Святки длятся. Святки на Руси: история и традиции, как празднуют. Гадание на Святки

Святки длятся. Святки на Руси: история и традиции, как празднуют. Гадание на Святки

Двенадцатидневный период от Рождества Христова и до Крещения Господня – это время игрищ и гуляний, называемый в народе зимними или Рождественскими Святками .

На первой неделе Святок необходимо строгое соблюдение запретов и предписаний, это наиболее значимое время. В этот период церковь не проводит обряд венчания. Хорошо эти дни посвятить общению со своими близкими и родными. Уделить время делам милосердия и помочь людям, которые оказались одинокими или немощными. Считалось, что в эту пору на землю приходят души умерших, и поэтому за рождественским столом для почивших родственников оставляли место. Рождественскими вечерами нельзя работать.

В святочные вечера молодежь и дети переодевалась в различных зверей или сказочных персонажей, лица разрисовывали или надевали маски, назывались они ряженные . Заходя в каждый дом, в таком обличье, распевали колядки или святочные песни. Хозяева обязательно готовились к приходу колядующих, считалось, чем лучше одаришь пришедших, тем богаче, счастливей и радостней будет наступающий год. Эти походы по дворам всегда были шумными и радостными, с разыгрыванием весёлых представлений и сценок.


Святки – это время особого перехода, когда подошел к концу старый год, а новый только начинается, световой день начинает свой обратный отсчет и становится длиннее. Бытовало поверье, что в эти праздничные дни бог приоткрывал врата ада, чтобы демоны и черти смогли порадоваться Рождеству. Эта пора святости и магии, наиболее подходящая для проведения обрядов и гаданий.

Язычники считали, что это время рождения солнца и поэтому можно увидеть своё грядущее, которое в другое время сокрыто. Считалось, что на Святки ничто не помешает увидеть будущее, поэтому немалая доля гаданий приурочена именно к этим дням. Христианство не приветствовало гадание и считало грехом. Но желание узнать своё будущее было слишком велико и поэтому, народ нашел оправдание: Иисус был рожден на Рождество, но до Крещения не был крещен, поэтому гадать во время Святок не грешно.



Для гаданий выбирали не жилые помещения: баню, чердак или покинутый дом. К гаданию необходимо было подготовиться: снять нательный крестик и пояс, распустить волосы, убрать домашние обереги и украшения. Накануне желательно не с кем не ругаться и не сквернословить. Проводился обряд в полночь, когда большинство людей уже легли спать. Главное желание девушек, во все времена, увидеть суженого-ряженого, узнать о возможности замужества.

Извечные вопросы здоровья, материального благосостояния и перспективы на будущее интересовали людей во все времена. Самыми верными считаются предсказания в Рождественскую и Крещенскую ночь, но выполнять обряды можно в любую из ночей Святок. В зависимости от вида гадания выбирались необходимые атрибуты, обычно использовались свечи, вода, кольца и зеркала.

Выставив на крыльцо на ночь блюдце с водой, утром по форме образовавшегося льда определяли, какой будет год: спокойный и радостный, либо тяжелый и горестный. Девушки, желающие узнать имя своего суженного, на ночь под подушку ложили листочки с мужскими именами, а один листочек оставляли чистым. Утром проснувшись, не глядя, вытягивали заветный листочек с именем будущего мужа. Если вытягивался чистый лист, значит, с замужество надо подождать, как минимум еще год. В наши дни святочные гадания потеряли свою актуальность и относятся к ним, как к развлечению.


Рождественские Святки особо любимы были в народе, потому что праздников было не много, да ещё и таких длительных. Неуёмное веселье, сжигание костров, катание на санях и вечерние посиделки, всё это делало Святки общенародным праздником, любимым и долгожданным. Каждый святочный день стремились провести правильно и по особенному, используя каждую минуту этих магических дней. Особое внимание уделялось очищению дома, с этой целью дом и все пристройки обкуривали ладаном и окропляли святой водой, изгоняя из всех углов нечистую силу. Все эти обряды сопровождали святочными песнями и молитвами.

