Сиюминутность и спонтанность. Что это такое и как это развить в себе

Сиюминутность и спонтанность. Что это такое и как это развить в себе

Есть по крайней мере десять качеств, которые привлекают гораздо больше внешности. И, что не менее важно, помогают сохранить отношения и сделать их счастливыми.

1. Умение слушать

Разговаривать умеют и любят почти все, а вот слушать - единицы. Если вы хоть раз общались с таким человеком, вы понимаете, о чём я говорю. Когда человек не ждёт своей очереди заговорить, во время того, как говорите вы, не перебирает в голове подобные случаи, которые подходят под тему. Разговор можно поддержать, даже не слушая, это не трудно - кивайте, говорите «угу» и не смотрите в смартфон.

А вот слушать - это целое искусство, но это всегда чувствуется и ценится. С такими людьми действительно хочется разговаривать.

Как развить умение слушать?

Старайтесь концентрироваться на том, что говорит ваш собеседник и не отвлекаться на свои мысли. Заинтересуйтесь тем, что он говорит, а если никак не получается - зачем тогда вообще разговаривать?

2. Умение быть спонтанным

Одни люди любят полную спонтанность в действиях, другие предпочитают постоянство и надежность. Но в любом случае без толики спонтанности, фантазии и неожиданных поступков «в потоке» будет скучно. Просто так, без повода, в будний день предложить сходить в ресторан (особенно если это не цветочно-конфетный период, а более-менее стабильная и почти семейная жизнь), просто так спеть, когда хорошее настроение, предложить разучить какой-нибудь танец или прокатиться на выходных на природу, чтобы найти невероятно красивое место.

Спонтанность не позволяет отношениям стать частью серых будней, делает их интересными и красочными, обеспечивает много приятных воспоминаний.

Как развить в себе спонтанность?

Чаще слушайте себя, чего хотите именно вы. Пока не важно, оценят ваши порывы или нет, главное, чтобы появились какие-то желания.

3. Делать что-то хорошо

Не важно, чего касается ваше умение - классно водить автомобиль, виртуозно играть на гитаре или бегло разговаривать на трёх языках. Людей всегда восхищает чужое мастерство, чего бы оно ни касалось.

Как научиться?

Просто найдите себе любимое дело и оттачивайте навыки до совершенства. Кстати, если у вас нет отношений в данный момент, это поможет их завести - как только вы погружаетесь в любимое дело и забываете о желании завести отношения, они волшебным образом появляются в вашей жизни.

4. Быть самодостаточным и довольным всем

Люди, которые довольны тем, что у них есть, более привлекательны, чем те, кто постоянно жалуются и мучаются от того, что им чего-то не хватает. Если вы довольны своей внешностью, вы выглядите гораздо привлекательнее, чем если считаете себя жирным уродом. Если вы довольны своей работой, никто не назовёт вас неудачником. Да и нищеброды, как отлично описано на Лурке - это не те, у кого маленькая зарплата, а люди, которые считают, что им постоянно не хватает денег.

Как научиться довольствоваться тем, что есть?

Да, это не так просто, но возможно. Для начала можно перестать сравнивать себя с другими, потом найти, что в вашей жизни идёт хорошо, и испытывать благодарность за это.

5. Отсутствие нездоровых «загонов»

Если вы следите за фигурой и стараетесь есть больше овощей - это отлично, но если выносите мозг персоналу пиццерии, требуя сделать для вас пиццу без теста - это совсем другое. Это касается всех ваших принципов и увлечений - во всём надо знать меру, а болезненная привязанность к какому-то поведению никого не радует.

Как избавиться от слишком сильных привязанностей?

Сначала надо вообще понять, есть ли они у вас. А для этого спросите у лучших друзей и родственников - пусть честно скажут, что они думают по этому поводу. Скорее всего, они даже говорили вам об этом ранее, но вы не обращали внимания.

6. Быть настоящим

Можно до бесконечно придумать себе фальшивые образы, прикрываться ими и даже вживаться в них, но люди всегда чувствуют фальшь и ценят настоящие личности. Это не значит, что вы будете простым, как два рубля. Это значит, что вы не будете скрывать свои чувства, и не будете «подделывать их». Вы открыто улыбаетесь и смеётесь, не стесняетесь своих порывов, желаний и увлечений.

Как стать настоящим?

Осознать, что в вашем образе является маской (иногда это не так просто), понять, зачем вы её надели и пересмотреть отношение к себе.

7. Способность пойти на компромисс

Умение пойти на компромисс, а главное - желание искать его, это признак того, что человек готов к долгим и счастливым отношениям. Если вы не ищете компромиссов, а заставляете партнёра во всем подчиняться вам, значит, вы его не уважаете, и рано или поздно ему это надоест. Если же наоборот, всегда подчиняетесь и уступаете, надоест вам - длительный период молчания закончится взрывом и вы сами разорвёте отношения.

Что же делать?

