Профессия моряк. Интересные факты о христофоре колумбе

Профессия моряк. Интересные факты о христофоре колумбе

10 место : Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод – невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл – спросить уже не получится.


9 место : Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.


8 место : В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: "Правильно плывем - вода не такая соленая и родными помоями пахнет!" Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.


7 место : А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ - чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.


6 место: А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия "галеонные фигуры".


5 место: Термин "небоскреб" – тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.


4 место: Русский язык получил у моряков слово "каталажка": на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.


3 место : Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.


2 место: Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.


1 место: И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.

10 место: Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод – невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл – спросить уже не получится.

9 место: Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.

8 место: В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: "Правильно плывем - вода не такая соленая и родными помоями пахнет!" Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.

7 место: А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ - чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.

6 место: А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия "галеонные фигуры".

5 место: Термин "небоскреб" – тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.

4 место: Русский язык получил у моряков слово "каталажка": на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.

3 место: Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.

2 место: Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.

1 место: И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.

Историки утверждают, что в биографии Колумба больше белых пятен, нежели достоверных фактов. Доподлинно неизвестна даже точная дата рождения мореплавателя. Обычно называют период с 25 августа до 31 октября. Более того – ведется спор относительно года рождения. Официально принята версия, что Колумб родился в 1451 году, однако некоторые источники утверждают, что в 1446.

Прожил Христофор Колумб по современным меркам недолго – всего 55 лет. Первый раз на борт корабля он ступил, когда ему едва исполнилось 14, и с тех пор не расставался с морем до самой смерти. Колумб участвовал в попытке герцога Рене Анжуйского захватить Неаполитанское королевство, когда плавал на генуэзском корабле. Служил в вооруженной охране генуэзских кораблей и был тяжело ранен во время столкновения с порту гальцами. Позже Колумб служил на португальских судах, побывал в Англии , Ирландии и Исландии , на островах Мадейра и Порту-Санту. Именно тогда, участвуя в различных торговых экспедициях, будущий первооткрыватель увлекся составлением карт. Так у него и возникла идея добраться до Индии западным путем через Атлантический океан, от Канарских островов до Японии .

Проект путешествия Колумб составил еще в начале 70-х годов 15-го века. Однако снарядить экспедицию ему было не на что – мореплаватель был очень небогатым человеком. Сперва Колумб предложил отправиться к берегам далекой Индии генуэзскому правительству и купцам. Однако отклика не последовало. Затем Колумб обращался к португальскому королю, испанским монархам и английскому королю Генриху VII. Испанцев проект экспедиции заинтересовал. Комиссия рассматривала его целых четыре года, но так и не вынесла окончательного вердикта. И только в 1492 году с подачи королевы Испании Изабеллы экспедиция была одобрена.


Эта черта не только помогла ему выдвигать смелые проекты. Именно из-за амбициозности Колумба испанский король далеко не сразу согласился дать добро на экспедицию. Дело в том, что в своем проекте Колумб сформулировал довольно нахальные условия, на которых предполагал открывать новые земли. Он предложил назначить его вице-королем новых земель и наградить титулом «главного адмирала моря-океана». Его величество король Испании Фердинанд назвал требования Колумба «чрезмерными и неприемлемыми». Однако позднее королевская чета пожаловала Колумбу и его наследникам титул «дон», то есть произвели его в дворянины. И подтвердили, что, в случае удачи заокеанского проекта, он будет адмиралом моря-океана и вице-королем всех земель, которые он откроет или приобретет, и сможет передать эти титулы по наследству. Правда, потом Колумб всех титулов и земель лишился.


Ко времени организации третьей экспедиции в Новый свет энтузиазм европейских жителей относительно переселения за океан изрядно поутих. Поэтому Колумб, чтобы поднять интерес к дальнейшим исследовательским походам, предложил направлять в новые земли не вольных поселенцев, а уголовных преступников, сокращая им наполовину срок наказания. Последнее предложение не могло не найти отклика у правящей элиты, поскольку, с одной стороны, избавляло Испанию от нежелательных элементов, снижая расходы на их содержание в тюрьмах, а с другой стороны, - обеспечивало освоение снова открытых земель достаточно отчаянным «человеческим материалом». У этой медали, впрочем, оказалось две стороны – уголовники нередко поднимали бунты против глав поселений, требуя все новые привилегии.


Помните песню из замечательного советского мультика «Остров сокровищ», в которой пели о вреде курения? Там были строчки о том, что Колумб открыл, кроме Америки , еще и табак. Это действительно так – на острове Сан-Сальвадор туземцы подарили Колумбу сушеные листья, свойства которых он позднее описал в своих дневниках. И, разумеется, привез с собой в Европу .

Но мало кто знает, что там же, на острове, они впервые увидели гениальное изобретение местных жителей – гамак. Сейчас гамак – это непременный атрибут пляжного отдыха, их вешают на дачах, а некоторые умельцы умудряются пристроить подвесную койку даже на лоджии. А Колумб был первым человеком, который оборудовал такими койками свои корабли.


Случай, который стал своего рода историческим анекдотом и лег в основу даже нескольких кинематографических сюжетов. В феврале 1504 года, во время последней, четвертой экспедиции, команда Колумба наткнулась на Ямайке на очень враждебно настроенных индейцев. Туземцы заявили, что больше не будут поставлять белым людям продовольствие. Экспедицию выручил адмирал, прибегнув к небольшой мистификации, которая отлично сработала с простодушными индейцами. Колумб знал, что 29 феврале должно быть лунное затмение и объявил о нем индейцам как о знамении небес, недовольных поведением туземцев. Когда затмение началось, индейцам сказали, что Колумб молится об их спасении, которое будет даровано, если они возобновят поставки продовольствия на борт.

Звучит неправдоподобно, ведь Испания за время своего господства вывезла из Нового света тысячи килограммов золота, жемчуга, драгоценных специй и прочих богатств. Однако факт остается фактом – некоторое время Христофор Колумб был почитаем и богат, но своего благосостояния удержать не сумел. Тому виной и происки недоброжелателей, которые даже организовали арест Колумба. Во время четвертого путешествия к берегам Америки корабль Колумба потерпел крушение, и помощь пришла только через год. На родину мореплаватель вернулся тяжело больным и практически нищим – все деньги он истратил на помощь товарищам и снаряжение спасательной экспедиции. А ведь всю свою жизнь он поклонялся золоту. Именно ему принадлежат слова: «Золото - удивительная вещь. Кто обладает им, тот господин всего, чего он хочет. Золото может даже открыть душам дорогу в рай».

Эпоха великих географических открытий существенно раздвинула горизонты представлений людей о мире. В этот период активно строился флот разных стран, развивалась наука кораблестроения, формировались новые торговые пути, появлялись образовательные учреждения, объединявшие знания Востока и Европы, а также были заложены предпосылки к массовой торговле рабами. Все это стало возможно благодаря смелым мореплавателям, которые, рискуя жизнью, отправлялись по неизведанному пути навстречу бурям и штормам. Однако в списке имен тех, кто проявил себя в эпоху географических открытий как первооткрыватель, редко встречается принца, который в сущности заложил основы для изучения неизведанных земель.

Генрих за свою жизнь всего лишь трижды выходил в море на небольшие расстояния, но, тем не менее, он является наиболее ярким представителем первооткрывателей. Именно он принес Португалии невиданную славу и огромные богатства, что заставило всех европейских правителей считаться с мнением этой страны. Сегодня мы расскажем вам об этом удивительнейшем человеке, который незаслуженно редко упоминается в контексте морских открытий. Итак, знакомьтесь - Генрих Мореплаватель.

