Сообщение о кие щеке и хориве. Легенда о кие

Сообщение о кие щеке и хориве. Легенда о кие

Лы́бедь — легендарная сестра основателей Киева Кия, Щека и Хорива.

В отличие от своих братьев, Лыбедь предстаёт отрицательным персонажем. Несмотря на это, именно ей посвящено большинство топонимов в Киеве, связанных с четырьмя легендарными основателями Киева. Есть река с таким названием, недалеко расположена станция метро «Лыбедская». Существуют улицы Лыбедская и Владимирско-Лыбедская. В старом Киеве существовали также улицы Набережно-Лыбедская (теперь часть улицы Горького), Новолыбедская (ныне Волгоградская на Соломенке) и переулок Лыбедской (ныне улица Панаса Любченко).

Легенда про основателей Киева называет Лыбедь не сестрой, а дочерью князя. Согласно сюжету, девушка была прекрасной как майское солнце. Со всех стран света съехались молодые рыцари, князья и королевичи просить её руки. Но княжна и слышать не хотела про свадьбу. Мол, не пойду, — и всё тут! Рыцари и королевичи хотели прельстить княжну своим богатством, храбростью, силой. Не один склонил голову, чтобы ей понравиться, но всё напрасно. Тогда претенденты посоветовались друг с другом, пожали плечами, сели на своих коней и разъехались. Больше к ней суженые не приезжали. А через несколько лет князь помер. Роскошный дворец перешёл к следующему правителю, и Лыбедь должна была освободить замок. Она построила себе избушку за Киевом на горе, и жила там отдельно. Но трудной казалась ей эта монашеская жизнь. Дни и ночи она плакала, из её слёз постепенно образовался ручей, который со временем стал рекой Лыбедь. А гора, где обитала княжна, называется Девич-горой.

Лыбедь < др.греч. λείβω "лить, проливать, струить, литься, разливаться, быть в слезах, горько плакать".

λιβάς -άδος "влага, вода, источник" (ex. δακρύων λιβάδες Eur. — потоки слез).
λίβος "капля, слеза".

Лыбедь - λιβάδος (влага, вода, источник, капля, слеза). Лыбедь также могла произойти от греческого «либадион» - луг (низовье). С древнеславянского - «топкое место», «верховья реки».

Хорив (др.-рус. Хоривъ) — согласно Максу Фасмеру и А. И. Соболевскому древнерусское имя собственное Хоривъ производно от названия местности Хоривица (Хоревица, Хорива) — гора под Киевом. Даное название тождественно древне-персидскому Haraiva- — название горной местности. Название Хоривица, судя по всему, происходит из какого-то иранского языка — скифского или сарматского. Имеется также версия, связывающая Хорива с Хорватией.

Хорив < др.-греч χορεύω "учреждать священные пляски; устраивать хороводные пляски, водить хороводы; плясать, танцевать; славить хороводными плясками; справлять или праздновать с хороводными плясками; побуждать к пляске, кружить в хороводе".

Веселились на Хоревице.

В районе Киева издревле находился перевоз через Днепр.

Кий, Киев < лат. cieo (двигать).

От латинского "cieo" произошло слово КИЙ "шест". Посредством этих шестов и осуществлялось движение на перевозе.

Согласно легенде, приведённой автором «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя: «И пришел он на Дунай и облюбовал место, и срубил городок невеликий...» Городок этот назвали Киевец. На Дунае и сегодня расположено болгарское село Киово, именно в его окрестностях в начале ІІ века переправлялись через реку римские легионы под командованием императора Траяна.

Совершенно верно, как мы видим. Потому столько много КИЕВОВ (перевозов) в Европе.

У Киева имеется множество городов-тезок (Киев, Киево, Киевица, Кия-ны, Кии и т.п.). М.Ю. Брайчевский насчитал их полтора-два десятка в западнославянских землях, особенно в Польше. Село Киево имеется в земле Хелмской, в Средском уезде их - два. В Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчковского уезда имеются села Кияны и Кии. Села с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии. В Мазовше есть село Киевицы. Села Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы. Села с названием Киевец - в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть в Моравии, село Киев - в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице, поселок Киево - в крае Косово.