Всегда ставьте себя на место другого человека. Например, вы работаете дома и после работы хочется прогуляться, чтобы размять мышцы, покататься на коньках или заняться другим активным спортом. А ваша вторая половина весь день на ногах и ему или ей вообще не хочется активности ещё и в вечернее время. Вместо того, чтобы скандалить и заставлять, попробуйте представить себя на месте вашего любимого человека - вам бы захотелось куда-то выбираться после целого дня активности?

8. Забота

Почти все люди любят, когда о них заботятся (конечно, без фанатизма). Это возможность без слов сказать «я тебя люблю», «ты мне не безразличен или безразлична». Отвлечь, когда видишь, что человек грустит или спросить, что случилось и выслушать все проблемы. Если человек заболел, заботиться о нём так, как это делали бы родители. Даже просто купить любимое лакомство, просто так, когда тебя не просили об этом.

Как научиться заботиться о других?

Если вы привыкли думать только о себе, будет нелегко начать заботиться о других. Но если вы с нежностью относитесь к другому человеку, будет не так трудно придумать, чем ему помочь и какой сделать сюрприз.

9. Чувство юмора

Весёлых людей любят все, они заряжают позитивом, с ними хочется находиться рядом. Вообще, чувство юмора есть почти у всех, только оно часто не совпадает - смешными кажутся разные вещи. Но это уже зависит от воспитания, окружения и прочих факторов. В любом случае, с человеком, который чаще улыбается, чем хмурится и не прочь от души посмеяться, гораздо приятнее общаться.

Как развить чувство юмора?

Никак. Оно у вас уже есть, может быть, вы просто стесняетесь шутить при недостаточно знакомых людях или считаете своё чувство юмора странным. Это не так уж важно - если вы не стесняетесь быть собой, люди принимают вас таким, какой вы есть.

10. Быть сильным

Это ценится не только в мужчинах, но и в женщинах. Никто не хочет видеть рядом с собой размазню, которая не может справиться со своими проблемами, не то что помочь и поддержать в трудной ситуации. Внутренняя сила, возможность решать свои проблемы, не срываясь на людях, умение поддержать и помочь - это гораздо более ценно, чем приятная внешность.

Как развить в себе внутреннюю силу?

Это долгий путь самосовершенствования, когда вы решаете отныне не жаловаться на невзгоды и воспринимаете все свои проблемы, как увлекательные квесты, которые надо выполнить.

Когда мы говорим о спонтанности, то имеем в виду свои яркие и неожиданные проявления. Что-то, что мы делаем «не думая». И вот тут есть очень большой подвох. Как только мы отпускаем себя и делаем что-то «спонтанно» - мы совершаем знакомое действие.

Да, именно так - мы воспроизводим свои автоматические реакции. У каждого человека есть свой привычный набор эмоций и оценок происходящего. И когда мы действуем неосознанно, то сразу обнаруживаются все наши шаблоны.

Нужно разделить понятие...

Спонтанность также важна в жизни, как и всё остальное. Без неё жизнь становиться скучной, пресной, неинтересной. Люди привыкли жить по плану. Нас так научили. Плановые пятилетки в СССР. Выполнил план, перевыполнил.

Но план жизни - это сфера ума, а спонтанность исходит из души.

И здесь так же важна золотая середина, как и во всём остальном. Равновесие должно присутствовать во всех сферах жизни человека, особенно между умом и душой.

Спонтанность – сфера души

Спонтанность исходит из...

Жизнь есть бесконечное движение. Любое движение есть жизнь. Жизнь есть творчество. Любая жизнь проявляет себя через творчество. Творчество есть движение. Движение мысли есть созидательное творчество...

Что такое сингулярность? Сингулярность - это когда энергия превращается в материю и обратный процесс.

Любое движение - жизнь! Жизнь - это творчество в существовании. Статика - энергия, стремящаяся к движению.

Рассмотрим Вселенский взрыв, когда энергия путём взрыва превращается в материю и...

С незапамятных времен Тибет притягивал умы ученых и мистиков со всех концов света. В этой статье вы узнаете о повседневной жизни тибетских монахов, а также об отшельниках, уходящих в пещеры для обретения духовной свободы.

Школа терпения

Среди мировых религий буддизм, по мнению многих богословов, является самой мирной религией. Действительно, последователи Будды, то есть Просветленного, никогда не навязывали своей веры другим, не обращали неверных в истинную веру, не устраивали...

Я больше не вижу смысла жить в городе, здесь все создано для заключения нашей свободы в бетонную тюрьму мегаполиса. Здесь нет возможности раскрыть свой изначальный потенциал души и реализовать свое истинное предназначение.

Профессия - это не предназначение, это направление для нашего развития, в рамках города мы не способны полноценно и целостно реализовать свой внутренний потенциал: слишком много факторов, ограничивающих наше сознание. Это осознает каждый человек, которому близко духовное...

