Святые жены святой руси. Выдающиеся женщины Церкви: милость и мужество Святые женщины в православии

Святые жены святой руси. Выдающиеся женщины Церкви: милость и мужество Святые женщины в православии
Святые жены святой руси. Выдающиеся женщины Церкви: милость и мужество Святые женщины в православии

Речь пойдет о женщинах, о святых женщинах, ставших героинями очередной серии старых гравюр. Поможет нам в этом книга Спенсера Джесси Джеймса "Женщины из раннего христианства: серия портретов" (1852), которые в настоящее время почитаются как святые и в католической, и в православной церквях. Жизнеописания некоторых из них довольно противоречивы и больше напоминают легенды, но тем не менее интересны...

Святая аббатиса Колдингем

Эбба Колдингемская, игумения, мученица. Была игуменией в двойном монастыре Колдингэм (Coldingham), что в Бервекшире, Шотландия. Когда монастырь был атакован скандинавскими пиратами, Эбба собрала монахинь и благословила их спасти себя от попадания в пиратские руки, добровольно изувечив самих себя. Она подала пример, отрезав себе нос и верхнюю губу, остальные монахини сделали то же самое. Когда викинги ворвались в монастырь, они ужаснулись увиденному и осердились тому, что женщинам удалось таким образом избежать надругательства. Монахинь заперли и сожгли заживо.


Святая Женевьева-поеровительница Парижа

Святая праведная Женевьева (Геновефа) спасла в 451 году Париж от нашествия гуннов. После смерти своих родителей, около 20 лет от роду, она всецело посвятила себя Богу, избежав брачных уз. Проводя свою жизнь в уединении, она держала исключительно строгий пост, совершая ночные бдения и уходя полностью в затвор ежегодно на три месяца, со дня Богоявления до Великого Четверга. Во время нашествия гуннов под предводительством Атиллы молитвами святой Женевьевы (ей тогда было 28-29 лет) Париж был спасен, Атилла внезапно круто повернул и обошел Париж стороной. Женевьева получила от Бога дар слез, ее добродетелями были сокрушенный плач, покаяние, сострадание и любовь.


Святая Сесилия

Сесилия по-испански, Цецилия по-итальянски, дева-мученица, которая датируетса с 180-350 н.э. Самый древний архив говорит о конце 2 века, где отказавшись от связи с мужем в брачную ночь, святая Сесилия попросила его стать христианином, так как он был язычник. Муж принял мученическую смерть за веру в Христа, а Сесилию долго пытали и обезглавили. Перед смертью она призывала,"к пению перед Господом", что обозначается словом "органис" по-латыни. Часто на иконах и картинах великих художников Святая Сесилия изображена играющей на органе, на лауде, на других музыкальных инструментах. Она является покровительницей всех музыкантов.


Святая мученица Марта

Святые мученицы девы Марфа (Марта) и Мария были родными сестрами, жили в Асии (Малая Азия) и горели желанием пострадать за Господа Иисуса Христа. Однажды мимо их дома проходил военачальник-язычник. Сестры вышли к нему и громко объявили, что они христианки. Сперва воевода не обратил на них внимания, но они настойчиво кричали вслед ему, повторяя свое исповедание. Тогда обе они были схвачены вместе с братом – отроком Ликарионом. Все трое были распяты на крестах, и при казни присутствовала их мать, которая укрепляла их в страданиях за Христа. Сестер пронзили копьями, а отрок Ликарион был усечен мечом.


Святая Петронилла

По преданию, Петронилла была дочерью апостола Петра, которая не хотела выходить замуж за некоего знатного римлянина Флакка. Она попросила три дня на размышление, провела эти три дня в посте и молитве, причастилась и к концу третьего дня умерла. Дочерью Петра девушку сделала молва лишь в VI веке, вообще же вероятно, что Петронилла была замучена в гонение 251 г. В катакомбах Рима сохранилась фреска, изображающая мученицу Петрониллу. Обстоятельства ее смерти неизвестны, но легенда, конечно, очень интересна сама по себе и может служить назиданием тем, кто боится брака: способны ли они тихо, в посте и молитве, умереть, лишь бы не выходить замуж.


