Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работа над словом.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»

К.Д.Ушинский.

Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает: через изучение русского языка - к познанию других наук.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью,– вот основное содержание уроков по развитию речи.

В системе работы над развитием связной речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер.

Система работы по развитию речи осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.

1. Упражнения для развития фонематического слуха.

«Назови слова»

(Для развития слуховой дифференцировки)

1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д.

2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д.

3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д.

«Хлоп-хлоп»

1. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, которое начинается со звука [С ]и т.д., сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

2. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук[Г] - хлопни 2 раза»

«Играем со словом»

1. «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол», и т.д.».

2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «диван» и т.д.».

3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».

4. «Какой звук в слове «рыбка» и т.д. стоит вторым, первым, третьим?».

«Придумай новое слово»

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом- дым».

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука : сыр, сон, сук, мак, стоп.

2. Упражнения для развития грамматических навыков

Составление предложений по разным моделям

«Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том :

Кто? Что делает? Что? (Ученик решает задачу.)

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка дала конфету подруге.)»

«Закончи предложение»

Задание: «Попробуй угадать конец фразы».

На лугу цвели ко… и ро… . На столе лежат бу…а и кра… .

Распространение предложений

Под окном растёт берёза.

Как вы думаете, какая она? (кудрявая, высокая, белоствольная, …)

Образование предложений из слов

1. Придумай предложения, используя следующие слова:

Пушистый котёнок голубое небо

2. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»: Снег, землю, первый, укрыл. Медведь, в, зимой, берлоге, спит.

«Пропавшие слова»

«Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие».

Тишина царит в дремучем ___. Черные ___ затянули солнце. Вот-вот пойдет ___.

«Найди ошибку»

Задание: «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно».

Зимой в саду расцвели яблони.

В ответ я киваю ему рукой.

После грибов будут дожди.

Тренировка на понимание переносного смысла

ядовитый укус - ядовитый взгляд, острый нож - острое слово, низкий стол - низкий поступок, черствый хлеб - черствый человек»

«Составь предложение»

Закончите фразу: Хотя солнце уже взошло,…

Выпал первый снег, но…

Дети вышли из школы и …

3. Упражнения для развития словарного запаса.

«Игра в слова»


  1. Назвать как можно больше слов, обозначающих фрукты, цветы и др. (Можно проводить в виде соревнования).

  2. Учитель называет предмет, а дети рассказывают, что этот предмет может делать. Необходимо назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д.
«Признаки»

  1. «Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)

  2. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).

  3. «Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».
Работа с синонимами

  1. «Как по-другому можно сказать о печальном человеке? Ценный – это какой?»

  2. «Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»

  3. «Какое слово лишнее? Почему?»
Грустный, печальный, унылый, глубокий

«Закончи слово»

«Отгадай, какое слово я хочу сказать: вос…? (воспитатель, восход, восток и т.д.)

«Объяснялки»

«Объясни, что такое рюкзак?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)

«Скажи наоборот» (Работа с антонимами)

«Один и много» (Изменение слов по числам)

«Уменьшение», «Скажи ласково» (Словообразование)

Работа с синонимами.

Одной из основных задач проведения УРР является уточнение и обогащение активного словаря младших школьников. В этом смысле значение синонимов огромно. Синонимия в языке свидетельствует о его богатстве и выразительных возможностях. Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Работа над синонимами расширяет и уточняет словарь учащихся, способствует точному выражению мысли, предупреждает повторы одного и того же слова.

Вся работа по данной теме включает в себя следующие этапы:

1) подбор слов, близких по смыслу;

2) выделение слов (синонимов) в тексте;

3) выяснение понимания слов учащимися;

4) введение слова и другой контекст - составление предложения;

5)использование слов-синонимов в связной речи.

Остановимся на некоторых видах работы с синонимами, которые можно использовать на занятиях.

I. Под6ор слов, близких по смыслу.

1. Выбор и группировка слов, близких по значению. В задании даются слова какой-то одной части речи. Из этого списка надо выбрать две группы близких по смыслу слов; иногда в этот список можно включить одно - два лишних слова («конфликтное слово»), например: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, не сводит глаз.

бежит глядит

мчится смотрит

несется не сводит глаз

В зависимости от уровня подготовленности детей задание может облегчаться или усложняться. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено два-три «конфликтных слова», могут быть даны разные части речи и пр.

2. В задании «Проверим работу Буратино» даны прилагательные в два столбика. Нужно к словам левого столбика подобрать слова из правого столбика, близкие им по значению.

старый старательный

прилежный грузная

тяжелая смелая

храбрая дряхлый

веселый смешной

Здесь же можно дать задание, связанное с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Например: укажите, какие слова можно подобрать к данным: старый (человек, дом, город).

3. Можно использовать игру «Замени слово».

Задача игры: заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без- или бес-.

смелый человек бесстрашный

тихая погода безветренная

ясное небо безоблачное

тревожный сон беспокойный

прозрачная жидкость бесцветная

4. Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа?

Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).

5. Игра «Назовите по-другому».

Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.

II. Выделение слов (синонимов) в тексте.

1. Ученики отыскивают синонимы в стихотворениях .

Бураны , вьюги и метели -

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!

В. Берестов
Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

2. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

Спеши , не спеши, а поторапливайся .

Приятелей много, а друга нет.

Переливает из пустого в порожнее .

III . Выяснение понимания слов учащимися.

1. Замена синонима в предложении . Цель такого задания состоит в выборе более точного, удачного слова.

Я читал интересную (увлекательную, захватывающую) книгу.

Лиса обманула медведя (косолапого).

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

2. Выбор из ряда синонимов слова, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус - ... (грустит, горюет , печалится) .

У себя в глазу бревна не видишь , а у другого соринку... (замечаешь , подмечаешь, улавливаешь).

3. Замените высказывание одним словом.

Очень сильно хотеть что-то. (Желать.)

Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать.)