Невероятные факты

Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января.

На Руси всегда являлись главным, самым веселым зимним праздником, посвященным языческому богу Святовиту.

Две недели Святок относятся к отдыху и веселью .


Святкина Руси история и традиции

Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу по вечерам, опасаясь беды . Этот запрет касался абсолютно всех. Считалось, что Бог накажет того, кто продолжает работать в святки.


Если кто-то осмеливался шить одежду или плести лапти, то у них от гнева Божьего мог стать скот кривым, а то и вовсе слепым. А тот, кто игнорировал праздники и продолжал изготавливать предметы быта - грозил оставить скотину без приплода. Тем кто нарушал данный запрет - все деревенское сообщество выказывало сильное неодобрение.

Следующие семь святочных дней считались временем бесов - разгулом для всякой нечисти. Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер - возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть - бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество.


Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых - для народа означало счастье в мире живых. По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты.



Традиционно, в самые первые дни праздника, необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал - своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами.

В Святки обязательно нужно было вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей. Необходимо было навещать разные приюты, детские дома и дома престарелых, а также больницы и тюрьмы.



В прошлые времена, в эти праздники тюрьмы посещали тайно переодетые в простых людей цари, для того, чтобы подать милостыню осужденным.

Верующие должны были обязательно посещать богослужения для прославления Господа, который отправил Иисуса Христа на Землю. Во время праздников каждый уважающий себя христианин обязан был отслужить в церкви хотя бы одну службу.


Святки на Руси, как проходят празднования

Православные проводят один из главных обрядов праздничного периода - Святочные колядования , который включает в себя пение благостных песен - колядок, славящих Спасителя и Рождество.


Целью колядования считалось пожелать всем благосостояния, хорошего урожая и максимального достатка.

Из домов в дома ходили колядующие небольшими группами, как правило детвора, переодетая или ряженая в образы разных животных, кикимор или даже бесов.


Ряженая детвора пела поздравительные колядки , плясала, веселила хозяев, а по окончании требовала угощения, после которых снова плясала, теперь уже в знак благодарности за полученные дары.

А каждая хорошая хозяйка считала своим прямым обязательством одарить ряженых выпечкой, конфетами и другими сладостями. Было принято считать, что от угощения и подарков колядующих напрямую зависел достаток в будущем году .

В ночь на Коляду разжигали костры, которые горели все 12 дней . С высокой горы было принято пускать вниз горящее колесо, которое символизировало уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами.



В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы.

В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя.



Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.

Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года.

Угощения на Святки


У православных христиан святочные угощения считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда. В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма.

На столы подавался также узвар - популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты.

Традиционно в святочные праздники пекли блины, которые являлись символом тепла, света и Солнца. Готовили разные печенья из пресного теста, которое называлось колядками .



Символом благосостояния и будущего удачного урожая считался жареный поросенок, которому люди особо отдавали свое предпочтение. Подавали поросенка на столы непосредственно в Рождество. В святочные праздники также употреблялись и остальные особые деликатесы из мяса: гуси, куры, дичь и баранина.

После того, как гуляния подходили к концу, 19 января все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов, от которых людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне - символ очищения и возвращения порядка.



"Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени." (Л. Толстой. "Война и мир")

Приход ряженых взорвал этот тихий будничный вечер песнями, играми, скоморошьими переодеваниями, бешеной ночной санной скачкой.

Н. Каразин. Поездка Ростовых на святках к Мелюковым.

"Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры ..."

"Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани..."

"...И только по усилившемуся как будто навстречу ветру и по подергиванью натягивающих и все прибавляющих скоку пристяжных заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится..."

Все смешалось у соседей, куда примчались в веселом святочном воодушевлении Ростовы: свои и чужие дворовые, господа...

"После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры."

А потом были гадания, веселые и страшные в бане. Под действием необычных святочных обстоятельств, Николай Ростов принял окончательное решение жениться на Соне (этому не суждено было сбыться).