Ты Есть Великая Душа! В Тебе полно Божественного Величия, Мудрости, Знания, Любви. В тебе все это есть. Ты просто забыл на какое-то мгновение своей жизни, своих жизней, когда опустился сюда на Землю. Мы погрузились в свои жизни на Земле - в эту Божественную игру, в эту иллюзию и играем...

Ты Есть Великая Душа! В Тебе полно Божественного Величия, Мудрости, Знания, Любви. В тебе все это есть. Ты просто забыл на какое-то мгновение своей жизни, своих жизней, когда опустился сюда на Землю...

Голубым светом полетели мысли в туман. Сверху идут волны незримые. Когда ты лежишь спокойно – рукам не надо подниматься. Но как только ты встанешь, твои движения приведут все вокруг в вибрирующую массу.

Когда ты врешь себе - ты пустой. Тебя нет, ничего хорошего в твою жизнь не придет. Пустота вокруг тебя будет расти. Ты попытаешься заполнить ее Другими. Они только пройдут сквозь, сделав тебе больно. И ты, в обиде на эту боль, останешься снова один.

Правда внутри тебя наполняет все светом...

Жизнь в монастыре дзен организована очень хорошо. В наше время традиция нисколько не изменилась с тех пор, как в восьмом веке мастер По Чанг разработал монастырский устав, который носит его имя. Монастырь, в котором он жил, располагался на горе Та Ньонг у города Хонг Чу в провинции Кьянг Хи. Позднее гору переименовали в По Чанг.

Правила По Чанга представляют собой синтез духа раннего буддизма и дисциплин Махаяны. В те времена монастырская традиция школы дзен начала отделяться от монастырской...

Александр Любимов


Когда на сцене нужно создать шум, статисты ходят и вразнобой говорят фразу: «О чём говорить, когда говорить не о чем?»

Когда общается профессиональный коммуникатор, ему необходимо делать множество вещей: помнить о том, о чем он хочет сказать, подбирать слова, следить за реакцией, калибровать состояние собеседника, отмечать характерные жесты и т.д. Ни один нормальный человек не сможет сделать это сознательно. Но как тогда они всё это делают? Хороший коммуникатор может распределять сознательное внимание так, что какие-то вещи он делает сознательно, а какие - бессознательно, спонтанно.

Спонтанность дает нам полет, течение, искру, но у нее есть один большой недостаток - обычно этот поток совершенно неуправляем. То есть поток есть - он может нестись, захватывать, растекаться… Но вот куда он вас занесет совершенно непонятно.

Это как кошка, которая гуляет сама по себе по своим собственным делам.

Сознательное управление дает четкость и понимание цели, но при этом невозможно контролировать большое количество информации и трудно пользоваться ассоциативно приходящей информацией (она просто не приходит). Здесь вылезает стандартная проблема сознания - ограниченность восприятия. Ну не резиновое сознание, не резиновое. Поэтому если вы пытаетесь на что-то обратить сознательное внимание, всё остальное из этого сознательного внимания уходит. Калибруешь жесты - пропускаешь мимо ушей предикаты, подстраиваешься под позу - забываешь содержание.

Есть люди, у которых хорошо с управлением, но плохо со спонтанностью, есть те, кто легко спонтанирует, и им бы хорошо научиться управлять этим процессом. А тем, кто хорошо управляет своей спонтанностью, этот текст скорее всего особо и не нужен.

Управляемая спонтанность - это умение контролировать свою спонтанность и направлять ее к цели. Баланс между структурой и спонтанностью.

Заявление красивое, но не попытка ли это «в одну телегу впрячь коня и трепетную лань» (как вы помните, по утверждению классика это сделать «не можно»). Ответ вполне НЛПерский - не знаю, как это в теории, но на практике это работает.

Я могу сознательно сосредоточиться на калибровке реакции группы, а из меня в это время будет литься содержание. Или наоборот, я могу сосредоточиться на содержании, отпустив свои жесты и голос на свободу. А может я сочту полезным более сосредоточиться на жестах, а всё остальное пусть контролирует бессознательное. Либо я могу вообще как бы отойти в сторону и наблюдать за тем, как «этот человек» говорит, размахивает руками и выделяет определенные слова интонацией.

Самое забавное - что научиться этому не так уж и сложно. Нужно просто немного поработать.

Что для этого нужно?

Первое, что нужно обычному человеку - это научиться быть спонтанным и отпускать себя. А следующее умение - направлять этот поток в нужную сторону.

Научись отпускать себя

Первое, что нужно - это научиться быть спонтанным и отпускать себя. Нас с детства тренируют контролю, управлению, умению сдерживать эмоции. Что крайне полезно в условиях современного общества. Да и вообще полезно - дисциплина штука нужная. Дети то обычно существа вполне спонтанные, что доставляет жуткое неудобство их родителям. И окружающим. А так же нарушает технику безопасности. Полез не туда - свалился, руку в плиту сунул - обжёгся. И вообще, хотелось бы чтобы ноги ходили куда надо, а не куда занесёт.

