У больного нарушена речь какие симптомы. Нарушения речи: причины, разновидности. Причины возникновения нарушений речи у взрослых

У больного нарушена речь какие симптомы. Нарушения речи: причины, разновидности. Причины возникновения нарушений речи у взрослых
У больного нарушена речь какие симптомы. Нарушения речи: причины, разновидности. Причины возникновения нарушений речи у взрослых

Патология речи возникает еще во время внутриутробного развития малыша. Среди причин речевых нарушений, которые влияют на плод в период беременности, выделяют токсикозы, интоксикации, патологии обмена веществ матери, влияние отдельных химических элементов, спиртного, никотина, наркотических средств, радиоактивное излучение.

Причины

Причины речевых нарушений можно разделить по группам.

Внутриутробные патологии:

  1. Гипоксия плода.
  2. Вирусные заболевания, которые перенесла будущая мать в период ожидания малыша.
  3. Травмы, ушибы и падения беременной женщины.
  4. Резус-конфликт.
  5. Недоношенность и переношенность.
  6. Вредные привычки мамы.
  7. Воздействие сильнодействующих лекарственных препаратов, которые принимала беременная.
  8. Стрессовые состояния мамы.

Родовой период:

  1. Родовые травмы.
  2. Низкий балл по шкале Апгара.
  3. Асфиксия.
  4. Маленький вес.

Помимо этого, выделяют наследственные причины речевых нарушений, болезни, которые были перенесены в первые недели жизни малыша, влияние социальных факторов.

Что еще нужно знать? Характеристика речевых нарушений напрямую зависит от вида патологии.

Виды

Выделяют следующие виды речевых нарушений:

  1. Афазия.
  2. Алалия.
  3. Дислалия.
  4. Ринолалия.
  5. Дислексия.
  6. Заикание.
  7. Тахилалия - ускоренная речь.
  8. Дисфония, афония.
  9. Дизартрия.
  10. Брадилалия - замедленная речь.

Что такое афазия? Особенность речевых нарушений - утрата способности разговаривать вторичного характера, связанная с травмами или заболеваниями головного мозга. Первичные речевые возможности нарушены полностью или частично. Имеются проблемы с письмом и чтением.

ФФН - фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Наблюдается деформация произносительной речевой области, вследствие неполноценного восприятия звуков и их неправильного произношения. Отсутствуют нарушения слуха, а интеллектуальное развитие находится на должном уровне. Построение фраз и связность повествования - в норме.

ОНР характеризуется серьезными проблемами с построением предложений. Происходит замена слов детским лепетом. Слуховые функции и интеллект в норме. Нарушены звуковые и смысловые линии. Диагноз часто ставят детям с алалией, дизартрией, ринолалией, афазией. ОНР имеет 4 стадии, которые отличаются степенью существующих нарушений. Наиболее тяжелое расстройство речевых функций свойственно первой стадии заболевания. При этом ребенок заменяет полноценные, стандартные слова на одно- или двусложные сокращения, свойственные малышам до 1,5 лет. Пример: машина - би-би, девочка - ля-ля, собака - ав-ав.

Алалия - отсутствие речевой функции у детей старше 3-4 лет. Присутствует поражение речевых зон головного мозга. Не происходит формирование грамматических, лексических и фонематических навыков. Имеются тяжелые семантические дефекты. Не наблюдаются мотивационно-побудительные речевые элементы.

Дислалия - это нарушение функции звукопроизношения. Может быть следующих видов:

  • Простая или мономорфная. Проблемы с произношением одного звука или нескольких звуков, относящимися к единой категории. Пример: Ж - Ш.
  • Сложная или полиморфная — отсутствуют или искажены звуки из разных звуковых категорий.
  • Возрастная или физиологическая — проблемы с произношением звуков у детей до 5 лет. Не требует работы с логопедом.
  • Функциональная дислалия - это нарушение звукопроизношения, связанное с заболеваниями ЦНС.
  • Механическая или врожденная - присуща детям, имеющим проблемы с речевым аппаратом.

