Святые нашего края. святой великомученик иоанн сочавский. Святой иоанн новый сочавский

Святые нашего края. святой великомученик иоанн сочавский. Святой иоанн новый сочавский

Пятнадцатого июня ежегодно отправляются караваны автобусов и автомобилей разных марок в город Белгород-Днестровский, что под Одессой. Практически все пассажиры - это не совсем богомольцы, и не совсем паломники. Это - бизнесмены самого разного уровня. Всех их объединяет стремление получить помощь в делах у великомученика Иоанна Сочавского, считающегося покровителем торгующих. Для этого во множестве собирается деловой люд и возле источника в пригороде Белгород-Днестровского, названного в память о великомученике Иоанне Сочавском, и в городском кафедральном Свято-Вознесенском соборе, где находится частица мощей этого святого.

Святой великомученик Иоанн Новый Сочавский

Конечно, 15 июня - знаменательный день не только для одесских торговцев, но и для духовенства Белгород-Днестровского, ибо пожертвования бывают весьма значительными. И это правильно, т.к. чего не сделаешь, чтобы улучшить положение дел в наше сложное, кризисное время. Все было бы замечательно, если бы бизнес-паломники одного дня знали хоть что-либо о святом, жившем в XII веке и принявшем мученический венец именно в этом древнем историческом месте. Автор данной статьи ставит перед собой именно такую, просветительскую, цель. А еще - пусть православный народ знает о Белгород-Днестровском, замечательном городе в Бессарабии, пусть едут сюда паломники за благодатью Божией и не только в день памяти святого великомученика Иоанна Нового Сочавского, а постоянно, круглый год. Ведь здесь такие потрясающе красивые места, святой источник с удивительной историей и подземным храмом. Наконец, здесь живут память и дух православного святого, замученного мусульманами и иудеями за веру во Христа. И, конечно же, торговый, деловой люд пусть едет в древний Белгород-Днестровский за особой молитвой об успехе в своем малом, среднем и большом бизнесе. Господи, благослови! Итак, средневековье, XII век. По Черному морю, а тогда оно называлось Русским, идет торговый корабль. Команда и пассажиры - а это, в основном, купцы - многонациональная. Среди них молодой человек из города Трапезунд (нынешний турецкий Трабзон), который ведет себя как-то странно: не ест мяса и другой пищи животного происхождения, - говорит, что сейчас пост; не принимает участия во всеобщих увеселениях, помогающих скоротать время в пути, да еще и молится регулярно.

Этот человек - христианин, что было очевидно. Но среди купцов были и вездесущие венецианцы. Они тоже христиане, но не православные, как Иоанн, о котором и была речь выше, а римо-католики. Один из таких купцов - в истории сохранилось его имя - Реиз - затеял «богословский спор» с Иоанном. Цель его была не в поиске истины, а в желании посмеяться над святой православной верой, что называется, «уловить в словах» купца-схизматика, обидеть и унизить его. Но все получилось с точностью до наоборот: доброжелательный Иоанн с помощью Божией легко обошел в споре венецианца, доказав небесность Православия и чисто земное происхождение римо-католической церкви и ее учения. Взбешенный венецианец решил расправиться с ненавистным конкурентом, а помощником в этом неблаговидном деле ему стал капитан корабля.

Корабль негоциантов бросил якорь у стен города Аккерман, власти которого исповедовали ислам, а среди жителей было немало иудеев. Желая расправиться с конкурентом-схизматиком венецианец Реиз в компании капитана корабля отправился к градоначальнику и сообщил, что среди прибывших купцов есть один православный из Трапезунда по имени Иоанн, который желает принять ислам. Надо ли говорить, как обрадовался градоначальник такому известию, и как он был взбешен, когда этот православный купец отказался отречься от Христа. Иначе как бешенством поведение мучителей назвать нельзя - они избивали святого Иоанна палками из шиповника, до такой степени, что плоть страстотерпца разлеталась по месту мучения. Местное население, собравшееся на зрелище, что было не редкость в те суровые времена, было возмущено несправедливостью палачей по отношению к ни в чем не повинному человеку. Пытку приостановили, а великомученика, непрерывно молитвенно призывавшего Христа, бросили в темницу, откуда утром следующего дня его привели совершенно целым, здоровым и с просветленным неземной радостью лицом.

