Ракетоносец адмирал кузнецов. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и характеристики. Краткая история создания

Ракетоносец адмирал кузнецов. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и характеристики. Краткая история создания
Ракетоносец адмирал кузнецов. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и характеристики. Краткая история создания

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — наш единственный авианосец и самый большой военный корабль российского флота за всю его более чем трехвековую историю.

Формально «Адмирал Кузнецов» авианосцем не является: по официальной классификации этот корабль в период постройки и строительства именовался тяжелым авианесущим крейсером, а после включения в состав ВМФ — тяжелым авианосным крейсером (ТАВКР). Однако его часто называют авианосцем, поскольку он таковым и является — и по конструкции, и по кругу решаемых задач. Рождению этого корабля предшествовал долгий путь проб и ошибок. По субъективным причинам советское руководство упорно не желало утверждать постройку авианосцев, считая их слишком дорогими и уязвимыми. В качестве альтернативы в СССР строились ТАВКР проектов 1143 и 1143.4 с самолетами вертикального взлета и посадки Як-38М. Лишь в 1978 году было принято постановление Совета министров о создании корабля проекта 1143.5 с полноценной палубной авиацией на борту. Правда, предложение оснастить ТАВКР катапультами так и не утвердили. Из-за жесткого требования ограничить полное водоизмещение корабля цифрой в 55 тыс. т конструкторам пришлось пойти на ряд компромиссов, но к весне 1982 года разработку проекта удалось завершить.

ОПИСАНИЕ

ТАВКР проекта 1143.5 (с 1981 года — 11435) отличается чисто «авианосной» архитектурой со смещенным к правому борту «островом». Площадь сквозной полетной палубы — 14 800 кв. м, угловая часть размерами 205 х 26 м располагается под углом 7 градусов к диаметральной плоскости. Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки «Луна» и бортовые самолетоподъемники. Носовая часть оснащена трамплином. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций — по 100 м, с третьей позиции — 200 м.

Корпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб; общее число внутренних помещений различного назначения — 3857. Ангар площадью 153 х 26 м по высоте занимает три межпалубных пространства (7,2 м). Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов (вместо применяющихся за рубежом тягачей-буксировщиков); тягачи используются лишь для подачи летательных аппаратов на платформы лифтов.

В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива — около 2500 т. Подводная противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из трех продольных переборок, одна из которых (2-я) бронированная (многослойная). Энергетическая установка включает 4 турбозубчатых агрегата ТВ-12-4 и 8 паровых котлов КВГ-4. По сравнению с предшественником-ТАВКР «Баку» проекта 1143.4-за счет увеличенного запаса топлива повысились дальность плавания и автономность: последняя составила 45 суток.

По сложившейся в нашем флоте традиции ТАВКР оснастили ударными ракетами «Гранит», размещенными в 12 подпалубных наклонных шахтах. Весьма мощным стало и зенитное вооружение: 4 модуля вертикальных пусковых установок ЗРК «Кинжал» и 8 новейших ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик». Численность авиакрыла по проекту — 50 самолетов и вертолетов. Радиоэлектронное вооружение: боевая информационно-управляющая система «Лесоруб» и многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», система радиоэлектронной борьбы «Созвездие-БР», гидроакустический комплекс «Звезда-М1». Всего на борту корабля было смонтировано более 450 единиц радиооборудования различного назначения.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Основным назначением ТАВКР «Адмирал Кузнецов» считается обеспечение прикрытия района развертывания стратегических атомных подводных лодок. Правда, отличные характеристики самолета Су-33 теперь позволяли успешно бороться с вражеской противолодочной авиацией и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения даже при наличии у них истребительного прикрытия. Таким образом, наш флот наконец-то получил необходимый «воздушный зонтик», без которого действовать за пределами прибрежных вод в условиях современной войны практически невозможно.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в декабре 1991 года перешел из Черного моря на Северный флот, в последующие годы осуществлял отработку полетов авиакрыла, проводил учебные стрельбы в Баренцевом море. В декабре 1995 — марте 1996 года он возглавил многоцелевую группу в походе на Средиземное море. За время боевой службы пройдено 14 156 миль, выполнено 524 полета самолетами и 996 вертолетами. В 2004, 2005, 2007-2008, 2008-2009 и 2011 -2012 годах «Адмирал Кузнецов» совершал дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море, в 2015-2018 годах участвовал в операции в Сирии. На ближайшее время запланирована модернизация корабля. В частности, предполагается полностью обновить состав авиагруппы: вместо выработавших ресурс Су-33 на вооружение авианосца поступят 26 палубных истребителей МиГ-29К.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ»

  • Водоизмещение, т:
    стандартное: 46 540
    полное: 61 400
  • Размерения, м:
    длина максимальная: 306,5
    ширина максимальная: 72
    осадка: 10,5
  • ГЭУ: паротурбинная мощностью 200 000 л. с.
  • Максимальная скорость хода, узлы: 29
  • Дальность плавания: 7680 миль на скорости 18 узлов, 3850 миль на скорости 29 узлов
  • Вооружение: 12 ПУ ПКРК «Гранит», 4 х 6 ВПУ ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР), 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего рубежа «Кортик», 2 РБУ-12000 «Удав», 6 30-мм автоматических артустановок АК-630М
  • Состав авиагруппы:
    — по проекту: 36 истр. Су-27К или МиГ-29К, 14 верт. Ка-27
    — на 1996 г.: 15 истр. Су-33 (Су-27К), 1 штурм. Су-25УТГ, 11 верт. Ка-27
    — на 2013 г.: 10 истр. Су-33,2 штурм. Су-25УТГ, 12 верт. Ка-27,2 верт. Ка-31
  • Экипаж, чел.: 1960 + 626 авиагруппа

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Прежние названия - в порядке присвоения:

-«Леонид Брежнев» (спуск на воду),
-«Тбилиси» (испытания)

Единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2015 год). Предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза.

Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования - Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1).

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР - «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25 . Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

Погрузка и установка вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений происходили на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года стартовали его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года - заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В ходе данных испытаний были осуществленны первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года осуществлены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После окончания цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Технические характеристики

Размеры

Длина - 305,0 м
-Длина по ватерлинии - 270 метров
-Ширина наибольшая - 72 метра
-Ширина по ватерлинии - 35,0 м
-Осадка - 10,0 м
-Стандартное водоизмещение - 43 тыс. тонн
-Полное водоизмещение - 55 тыс. тонн
-Максимальное водоизмещение - 58,6 тыс. тонн

Энергетическая установка

Паровые турбины - 4 х 50 тыс. лошадиных сил
-Количество котлов - 8
-Количество винтов - 4
-Мощность турбогенераторов - 9 х 1500 киловатт
-Максимальная скорость - 29 узлов
-Дальность плавания на максимальной скорости - 3850 миль при скорости 29 узлов
-Экономическая скорость - 18 узлов
-Максимальная дальность плавания - 8000 миль при скорости 18 узлов
-Автономность - 45 дней

Вооружение

На 2014 год в составе авиакрыла находятся 20 самолётов и 17 вертолётов.