Щекавица (Скавика, Олеговка, Олегова гора) — гора в Киеве над Подолом. Сразу за Подолом, огибая его с южной стороны, находятся три вытянутых в одну линию горы: южная, ближайшая к летописной «Горе» (позднее она получила название Андреевской или Старокиевской) — Замковая гора (Киселёвка, Фроловская гора); далее, на северо-запад — Щекавица, а за ней, наиболее удалена от Днепра, — Юрковица (Иорданские высоты).

Происхождение топонима Щекавица связывают с именем одного из основателей Киева — Щека.

Возле подножия горы размещены славянские захоронения предхристианского периода VIII—IX столетий. На самой горе, как говорят легенды, был похоронен Вещий Олег:

«И погребли его на горе, что зовется Щекавицей. Есть же могила его и до сегодня. Называется та могила Олеговою» (Повесть временных лет, 912 год).

Скавика-Щекавица (яр, провалье) - издревле использовалась под некрополи - приравнивается к Нижнему Миру. Ак. Н. Марр указывает на явно хтоническую природу этого имени, подчеркивая, что «два имени, Щек и Мелтей (аналог имени Щек в армянской версии основания Киева), означают одно и то же - «Змей».

Щек < σκαφεύς "землекопатель",
σκαφεύω "подвергать корытной пытке (пытка у персов, состоявшая в том, что казнимого клали в корыто и закрывали другим корытом, оставляя открытыми голову, руки и ноги и обрекая его на медленную смерть от укусов насекомых)",
σκάφη "корыто, бассейн, ванна, челн, лодка".

Памятник основателям Киева – Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди был установлен в 1982 году в честь 1500-летия Киева в Наводницком парке (до 1993 года – парк имени В.М. Примакова) недалеко от моста Патона. Официальное название монумента – «Парящая Лыбедь», хотя чаще всего его называют «памятник основателям Киева» или просто «Ладья».

Скульптурная композиция представляет собой ладью, плывущую по волнам, на корме которой с луком, стрелами и копьями стоят три брата – Кий, Щек и Хорив, а на носу ладьи, раскинув руки как крылья, возвышается стройная женская фигурка – сестра Лыбедь. Одежда ее развевается на ветру, она словно парит как птица. Монумент окружен бассейном с фонтаном.

Легенда гласит, что князья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь основали на правом берегу Днепра город и нарекли его в честь старшего брата Киевом. Как писал Нестор Летописец в «Повести временных лет»: «И были три брата: один, по имени Кий, а другой – Щек, а третий – Хорив, и сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив – на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили город во имя брата своего старшего и назвали его Киевом».

Автор монумента – скульптор Василий Бородай является автором многих известных памятников. Таких как , на бульваре Шевченко и в Мариинском парке.
В феврале 2010 года памятник «Парящая Лыбедь» разрушился – откололась задняя часть Ладьи с двумя братьями Щеком и Хоривом. Но ко дню города в том же 2010 году памятник был отреставрирован. Ходили слухи, что разрушение памятника стало роковым ударом по здоровью пожилого скульптора. Побаиваясь за самочувствие Василия Захаровича, родные несколько дней не говорили ему об этом. По трагическому стечению обстоятельств скульптор умер 19 апреля 2010 года.

Наводницкий парк – одно из самых популярных мест для свадебных прогулок и фотосессий. У молодоженов даже существует традиция, связанная с памятником-ладьей. Пара, стоя спиной к памятнику, должна забросить букет цветов прямо в ладью. Тогда, согласно примете, их семейная жизнь будет долгой и счастливой.

Интересно, что в Киеве существует . Уменьшенная копия памятника находится на территории Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры на Вознесенском спуске.
Рядом с монументом основателям Киева в августе 2010 появилась еще одна скульптура, полюбившаяся молодоженам. Это – . На нем невесты с женихами повязывают ленточки и загадывают желания.