Бешенство мучителей усилилось, - Иоанна избили до такой степени, что стали видны внутренности. Тогда местные зеваки опять возмутились не виданной прежде жестокостью. И палачи привязали святого великомученика за ноги к хвосту лошади, а животное пустили по улицам города. Местные иудеи, выйдя из своих домов, бросали камни в страдальца Христова, а один из них, изловчившись, отрубил Иоанну голову. Тело великомученика отвязали и оставили лежащим на улице, тут же осталась и отрубленная голова. Местные христиане не решались взять и похоронить святые мощи.

Настала ночь. Местные жители были удивлены видением светящегося столпа и множества горящих лампад над телом великомученика, а три светоносных мужа совершали пение псалмов и каждение. Тогда иудей, отрубивший голову святому, решил, что это местные христиане пришли, чтобы похоронить православного купца, он схватил лук, стрелы и выбежал на улицу. Натянув тетиву, несчастный выпустил стрелу, но она не улетела, а он сам оставался неподвижным до самого утра, пока не рассказал жителям города о случившемся. Градоначальник был поражен этим рассказом и повелел похоронить святого великомученика с честью в местном православном храме. Однако, купец-венецианец, предавший Иоанна, не успокоился и решил выкрасть тело из могилы. Когда Реиз ночью уже раскапывал захоронение, святой великомученик Иоанн явился местному православному священнику, и тот успел спасти святые мощи, перезахоронив их под алтарем. Это был небольшой греческий храм, действующий и сегодня.

Святой великомученик Иоанн Новый Сочавский - румынская икона

В последующие века мощи великомученика Иоанна неоднократно переносились, даря людям по вере их многие чудеса. В числе таких городов была и тогдашняя столица Молдавского княжества - город Сочава. Поэтому великомученика Иоанна Нового наименовали Сочавским и стали почитать как покровителя молдавского народа. Мощи великомученика становились и военным трофеем, - так они были захвачены в XVII веке польскими войсками Яна Собеского и на протяжении 97 лет пребывали в пленении в городе Жолква, источая, тем не менее, чудеса исцелений и православным, и католикам, прибегавшим к молитвенной помощи святого великомученика Иоанна Нового. Затем они вернулись в Сочаву. И только в 1884 году частица мощей была перенесена в Аккерман, место мученического подвига святого. Святыню положили в серебряный ковчег, где первоначально пребывали все мощи, и положили в той же греческой православной церкви. Ныне частица мощей пребывает в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Белгород-Днестровский. Такое имя носит сегодня древний Аккерман.

Источник великомученика Иоанна Нового

Особо православными богомольцами и паломниками почитается и источник святого великомученика Иоанна Нового Сочавского, расположенный немного южнее Белгорода-Днестровского. По местной легенде он возник по молению местной девушки, красавицы Параскевы, происходившей из бедной христианской семьи, которая не желала становиться наложницей местного градоначальника-мусульманина. Преследуемая евнухами, Параскева по воле Божией, была поглощена разверзшимся под ее ногами камнем, а из него забил источник целебной воды. По преданию, святой великомученик Иоанн Новый Сочавский приходил сюда за водой, потому источник назвали в его память. Многие богомольцы получают здесь исцеление от недугов. Во времена гонений на Церковь святой источник был засыпан землей. Но один из рабочих положил на его месте большой камень, чтобы потомки смогли найти и вернуть святыню людям. Так и случилось, а камень тот и сегодня напоминает нам о вере и мужестве наших православных отцов и дедов.

Тот самый камень на источнике

Нынче источник благоустроен. Есть и купель, и специальное помещение с кранами, где можно набрать воды в емкости и увезти с собой. Здесь действует подземный храм святого великомученика Иоанна Сочавского, украшенный мозаичной иконой православного купца- исповедника из Трапезунда. Очевидно, что по торговым делам он неоднократно посещал Аккерман, но Господь благословил его принять мученический венец в том, последнем плавании.

Подземный храм святого великомученика Иоанна Нового Сочавского

Пусть же не только пятнадцатого июня, и не только торгующие призывают молитвенную помощь святого великомученика Иоанна Сочавского, пострадавшего от клеветы и зависти, но твердого в вере православной, тем и стяжавшего великую милость у Господа и Бога нашего Иисуса Христа помогать страждущему человечеству. По вере нашей и будет нам!