Но через какое-то время для большинства контроль становится слишком тотальным. В обычной нашей школе проявления спонтанности не слишком поддерживают, в первую очередь потому, что спонтанность эта возникает чаще всего не там, не по тому поводу и в совершенно неподходящей ситуации. Она же спонтанность - захотела пришла, захотела ушла. А тут учебный процесс…

В ещё более старшем возрасте спонтанное желание ущипнуть впереди идущую симпатичную девушку за пятую точку может кончиться не менее спонтанным ударом тяжёлой дамской сумочки (а то и ноги) по какому-нибудь чувствительному месту. Или дружескими тумаками сопровождающего девушку мужчины. А не дай бог спонтанно сказать начальнику все свои мысли относительно его способностей. А уж его ответная спонтанная реакция - это просто нечто!

И с водой выплескивают ребёнка. Уж лучше вообще не спонтанировать - это мол удел творческой интеллигенции.

А те ведь тоже хотят, чтобы это творческое состояние приходило «когда надо», а не когда придется. А то выйдешь на сцену - и пф! Только фонограмма и спасает. А что, спрашивается, делать представителям не разговорно-песенного жанра?

Поэтому первая тренировка - это как раз научиться себя отпускать. Сначала совершенно безумно и неуправляемо. Просто вспомнить это состояние - когда несет. А вот дальше мы поработаем с управлением - благо это вы все умеете хорошо.

«Рыба»

Это достаточно забавное упражнение поможет вам развить умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове. Просто «правополушарное» мышление именно так и работает.

-- В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов. Даже 36 и 6 десятых. Кстати, есть такая аптека - 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем и магазинов. И товаров стало больше. Например раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять. И видов молока тоже десяток. Хотя часть - это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше. А женщины для того, чтобы выглядеть лучше пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции. Там еще и одежду красивую шьют. В этом году опят модно мини…

Это можно продолжать бесконечно. Здесь одна ассоциация вызывает другую. Получается цепочка. И если не вспомнить как это происходило, совершенно не понятно как температура человека связана с молоком, а молоко с тушью для ресниц. Но люди чаще всего беседуют именно так: одна тема цепляет другую…

Если вы прислушаетесь, то вы обнаружите что большинство разговоров строится приблизительно по этой схеме. Просто между точками перехода предложений побольше.

Скелет рыбы

Скелет - это точки перехода, где происходит ассоциативный переход с одной темы на другую. Обычно помня только скелет можно легко восстановить всю рыбу. В это тексте это было: «Жара 30-35градусов - температура человека 36.6 - аптека - много - сорта сыра - виды молока - обезжиренное молоко - похудеть - внешний вид - косметика - тушь - Франция - одежда - мини…»

Отслеживать скелет нужно для контроля, то есть это тренировка управления. Когда в дальнейшем надо будет восстановить весь процесс общения - достаточно вспомнить контрольные точки, а «мясо» на этот «скелет» будет само выплывать из бессознательного.

«Остапа несло».

И. Ильф. Е. Петров. «Двенадцать стульев».

Тренируем спонтанность. Возьмите любой факт и простраивайте от него ассоциативные связи. Желательно, чтобы на одну мысль (на одну кость скелета) было не более 2-3 предложений. Здесь от вас требуется просто быть спонтанным - чем рыба больше, тем она лучше. Отпустите себя - как несет, так несет.

Но! Большая просьба - то должна быть рыба, когда вы как бы нанизываете бусинки. А не звезда:

- В Москве сейчас жарко. В Лондоне тоже очень жарко. А в Лос-Анжелесе просто невыносимая жара. Даже в Якутии жарко.

Здесь только одна косточка скелета: «жара» и к ней происходит постоянный возврат. Это не то! Здесь должна быть цепочка:

- В Москве сейчас жарко. Даже асфальт плавится. Как масло сливочное, когда на сковороду бросишь. Оно ещё так потрескивает на сковороде. Но жарить лучше всё-таки на растительном. Мне больше нравится. Вкуснее как-то получается. Но это на мой вкус. А вот у меня приятель есть - он вообще ничего не жарит, только варит. Здоровье бережёт. Сейчас многие пытаются вести здоровый образ жизни. При нашей то экологии…

Если по количеству - нормально, когда вы сможете легко и спонтанно простроить рыбу как минимум на 20 - 25 переходов.

«Скелет своей «Рыбы»

А теперь, после того, как вы сделаете «Рыбу» восстановите ее скелет. Лучше напишите, как минимум - четко проговорите (про себя).