Хворать, быть нездоровым. (Болеть.)

Украсить, придать красивый вид. (Нарядить.)

IV. Введение слова в другой контекст.

1. Чтение четверостиший, в которых некоторые слова заменены синонимами. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.

С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас холод (мороз).

Л. Алексин

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от работы (труда)!

И. Демьянов

Веселый вестник дождей (ливней) весенних (вешних).

Пробежал (Промчался) в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается вокруг (кругом).

Н. Рыленков

2. Выбор наиболее подходящего слова-синонима в предложении.

Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.

Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.

Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

Учащиеся должны обосновать свой выбор синонима.

Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, обогащает их словарный запас.

Эффективным средством развития речи учащихся является использование пословиц и поговорок. Скучную и мало эффективную работу по заучиванию и объяснению смысла пословиц можно заменить интересной игрой «Переведи на русский язык»

Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык.


1. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
2. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
Примерные варианты ответов:
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Шило в мешке не утаишь.

Развитие речи в начальных классах

Стаж моей педагогической работы в школе составляет 36 лет. Много внимания уделяю развитию познавательных способностей ученика, формированию всесторонне развитой личности. Разрабатывая урок, подбираю задания, расширяющие кругозор учащихся. Учу детей пользоваться справочной и научной литературой, самостоятельно добывать знания, анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Цель определяется как развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности; гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой.

3. формирование у детей чувства языка.

4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.

5. сообщение знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Мотив речи возникает у учащихся при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной работе, которую предлагает учитель.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.

Стремлюсь учить детей серьёзному увлекательно. Тщательно отбираю занимательный текстовой материл, в том числе широко использую детские высказывания. Обращаю особое внимание на постановку вопросов и задач проблемного характера, использую игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определённую речевую ситуацию.

В процессе обучения знакомлю детей с различными видами высказываний. Объясняю детям, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка, какая разница между подробным пересказом и выборочным.

В первом классе знакомлю учеников с понятием «текст», его признаками. Предлагаю выполнить такое задание: определите и докажите где текст

· Москва – город старинный. В реке живёт огромный сом. А крокодилу кажется, что он один на всём белом свете. Лазурное небо сияло солнечным днём.

· Решил лентяй сходить на рыбалку, а червей копать неохота. Он прицепил к крючку табличку «червяк» и закинул в речку. Вдруг – клюёт! Вытаскивает удочку, а там табличка – «карась».

Предлагаю после основного задания ещё задание на закрепление пройденного: сделай звукобуквенный анализ слова «карась»; раздели слова на слоги для переноса: лентяй, крючку.

Предлагаю ещё ряд заданий для закрепления:

1. Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажите.

Кто главнее?

Раскричались два уха – Левое и Правое.

Правое кричит: «Я главнее!» «Я главнее!» - перекрикивает Левое.

2. Как ты думаешь, о чём могут быть тексты с такими заглавиями: «Как поросёнок говорить научился», «Где тут Петя, где Сережа?», «Впереди советы»? Знаешь ли ты их авторов?

Подсказка: Л. Пантелеев, С. Маршак, Г. Остер.

3. Какие ошибки допущены при построение этого текста.

4. Прочитай текст, придумай заглавие.

5. Придумай окончание текста.

6. Придумай начало текста.

7. Как надо поменять местами части, что бы получился текст. Озаглавь его.

8. Собери «Рассыпчатый текст».

Помогают в развитии речи учащихся наблюдения, полученные детьми на прогулках, экскурсиях, в походах. Стараюсь, как можно чаще ходить с ребятами на экскурсии и в лес, на речку. Считаю, что прогулки – это короткие уроки воспитания чувств. Например, в теплый солнечный сентябрьский день идем с детьми первого класса на речку Бабка или Кукуштанка на экскурсию. Перед нами река. Темная вода не манит своей прохладой. По речке плывут желтые осенние листья. Дети сравнивают их с корабликами, лодочками, а листья ивы – с золотыми рыбками. Ребята с большим интересом рассматривают местность. Здесь же составляем предложения. Подбираем интересные, образные словосочетания. Например, желтый сарафан у берёзы, листва золотистая, пурпурная (темно – красная), коричневая; красавица рябина и другие. А когда возвращаемся, в классе рассматриваем картину И. Островского «Золотая Осень» и И.Левитана «Золотая Осень». Перед нами снова осень, но увиденная и изображенная художниками. Затем составляем небольшой рассказ о первоначальном периоде осени. В первом классе большинство рассказов составляем устно. Но к концу года уже пробуем писать небольшие сочинения. Конечно, они еще не совершенны, дети испытывают трудности в подборе слов. Организуя работу малышей по развитию речи последовательно ставлю перед ними все новые задачи, расширяя круг их наблюдений и познаний. Важно определять посильные для них задачи, создавать трудовую атмосферу, вызывать соответствующие эмоции – все это способствует прочному усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, воспитанию воли, привычки к умственному труду. Выяснив, для чего нужна речь, и что она бывает устная и письменная, начинаю работу по подготовке и написанию сочинений. Вначале составляем простые предложения. Например, нарисовав солнышко, составляем предложения:

Светит солнышко.

Светит яркое солнышко.

Светит веселое солнышко.

Возникают различные варианты предложения, выбираем лучшее. Потом рисуем или обводим по трафарету машину, ёлочку. Опять составляем предложения:

Растет ель.

Растет ёлочка.

У дороги растет ёлочка.

Потом у нас получается рассказ:

Светит веселое солнышко. По дороге мчится машина. Возле обочины растет ёлочка.

Такой рассказ можно продолжить. Эти упражнения учат ребят соблюдать прямой порядок слов в предложении. Возможно составление рассказа по рисунку или по вопросам и опорным словам. Постепенно, соединяя предложения в текст, определяем слово, которое перекинет мостик к последующим предложениям. Например, ребята составили по картине «Зимние забавы» такой рассказ:

Наступила зима. Дети взяли санки и лыжи. Дети катаются с горки. Детям весело.