Святой великомученик Иоанн Новый Сочавский - мозаичная икона со стены подземного храма

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на. корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк. 13:11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

Мучение Иоанна Сочавского. Фреска церкви мч. Иоанна Сочавского. г. Сочава, XVI век

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

Святой был жестоко мучим за отказ похулить веру во Христа, а когда его повторно призвали отречься от Господа – неустрашимо отверг это предложение с прежней твердостью.

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк. 13, 11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

Тропарь великомученику Иоанну Новому, Сочавскому, глас 4

Житие́ на земли́ до́бре окормля́я, страда́льче,/ ми́лостынями, и ча́стыми моли́твами, и слеза́ми,/ па́ки же ко страда́нию му́жески устреми́вся,/ пе́рсское обличи́л еси́ нече́стие./ Те́мже Це́ркве был еси́ утвержде́ние/ и христиа́н похвало́,// Иоа́нне приснопа́мятне.

Перевод: Земную жизнь верно направляя, мученик, милостынями, частыми молитвами и слезами, но сверх того ты мужественно устремился к мученичеству, обличив нечестие персов. Потому ты стал крепостью Церкви и славой христиан, Иоанн всегда вспоминаемый.

Кондак великомученику Иоанну Новому, Сочавскому, глас 4

Морску́ю пла́вая пучи́ну ку́плею,/ от восто́ка тща́лся еси́ к се́веру,/ но Бо́гу призва́вшу тя,/ я́коже Матфе́й мы́тницу, ты же ку́плю оста́вль/ и Тому́ после́довал еси́ кро́вию му́чения,/ вре́менными искупи́в непроходи́мая,// и вене́ц прия́л еси́ непобеди́мый.

Перевод: Ты переплывал морскую пучину по торговым делам и торопился с востока на север, но Бог призвал тебя и ты оставил торговлю, как Матфей сбор налогов (Мф.9:9), и последовал за Богом мученической кровью, став искупительной жертвой, и принял ты венец непобедимый.

Молитва великомученику Иоанну Новому, Сочавскому

Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов Иоанне, несумненный ходатаю нашего спасения. Молим тя раби твои, собрании днесь в Божественнем твоем храме и раце святых мощей поклоняющиеся; милостив буди якоже нам, тако и далече отстоящим и на помощь тя призывающим и мученическия твоя страдания похвалами ублажающим. Испроси нам всем у многомилостиваго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа прощения и оставления грехов, до сего дне и часа содеянных нами. Сохрани нас невредимых от всех козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди от всех зол душевных и телесных, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая великомученику Иоанну Новому, Сочавскому

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, Иоа́нне! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́кого зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых святых Иоанна, Иулиании.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память великомученика Иоанна Нового Сочавского.

Жил святой в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в православии и милостив к бедным. Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был нехристем. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13,11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязующего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

Однажды к преподобному батюшке Серафиму подошли иноки с духовным вопросом: «Почему в наши дни нет таких подвигов, какие были в первые века христианства? Почему нет таких святых? Вроде бы человеческая природа особо не изменилась, такие же душа и тело, способности и страсти?» Преподобный сказал, что человек по природе не изменился, но ему не хватает решимости следовать истине.

Когда слышу рассуждения о том, что Бог все равно всех любит, всех помилует, спасет и простит, всегда вспоминаю слова великого архимандрита Псково-Печерского монастыря Алипия (Воронова); мысли эти встречаются и ранее, у святых отцов. Архимандрит Алипий говорит о том, что Бог не любит боязливых и нерешительных. Господь пришел взыскать и спасти погибшее, всех позвать в Небесное Царство, и нет на земле ни одного человека, которого бы Бог не приглашал, или который не имел бы возможности откликнуться на призыв Божий. Но необязательно это случается лицом к лицу, как было с апостолом Павлом, который был гонителем, шел в Дамаск и вдруг встретился со Христом.

Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна.

Кто Ты, Господи?

Я Иисус, Которого ты гонишь.

Что мне делать?

Встань, иди, делай, что будет сказано, и спасешься.

Это особый случай, хотя Павел мог бы и не идти к Анании, но, когда «видение» исчезло и ужас пропал, пойти другим путем. Правда, у него осталась бы телесная слепота.