Кий, Щек и Хорив

по преданиям, отразившимся в русских летописях 11-12 вв., князья в племенном объединении полян, основатели трёх поселений, позже составивших город Киев . Существование на территории Киева нескольких поселений, к 9-10 вв. слившихся в один город, подтверждается археологическими данными. Сохранились предания о полянском князе Кии, который был с почётом принят в Константинополе императором и основал город на Дунае.

Лит.: Каргер М. К., Древний Киев, т. 1, М. - Л., 1958; Рыбаков Б. А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, [М., 1963].


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Кий, Щек и Хорив" в других словарях:

    По преданиям, отразившимся в рус. летописях 11 12 вв., князья в племенном объединении полян, основатели трех поселений, позже составивших город Киев. Существование на терр. Киева неск. поселений, к 9 10 вв. слившихся в один город, подтверждается… …

    По преданиям, отразившимся в русских летописях XI XII вв., князья в племенном объединении полян, основатели трех поселений, позже составивших город Киев. Существование на территории Киева поселений, к IX X вв. слившихся в один город,… … Русская история

    Легендарный основатель города Киева. Начальная летопись рассказывает, что в племени полян были три брата, Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедва. Братья сидели на трех горах, построили город и назвали его, в честь старшего, Киевом. Далее, летопись… … Биографический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кий. Памятник основателям Киева Кий легендарный лидер восточных с … Википедия

    Начальная летопись рассказывает, что в племени полян были 3 брата, Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедва. Братья сидели на 3 горах, построили город и назвали его, в честь старшего, Киевом. Далее, летопись передает другую легенду, будто Кий был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    По преданиям, один из князей племенного объединения полян; см. Кий, Щек и Хорив … Советская историческая энциклопедия

    Один из трёх братьев князей полян (См. Поляне); см. Кий, Щек и Хорив …

    Один из трех полулегендарных братьев князей, основателей селения на месте будущего Киева, см. Кий, Щек и Хорив … Советская историческая энциклопедия

    См. Кий, Щек и … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Сквозь времена , Николай Плотников. Сборник исторических повестей Н. Плотникова содержит четыре повести времен Киевской Руси. Опираясь на исторические факты (летописи, хроники и другие архивные документы), автор дает простор…
  • Славяне на пороге цивилизации. 679-800 гг. , Алексеев Сергей Викторович. Книга историка С. Алексеева посвящена одному из самых сложных и напряженных периодов в истории европейского славянства - второй половине VII - VIII в. В это время на Балканском полуострове…

Кий, Щек и Хорив, по преданиям, отразившимся в русских летописях 11-12 вв., князья в племенном объединении полян, основатели трёх поселений, позже составивших город Киев. Существование на территории Киева нескольких поселений, к 9-10 вв. слившихся в один город, подтверждается археологическими данными. Сохранились предания о полянском князе Кии, который был с почётом принят в Константинополе императором и основал город на Дунае.

Князь Кий

История древних славян весьма запутана. Здесь существуют десятки разных предположений – одно другого смелее. Множество загадок окружает легендарного князя Кия, основавшего город на Днепре, который был назван «матерью городов русских».

Проблема Кия решается в прочной связи с решением проблемы основания Киева. Определить точную дату основания этого древнейшего города довольно сложно. Археологическая наука предпочитает говорить о конце VI века. Однако, данные археологии весьма условны и фрагментарны. Археолог ведь копает не везде, а там, где ему позволят. Поэтому многие участки площади старых городов остаются не потревоженными энтузиастами от археологии. Как же можно тогда делать однозначные выводы о возрасте самих городов?

На полянский земле - Киевщине - в VI-VII в. сходились границы трех культурных групп - пражской (в ее корчакском варианте), пеньковской и колочинской, а в VIII-X в. - луки-райковецкой и волынцевской. Считается, что славянское поселение на месте Киева возникло в конце V века, что фиксируется находками византийских монет того времени, однако, городская жизнь и наличие укреплений («града») уверенно фиксируются археологами лишь с VIII века.

Есть в распоряжении науки еще и письменные источники – старинные хроники и летописи. Они позволяют уточнить хронологию. Хотя и не всегда.