Находим слова, которые переходят из одного предложения в другое. Далее эти слова в тексте заменили близкими по значению. В основе развития речи учащихся должны лежать постоянно усложняющиеся упражнения в составлении небольших рассказов непосредственно связанных с переживаниями детей, с их настроением.

Действительно ли воробей франт?

3. Подберите заголовок и напишите сочинение в тетрадь. Продолжение этой работы может быть самым различным. Например, я говорю детям, что у мальчика пропала собака. Он написал объявление. Попробуйте найти на рисунках по описанию пропавшую собаку. Укажите в объявлении лишние слова.

«Пропала собака. Помогите её найти! Это спаниель. Он белый с тремя крупными коричневыми пятнами на спине и боках. Уши длинные, висячие. Правое ухо с белым концом. Лапы короткие, тёмно-коричневые, а между пальцами пучки белой шерсти. Я очень любил с ней играть и гулять в парке. Нашедшего собаку прошу позвонить по телефону 2-14-23»

Исправленное объявление одного из учеников:

«Пропала собака. Помогите её найти! Это спаниель. Он белый, с тремя крупными коричневыми пятнами на спине и боках. Кончик правого уха белый. Лапы тёмно-коричневые, а между пальцами пучки белой шерсти. Нашедшего собаку прошу звонить по телефону 2-14-23.»

Важно научить находить признаки предмета в зависимости от основной мысли высказывания. Знакомлю детей с особенностями описания в деловом и разговорном стилях, учу различать эти описания и составлять их самостоятельно. Например, дано такое задание: «Вы знаете, что в зоопарке можно увидеть самых разных зверей. Опишите любого из них. Начать можно так: «Вчера в зоопарке я увидел…»

Вот сочинение Коли Бажукова (1996г.)

Вчера в зоопарке я увидел бурого медведя. Он очень симпатичный мишка. У него коричневая мягкая шерстка, глаза черные, точно ягоды смородины, на пухлой мордочке любопытный мокрый нос. Целый день можно смотреть на него. Такой он забавный!

К нам на рябину каждый день прилетает синица. Какая она яркая и красивая! Головка у синички черненькая. Щечки беленькие. Спина и крылья зеленовато – серые. Грудка желтая, с черным галстуком. Глаз не отведешь!

Учащиеся к третьему классу имеют достаточный словарный запас, представлен богатый синонимический ряд, помогающий избежать повторов. Используют различные выразительно- изобразительные средства языка, способны выразить свое отношение к описываемому.

При составлении рассказов часто в 1 – 2 классах используем репродукции, так как красочные, содержательные произведения талантливых живописцев эмоционально воздействуют на детей, обогащают их мыслями, чувствами, побуждают к высказыванию. Такую работу проводим регулярно. Полезной считаю работу по сюжетным картинкам, когда необходимо ученикам установить последовательность событий.

На уроках русского языка в первом классе ученики выделяют признаки предложений, учатся находить границы предложений в не пунктируемом тексте. Например, дается задание определить границы предложений: «Ребята расчистили каток, малыши катаются парами, звенят веселые голоса». Работа с учащимися ведется в форме беседы и выполнения заданий учителя:

· Как вы считаете, сколько в этом тексте предложений?

· Прочитайте первое предложение, докажите, что это предложение.

· Прочитайте второе предложение и т.д.

· Как надо произнести последнее предложение? Почему?

· Как вы думаете, связаны эти предложения по смыслу?

· О чем в них говорится?

· Как бы вы озаглавили этот текст?

От класса к классу работа усложняется и уже к третьему классу даётся сложный текст, в котором нужно правильно расставить знаки препинания, определив границы предложений.

С первого класса начинаем писать изложения. Например, на доске записан текст:

Синичка.

Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки хлеба.

Объясняю детям, что такое изложение (письменный пересказ текста). Сначала анализируем текст. Ученики отвечают на предложенные учителем вопросы:

· Почему текст назван «Синичка»?

· Кто впустил синичку в комнату?

· Как дети это сделали?

· Найдите и прочитайте соответствующие предложения.

· Почему дети так поступили?

· Отчего им было её жаль?

· Из каких предложений вы узнали, что птичка была голодна? Прочитайте их.

· Зачем синичка подлетела к окну?

· Что можно сказать о детях? (Даётся оценка поведения детей).

Затем идёт чтение текста учителем и выявление главной мысли.

· Какими словами названа птичка в рассказе (синичка, птичка, она).

1. Когда это было ?

2. Кто прилетел к окну ?

3. Кто стоял у окна ? форточка

4. Что сделали дети ? в комнату

5. Куда влетела синичка ? голодная

6. Как вела себя голодная синичка? клевать

Дети составляют на каждый вопрос ответ, а начало каждого предложения подчёркивают в вопросе. Для составления ответа на шестой вопрос надо соединить в одно два предложения. В этом помогает схема.

Ученики пересказывают текст по вопросам, определяем трудные слова. Записываем текст в процессе коллективной работы. Первое и второе предложение коллективно, третье – самостоятельно. Ответы на четвёртый и пятый вопросы проговариваем вместе, а записывают дети самостоятельно. Шестой вопрос читают и записывают ответ по схеме. Далее идёт самопроверка. Чтение написанного текста вслух даю слабым детям, остальные проверяют по своим тетрадям.

В первом классе ведётся работа с деформированным текстом. Сначала это несложные задания, когда надо лишь правильно составить предложение, а затем предлагаются предложения и детям нужно установить их порядок. Чтобы получился текст.

Во втором классе работа по развитию речи усложняется. Дети учатся строить связные высказывания разных типов. Преобладает в знаниях по развитию речи по прежнему устная речь: устные рассказы о событиях из жизни, о своих впечатлениях, наблюдениях. Задача учителя состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого, к знаниям в мир, богатый интеллектуальной жизнью.

