Св николай можайский икона. Николай можайский икона. Икона «Святитель Никола Ратный - Можайский»
, Москва .
Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространённых и любимых на Руси .
Энциклопедичный YouTube
1 / 1
✪ «Небо на Земле» 🕭 Спасо-Андроников монастырь
Субтитры
История
Первое упоминание
Первые упоминания о Николе Можайском встречаются в словесных памятниках русского творчества: былины «Ванька удовкин сын», «Михайло Потык » и «Садко », XII и XIII век ов. Причем сам Можайск впервые упоминается только в 1231 году .
Широко известно предание о защите Можайска Николой. Следуя ему, Можайск был осажден врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, и вдруг в небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде - в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай, в знак охранения его. Враги в страхе бежали . С тех пор Святой Никола считается покровителем города.
Долгое время в районе города Можайска до XII века существовал небольшой анклав балтского племени голяди . Существует гипотеза, что «один из главнейших христианских фетишей» был создан именно этим языческим племенем .
Можайский кремль
Деревянный образ был выполнен из дерева неизвестным автором, вероятно изначально находился внутри Никольского собора (позднее Старого) , который был построен из камня в XIV веке на территории деревянного Можайского кремля XII век а. Примерно этим временем датируется и сама скульптура . Датировка скульптуры расходится, фигурируют даты 1401, а также XIII век .
В 1470 году были построены каменные Никольские ворота с церковью Воздвижения на них (позднее Ново-Никольский собор) , куда была установлена икона Николы Можайского. Эти ворота описывает итальянец Франческо да Колло, побывавший в Можайске в 1518 году .
В 1541 году старая крепость отстраивается заново после сильного пожара. Память об этом событии сохранила надпись на стене Старо Никольского собора (ныне Петропавловской церкви) : «лета 7049-го делали паперть, да и город делали тогож лета пожгле я». После того пожара от укреплений дерево-земельной крепости остались только лишь земляные валы, да обгоревшая белокаменная Никольская башня . После постройки новой дерево-каменной крепости на Никольских воротах находилась вышка для часов с боем, к которым был приставлен часовщик .
В апреле 1606 года в Можайске вместе со своей свитой остановилась Марина Мнишек , ехавшая в Москву. В записках ксендза Савицкого читаем:
Он же отмечает, что вход в церковь был во внутренней части крепости с левой стороны и шел через темные сени в коридор по каменной лестнице .
В 1683-1685 годах Никольская башня с надвратным храмом была перестроена по приказу патриарха Иоакима .
В 1779 году начинается очередная капитальная перестройка храма на крепостных воротах. Причиной тому являлись трещины в соборе и ветхость старого моста. Но вскоре, из-за хищения церковных сумм, постройка была временно приостановлена .
В 1802 году была начата разборка Можайского кремля. А поскольку камень и кирпич рекомендовалось использовать на ремонт старых храмов, было решено перестроить старый надвратный собор (который становится Ново-Никольским собором) .
Ново-Никольский собор
В 1933 году Никольский собор был закрыт, а резная икона Николы увезена в Третьяковскую галерею , где и хранится по сей день.
В данный момент в Никольском соборе находится цветная копия образа Николы. На Торговой площади Можайска в 1998 году установлен памятник работы
Николай Чудотворец - самый почитаемый в христианском мире святой - родился в городе Патаре (Малая Азия) в III веке. Став священником, все полученное от родителей богатство он отдал вдовам, нищим и сиротам. Будучи архиепископом города Миры в Древней Ликии, святитель прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью.
Спустя семь столетий после смерти, нетленные мощи святого в 1087 году с великими почестями были перенесены в итальянский портовый город Бари, в специально построенный собор, где они пребывают и поныне, источая многоцелебное миро и являясь местом всеобщего поклонения христиан всего света.
«Правилом веры и образом кротости» объявила его Православная Церковь.
Чудотворцем и Николой-Угодником называет его наш народ. Память святителя и чудотворца отмечают два раза в году:
Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает мирликийского чудотворца русским святым.
Николай-Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия.
И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола - тот же Бог», - часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Cвятителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. Cвятителю Николаю - покровителю флота и русских морских побед посвящен и главный морской собор Санкт-Петербурга - Никольский, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II.
О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетель-ствуют носившиеся на груди и найден-ные на полях сражений медные образки-обереги с изображением Николы-Угодника.
Среди разнообразных иконописных ликов образ Божьего угодника легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру.
Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором.
Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.
Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град.
Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху.
Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.
Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накану-не Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо - Угрешским, ставший одной из святынь русского народа.
Храм Николая Чудотворца на площади Белорусского вокзала. Храм Николая Чудотворца на площади Белорусского вокзала в Москве. Построен в 1910-1921 гг. по проекту архитектора И.Г. Кондратенко.
Множество храмов, часовен и монастырей построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве существовало более 125 Никольских храмов и церквей, большинство из которых были сме-тены могучим ураганом безбожного "окаянного" времени. Один из них, построенный на площади Белорусского вокзала в начале XX века, пережив войны и революции, уцелел, став свидетелем возвращения на Родину солдат-победителей в мае 45-го. Подобно былинному богатырю, в шлеме из чеканного золота, он снова радует наш взор, напоминая о святом покровителе ратного подвига и русской воинской славы!