Краткая биография португальского принца

Генрих Энрике появился на свет 4 марта в 1394 году. был рожден от короля Жоана и Филиппе, бывшей до замужества английской принцессой. Высокородность матери принца привнесла в королевский дворец свои традиции. В первую очередь это касалось воспитания детей. В сыновьях воспитывался дух рыцарства, заключавшийся не только в физическом развитии, но и в раскрытии творческих талантов. Если говорить о детстве Генриха Мореплавателя кратко, то можно сказать, что оно протекало в постоянных занятиях музыкой, живописью, верховой ездой и в обучении владению разными видами оружия.

С ранних лет принц проявлял склонность к военному делу, и уже в возрасте двадцати лет он принял участие в захвате Сеуты вместе со своим отцом. Крепость находилась на африканском побережье, и это было первым знакомством будущего первооткрывателя с морскими походами. Генрих Мореплаватель сумел показать себя в самом выгодном свете и снискал славу великолепного военачальника. С этого периода ему была доверена дальнейшая оборона этой крепости и большая часть доходов казны.

Спустя три года после захвата Сеуты принц поселился на юге Португалии и начал заниматься подготовкой португальской экспансии в отношении Африки. Постепенно в стране открылась мореходная школа, где преподавали лучшие картографы мира, была основана обсерватория, разрабатывались новые модели судов, и одна за другой снаряжались морские экспедиции. Все это проводилось под тщательным контролем Генриха Мореплавателя. Что он открыл на самом деле, мало известно широкой общественности, хотя список его свершений весьма широк.

С легкой руки принца португальцы получили Мадейру, Азорские и продвинулись вглубь континента, захватив богатые и перспективные земли. В этот же период были созданы точные карты, проложены новые торговые пути. Португалия приступила к занятию работорговлей, получив от Папы Римского монопольное право на захваченные земли.

Умер Генрих Мореплаватель 1460 года в окружении людей, учившихся в основанной им школе. В честь него в Лиссабоне была установлена скульптура, увековечившая принца как первооткрывателя.

Детство инфанта

Главное достижение, которое приписывают Генриху Мореплавателю, - открытие ближней Атлантики. Но в детские годы принц вовсе не мечтал о великих географических открытиях, хотя об этом периоде его жизни историкам известна очень скудная информация.

По немногочисленным записям можно сделать вывод, что юный инфант был очень прилежным учеником. Он буквально впитывал все знания, преподносимые ему педагогами. Большую склонность он проявлял к военной стратегии и естественным наукам. В дальнейшем он показал себя не только как талантливый военачальник, но и в качестве человека, сведущего в астрономии, географии и математике. К тому же, Генрих отлично владел оружием, что сумел подтвердить, достигнув двадцати лет.

Захват Сеуты: значение первого военного похода

В возрасте двадцати лет Генрих Мореплаватель отправился в военный поход вместе со своим отцом. Жоан I мечтал войти в историю как правитель, который вел борьбу с маврами, поэтому он задумал пристрастить к военному делу сына и отправился с ним брать Сеуту. Первые успехи окрылили юного принца, и в дальнейших боях он показал все, на что был способен. Слава о нем быстро разнеслась по Европе, и к Генриху начали поступать предложения о вступлении на пост главы охраны от Папы Римского, императора Сигизмунда и самого короля Англии.

Однако все это уже не интересовало будущего первооткрывателя. Его вдохновила идея изучения Африки с целью формирования новых торговых путей и объединения с африканским христианским государством, о котором в Европе ходили легенды. Эти и другие подобные идеи заставили Генриха Мореплавателя переехать в Сагриш и заняться кораблестроением.

Политический портрет принца Генриха

Современники и потомки считали Генриха великолепным правителем, сосредоточенным на развитии своего государства. Он умело сочетал в своей политической деятельности абсолютно разные интересы и пользовался безграничным доверием духовенства.

Если рассматривать его личность со всех сторон, то сразу становится понятно, насколько он многогранен. В первую очередь, монарх был колонизатором, так как его основные интересы простирались далеко за пределы границ своего государства. Для короны он захватил множество земель и закрепил их за Португалией.

Совершив открытие Атлантики, Генрих Мореплаватель проявил себя как исследователь. Он составил множество карт, классифицировал информацию, полученную от первооткрывателей, и занимался серьезными научными изысканиями на захваченных территориях.

Многие историки считают монарха миссионером и крестоносцем, ведь он был активным распространителем христианской религии среди покоренных народов и ставил в свои приоритетные задачи - борьбу против арабов Северной Африки.

Предпосылки географических изысканий монарха

Хотелось бы заметить, что открытию Атлантики Генрихом Мореплавателем и другим его достижениям предшествовала определенная цепочка событий. Если бы не она, то Португалия в начале XV никогда не стала бы столь сильной морской державой.

Монарх еще в молодом возрасте заинтересовался изучением Африки. Он знал, что через этот континент пролегает множество торговых путей, причем по ним перевозились несметные богатства. Генрих мечтал о морском пути вокруг африканского побережья, который бы позволил привозить золото в Лиссабон, минуя сложный и долгий сухопутный путь.

Поиск пути в Индию тоже занимал мысли монарха. Его открытие Генриху Мореплавателю позволило бы активно торговать с этой страной и ввозить огромное количество специй. В то время пряности и специи были очень дороги, и португальцам приходилось приобретать их у посредников по заоблачным ценам.

Параллельно Генрих мечтал выяснить, насколько много арабских государств располагается в Африке. Он строил планы по объединению со страной Пресвитера Иоанна, считавшейся оплотом христианства на континенте. Таким образом, он надеялся постепенно отвоевать земли у мавров, создав новую империю.

Вклад Генриха в духовную жизнь Европы

Португальский монарх был очень набожным и верил в высшее предназначение христианства. Одним из первых его свершений после того, как монарх поселился на Саргише, было создание духовного ордена. В дальнейшем он получил название «Орден Христа».

Его последователи не единожды принимали участие в крестовых походах на мавров. Однако большая их часть не увенчалась успехом.

Новые веяния в кораблестроении

Основным морским судном во времена Генриха была каравелла. Обычно ее использовали для рыбной ловли и транспортировки грузов. Как оказалось, судно водоизмещением в двести тонн плохо подходило для географических открытий, сопряженных с долгими морскими походами.

Однако монарх привнес некоторые изменения в конструкцию судна, что превратило каравеллу в очень маневренный корабль с тремя косыми парусами. Также Генрих повелел облегчить каравеллу, и в итоге она приобрела ряд новых характеристик:

  • возможность не зависеть от направления ветра;
  • повышенная вместимость;
  • умение проходить не только сквозь океанские шторма, но и через узкие устья рек.

Новые корабли в большом количестве строились на верфях, которые монарх активно открывал и лично инспектировал. На это из казны уходили значительные средства, но Генрих считал, что это самое выгодное вложение в будущее его страны.

Вклад в морское дело

Можно сказать, что принц стал основоположником мореходной науки. Он тщательно собирал все данные, стекавшиеся к нему от моряков, пытался создавать новые карты. Примечательно, что он чертил их собственноручно, и успешно применял на практике свои знания по астрономии. Открытая им обсерватория позволяла наблюдать за звездным небом и создавать ориентиры для исследователей.

Генрих открыл первую мореходную школу и пригласил для преподавания специалистов со всего мира. Сам он тоже принимал участие в обучении будущих моряков и слыл очень требовательным учителем. Однако его обширные знания вызывали восхищение и уважение у учеников.

Открытия Генриха Мореплавателя

Свою первую морскую экспедицию монарх снарядил в девятнадцатом году XV века, и с этого времени Генрих совершал одно великое открытие за другим. Он присоединил к Португалии целую группу островов:

  • Мадейра;
  • Азорские;
  • острова Зеленого Мыса.

Португальская экспедиция первой среди европейских мореплавателей сумела обойти мыс Нун. В этот период времени он считался непроходимым, ведь все корабли тонули на подходе к нему. Это породило массу легенд о морских монстрах, пожирающих людей. Генрих сумел обойти мыс и создал несколько крепостей на гвинейском побережье.

Из новых земель моряки везли золото, драгоценные камни и невольников, которые принесли португальской короне немыслимый доход.