В современной начальной школе уделяется большое внимание развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, овладение им учебной деятельностью, формирование у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных навыков является навык чтения. За последнее десятилетие не мало вопросов было посвящено этому вопросу-исследованию процесса чтения, особенно в начальной школе. Одни авторы делали упор на развитие оперативной памяти и внимания у учащихся (И.Т.Федоренко), другие на систему особых упражнений (В.Н.Зайцев), третьи на информационно-ценностный подход (А.М.Кушпир).

В педагогической деятельности использую систему В.Н.Зайцева и И.Т.Федоренко. стремлюсь развивать у младших школьников интерес к процессу чтения, добиваюсь создания для каждого ситуации успеха, обучаю и воспитываю на положительных эмоциях. Этому способствуют:

1. дозированность нагрузки;

2. доступность и посильность заданий;

3. постепенное нарастание сложности упражнений.

Зная уровень подготовки класса для посильного самостоятельного чтения (особенно для детей с низкой скоростью чтения) предлагаю перечитывание понравившихся стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие смысловой догадки, способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с любимой книгой.

Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышение скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании. Убеждена в том, что если ученик следит глазами за неторопливым выразительным чтением учителя, то скорость восприятия графических знаков, а значит и скорость чтения у него увеличивается.

Очень понравилось работать по букварю Н.Нечаевой развивающего обучения Л.В.Занкова. данный букварь привлекает меня тем, что содержит богатый материал, способствующий развитию личности школьника. На его страницах дети рисуют, обводят, раскрашивают, пишут. Много могут узнать о жизни животных, растений, об устаревших словах. Они играют в театре и постоянно анализируют, сравнивают, делают самостоятельные выводы, находят лишние слова, предложения.

Закончив букварь, проверила технику чтения, и оказалось, что самая низкая скорость чтения – 15 слов в минуту, самая высокая - 60 слов в минуту. Используя методику В.Н.Зайцева и И.Т.Федоренко, к концу года мы добились следующих результатов: самая низкая скорость чтения стала 28 слов в минуту, а самая высокая 80 слов в минуту. А в программе 1-4 к концу первого класса требуется читать не менее 28 слов в минуту.

В уроки чтения включены задания: переконструировать, переработать текст, что способствует творческой активности ученика. Например, предлагаю установить нужный порядок в стихотворении:

А сегодня прямиком (3)

Долго шла весна тайком (1)

Шлёпает по лужам (4)

От ветров и стужи (2)

Возможно и такое задание:

Даны слова в столбиках. Читай сверху вниз медленно и правильно, а снизу вверх читай быстрее. Придумай своё задание.

ручка указка

парта учебник

доска обложка

альбом резинка

тетрадь закладка

· Какие вещи нужно положить в портфель?

· Закройте первый столбик, вспомните слова и назовите их.

· Среди слов найдите «лишнее».

· Придумайте предложение с некоторыми словами.

Следующее задание может быть таким:

На карточке даны слова, поставить ударение, составить предложение с этими словами.

магазин портфель

Уроки чтения строю так, чтобы они воспитывали и развивали. Воспитание идет исподволь, от эмоционального содержания произведения, от переживания детей, вызванных прочитанным. Например, читая рассказ А.П.Гайдара «Совесть», были заданы ученикам вопросы:

· Был ли раньше такой случай в жизни Нины?

· Докажите что это случилось впервые (слезы девочки).

· Почему плакала Нина?

· А что такое совесть?

Дети высказывали своё мнение, а потом обращались за помощью к словарю, чтобы выяснить значение данного слова. Были предложены и такие вопросы:

· Какой человек называется совестливым, а какой бессовестным?

· Как помочь Нине?

· Как вы понимаете пословицу: «Совесть без зубов грызёт»?

· Был ли в вашей жизни случай, когда было стыдно за свой поступок?

· Что хотел сказать А.П.Гайдар своим рассказом?

Давая оценку поступкам действующих лиц, дети непроизвольно оценивали и самих себя, а это является могучим средством самовоспитания.

А какой воспитательный момент несет рассказ В. Астафьева «Стрижонок Скрип»! Дети сравнивают, насколько похожа жизнь птиц на жизнь людей. Тоже были поставлены вопросы:

· Как понимаете выражение: «становиться на крыло»? А у людей какое есть похожее выражение? (Встать на ноги.)

· Что оно обозначает? Таким образом, видно, сколько воспитательных ценностей заложено в каждом произведении.

На уроках чтения, естествознания, учу детей составлению вопросов к тесту. Чаще всего этот вид работы они выполняют дома. А в классе ребята задают вопросы друг другу. Затем мы определяем, чей вопрос оказался интереснее, удачнее.

Постоянно работаю с различными словарями. Знакомлю с первого класса с такими как, «Толковый словарь» В. Даля, С. Ожегова, В. Репнина, со словарем иностранных слов, синонимов, антонимов, орфографическими словарями. Ребята с интересом узнают, что такие привычные слова для нас как «тетрадь», «пенал», «карандаш», «салат», «котлета» и другие нерусского происхождения. Учащиеся с желанием находят значения слов по словарю и на других предметах.

Развитие речи учеников идет и на уроках окружающего мира. Эти уроки провожу как интегрированные, то есть окружающий мир и русский язык. Например, на уроке во втором классе (программа 1-3 Л.В. Занкова) по теме «Вода, водоёмы. Значение воды в жизни в человека». Вначале выясняю все, что знают ученики об осадках, о свойствах воды.

Предлагаю следующее задания:

1. Поиграем в игру. «Бывает или нет»

Пар, вода, лед и снег – это разные вещества.

Да или нет и почему.

2. Можно ли от слов «жидкий», «твердый», «газообразный», «холодный» образовать имена существительные.

Если да, то как это сделать.