Святая Домитилла

Флавия Домитилла - это святая, почитаемая католической Церковью как мученица (ок. 60 - после 95); жена консула Тита Флавия Климента, племянница императора Тита Флавия Домициана, последнего в династии Флавиев, который за исповедание чуждой религии - христианства или иудаизма (Светоний) предал Тита Флавия Климента смерти в 95 году, а его супругу сослал на остров Понца в Тирренском море, где она и скончалась. Домитилла обычно почитается вместе со свв. Нереем и Ахиллеем - солдатами, обращенными в христианство, претерпевшими мученичество во время гонений императора Диоклетиана.


Святая мученица Фелицата

Фелицата - мученица Римская. Память совершается в Православной церкви 25 января (по юлианскому календарю), в Католической церкви - 23 ноября. Мать семи сыновей: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала, святая Фелицата была родом из богатой римской семьи. Была обвинена языческими жрецами в распространении христианской веры и, раздав всё свое имение и вместе с сыновьями, открыто вышла на проповедь христианства. Филицата вместе с сыновьями была преданы мучениям. Видя страдания своих сыновей, святая Фелицата, молила Бога о том, чтобы они устояли в подвиге и прежде нее вошли в Царство Небесное. Все сыновья святой приняли мученическую кончину на глазах матери, после чего она также приняла мученическую смерть.


Святая Потамия

Преподобномученица Потамия чудотворица скончалась от меча. По другим же легендам, мученица Потамия решилась лучше быть брошенной в котел, кипящей смолой, чем отдаться в руки своего господина-язычника на поругание. Иногда в месяцесловах именуется... мужчиной, преподобным Потамием чудотворцем.


Святая Аделаида

Аделаида (Алиса) из Шаербек монахиня цистерцианского ордена, поступившая в монастырь в возрасте семи лет и прославившаяся подвижнической жизнью, полной болезней и страданий, которые она жертвовала ради спасения душ в чистилище. Потеряв зрение и будучи парализована, святая Алиса имела глубокий мистический опыт общения со Христом, черпая особое утешение в таинстве Евхаристии.


Святая Екатерина Александрийская

Согласно легенде, святая Екатерина родилась в Алек¬сан¬д¬рии, столице Египта, в знатной семье. Многие до¬би¬ва¬лись её руки, но безуспешно: девушка принесла Хри¬сту обет вечной девственности. Вскоре вспыхнули самые долгие и кровавые гонения в истории древней Церкви: го¬нения Диоклетиана. Особенную ненависть ко христианам проявлял его сопра¬витель Максимин. Он лично прибыл в Александрию, чтобы проследить за ис¬полнением им¬ператорских эдиктов о гонениях. Екатерину принуждали принести жертву языческим богам, но она отказалась, исповедуя Единого Бога. Максимин, по¬ра¬жён¬ный её красотой, устроил диспут между ней и пятьюдесятью языческими фило¬со¬фами и ри¬торами, чтобы те убедили девушку отречься от своей веры. Но Екатери¬на победила своих оппонентов, убедитель¬но доказав ис¬тинность христианства, и приве¬ла многих из них к вере во Христа. Ей было то¬гда 18 лет. Разгневанный импе¬ратор в ответ под¬верг девушку истязаниям: её стали бичевать воловьими жилами так, что всё её тело превратилось в сплош¬ную рану; её морили голодом; ей стали ломать ко¬сти, поместив между зуб¬чаты¬ми колёсами. Но по молитве Екатерины за неё вступил¬ся Ангел, и пы¬точные колёса развалились на куски. При виде её героизма обрати¬лось нес¬коль¬ко сот солдат и палачей. В конце концов ей отрубили голову.


Святая царица Елена

Святая царица Елена была матерью Константина I Главной ее заслугой стало воздвижение Креста Господня. С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: “Иисус Назарянин, Царь Иудейский”. Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя. Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: “Господи помилуй!” В память этого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих и празднуется 27 сентября.


Святая Евдокия

Евдокия была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (89117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде.
Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре.
Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души. С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в игуменьи своей обители. В 152 году, при императоре Антонине, она мученически закончила свою праведную жизнь. За распространение христианской веры Евдокию оклеветали в колдовстве и обмане. Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и обезглавили.
Так святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила себе тройной венец в Царствии Небесном.


