Работа над проектом «Пословицы в современном мире. Проектная работа "пословицы и поговорки" Проекты по пословицам и поговоркам

Работа над проектом «Пословицы в современном мире. Проектная работа
Работа над проектом «Пословицы в современном мире. Проектная работа "пословицы и поговорки" Проекты по пословицам и поговоркам

    Этапы работы над проектом

    Этап 1. Разработка проектного задания

    Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

    Класс получает задания:

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Задача этапа - коллективная защита проекта.

Ход презентации.

I. Вступление.

Учиться - всегда пригодится »!

(слайд 1)

сломится».

В.И. Даль писал, что пословицы - это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века - это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел

История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд - составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Словарь Даля - исторический словарь

II

III

  • Эта японская пословица
  • Монгольская пословица
  • арабы говорят
  • Русские говорят : «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». А осетины говорят
  • Французы советуют
  • Русские
  • латинской пословицей : «Утешение для несчастного - иметь товарищей по несчастью».
  • «Слово - серебро, а молчание - золото», - скажет русский, а бенгалец

IV . путешествие . (слайд 2)

. (слайд 3)

Крибле, крабле, крубле …».Откройте глаза (слайд 4)

- загадочный лес.

Задание:

(по рядам)

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Через Загадочный лес поле пословиц! (слайд 5)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь - береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному. в зубы не смотрят. (Коню. )
  • Когда. на горе свистнет. (Рак. )
  • . рубят - щепки летят. (Лес. )
  • Не., так и не мычи. (Корова. )
  • Не плюй в. - пригодится воды напиться. (Колодец. )
  • Большому. - большое плавание. (Кораблю. )

Путаница. .

(слайд 7) .

.(читает учитель )

  • Первый клин комом.
  • Сашу маслом не испортишь.
  • Мы сами с ушами.
  • Крутится как булка в колесе.
  • Не делай из муки слова.
  • Голода не бойся, по пояс мойся.

. (Плакат)

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя - глаза..
2. Скучен день до вечера, коли делать..
3. Кончил дело - гуляй..
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать..
5. Поспешишь - людей..
6. Хочешь много знать, надо мало..
7. Умелые руки не знают..
8. Кто любит трудиться, тому без дела не..
9. Хочешь есть калачи - не сиди на..
10. Семь раз примерь - один раз..
11. Без труда не вынешь рыбку из..
12. На чужую работу глядя, сыт не..
13. Что посеешь, то и..
14. У работящего в руках дело огнем..
15. Труд человека кормит, а лень..
16. Делу время - потехе..
17. Куй железо, пока..

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

(слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело - гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

-

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Пословицы и поговорки»»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

2 класс

Эпиграф проекта : «Пословица недаром молвится»

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

    анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

    подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

    придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    проиллюстрировать несколько пословиц;

    выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.


Ход презентации. I. Вступление.

Здравствуйте, ребята! Говорят, « Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится» . Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится »!

(слайд 1)

С каким настроением вы пришли на урок?

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь . Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

II . Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

III . Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Я вам расскажу о пословицах народов мира

    «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

    Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

    Когда пострадает невинный человек, арабы говорят : «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

    «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

    Русские говорят : «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят : «Не бросай камнями из стеклянного дома».

    Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

    Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят : «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

    Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей : «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

    «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец : «Кто много говорит, начинает врать».

IV . Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое путешествие . Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые пословицы. (слайд 2)

А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная карта. (слайд 3)

Итак, ребята, начинаем наше путешествие.

Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова. Например, эти: «Крибле, крабле, крубле …» .Откройте глаза (слайд 4)

Посмотрите, где это мы оказались!

На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес. Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется задержаться здесь немного и выполнить задание.

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

(по рядам)

Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле пословиц! (слайд 5) На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.

Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать целые пословицы.

Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.

Собери части пословицы.(работа в группах)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки. Только что это за переполох?! Прислушайтесь! В этой деревеньке творятся самые невероятные вещи, и называется она Путаница. Рассказать о том, что происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили пошутить.Давайте найдём ошибки и назовём правильно пословицы.

(слайд 7) .

Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице .(читает учитель )

    Первый клин комом.

    Сашу маслом не испортишь.

    Мы сами с ушами.

    Крутится как булка в колесе.

    Не делай из муки слова.

    Голода не бойся, по пояс мойся.

Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный лес не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками. (Плакат)

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза... .
2. Скучен день до вечера, коли делать... .
3. Кончил дело – гуляй... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать... .
5. Поспешишь – людей... .
6. Хочешь много знать, надо мало... .
7. Умелые руки не знают... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на... .
10. Семь раз примерь – один раз... .
11. Без труда не вынешь рыбку из... .
12. На чужую работу глядя, сыт не... .
13. Что посеешь, то и... .
14. У работящего в руках дело огнем... .
15. Труд человека кормит, а лень... .
16. Делу время – потехе... .
17. Куй железо, пока... .

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация .

Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть букв. (слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело – гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу , что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Цымбалюк Антон Александрович

Руководитель проекта:

Писаренко Людмила Александровна

Учреждение:

МБОУ СОШ п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края

В представленном учащимся исследовательском проекте на тему "Пословицы и поговорки в современном мире" рассматриваются и анализируются наиболее известные поговорки и пословицы из русской литературы.

В предложенной исследовательской работе по литературе на тему "Пословицы и поговорки в современном мире" дается определение поговорке и пословице, рассматриваются сравнения, метафоры, гиперболы, художественные особенности пословицы.


В проекте учащийся 5 класса "Пословицы и поговорки в современном мире" определил свои любимые пословицы, исследует и анализирует их, формулирует прямые и переносные значения этих пословиц, связывает их с современным миром.

1. Что такое поговорка и пословица.
2. Мои любимые пословицы.
2.1. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
2.2. Под лежащий камень вода не течет.
2.3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

1. Что такое поговорка и пословица?


В.И. Даль - верный исследователь устного народного творчества

В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

4-томный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), в котором есть множество пословиц и поговорок.


Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляет законченного высказывания.

Сравнения
Гол, как сокол
Остёр, как бритва

Метафоры
Подлить масла в огонь
Убить двух зайцев

Гиперболы
Заблудиться в трёх соснах
Без ножа зарезал

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка.

Многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл.

«Куй железо, пока горячо »

Художественные особенности пословицы:

  • предельная краткость и ясность, в них нет ничего лишнего
  • по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения
  • ритм и рифма

2. Любимые пословицы


«Семь раз отмерь – один раз отрежь »

« »

Пословица означает, что воды под лежачим камнем быть не может, поскольку для нее там недостаточно пространства.

Прямое значение пословицы отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:

1) раздобыть и отладить снасть – удочку;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки, найти рыбное место;
4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;
5) умело закинуть удочку;
6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.

«В простоте слова - самая великая мудрость.
Пословицы и песни всегда кратки,
а ума и чувства вложено в них на целые книги».
А.М.Горький

В ноябре 2008 года мой 2 «В» класс участвовал в конкурсе эрудитов «ЭМУ» (Эрудит-Марафон Учащихся). Задания конкурса требовали отлично разбираться во многих предметах - биологии, архитектуре, литературе, логике, но в основном в русском языке.

Одно из заданий было таким «Доскажи словечко - допиши пословицу!»:

  • Смелость города...
  • Под лежачий камень вода не...
  • Кашу маслом не...

Каково же было удивление, когда подвели итоги конкурса - с этим заданием справились полностью лишь несколько человек из 73 учащихся вторых классов нашей гимназии. Остальные ребята либо вообще не дали ответа, либо дали неверные ответы. Никто из учащихся не использует накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Сколько пословиц - этих сгустков народной мудрости - знает наизусть каждый из нас?

Мы решили, что ситуацию надо менять. Пословицы дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения, кладовая несметных сокровищ человеческой мудрости. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. В них всегда можно было найти полезный совет, как поступить в том или ином случае, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т. д.

Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И мы решили стать таким ручейком, донести до многих красоту, пользу и функциональность народных пословиц в современной жизни. Ведь если прислушаться сегодня к нашему языку, то мы почувствуем его шаблонность, «сленговость», невыразительность и неинформативность - не «вкусность» для слуха. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах. Мы создали свой групповой практико-ориентированный проект . В проекте участвовал весь класс (27 человек).

Цель проекта

Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить смысл и значение каждой из них, научиться применять их в речи. Как результат - самостоятельно создать книгу-сборник ««Любимые пословицы» учеников 2 «В» класса гимназии №2», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками, дать им толкование, нарисовать иллюстрации.

Задачи проекта:

  • Провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 8-9 лет на базе 2х классов гимназии №2, провести оценку полученных результатов, разработать решения и соответствующие мероприятия
  • Научиться самостоятельно, искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией
  • Развивать творческие способности. Создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников 2 «В» класса гимназии №2» с авторским художественным оформлением.

Для достижения цели следует приложить немало усилий: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Этапы работы над проектом

1. Тематические уроки с учителем.