И сегодня, в наше тревожное время, самый любимый народный святой - наш русский Никола - Угодник - неспешно обходит просторы необъятной страны, совершая добрые дела, помогая всем, кто обращается к нему за помощью и спасением.
«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере», - говорится в «Акафисте» святителя и чудотворца.
К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского - оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня - ревностный защитник Православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее - "ПОБЕДИТЕЛЬ"!
2010 год.
Материалы: доска из липы, паволока, левкас, яичная темпера, золото сусальное листовое и твореное в смеси с гуммиарабиком, защитный слой: масляный лак и шеллак.
История возникновения иконы святителя Николы Можайского.
Славой своей чудотворный образ — главная святыня Николаевского Можайского собора, обязан помощи святителя городу во время нашествия татар. Когда случилось это событие, предание точно не указывает, но Николаевский собор в Можайске существовал уже в 13 веке, а сам Можайск упоминается в 12 веке.
Предание гласит, что однажды, когда враги задумали напасть на город, явилось необычайное знамение — сам святитель Николай показался стоящим в воздухе над собором. В одной руке он держал меч, а в другой обнесенный стеной храм. Устрашенный неприятель снял осаду и бежал к великой радости горожан. В благодарность за помощь было изготовлено резное изображение святителя.
В 15 веке появились также иконные копии этого чудотворного образа. Иконописные копии распространились по всей русской земле и Никола Можайский стал одним из иконографических типов изображения святителя.
Храм и меч в руках святителя Николая приобрели символический смысл: храм — это вселенская церковь, ведь Николай Угодник был вселенским учителем и защитником; а меч выражает идею заступничества, покровительства всем угнетенным и обиженным. Святитель Николай был и остается особо почитаемым среди православных людей святым.
Св. Николай Чудотворец,архиепископ Мирликийский
Н
иколай Чудотворец - самый почитаемый в христианском мире святой - родился в городе Патаре (Малая Азия) в III веке. Став священником, все полученное от родителей богатство он отдал вдовам, нищим и сиротам. Будучи архиепископом города Миры в Древней Ликии, святитель прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью.
С
пустя семь столетий
после смерти, нетленные мощи святого в 1087 году с великими почестями
были перенесены в итальянский портовый город Бари, в специально построенный
собор, где они пребывают и поныне, источая многоцелебное миро и являясь
местом всеобщего поклонения христиан всего света.
«П
равилом веры и образом кротости» объявила его Православная Церковь.
- 22 мая день Николы Вешнего (весеннего);
- 19 декабря праздник Николы Зимнего .
Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает мирликийского чудотворца русским святым.
Н иколай-Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола - тот же Бог», - часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Cвятителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. Cвятителю Николаю - покровителю флота и русских морских побед посвящен и главный морской собор Санкт-Петербурга - Никольский, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II.
О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетельствуют носившиеся на груди и найденные на полях сражений медные образки-обереги с изображением Николы-Угодника.
С реди разнообразных иконописных ликов образ Божьего угодника легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру.
С вятой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.
П очти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град.
Р едкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.
И з глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накануне Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии» . После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо - Угрешским, ставший одной из святынь русского народа.
М ножество храмов, часовен и монастырей построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве существовало более 125 Никольских храмов и церквей, большинство из которых были сметены могучим ураганом безбожного "окаянного" времени. Один из них, построенный на площади Белорусского вокзала в начале XX века, пережив войны и революции, уцелел, став свидетелем возвращения на Родину солдат-победителей в мае 45-го. Подобно былинному богатырю, в шлеме из чеканного золота, он снова радует наш взор, напоминая о святом покровителе ратного подвига и русской воинской славы!
И сегодня, в наше тревожное время, самый любимый народный святой - наш русский Никола - Угодник - неспешно обходит просторы необъятной страны, совершая добрые дела, помогая всем, кто обращается к нему за помощью и спасением.
«С вятый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере », - говорится в «Акафисте» святителя и чудотворца.
К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского - оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня - ревностный защитник Православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай , означающее - "ПОБЕДИТЕЛЬ"!
- отрывок из стихотворения Сергея Есенина «МИКОЛА»
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О Мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.Защити там в Черных бедах
Скорбъю вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас;
«Миколае-чудотворце
Помолись Ему за нас».
- статьи Владимира МАКСИМОВА «НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ»
(журнал «ВОИН РОССИИ» №10 2001 г. - «воинские святыни России»)
Святитель Николай – один из почитаемых святых на Руси. Согласно церковному преданию, он жил во второй половине III – первой половине IV века, был архиепископом малоазийского города Миры в Ликии. Почитание святого было широко распространено в Византии, а после принятия крещения и на Руси. Сегодня почти в каждом храме можно встретить изображение этого чтимого святого.
