Толкование на апокалипсис булгакова. Апокалипсис иоанна. Главы ii и iii
Каждый учитель стремится провести урок как можно лучше, эффективнее. Для этого ему необходимо выявить резервы по повышению профессиональных знаний и умений для реализации актуальных педагогических задач. Среди этих резервов может быть внедрение новых приемов и методов обучения, опора на педагогику сотрудничества.
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность,
- коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность,
- изучение источников или исследовательская деятельность.
Урок истории в 10 классе
Цели:
1. Обобщить знания обучающихся о петровской эпохе, показать значимость реформ Петра I для развития Российского государства.
2. Формировать умения учащихся вести дискуссию, анализировать и делать обобщающие выводы, отработать технологию метода КСО.
3. Пробуждать у учащихся интерес к отечественной истории, историческим деятелям, на их примерах воспитывать лучшие качества гражданина своей страны, формировать активную гражданскую позицию.
Оборудование: Историческая карта “Россия в XVIII веке. Европейская часть”, историческая литература, посвященная деятельности Петра I, раздаточный материал, листы ватмана, маркеры.
Метод: исследование, дискуссия с элементами метода КСО (статические пары, динамические пары), творческая мастерская учащихся.
Ход урока
Актуализация известных знаний (проводится в форме дискуссии с применением метода КСО).
Мотивационная заставка урока:
Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и нравам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям.
М.Волошин “Россия”
I. Самостоятельная работа.
В начале урока в качестве закрепления изученного материала применяется метод КСО (статические пары, динамические пары). Учащимся предлагаются 4 карточки:
1 карточка. Какие сферы общественной жизни начала 18 века в наименьшей мере были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого явления.
2 карточка. Какой тип личности формируется в эпоху Петра I?
3 карточка. Основные реформы Петра I.
4. Карамзин писал, что ПетрI очеловечил русский характер, сделал его универсальным, но называл его “подражателем”, “обезьяной и попугаем одновременно”. Что имел в виду Карамзин?
Обсуждение идет следующим маршрутным схемам:
На каждый вопрос отводится по 2 минуты, по команде учащиеся обмениваются вопросами – ответами.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Начало обсуждения деятельности Петра I проводится с помощью схемы абсолютизма (используется интерактивная доска).
III. Дискуссия.
Какие знаменательные события произошли в 1721 году?
Ответы:
а) окончание Северной войны;
б) заключение Ништадского мира;
в) провозглашение империи в России.
Что такое империя? Какая форма правления существовала на этом историческом промежутке времени?
Ответ: Империя – сильное, большое государство; форма правления – абсолютизм.
Работа со схемой “Абсолютизм и его черты”, по каждый пункт анализируется, даются оценки реформам Петра Великого, одновременно ведется дискуссия, т.к. каждая реформа Петра I противоречива, имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Окончательный вывод делается в виде “защиты плаката”.
Учащиеся делятся на 3 группы, им предлагается нарисовать, а затем защитить свой плакат, используя эмпирический и иллюстративный методы.
Задания.
1. Представить эпоху Петра I в определённой цветовой гамме.
2. Изобразить дерево и цветок, которые являются, по мнению учащихся, символами петровской эпохи.
3. Озаглавить плакат формулой (формулы предлагаются учителем или самими учащимися)
Перечень формул:
- “Реформатор” (Н.М.Карамзин)
- “Революционер на троне” (Н.М.Карамзин)
- “Человек среди варваров”
- “Суперзверь” среди “зверей”
- “Неординарная личность”
- “Разрушитель”
- “Созидатель”
- “Дракон московский” (А.Бушков) и т.д.
(На творческую мастерскую дается 10-15 минут, на защиту – 3 минуты)
Учащиеся приходят к выводам:
Реформы Петра I затронули почти все сферы общественной жизни страны (перечисляются со знаками “-” или “+”)
Реформы Петра I формировали сложный тип личности:
а) несущую пользу Отечеству
б) за свою службу получающую награду
в) ощущающую себя личностью, обладающей честолюбием.
Выбранные формулы плаката комментируются, здесь же учитель обращает внимание учащихся:
На эпиграф урока. Выясняется, что имел в виду Волошин, называя Петра I “первым большевиком”;
“За сотни лет к ее грядущим далям” (именно петровские реформы заложили модель российского общества со всеми его противоречиями);
Выясняется, что же имел в виду Карамзин, когда писал, что Петр I – это “подражатель, обезьяна и попугай одновременно”, “Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною - Петр” (Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражание Западу привело их к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию).
ВЫВОД.
Итак, кто же Петр I - “Реформатор” или “Революционер на троне”?
Учащиеся приходят к выводу, что он “Реформатор”, потому что понимал необходимость модернизации общества и проводил её.
Однако он и “Революционер”, потому что придал процессу модернизации ускорение. При этом используемые им методы модернизации были противоречивые, жестокие, а в некоторых случаях даже разрушительные.
Обязательно необходимо обратить внимание учащихся на актуальность обсуждаемой темы, т.к. на уроках истории мы формируем тип личности гражданина сегодняшнего дня.
16. Реформы Петра I – революция «сверху» в России.
Реформа государственного управления Петра I
Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.
Административные реформы Петра I
Областная (губернская) реформа Петра I
Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.
Городская реформа (1699-1720 гг.)
Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.
Сословные реформы
Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.
Дворянство.
Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.
Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.
Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.
Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.
Крестьянство
Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.
Среди свободных крестьян были:
государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);
дворцовые, принадлежавшие лично царю;
посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.
Городское сословие
Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.
В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.
Судебная реформа Петра I
Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.
Церковная реформа Петра I
Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.
Финансовые реформы Петра I
Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).
В 1704 г. была проведена денежная реформа , по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.
Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.
Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.
Социальные реформы Петра I
Реформа образования Петра I
В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.
Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.
Реформы Петра I в культуре
Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.
Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.
Медицинские реформы Петра I
Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.
В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.
Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.
Социально-экономические реформы Петра I
Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.
Реформы Петра I в армии
Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.
В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.
Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.
Итоги реформ Петра I
В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.
Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.
Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.
Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. Поставлена задача государственной важности – создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.
Особенности реформ Петра I
Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.
Отсутствие системы проведения реформ.
Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.
Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.