Святая мученица Лидия

Святая мученица Лидия, вместе с мужем своим, Филитом, и двумя сыновьями, Македоном и Феопрением, были христианами из города Рима и жили в царствование императора Адриана (117-138 гг.), лютого гонителя христиан. Во время одного из гонений, святая Лидия была схвачена вместе со своими присными, и приведена на допрос к Адриану. Не в силах противостоять мудрым ответам святых мучеников, Адриан отправил их на суд в Иллирию, к военачальнику Амфилохию. Последний немедленно приказал повесить их на дерево и ножами строгать тела их, а затем бросить в темницу. Ночью, когда святые мученики молились и пели священные песнопения, им явился ангел и укреплял из на предстоящий подвиг.
На следующее утро святые снова были приведены к мучителю, который пригрозил им многими мучениями и пытками. Затем он повелел вскипятить в медном котле масло вместе с серою и бросить туда святых мучеников. Но когда они были брошены, котел тотчас же охладился. Пораженный таким чудом, Амфилохий сам уверовал во Христа и, решившись войти в котел, воскликнул: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне». Узнав обо всем этом, император Адриан, дыша гневом и угрозами, прибыл из Рима в Иллирию и приказал нагревать наполненный маслом котел в течение семи дней и затем бросить туда святых мучеников. Но когда святых бросили в котел, то они остались целыми и невредимыми. После этого посрамленный император возвратился в Рим, а святые мученики стали молиться и благодарить Бога, и среди молитв предали души свои Господу.

Берта - святая, память которой католическая церковь празднует 4 июля, франкская принцесса, вышедшая замуж за Этельберта, короля кентского, и много содействовавшая распространению христианства среди англо-саксов, начав с мужа.


Святая Хильда

Святая Хильда (614–680) была настоятельницей большого монастыря в Уитби в северной Англии в седьмом веке. Она была дочерью Херерика, племянника короля Нортумбрии Эдвина, и, как ее двоюродный дед, стала христианкой ок. 627 г. после проповеди св. Паулина Йоркского, когда ей было 13 лет. Под управлением св. Хильды двойной монастырь в Уитби стал весьма знаменит. Там изучалось Священное Писание, не менее пяти монахов из братии стали епископами, среди них св. Иоанн, епископ Хексэмский, и св. Уилфрид, епископ Йоркский. В Уитби, в 664 г., прошел знаменитый собор, который среди прочего утвердил способ вычисления Пасхи. Слава о мудрости св. Хильды была столь велика, что из дальних и ближних мест монахи и даже королевские персоны приезжали к ней за советом. За семь лет до смерти святая заболела тяжкой болезнью, которая не оставила ее до самой кончины, но несмотря на это, она не пренебрегала ни одной своей обязанностью по отношению к Богу или своим духовным чадам. Она мирно почила в Бозе после причащения Святых Таин, и звон монастырских колоколов был слышен чудесным образом даже в Хакнессе, который находится в 25 километрах от Уитби. Там благочестивая монахиня Бегусо увидела душу святой Хильды, возносимую на небо ангелами.


Святая Эдита

Эдита родилась в Кемсинге (графство Кент) в Англии в 961 году. Она была внебрачной дочерью святого короля Эдгара Мирного и святой Вильфриды, благородной монахини, которую тот похитил из Вильтонского монастыря (Wilton). После этого преступления король, под водительством святого Дунстана, каялся в течении семи лет и не надевал своей короны. Как только Вильфрида смогла бежать от похитителя, она вернулась в свою келлию, где и родилась Эдита. Мать взрастила дитя в монастыре, в невинности от мира. В возрасте пятнадцати лет святая Эдита решила принять постриг. Трижды она отказывалась от предлагаемого ей королём Эдгаром игуменства в трёх различных монастырях, предпочитая оставаться в Вильтоне под окормлением своей матери. Эдита сочетала жизнь молитвенницы и доброделания, питая алчущих, одевая раздетых, ухаживая за больными, служа странникам. Она основала при монастыре госпиталь, в который стекались нищие и обездоленные. Сама святая предпочитала беседу с прокажёнными, отвергнутыми миром, компании принцев и дворян. Никого не оставляя без крова и хлеба, сама Эдита подвизалась в строгом посте и воздержании. Наконец, святая отличалась особой близостью к диким животным. Перед своей кончиной в возрасте двадцати двух лет она воздвигла в Вильтоне церковь святого Дионисия. Святую Эдиту изображают как монахиню королевских кровей, дающую милостыню бедному. Её также изображают с кошелем или омывающей ноги бедному.