Но хотя и не так явно, косвенно мы встречаемся с Богом через Евангелие. И даже если человек не читал его, есть совесть, которая, как компас, указывает нужное направление, если только это не сожженная совесть. Любой человек, если задастся вопросом, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, попадет в ситуацию евангельского юноши, которого беспокоил такой же вопрос. В то время на земле был всего один Человек, Который мог на него ответить. Это Иисус Христос. Тем не менее, Господь нашел этого юношу, встретился с ним и ответил на его вопрос. Не надо думать, что если человек живет в джунглях, он обречен на погибель. Не в этом дело, но всякому, кто захочет наследовать жизнь вечную, Господь пошлет ангела, или явится Сам, или пошлет человека, который расскажет ему о Христе либо принесет Евангелие. Нет ни одного человека, созданного к погибели. Нет воли Отца Небесного, чтобы погиб один из малых сих - все призваны... Но далеко не каждый человек откликается на этот призыв, на призыв своей совести, на призыв колокольного звона. Человек может жить на улице рядом с храмом, ежедневно слышать призыв к встрече с Богом и не реагировать на него на протяжении десятилетий. Бог не может не любить человека: это Его свойство, но любовь возможна только во взаимности, односторонней любви не бывает, поэтому спасение возможно только при отклике человека, при его желании. Кто хочет спастись, следуй «алгоритму» спасения - отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Но делает это только тот, кто хочет. И вот здесь требуется решимость, решимость встать, выйти и пойти. На самом деле очень много людей сидят и рассуждают: «Отче, согрешил я на небо и пред Тобой и уже недостоин называться сыном, прими меня хотя бы в наемники». И так человек сидит, ноет изо дня в день и думает, что когда-то наступит день, когда все изменится магическим образом - начнется новая жизнь и все станет хорошо. Но внутренний настрой побудил блудного сына встать и пойти - это ключевой момент. Он не говорил бесконечно, что все плохо, никто не помогает, никто его не любит. У него была тяжелейшая жизненная ситуация, жизненная катастрофа: он отрекся от отца, растратил все, что получил от него, и внешнее, и внутреннее, превратил себя в сосуд скверны в союзе с блудницами. Понятно, насколько тяжело давила его печаль и насколько отчаяние пыталось завладеть его душой. Несмотря на это состояние, как бы далеко он ни ушел, блудный сын делает рывок, вырываясь из этой болотной тины, и начинает движение к отцу. А отец с самого начала стоит и ждет, не появится ли вдалеке знакомый и любимый до крестной смерти силуэт его сына, не наемника, не раба, а сына. Эта решимость сделать рывок от греха, привычных болотных жизненных обстоятельств, рывок в сторону совести, в сторону колокольного звона и любящего Отца Небесного. Необходима решимость, и дай нам Бог, чтобы она обреталась нами. Дай Бог совершать решительные поступки, которые Господь обязательно поддержит и благословит. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Много святых мужей, своею богоугодною, добродетельною жизнью давших нам пример для подражания; в числе их находится и настоящий угодник Божий, не меньший первых, хотя и последний по времени. Владыка Христос почтил венцами не только мучеников первых веков, но и ныне, в последние времена, открывает дверь (Царствия Своего) тем, кто сего ищет, удостаивая их той же славы и дарований. Итак начнем повествование о святом Иоанне, доблестном воине Христовом, исполненном благодати Святого Духа, - кто он был, откуда родом и как сподобился лика и венца мученического.

Родиной этого мужа был Трапезонт, славный и великий город, лежащий в странах восточных, близ Ассирии и границы великой Армении. Изобилуя всем необходимым, этот город служит удобным пристанищем для кораблей, отовсюду приплывающих к нему; жители же его, имея пребывание свое при море, занимаются торговлею и мореплаванием, откуда и приобретают себе средства к существованию. Так точно и блаженный Иоанн занимался торговлей, совершая частые путешествия по морю к разным городам. Однажды пришлось ему с значительным запасом товаров войти на корабль иноземного мужа, который родом был фряг 1 , верою не восточного исповедания, нравом груб, не милостив и бесчеловечен. Во время плавания святого с тем мужем, начал враг диавол завидовать непорочной жизни Иоанна: он едва переносил добродетельную жизнь блаженного, часто видя его в молитве и посте, благонравным и для всякого доступным, милосердым к терпевшим нужду на корабле и к тем, кому приходилось болеть. Раб Христов утешал таких людей, подавая им необходимое от своего достатка, простирая им щедрую руку с помощью; с глазами, полными слёз, говорил он в себе:

Если окажешь милость страждущему брату, будешь и сам помилован; и если утешишь скорбящего, и сам сподобишься утешения от Бога.