Затем составляем рассказ о круговороте воды в природе. Изучаем статью «Откуда пришла вода?» Ребята делаю выводы о значении и использовании воды в природе. В процессе работы вспоминаем, какие бывают водоёмы. Даже предлагаю записать существительные с комментированием и указать склонения: ручьи, родники, река, речка, озеро, море, океан. К уроку дети готовят сообщения о реках Пермской области. Названия рек (Чусовая, Ирень, Сылва, Кама, Кукуштанка, Бабка) записываем в тетрадь, обозначаем орфограммы в этих словах. Далее беседа об охране воды. Учащиеся приводят примеры загрязнения водоемов. Заключительным этапом работы по теме является написания дома сочинения – миниатюры «Зачем мне нужна вода?» В первом классе по программе 1 – 4 эта тема тоже предусмотрена. На уроке мы обратились к книге Плешакова «Мир вокруг нас», составили рассказ «Как превратить воду в пар?», «Как сделать из воды лёд?», «Где и как рождаются капли дождя?». Затем появилась «Злючка - Грязючка», которой нравились грязные водоёмы, грязная вода, грязные пляжи, грязные дети. А дома ученики сочиняют сказку о том, как удалось все–таки ребятам победить «Злючку - Грязючку». Вот что написала Черемных Катя:

«Жила на свете Злючка – Грязючка. Однажды она подошла к реке и увидела ребят. Ребята её не пугались. Они бросили в Злючку – Грязючку мячиком, что бы она к ним не подходила и в речку не заходила. Злючка – Грязючка обиделась и ушла из этих мест».

Другие ребята написали о том, что заставили Злючку – Грязючку мыться с мылом. Она стала чистой и красивой. С ней стали все играть.

Активную работу по развитию речи веду, работая по учебникам: А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», как и книги по естествознанию по системе Л.В. Занкова. Книга А.П. Плешакова содержит яркие красочные иллюстрации, интересные вопросы. В учебнике даны небольшие сообщения о различных явления в природе. Прошу учащихся подобрать дополнительный материал по нужной теме. В работу включаются родители. Находят вместе с детьми интересные сведения, делают рисунки, аппликации, активно работают с дополнительной литературой. Тема каждого урока представляет собой вопрос, на который школьники за отведенное учебное время должны ответить. Например, что у нас над головой? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? звери? рыбы? птицы? Откуда берется шоколад и изюм? Как путешествует письмо? и другие. Сколько здесь простора для мысли, рассуждений, поисков, составления рассказов. По теме «Как путешествует письмо» была экскурсия на почту. Много интересного услышали дети от работников связи. Потом ещё в классе составляли рассказ о путешествии письма Муравьишки из Кукуштана к Муравьишки, живущего в Африке.

Таким образом, увеличивается словарный запас младших школьников, а это тоже одна из главных задач обучения на начальной ступени.

Значительную роль в развитии связной речи учащихся играют пересказы разных текстов.

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом эффективным приемом развития не только речи, но и мышления.

Стараюсь научить детей так пересказывать текст, что бы заинтересовать слушателей – товарищей по классу. Конечно, это очень сложно. Учащиеся часто при пересказе заменяют менее привычные слова текста, которые нужно запоминать, на более знакомые, так как между чтением и пересказом вклинивается процесс формирования представлений возникающих на основе словесного содержания текста. Но это не считается ошибкой, так как это наблюдается в тех случаях, когда пересказы являются более естественными, более полноценными. Учащимся бывает трудно выразить свои мысли, так как запас слов ещё ограничен, невелик синонимический ряд, ребята стараются при пересказе придерживаться содержания текста.

Подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи учащихся. Подбираю тексты, на которых лучше всего учить детей сложному пересказу. Например, это текст «Котенок»

Л.Н. Толстого, «Наводнение» В. Бианки и другие. Сложному пересказу помогают картинки, которые есть в книге. Более сложной задачей, на мой взгляд, при обучении пересказу является воспроизведение прочитанного, близкое к тексту. Этого можно достичь, если тщательно работать над словарным запасом текста.

На одном и том же художественном тексте можно наметить, что можно передать своими словами, а что должно быть воспроизведено дословно. Также для обучения пересказу предлагаю детям выполнить дома следующие задания: сделать в тетради рисунок текста или части текста, дать название рисунку, а затем пересказать текст. В первом классе полезно работать по пересказу частей текста. Это даёт возможность более основательно работать над лексикой и правильным построением предложений. Ещё одним существенным приёмом является смысловая группировка содержания текста и в составлении заголовков к частям. Делаю так: даю готовые заголовки и прошу разделить текст на части или подобрать заголовки к выделенным частям. Например, читали и пересказывали рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок». Читаю текст сама. (А перед чтением текста вспомнили, как дети собирались поступить в школу, как этот день запомнился учащимся). Текст состоит из трёх частей, пересказ может быть облегчен тем, что дети предварительно составляют план:

1часть . Филиппок решил идти в школу.

2часть. Что Филиппок увидел в школе.

3часть . Филиппок на первом уроке в школе.

Затем по плану следует пересказ несколькими учащимися.

Ученики составляют рассказы из отдельных предложений.

Задание: разложите эти предложения так, чтобы получился рассказ. Даю такие предложения:

Лиса была рада, что пришли мыши.

Мыши пошли на гору.

Пришла весна.

Мыши жили в поле.

Река затопила поле.

А там жила лиса.

Она ела теперь много мышей и стала жирная.

Такую же работу можно проводить с частями рассказа.

Во втором классе много внимания уделяю при сплошном пересказе характеристике героев, анализу поступков каждого персонажа, выявлению мотивов, вызвавших тот или иной поступок. Второклассники при пересказах чаще пользуются изобразительно-выразительными средствами языка. Немаловажное значение имеет и работа над хронологической последовательностью. Например, русская народная сказка «Гуси». Даю задание:

· сказать, какое место в сказке особенно понравилось;

· отметить повторяющиеся слова;

· составить план сказки;

· рассказать сказку близко к тексту.