Строить скелет можно как сначала (с головы «Рыбы»), так и с конца (с хвоста «Рыбы»). В вышеприведенном примере был вариант построения скелета с головы:

- жара 30-35градусов - температура человека 36.6 - аптека - много - сорта сыра - виды молока - обезжиренное молоко - похудеть - внешний вид - косметика - тушь - Франция - одежда - мини

С хвоста это будет выглядеть задом наперед:

- мини - одежда - Франция жара - тушь - косметика - похудеть…

Желательно уметь восстанавливать скелет с не только с головы или хвоста, но и с любой точки «рыбы». При тренировке вы начинаете с наиболее для вас удобного варианта (например с «головы»), после того, как это у вас это начинает получаться достаточно хорошо - тренируетесь восстанавливать с другой стороны. После того, как и это начнет получаться достаточно хорошо - тренируйтесь строить «скелет» с любой «кости» в середине: сначала в сторону головы, потом в сторону хвоста. И так далее.

Начинайте с 5-7 точек перехода (костей) и достигайте длины «рыбы» как минимум в 15 - 20 переходов. Для каждого типа восстановления скелета:

С хвоста.

Из середины.

«Скелет» разговора

Точно так же, как вы можете отслеживать скелет собственной «рыбы», вы можете отмечать точки перехода в любом разговоре или выступлении. Правда там уже не будет столь строгой последовательности, но принцип сохранится - будут точки ассоциативного перехода, которые можно выделить. Это может быть просто треп с приятелями или выступление известного политического лидера по телевизору.

Хорошо отслеживать Жириновского - у него обычно хорошо простроена ассоциативная последовательность речь.

Восстанови «рыбу» по «скелету».

Запишите скелет рыбы, и через какое-то время (через час, на следующий день) по скелету восстановите все содержание.

Можно сделать диктофонную запись и сравнить результаты.

Это так же весьма полезно для того, чтобы вспомнить разговор: вам не надо держать в голове всё что было сказано - достаточно там держать только скелет. А всё остальное просто всплывет из бессознательного.

Как рассказывал один человек, который часто участвует в переговорах - потом можно восстановить весь процесс по шагам.

Как я уже говорил, обычный разговор обычно представляет из себя сильно растянутую рыбу - там на каждый переход просто предложений больше.

Выступление по плану

Управляемую спонтанность удобно использовать для выступлений, презентаций и т.п. - вы определяете темы, а содержание всплывает по мере надобности. А ассоциативные переходы позволяют связать одну тему с другой.

Правда, подготовка к выступлению отличается от общепринятой. Вам нужно не столько структурировать информацию - это неплохо может сделать и бессознательное, - сколько «загрузить» побольше этой самой информации. Раз в десять больше, чем собираетесь говорить.

И ещё большой плюс управляемой спонтанности в выступлениях - вас трудно сбить. В линейном «логическом» представлении есть определённый порядок, и если он нарушен (сбили, забылось о чём говорить, задали каверзный вопрос на другую тему) - оставшаяся часть выступления идёт на смарку. При управляемой спонтанности вы можете выстраивать темы в произвольном порядке (в разумных пределах) и вам достаточно просто помнить об этих темах.

Для начала тренировка. Пишите 5-6 тем, желательно не связанных друг с другом и разного уровня обобщения: от колбасы до свободы. Вам нужно сделать рассказ про эти темы и ассоциативно связать их друг с другом.

Обратите внимание, что темы - это не скелет . Темы - это про что рассказываем, а скелет - точки ассоциативного перехода.

Итак, темы: арбузы, равенство, самолёты, птицы, добыча нефти.

- Я очень люблю арбузы. Это такая вкусная ягода - а вы знали, что арбуз - ягода?. Они таки большие, с крепкой коркой, полосатые. А внутри красные и сладкие. С чёрными семечками. Если спелые. Если не спелый - розовый, с белыми семечками и кислый. У спелого арбуза есть несколько признаков: жёлтое пятно на боку, сухой хвостик, потрескивает, когда его сжимаешь и звук гулкий, когда по нему стукнешь.

- Арбузы любят все - взрослые, дети, мужчины, женщины, богатые, бедные. В каком-то смысле он такой образец равенства.

- А равенство - это такое важное понятие в математике. У него есть даже свой специальный знак «=«. Оно обозначает, что значение двух выражений одно и то же: 2+2=4; a+b=c.

- А математика очень важна в современной технике. Например, в строении самолётов. Сейчас самолёт - очень сложная техника, которая должна работать долго и надёжно. Он должен тратить на перелёт мало горючего, быть удобным и управляемым. Это всё нужно рассчитать, проверить, построить модели.

- Моделью для самолётов были птицы.

- Люди смотрели, как летают птицы и тоже хотели летать. В этом смысле, птицы довольно сильно от нас отличаются: вместо рук или передних лап - крылья, вместо шерсти - перья, вместо пасти - клюв.

- И произошли птицы от динозавров. А д инозавры жили давным-давно, много миллионов лет назад. Ходили среди древних лесов, которые сгнивали, заболачивились и превращались в уголь и нефть.

