роман не о художнике», а о системе.

Игра в подлинность, имитаторство временщиков, суета, убивающая талант, и настоящее дело, раскрываясь на примере хорошо известной автору писательской среды (здесь напрашиваются реминисценции с романом Мастер и Маргарит а М.А.Булгакова и даже пьесой Кот домашний средней пушистости Г.И.Горина и В.Н.Войновича), в романе Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов. Педагогические этюды и размышления об искусстве стать писателем (1984) перерастают в трогательную и печально-саркастическую картину мира, постепенного «обытовления», омещанивания русской интеллигенции в автобиографической повести Мемуары сорокалетнего , повестях Производственный конфликт , Соавтор , рассказах Побег , Основная пара , Родственница , Приезжий , Серьезная покупка (все 1984), романе Сам себе хозяин (1985), пьесе Гибкая пластинка (1984) и др., выявляя при этом стремление автора к игре со временем и пространством, кинематографически крупным планом и литературным коллажем, мистическими и фантастическими мотивами, элементами публицистики и документальности.

Лейтмотивная для Есина проблема нравственного выбора (с неизменным авторским тяготением к справедливости как фундаменту сохранения чести и достоинства) проецируется и на его социально-исторические произведения – как основанные на факте и максимальном приближении к реальности обращения к революционным событиям в России начала века (роман Константин Петрович , 1987, посвященный В.И.Ленину), так и историко-фантастическую антиутопию («однопартийный роман» Казус, или Эффект близнецов , 1992). Внутриполитическим процессам 1990-х годов посвящена и публицистика Есина (сб. статей Культура и власть , 1997).

В повести Есина Техника слова (1990) показано взаимодействие жизненного материала и многовариантной фантазии художника, цель и смысл которой не всегда бывают предсказуемы даже для самого автора.

Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935, Москва) - российский писатель и журналист.

Краткая биография

Заочно окончил филологический факультет МГУ (1960). Работал библиотекарем, фотографом, журналистом, лесником, артистом, главным редактором журнала «Кругозор». С 1969 член КПСС. Первая крупная публикация - повесть «Живём только два раза» (1969), напечатанная под псевдонимом С. Зинин в журнале «Волга». Член СП СССР с 1979. В 1981 окончил заочно Академию общественных наук при ЦК КПСС и в том же году уволился с должности главного редактора литературных вещаний Всесоюзного радио, чтобы полностью посвятить себя литературному труду. С 1987 преподаватель, в 1992-2006 также ректор Литературного института. Член правления (с 1994), секретарь (с 1999) Союза писателей России. Вице-президент Академии российской словесности.

Во многих произведениях Есина объектом исследования становится советский гражданин, интересы которого ограничены материальным благосостоянием и стремлением занять более высокую должность… передача мыслей и рефлексия героев преобладают над сюжетом.

Вольфганг Казак

Жена - кинокритик Валентина Иванова (1937-2008).

Награды и премии

  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (2000) - за заслуги в области искусства
  • Почётный работник высшего образования РФ
  • Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции»
  • Премия Правительства Москвы (1995)
  • Орден Дружбы (1996)
  • Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1999)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 марта 2004) - за большой вклад в развитие отечественной культуры
  • Бунинская премия (2008)
  • Горьковская литературная премия (2009)
  • Премия «Венец» (2012) Союза писателей Москвы
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (31 июля 2013) - за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу
  • Премия «Золотой Дельвиг» (2014) - за многолетнюю литературную деятельность и создание произведений, которые стали вехами в советской и русской литературной жизни

