Толкование на апокалипсис булгакова. Апокалипсис иоанна. Главы ii и iii

Толкование на апокалипсис булгакова. Апокалипсис иоанна. Главы ii и iii

Каждый учитель стремится провести урок как можно лучше, эффективнее. Для этого ему необходимо выявить резервы по повышению профессиональных знаний и умений для реализации актуальных педагогических задач. Среди этих резервов может быть внедрение новых приемов и методов обучения, опора на педагогику сотрудничества.

Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность,

  • коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность,
  • изучение источников или исследовательская деятельность.

Урок истории в 10 классе

Цели:

1. Обобщить знания обучающихся о петровской эпохе, показать значимость реформ Петра I для развития Российского государства.

2. Формировать умения учащихся вести дискуссию, анализировать и делать обобщающие выводы, отработать технологию метода КСО.

3. Пробуждать у учащихся интерес к отечественной истории, историческим деятелям, на их примерах воспитывать лучшие качества гражданина своей страны, формировать активную гражданскую позицию.

Оборудование: Историческая карта “Россия в XVIII веке. Европейская часть”, историческая литература, посвященная деятельности Петра I, раздаточный материал, листы ватмана, маркеры.

Метод: исследование, дискуссия с элементами метода КСО (статические пары, динамические пары), творческая мастерская учащихся.

Ход урока

Актуализация известных знаний (проводится в форме дискуссии с применением метода КСО).

Мотивационная заставка урока:

Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и нравам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям.
М.Волошин “Россия”

I. Самостоятельная работа.

В начале урока в качестве закрепления изученного материала применяется метод КСО (статические пары, динамические пары). Учащимся предлагаются 4 карточки:

1 карточка. Какие сферы общественной жизни начала 18 века в наименьшей мере были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого явления.

2 карточка. Какой тип личности формируется в эпоху Петра I?

3 карточка. Основные реформы Петра I.

4. Карамзин писал, что ПетрI очеловечил русский характер, сделал его универсальным, но называл его “подражателем”, “обезьяной и попугаем одновременно”. Что имел в виду Карамзин?

Обсуждение идет следующим маршрутным схемам:

На каждый вопрос отводится по 2 минуты, по команде учащиеся обмениваются вопросами – ответами.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Начало обсуждения деятельности Петра I проводится с помощью схемы абсолютизма (используется интерактивная доска).

III. Дискуссия.

Какие знаменательные события произошли в 1721 году?

Ответы:

а) окончание Северной войны;

б) заключение Ништадского мира;

в) провозглашение империи в России.

Что такое империя? Какая форма правления существовала на этом историческом промежутке времени?

Ответ: Империя – сильное, большое государство; форма правления – абсолютизм.

Работа со схемой “Абсолютизм и его черты”, по каждый пункт анализируется, даются оценки реформам Петра Великого, одновременно ведется дискуссия, т.к. каждая реформа Петра I противоречива, имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Окончательный вывод делается в виде “защиты плаката”.

Учащиеся делятся на 3 группы, им предлагается нарисовать, а затем защитить свой плакат, используя эмпирический и иллюстративный методы.

Задания.

1. Представить эпоху Петра I в определённой цветовой гамме.

2. Изобразить дерево и цветок, которые являются, по мнению учащихся, символами петровской эпохи.

3. Озаглавить плакат формулой (формулы предлагаются учителем или самими учащимися)

Перечень формул:

  • “Реформатор” (Н.М.Карамзин)
  • “Революционер на троне” (Н.М.Карамзин)
  • “Человек среди варваров”
  • “Суперзверь” среди “зверей”
  • “Неординарная личность”
  • “Разрушитель”
  • “Созидатель”
  • “Дракон московский” (А.Бушков) и т.д.

(На творческую мастерскую дается 10-15 минут, на защиту – 3 минуты)

Учащиеся приходят к выводам:

Реформы Петра I затронули почти все сферы общественной жизни страны (перечисляются со знаками “-” или “+”)

Реформы Петра I формировали сложный тип личности:

а) несущую пользу Отечеству

б) за свою службу получающую награду

в) ощущающую себя личностью, обладающей честолюбием.

Выбранные формулы плаката комментируются, здесь же учитель обращает внимание учащихся:

На эпиграф урока. Выясняется, что имел в виду Волошин, называя Петра I “первым большевиком”;

“За сотни лет к ее грядущим далям” (именно петровские реформы заложили модель российского общества со всеми его противоречиями);

Выясняется, что же имел в виду Карамзин, когда писал, что Петр I – это “подражатель, обезьяна и попугай одновременно”, “Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною - Петр” (Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражание Западу привело их к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию).

ВЫВОД.

Итак, кто же Петр I - “Реформатор” или “Революционер на троне”?

Учащиеся приходят к выводу, что он “Реформатор”, потому что понимал необходимость модернизации общества и проводил её.

Однако он и “Революционер”, потому что придал процессу модернизации ускорение. При этом используемые им методы модернизации были противоречивые, жестокие, а в некоторых случаях даже разрушительные.