Одна из древнейших икон церкви Сошествия Святого Духа (Николы в Толмачах) – «Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием». Находится она в Никольском приделе, слева от иконы «Богоматерь Иверская». Специалисты Третьяковской галереи датируют ее первой четвертью XVII века. Есть основания предполагать, что икона являлась храмовым образом деревянной церкви в Толмачах, которая до перестройки в конце XVII столетия была посвящена св. Николаю.На это косвенно указывают поступление ее из Никольского храма в Третьяковскую галерею в 1930 году, датировка, описание святыни, сделанное Федором Алексеевичем Соловьевым, во второй половине XIX века служившим дьяконом в Толмачах. Он писал: «Храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая во весь рост с мечем в деснице и с храмом в шуйце, с изображением вокруг Святителя событий из его жизни в 16 отделениях, письма древняго иконнаго, на доске, мерою в вышину 1 аршин 7 ¼ вершков, в ширину 1 аршин 2 ½ вершка».
Житийная икона Николо-Толмачевского храма обладает рядом особенностей, отразивших особое почитание знаменитой святыни города Можайска – деревянной скульптуры св. Николая ХIV века.
В среднике представлен образ святого, известный под названием «Никола Можайский». Такой тип изображения архиепископа в иконописи связывают со знаменитой деревянной скульптурой из Можайска. Согласно преданию, опубликованному в XIX веке, создание резной статуи вызвано событием из истории Можайска. Город был осажден неприятелем, для укрепления духа его защитников и устрашения врагов святой чудесно явился стоящим в воздухе над храмом с мечом в одной руке и собором, обнесенным стеной, в другой. Неприятель бежал, а жители «в благодарное воспоминание могущественного предстательства за них святителя Николая, вскоре сделали резное изображение чудесного явления его».
Ранним и, возможно, первым изображением Николы Можайского в древнерусском искусстве является деревянная скульптура ХIV века, которая до 1933 года находилась в Никольском соборе Можайска. В 1933 году она была вывезена Н.Н. Померанцевым в ЦГРМ, откуда в 1934 году поступила в собрание Третьяковской галереи. Ныне ее можно увидеть в Сокровищнице. На иконе храма-музея достаточно точно воспроизведена древняя святыня ХIVстолетия. Об этом свидетельствуют поза святителя, цвета личного (на лике сохранились фрагменты росписи) и одежд (фелони, подризника), абрис фелони, украшение епитрахили и палицы растительным орнаментом. Согласно писцовым книгам 1595–1598 годов скульптура находилась «в киоте, с деяньем». То же мы видим на храмовой иконе: изображение святого помещено в пятилопастную арку, которая имитирует резной киот, вокруг житийные клейма. Такое «цитирование» можайской реликвии – особенность толмачевского образа.
Достаточно традиционен состав житийных клейм, большая часть которых посвящена чудесам святого. Повествование начинается с верхнего ряда (слева направо), продолжается на боковых и заканчивается на нижнем: 1. Рождество святого Николая; 2. Крещение; 3. Исцеление сухорукой; 4. Приведение во учение; 5. Поставление в диаконы; 6. Поставление в иереи; 7. Поставление в епископы; 8. Явление царю Константину во сне; 9. Избавление трех мужей от казни; 10. Изгнание беса из кладезя; 11. Исцеление бесноватого; 12. Явление святителя Николая… (название дано на основе сохранившихся остатков надписи: «Св. Николай явися…»); 13. Спасение Димитрия со дна моря; 14. Возвращение Василия Агрикова сына родителям; 15. Преставление святителя Николая; 16. Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари.
Толкование храмового образа не однозначно. Основной, по-видимому, является идея покровительства, заступничества св. Николая Чудотворца за город, за храм. Это подчеркивается соотнесенностью со святыней Можайска и изображением Христа с Евангелием и Богородицы с омофором в руках в медальонах средника, которые напоминают о первом Вселенском соборе в Никее в 325 году, где архиепископ предстал защитником веры.
В 1993–1995 годах икона «Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием» была отреставрирована реставратором Третьяковской галереи А.С. Валюшком к открытию храма-музея в 1998 году. После удаления нескольких слоев записей открылась авторская живопись достаточно хорошей сохранности, древний образ вновь засиял яркими красками.
Н. Зараменская
Соловьев Ф. Московская Николаевская в Толмачах церковь. М.,1870. Репринтное изд.: СПб.,1994. С. 29.
Сидоренко Г.В. Документирую святыню. Изображения реликвий в позднесредневековой иконописи // Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 610–611; Шалина И.А. Икона «Св. Николай Можайский в житии» середины XVI века из национального музея Стокгольма: художественные особенности и символические мотивы иконографии // Искусство христианского мира. М., 2005. Вып. 9. С. 166–183.
Воинов Н. Можайская икона святителя и чудотворца Николая с изображением в руках меча и храма // Душеполезное чтение. М., 1872. С. 408–412.
Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Серия «Древнерусское искусство X–XVII веков. Иконопись XVIII–XX веков». М., 1995. Т 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. С. 196–199.
Козлова Ю.А. Икона «Никола Можайский с житием» из московской церкви Николы в Толмачах // Ярославский художественный музей. ХI научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2007. С. 59.
Писцовые книги XVI века. СПб., 1872. Отделение 1. С. 616.