Так Лев Толстой описывает святки в доме Ростовых, вплетая в ткань своего романа все традиционные святочные мотивы.

Святки — святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения) с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января, отмечаются в честь рождения и крещения Христа, совершавшихся, по церковному преданию, вечером или ночью.


Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве можно встретить у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.


Святки на Руси явление совершенно особое. " Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся." (И.Снегирев. Песни русского народа)

Русские святки - это, во многом, наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. Едва ли не зрительно ощутимый временной зазор между прошлым и будущим дает надежду на возможность попросить у судьбы лучшей доли вырвать тайну грядущего. Отсюда особая насыщенность магическими обрядами,гаданиями, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяющая святки из всего календарного года. Время тревожное, веселое и опасное поскольку существовало представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

В древности (а на Руси начало празднования святок уходит корнями в глубокую древность) с просьбами обращались к языческому Богу Святовиту. Святовит — одно из имен верховного бога Перуна. Славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.

А вот незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Правда, встреча с духами и нечистью была делом очень опасным, поэтому предполагалась некоторая маскировка. Духи должны были принять молодежь за "своих". Так появился обычай "рядиться", по зимним дорогам зашагали ряженые. Считалось, что под масками скрываются не молодые соседские парни и девушки, а духи умерших предков, спустившихся на землю, пришедших из зимы в лето.


М.Павлова. Встреча с ряженым.

Мы люд не простой — из далеких краёв.

Люди все бывалые, из-под самого рая.

Идём мы от пана Года,

Что носит бороду,

Ширóку, как лопату,

Сиву и мохнату.

Мы к лету идём,

Козу ведём и радость несём.

Широки ли стены, чтобы нам потанцевать?

Хороша ли хозяйка, чтобы нас угощать?


Парни "рядились" — солдатами, купцами, цыганами, стариками горбатыми, бабами, а «натуральные бабы и девицы» — птицами (журавлём, курицей), цыганками с ребёнком. Популярны были также костюмы животных — медведя, волка, козы, быка, кобылы. Ряженые «слонялись по всему селу».

Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нём деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивались попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя.

Большим любителем святочных "маскарадов" был Петр Первый. Среди его ряженых были самые разнообразные персонажи: от животных до пап и кардиналов.

К попытке молодежи "прикинуться" представителями нечистой силы можно отнести и обычай "баловства".

Дети и подростки собирались по ночам большими толпами и баловались как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. Этот обычай дожил даже до советских времен, когда несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их возвращали на место.

Святки на Руси всегда были "праздником молодежи по преимуществу.. "(С. Максимов). Центральной фигурой на святках была - девушка. "Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых <...> Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь только на Святках." (И.Снегирев. Песни русского народа). Хотя девушки тоже иногда принимали участие в процессиях ряженых, их главной праздничной "темой" были гадания.

И.Крамской. Гадание.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали: За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном

Слушали; кормили Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

В. Жуковский.

Гадали все... От мала до велика.

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,

Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.

А. Пушкин.

Если веселые посиделки проходили в святые вечера - в последюю неделю святок, то гадать полагалось в страшные - сразу после Рождества. Гадали юные крестьянки, гадали дворовые девушки, барышни чаще всего гадали в присутствии опытных нянюшек. Самая известная "гадающая барышня" в русской литературе, конечно, Татьяна Ларина.

Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!»
Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...
Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

А. Пушкин.

В "арсенале" Татьяны самые разные гадания, в том числе и страшное - с зеркалом на луну. Оно считалось самым верным, но самым опасным, так как зеркало представляло, по древними поверьям, границу между реальным миром и миром духов. Гадать с зеркалом следовало в бане или другом "нечистом" месте.

К.Брюллов Гадающая Светлана.

Не менее тревожным было гадание на растопленном воске, который мог принять, застывая, любую форму - от свадебной кареты до гроба и очертаний могилы. Вместо воска можно было использовать жженую бумагу - будущее должна была предсказать тень, которую она отбрасывала на стену.