Так же, как и в первом классе, ученики делают рисунки к произведениям, подбирают название, работают с карточками, где записаны предложения, которые нужно объединить в рассказ. В третьем классе немало времени уделяю подробному пересказу и работе над художественными особенностями рассказа, в частности над описанием художественных картин. Обращаю внимание на слова, образные выражения, которыми пользовались писатели А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, С.А.Есенин и другие, рисуя картины зимы, весны, лета. Перед учениками третьего класса ставлю задачу: самим составить план. Выполняют дети упражнения на выявление логических связей. Например, Д.С.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Задание такое:

1. Найти в тексте слова, раскрывающие чувства Серой Шейки, отношение к ней Лисы и Зайца.

2. Как относились к Серой Шейке Лиса и Заяц?

3. Пересказать четвёртую часть.

Выборочный пересказ представляет собой гораздо более сложный вид работы. При выборочном пересказе нужно излагать свои мысли сжато, передать самое главное, не забывая о теме текста. Например, во втором классе учащиеся читают сказку «Похождения дикого кота Симбы» (африканская сказка). Прошу пересказать текст. Потом даю задание, рассказать только про то, как Симба обманул Слона и Гиппопотама. Рассказ составляют по плану. Второе задание: рассказать этот же текст от имени Слона, и третье задание рассказать эту часть сказки от имени Гиппопотама. Или русская сказка «Напуганные Медведь и Волки». Задание: прочитайте сказку, расскажите из неё только то, что относится к картинке.

Умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном – важнейшие качества связной речи. Эта задача гораздо сложнее, чем подготовить подробный пересказ. Для этой цели предлагаю учащимся попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию написанного. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения. Ещё один приём – это составление плана, так как план направляет внимание на основное содержание текста. Например, изучая во втором классе «Историю становления человека» Н.Чутко по программе Л.В.Занкова, мы не имели никаких учебников, кроме пособия для учителя. На уроках я читала ученикам части этой сказки, а перед чтением давала задание: озаглавить текст, выделить главное. К концу урока у нас готовый план, по которому ребята будут готовить дома краткий пересказ. Часто составляем картинный план.

Для развития речи младших школьников можно вести работу по скороговорению. Для снятия напряжения во время урока провожу с детьми минутку скороговорок. Проговариваем в разном темпе, с разной интонацией. Например, скороговорка: «Белые бараны били в барабаны». Нужно проговорить её с чувством радости, удивления, грусти, с вопросительной интонацией. Иногда проговариваем, сопровождая хлопками, взмахами рук. Провожу в классе конкурс скороговорщиков. Для этого ребята заранее подбирают скороговорки. Опять же дети учатся находить новые скороговорки в журналах, различных книгах, тоесть привлекается дополнительная литература. Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, изменению отношения к слову, дарит великую эстетическую радость.

Сейчас я начала работать по программе «Школа 2100». Книги для чтения серии «Свободный ум» (авторы-составители Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева), «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света» мне очень нравятся. Задания по развитию речи самые разнообразные, интересные. Например, после чтения стихотворения С.Я.Маршака «Цирк шапито» даю такие задания:

· Прочитайте это стихотворение от имени, ведущего цирковой программы.

· Приготовьте умные рассказы о своих любимых игрушках.

На следующем уроке провожу такую игру: все по очереди рассказывают о своих любимых игрушках, но не называют их, а остальные угадывают, о чём идёт речь.

В обучении детей я использую различные виды пересказов, составление устных портретов, нахождение ключевых слов, инсценирование, рисование кадров к мультфильмам, отгадывание кроссвордов.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение; выполняя разнообразные виды упражнений: рассказы, сочинения, изложения, монологические задания: сжатые и подробные пересказы, по наблюдениям, по сериям картин, составление сказок, выполнение речевых разминок ведут к развитию речи учащихся. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учеников и учителей. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.

Речевое развитие учащихся начальной школы

О дним из центральных направлений общеобразовательной школы является речевое развитие учащихся начальных классов. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной волевой сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка. Тема «Развитие связной речи у учащихся начальных классов» является актуальной, так как огромную роль в психологическом развитии детей играет язык и речь.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Усвоение школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития.

Необходимо своевременно выявлять контингент детей с данными проблемами и начинать не только коррекцию имеющихся у них недостатков речи, но и усвоение ими основ теории языка в целях коммуникации. В процессе умственного и эстетического развития учащиеся приобщаются к культуре своего народа. У детей данной категории, прежде всего, необходимо развивать познавательную деятельность в сфере овладения языком и речью.

В данной работе представлены планирование, конспекты занятий, наглядный материал. По данной теме проведены родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Надеюсь, что представленный в работе материал будет интересен и полезен.

На протяжении многих лет я занимаюсь развитием связной речи у детей обучающихся в начальной школе.

Выбор темы не случайный, так как, работая учителем, и имея вторую специальность учитель-логопед, я пришла к выводу, что школьники с ОНР (общее недоразвитие речи), имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего, монологической речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые попуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи школьников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми связной речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.

Для изучения состояния связной речи учащихся с ОНР использую в своей работе следующие методы:

Обследование словарного запаса по специальной схеме;

Исследование связной речи с помощью серии заданий;

Наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях образовательного учреждения;

Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно-полноценных, связанных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря учащихся –необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.

Для обследования словаря использую наглядный материал из соответствующих пособий Г.А.Каше и Т.Б.Филичевой, О.Е. Грибовой и Т.П.Бессоновой.

Лексический (и соответствующий картинный) материал отбираю с учетом следующих принципов:

Семантического (в словарь минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов, слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: « далеко-близко», «вверху - внизу» и др.;

Лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи – существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги- в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием;

Тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи» и «Фрукты», физические обиходно-бытовые, профессиональные действия, слова, обозначающие цвет, величину и другие качественные характеристики предметов и др. Выясняю знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.