Так, древнейший письменный памятник восточных славян Повесть временных лет дает весьма скудную информацию об основании Киева. Она вкратце рассказывает о князе Кие, который вместе с братьями Щеком и Хоривом, а также с сестрой Лыбедью, основали в Приднепровье город и назвали его Киевом. Когда это было – «Повесть» не говорит. Она лишь упоминает о том, что Кий был с почестями принят в Царьграде и основал на Дунае город Киевец. Все, больше никакой информации нет.

Поэтому приходится работать с письменными источниками, в которых нет прямого упоминания Кия, его братьев и сестры. В данном плане весьма любопытным было бы разобрать одно сообщение, приведенное готским (древнегерманским) историком Иорданом (VI век). В нем рассказывается о печальной судьбе короля готов Германариха, который получил смертельное ранение от неких росомонов (переводится как «люди росов» т. е. русов). Этими самыми людьми были некие братья Сар и Амий, которые отомстили за свою сестру Сванехильду. Германарих казнил ее за уход от мужа, приказав привязать к паре резвых лошадей, поскакавших в разные стороны. Братья нанесли ему удар мечом, после чего он тяжело заболел. Этим воспользовались гунны свирепые завоеватели – гунны, которые разгромили готов. (Рассказ датируется 375 годом).

Некоторые историки (например, украинец Михаил Брайчевский) считают это сообщение одним из вариантов сказания о Кие. Основания для таких выводов дает имя «Сванехильда», которое является одним из германских названий лебедя: достаточно вспомнить сестру Кия Лыбедь.

Причем связь рассказа Иордана со славянской исторической действительностью подтверждается данными славянского же эпоса. Образ Лыбеди-Лебеди присутствует в русских былинах о Михаиле Потоке и Иване Годиновиче. Данные былины представляют собой древнейшую часть восточнославянского эпоса. В них, также, как и в рассказе Иордана, фигурирует неверная жена Лебедь и три брата. Правда, логика повествования тут несколько перевернута. Лебедь не является сестрой трем братьям, а действует в качестве жены одного из них, которому она, собственно, и изменяет. За это изменница подвергается суровой каре.

Весьма возможно, что историк Иордан привел искаженную версию сказания. Очевидно, он пользовался очень древней легендой, которая походила на сказание о братьях и Лебеде. Вообще, Сар и Аммий не могли жить IV веке. Почему? Да потому, что еще античный географ Страбон (II в. н. э.) сообщил о городах Сар и Амадок, расположенных на реке Борисфен (так греки называли Днепр). Явно, что эти города названы по имени Сара и Аммия, которые жили никак не позже времен Страбона.

А в 375 году историческую трагедию «разыгрывали» другие лица. И этими лицами был Кий с его братьями. И отражала эта трагедия не любовные перипетии, но реалии политической борьбы. Здесь имел место быть политический союз росомонов (т. е. росов, русов) и гуннов против готов. Кий и его братья напали на Германариха для того, чтобы облегчить натиск готов. И они преуспели – тяжело раненный готский король не смог противостоять натиску гуннских войск. Славяне были избавлены от готской угрозы благодаря заговорщической деятельности князя Кия. И они оценили его заслуги весьма высоко, сделав своим князем.

Сам Кий пришел в Приднепровье (где жило славянское племя полян) вместе с гуннами. Старинная «Степенная книга» утверждает, что «русы Кия пришли из Дикого Поля» (района волго-донских степей). Очевидно, что речь идет о каких-то руссах, которые жили в степях (далеко не все древние славяне были земледельцами). Может быть, речь идет о народе роксолан (россалан), которые, по утверждению ряда историков, возникли в результате смешанных браков между славянами-русами и иранцами-аланами (росы «плюс» алане). В любом случае, Кий был пришельцем в Приднепровье. Он пришел вместе с гуннами, использовав их для отражения готской угрозы.