Невидимый враг видел это, завидовал и пытался оказать препятствие святому на пути ко спасению. Прежде всего он умыслил отторгнуть его от благочестивой веры и вооружил на него врага видимого, начальника корабля, державшегося другого исповедания веры, который начал досаждать правоверному рабу Христову спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных словесных прениях о вере, которые были между ними во время морского пути, святой Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном учении, всегда одолевал фряга и обличал его неправомыслие; а тот гневался на неодолимого воина Христова, раздражался, досаждал ему многими укоризнами и из чувства вражды замыслил на него зло. Когда возгорелась в нем такая вражда, корабль пристал к берегу у Белграда, близ Босфора 2 . Там злой корабельщик пошел к местному градоначальнику, родом и верою персу 3 , усердному хранителю своих отеческих преданий, и взвел пред ним такую клевету на святого Иоанна:

Начальник! Со мною на корабле прибыл сюда муж, который желает, отказавшись от христианской веры, преданной отцами, приступить к вашей вере и быть общником ваших преданий; во время морского пути он известил меня об этом и многими клятвами подтверждал, что не переменит своего намерения. Если ты позаботишься скорее привести его к единоверию с вами, то тебе будет великая похвала от твоего народа, ибо этот муж весьма искусен в слове и среди знатнейших вельмож города Трапезонта не последний.

Услышав это, нечестивый начальник исполнился радости; сев на обычном судебном месте, он повелел с почетом привести к себе блаженного Иоанна и сказал ему:

Я много слышал о тебе, почтенный муж, - слышал, что ты возлюбил нашу веру и хочешь приступить к ней. Наша вера имеет предметом размышления честное и зажигает любовью к себе сердца тех, которые разумеют ее; принимающим ее с радостью, она подает благополучную жизнь и долголетие; христианская же вера достойна осмеяния. Почтенный друг! Не медли отложить ее далее от себя и во всеуслышание пред этим всенародным собранием похули христианские предания и законы; потому и сошлись сюда все вместе, не исключая жён и детей, что слышали о твоем желании исповедать нашу светлую и преславную веру. Иди же, о чудный муж, стань вместе с нами, яснейшим голосом прославь светозарное солнце, воздай честь звезде, предшествующей солнцу, и принеси жертвы небесным светилам, озаряющим вселенную; тогда ты удостоишься многих почестей и великого сана от царя нашего, нам же будешь искренним братом и насладишься жизнью, приятной всем людям.

Пока правитель со смесью злобы и коварства говорил эти льстивые слова, святой Иоанн, возведя вверх мысленные очи, призывал на помощь Владыку, сказавшего: когда поведут вас пред царей и князей ради имени Моего, не заботьтесь наперед, что говорить, или что отвечать в тот час: ибо дастся вам слово, которому не будут в состоянии противиться все противящиеся вам (Ср. Марк.13:11). Потом, воззрев на мучителя чувственными очами и протянув безбоязненно руку, сказал в ответ:

Мне думается, что ты явно лжешь, о, начальник! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего; да не будет со мною сего, да не попустит Господь мой Иисус Христос когда либо даже мысли о сем во мне; это умышление врага истины, твоего отца, сатаны. Войдя в тебя, как в свой истинный сосуд, он чрез тебя беседует со мною, надеясь привлечь меня к погибели, и принуждает меня отступить от истинного Бога, Создателя как иных всех видимых и невидимых тварей, так и самого этого солнца, которое ты чтишь как Бога, прельщенный властью тьмы, и в безумии воздаешь твари ту честь, которую подобает воздавать Самому Богу. Не прельщай же меня склониться ко лжи, а, напротив, узнав сам от меня таинство истины, отложи, прошу тебя, лежащую на душе твоей мглу нечестия и сподобись быть сыном света, воссияв ярче солнца зарею божественного крещения. И не считай Богом солнце, видимое на небе, но знай, что это - светило огненного свойства, поставленное Создателем для служения людям и сотворенное в четвертый день. А создание разве может быть Богом?