Узаконенная работорговля

После первой партии невольников Генрих понял, насколько доходно это дело. Он объявил государственную монополию на этот вид деятельности, получив безграничные возможности для обогащения.

Чтобы закрепить свою власть в новых землях, монарх заручился поддержкой католической церкви. Он обратился к Папе Римскому с просьбой - одобрить дальнейшую колонизацию африканских земель Португалией в обмен на обещание: распространять идеи христианства среди порабощенных народов. Так корона получила возможность продвинуться вглубь континента и практически единолично торговать рабами.

Историческая оценка деятельности Генриха

Лишь только после своей смерти Генрих получил прозвище «Мореплаватель», которое и закрепилось за ним. Его преемники не смогли в полной мере реализовать все его идеи, однако они сумели выстроить крепкое и сильное государство на том фундаменте, который заложил в свое время Генрих.

К тому же, его мечты вдохновили моряков из Португалии на открытие морского пути в Индию, им удалось первыми обогнуть мыс Доброй Надежды.

Интересные факты о Генрихе Мореплавателе

Личность монарха очень интересна и многогранна, поэтому мы решили сделать подборку интересных фактов, характеризующих его с разных сторон:

  • За всю свою жизнь он трижды выходил в море.
  • Генрих обвинял себя в смерти младшего брата, за которого решил не платить выкуп.
  • Монарх так и не был женат. Он освятил себя изучению морского дела.
  • В открытую Генрихом мореходную школу принимали абсолютно всех людей, невзирая на сословия.
  • На открытых и захваченных землях монарх повелел выращивать сахарный тростник и виноград, что приносило немалый доход казне.

Историки считают неоценимым вклад Генриха в развитие мореплавания, что, как нельзя лучше, соответствует данному ему когда-то прозвищу.

Интересные факты о море и моряках

1) Рихтер Б. М. " Морские традиции"

Женщина и море... В истории освоения водной стихии существовали суеверные обычаи, обряды и ритуалы, ущемляющие женское достоинство и даже опасные для их жизни. Известно поверье, что женщина в море приносит несчастье. Это был морской закон, сформулированный еще на заре мореплавания.

В те времена хлопоты с «прекрасной по­овиной» начинались с постройки судна.

Торжественная церемония закладки киля проводилась в соответствии с вековыми традициями и выполнением всех необходимых обрядов и табу. Во многих странах запрещалось допускать на верфь зайцев, поросят и других покрытых шерстью животных, а так­же священников и женщин (особенно рыжих девственниц, отличающихся дурным глазом). Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, вдень кра сивой, но коварной богини Фригг, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдет на недостроенное судно или коснется его, унесет с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью. Вот и приходилось сторожам оберегать не только судно, но и женщин от столь небезопасного поверья.

Впрочем, моряки терпели присутствие женщин на строящихся судах, но только в виде... красивой носовой фигуры. Прекрасные богини, сказочные феи, изящные туземные девушки, соблазнительницы-ведьмы, эффектно устремленные вперед, придавали незабываемое очарование белокрылым красавцам-парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любой шторм, заставит ветер развеять шторм.

Но вот, судно построено, служитель культа окропляет его святой водой. Корабелы и моряки торжественно спускают его на воду И никто не вспоминает о древнем обряде многих народов, когда при спуске судна под его киль подкладывали самую молодую и красивую рабыню. Ее кровь, обагрив дере­вянный корпус, должна была вдохнуть жизнь в новых корабль, а тело - послужит жертвой суровым морским богам.

Название судна писали на корме, на бортах и даже на парусах. Чаще всего, по древней морской традиции, женские имена. Таким образом моряки доказывали верность своим возлюбленным.

Морские просторы бороздили многочисленные «Марии», «Изабеллы», «Натальи», «Магдалины», «Марты», «Клеопатры», «Софии».

Проходили века, но предвзятое отношение к женщинам продолжало жить в обществе моряков.

« Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они бу­дут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт», - гласил закон, принятый в Дании в 1562 г.

Известно, что даже в начале XX столе­тия уставы многих русских яхт-клубов запрещали принимать в члены клуба женщин независимого от их социального положения.

Если же женщин брали на борт, то во все глаза глядели, чтобы (не дай Бог!) не нарушались святые морские традиции, главные их которых никогда не слушать женских советов и не допускать дам на капитанский мостик. Может быть, поэтому арабские мореходы, предвидя возможные неприятности, связанные с перевозкой женщин, заранее взимали с них плату по двойному тарифу. А полинезийские моряки разрешали перевозить женщин только в старых каноэ. Чилийцы охотно брали в плавание женщин в качестве коков. Но постоянно прислушивались к их работе, опасаясь шума на камбузе: звон посуды казался им предвестием большого несчастья.

В море законы суровы... Моряки считали, что единственный верный способ предотвратить крушение - «подарить» волнам какую-нибудь пассажирку, и тогда бог морей -Нептун - усмирит грозную морскую стихию.

Если на борту судна женщинам жилось весьма несладко, то на берегу их преследовал целый «кодекс» предрассудков и суеверий. Особенно осторожно надо было подходить к выбору одежды. Так, датские моряки, встретив по дороге к морю женщину в белом фартуке, возвращалась домой. Полинезийцы поступали также, если встречали праздных разряженных женщин, поморы - при встрече с «бабой на сносях». Английские рыбаки холодели от ужаса, услышав при отплытии, как хозяйки стирают белье. Это предвещало гибель одного из них. И ни в коем случае женщине нельзя было спрашивать соседа-моряка: «Куда идешь?» Это заранее обрекало его на неудачу, а она могла нарваться на скандал.

С проводами и ожиданиями у морячек тоже были свои сложности и тонкости. Поморские женщины никогда не провожали мужей и сыновей в море, им даже запрещалось всплакнуть в этот день. Шотландки боялись считать лодки в море. Шведки, кроме еженощных молитв за спасение мореплавателей «отбурь и скал, огня и врага», должны были оберегать черных котов, от жизни которых, как они верили, зависела судьба их мужей. Индийские женщины каждый день бросали в море половинки кокосовых орехов, чтобы задобрить морскую стихию. Жительницам Полинезии запрещалось следить за своей красотой, натираться маслами, стричь волосы, ногти. Эскимоскам - жарить мясо моржа, показывать ножом в сторону моря. Поморские морячки в то время не вышивали, не месили тесто, не мотали пряжу на закате - все это могло навлечь на их мужей штор­мовые ветры. Ну, а если моряки долго не возвращались, необходимо было пригласить в гости побольше детей и хорошенько их угостить, и тогда хозяин вернется живым и невредимым.

Меняются времена, меняются нравы. Оскорбительные предрассудки, кровожадные обряды и глупые поверья остались в прошлом, о них теперь никто не вспоминает без улыбки. В Польше создан «Клуб крестных матерей морских судов», членами которого являются женщины, «окрестившие» хотя бы одно судно.

На современных судах женщины - полноправные члены экипажей. Женщина-капитан, женщина-штурман, женщина-механик, электрик, радист, кок... Нет ни одной профессии, не освоенной слабым полом.

Теперь каждый моряк понимает, что без женской помощи, заботы и внимания не будет удачи, что от самих женщин зависит ус­пех и безопасность любого плавания.

2) Р ыба латимерия или же целакант (Latimeria chalumnae ) считалась вымершей десятки миллионов лет назад. Когда местные жители сказали учёным, что такая рыба бывает продаётся на местном рынке, учёные лишь с досадой отмахивались. Ну что взять с необразованных рыбаков? Каково же было удивление когда в 1938 году на рынке на Коморских островах учёные увидели… латимерию !
Но представьте себе, что учёные мужи не успокоились и заявили, что это единичный случай, последняя и вообще неправда. В
1997 году латимерию опять нашли на рыбном базаре в Индонезии !