При ринолалия речь имеет оттенок гнусавости. Могут наблюдаться физиологические особенности - «заячья губа» или «волчья пасть». Причинами заболевания являются анатомические дефекты речевого аппарата. Произношение слов и предложений неразборчивое и монотонное.

В диагностике необходимо обратить внимание на причины речевых нарушений:

  1. Перенесенные во время вынашивания плода заболевания.
  2. Наличие травм во время родовой деятельности.
  3. Генетическая предрасположенность к определенным расстройствам речи.
  4. Наличие родовых травм и гипоксии.
  5. Совместимость резус-факторов матери и ребенка.
  6. Перенесенные ребенком болезни в первые двенадцать месяцев после рождения.
  7. Социальные и бытовые условия воспитания.

Для более подробного изучения особенностей речевого развития ребенка логопедом проводится обследование всех сторон речи ребенка для постановки точного диагноза. Выясняются все анамнестические данные для определения особенностей личности.

План исследования

Обязательно проводится исследование словаря ребенка по следующему плану:

  1. Показ и называние изображения и выполняемого действия по серии картинок.
  2. Составление рассказа с опорой на заданное изображение.
  3. Исследование грамматического строя речи.
  4. Умения образовывать слово при помощи ласкательных суффиксов.
  5. Обследование фонематического восприятия.
  6. Исследование особенностей произношения звуков.
  7. Определения уровня понимания значения отдельных слов.

Игры для диагностики

Благодаря современному развитию компьютерных логопедических игр, такие приложения активно используются при диагностике речевых нарушений у ребенка. Все блоки заданий даются ребенку в игровой форме. Для обследования рекомендуются следующие приложения:

  • «Баба Яга обучается читать»;
  • «Тигрес»;
  • «Учимся правильно говорить».

Также перечисленные игровые издания могут использовать родители для самостоятельной диагностики речи своего малыша.

Лечение и коррекция

Лечение является кардинальным способом преодоления расстройств речи. В основном подобный метод применяется при тяжелых формах речевого недоразвития или же при поражении органов речи. Медикаментозное лечение заключается в приеме ребенком или взрослым следующих групп препаратов:

  1. Употребление гопантеновой кислоты.
  2. Применение седативных веществ для уменьшения спазмов.
  3. Антидепрессанты.
  4. Витаминные добавки.
  5. Ноотропные препараты.

Применение веществ ноотропной группы рекомендуется детям с психическими и речевыми нарушениями. Курс лечения не должен превышать шести месяцев. Также детям с тяжелыми видами расстройств речи в обязательном порядке назначаются успокоительные препараты.

Детям с ринолалией обязательно проводиться хирургическое вмешательство с целью восстановления целостности неба и верхней губы. Также обязательное комплексное лечение проходят малыши с алалией. Так как вышеупомянутое нарушение, является наиболее сложным. Наряду с приемом необходимых медикаментов, проводятся занятия направленные на восстановление всех сторон речи.

Коррекция

К сожалению, в настоящее время все чаще возникает необходимость осмотра ребенка логопедом. Основную роль в преодолении речевых нарушений занимают специальные занятия по диагностике и преодолению речевых расстройств. С детьми дошкольного возраста все занятия проводятся с применением игровых методик. Каждое занятие включает в себя такие составляющие:

Логопедические игры

Также в занятия включаются разнообразные скороговорки и сочинение по иллюстрации своих стихотворений. Примеры логопедических игр:

  • «Слови звук»;
  • «Скажи как, я»;
  • «Кто больше сочинит слов на заданный звук»;
  • «Собери букву из полочек»;
  • «Шнуровки».

Перед проведением каждого занятия проводится артикуляционная гимнастика, целью которой является подготовка органов речи к работе. Затем ведется работа по постановке нарушенного звука. В блок коррекционных упражнений обязательно вводятся задания по расширению словарного запаса ребенка.