Сказав это, святой Иоанн воздел руки и возвел очи к небу, и во всеуслышание воскликнул:

Да не отрекусь от Тебя, Христа Спасителя моего, с безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым Духом славимого Бога! Не поклонюсь солнцу, не послужу огню, не принесу жертвы звезде, которую языческое баснословие называет Венерою, одноименно с блудной страстью!

Так говорил мученик твёрдым голосом и с радостным лицом. Распаляемый огнем внутреннего гнева мучитель часто менялся в лице и не мог слишком долго терпеть слов мужа, говорящего противное ему, ибо святой Иоанн среди многочисленного народа прославлял того Христа, Которого начальник хулил, исповедывал Его истинным Богом, и до конца уничижал и низлагал нечестивую веру или, вернее сказать, обольщение правителя. Тогда мучитель повелел воинам сорвать с мученика одежды, что воины исполнили тотчас же скорее слова: и стоял святой нагим, - во Христа облечённым. Потом повелел начальник положить пред мучеником множество палок и сказал ему:

Ты обещался не басни повествовать, а отречься от твоей неполезной веры, и усердно желал присоединиться к нашей светлой вере и украситься нашими законами. Оставь же свое продолжительное злоречие и исполни, что обещал, - присоединись к преславной нашей вере и поклонись светозарному солнцу: если же этого не сделаешь, то за нашу выдающуюся своей благостью веру не только этими жезлами раздроблю твое тело, но и иными лютейшими муками, невыносимыми для человека, буду тебя мучить и, наконец, предам тебя горчайшей смерти.

Святой мученик сказал в ответ:

О, мучитель, исполненный всякой скверны! Я не баснословец, а раб и проповедник истинного, в Троице славимого, Бога, в Которого научился веровать от прародителей и родителей моих; ныне Ему Одному поклоняюсь, Ему приношу жертву хвалы, Его признаю и исповедую Создателем всего, Его ожидаю как Судию живым и мертвым; Он придет воздать каждому по делам в то время, когда повелением Его померкнет это видимое солнце, поставленное на служение людям. Поэтому не надейся слышать от меня что-либо иное, - что сначала сказал я, то и ныне говорю: доколе обладаю умом и управляю моим рассудком, дотоле не буду почитать твари вместо Творца и не поклонюсь созданию вместо Создателя. А затем не медли, делатель неправды, явно обнаружить скрытой в тебе пёсий и бесчеловечный нрав, и освободи себя от забот об изобретении на меня мук, - каким угодно способом мучительства и смерти посылай меня к Владыке Богу, к Которому я сам стремлюсь. Что хочешь делать, делай скорее, чтобы слуху моему не слишком долго оглашаться твоими нечестивыми речами, о которых сказал пророк: "они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань" (Псал. 139:3), и - очам моим не смотреть долее на твое всескверное лицо. Вот обнаженная плоть моя готова к мучительству твоему. Бей жезлами, сожигай огнем, утопи в воде или рассеки мечем, и если у тебя есть иные, более лютые, муки, не ленись причинить их мне: все готов радостно принять ради любви ко Христу моему.

Эти речи мученика воспламенили гневом свирепого мучителя; он тотчас повелел растянуть блаженного на земле и немилостиво бить суковатыми палками. Слуги били страстотерпца Христова столь жестоко, что многие части раздробляемой плоти его вместе с палками поднимались в воздух, и всё место, где мучили святого, обагрилось кровью. Доблестный же страдалец мужественно переносил это мучение и, возводя умные очи свои на небо, говорил:

Благодарю Тебя, Владыка Боже, что сподобил меня кровью моею очиститься от грехов моих, в которые, по немощи человеческой, впал я после святого крещения.

Сыны погибели, слыша молитву мученика к Богу, исполнились еще большей ярости и жестоко били его до тех пор, пока не умолк его голос. При наступлении вечера правитель повелел едва дышавшего мученика связать двумя цепями, бросить в темницу и стеречь до утра для сильнейшего мучения. А так как мученик от лютых ран не мог идти сам, то его повлекли как некий труп и ввергли в узилище.

На утро звероподобный мучитель, севши на обычном судебном месте, повелел привести святого мученика Иоанна. Страстотерпец Христов предстал со светлым лицом и радостною душою. Взглянув на мученика и увидев светлое и обрадованное лицо его, нечестивый судья весьма удивился, как после столь лютого мучения обретается в нем душа, и он веселится, - точно не потерпел никаких страданий.