Для гадания по волосам нужно было заблаговременно похитить у любимого волос и вместе со своим бросить в тарелку с водой: сплетутся волосы - быть скорой свадьбе, плавают на расстоянии - впереди разлука, утонувший волос предрекает "хозяину" болезнь или даже смерть. Таз с водой требовался и для гадания по скорлупе грецкого ореха. По "берегам" прикреплялись бумажки "свадьба", "помолвка", "болезнь", "разлука", а скорлупка-кораблик с именинной свечкой должен был выбрать судьбу своему капитану. Повеселее было гадание по полену: из поленницы в темноте, наугад вытаскивалось полено. Его вид становился точным портретом будущего мужа: полено гладкое с ровной гладкой кожей - муж красивый и молодой, кора толстая корявая - муж некрасивый, кора на полене ободрана - муж бедный, растрескавшееся полено - муж рябой и с физическими недостатками, большое полено - муж красивый и сильный, сучковатое полено - следует ожидать многочисленного потомства. А гадание с петухом проводилось целым девическим "коллективом": если петух склевывал все рассыпанные перед ним зерна, замуж выйдет их насыпавшая, если часть - замужество "грозит" той, "порядковый" номер которой совпадает с числом склеванных зерен, а если петух совсем отказался от угощения - ни одной свадьбы в этом году, увы, не будет. Это гадание тоже было скорее веселым, чем страшным.

Но все гадания - веселые и страшные, глупые и романтичные - не одобрялись Православной церковью. Порицанию подвергались и пляски и песни "ряженых". Во второй половине 18 века даже вышел императорский указ: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Народ неохотно расставался со святочными традициями. Но и ряженые, и гадающие, безусловно, сознавали, что занимаются делами греховными. Хотя бы потому, что при гадании, например, нужно было убрать от себя все предметы, обладающие крестной силой: "Сняли с себя кресты, немытика (черта) помянули" (С. Максимов). Пушкин в сцене гадания Татьяны упоминает о поясе-обереге - "поясок шелковый сняла".

Единственным способом "очиститься", смыть с себя грех после святочных "безобразий" в деревнях считалось купание в крещенской проруби-купели.

Постепенно на корнях языческих традиций вырастали новые побеги. Святочное веселие наполнялось новым смыслом.


К.Трутовский. Колядки в Малороссии.

Колядующие славили не только хозяев дома, но, в первую очередь, пели славу Младенцу Христу. По улицам ходили детские процессии с самодельными вертепами, где розыгрывались библейские истории рождения Христа.

Последним святочным вечером был крещенский сочельник.

Святки - период народных зимних праздников. В 2020 году Святки начинаются 6 января (в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды). Эти праздничные дни именуются у славян «от звезды до воды». Название «Святки» произошло от глагола «святить». Православные христиане в этот период святят (прославляют) Иисуса Христа.

История праздника

Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» - традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.

Традиции и обряды праздника

На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого.

6 января. 6 января отмечается Рождественский сочельник. В этот день, после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, начинаются Святки.

Хозяйки готовят на праздничный ужин 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главным блюдом считается кутья (сочиво). Основной напиток праздничного стола - узвар из сухофруктов, шиповника и меда. Кутья и узвар символизируют вечную жизнь, рождение и смерть Иисуса Христа. Кутья - блюдо, которым поминают усопших, а узвар готовится в честь рождения детей.

После ужина верующие люди отправляются в храмы на всенощное бдение. На богослужениях в канун Рождества поются праздничные песнопения, освящаются хлеб, пшеница, вино и елей (масло). По окончанию службы проводится помазание прихожан.

Вечером 6 января молодежь устраивает колядования. Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами.

С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания.

7 января. 7 января отмечается Рождество. Утром в этот день люди возвращаются домой с ночных богослужений. Те, которые придерживались 40-дневного Рождественского поста, начинают разговение. Хозяйки накрывают праздничный стол, на котором присутствуют скоромные блюда (содержащие мясо и яйца). 7 января люди отдыхают, ходят в гости друг к другу.