Наблюдения за речью детей осуществляю в процессе игровой, обиходно- бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращаю на наличие и уровень сформированности у учащихся навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответ, задать вопрос, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.) на особенности речевого поведения. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи учащихся, сформированности ее грамматического строя, способности к употреблению связных высказываний в целях коммуникации.

В целях комплексного исследования связной речи учащихся использую серии заданий:

1. Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С.Цветковой.1985г)

2. Составление предложения по трем картинкам, связанных по смыслу;

3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

5. Сочинение рассказа из личного опыта;

6. Составление рассказа – описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития учащегося программа может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества.

7. Окончание рассказа по данному началу; придумывание рассказа на заданную тему. Комплексное обследование позволяет целостно оценить речевую способность учащегося в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). Используя данные обследования я разработала систему коррекционной работы (планирование, конспекты занятий) и это мне позволяет добиваться положительных результатов в своей работе.



1. Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

3.Требования к речи. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок “понимает в окружающем больше, чем может передать словами”. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается мало понятным. Сам учение обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

4. Понятие о тексте. Как показывают специальные исследования и педагогическая практика, дети должны знать, что такое текст, иметь понятие о его признаках. Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения:

  • умение раскрывать тему высказывания;
  • умение раскрывать основную мысль высказывания;
  • умение собирать материал к высказыванию;
  • умение систематизировать собранный материал;
  • умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
  • умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
  • умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. В процессе работы над текстом – при обучении пересказу и работе над изложением – формируется умение соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер, интересам детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Очень хороши темы, помогающие детям использовать их личный опыт. Например, “Как я помогаю маме”, “Мы наблюдали листопад”.

Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника дающего материал к этому высказыванию. Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, учение обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые помогут ему полнее раскрыть тему. Особенно трудно в обучении связной речи научить ребёнка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел. В рассказе выделяют:

  • основа рассказа
  • начало рассказа
  • окончание рассказа

Умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и при подготовке к изложению и связываются с работой над планом. Композиция (структура) рассказа по серии картинок или по одной картине и описания, учащиеся начинают осознавать ещё на уроках обучения грамоте, когда мы учим их составлять рассказ из трёх частей выделять главную мысль, вступление и заключение. Композиция описания строится на последовательности наблюдения: дети дают описание предмета или картины, соблюдая тот же порядок, в каком они их рассматривали.

Элементы описания и рассуждения включаются в повествование постепенно. Чтобы учащиеся могли вводить описание и рассуждения в свои рассказы, следует учить детей находить эти элементы в текстах, предназначенных для изложений. Кроме того, дети составляют короткие устные и письменные зарисовки хорошо знакомых предметов (например, игрушки) явлений природы, внешности человека. При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: как вы можете связать между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какое слово надо заменить, чтобы в тексте не было повторений? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Эта работа особенно важна при обучении связной письменной речи. При построении связного текста большое значение имеет использование разнообразных синтаксических конструкций, которые придают речи логическую связанность, убедительность, эмоциональную выразительность. Однообразные, однотипные по структуре предложения разрушают ту логическую связность, которая является признаком связного текста. Формирование умения строить речь в определённой композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

5.Ошибки в письменной речи учащихся. Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, возможно лишь в том случае, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов – как устных, так и письменных. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста.

Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявить полно достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивает объективность оценки.

Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.

2. В структуре:

  • нарушение логической последовательности;
  • отсутствие связи между фактами;

3. В речевом оформлении:

  • в определении границ предложения;
  • в построении предложений разных типов;
  • нарушение порядка слов;
  • повторы слов;
  • неправильный выбор и употреблении слов.

4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные правила.

(При правильно организованной помощи со стороны учителя случаи ошибок на неизученные правила могут быть сведены к единичному).

6.Формирование умения совершенствовать написанное – связано не только с устранением ошибок, выявленных в работах учащихся, но и с организацией и проведением конкретных занятий. В процессе подготовки к изложению следует проанализировать текст в плане его содержания, построения языка. Нужно обязательно выделять главное, установить логические связи, поработать над подбором синонимов, пересказать отдельные части текста. Чтобы организовать коллективную работу над ошибками, надо подобрать из работ учащихся наиболее яркие примеры ошибок, сгруппировать их по типам: ошибки в содержании и построении текста, речевые ошибки, в том числе ошибки на построение предложений и на употреблении слов. В свою очередь ошибки, связанные с работой над предложениями, также дифференцируются. Над каждой группой ошибок можно работать на разных уроках. Работа над ошибками должна быть продумана и правильно организована. Ценность этой работы в том, что, во-первых, дети анализируют свои письменные работы и работы своих одноклассников с большим интересом, чем текст писателя; во-вторых, их работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются критике. Учащиеся начинают “вскрывать сложное в простом” и находить “незнакомое в знакомом”, что имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться в системе. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи учащихся. Возросшее внимание к речи соответствует задачам творческого развития детей и повышения их познавательной активности.

Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над произносительной стороной речи. Считалось, что дети, поступающие в первый класс, обладают достаточным уровнем произносительных умений и навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако изучение произносительных качеств речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения произносительной стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Замечено, что дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие в целом.

7. Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

  1. Вдохнули – на выдохе счёт от1 до…
  2. Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок.
  3. “Задуй три свечи”.
  4. “Согрей своим дыханием зверюшек” и т.д.

1.Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).

2.Инсценирование небольших отрывков.

Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.

Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.

8.Одно из ведущих направлений речевого развития младших школьников – работа над словарём учащихся. “Слово – наивысшая смысловая единица языка свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний” (Б.Н.Головин)

Чем богаче словарь человека, тем более оригинально, выразительно он выражает свои мысли. Исследователи детского словаря отмечают его бедность, объём – 3-7 тысяч слов. В результате высказываний значительной части детей маловыразительна. Им свойственны нарушения стилевого единства, почти полное отсутствие в художественном описании слов с образным значением.