Видишь ли, Иоанн, - сказал он, - до какого бесчестия довело тебя твое непокорство? Едва не лишился ты сладкой и всем людям более всего существующего любезной жизни. Впрочем, если ты окажешь повиновение моим разумным увещаниям, то готово тебе и здравие: в течение немногих дней будет уврачевана твоя израненная плоть, ибо есть у нас весьма искусные врачи, пришедшие из Индии и Персии; если же и далее хочешь пребывать в христианстве, то знай, что еще большее зло ожидает тебя.

Святой мученик отвечал:

Об израненной плоти моей я нимало не забочусь, о судия! Поскольку внешний наш человек тлеет, постольку обновляется внутренний, как говорит великий Апостол Господень (2Кор.4:16). Об одном имею я попечение: претерпеть до конца причиняемые мне от тебя муки, о укрепляющем меня Христе, Который сказал: "претерпевший же до конца спасется" (Марк. 13:13). Если ты изобрел на меня еще какие либо муки, причиняй их мне: ибо первые, наложенные тобою на меня, раны вменились мне в ничто.

Посрамленный этими мудрыми словами святого, безумный мучитель затрясся от гнева и, испустив рыкание, как зверь, повелел снова простереть мученика на земле и бить еще более жестоко, и долго слуги беспощадно били страстотерпца, сменяя друг друга, так что и внутренности мученика были изранены; он же, шепча устами, творил молитву к Богу. Когда изнемогли воины, бившие члены тела, облекавшего адамантовую душу, и люди всех возрастов, собравшиеся смотреть мучения, стали кричать на скверного судию, осуждая его немилостивый и суровый нрав, тогда мучитель повелел привести дикого и свирепого коня, крепко привязать к его хвосту ноги мученика, а одному из воинов, севши на коня, гнать его по городским улицам и влачить Христова страдальца, пока конь будет в силах бежать. Так влачили святого по всему городу, и было горестно благочестивым очам видеть это. Когда же всадник, влачивший святого, достиг жилищ иудейских и скакал по улицам их, то толпы иудеев ругались над влачимым мучеником; эти злобные люди, видоизменяя лица свои, с криками бросали в него, кто что имел в руках, творя бесчинный и нелепый смех. Наконец один из иудеев вбежал в дом, схватил обнаженный меч, настиг влачимого святого и отсек ему честную главу. Так доблестный воин Иисуса Христа окончил свой страдальческий подвиг, предав святую свою душу в руки Господа своего 4 . Честное тело его воин отвязал от конского хвоста и бросил на том же месте, и лежало оно с отсеченною главою без погребения и призора, и никто из христиан не решался прикоснуться к нему, боясь ярости нечестивых.

Когда настала ночь, можно было явно видеть дивное чудо над телом мученика: ярко горело множество лампад, и три светоносных мужа воспевали неизреченные священные песнопения, и творили каждение, и столп огненный утверждался над телом святого: это чудо видели многие. Один иудей, дом которого был близ того места, где лежало многострадальное тело, думал, что это священники христианские пришли поднять его и предать обычному погребению; он взял лук и стрелу, приблизился туда и, желая застрелить одного из видимых тех (мнимых) священников, положил стрелу, затем с усилием, насколько мог, натянул лук. Когда же он хотел пустить стрелу, то стрела с тетивою прильнула к пальцам его правой руки, а лук к левой руке, и он не мог ни пустить стрелы, ни освободить рук от лука и стрелы; и так страдал этот еврей, змеиное исчадие, всю ночь. На рассвете стали невидимы чудные мужи, скрылись и столп огненный, и лампады, и люди всех возрастов, сходясь на это место, видели окаянного стрелка пребывающим в том же положении, - как натянул он лук со стрелой, так и остался связанный невидимою силою Божиею, будто железными оковами. Против воли вынужден был этот иудеянин поведать подробно, как о всем виденном им над телом мученика, так и о возмездии, полученном им от Бога за дерзновенную попытку к злобному делу. После достаточного оглашения этого чуда, руки его разогнулись, и он освободился от наказания. Правитель, узнав об этом, весьма устрашился и повелел христианам предать погребению тело мученика: христиане взяли его и с честью похоронили при своей церкви.