13 января. 13 января отмечается Васильев вечер. В этот день люди читают молитвы Господу Иисусу Христу. Хозяйки готовят на праздничный ужин кутью, вареники, праздничные мясные и рыбные блюда, пекут блины, пироги, пирожки. В углу комнаты устанавливают сноп из колосьев соломы - дидух, который сжигают после святочных праздников. Среди молодежи распространена традиция щедровать (колядовать). Щедровальники ходят по домам и поют обрядовые песни. За это хозяева вознаграждают их деньгами и сладостями. В Васильев вечер молодые девушки собираются в компании и устраивают святочные гадания. В ночь на 14 января принято загадывать желания.

14 января. На 14 января приходится Старый Новый год. Утром в этот день молодые парни ходят по домам, посевают из рукавов зерно и поют посевальные песни. После 14 января люди убирают в домах елки и новогодние украшения.

18 января. 18 января отмечается Крещенский вечер. В этот праздник верующие люди посещают божественную литургию. В храмах проводится великое освящение воды, которую прихожане приносят домой, окропляют ею жилища и хранят весь год. В Крещенский вечер верующие люди придерживаются строгого поста. За пищу принимаются только после восхождения на небе первой звезды. На столах обязательно присутствуют сочиво и узвар.

Люди верят, что в ночь с 18 на 19 января на земле властвует нечистая сила. Чтобы уберечься от злых духов, они рисуют в этот день на дверях домов, сараев и воротах мелом кресты.

Гадания на Святки

Гадания - любимое развлечение в период Святок. При помощи магических ритуалов люди пытаются заглянуть в будущее и узнать, какие события стоит ожидать в ближайшем времени. Незамужние девушки стараются узнать дату свадьбы или имя будущего жениха. Для совершения обрядов они используют специальные атрибуты: воду, свечи, зеркала, кольца, иголки, предметы быта.

Приметы и поверья

  • В святочный период охотникам следует воздерживаться от охоты, иначе может случиться несчастье.
  • С Рождественского сочельника (6 января) до Старого Нового года (14 января) хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии.
  • За ужином в Рождественский сочельник (6 января) необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость.
  • Если на Рождество (7 января) стоит теплая погода, то весна будет холодной.
  • Если на Васильев вечер (13 января) хозяйке удалось приготовить рассыпчатую и вкусную кутью, то семью весь год будет сопровождать удача и счастье.

Во время Святок на земле царит атмосфера волшебства. В этот период сны и магические ритуалы приобретают особый смысл. Люди стараются провести весело каждый день Святок. В эти праздничные дни они катаются на санках и коньках, посещают праздничные ярмарки, ходят в гости друг к другу.

Какого числа Святки в 2021, 2022, 2023 году

2021 2022 2023
6 января Ср 6 января Чт 6 января Пт

Основными праздниками в рамках Святок стали ), Васильев день или ) и Крещение Господне. Вечером в канун этих дней в каждой крестьянской семье проводили торжественные обрядовые трапезы.

Остатки еды после ужина оставляли на ночь на столе для приходящих в этот период душ умерших родственников, а на окно или порог ставили угощения для Мороза. Верили, что покойные предки и природная стихия, отведав обрядовое блюдо, будут способствовать в новом году хорошему урожаю.

Обрядовое кормление умерших «родителей», т.е. всех поколений предков, которые, согласно поверью, уже являются частью природы, приобщало их к нескончаемому движению жизни.

Обряд прославления Христа

Обрядами и ритуалами богат весь святочный период. Популярностью пользовался обряд прославления Христа, в котором участвовали группы детей, девушек и парней, а иногда и взрослые. Во время обряда старались воссоздать приход волхвов по случаю Рождества Иисуса. Крестьяне с рождественской звездой ходили по всем домам деревни и пели песни, в которых славили Христа и поздравляли односельчан с праздником.