3) Смешно, но факт - великим географическим открытиям , вроде открытия Америки , мы обязаны одним простым фактом - европейцы искали всего-навсего более пути как купить пряности за более дешёвую цену. Дело в том, что на торговля пряностями “сидела” Венеция (в компании с Турцией ), которая как монополист устанавливала цены какие ей заблагорассудились - всё величие и богатство Венеции было основано на торговле перцем , корицей , кумином , гвоздикой , имбирем и мускатным орехом .
Но почему же
пряности были такие дорогие? Всё очень просто - зима в Европе короткая и тёплая, скот на мясо забивался поздней осенью и тут же мясо засаливалось, таким образом большую часть года ели именно солёное мясо. Солёное мясо теряет свой вкус и поэтому было жизненно необходимо добавлять в мясо пряности , которые к тому же действовали и как консерванты. Именно поэтому в Европе был огромный спрос на пряности и именно потому они стоили так дорого.

4) Одним из самых жестоких и опасных пиратов, разбойничавших в проливе Ла-Манш в XIII веке был бенедектинский монах - брат Евстафий (1170 – 1217).
В 1200 году
брат Евстафий сказал своим набожным братьям, что для успеха дела им необходимо отказаться от некоторых христианских принципов, тем не менее оставаясь христианами. Так с мечом и Библией Евстафий разбойничал в Ла-Манше до лета 1217 года
пока его не поймали и не обезглавили.

5) Где находится остров Сокровищ? Ну, например,… в Нью-Йорке , а точнее у Нью-Йорка - остров Гардинера . Именно здесь знаменитый капитан Уильям Кидд (1645 – 1701 ) зарыл сразу несколько кладов с награбленным. Часть кладов была выкопана в 1700 году во время судебного процесса над Киддом , но бОльшая часть так и осталась в земле - Уильям Кидд не рассказал всё.
История его
пиратства комична - его собственно говоря, наняли воевать против пиратов . Кидда нанял губернатор Новой Англии для борьбы с пиратами , но первое плавание не удалось - корабль ему выкрали из порта пираты . Второй корабль был хоть и новенький, но затекал, да ещё и команду заменили на бывших уголовников, которые подняли восстание и заявили, что хотят пиратствовать. Кидд согласился стать капитаном - так анти-пират стал пиратом .
В
1701 году Кидда казнили и его тело повесили в стальном каркасе у Темзы
. Вскоре тело начало разлагаться и так его насмолили, чтобы зрелище выдержало дольше.

6) В старые добрые времена у торговых галер , плававших в Средиземном море , считалось делом чести ограбить друг друга. Мусульманские галеры грабили христианские, а христианские - мусульманские. Для этого использовался трюк - использовались флаги противника - мусульмане вывешивали христианские, а христиане мусульманские.
Но вот в чём проблема - гребцами у христиан были пленные мусульмане, а у мусульман - пленные христиане, которые порой поднимали гомон, давая понять нападаемым, что это - нападение.
Чтобы избежать этого, было изобретено следующее - на груди у каждого галерника висела большая пробка, напоминающая пробку от шампанского. Перед атакой, надсмотрщик убеждался, что у каждого гребца рот заткнут пробкой, которая надёжно завязана за ушами.

7) В тёплых морях живут удивительные одноклеточные организмы - радиолярии (Radiolaria ), одни из старейших живых существ на земле. А удивительны они тем, что будучи одноклеточными, они имеют… скелет из окиси кремния или солей стронция . Скелеты их настолько красивы, что послужили вдохновением для многих художников. Но… как же они тогда размножаются? Ведь одноклеточные организмы обычно размножаются делением! Радиолярии нашли интересный способ для размножения - через отверстия в скелете они выпускают зародыши - амёбовидные жгутики , которые вырастают потом во взрослую особь. Но подробно исследовать это пока так и не удалось…

8) История о всемирном потопе отражена в легендах и сказаниях почти на целом свете, кроме Африки .
Классическая библейская версия основывается на
шумерско-аккадских легендах о всемирном потопе , где собрание богов решило уничтожить человечество, но бог Нинигику решил спасти благочестивого властителя Утнапиштима (Зиусудра ). Утнапиштим построил огромный корабль куда погрузил близких и зверей. Потоп длился семь дней и семь ночей, но Утнапиштим выжил и в конце концов боги даровали ему бессмертие.
Шумерский миф о потопе появился впервые в XVII-XVIII веке до нашей эры , но якобы описывает события, относящиеся к XXVII веку до нашей эры .
Интересный факт - как раз в
XXVIII-XXX веке до нашей эры огромный метеорит упал в Индийский океан . Удар был настолько силён, что на глубине 3800 метров образовался 30-км кратер Баркля . Представляете себе силу удара! После падения метеорита
огромные волны опустошили побережья материков.

9) В былые времена на острове Маврикий жил скромный чиновник - Этьен Боттино (1739-1813 ), который в 1763 году высказал гипотезу, что корабли при своём плавании вызывают изменения в атмосфере, благодаря которым можно определить положение корабля на десятки и даже сотни километров. Современники отнеслись к теории Боттино крайне скептически, но Боттино начал предлагать пари, что, посмотрев на небо, точно предскажет приход корабля в порт. И действительно, Боттино выигрывал одно пари за другим, ошибившись лишь пару раз и то, виной всему стал наступивший штиль, когда корабли остановились в океане.
Боттино согласился продать своё изобретение французскому правительству за 100 тысяч ливров, но увы, после бюрократических проволочек, секрет так и не был продан.
Считать
Этьена Боттино
экстрасенсом и каким-то особенным человеком не стоит - для доказательства он обучил местного жителя своему методу и тот так же успешно предсказывал приход судов в порт.
Как он это делал и в чём состоит “чрезвычайно простой метод атмосферного наблюдения” мы так и не знаем, это осталось загадкой…

10) Когда в фильмах показывают как пираты один за другим засаживают орудийные залпы в торговые корабли, это далеко от правды. Дело в том, что пиратам очень нужен был корабль в невредимом состоянии - чтобы они потом могли его продать. Для этого пираты заряжали пушки старыми гвоздями, крючками и мелкими камнями - залп рвал паруса, лишая возможности бежать, и серьёзно калечил команду. Кроме того, в старые времена на кораблях ходили босиком ибо в сапогах и ботинках скользила нога. Для этого пираты делали залп так называемыми “ вороньими лапками ” - что-то вроде зазубренных звёздочек-ёжиков. Вороньи лапки , впиваясь, разрывали ступни моряков, а пиратам , одетым в сапоги, они не мешали.

11) Успешные пираты вроде Фрэнсиса Дрэйка или Томаса Кэвендиша были интеллигентными, расчётливыми разбойниками. Совсем не таким был Эдвард Тич (1680-1718) по прозвищу “ Чёрная Борода “, известный своими эскападами. Так во время нападения Чёрная Борода заплетал в волосы на голове высушенную коноплю и поджигал. Вид здоровенного бородача с саблей и 6 пистолетами за поясом, у которого из головы валил чёрный дым, впечатлял его жертв. Даже собственная команда считала его психопатом. Однажды Чёрная Борода убил какого-то молодого пиратика из своей команды со словами: “Если я кого-то не убью время от времени, я забуду кто я такой “.
Однажды
Чёрная Борода влюбился в даму в северной Каролине , но увы, у неё уже был жених. Тем не менее, Тич пожаловал к ней с подарком - перстенем. Перстень был одет на отрубленную руку её любимого жениха.
Конец пиратству
Чёрной Бороды положил лейтенант Роберт Мейнард , который взял его судно на абордаж и убил Тича
, лично отрубив ему голову.

12) Французские пираты , в общем, уступали своим английским собратьям, которые были настоящей грозой морей. Тем не менее были звёзды и среди них. Например, Робер Сюркуф (1773-1827 ), пират удостоенный баронского титула и ордена Почётного Легиона .
Как-то раз
Сюркуф захватил английское судно. Один из английских пленников презрительно сказал, что французы воюют за деньги, а англичане за честь. Н а это Сюркуф ответил: “Конечно же да, мсье! Каждый воюет за то, чего ему не хватает! “.
В честь славного пирата во
Франции было названо четыре судна и подводная лодка. Фрегат “ Сюркуф
” является одним из самых современных во французском флоте.