Потом гунны ушли завоевывать Европу и Рим, а русы Кия остались, дав свое имя земле полян, о которых «Повесть временных лет» говорила: «поляне, ноне зовомые Русь». Так возник Киев и Киевская Русь, на территории которой и располагается современная Украина. История Руси гораздо более древняя, чем обычно принято предполагать, она уходит своими корнями в глубь веков. (Происхождение русского народа)

Роль гуннов в основании Киевского государства была забыта многими хронистами. Но кое-кто продолжал помнить об этом, порой не делая разницы между гуннами и славянами. К примеру, польский хронист Стрыйковский писал, что Киев был основан гуннами. Средневековый автор Саксон Грамматик принимал гуннов и русов за один народ. Хронист Беда Достопочтенный отождествлял гуннов с балтийскими славянами, а его коллеги Едингард и Самбургский Аноним – со славянами дунайскими. Античный автор Филосторгий утверждал, что некогда гунны назывались неврами, которых многие исследователи считают (и не без основания) славянским племенем. Византиец Прокопий Кесарийский находил определенное сходство славян и гуннов. А немецкий хронист Гельмольд приводил такое название Руси – Хунигард (страна хуннов или гуннов). Не исключено, что гунны представляли собой не этнос, а некоторый союз разных этно-племенных союзов, в которых немалую, но, может быть даже и лидирующую роль, играли славяне.

Какова же была дальнейшая судьба Кия, его братьев и сестры, а также потомков князя? Об этом также мало что известно. «Повесть временных лет» утверждает, что он ходил к Царьграду и царь воздал ему великие почести. Что здесь имеется ввиду? Может быть победоносный военный поход?

Не исключено. Упомянутая уже «Степенная книга» рассказывает о неких «русских воях», которые сражались с императором Восточного Рима Феодосием (379-395 гг.). Это сообщение относится ко временам правления Кия. Очевидно, что именно доблесть его воинов заставила могущественного восточноримского императора принять Кия с великими почестями, как о том рассказывала «Повесть».

В дальнейшем киевские русы неоднократно ходили походами на Царьград (Константинополь). Любопытно, что по данным византийского императора Проколоса, один из таких походов, датированный 424 годом, состоялся в союзе с гуннским правителем по имени Ругила.

Если верить данным польского хрониста Яна Длугоша, то династия Кия просуществовала до второй половины IX века, когда в Приднепровье пришли варяги – выходцы с севера. Сначала киевский престол захватили бояре Аскольд и Дир, а затем и родственник Рюрика князь Олег Вещий. Именно благодаря ему киевский княжий стол со временем перешел к сыну Рюрика Игорю. В жизни Киевской Руси начинается иная эпоха. Именно эту эпоху и запечатлела «Повесть временных лет».

Армянская легенда о Куаре говорит об основании братьями в лесу у своих поселений храма, в котором были поставлены два идола. Новгородская летопись, говоря о лесе на горах, также напоминает о языческих верованиях Кия и его соплеменников.
Раскопки киевского археолога В. В. Хвойко в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе, каменный языческий жертвенник округлой формы с четырьмя выступами по сторонам света, рядом, к югу, горел костер для жертвоприношений. Сооружение сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2х3,5 м, высота 0,4 м. Расположено оно на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине княжеского двора. Хвойко объявил свою находку алтарем храма князя Кия.

Вторичные раскопки в 1937 году не подтвердили «геометричность» алтаря, в результате поставив выводы Хвойко о характере сооружения под сомнение. Датируется алтарь VIII-X вв.

Попытка отождествления двух идолов храма принадлежит Б. А. Рыбакову. По говорящему имени второй идол, Деметр, был отождествлен им как мужское божество плодородия. Имя первого идола, Гесаний, ни о чем не говорит, но поляне поклонялись Перуну, поэтому храм, вероятно, был посвящен и ему.

Владимир Кириллович Малик

Князь Кий

И были три брата: один по имени Кий, дру-

гой - Щек и третий - Хорив и была сестра у

них Лыбедь.

Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев,

а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Ще-

ковица, а Хорив на третьей горе, которую про-

звали по нему Хоривицей. И срубили они городок

во имя старшего своего брата и назвали его Киев.