Необходимо также отметить, что достижение позитивной динамики в преодолении дефектов речи возможно только при двухстороннем сотрудничестве между логопедом и родителями, а именно контроль над выполнением закрепляющего материала ребенком. Также широко применяются нестандартные методы в проведении логопедических занятий:

  • песочная терапия;
  • арт-терапия;
  • логопедическая ритмика;
  • пальчиковый театр;
  • лечебная физкультура;
  • вокализация.

Следует отметить, что некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, другие же требуют коррекции.

Профилактическая работа

Но также каждый из родителей может провести профилактическую работу по преодолению развития у своего малыша нарушений речи. Ее следует провести, включая в игры следующие задания:

  1. Занятия с песком.
  2. Игра «Золушка» - предложите своему ребенку среди множества круп найти какие-либо мелкие детали.
  3. Рассказывайте ребенку обо всех бытовых действиях, которые вы выполняете.
  4. Пойте с ребенком детские песенки.
  5. Вместе стройте конструкторы и мозаики из мелких деталей.

Все перечисленные упражнения помогут вашему ребенку развиваться в разносторонних направлениях.

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях

Чтобы стремительнее возобновить речь после пережитого инсульта - необходимо вовлечь процедуры не только медицинских работников, но и самого больного с его родственниками. Непосредственно от этого и будет зависеть дальнейшее выздоровление.

Занятия с пациентами в домашних условиях

Проводить обучения с больным в бытовой обстановке можно только после того, как было дано согласие лечащего врача. Немаловажно не нанести вред: не предоставлять чрезмерную речевую нагрузку либо трудные занятия. Ведь таким образом можно уничтожить оптимистичность больного. Бывают случаи, когда родным недостаточно упорства, они хотят в недалеком будущем услышать вразумительную и ясную речь. Провал больного порождает у них разочарование, что мгновенно проявляется в их мимике. Индивид, вынесший кровоизлияние в мозг, утрачивает положительное настроение и способен в дальнейшем совсем отказаться от занятий.

Используют специализированные упражнения при нарушении речи после микроинсульта. Они кажутся элементарными. Однако необходимо осознавать, что больному после инфаркта сложно делать что-либо, в том числе и шевелить губами.

Ирина Щудрина
Речевые нарушения и причины их возникновения

Причины возникновения речевых нарушений

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки.

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

Внутриутробная патология;

Наследственная предрасположенность, генетические аномалии;

Неблагоприятные роды и их последствия;

Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;

Ребенок общается с людьми с нарушениями речи;

Малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;

Ребенок перенес стресс или испуг;

Нарушения двигательной функции артикуляционного аппарата;

Недоразвитие фонематического слуха у ребенка.

Виды речевых нарушений

В группу компенсирующей направленности направляются дети со следующими речевыми нарушениями:

Дизартрия

– это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детском саду находятся дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

Коррекционная работа проводится по разным направлениям:

Развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);

Исправление звукопроизношения,

Формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для достижения положительных результатов необходимы также консультации врача-невролога.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР)

– нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом.

У детей, имеющих ФФНР:

Один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;

Сложные звуки заменяются простыми;

Наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

Формирование произносительных навыков;

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;

Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;

Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;

Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

– это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Выполнять назначения невролога;

Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;

Способствовать развитию мелкой моторики рук;

Способствовать развитию всех основных психических процессов посредством детских игр.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

Обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

Осуществлять контроль за речью ребенка.

Публикации по теме:

Причины возникновения эмоции страха у детей Эмоции понимаются нами как душевные волнения, составляющие элементы чувств. Человек может испытывать различные эмоции. в попытках объеденить.

Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ершистого, драчливого, грубого.

Речевые нарушения Причины речевых нарушений Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы: 1. Органические приводят к повреждению.

Неуспеваемость младших школьников: проявления, причины По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытываю трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит.

Причины отклонений в речевом развитии Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Причины стойкого нарушения звукопроизношения у дошкольников Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать.