Святая Агнесса

Святая Агнеса, по легенде, родилась в Риме, на 13-м году от роду получила предложение выйти замуж за сына римского претора Симфрония, пленившегося ее красотой и богатствами, но отказала ему, будучи христианкой. Так как сватовство и самого Симфрония не имело успеха, то он приказал свести ее в общественный дом и там раздеть; тут внезапно выросли ее волосы настолько, что ими покрылось, как платьем, все ее тело. Когда же сын Симфрония хотел совершить над нею насилие, он внезапно упал на землю и ослеп. Уступая просьбам его друзей, Агнесса возвратила ему зрение; тем не менее ее обрекли на сожжение, но она вышла из огня невредимою. Умерла от меча в 303 г. Причислена к лику святых, ее эмблема - ягненок. В день ее памяти, 29 января, папа благословляет ягнят, из шерсти коториых делается архиепископский омофор.

Достается же этому празднику! С одной стороны, он делает кассу цветочным и косметическим магазинам, в которых еще за несколько дней до того начинает царить радостное возбуждение, а с другой - вызывает массовое раздражение в информационном пространстве. По-моему, его не любят почти все категории: мужчины, феминистки, иные верующие, да и многие женщины, которые видят в нем лицемерие - когда домашним легче один раз в году продекларировать любовь и уважение к жене и матери, чем проявлять ее на деле круглый год.

Отчасти нелюбовь заслуженная. И к изначальному смыслу - коммунизм идеология все-таки не самая привлекательная на свете, - и особенно к тому, чем этот день стал сейчас. Именно по итогам прошлого 8 марта ваша слуга покорная определила себя как феминистку, хотя раньше могла бы представить это разве что в кошмарном сне. Но всё пересилили потоки дурновкусия, прямо-таки ведьминский шабаш: «Оставайтесь такими же женственными, капризными, глупенькими и загадочными, мы же вас за это и любим».

Нет уж. Я не знаю ни одного мужчины, который любил бы меня за это: муж, коллеги и знакомые ценят во мне совсем другое. Понятно, что всякий иногда делает глупости, лезет в бутылку на ровном месте или ведет себя нелогично, но любить это во взрослом, полноценном человеке невозможно. Это атрибуты, украшающие либо божество, либо миленького, игривого котенка.

И это та причина, по которой этот ванильный сексизм оскорбляет мои религиозные чувства. Женщина - не божество. Женщина - не котенок.

Христианство ценит в женщине всё то же самое, что и в мужчине. Да, с некоторыми вариациями и нюансами, но принцип одинаков. Доказательство тому - женщины, которых Церковь почитает как святых.

Вот о них я и хочу я напомнить себе и публике в честь дня рождения Клары Цеткин (понятия не имею, когда у нее на самом деле день рождения, но происхождение мема понятно), а по совместительству Праздника тепличных тюльпанов.

Итак, мой личный топ-10 женщин, без которых, как мне кажется, непредставимо православие, как мы его знаем.

Они все были разными: правительницы, проповедницы, благотворительницы, мученицы, замужние женщины, вдовы, девы, раскаявшиеся блудницы, княгини и крестьянки, ученые и неграмотные. И ни одна из них, как мы видим, не демонстрировала качеств, которые ценят - или якобы ценят - самые недалекие из современных мужчин.

Однако всё вышесказанное - совсем не повод забыть о поздравлениях мамам, сестрам, женам и коллегам-женщинам. Проявление любви никогда не бывает не вовремя.

Тема исторической судьбы Родины не может не волновать сознательного гражданина любой развитой страны. Тем более справедливо это для современной России, вступившей в знаменательное для себя время, в обстановке острых внутренних и международных дискуссий, напряженного поиска своего «Я», своего исторического пути и, как сказал Баратынский, «лица необщего выраженья». При всей широте палитры религиозных взглядов россиян, их принадлежности или непринадлежности к какой-либо оформленной церкви, при рассмотрении этой тематики нельзя обойти вопрос о роли христианства православной конфессии в тысячелетней истории России.

В обобщенном мысленном облике исторической России-Руси существеннейшую, едва ли не доминирующую роль играют женские черты (от -«твои прекрасные черты» -- А.Блок, через «России неповторимые черты» -- Б. Пастернак до многократного употребления тех же, ставших расхожей цитатой слов «твои прекрасные черты» современным автором портала «Стихи.ру»).