И был кругом города лес и бор велик, и лови-

ли там зверей. И были те мужи мудры и смыслен-

ны, и звались они полянами, от них поляне и

до ныне в Киеве.

«Повесть временных лет»

Четыре всадника в белых рубахах, у каждого в руке зажато короткое копьё, выскочили из густой рощи и помчались наперерез табуну сайгаков, что поднимались после водопоя по узкой тропинке на крутой берег. Испуганные животные на мгновение замерли. Куда бежать? Где спасение? Тут же табун разделился. Одни - что были позади - попрыгали в воду и поплыли к противоположному берегу, а остальные жёлтым вихрем метнулись в степь.

Но ещё быстрее просвистели в воздухе острые копья. И каждое из них нашло себе жертву! Четыре сайгака упали в мягкую траву, забились в предсмертных судорогах. Их жалобные крики рассекли полуденную тишину.

Один из всадников, пожилой, с длинными седыми волосами, спрыгнул с коня, вынул из кожаных ножен острый с широким лезвием нож.

Не мешкайте, отроки! Перережьте жилы и выпустите лишнюю кровь, чтоб не испортила мяса. Да глядите - не повредить бы шкуры!

Отроки, у двоих из них уже пробивались рыжеватые бородки, тоже выхватили ножи и подбежали к своей добыче. Ловкие взмахи - и из надрезов на шеях струйками потекла ярко-красная кровь.

Охотники вытерли о траву ножи, стянули добычу в одно место. Старший наступил ногой на сайгака, поднял вверх тяжёлые узловатые руки. Седая грива волос шевелилась под лёгким дуновением ветерка. Из-под лохматых, седых бровей, резко выделявшихся на смуглом морщинистом лбу, в небо смотрели по-молодому лучистые глаза.

О ясноликий Хорос-Световид , и ты, грозный Перун слышите вы меня?… Это я - старейшина рода росов, что из племени полян, богобоязный Тур, обращаюсь к вам… Благодарствую, боги, за то, что вложили в мои руки силу, а глазам - дали зоркость! А ещё благодарствую за то, что послали под моё копьё и под копья моих сынов - Кия, Щека и Хорива - желанную добычу! Часть её по праву принадлежит вам, боги, и вы получите жертву, как только мы вернёмся домой…

Тур поклонился и вновь пристально посмотрел на синее безоблачное небо, где ослепительно светило солнце, и велел сыновьям собираться в обратный путь.

Братья переглянулись, и вперёд выступил Кий.

Отче, добыча наша велика… Боги помогли нам, и мы, исполненные благодарности, можем возвращаться назад. Пожалуй, ни один ловец из нашего рода не сможет сегодня похвалиться таким успехом… Но согласись, отче, не только за мясом и шкурами вышли мы в степь! Хвала богам, есть у нас и кони, коровы, и овцы, и разной птицы в достатке! Забили бы овцу или быка - вот и имели б мясо… Нам хочется ещё порезвиться в степи, погонять зверя, пострелять из лука, размять застоявшихся скакунов. А заутра вернёмся домой, отче. Позволь!…

Дозволь, отче, - вторили ему Щек и Хорив.

Старый Тур глянул на сынов. Тёплая волна подкатила к сердцу. Они стояли рядом, ожидая отцовского ответа. Три красавца - как три тугих молодых дуба! Такие похожие - и такие неодинаковые… Вот одесную стоит Кий - старший. Надежда и гордость старейшины и всего рода. Как он похож на него, на своего отца в молодости. Высокий, стройный, широкоплечий. Загорелое румяное лицо. Открытый взгляд голубых, как небо, глаз, обычно тёплый и ласковый, но в гневе непреклонный и твёрдый, как кремень. Над высоким чистым челом - тяжёлая грива русых волос… Сразу видно из какого он рода. Ведь среди русов почти все белокурые и светлоглазые. Недаром говорят, что по-ромейски слово «рус» или «рос» означает красный, рыжий, светлый. Может, потому и наша светловодная Рось так названа? И род наш тоже - русь!… Но ни у кого нет таких белокурых кудрей, как у Кия. Это он от покойной матери - Билицы. Билочки, как ласково он некогда назвал свою, теперь покойную, жену… Сколько же Кию лет? Пожалуй, двадцать и ещё один год!… Да-а, не мало. Женить пора! Да всё никак не выберет он себе девицы. Из-за забот по хозяйству, охоты да сражений всё некогда ему… Эх, как бежит время! И не заметил, как самому полсотни стукнуло. Ещё малость - да помирать пора. Мужчины редко доживают до такой старости. Разве что очень посчастливится… А так многие погибают ещё молодыми: на охоте, в битве, от хвори…