Обязательно необходимо обратить внимание учащихся на актуальность обсуждаемой темы, т.к. на уроках истории мы формируем тип личности гражданина сегодняшнего дня.

  • 6 Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый. " Русская правда". Владимир Мономах и его роль в русской истории
  • 7 Феодальная раздробленность. Особенности развития русских княжеств
  • 8 Монголо-татарское иго: история установления и его последствия
  • 9.Борьба северо-западных земель против рыцарских орденов.А.Невский.
  • 11. Создание единого российского государства. Феодальная война XV века. Иван III и свержение ордынского ига. Василий III.
  • 12.Иван IV Грозный. Сословно-представительная монархия в России.
  • 13. Смутное время в России. Причины, сущность, итоги.
  • 14. Россия при первых Романовых. Закрепощение крестьян. Церковный раскол.
  • 15. Пётр I: человек и политик. Северная война. Образование Российской империи.
  • 16. Реформы Петра I – революция «сверху» в России.
  • 17.Дворцовые перевороты в России XVIII века. Елизавета Петровна.
  • 186 Дней Петра III
  • 18. Екатерина II. «Просвещённый абсолютизм» в России. Уложенная комиссия.
  • 19.)Екатерина II. Основные реформы. «Жалованные грамоты...»
  • Жалованная грамота дворянству и городам 1785 года
  • 20.) Общественно-политическая мысль в России XVIII века. Наука и просвещение в России XVIII века.
  • 22.) Декабристы: организации и программы. Восстание декабристов и его значение
  • 1.)Гос. Устройство:
  • 2.) Крепостное право:
  • 3.) Права граждан:
  • 23.) Николай I. Теория «официальной народности».
  • Теория официальной народности
  • 24.) Западники и славянофилы. Зарождение русского либерализма.
  • 25.) Три течения русского народничества. «Земля и воля».
  • 1.Консерваторы
  • 2.Революционеры
  • 3.Либералы
  • 26.) Отмена крепостного права в России. Александр II.
  • 27.) Реформы 60-70-х годов XIX века и их итоги. «Диктатура сердца» Лорис-Меликова
  • 28.) Александр III и контрреформы
  • 29.Россия в начале XX века. Особенности социально-экономического развития. Попытки модернизации: Витте с.Ю., Столыпин п.А.
  • 30. Первая буржуазно-демократическая революция и политика самодержавия. Николай II. «Манифест 17 октября».
  • 32.Вторая промышленная революция: этапы, последствия, итоги.
  • 33. Первая мировая война(1914-1918 гг.): причины, итоги.
  • 35.Назревание общенационального кризиса. Великая российская революция. Свержение самодержавия.
  • 36. Развитие революции в условиях двоевластия. Февраль-июль 1917 год.
  • 37.Социалистический этап Великой российской революции (июль- октябрь 1917 г.)
  • 38.Первые декреты Советской власти. Декрет о мире. Выход России из империалистической войны.
  • II съезд Советов
  • 39.Гражданская война и политика «военного коммунизма».
  • 40.Нэп: причины, ход, итоги.
  • 42.Основные принципы советской внешней политики и борьба ссср за их осуществление. Международные отношения в межвоенный период.
  • 43.Борьба ссср за мир накануне войны. Советско-германский пакт о ненападении.
  • 44.Вторая мировая война: причины, периодизация, итоги. Великая Отечественная война советского народа.
  • 45.Коренной перелом в вов и Второй мировой войне. Сталинградская битва и её значение.
  • 46.Вклад ссср в разгром фашизма и милитаризма.Итоги вов.
  • 47.Развитие ссср в послевоенный период. Этапы, успехи и проблемы.
  • 48.Внешняя политика ссср в послевоенный период. От «холодной войны» к разрядке (1945–1985).
  • 49. Перестройка: причины, цели и итоги. Новое политическое мышление.
  • 50. Россия в 90-е годы: смена модели общественного развития.
  • 16. Реформы Петра I – революция «сверху» в России.

    Реформа государственного управления Петра I

    Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

    Административные реформы Петра I

    Областная (губернская) реформа Петра I

    Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

    Городская реформа (1699-1720 гг.)

    Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

    Сословные реформы

    Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

    Дворянство.

      Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

      Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

      Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

      Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

    Крестьянство

    Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

    Среди свободных крестьян были:

      государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

      дворцовые, принадлежавшие лично царю;

      посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

    Городское сословие

    Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

    В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

    Судебная реформа Петра I

    Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

    Церковная реформа Петра I

    Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

    Финансовые реформы Петра I

    Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

    В 1704 г. была проведена денежная реформа , по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

    Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

    Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

    Социальные реформы Петра I

    Реформа образования Петра I

    В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

    Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

    Реформы Петра I в культуре

    Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

    Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

    Медицинские реформы Петра I

    Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

    В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

    Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

    Социально-экономические реформы Петра I

    Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

    Реформы Петра I в армии

    Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

    В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

    Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

    Итоги реформ Петра I

      В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.

      Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.

      Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.

      Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. Поставлена задача государственной важности – создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

    Особенности реформ Петра I

      Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.

      Отсутствие системы проведения реформ.

      Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.

      Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.