На этих уроках ребята обменивались, найденной информацией о пословицах. Попытались сформулировать свое определение пословицы, выделили её основные признаки и функции.

Пословица - это законченное общепринятое изречение, которое позволяет кратко и точно оценить поступок в определенной ситуации.

Наблюдая за пословицами, мы создали для себя такую их классификацию:

  • Пословицы народов мира
  • Тематические пословицы
  • Пословицы разных времен
  • Пословицы с прямым и переносным смыслом
  • Пословицы с поэтическим и прозаическим складом
  • Пословицы о пословицах
  • Пословицы разных источников происхождения.

2. Определить основные тематические группы пословиц для глубокого изучения учениками.

Тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды. Читая литературу о пословицах, мы выбрали четыре основных темы для изучения:

  • Родина
  • Человек
  • Учение, знание
  • Труд и отдых

3. Каждый ученик совместно с родителями изучал пословицы русского народа по выбранной тематике .

4. Каждому ученику нужно было выбрать одну-две пословицы и оформить страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Это получился индивидуальный мини-проект.

5. Попробовать придумать свою пословицу и оформить ее, как страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Изучая пословицы, мы узнали их правила построения. Сначала пробовали сочинять на уроке, а потом самостоятельно. Ребята так увлеклись, что вовлекли в сочинительство и своих родителей.

6. Оформить книгу пословиц , согласно правилам. Мы провели уроки внеклассного чтения по структуре книги. Вместе придумывали заглавие, название издательства, аннотацию. При этом мы решили создать книгу из двух основных частей:

  • Пословицы русского народа, изученные учениками.
  • Пословицы, придуманные учениками и родителями.

7. Провести подготовку урока-презентации по выполненной работе.

8. Выступить перед учениками других классов начальной школы гимназии №2 с тематическим уроком-презентацией.

9. Подготовиться к участию в конкурсе «Хочу стать академиком».

10. Принять участие в конкурсе и победить!

Результаты работы над проектом

После всех этих этапов мы получили прекрасные результаты в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь».

Учителя и родители отметили возросший интерес детей к пословицам, поговоркам и вообще к тому, как они говорят. Дети стали задавать вопросы, с удовольствием придумывали свои пословицы и поговорки. На уроках при построении текстов, ребята начали использовать пословицы. Родители также рассказали нам, что дома при просмотре фильмов дети выделяли в речи героев фразы, которые могли бы стать пословицами и поговорками.

Мы провели повторное тестирование и оценили результаты Умного раунда городского конкурса эрудитов «ЭМУ». В этом раунде ученик мог выбрать задания. Каждое задание оценивалось в определенное количество баллов. Задание «Бабушкины пословицы» стоило 5 баллов, т.е. входило в категорию самых сложных. Состояло из пяти задач. Результаты показали:

  • только 50% участников данного раунда выбрали вопрос «Бабушкины пословицы».
  • из 100% участников, выбравших данный вопрос, 53% детей дали один неверный ответ из пяти задач, при этом лишь 7% детей допустили две ошибки, а 40% детей справились с заданием без ошибок.

Ребята научились понимать богатство, глубину и мудрость языка. Открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества. И сами стали частью этого мира! Ведь теперь в литературе появилась еще одна прекрасная книга пословиц, авторами которой стали дети. Книга содержит 50 пословиц, из которых 22 авторские пословицы и 53 иллюстрации.

Это говорит о том, что наш проект и проектные мероприятия уже дают практические результаты и обогащают жизнь не только учащихся нашего класса, но и их друзей, других учеников школы. И мы этим гордимся! А ещё мы стали победителями городского конкурса «Хочу стать академиком».

Самое главное в работе над проектом - это его значимость, для того, кто его делает. Тогда всё обязательно получится!

Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок.Чем пословица отличается от поговорки? Как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются? Форма и содержание пословиц и поговорок. Какую роль играют пословицы и поговорки в жизни человека? Пословицы о пословицах

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ярсанова Анна, ученица 6 класса ГБОУ СОШ №1354 Г.Москва, учитель Королева Ольга Олеговна

План Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок Чем пословица отличается от поговорки? Как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются? Форма и содержание пословиц и поговорок Какую роль играют пословицы и поговорки в жизни человека? Пословицы о пословицах Практическая работа Вывод Список литературы

Цель Узнать как можно больше о пословицах и поговорках, их значении, происхождении и употреблении

Задачи Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок. Чем пословица отличается от поговорки и как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются их форма и содержание? Провести опрос знакомых на знание поговорок и пословиц.