В изготовлении главного атрибута шествия – рождественской звезды, символизирующей Вифлеемскую звезду, принимали участи все славильщики. Её делали из бумаги, палок, оберток от конфет, слюды и другого яркого материала. Для основы звезды обычно использовали обруч сита, внутри которого устанавливали палочку с гнездом для свечи. Во время шествия свечу зажигали. Верхнюю часть и отверстие обруча заклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся поверхности рисовали изображение на тему Рождения Спасителя и поклонении волхвов. К основе обруча крепили лучи звезды – конусообразные рожки, на концах украшенные бахромой из бумаги.

За пение и поздравления с праздником славильщиков благодарили хозяева домов. Входя в жилище, славильщики сначала читали рождественскую молитву, а потом уже пели народные тексты, в которых отражались события Рождества Иисуса Христа.

Обряд «Посевание»

Посевание – ещё один святочный обряд, направленный на обеспечение хорошего урожая в новом году. Его совершали рано утром в Рождество или в Новый год в каждом доме. Участвовали в нем мальчишки или пастух. Зайдя в избу, посевальщики исполняли песню с поздравлением хозяев и разбрасывали зерна разных культур. Приносили в дом семена в рукавицах и бросали в красный угол.

Посевальщиков одаривали пирогами, а полученные во время обряда зерна берегли до посева, потому что верили, что они обладают плодородной силой.

Обряд «Колядование»

Вечером в Рождественский сочельник или утром в Рождество или в день Нового года по селению ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни. Молодежь собиралась в назначенное время, выбирала человека, который будет нести мешок, и отправлялась к краю деревни. Обходчики останавливались под окном у первого дома и звали хозяев, спрашивая у них, можно ли позвать коляду. Получив разрешение, колядовщики начинали петь поздравительные песни, после чего требовали угощения. Хозяева дома подавали обходчикам в окно разную снедь со стола. Гостей одаривали выпечкой, крупой, зерном, маслом, яйцами, чаем, сахаром, пивом и деньгами. Если в доме жила девушка на выданье, то обязательно подавали пирог с мясом и свиную ногу.

Колядовщики в ответ на обильные дары пели хозяевам дома песню, в которой желали благополучия, хорошего приплода скота и урожая. После этого отправлялись к другой избе, потом к третьей и так далее.

Обойдя все дома в селении, молодежь собиралась в избе, выкупленной для святочных игрищ. Из части полученных продуктов готовили еду и все вместе угощались. Незаметно совместная трапеза с шутками и общим весельем переходила в посиделки.

В народе Святки считали молодежным праздником. На третий день после Рождества взрослые возвращались к повседневным заботам и хлопотам, а молодежь целыми днями продолжала развлекаться. Среди любимых развлечений были вертепы – театральные кукольные представления, главной темой которых было Рождество Христово. В сценках часто высмеивали человеческие пороки: жадность, глупость, кичливость.


Гадания на Святки

Ещё в этот период проводили разного рода гадания. Гадали в любой день, но самыми «верными» считались гадания в сочельники (крещенский и рождественский) и под Старый Новый год. В каждой семье гадали об урожае, но самыми популярными были девичьи святочные гадания.

Девушки повсеместно гадали на литье олова, воска, свинца, которые расплавляли и выливали в воду. В воде вещества обретали новую форму. Форму внимательно разглядывали и толковали получившийся силуэт или рисунок. На гадания с помощью литья была похожа ворожба с сжиганием или намачиванием скомканной бумаги, с выливанием в стакан с теплой водой яйца, желтка или белка.

По вытаскиванию жребия гадали о судьбе. Девушки в горшок складывали краюшку хлеба, кусок дерева и женский головной убор, а потом с закрытыми глазами вытаскивали свою судьбу в новом году: продолжение девичества, смерть или замужество.

Большая часть гадания была связана с вопросом – выйдет ли в новом году девушка замуж? Молодухи стучали в окно чужого дома ложкой: если отзовется мужчина – свадьба не за горами, женщина – в девках ещё год сидеть.

Видео: традиции Святок и старинные гадания