13) Средиземное море в античные времена кишело пиратами . Оно и не могло быть иначе при обилии мелких островков через плеяду которых проходили торговые суда. Пиратам надо было просто бросить якорь в укромной бухте у какого-нибудь острова и ждать.
Их было так много, что по легенде они даже украли
Диониса ! А случилось это так - проплывая около Наксоса тирренские пираты увидели на берегу красивого статного юношу. За продажу такого в рабы можно было получить хорошие деньги! Они схватили Диониса и попытались его заковать в цепи, но цепи постоянно соскользали с него. Кормчий понял, что перед ними - бог и начал уговаривать товарищей отпустить его, но они не послушались. В гневе Дионис превратил их в дельфинов
, а кормчего отпустил…

14) Предшественники авианосцев . Представьте себе - они существовали ещё в XIX веке и несли на себе воздушные шары ! Впервые в бою аэростатоносец был испытан 12 июля 1849 года - тогда австрийский боевой аэростатоносец “ Вулкано ” выпустил боевой воздушный шар для бомбёжки Венеции ! К несчастью (или к счастью) подувший ветерок отнёс грозный воздушный шар снова в сторону своего судна и так бомбёжка не состоялась…
Тем не менее, идея показалась интересной и грозные боевые
аэростатоносцы бороздили воды. Были такие и в России - с 1904 года аэростатоносец Русь ” Тихоокеанского флота с боевым воздушным шаром, 4 змейковыми и 4 сигнальными аэростатами. До Первой мировой войны аэростатоносцы не дожили - их заменили гидросамолётоносцы вроде русской “ Орлицы ” с 5 гидросамолётами
, сложенными в трюме.

15) Верхушку пищевой пирамиды в природе венчают хищники , которые поедают более многочисленных жертв. Биологи, исследующие одну из последних нетронутых экосистем мира - риф Кингмена в Океании обнаружили потрясающий факт - 85 % биомассы у рифа Кингмена составляют… хищники ! Из них 3/4 - различные виды акул . Как же такое возможно? Ведь если львов будет больше, чем антилоп, то они просто вымрут!
Разгадка довольно проста - плодовитость рыб-пожирателей водорослей и планктона настолько высока, что для столь большого количества
хищников всегда находится добыча. А что случится если истребить хищников ? Увы, это уже случилось на некоторых коралловых рифах в соседнем Кирибати
, где массово вылавливали акул. Количество нехищных рыб взрывообразно увеличилось, количество микробов в кубике воды повысилось в 10 раз, вначале начали умирать кораллы, а потом эпидемия сгубила и рыб. В результате биомасса также взрывообразно уменьшилась в 4 раза!Увы! Так природа страдает от глупости человека…

16) К 70 году средиземноморские пираты настолько обнаглели, что Средиземное море стало практически непроходимым для судов. Сложилась опаснейшая ситуация - Рим , зависимый от поставок зерна из Египта очутился в тяжёлой ситуации. Ударить по пиратам было предоставлено Гнею Помпею Великому . В 67 году до нашей эры Гней Помпей Великий , собрав огромные силы в полтысячи кораблей и десятков тысяч солдат, отправился на бой с пиратами . Менее чем за полгода ему удалось потопить сотни пиратских судов и взять штурмом их укрепления. А вот сынок Гнея Помпея - Секст Помпей в 44 году до нашей эры занялся ровно противоположным. Он стал знаменитым пиратом , который грабил суда в районе Сицилии .

17) Экспедиция Фритьофа Нансена на Северный полюс (1893-1896 ) была гениальна по своей сути - Нансен надумал попасть на полюс “на халяву”. Планом было вморозить “ Фрам ” во льды и ждать пока течение само отнесёт его к Северному полюсу . Таким образом, комфортно и удобно Нансен бы стал его первооткрывателем.
Его идея показалась современникам сумасбродной - они утверждали, что судно раздавят льды и команда погибнет, но
Нансен сумасшедшим не был - “ Фрам ” был специально спроектирован так, чтобы выдержать давление льда , у него был двойной корпус с пробковой изоляцией, который внутри был обит войлоком и оленьими шкурами. На борту была ветряная электростанция, освещение, печное отопление (температура на борту была +22) и запас еды на 5 лет. Позаботился Нансен и о досуге - корабельная библиотека насчитывала 600 книг.
Увы, к полюсу подойти так и не удалось, тогда
Фритьоф Нансен с Ялмаром Йохансеном отправился к нему сам, но не дошли 326 км.
Что касается “
Фрама “, то он поучаствовал ещё в двух экспедициях - в Арктику с Отто Свердрупом и в Антартику с Руалем Амундсеном . Ныне “ Фрам
” превращён в музей .

18) А вы знаете, что у большинства видов китообразных, новорождённые детёныши настолько слабы, что… не умеют плавать? Именно поэтому матери с детьми первое время очень уязвимы – матерям приходится постоянно поддерживать детёныша ластами, чтобы не утонул. Грудное вскармливание детёныша кита продолжается в среднем до одного года, причём поверхностное натяжение в 30 раз сильнее, чем у воды, поэтому струя молока не расплывается в воде.

19) Акулы

Акулы атакуют около 50-75 человек в год по всему миру, из них 8-12 случаев смертельны, согласно данным, полученным Международной базой атак акул (ISAF). Хотя атаки акул привлекают довольно много внимания, это намного меньше, чем число человек, убитых каждый год слонами, пчелами, крокодилами, молниями и многими другими природными опасностями. С другой стороны, мы убиваем около 20-100 млн. акул в год в результате рыболовства.

Из 350 видов акул около 80% вырастают до менее 1,6 м и не способны причинить вред человеку, а также редко с ним встречаются. Только 32 вида зарегистрированы в атаках на человека, и еще 36 видов считаются потенциально опасными.

Почти любая акула длиной 1,8 м или более является потенциально опасно, но три вида чаще всего нападают на человека: большая белая акула, тигровая и бычья акула. Все три вида водятся по всему миру, достигают больших размеров и питаются крупными жертвами, такими как морские млекопитающие и морские черепахи. Наиболее часто атакуют пловцов, дайверов, серфингистов и лодки именно белые акулы, чем какие-либо другие виды. Однако, около 80% атак акул происходят в тропиках и субтропиках, где преобладают другие виды акул, а белые акулы достаточно редки.

20) Интересные факты о Мертвом море

1.Мертвое море не является морем! Мертвое море - это озеро с соленой водой.

2.Само название говорит о том, что вода в Мертвом море безжизненна, причиной этому служит высокое содержание соли в воде, что делает невозможным жизнь в ней рыб и растений.

3.Вода в Мертвом море вторая по степени солености во всем мире, процентное содержание соли в ней равно 33%.

4.Клеопатра любила Мертвое море настолько, что приказала построить на его берегах косметические производства и курорты.

5.Вы можете просто лежать на поверхности воды безо всяких попыток плыть или удерживаться на плаву. Высокая концентрация соли не даст Вам утонуть.

6.Вода поступает в Мертвое море из ручейков и рек, но оттуда уже никуда не вытекает.

7.Соль Мертвого моря очень горькая на вкус, она очень сильно отличается от той соли, которую люди используют на кухне.

8.В воде Мертвого моря содержится множество различных минералов, в том числе: йод, кальций, бромид.

9.Все содержащиеся в воде Мертвого моря минералы содержаться в нашем организме и являются для него необходимыми.

10.Египтяне использовали грязь Мертвого моря для мумификации тел умерших.

11.В древние века Мертвое море часто называли «зловонным».

12.Климат района, в котором расположено Мертвое море теплый, сухой, солнечный весь год.