Святые покровительницы России

Как в среде православных распространено убеждение, что Пресвятая Богородица особо опекает Россию, так и среди почти 300 официально канонизированных РПЦ святых немало женщин. Вообще первым историческим деятелем Руси, принявшим христианство (еще до официального «крещения Руси», в 955 году в Константинополе) стала легендарная княгиня Ольга. Ею и открывается наш перечень святых покровительниц России. Эти женщины жили в разные эпохи - от 10 до 20 века н.э, их жизненные дороги очень различны и в разной степени известны нам. Разнообразны и источники этих сведений - от прошедших через века народных сказаний и уцелевших от пожаров, наводнений и вражеских набегов, полностью или малой частью, летописей и старинных повестей до архивных документов 20 века.

Основное, что объединяет этих почти во всем очень разных женщин:

  • их жизнь в разной степени подробно, но достоверно известна по каким-либо сохранившимся источникам;
  • их оценка в большинстве документов и народном мнении - от положительной до самой восторженно-благодарной;
  • их канонизация официально подтверждена общероссийской или региональной канцелярией РПЦ
  • В нижеследующем списке, упорядоченном по дата жизни («жития»), приводятся самые краткие сведения об этих святых деятельницах русской истории, по возможности с указанием на источник и «чин» канонизации в церковной терминологии.
  1. Княгиня Ольга (в крещении Елена) - единственная женщина в списке наиболее почитаемых -равноапостольных-- российских святых. Жена князя Игоря, убитого древлянами в 945 г. за чрезмерные поборы в виде дани. В этот период Ольга и Игорь-язычники. Жестоко отомстив убийцам мужа, Ольга вступает в правление княжеством. Этот начальный период её жизни известен по трудам самого известного древнерусского летописца Нестора, чье имя стало нарицательным. Дальнейшее правление Ольги отмечено крупными строительными и административными мероприятиями (система погостов, начало упорядочивания сухопутных и речных путей и к4аменного строительства, фиксированный размер «полюдья»). В 955 году крещена в Константинополе под именем Елена, но её сын Святослав предпочел веру языческих предков, признана святой уже при своем внуке -Ярополке, а в 1547 г причислена к равноапостольным святым.
  1. Евфросиния Полоцкая (имя при рождении Предслава) . Дочь витебского князя, она с детства явно тяготилась придворной жизнью. В 12 лет (1116 г.), отвергнув предложения о династическом браке, была тайно пострижена в Полоцком монастыре. Известна трудами в мужской обычно области - переписывании рукописных книг - и приобретением для Полоцкого собора почитаемой иконы Эфесской Богородицы. Принимала деятельное участие в организации церковного строительства и борьбе Полоцкого княжества за независимость. Умерла в 1167году, в пути, совершая паломничество в Иерусалим. Канонизирована в конце 19 века (1893 г.), причем без рассказов о посмертных чудесах.
  2. Феврония - полулегендарный персонаж , героиня типичного народного сказания о любви и исцелении воина, нарушившего обещание жениться на спасшей его девушке... О насланном свыше наказании за это, раскаянии и воссоединении любящей пары... О смуте в не признавшем простую девушку княгиней народе, изгнании, многолетних скитаниях любящей пары и, наконец, их возвращении в осознавший свою неправоту город. Затем они долго правили вместе, в старости постриглись в разные монастыри, а посмертно чудесно воссоединились в одном гробу. Известно, что реальное погребение супругов произошло в 1228 году. По указанию митрополита эта легенда была переработана в литературное произведение («Повесть о Петре и Февронии Муромских») к церковному собору 1547 г., где её герои и были канонизированы.
  3. Анна Кашинская, в постриге Софья . В её жизни (конец 13- 14 век) и посмертной судьбе ее останков ярко отразились тяжелые перипетии политической и религиозной борьбы этого времени. Была женой убитого в Орде князя Михаила Тверского, матерью его убитых там же через годы сыновей, бабушкой убитого внука... В документах за 1358 год упомянута как настоятельница Тверского женского монастыря, принявшая предсмертную схиму. Была канонизирована в 1665 году, деканонизирована в период борьбы с двуперстием (1677 г.) и возвращена в канон уже в 20 веке (1909 г.