На каких этапах развития ребенка и при каких условиях и обстоятельствах может происходить повреждение его речевого аппарата, приводящее к нарушениям речи? И только ли повреждения речевого аппарата могут приводить к появлению речевых расстройств или такие расстройства возможны и при наличии вполне нормального речевого аппарата?

Начнем с самого начала. Ребенок еще не родился и даже не «запрограммирован», а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом «работать» на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей. По наследству могут передаваться некоторые особенности нервно-психического склада родителей, а также особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата (например, особенности строения артикуляторных органов, вплоть до наличия небных расщелин, или своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществлению речевой функции). Однако роль наследственного предрасположения в происхождении речевой патологии оценивается не всеми одинаково: одни исследователи отводят ей чрезвычайно большую роль, другие почти полностью сбрасывают ее со счетов. Истина здесь, как и в большинстве других подобных ситуаций, по-видимому, лежит где-то посредине.
Что касается предшествующих наступлению беременности обстоятельств жизни будущих родителей, то особую опасность здесь представляют следующие:
профессиональные «вредности», действующие очень массивно или в течение продолжительного времени (наличие радиационного излучения, работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок и т. п.);
наркомания;
алкоголизм и курение;
искусственное прерывание предшествующих беременностей;
другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно-психическому истощению будущих родителей.

Нормальный ход внутриутробного развития плода, а значит и нормальное формирование центрального и периферического отделов речевого аппарата, могут нарушаться вследствие воздействия следующих неблагоприятных факторов:
токсикозы первой и (или) второй половины беременности;
острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность, эндокринные расстройства и т. п.);
резус-конфликт;
падения и ушибы (особенно в области живота) матери во время беременности;
профессиональные вредности, продолжающие действовать и во время уже наступившей беременности; помимо отмеченных выше для будущей матери в этот период недопустимы также тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену;
курение матери и употребление ею алкогольных напитков;
стрессовые ситуации, связанные, например, с распадом семьи, смертью близких родственников и т. п.;
не доведенные до конца попытки прерывания беременности, неизбежно нарушающие весь дальнейший ход нормального внутриутробного развития плода.

Несколько подробнее хотелось бы остановиться на вреде курения матери во время беременности, доказанном специальными научными исследованиями. Согласно данным эхографии, сердечный ритм ребенка непосредственно во время курения матери значительно ускоряется, тогда как спонтанные движения плода постепенно прекращаются - ребенок задыхается. Дети, рожденные от курящих матерей, в первые три месяца жизни особенно подвержены заболеваниям органов дыхания. Объем легких у них уменьшен примерно на 5%, а вес - на 70-140 граммов. Если мать курила до 10 сигарет в день, то коэффициент интеллекта у ребенка на 9 пунктов ниже, поскольку табак уменьшает поступление кислорода и питательных веществ и тем самым отрицательно влияет на развитие мозга. Содержащееся в табачном дыме множество химических элементов может нарушить развитие нервной системы ребенка уже во внутриутробном периоде.
Естественно, что действие двух или даже нескольких перечисленных вредных факторов может наблюдаться одновременно и что это значительно утяжеляет общую картину.

Любые нарушения внутриутробного развития плода как бы заранее программируют и осложненное протекание родов. Это объясняется тем, что к моменту наступления родов плод нередко оказывается недостаточно созревшим и поэтому не может принимать полноценного участия в их нормальном протекании (разворот плечом, активное продвижение по родовым путям и пр.). Именно это и приводит к необходимости применения при родах различных вспомогательных средств со всеми вытекающими отсюда нежелательными последствиями. В этот крайне ответственный момент самой матери уже трудно бывает что-либо изменить - все применяемые по отношению к ней и ребенку действия медперсонала диктуются конкретной ситуацией. Другое дело, что недопущение этой ситуации на каких-то гораздо более ранних этапах во многом зависело от самой будущей матери или даже от обоих будущих родителей. Об этом подробнее речь пойдет в статье, посвященной профилактике речевых расстройств.