Немного дней спустя фряг, который предал святого на мучение, захотел украсть честное его тело и отнести к себе (на родину): он уже раскаялся в злобе своей. Однажды ночью, выбрав удобное время, он пришел с товарищами ко гробу мученика, раскопал место, открыл гроб и хотел взять честные останки. Но Христов воин в это время явился во сне пресвитеру той церкви и сказал:

Встань и скорее иди к церкви, ибо хотят меня украсть.

Пресвитер тотчас встал, поспешно отправился на место, нашел гроб раскопанным и открытым, тело же святого едва не было унесено. Созвав благочестивых людей, он рассказал им о происшедшем, и все прославили Бога, прославляющего святых Своих; взяв честные мощи святого мученика, внесли их в церковь и положили в алтаре близ святого престола. Там святые мощи находились более семидесяти лет, и бывали над ними часто ночью и днем различные чудесные явления: иногда показывался некий чудный свет, иногда огненный столп, иногда неизреченное благоухание исходило от гроба, проявлялись и силы целебные. Слух о том дошел до правившего в то время Молдовлахиею и поморием благочестивого и христолюбивого великого воеводы Александра, мужа украсившего себя многими добродетелями и любившего мучеников; и весьма пожелал он иметь у себя пребогатое сокровище - честные мощи святого мученика Христова Иоанна. По совету с священнейшим архиепископом Иосифом 5 , он послал в Белград нескольких вельмож своих с достаточным числом войска, и они не замедлили принести оттуда мощи мученика. На встречу вышел великий воевода со всеми вельможами, священнейший архиепископ с духовным чином и весь народ, радостно приветствуя приход мученика со свечами, кадилами и благовонным миром. Великий воевода, припадая к раке святого, обнимал многострадальные мощи его, прикасался очами и устами к честным рукам мученика и, проливая радостные и обильные слёзы, молил святого быть хранителем его державы. С великою честью положили честные мощи мученика в святейшей митрополии, в стольном городе молдовлахийского государства Сочаве 6 . О бывших же тогда и впоследствии исцелениях, которые подавались и подаются от мощей мученика одержимым различными недугами, оставляем, - замечает описатель, - говорить самим тем облагодетельствованным, да проповедуют о полученных от него благодеяниях. Здесь же достаточно было сообщить, какие мучения претерпел святой Иоанн, как посрамил нечестивого градоначальника, какой поднял подвиг и получил венец от руки подвигоположника Христа. Таково было доброе приобретение святого Иоанна: мало дал, но много приобрвл, оставив, как бремя, коварному мучителю тело свое, устремился не в Трапезонт, а в вышний Иерусалим, - в мученический лик как мученик, в лоно Авраамово, в селение святых, в благие пристанища, в нетленные чертоги, где предстал Трисвятой и Пребожественнейшей Троице, Которой слава, держава, честь, прославление и поклонение ныне и в бесконечные веки, аминь.

Тропарь, глас 4:

Житие на земли добре окормляя страдальче, милостынями и частыми молитвами и слезами, паки же ко страданию мужески устремився, персское обличил еси нечестие, тем же церкви был еси утверждение и христиан похвало, Иоанне приснопамятне.

Кондак, глас 4:

Морскую плавая пучину куплею, от востока тщался еси к северу: но Богу призвавшу тя, якоже Матфей мытницу, ты жее куплю оставль, и Тому последовал еси кровию мучения, временными искупив непроходимая, и венец приял еси непобедимый.

________________________________________________________________________

1 Фрягами назывались в старину на Руси преимущественно генуезцы, потом западные европейцы вообще.

2 По мнению известного историка церкви Е. Е. Голубинского указываемый здесь Белград есть нынешние Бессарабские Бельцы. Другие под Белградом разумеют Аккерман.

3 По житию св. Иоанна, составленному пресвитером молдовлахийской церкви (с 1416 г. южнорусский митрополит 1419), а так же и по службе мученик пострадал от огнепоклонников, а по гречеекому мартирологу от магометан. Но из истории не видим, чтобы эти огнепоклонники были персы или магометане: в половине 14 века, когда приблизительно скончался великомученик Иоанн, Аккерманом владели Половцы, у которых, как и у татар во время Батые, могло быть поклонение огню.

4 Св. мученик скончался, вероятно, не позднее 1340 г.

5 Сделан митрополитом молдовлахийским в 1401 г. или 1402 г.

6 Нынешняя, как некоторые полагают, Журжа - город Румынии, на левом берегу Дуная, против Рущука.