Формат публикации позволяет лишь в кратком перечислении упомянуть такие известные в русской истории имена женщин, канонизированных в качестве святых, которым при сплошной нумерации описываемого перечня были бы сопоставлены разделы от 5 до 10.

  • Евдокия Дмитриевна (канонизированная как Евдокия Московская) - жена Дмитрия Донского, после его смерти - воспитательница его сыновей и блюстительница трона, прославленная также как инициатор широкого церковно-монастырского строительства.
  • Иулиания Лазаревская (эпоха Бориса Годунова).
  • Фрейлина двора Екатерины Второй Евдокия Вяземская , инсценировавшая свою смерть и после 10-летних скитаний поселившаяся в Серпуховском монастыре, где звалась «дурой Евфросинией», нося вериги и круглогодично обходясь без обуви...однако не ужилась и там! Завершающее десятилетие столь бурного жизненного пути провела в доме помещицы села Колюпаново. Еще современники отмечали ее умение предрекать будущее и целительский дар, но только в конце 20 века эта бывшая фрейлина была внесена в список (канон) тульских святых под именем Евфросинии Колюпановской.
  • Ксения Петербургская и Матрона Московская. Жизненные пути этих женщин роднят многие черты: незнатное происхождение; сравнительно невысокий официальный ранг как недавно канонизированных местных святых и значительно превышающая его народная популярность как подательниц помощи в болезни и несчастии; слабое здоровье и склонность к самоунижению и юродству. Ксения Петербургская (по мужу Петрова) родилась в первой половине 18 столетия, жила с мужем-придворным певчим в Петербурге. После смерти мужа впала в юродство -- стала откликаться на его имя. Она раздала имущество беднякам и подарила дом знакомой, оговорив в качестве условия обязанность той пускать нуждающихся на ночлег. Дата смерти Ксении не зафиксирована в документах, канонизирована РПЦ как юродивая в 1988 году. Матрона Московская (Матрена)- - едва ли не самая почитаемая в Москве святая. Матрена родилась слепой и физически слабой, так что мать даже хотела от неё отказаться. Но переменила это намерение, увидев во сне, сочтенным ею вещим, свою дочь в образе слепой голубки. И полученное пророчество подтвердилось: уже в 8 лет глубоко верующая девочка проявила свой дар предсказательницы и целительницы. В дальнейшей жизни эти её способности и желание помогать людям только укреплялись, а физическое здоровье таяло. К 18 годам у нее отнялись ноги. Большую часть жизни Матрона прожила у приютивших ее односельчан, скончалась в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована как местночтимая святая.
  • И завершим этот поневоле краткий формат именем члена злодейски убитой последней императорской семьи России - княгини Елизаветы Федоровны Романовой . Старшая сестра жены Николая Первого Александры Федоровны; жена, а затем вдова убитого террористом-эсером его брата Сергея Александровича, она всегда уделяла силы благотворительности в области медицины и помощи раненым воинам, а во вдовстве целиком отдалась работе в основанной ею же Марфо-Мариинской обители. Вместе со многими своими родственниками Романовыми и их ближними она окончила жизнь в 1918 году на дне заброшенной угольной разработки в районе южноуральского городка Алапаевска, а в 1992 г., после краха Советской Власти, была причислена к лику святых Собора Новомучеников России.

Каждый раз, соприкасаясь с Финляндией, я узнаю много нового о своей собственной стране. Недавно я побывал на встрече «Финско-Российские диалоги» в Доме Финляндии в Санкт-Петербурге. Беседа «О святых жёнах вчера и сегодня», организованная Институтом Финляндии, была посвящена презентации книги «Огонь и свет». Авторы книги – финский культуролог Элина Кахла и московская художница Ирина Затуловская.
Должен признать, что впервые столь полную информацию о святых женщинах России я получил от финского специалиста по русской культуре.

Элина Кахла

– доцент Хельсинкского университета и культуролог Александровского института, специалист в области русской культуры и литературы. В 2007 году защитила диссертацию о новых святых российских мучениках и исповедниках. Элина Кахла родилась в лютеранской семье, но в 19 лет приняла православие.