В период раннего развития ребенка на формировании его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства:
травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга;
воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит и пр.);
недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;
применение некоторых лекарств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия;
приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания пальцев и т. п.);
наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию.

Подводя итог всему сказанному о причинах речевых расстройств, необходимо хотя бы в самых общих чертах коснуться классификации этих причин.

Все причины речевых нарушений принято делить на две большие группы - органические и функциональные.
К органическим относятся те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. В частности, к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга могут приводить нарушение нормальных условий внутриутробного развития плода, некоторые виды механической помощи при родах, состояние длительной асфиксии новорожденного и т. п. Аномалии в строении периферического отдела речевого аппарата могут быть обусловлены наследственно или явиться результатом неблагоприятного протекания беременности (лицевой скелет закладывается на втором-третьем ее месяце), а также могут быть приобретены уже после рождения ребенка.
К функциональным причинам принято относить такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу. Конкретно в роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на его нервную систему и организм в целом, неправильные приемы перевоспитания левшей (сама по себе целесообразность такого перевоспитания весьма сомнительна), неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение и т. п.

Однако разграничение причин речевой патологии на органические и функциональные носит чисто условный характер и наиболее применимо лишь в отношении случаев грубых органических повреждений речевых органов. Особенно затруднено такое разграничение тогда, когда речь идет о центральном отделе речевого аппарата: трудно представить себе чисто функциональные изменения при полностью нормальной структуре головного мозга. По-видимому, во многих случаях органические изменения в нем могут быть настолько незначительными, что их просто не удается обнаружить современными методами исследования. Поэтому не случайно в последние десятилетия так много говорится о «минимальной мозговой дисфункции» с характерными для нее микроорганическими поражениями мозгового вещества.

По И. П. Павлову, о функциональных нарушениях мозговой клетки речь может идти лишь тогда, когда она повреждена неглубоко и еще способна выйти из тормозного состояния, то есть когда ее изменение носит обратимый характер. В случае обеспечения благоприятных условий эта клетка еще может вернуться к нормальному функционированию. При органических же поражениях повреждение клетки является необратимым. И особенно важно понимать следующее: длительно существующие функциональные нарушения могут принимать необратимый характер и тем самым как бы переходить в органические. Вот почему при любых нарушениях речи так важна возможно более ранняя коррекционная помощь ребенку!

И еще одно обстоятельство заставляет ни в коем случае не медлить с оказанием ребенку своевременной коррекционной помощи. Дело в том, что наличие органических нарушений в одном отделе речевого аппарата с неизбежностью влечет за собой возникновение вторичных функциональных нарушений в других его отделах. Например, органические нарушения в строении артикуляторного аппарата непосредственно обусловливают лишь появление у ребенка дефектов звукопроизношения. Однако постоянное восприятие им на слух неправильно им же самим произносимых звуков приводит к вторичному функциональному нарушению в работе речеслухового анализатора - ребенок начинает воспринимать дефектное звучание звуков как нормальное (как бы «прислушивается» к этому звучанию). А если ребенок при этом полностью заменяет один звук речи на другой (говорит, например, САРФ вместо ШАРФ), то с началом обучения его грамоте почти неизбежно появится еще и «третичное» нарушение - однотипные буквенные замены на письме. В результате этого вместо одного речевого расстройства придется преодолевать уже целых три.

Родителям очень важно понять, что речь усваивается ребенком по подражанию, поэтому (в лучшем случае) он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться. Откуда ребенку знать, как нужно говорить? Он смотрит на взрослых, вслушивается и «всматривается» в их речь и пытается в меру своих возрастных и других возможностей ей подражать, постепенно все более и более приближаясь к «предлагаемому» образцу. И если он чаще всего слышит, например, «картавое» Р, то именно такое произношение этого звука и усваивает. Этим объясняются случаи нередко встречающейся «семейной» картавости, которую многие родители пытаются объяснять «наследственностью». Таким образом, здесь имеет место прямое подражание неправильному образцу. Существенную роль элемент подражания играет и в возникновении заикания.