- И нефть сейчас - один из основных источников энергии. И сырьё для химии. Поэтому её сейчас добывают в огромных количествах. А добыча нефти - штука сложная. Нужно пробурить достаточно герметичную скважину, в неё начать закачивать воду, а нефть - как более лёгкая, - будет выталкиваться наружу. Эту нефть нужно откачать и как-то доставить на завод по переработке. Если нефть добывается в море - то строят специальные платформы, глубина этих скважин может быть несколько километров, требуются танкеры, чтобы забирать нефть с этих платформ и специальные терминалы, в которых эта нефть из танкеров откачивается.

Первый результат тренировки - понимание, что любую тему можно связать с любой другой.

Усложняем

Сделаем это упражнение чуть более интересным.

Точно так же, выбираются шесть тем, но про каждую нужно рассказать в своих Вратах Сортировки :

  • Сибирь - ценности;
  • чайник - люди;
  • компас - время;
  • олово - процесс;
  • прибавленная стоимость - место;
  • дежурство - вещи.
  • орангутанги - не нравится;
  • кирпич - важно;
  • скрепка - сомнение;
  • строительство - согласие;
  • США - активность.

А что потом?

Сначала у некоторых начинает разбирать «словесный понос» - они наконец разрешают себе говорить и из них льётся. То есть спонтанность в жизнь пришла, а вот с управлением туговато. Приходится тренироваться.

Умение хорошо говорить - это умение говорить не только легко, но что надо и когда надо. А не что попало кому угодно.

Если этот рубеж преодолён - человек становится очень хорошим собеседником. Он легко может поддержать разговор, выглядеть естественным и непринужденным и при этом вести его к нужной цели. Так же они способны вспомнить весь разговор (или процесс переговоров, или собственное выступление), восстановив скелет и определив, кто что говорил. Как рассказывала одно девушка, которая регулярно участвует в переговорах: -«Я теперь легко восстанавливаю весь процесс и вспомнить, кто что говорил. А так же заметить, когда нас изящно пытаются увести в сторону. В голове просто появляется структура.»

Кстати, этот навык полезен не только в словесной коммуникации, но и в «эпистолярном жанре». Один молодой человек через некоторое время после занятия сказал: «Раньше я жутко не любил писать письма. Ну три предложение и всё. А сейчас пишу на пять - семь страниц и получаю колоссальное удовольствие…»

Мужья так же отмечают облегчение в общении с жёнами: «Если раньше я разговор старался закончить за минуту, что жутко раздражало жену, то сейчас я могу с ней поговорить и полчаса, и час. И это мне даже нравится.»

    Что такое спонтанность?

    Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат. sponte – свободная воля. Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека. Благодаря спонтанности человек способен гибко реагировать в новых, нестандартных ситуациях, думать и чувствовать в «кадре», не прятаться за различные «социальные маски», стереотипно опираясь на «костыли» заученных навыков, фраз, подражая авторитетам, концепциям успеха и счастья. Развитие в человеке спонтанности и креативности является, по мнению знаменитого психотерапевта, философа и социолога, создателя психодрамы – Якоба Леви Морено – целью психодрамы. Состояние спонтанности порождается не сознательной волей, часто выступающей наоборот, как преграда, а путем «освобождения», которое дает возможность человеку свободно проявлять спонтанность. Развитие спонтанности дает возможность человеку стать, в конечном счете, более ярким, уверенным, выразительным и легким. Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной и спонтанной.

    Зачем и кому она нужна?

    Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни, всем, кто хотел бы выйти за пределы привычных, устоявшихся паттернов поведения и попробовать себя в непривычных ролях, кто хотел бы развить способность ярко и выразительно проявлять себя, наслаждаться энергией импровизации, самовыражением. Спонтанность очень важна также для тех, кто хотел бы улучшить свои партнерские отношения. Часто женщины и мужчины недовольны своим поведением в отношениях с противоположным полом или не понимают, почему им отказал партнер, не осознавая, что их поведение стереотипно, независимо от того, держится ли человек внешне очень активно и говорливо, либо наоборот, закрыт и консервативен. Спонтанность, конечно же, нужна тем, кто хотел бы достичь каких-то высот в этой жизни. Достижение спонтанности всегда сопряжено с чувством огромного удовольствия, радостного ощущения жизни.

    Как спонтанность связана с самопрезентацией?

    Спонтанность непосредственно связана с тем, как мы себя проявляем в окружающем мире, самопрезентируем, представляем другим людям, как выглядим в глазах других людей. Зачастую мы стремимся к «отшлифованности» навыка, доводя до совершенства свои манеры, пластику тела, голос, стремясь заучить правильные тексты, и всякий раз пребываем в страхе допустить ошибку или не понравиться кому-то. Однако, мы нередко забываем, что на самом деле, мы многое умеем, но не можем проявить сполна свои возможности, или можем проявлять себя безукоризненно только в очень узком диапазоне возможностей («танцевать от печки»). Мы не отрицаем необходимость развивать различные навыки самопрезентации (голос, пластика тела, улыбка, использование определенных слов и выражений, построение фраз, запрет на использование определенных слов и т.д.). Однако, перефразируя Я.Л.Морено, даже самые прекрасные «костыли», сколько бы мы их не обожествляли, не помогут летать «раненому и неспособному летать орлу», утратившему свою легкость благодаря сковывающим узам цивилизации. Развитие спонтанности – это не путь к совершенству в привычном понимании, это путь к естественности. Более того, стремление к достижению окончательного совершенства увеличивает препятствия к достижению свободной спонтанности.