Сочинения

  • «Живём только два раза», 1976 (сборник)
  • «При свете маленького прожектора», 1979 (сборник)
  • «Р-78» // «Юность», 1979, № 3 (повесть)
  • «Мемуары сорокалетнего», 1984 (сборник)
  • «Имитатор» // «Новый мир», 1985, № 3 (роман о художнике среднего таланта, добившемся признания подражанием, копированием и портретами функционеров высшего ранга)
  • «Сам себе хозяин», 1985 (роман о жизни сезонного рабочего)
  • «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», 1985, дополненное изд. под назв.: Константин Петрович, 1987 (роман о Ленине)
  • «Гладиатор», 1987 (сборник)
  • «Временитель» // «Знамя», 1989, № 1-2
  • «Типы», 1990 (сборник)
  • «Венок геодезисту» // альманах «Апрель», сб. 2, 1990
  • «Казус, или Эффект близнецов». Однопартийный роман // «Московский вестник», 1992, № 2-5 (антиутопия)
  • «Стоящая в дверях» // «Наш современник», 1992, № 4
  • «Затмение Марса» // «Юность», 1994, № 10
  • «Отступление от романа», или «В сезон засолки огурцов», 1994
  • «Рассказы», 1995
  • «Гувернёр», 1996 (роман)
  • «Культура и власть», 1997 (сборник эссе)
  • «Ленин. Смерть титана», 2002 (роман-биография)
  • «На рубеже веков. Дневник ректора», 2002
  • «Ах, заграница, заграница…», 2006 (в книгу вошли романы «Хургада» и «Марбург»)
  • «Случайная закономерность. Сергей Есин - Марк Авербух. Межконтинентальные разговоры», 2009
  • «Твербуль, или Логово вымысла» (роман), 2009
  • «Маркиз» (роман), 2011
  • «Опись имущества одинокого человека» (роман), 2014

ЕСИН , СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1935), русский писатель. Родился 18 декабря 1935 в Москве в интеллигентной семье. После окончания филологического факультета МГУ (1960) был актером в театре, работал на радио, ТВ; был главным редактором журнала "Кругозор". С 1987 преподаватель, затем профессор кафедры литературного мастерства, с 1992 - ректор Литературного института им. А.М.Горького.

После выхода сборников "Живем только два раза" (1976) и "При свете маленького прожектора" (1979) привлек широкое внимание романом "Имитатор. Записки честолюбивого человека" (1985), открывшим объединенный общей проблематикой своеобразный романический триптих, включающий также романы "Временитель" (1987, др. назв. этого "романа о любви и дружбе" - "Гладиатор") и "Соглядатай" (1989, др. назв. - "Бег в обратную сторону, или Эсхатология"). В центре внимания Есина , писателя-аналитика, сдержанно-респектабельного в стилевой манере и беспощадного в социально-психологическом обличении, современная творческая интеллигенция, с ее вечно новым комплексом славолюбия и зависти, жажды власти и зависимости, с ее труднопреодолимым соблазном искушения хорошо оплачиваемой ложью и позорной уступчивостью перед наглостью современных "конквистадоров", как их называет сам автор, - дельцов от искусства, присваивающих себе чужой труд, талант и время. Напряженность характерного для прозы Есина внутреннего монолога, позволяющего с максимальной тщательностью проследить за всеми этапами борьбы высокого и низкого в душе героя, перипетиями мучительного подавления голоса совести, отказа от призвания во имя "призванности", от истинных творческих прорывов ради внешней успешности, дающего определить причины разлада человеческого в человеке, нарушения гармонии между самооценкой персонажа и мнением о нем окружающих, заставляет видеть в произведении Есина драму этических принципов, родственную драме идей современной научной художественной литературы, в которой важнее самой ситуации аспект и результат ее рассмотрения.

Скептически-ироническая оценка современной отечественной интеллигенции с ее лицемерием, невежеством, конформизмом и корыстолюбием, формирует принципиально новую трактовку этого слоя русского общества, претендующего быть независимым, самоотверженным и бескорыстным наставником народа.

В то же время проблемы интеллигенции экстраполируются писателем на все общество, приобретая тем самым характер "всемирной эсхатологии, т.е. учения о цели Космоса и истории и их конце" (словарное определение, поставленное автором в эпиграф "Бега..."). Вот почему справедливо утверждение Есина (которое можно с полным основанием отнести и к другим его произведениям), что, например, "Имитатор" - "роман не о художнике", а о системе.

Игра в подлинность, имитаторство временщиков, суета, убивающая талант, и настоящее дело, раскрываясь на примере хорошо известной автору писательской среды (здесь напрашиваются реминисценции с романом "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова и даже пьесой "Кот домашний средней пушистости" Г.И.Горина и В.Н.Войновича), в романе "Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов. Педагогические этюды и размышления об искусстве стать писателем" (1984) перерастают в трогательную и печально-саркастическую картину мира, постепенного "обытовления", омещанивания русской интеллигенции в автобиографической повести "Мемуары сорокалетнего", повестях "Производственный конфликт", "Соавтор", рассказах "Побег", "Основная пара", "Родственница", "Приезжий", "Серьезная покупка2 (все 1984), романе "Сам себе хозяин" (1985), пьесе "Гибкая пластинка" (1984) и др., выявляя при этом стремление автора к игре со временем и пространством, кинематографически крупным планом и литературным коллажем, мистическими и фантастическими мотивами, элементами публицистики и документальности.