В середине стоит Щек. Он второй по возрасту. Ох, уж этот Щек! Не парень, а огонь! Горячий, вспыльчивый, порою просто неистовый! Только затронь - так и вспыхнет гневом! Никому не уступит, даже отцу… Зато как способен к музыке, к песне: запоёт на Росе - на Днепре эхо отзовётся. Лучше него никто не сыграет на свирели иль на гуслях. Без него парни и девчата не раскладывают костров в ночь на Купайла, не водят хороводы, не пускают венки по реке… А сейчас он непривычно смирен! Покорно склонил красивую кучерявую голову, отливающую свежей бронзой, опустил долу глаза. Но ему, Туру, известно: и теперь в прикрытых длинными ресницами зрачках сына скачут, как искры, озорные огоньки…

Затем отец переводит взгляд на младшего. Хориву семнадцать лет. У него на щеках и подбородке пока ещё золотистый пушок. В припухших губах заметна детская наивность, а в глазах, таких синих, как весенние пролески, - непостижимое удивление, словно он впервые видит мир. Однако, несмотря на молодость, у него сильные и умелые руки: куёт железо, готовит из него серпы и ножи, наконечники для копий и стрел, тешет дерево, месит глину и лепит из неё горшки и миски. А во время поприщ стрела из его лука летит на сотни шагов и там ещё имеет силу пронзить сыромятную шкуру быка…

Тур довольно прищурил глаза.

А как же я один, отроки, четырёх сайгаков дотяну до дома?

Кий сдержанно ответил:

Пешком, отче… У нас всего четыре коня. Положим на твоего Серого дичь и поведёшь его в поводу. Но ты на нас не сетуй. Может и нам выпадет в охоте удача, и поутру мы тоже будем пешими добираться до нашего Каменного Острова.

Нелегко мне старому тянуть на поводу коня, - пробурчал вроде бы сердито Тур, но тут же усмехнулся. - Да ладно. Оставайтесь! Но не зарывайтесь далеко, чтоб не попасть под стрелы гуннов!

Благодарствуем, отче, и не тревожься за нас, - поклонились сыновья. - Не попадёмся им, кони у нас быстрые!

Ну, собирайте меня в дорогу.

Братья стянули сыромятными ремнями ноги сайгаков и, связав их попарно, перекинули через спину коня. Щек подал в руки отцу повод, а Хорив - копьё, и Тур, не спеша, тронулся в путь.

Постояв на холме, пока отец не скрылся за ближайшим леском, братья сели на коней и поехали в противоположную сторону.

Перед ними раскинулась волнистая равнина. Среди яркой зелени трав то там, то сям темнеют островки рощиц и перелесков. Вспугнутые фырканьем коней, из-под ног взлетают степные птицы. Порой выскочит из куста заяц и, прижав уши, бросается со всех ног наутёк, а то в зарослях кустарника мелькнёт рыжий хвост лисы. Вдали вихрем проносятся косяки тарпанов - диких лошадей.

Но вся эта живность не привлекала внимания охотников. И только когда далеко впереди вспорхнуло несколько стрепетов и с тяжёлым шумом полетело над землёй, братья сняли с плечей луки и выхватили из колчанов стрелы. Стрепет - грузная но красивая птица - всегда заманчивая добыча. На него трудно охотиться: он умело прячется в густых травах и издали чувствует опасность. Но кому достанется такая добыча, тот вдоволь полакомится вкусным жареным мясом.