Неблагоприятное влияние на формирование речи ребенка оказывает также быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей. Попробуй в этих условиях «рассмотреть» и расслышать, как произносятся те или иные звуки, попробуй уловить звуко-слоговую структуру сложных слов, их окончания и т. п. Развитие речи детей в этом случае обычно существенно задерживается, к тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи.
В тех случаях, когда речь наиболее часто общающихся с ребенком взрослых бедна по содержанию и неправильна по грамматическому оформлению (бедный словарный запас, неправильное согласование слов между собой), ребенку не остается ничего другого, как усвоить предлагаемый ему «усеченный» образец. В таких семьях на речь ребенка чаще всего не обращают особого внимания, не исправляют ее. При подобных обстоятельствах специалисты обычно говорят о так называемой педагогической запущенности.

Особенно неразумным представляется нам «сюсюкание» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребенка «по доброй воле» родителей, но с нисколько не меньшими от этого отрицательными последствиями. Здесь ребенок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи, поскольку взрослые и без того выражают полнейший восторг в отношении ее качества.

Обидно, когда в силу рассмотренных здесь неблагоприятных социальных воздействий дефекты речи появляются даже у детей с нормально устроенным речевым аппаратом, но совершенно катастрофическими последствиями оборачивается это для ребенка, имеющего неполноценный в том или ином отношении речевой аппарат, что должны хорошо понимать и учитывать родители.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.

Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии. Однако в практике логопедической работы ответ на него искать необходимо, поскольку от правильности этого ответа во многом зависит эффективность преодоления речевых расстройств.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Этиология нарушений речи

Термин «этиология» - греческий и обозначает учение о причинах. Предположение о роли поражения головного мозга в этиологии речевых расстройств было высказано в 1861 г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал потерю речи с его поражением. В 1874 г. аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры головного мозга. С этого времени стала доказанной связь речевых расстройств с морфологическими изменениями определенных отделов коры головного мозга.

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). Функциональные причины М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Важную роль М. Е. Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Таким образом, им впервые было обосновано понимание этиологии речевых расстройств на основе диалектического подхода к оценке причинно-следственных связей в патологии речи.

В возникновении речевых нарушений большую роль играют и социальные условия, и факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи.

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, например, дети с церебральным параличом), отстают в развитии речи

Этиология нарушений речи. Понятие об экзогенных и эндогенных факторах.

Большие достижения в области биологии, эмбриологии, теоретической медицины в течение последних десятилетий, успехи медицинской генетики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в их возникновении. Важно не только выделять органические (центральные и периферические), а также функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизм речевых нарушений под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка. Это необходимо как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Вопрос о роли внешних и внутренних факторов в этиологии речевых расстройств является одним из разделов общей проблемы причинности. Установлена тесная взаимосвязь между этими факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию . Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся:
1
. Заболевания матери во время беременности общие заболевания, требующие лечения.
2
. Отягащенная наследственность.
3.
Аллергии матери.
4
. Перенесенные переливания крови.
5
Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
6
. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт) - антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.
8
. Курение во время беременности, употребление алкоголя.

Основные причины повреждения нервной системы - гипоксия и родовая травма.
Гипоксия - это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.
Причиной гипоксии плода могут быть:
- патология пуповины, узлы на ней, слишком короткая пуповина.
- если мать страдает анемией (низкий гемоглобин).
В результате развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода уже значительно нарушается созревание структур головного мозга. Родовая травма - это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов. Во время родов страдает позвоночник и, в первую очередь, его шейный отдел. Травмируется система позвоночных артерий, по которым получает кровь ствол и другие отделы мозг. Возникает хроническая ишемия-недостаточность мозгового кровообращения. А в результате страдают те его структуры, которые отвечают за речь, внимание, поведение, эмоции. Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. В заключение хочу сделать вывод: любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией. Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение голосовых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений голосовых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность голосового аппарата.

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная голосовая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или голосовых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только голосовые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области голосовых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к голосовым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.