13.В Библии прослеживается связь Иисуса и Иоанна Крестителя с морем.

14.Аристотель упоминал о Мертвом море в своих работах.

15.Мертвому морю более 3 миллионов лет.

16.Уникальная соль помогает в лечении угрей, псориаза, целлюлита, перхоти, сухости кожи, крапивницы, боли в мышцах, стресса и многого другого.

21) Несколько интересных фактов:

Ученые установили, что около 5,3 миллиона лет назад Средиземное море наполнилось водой в результате катастрофического наводнения, причем подъем уровня воды произошел всего за два года.

Средиземное море - средиземное, межматериковое море Атлантического океана, соединяющееся с ним на западе Гибралтарским проливом.

Название (греч. Μεσόγειος Θάλασσα , лат. Mare Mediterranea - море посреди Земли) впервые ввёл в оборот античный писатель Гай Юлий Солин.

Средиземное море разделяет (и объединяет) Европу, Африку и Азию. К его водам выходят берега двадцати двух государств. Специалисты могут отметить, что популяции видов рыб и млекопитающих здесь не столь многочисленны, как, скажем, в морях Тихого или Индийского океанов. Это, правда, но количество видов, тем не менее, заслуживает характеристики «поразительное». Здесь насчитывается около 550 видов рыб, в числе которых около 70 эндемиков. В теплых водах Средиземноморья обитает множество ценных промысловых видов, таких как тунец, кефаль, скумбриевые и сельдевые, и многие-многие другие виды. Моллюски - мидии, устрицы, морские финики - особый «специалитет» Средиземного моря. Из головоногих - осьминоги, кальмары, ракообразные всех видов и размеров. Много также видов медуз.

22) Интересные факты о морях и океанах

Жизнь зародилась в морях от 3,1 млрд. до 3,4 млрд. лет назад. Жители земли появились 400 млн. лет назад, относительно недавно по геологическому времени.

Оценивается, что 50-80% жизни на Земле находится под поверхностью океана, и океаны содержат 99% жизненного пространства планеты. Менее 10% этого пространства изучено человеком. 85% этой территории и 90% объема представлены темной, холодной средой, которую мы называем глубоководьем. Средняя глубина океана составляет 3 795 м. средняя высота суши составляет 840 м.

В настоящее время ученые назвали и успешно классифицировали более 1,5 млн. видов живых существ. Оценивается, что еще осталось от 2 млн. до 50 млн. видов живых существ, которые еще не были найдены и/ или были неправильно классифицированы.

Согласно Мировому регистру морских существ (WoRMS) на настоящий момент существует 199 146 проименованных морских существ. Вероятно, еще существует как минимум 750 000 морских существ (50% из 1,5 млн. существ), а возможно и 25 млн. морских существ (50% из 25 млн.).

Рыба-меч и марлин являются самыми быстрыми рыбами в океане, достигая скорости до 121 км/ч рывками, голубой тунец может достигать поддерживаемую скорость до 90 км/ч.

Голубой кит является самым крупным животным на нашей планете из когда-либо живших (превышает по размеру известных динозавров) и имеет сердце размером с легковой автомобиль.

Рыба сельдяной король является самой длинной костной рыбой в мире. У нее змееподобное тело с удивительным красным плавником по всей длине тела в 15,25 м, лошадиная морда и голубые жабры.

Многие рыбы могут менять пол в течение жизни. Другие, особенно редкие глубоководные рыбы, имеют как мужские, так и женские половые органы.

Исследование глубоководного сообщества открыло 898 видов из более 100 семей и десяток типов организмов в районе размером примерно с половину теннисного поля. Более половины из этих организмов были новыми для науки.

Новая форма жизни, основанная на химической энергии, а не на энергии света, обитает в глубоководных гидротермических скважинах вдоль среднеокеанских горных систем.

В набранной в рот морской воде содержатся миллионы бактериальных клеток, сотни тысяч фитопланктона и десятки тысяч зоопланктона.

Серый кит путешествует более 10 000 миль в год, что является самой длинной миграцией среди животных.

Геология океанов

Океан покрывает 71% поверхности Земли и содержит 97% мирового запаса воды. Менее 1% является пресной водой, 2-3% содержится в ледовых шапках и ледниках.

90% вулканической активности на Земле происходит в океанах.

Скорость звука в воде составляет 1 435 м/с, что почти в пять раз превышает скорость звука в воздухе.

Самые высокие приливы в мире происходят в заливе Фанди на побережье Канады. В некоторые времена года разница между приливом и отливом составляет 16,3 м, что выше, чем трехэтажное здание.

Самой длинной горной грядой на Земле является Среднеокеанский кряж длиной более 50 000 км, который опоясывает земной шар от Арктического океана до Атлантики, вокруг Африки, Азии, Австралии, через Тихий океан к западному побережью Северной Америки. Он в 4 раза длинней, чем Анды, Скалистые горы и Гималаи вместе взятые.

Давление на самой глубокой точке океана более 11 318 тонн на м2, что эквивалентно одному человеку, пытающемуся поднять 50 самолетов.

Самой нижней точкой Земли, названной Глубиной Челленджера в Марианской впадине, является точка на глубине 11 034 м на западе Тихого океана. Чтобы представить, насколько это глубоко, можно взять гору Эверест и поставить ее на дно впадины, и над ней все еще останется вода глубиной в 1 милю. Мертвое море является нижней точкой на суше на уровне 396 м ниже уровня моря.

Подводные землетрясения, вулканы и оползни вызывают цунами (японское слово, означающее «волна в заливе»), сейсмические морские волны. Самое высокое зарегистрированное цунами составляло 60 м над уровнем моря, вызванное землетрясением магнитудой 8,9 баллов в заливе Аляски в 1899, волна двигалась со скоростью сотни км/ ч.

Средней глубиной Атлантического океана и прилегающих морей является 3 332 м, без них – 3 926 м. Самая большая глубина находится во впадине Пуэрто Рико – 8 381 м.

Тихий океан является самой большой водной единицей, занимает треть земной поверхности. В Тихом океане содержится около 25 000 островов (больше, чем во всех остальных океанах мира вместе взятых), почти все из которых находятся к югу от экватора. Тихий океан занимает поверхность в 179,7 млн. км2.

Течение Куросио вблизи берегов Японии является самым сильным течением. Оно передвигается со скоростью 40-121 км в день (1,6 – 4,8 км/ч) и находится до глубины 1 006 м. Течение Гольфстрим близко по скорости к Куросио. Гольфстрим является известным потоком теплой воды в Атлантическом океане. Со скоростью 97 км в день Гольфстрим передвигает в 100 раз больше воды, чем все реки в мире, и течет в 300 раз быстрее, чем Амазонка, которая является самой большой рекой на земле.

Определенный район зоны подъема в океане или глубокой дельты также продуктивен, как и влажный лес, и производительные сельскохозяйственные земли. Все они производят 150-500 гр. углерода на квадратный метр в год.

Уровень моря возрастал со средней скоростью 10-25 см за последние 100 лет, и ученые ожидают, что эта скорость будет увеличиваться. Уровень моря продолжит подниматься, даже если климат стабилизируется, так как океан медленно реагирует на изменения. Если растает весь лед в мире, океан поднимется на 66 м.

Мировые океаны содержат почти 20 млн. тонн золота.

Синий цвет – наименее поглощаемый морской водой, этот оттенок синего наиболее поглощается микроскопическими растениями, фитопланктоном, плавающим в воде.

Температура воды

Морская вода становится более плотной по мере охлаждения, точка замерзания – 1,9°C, тогда как пресная вода наиболее плотная при температуре 4°C, а точка замерзания ее составляет 0°C. Средняя температура океанской воды составляет 3,5°C.

Верхние 10 футов океанской воды содержат столько тепла, сколько содержится во всей атмосфере.