    читайте также:

    Зона комфорта для личности В своей зоне комфорта все предсказуемо и привычно, в нем человек проявляет шаблонные модели поведения. Даже если человека не все устраивает в его привычной жизни, менять что-то очень страшно, т.к. впереди неизвестность...

    Провинциалка и мегаполис. Кто кого? Жизнь в мегаполисе – точно не сулит «тепличных условий», а предполагает плавание в открытом море, где часто один на один приходится решать нелегкие задачи

    Важность самопрезентации: какие главные ошибки мы совершаем?

    1. Чрезмерное увлечение безупречностью в ущерб естественности и легкости. Нередко мы однобоко стремимся к развитию в себе самых разнообразных навыков, доводя их едва ли не до совершенства. Но жизнь непредсказуема и всякий раз дарит новые и неожиданные ситуации, где заученные правила и слова не действуют, необходимо в некотором смысле «забыть» все заученное и заново порождать смысл, движение, темы. Спонтанность позволяет найти в себе доселе неизвестный для человека ресурс и выразить себя нестереотипно, творчески, порождая нечто совершенно новое, наполненное смыслом, глубиной, идеей. Благодаря спонтанности «Я как женщина» становлюсь интереснее для мужчины, а мужчина становится интереснее для женщины. Можно считать себя очень воспитанным и культурным человеком, а можно «крутым неформалом», и при этом - проявлять себя стереотипно . Благодаря развитию спонтанности каждый человек сможет проявить свою индивидуальность не только благодаря внешним атрибутам, но и внутренним качествам. Способность соприкасаться со своею спонтанностью придает человеку большую харизматичность.

    2. Ошибкой также является стремление повторить то, что однажды спонтанно было достигнуто. Спонтанность повторить невозможно, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку.

    3. Чрезмерное увлечение легкими торопливыми фразами, позерством, шумовыми эффектами и пустотой – есть псевдоспонтанность . Спонтанность не есть импульсивность. Подлинная спонтанность всегда наполнена личностным смыслом и глубиной , в ней присутствует пауза: способность быть в контакте с самим собой, а также чувствовать других людей и ситуацию, способность думать и чувствовать.

Спонтанность и креативность - вот термины нашегонового времени , отсчёт которого ведётся с тех пор, как общество приняло на вооружение «непричёсанные» идеи Якоба Леви Морено, его учеников и других психологов-гуманистов. С этих пор общество (я имею в виду общество «цивилизованного Запада» и всё, что понимают под этим широким и размытым термином), общество стало мягче, и только слепой не заметит, что массовая (а не элитная) психотерапия даёт полезные результаты, какие дало в своё время оспопрививание. Кое-где люди меньше стали болеть и умирать от всей той суммы причин, которая сводится к не вылеченному неврозу, да...

Ещё Стендаль говорил: «Русские любят копировать идеи и манеры французов, с опозданием на пятьдесят лет»...

Россия и страны СНГ, конечно, остают от тренда, но замечено - отставание России от Запада в последнее время длится уже не более четверти века, а значит - «креативная революция» не за горами и у нас... О креативности мы говорили в предыдущей статье, сегодня поговорим о спонтанности.

Якоб Леви Морено создал совсем иную теорию личности. Он блестяще доказал, что состоявшаяся и успешная личность нуждается не в развитии памяти и ума, (по крайней мере не только в однобоком развитии исключительно ума и исключительно памяти).

Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной. (И речь идёт не об игре на балалайке, подчёркиваю это ещё раз, а о креативном подходе к решению любой жизненной задачи).

Но для того, чтобы личность сформировалась как креативная, у человека должна быть в свою очередь сформирована и развита такая церебральная функция (функция нервной системы) как - спонтанность.

Об этом - подробнее.

У современного человека чувство спонтанности развито гораздо меньше, чем любая другая важная функция центральной нервной системы. Отсюда - полнейшая несостоятельность современного человека при столкновении с «сюрпризом», как говаривал сам Морено.

В самом деле... Зачем современному человеку развитая спонтанность? Он знает маршрут от работы до дома и от дома до булочной, он живёт механически, потому что живёт - комфортно и цивилизованно... Не нужно ему прятаться от тигра или зимовать в тундре.