Книга «Огонь и свет – образы святых женщин» является многогранным произведением, в котором рассматриваются жития святых не только с религиозной, но также с культурологической и исторической точек зрения.
Книга содержит представления об образах семи женщин, живших в разные времена и почитаемых церковью, от Марии Магдалены, известной со времён Христа, до матушки Марии Парижской, которая спасла многих евреев во время Второй мировой воины, но сама погибла в газовой камере.

Истории жизни святых женщин пронизаны смирением и скромностью, книга «Огонь и свет» делает их образы очень востребованными в современной духовной жизни.
«Жития святых рождают отклик в душе тех женщин, которые находятся на жизненном перепутье и которые нуждаются в положительном образе», – считает Элина Кахла.

Финляндия преимущественно лютеранская страна. В лютеранских странах не признают церковных святых. Но у финнов тоже есть святые образы и святые герои.

Я поинтересовался, в чём святость женщины? И получил ответ:
– В многотерпении!.. Святая подвижница должна отказаться от женской немощи.

– Почему среди женщин меньше святых, чем среди мужчин?
– Потому что вопрос о канонизации принимают мужчины.

Святость понимается как нравственная цель общего характера. Человек стремится подражать нравственному совершенству Бога согласно Евангельскому «... будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
В расширительном смысле СВЯТОЕ также означает высшую степень благородства и нравственной чистоты в человеческих действиях или мыслях.
Святого всегда отличало: 1\ аскетическая скромность и простота 2\ молчаливость 3\ любовь несмотря ни на что.

В православном христианстве святость подразумевает внутреннее преображение – обОжение – восстановление первозданной нетленной природы; для людей также восстановление Образа Божия.
Католическое богословие подчеркивает важность совместного действия благодати и личных усилий человека для достижения святости.

Средневековое христианство определяло женщину как неполноценное создание, похотливую и нечистую во всех отношениях тварь. Отцы церкви даже придерживались мнения, что, поскольку женщина является существом низшим, то она вряд ли имеет душу.
Многие средневековые священники утверждали, что «...женщина опаснее змеи», «...женщины являются вратами к дьяволу...».
Святой Тертуллиан полагал, что «истинная христианка должна ненавидеть свою привлекательность, ибо она совращает мужчин».

Русский философ Владимир Соловьёв считал, что «все женщины – богородицы».
По Владимиру Соловьёву «смысл любви - … небесный предмет нашей любви только один всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия…»

МАРИЯ МАГДАЛИНА - преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, которая, согласно Евангелиям, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей Его посмертного явления. Истинная природа отношений между Иисусом Христом и Марией Магдалиной служит предметом многочисленных предположений (например, роман «Код да Винчи»), которые расцениваются верующими как кощунство.

МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ – христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин. Мария родилась в Египте в середине Y века, в возрасте двенадцати лет покинула родителей и ушла в Александрию, где стала блудницей. Однажды Мария увидела группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».
В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».
Послушав это повеление, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что по молитвам к преподобной Марии, верующие могут избавляться от блудной страсти.

КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ (Ксения Григорьевна Петрова) – русская православная святая, юродивая. Жила между 1719 и 1806 годами, несла подвиг добровольного безумия в течение 45 лет. После внезапной кончины мужа (придворного певчего Андрея Петрова, имевшего чин полковника) 26-летняя Ксения избрала тяжёлый путь юродства. Она пожертвовала свой дом в приходе Матфеевской церкви одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа и говорила, что он жив, а Ксения умерла, откликалась только на имя своего мужа. После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых в 1988 году. На её могиле на Смоленском кладбище в 1902 году была воздвигнута каменная часовня, которая и сегодня служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных паломников.
Я был в этой часовне, и она поразила меня своим скромным великолепием. На стене часовни - мраморная плита, надпись на которой гласит: «Кто меня знал, да помянёт мою душу для спасения своей души».