Под невероятным давлением своей толщи морская вода может достигать высоких температур без кипения. Была измерена температура в 400°C в одной гидротермальной скважине.

Почти вся вода глубоких слоев океана лишь ненамного превышает температуру замерзания.

10% поверхности земли покрыты льдами.

В Антарктике содержится столько льда, сколько воды в Атлантическом океане.

Арктика производит от 10 000 до 50 000 айсбергов в год. Их объем, производимый в окрестностях Антарктики, невозможно оценить. В среднем длина жизни айсберга составляет 4 года, они выходят на маршруты судов после трех лет жизни.

Антарктический лед, который формируется и тает в океане каждый год, по размеру почти в два раза больше территории США.

Экология океанов

Загрязнение воздуха является причиной 33% всех токсичных отходов, которые оказываются в океане и прибрежных водах. Около 44% всех загрязнений поступают с течением рек и потоков.

Каждый год в океан сбрасывается в три раза по весу больше мусора, чем вылавливается рыбы.

Нефть является одним из наиболее богатых мировых ресурсов. Почти треть мировой нефти добывается в оффшорных месторождениях в океанах. Наиболее популярными местами для бурения являются Арабский залив, Северное море и Мексиканский залив.

Очищенная нефть также загрязняет океан. Больше нефти попадает в океаны каждый год в результате утечек из автомобилей и других рассредоточенных источников, чем нефти в результате аварии на судне Exxon Valdez.

80% всего загрязнения воды в морях и океанах поступает туда с деятельности человека на суше.

Пластмасса убивает до 1 млн. морских птиц, 100 000 морских млекопитающих и бесчисленное количество рыбы каждый год. Пластмассовый мусор остается в нашей экосистеме годами, угрожая жизни тысячам морских обитателей ежедневно.

Коралловые рифы

Великий Барьерный риф длиной 2 300 км занимает территорию, большую чем Великобритания, и является самой крупной живой структурой в Мире, его можно видеть из космоса. Его рифы состоят из 400 видов коралла, там живут около 2 000 видов рыб, 4 000 видов моллюсков и неисчислимое количество других беспозвоночных. Его нужно на самом деле называть «Великий барьер рифов», так как он не является длинной целостной структурой, но состоит из почти 3 000 отдельных рифов и 1000 островов. Другими большими рифами являются барьерный риф Новой Каледонии, Мезоамериканский (Белиз) барьерный риф, и большой барьерный риф Фиджи. Самые большие коралловые атолловые комплексы находятся на Мальдиво-Лакшадвипского экорегиона в центральной части Индийского океана и Микронезии.

По своей архитектуре и химии коралл похож на человеческие кости, его используют как костный трансплантат, который помогает кости заживать быстро и чисто.

Тропические коралловые рифы ограничивают берега 109 стран, большинство из которых входят в число наименее развитых. Значительное сокращение количества рифов наблюдается в 93 странах.

Хотя коралловые рифы составляют менее 0,5% поверхности океанского дна, оценивается, что более 90% морских обитателей напрямую или косвенно зависят от них.

Существует около 4 000 видов коралловых рыб по всему миру, что составляет примерно 25% всех видов морских рыб в мире.

Почти 60% всех коралловых рифов мира находятся под риском исчезновения в ближайшие 30 лет.

Основными причинами сокращения числа рифов является развитие береговой линии, образование осадков, разрушительные практики лова рыбы, загрязнение, туризм и глобальное потепление.

Человек и океан

Три четверти самых крупных городов в мире находятся на побережье морей и океанов.

80% населения земли проживает в границе 60 миль от побережья.

Открытые моря – районы океана, находящиеся вне национальной юрисдикции, составляют почти 50% всей поверхности Земли. Они являются наименее защищенной частью мира.

Хотя есть некоторые соглашения, которые охраняют океанских обитателей, например, китов, а также соглашения по вылову рыбы, нет соглашений о защите открытых морей.

Почти 3,5 млрд. человек получают от океанов основной источник пищи. Через 20 лет их число может возрасти до 7 млрд.

Рыба поставляет наибольший процент мирового белка, потребляемого человеком, и большое количество рыб вылавливается больше уровня самовосстановления, некоторые регионы серьезно обезрыблены.

Рекорд самого глубокого погружения в воду принадлежит Жаку Майолю. Он нырнул на удивительную глубину 105 м без всякого оборудования.

Более 90% торговли между странами проходит с помощью судов, более половины коммуникаций между странами проходит через подводные кабели.

23) А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО…

…лично вы владеете колоссальным количеством железа? Знаете, сколько его у вас? Тридцать пять тонн! Именно столько приходится на каждого жителя планеты, если извлечь все железо, растворенное в морской воде.

…на географических картах 18-19-го веков можно найти растаявшие географические точки? Это остров Королевской Кампании, остров Изумрудный, остров Нимрод, остров Дагерти. Мореплаватели просто поторопились нанести их на карты. На самом деле эти острова оказались… крупными айсбергами.

…в океане есть необычный водоворот диаметром 100 километров? Его обнаружили океанографы из университета в Киото в Тихом океане недалеко от Японских островов. Ученых поразило то, что ось вращения в этом водовороте не вертикальная, а горизонтальная. Огромное количество холодной воды поднимается из глубин и вновь неспешно опускается на дно, вращаясь, как колесо.

…есть особая ускоренная морская почта? Ею пользуются жители Зондских островов Индийского океана: они посылают свои письма в запечатанных бутылках, используя для этого морские течения. Корабли заходят на острова один раз в неделю, а течение доставляет почту с одного острова на другой всего за сутки!

…больше всего йода содержится вовсе не в морской воде, как считалось раньше? Ученые установили, что в тканях водоросли ламинарии йода в сто тысяч раз больше! А в организмах беспозвоночных морских животных оболочников содержится в пятьдесят тысяч раз больше ванадия, чем в воде.

…в морской воде содержится золото? Ну конечно, это знают все! А вот сколько? Американская калифорнийская химическая компания провела опыт по получению золота из морской воды. Из 15 тонн морской воды было извлечено 0,00009 г золота стоимостью… 0,01 цента.

…есть море, в которое не впадает ни одна река? Это Красное море! Это единственное море на земном шаре, которое существует практически без подпитки. Только поток вод Индийского океана через Баб-эль-Мандебский пролив вносит в море свои воды. Если бы не этот поток, море давно бы исчезло, испарившись в течение 1-2 тысячелетий. На его месте могла появиться величайшая сухопутная впадина глубиной более двух километров с огромной коркой соли на дне.

…на Земле есть озеро, у которого нет постоянной площади? Это озеро Чад. В сезон дождей его водная поверхность почти вдвое больше его площади в сухое время года!

Большие просторы Атлантического океана, ближе к материку Северной Америки, между 20 и 40 гр. с. ш. имеют форму гигантского эллипса светло-зеленого цвета. Это единственное в своем роде чудо природы - САРГАССОВО МОРЕ, берегами которого является не суша, как обычно, а большие океанические реки-течения: на западе и севере - Северо-Атлантическое, на востоке - Канарское, на юге - Пассатное, движущиеся кругообразно по часовой стрелке.

Действуя как своеобразные водоразделы или плотины, течения не дают поверхностным водам Саргассова моря смешиваться с более холодными водами Северной Атлантики.

Но в отличие от обычных сухопутных берегов, которые ограничивают моря, эти водные «берега» из-за непостоянства морских течений в различные времена года претерпевают значительные перемещения, то есть «путешествуют». Поэтому и площадь Саргассова моря изменяется в пределах от 8,5 до 4 млн. кв. км.

Другая особенность Саргассова моря состоит в том, что оно, подобно гигантскому лугу, затопленному среди океана, покрыто таким количеством плавучих морских водорослей, какого больше нет нигде в другом месте земного шара. На один квадратный километр поверхности моря приходится от одной до двух тонн! Христофор Колумб, который открыл это море на своем пути к Америке 16 сентября 1492 г., назвал его «банкой с водорослями». Интересно, что все эти водоросли принадлежат к одному виду. Первые португальские мореплаватели назвали их «саргассо», поскольку воздушные пузырьки, благодаря которым водоросли перемещаются и держатся на воде, похожи на распространенный в Португалии сорт винограда.