Однако покой и комфорт современной городской цивилизации - обманчивы и смертельно опасны. Они убаюкивают человека, превращая его в бездарного (некреативного) и нежизнеспособного (не спонтанного) обывателя, у которого от такой жизни атрофируются все умения, кроме умения потреблять. Сравните диких гусей и домашних. Мы - домашние гуси. Морено решил вернуть нам крылья и объяснил как.

Ещё до Морено, человек из совсем другой сферы и человек совсем другой закалки - Роберт Баден-Пауэлл, британский офицер викторианской эпохи понял, что самое важное в воспитании юношества - это развитие спонтанности его мышления и реакций. И организовал тогда Баден-Пауэлл скаутское движение.

Его идея была проста. Когда британский ребёнок вырастет, думал Баден-Пауэлл, он покинет свою комфортную цивилизацию и непременно устремится покорять британские доминионы. Там, в Индии, Пакистане, Австралии, Африке он будет вынужден жить по законам несовременных людей - по законам джунглей. А значит, его нужно с детства поместить в такие условия, где он просто не сможет не развить свою спонтанность. Ведь эти самые «сюрпризы» (словечко Морено) будут ожидать британского ребёнка всю его активную жизнь...

Морено не был воином и не любил условия пеших походов, он был, скорее, театральным режиссёром, городским чудаком и поэтому он придумал свою стратегию развития спонтанности, которая не требовала ни обветренных лиц, ни промокших ног, ни милитаристского душка, но тренировала спонтанность не менее жёстко и не менее успешно, чем это делал лидер скаутского движения.

Все практики психодрамы - об этом. А мы продолжим говорить о спонтанности.

Рождение ребёнка - тест на спонтанность

Можно много говорить о спонтанности, но так толком и не уяснить для себя - так в чём же её важность? Почему она - необходимое условие выживания? И почему спонтанность, наконец, важнее ума и памяти?

Конец сомнениям кладёт обращение к первым минутам, дням, месяцам жизни ребёнка.

Новорожденные некоторых животных рождаются на свет уже готовые позаботиться о себе сами. Некоторым требуется для этого несколько недель. Человек - совсем другое существо...

Он вступает в сложный и опасный мир задолго до того, как его организм готов к встрече с чрезвычайными ситуациями.

Давайте посмотрим, каким входит ребёнок в эту жизнь.

  • его мозговые центры не развиты,
  • его мозговое кровообращение не до конца налажено,
  • неразвита система капилляров в целом,
  • не развиты речевые центры,
  • отсутствует мышечная координация для ходьбы,
  • сосание, глотание, дыхание и выделение сразу после рождения ещё не установлены в достаточной степени.

Рождаясь, ребёнок резко меняет один мир на другой.

При этом ребёнок переходит из одного мира в другой с такой стремительной быстротой, что успешная адаптация тысяч и миллионов людей является до сих пор научной загадкой...

Как утверждают специалисты - рождение ребёнка живым и дальнейшее выживание в такой ситуации практически равнозначно чуду.

А что же это за чудо?

Человечество ломает головы: как же так - у ребёнка нет готовых сведений, образца для моделирования своих успешных действий, а он - выживает!

А ребёнку и не нужны «готовые сведения», «шпаргалки», сверяясь с которыми он будет действовать в стрессовой ситуации. То есть, для выживания ему не нужны ни ум, ни память, которых у него ещё нет.

Реакцию новорожденного на новую ситуацию учёные выделили особо и назвали - спонтанностью.

Вот как называется это чудо.

Для выживания младенца его реакция должна быть решительной и позитивной. Она должна быть готова - мгновенно. Уже в первый день жизни ребёнка требуется некий минимум его спонтанности.

Будем как дети?

Спонтанность задействуется каждый раз при рождении и воспитании нового ребёнка, но затем постепенно угасает. По этой схеме живёт большинство людей. И лишь некоторые люди не теряют спонтанности реакций и мышления. Эти люди умеют легко адаптироваться в переменчивом мире и не погибают, не теряют позиций, а меняются вместе с ним, каждый раз наилучшим образом приспосабливаясь к его неожиданной новизне. Этому учит их либо жизнь (как её видел скаут Баден-Пауэлл) либо психологические техники, основанные на идеях психодрамы, тренинги спонтанности и креативности.

Морено говорил, что большинство из нас демонстрируют - как же плохо средний человек «приспособлен» для... удивления!

Проводимые психологические тесты каждый раз показывали, как уставшие и раздражённые люди, люди, работавшие с техникой, демонстрировали неадекватность при встрече с «внезапными», не рядовыми, нештатными ситуациями. Они не могли дать ни одного ответа на простые вопросы, никакой организованной интеллектуальной реакции.

Цивилизация лишила человека самого главного механизма выживания - спонтанности. Но она же и позаботилась о том, чтобы у человека появилась возможность осознать это и попытаться вернуть себе утраченное. Поэтому, да здравствуют техники психодрамы! Учиться спонтанности мы с Вами будем - вместе.