На уроках в начальной школе учитель осуществляет работу по обогащению словаря детей, развивает чувство языка, желание говорить ярко, образно. Центральным, системообразующим понятием в работе над словарём учащихся является понятие о функциональных стилях языка. Литературному языку в его устной и письменной форме свойственны пять стилей: разговорный, научный, официально- деловой, публицистический. Способность чувствовать стиль, знание его особенностей позволяет учащимся в нужный момент правильно оценить ту или иную речевую ситуацию.

Формирование школьников представлений о тексте позволяет обратится ко всем сторонам анализа связной речи: содержательной, структурной, языковой. Опора на теорию текста позволяет выработать у учащихся более направленные и продуктивные умения и навыки составления связных высказываний, что способствует совершенствованию качества письменных работ младших школьников.

По мнению Л.Н.Толстова, трудность сочинительства заключается в том, “чтобы, помня написанное, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим”. Учащиеся учатся выделять из текста опорные слова, находить среди них самые важные. Такие опорные слова “сцепляют” предложения, присоединяют последующее предложение с предыдущим.

Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Виды упражнений:

  1. Выделение опорных слов.
  2. Работа с деформированным текстом.
  3. Редактирование текста.
  4. Творческое изложение.
  5. Составление цепочек связи.
  6. Сочинение собственного текста.

Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.

Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.

Основная работа по формированию у детей понятия о структуре текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями. Результат такой систематической и целенаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание является то, что дети строят свои высказывания не путём проб и ошибок, механически следуя образцовым авторским текстам, а осознанно, выражая законченную мысль, логически развёртывая её, используя средства связей, как лексический повтор, синонимы и т.д.

С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:

  • подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
  • подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;
  • работа над прямым и переносным значением слов;
  • употребление речевых оборотов;
  • работа с пословицами и поговорками;
  • работа со словарём;
  • выполнение различных видов творческих работ;

Эти задания могут быть комплексными, чтобы помочь ребёнку одновременно видеть, сопоставлять, рассуждать. В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. “ Красна речь поговоркой”.

Поговорка:

  • сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”
  • обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”
  • воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
  • влияет “Слово пуще стрелы разит”
  • помогает “Язык до Киева доведёт”
  • успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”

Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

Использовалась литература:

1. И.И. Политова “Развитие речи учашихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.

2. Журнал “Начальная школа”.

3. Обобщение собственного опыта работы.

Барсукова Алина Александровна

Учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 330 Санкт- Петербурга

«Виды работ по развитию речи в начальной школе»

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность и проблема современных методов развития речи в начальной школе, а так же раскрываются наиболее эффективные методы и виды работ по развитию речи в начальной школе.

Ключевые слова : начальная школа, развитие речи, методы развития речи, математическая речь, словесное рисование, активизация словаря.

Развитие речи учащихся является важной проблемой современного лингвистического образования. Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции .

Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Рассмотрим некоторые из наиболее эффективных методов и приемов развития речи, используемых в работе педагогов начальных классов .

1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся. Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.

Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому в процессе обучения возникает необходимость постоянной работы со словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Нужно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией. Конечно, на помощь придет игра.

Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах .Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки . Это – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. К сожалению, по мнению многих учёных-педагогов, дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Поэтому чаще всего на последующих занятиях дети не могут вспомнить уже изученные пословицы и поговорки. Можно вписать этот материал в организацию работы по развитию речи и речевого творчества.

Так как учебный план не позволяет на уроках русского языка в частности много времени уделять такому богатейшему разделу, как фольклор , работу можно ненавязчиво продолжить во внеклассных мероприятиях .

2. Словесное рисование. Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе и такие как:

  • умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;
  • умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
  • умение устного словесного описания предмета .

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.Сейчас это делать становится все труднее, т . к . количество часов на уроки литературы и русского яхыка сокращены до минимума. И все-таки учителя сегодня стараются хотя бы часть лирических произведений изучать с детьми, используя четыре группы упражнений .

  • Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).
  • Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.
  • Четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения.

3. Математическая речь. Изучение математического языка, знакомство с его компонентами неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.

Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они могут применяться и в обучении математике. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций. Сочинения могут служить раскрытию связи между математическим и естественным языками. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки .

Сочинения- описания нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного математического объекта или явления, описание акта математической деятельности. Они могут быть сравнительными, где выявляются общие и отличительные свойства объектов или процессов. Целью сочинений-описаний актов математической деятельности является описание алгоритма выполнения какого-то действия.

Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение актов математической деятельности и т.п. Они также могут быть реферативного типа или основанными на личном опыте учащихся.

Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений на уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу сказки героев (геометрические фигуры, числа, цифры и др.) нужно описать, Т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем трансформироваться. К сочинениям-сказкам можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их обозначений.

Сочинения-загадки – это разновидность и сочинений-описаний, и сочинений-сказок. Целью их является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ; для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. При этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки.

Литература:

Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь» (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь» (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

  1. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка. / Сост. И.Ф. Протченко, JI.A. Ходякова М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
  2. Климова, С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка / С.А. Климова // Начальная школа, 2012, № 7. С. 6 - 11.
  3. Ладыженская. Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. М. - Педагогика, 2011. - 255 с.
  4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» . - М.: Просвещение, 2009. - 431 с.
  5. Стоюнин , В.Я. Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным. СПб., 1900. -191 с.
  6. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. М.: Флинта, 2012, - С. 37
  7. Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте / И.И. Срезневский. СПб., 1899. - 185 с.
  8. Тимофеева Ю. А. Работа над словом в процессе анализа текста на уроках развития речи в начальной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Тимофеева Юлия Александровна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина]. - Рязань, 2007. - 187 с. – С. 5
  9. Ушинский , К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров: В 6 тт. / К.Д. Ушинский. М. : Педагогика, 1989.