Саргассовы водоросли ведут планктонный образ жизни. Ученые длительное время не могли решить, откуда они здесь появляются. Еще недавно считалось, что приносят их течения от берегов Антильских и Багамских островов, Кубы, или же от побережья Мексиканского залива. А оказалось, что они здесь рождаются, живут и умирают. Когда растения отмирают, пузырьки лопаются, и побуревшие водоросли тонут в океанических пучинах.

Саргассовы водоросли, подобно лесу, густо заселены различной живностью: креветками, крабами, многочисленными видами рыб, особенно макрелью, летающей так называемой «саргассовой рыбкой» и др.

Поверхностные воды Саргассова моря насчитывают около 60 видов флоры и фауны. Они бедны планктоном, а потому очень прозрачны. В связи с незначительным перемещением вода в море более соленая, чем окружающая океаническая. Она ярко-синяя и одна из самых прозрачных по сравнению с водой всех морей. Температура воды здесь также всегда значительно выше, чем в океане и колеблется в пределах от 18-23 гр.С в январе до 21-28 гр.С в июле. Именно это и благоприятствует бурному развитию морских водорослей.

Глубина Саргассова моря достигает 4-7 км. Оно расположено в зоне повышенного атмосферного давления, потому здесь господствует штиль, что в эпоху парусного флота зачастую приводило к гибели судов. В связи с тем, что на них часто находились домашние животные, в основном лошади, которых везли из Европы в американские колонии, последних гибло особенно много, и трупы обычно выбрасывали за борт. Отсюда и происходит название этой акватории океана «конские широты».

Еще одна уникальная особенность моря состоит в том, что оно является колыбелью пресноводных рыб-угрей. Приплывая летом на нерест из рек Европы и Америки, они гибнут после его окончания, а их потомки, пользуясь какими-то таинственными, только им известными ориентирами, преодолевая многие тысячи километров, возвращаются именно в те места, откуда приплыли их родители (пока непостижимая загадка для ученых), с тем, чтобы через 8-9 лет снова вернуться сюда, отметать икру и погибнуть.

За преобладание штилевой погоды Саргассово море называли еще «дамским», а за большое количество водорослей - 2"травянистым". Однако море только на первый взляд кажется спокойным. В 1970 г. советские океанографы открыли здесь мощные восходящие движения воды с больших глубин, так называемые вихри. Установлено, что они влияют на повышение и понижение температур морской воды. Море, кроме того, заметно влияет на циркуляцию вод северной Атлантики и на климат всего северного полушария нашей планеты.

24) 30 января 1790 г. в Англии впервые в мире испробована на море спасательная шлюпка. Средства спасения потерпевших кораблекрушение известны столько же времени, сколько существует само мореплавание. Но история специализированных плавсредств спасения не так-то уж и стара.30 января 1790 года на реке Тайн в северной Англии была испытана первая специализированная спасательная шлюпка берегового базирования. Она получила имя «Ориджинал» (Original). Длина шлюпки составляла 30 футов. Плавсредство было снабжено десятью веслами. «Отцом» лодки называют Генри Гритхэда из Южного Шилдза. Несмотря на огромную морскую историю, предшествовавшую появлению «Ориджинал», эта шлюпка стала первым специализированным плавсредством, предназначенным для спасения на море.
А появилась спасательная шлюпка в результате печального инцидента, произошедшего на реке в 1789 году. Судно попало на мель в бурю на море недалеко от впадения реки. И хотя все члены команды – 8 человек – были в поле зрения, никто не осмелился попытаться спасти их, потому что это было равносильно самоубийству. После этого и стали всерьез задумываться о средствах спасения людей на воде.
К 1839 году более 30 береговых станций Британских островов были оснащены спасательными шлюпками. А лодку «Ориджинал» закрепили за береговой станцией в устье реки Тайн, и за сорок лет ее «карьеры», благодаря ей, были спасены сотни человеческих жизней.
Сегодня на страже безопасности людей, вышедших в море, стоит целый ряд специальных устройств и приспособлений – от разделения судна на отсеки переборками до его оборудования спасательными шлюпками и аварийным радиопередатчиком, подающим сигнал бедствия. Наличие каждого из них на борту судна является обязательным.

25)

Океан покрывает 71% поверхности Земли и содержит 97% мирового запаса воды. Менее 1% является пресной водой, 2-3% содержится в ледовых шапках и ледниках.

90% вулканической активности на Земле происходит в океанах.

Скорость звука в воде составляет 1 435 м/с, что почти в пять раз превышает скорость звука в воздухе.

Самые высокие приливы в мире происходят в заливе Фанди на побережье Канады. В некоторые времена года разница между приливом и отливом составляет 16,3 м, что выше, чем трехэтажное здание.

Самой длинной горной грядой на Земле является Среднеокеанский кряж длиной более 50 000 км, который опоясывает земной шар от Арктического океана до Атлантики, вокруг Африки, Азии, Австралии, через Тихий океан к западному побережью Северной Америки. Он в 4 раза длинней, чем Анды, Скалистые горы и Гималаи вместе взятые.

Давление на самой глубокой точке океана более 11 318 тонн на м2, что эквивалентно одному человеку, пытающемуся поднять 50 самолетов.

Самой нижней точкой Земли, названной Глубиной Челленджера в Марианской впадине, является точка на глубине 11 034 м на западе Тихого океана. Чтобы представить, насколько это глубоко, можно взять гору Эверест и поставить ее на дно впадины, и над ней все еще останется вода глубиной в 1 милю. Мертвое море является нижней точкой на суше на уровне 396 м ниже уровня моря.

Подводные землетрясения, вулканы и оползни вызывают цунами (японское слово, означающее «волна в заливе»), сейсмические морские волны. Самое высокое зарегистрированное цунами составляло 60 м над уровнем моря, вызванное землетрясением магнитудой 8,9 баллов в заливе Аляски в 1899, волна двигалась со скоростью сотни км/ ч.

Средней глубиной Атлантического океана и прилегающих морей является 3 332 м, без них – 3 926 м. Самая большая глубина находится во впадине Пуэрто Рико – 8 381 м.

Тихий океан является самой большой водной единицей, занимает треть земной поверхности. В Тихом океане содержится около 25 000 островов (больше, чем во всех остальных океанах мира вместе взятых), почти все из которых находятся к югу от экватора. Тихий океан занимает поверхность в 179,7 млн. км2.

Течение Куросио вблизи берегов Японии является самым сильным течением. Оно передвигается со скоростью 40-121 км в день (1,6 – 4,8 км/ч) и находится до глубины 1 006 м. Течение Гольфстрим близко по скорости к Куросио. Гольфстрим является известным потоком теплой воды в Атлантическом океане. Со скоростью 97 км в день Гольфстрим передвигает в 100 раз больше воды, чем все реки в мире, и течет в 300 раз быстрее, чем Амазонка, которая является самой большой рекой на земле.

Определенный район зоны подъема в океане или глубокой дельты также продуктивен, как и влажный лес, и производительные сельскохозяйственные земли. Все они производят 150-500 гр. углерода на квадратный метр в год.

Уровень моря возрастал со средней скоростью 10-25 см за последние 100 лет, и ученые ожидают, что эта скорость будет увеличиваться. Уровень моря продолжит подниматься, даже если климат стабилизируется, так как океан медленно реагирует на изменения. Если растает весь лед в мире, океан поднимется на 66 м.

Мировые океаны содержат почти 20 млн. тонн золота.

Синий цвет – наименее поглощаемый морской водой, этот оттенок синего наиболее поглощается микроскопическими растениями, фитопланктоном, плавающим в воде.