Гипотеза Я думаю что пословицы и поговорки играли большую роль в жизни человека во все времена.

Что такое пословицы и поговорки? Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль. Поговорка - это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения, употребляется в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность.

Многообразие пословиц и поговорок В какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися к месту.

Чем пословица отличается от поговорки? Особенностью пословицы - ее законченность и поучительность. Поговорки – незавершенность умозаключения, отсутствием поучительного характера.

Как складывались пословицы и поговорки? Русские пословицы и поговорки возникали и складывались по ходу русской жизни, отражая не только важные события и процессы, но и характерные бытовые явления.

Когда пословицы и поговорки употребляются? Пословицы и поговорки употребляются в живой разговорной речи. И многие из них представляют собой образцы именно разговорной прозы.

Какую роль играю пословицы и поговорки в жизни человека? Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня: и в разговоре, и в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой, остроумной.

Пословицы о пословицах На всякого Егорку есть поговорка Поговорка - цветочек, пословица - ягодка. Пословица ведётся, как изба веником метётся. Старинная пословица не мимо молвится.

Практическая работа 1 - Все тайное со временем становится явным 2- В гостях хорошо, а дома лучше 3- Старый друг лучше новых двух 4- Делу- время, потехе час

Список литературы > В.Сысоев > В.Даль http: //shortwisdom.ru/ http: //vit-san.narod.ru/pos-pog.htm/

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Мини-задачники по теории вероятности и комбинаторике» Работу выполнили ученики 5 а класса Руководитель проекта: учитель математики Яхина Ольга Анатольевна

Цель проекта.1. Научиться решать комбинаторные задачи различными способами (метод древовидной схемы, метод графов, метод таблиц); научиться решать задачи на определение вида событий (достоверное, случ...

Проектная работа «Влияние атмосферного давления на самочувствие и здоровье человека»

Актуальность и необходимость заниматься вопросами такого природного явления, как атмосферное давление, возникло давно. Люди с древних времен занимались этим, с...

Коршунова Марта

У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течение многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура народа. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. Каждое слово в них содержательно и точно. О ценности пословиц и поговорок сказано в них самих.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образование

МБОУ г. Керчи РК “Школа №13”

ПРОЕКТ

“ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ”

Подготовила

Коршунова Марта

уч-ца 4-го класса

Керчь 2015

  1. Введение.
  2. Заключение .
  1. Введение .

Устное народное творчество - самый древний вид искусства. Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок передавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам. У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течение многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура народа. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. Каждое слово в них содержательно и точно. О ценности пословиц и поговорок сказано в них самих.

Тематика пословиц очень разнообразна: о природе (Что летом родится- то зимой пригодится), о труде (Без труда нет плода), о дружбе (Без друга на сердце вьюга), ученье (Знание лучшее богатство). Поговорка украшает нашу речь, делает ее более яркой, образной, но она в отличие от пословицы не делает вывода, а просто выражает чувства и не поучает: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (поучение – не надо браться сразу за два дела), а «за двумя зайцами» - поговорка, это просто мы говорим о каком-то неудавшемся деле. Поговорка – это удивление «как снег на голову», «чудеса в решете», восхищение о ком-то - «палец в рот не клади», осуждение – «ни к селу, ни к городу».

Я хочу привести примеры пословиц о дружбе, так как очень ценю друзей. Мне очень хочется, чтобы наша дружба была настоящей.

  1. Пословицы и поговорки о дружбе.

Дружба - великая сила.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Без беды друга не узнаешь.

Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

Был у друга, пил воду - показалось слаще меду.

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

Друга на деньги не купишь.

Друг - твоё зеркало.

Не в службу, а в дружбу.

Для дорогого друга - ворота настежь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Единственный способ иметь друга - это быть другом.

Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.

Не бросай друга в несчастье.

Нет друга - ищи, нашёл - береги.

Старый друг лучше новых двух.

Человек без друга, что земля без воды.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

Друзья наших друзей - наши друзья.

Знал дружка в радости, не оставляй в горести.

Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.

Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.

Человек без друзей, что сокол без крыльев.

Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

Друг научит, а недруг проучит.

Дружба и братство дороже богатства.

Не бойся умного врага, а бойся глупого друга.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Один друг лучше тысячи слуг.

3. Заключение

Основой пословиц и поговорок всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка в любой жизненной ситуации. Наши предки хотели передать через них свои знания, опыт, чтобы мы стали добрыми, умными и справедливыми. Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова и других наших замечательных писателей.