Лейтмотивная для Есина проблема нравственного выбора (с неизменным авторским тяготением к справедливости как фундаменту сохранения чести и достоинства) проецируется и на его социально-исторические произведения - как основанные на факте и максимальном приближении к реальности обращения к революционным событиям в России начала века (роман "Константин Петрович", 1987, посвященный В.И.Ленину), так и историко-фантастическую антиутопию ("однопартийный роман" "Казус, или Эффект близнецов", 1992). Внутриполитическим процессам 1990-х годов посвящена и публицистика Есина (сб. статей "Культура и власть", 1997).

В повести Есина "Техника слова" (1990) показано взаимодействие жизненного материала и многовариантной фантазии художника, цель и смысл которой не всегда бывают предсказуемы даже для самого автора.

Общий стаж работы:

Стаж работы по специальности:

Повышение квалификации (последнее):

2011 год (Казань)

Биография

Сергей Николаевич Есин родился 18 декабря 1935 в Москве. Заочно окончил филологический факультет МГУ (1960). Работал библиотекарем, фотографом, журналистом, лесником, артистом, главным редактором журнала «Кругозор». С 1969 член КПСС. Первая крупная публикация - повесть «Живём только два раза» (1969), напечатанная под псевдонимом С. Зинин в журнале «Волга». Член СП СССР с 1979. В 1981 окончил заочно Академию общественных наук при ЦК КПСС и в том же году уволился с должности главного редактора литературных вещаний Всесоюзного радио, чтобы полностью посвятить себя литературному труду. С 1987 преподаватель, в 1992-2006 также ректор Литературного института. Член правления (с 1994), секретарь (с 1999) Союза писателей России. Вице-президент Академии российской словесности.

Сергей Николаевич Есин скончался 11 декабря 2017 года. Его сердце остановилось в дороге, в Минске, где делегация Литературного института представляла Дом национальных литератур.

Вся жизнь Сергея Николаевича была связана со словом, и завершилась она в поиске молодых творческих сил, с надеждами на широкое развитие нашего необходимого миру дела.

Достижения и поощрения (премии, награды, почетные звания)

Заслуженный деятель искусств РФ Почётный работник высшего образования РФ Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции» Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства Орден Дружбы (1996) Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 марта 2004) - за большой вклад в развитие отечественной культуры Почётная грамота Президента Российской Федерации (31 июля 2013) - за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу

Библиография

«Живём только два раза», 1976 (сборник) «При свете маленького прожектора», 1979 (сборник) «Р-78» // «Юность», 1979, № 3 (повесть) «Мемуары сорокалетнего», 1984 (сборник) «Имитатор» // «Новый мир», 1985, № 3 (роман о художнике среднего таланта, добившемся признания подражанием, копированием и портретами функционеров высшего ранга) «Сам себе хозяин», 1985 (роман о жизни сезонного рабочего) «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», 1985, дополненное изд. под назв.: Константин Петрович, 1987 (роман о Ленине) «Гладиатор», 1987 (сборник) «Временитель» // «Знамя», 1989, № 1-2 «Типы», 1990 (сборник) «Венок геодезисту» // альманах «Апрель», сб. 2, 1990 «Казус, или Эффект близнецов». Однопартийный роман // «Московский вестник», 1992, № 2-5 (антиутопия) «Стоящая в дверях» // «Наш современник», 1992, № 4 «Затмение Марса» // «Юность», 1994, № 10 «Отступление от романа», или «В сезон засолки огурцов», 1994 «Рассказы», 1995 «Гувернёр», 1996 (роман) «Культура и власть», 1997 (сборник эссе) «Ленин. Смерть титана», 2002 (роман-биография) «На рубеже веков. Дневник ректора», 2002 «Ах, заграница, заграница…», 2006 (в книгу вошли романы «Хургада» и «Марбург») «Случайная закономерность. Сергей Есин - Марк Авербух. Межконтинентальные разговоры», 2009 «Твербуль, или Логово вымысла» (роман), 2009 «Маркиз» (роман), 2011