МАТЬ МАРИЯ – Мария Скобцова (в девичество Елизавета Юрьевна Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева) – русская христианская святая. Поэтесса, мемуаристка, деятель французского Сопротивления. Родилась в Риге 8 декабря 1891 года. С 15 лет Лиза начала интересоваться литературой и искусством, бывать на литературных вечерах, на одном из которых выступал А. Блок. Последнего она посетила в феврале 1908 года; у них завязались сложные отношения. В 1918 году была избрана городским головой Анапы; участвовала в Белом движении. В 1919 году эмигрировала со вторым мужем и поселилась в Париже. Основала в Париже общежитие для одиноких женщин. При общежитии была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков. Впоследствии основала благотворительную и культурно-просветительную организацию помощи русским эмигрантам «Православное дело».
Во время германской оккупации Парижа её дом на ул. Лурмель, 77, стал одним из штабов Сопротивления. В 1942 г. мать Мария пыталась помочь евреям, согнанным на зимний велодром на парижском бульваре Гренель для последующей отправки в Освенцим, и ей удалось тайно вынести четверых детей с велодрома в мусорных контейнерах. Одно время у матери Марии также укрывались двое бежавших советских военнопленных.
Она, как её муж и сын, была арестована и отправлена в лагерь Равенсбрюк в Германии, где и погибла. По одной из версий её гибели, накануне Пасхи 1945 года, она пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных администрацией лагеря женщин.
В 1985г. Матери Марии посмертно было присвоено звание «праведник мира». А в 2004 году она была канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица.
В детстве я смотрел замечательный фильм «Мать Мария» (в главной роли Людмила Касаткина).

Великая княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЁДОРОВНА

прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году. Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории, она с детских лет была религиозно настроена, участвовала в делах благотворительности вместе со своей матерью. Ещё исповедуя протестантизм, посещала православные богослужения. В 1888 году вместе с супругом совершила паломничество в Святую Землю, где завещала себя похоронить. В 1891 году приняла православие. Организовала в 1892 году Елисаветинское благотворительное общество.
С началом русско-японской войны Елизавета Фёдоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлёвском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.
Её супруг великий князь Сергей Александрович (генерал-губернатор Москвы) был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Великая княгиня посетила в тюрьме убийцу. Она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.
Вскоре после гибели мужа Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности, и на вырученные деньги купила усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы). В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений.
Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы.
Она отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург. В ночь на 5 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска вместе с другими членами дома Романовых.
Похоронена великая княгиня Елизавета по её желанию на Святой земле.
В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых новомучеников Российских.

Императрица АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА

(урождённая принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадская) супруга последнего императора Николая II. Родилась в городе Дармштадте (Германия) в 1872 году. Была крещена 1 июля 1872 года по лютеранскому обряду. В России приняла православие. С 16 на 17 июля 1918 года император Николай II, его жена и пятеро детей были расстреляны в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. 20 августа 2000 года они были причислены Русской православной церковью к лику святых новомучеников. В настоящее время почитаются как «царственные страстотерпцы».

Но не только канонизированные женщины святые. И декабристки, и народовольцы, и революционерки, да и простые русские бабы, вынесшие на своих плечах бремя всех войн – поистине святые!

Россия всегда держалась на женщинах. Ибо Россия – это женщина! Можно сказать, что женщины спасли Россию. Спасают и теперь.

Женщины в своей святости выше святых мужчин.
Благодаря женщинам, мужчины становятся святыми!
Женщины – это свет нашей жизни, это наши ангелы!

Какое-то волнующее таинственное стремление к душе женской, детской, к девочке вечной моей...
Человека так любить невозможно!
Где ты, где ты девочка моя невозможная, моя неутолённая мечта, моё сумасшествие?!
Верни мне возможность не быть собой,
верни способность любить,
верни мне молодость, юность, детство, когда я впервые встретил тебя,
когда впервые ощутил порыв неизвестного чувства,
когда впервые почувствовал любовь, не зная, что это любовь.
Всё между нами было невозможно.
Эта невозможность и делала счастье Счастьем!
Так из породы выплавляется золото!
Так в нежность превращаются страсти!
Так Любовью становится любовь!
Невозможное... Невозможное для мира земного, но как реальность, живущая в нас
для мира другого - Горнева, куда вернёмся мы, если сумеем сохранить в себе это чувство, этот Огонь.
Огонь. Она была огонь. Он пожирал её. И освещал. И освящал!
И умру я вместе с ней.
И даже если никого не будет у гроба моего, со мной будет она -
моя вечная юная непостижимая мечта -
девочка моя!
Ты и Я
Мы были в Огне
Мы стали частичками Огня
Мы растворились в Любви
Мы не хотели возвращаться в тела
Мы превратились в Любовь
Мы стали искрами
Огня
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература