Проект во внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность "проектная деятельность". Цель и задачи курса «Проектная деятельность»

Проект во внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность "проектная деятельность". Цель и задачи курса «Проектная деятельность»

Проектная деятельность в учебной работе

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка:

  • информационный,
  • ролевой
  • практико-ориентированный
  • творческий
  • исследовательский
В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты:
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографии-ческие данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника, «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развле-кательных передач».
В качестве примера такого типа проектов может быть приведён алгоритм работы учащихся 6 класса по теме: «Образ Левши Лескова современен?»

Проблема Талантлив ли русский народ?

Обоснование Недостаточно сведений о том, сохранились ли в России умельцы типа «Левши» Лескова. Кто они? Чем занимаются? Отношение к ним в обществе.

Что делать? Собрать информацию о современных умельцах, уметь кратко рассказать об их достижениях. Создать красочную презентацию

Как? С использованием ИКТ

Что получить? (результат) Презентации учащихся о современном Левше. Устное выступление перед классом на данную тему. Сформировать патриотические качества личности, коммуникативную, информационную компетентность, общеучебные навыки, исследовательские умения.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персо-нажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например, по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знание правил в жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия». Организацию практико-ориентированного проекта можно рассмотреть на примере урока по теме: «Паронимы».

Цель проекта: организовать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой происходит актуализация их знаний, формируется языковедческая компетенция.

Задачи:

  • формировать общеучебные умения и навыки словарной работы;
  • учить взаимодействию при работе в группе;
  • повысить познавательный интерес к изучению языковых явлений;
  • способствовать подготовке к ЕГЭ по русскому языку;
Основополагающий вопрос: трудно ли иностранцу выучить русский язык?

Проблемный вопрос: как различить похожие в языке слова?

Вопросы проекта:

  • что такое паронимы?
  • какие словари существуют?
  • в чем необходимость разработки словаря паронимов?
  • достаточно ли у вас знаний и навыков для выполнения проекта?
  • зачем создавать еще один словарь?
  • что нового мы узнаем в процессе проектной деятельности?
Этапы работы над проектом:
  • Вводное занятие.
  • Технологический.
  • Создание словаря.
  • Защита проекта в рамках внеклассного мероприятия.
Распределение ролей в проектной группе:
  • ученик – субъект собственной деятельности, исследователь и творец;
  • учитель – партнер и координатор личной творческой деятельности учащегося;
  • родитель – помощник, поддерживающий мотивацию и обеспечивающий самостоятельность ребенка при выполнении проектной деятельности;
  • библиотекарь – консультант и эксперт.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни».
Организацию творческого проекта можно рассмотреть на примере урока литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Предлагая такие задания, как подобрать пословицы на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, словарь сибирских диалектов, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий и видеть результат своей работы в оформлении небольших отчётных работ.
Проектная деятельность по русскому языку включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её про-веркой, обсуждение полученных результатов и распределения их по продолжительности.

Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений», над такими проектами я веду работу в группах.

Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»).

Недельные проекты выполняются в группах. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв - злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

Проектная деятельность во внеурочное время

Исследовательский проект

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на уроках, учащиеся смелее берутся за научно-исследовательскую работу, со знанием дела выполняют её и успешно защищают свои проекты на любом уровне.
Однако не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным.

При выборе темы исследования необходимо придерживаться определённых правил:

  • тема исследования должна быть интересна школьнику не только сегодня, но и в ближайшем будущем: он должен видеть возможность реализации полученных в ходе исследований знаний;
  • актуальной и оригинальной;
  • должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение;
  • конкретной: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии.
В противном случае проект может получиться легковесным и поверхностным.
Общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания. Выполнение и оформление таких проектов предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.
  • При работе над проектом учителем составляется примерный план работы.
  • Выбор и формулирование темы.
  • Подбор литературы (не менее 5 - 8 источников).
  • Отбор и систематизация материала, составление плана.
  • Определение актуальности и значимости работы.
  • Выделение объекта и предмета исследования.
  • Постановка цели и формули-рование задач.
  • Формулирование гипотезы исследования.
  • Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование и т.д.).
  • Работа над проектом (консультации преподавателя): Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.
  • Оформление результатов исследования. Подготовка доклада, сдача на проверку.
  • Подготовка к защите проекта.
  • Защита проекта (выступление с докладом)

Вся работа должна удовлетворять критериям научно-исследовательской деятельности:

  • Актуальность выбранного исследования.
  • Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
  • Умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы.
  • Владение автором специальным и научным аппаратом.
  • Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
  • Практическая и теоретическая значимость исследования.
  • Четкость выводов, обобщающих исследование.
  • Грамотность оформления работы: она должна быть чётко структурирована и соответствовала предъявляемым требованиям.
Основные компоненты системы работы:
  • изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
  • включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;
  • подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
  • привлечение к созданию проектов учащихся по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;
  • использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
  • организация мониторинга формирования проектных умений;
  • диагностика уровня сформированности проектных умений;
  • оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;
  • участие в работе научно-практических конференций школьного, муниципального и регионального уровней;
  • организация на базе школы районных семинаров для учителей информатики по содержанию проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу учебной деятельности.
Виды деятельности:
  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и форму-лирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  • Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.

Чем более свободно владеют школьники проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:

  • Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
  • Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
  • К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
  • Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
  • Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много.
Ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокого мастерства

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов «Русский язык» и «Литература», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

В своей деятельности большую роль отвожу проектной технологии, предполагая, что если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося
Проектная деятельность становится ведущей на уроках гуманитарного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. Cамым сложным становится процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. В старших классах проекты по русскому языку могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.

Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности начинаю с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений учащихся.

Это позволяет ученикам осмыслить приобретаемые на других уроках и через другие формы учебно-познавательной деятельности навыки и соединить их в способ организации учебной работы. Но такая диагностика может быть использована в том случае, если учащиеся уже выполняли проекты и знакомы с алгоритмом осуществления данного вида деятельности. Предлагаемое анкетирование может быть проведено в начале и в конце создания проекта.

Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над проектом на разных этапах деятельности разная.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Однако роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнуты результатов.

Метод проектов во внеурочной деятельности

Работу выполнила учитель начальных. классов Иванова Наталья Анатольевна г. Сыктывкар 2015г


Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных и образовательных потребностей детей.

Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени и выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.




Метод проектов действительно эффективная педагогическая технология. Заслуга его в том, что он даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.


«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н.Толстой


6 Цели проектного обучения :

  • Развивать у школьников исследовательские умения.
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.
  • Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
  • Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
  • Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.


Выделяют 4 основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.

На первом этапе перед учащимися ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе ученики должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель: получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.


На втором этапе возникающие образы будущего изделия. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, родителей, опыт учителя, а также рабочие инструменты и приспособления, которые имеются в наличии. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений.


На третьем технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.


На четвертом заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда? В завершении всего оформляют результаты проектных исследований и защищают свой проект перед одноклассниками, родителями, школой.



В разделе «Внеклассная проектная деятельность» примерных программ начального общего образования (материалы государственного стандарта второго поколения) уточняется, что «под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой- либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей). Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

Результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

Числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

Числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

Набором и иерархией ролей;

Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

Необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом <...>».

Приоритетная ценность в век информатизации – информация. Анализ современного этапа состояния общества свидетельствует о бурном развитии компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий, их активном внедрении в структуру профессиональной деятельности специалистов различных профилей. Этот объективный процесс общественного развития приводит к повышению конкуренции на рынке труда, побуждая всех специалистов к овладению новыми технологиями сбора, поиска и обработки информации. Путь к успеху во многих областях – доступ к информации и умение работать с ней, и не только на родном языке.

Как научить детей ориентироваться в огромном информационном пространстве в условиях классно-урочной системы, где основным источником информации является учитель и учебник? Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало? Как помочь детям, желающим более углубленно изучать предмет, без увеличения количества учебных часов и без перевода этих детей в отдельный класс или школу? Вот вопросы, которые я определила для себя приоритетными.

Основная цель обучения иностранному языку с учетом современных тенденций обновления содержания образования – формирование коммуникативной компетенции, сопутствующие цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.

Изучив современные педагогические технологии, я пришла к выводу, что наиболее полно реализации этих целей и задач соответствует комплексная организация проектной деятельности школьников.

Безусловно, для организации вышеуказанной деятельности, от меня требовалось детальное изучение метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Как педагогическая идея, технология и практика он возник в первую треть двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859–1952,) а также его ученика В.Х. Килпатрика. Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, проблема приобретает контуры проектной деятельности. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Естественно, они должны отчетливо понимать цель проекта. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получали необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а уже синтезированном, как это и есть в реальной жизни, учились самостоятельно учиться.

Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Отличительной особенностью метода проектов от традиционного подхода является то, что учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьников. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт возможности для развития личности учащихся, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения.

Подробно изучив отношения различных исследователей, педагогов-практиков к методу проектов, я придерживаюсь следующих основных требований к использованию метода проектов , выдвигаемых Е.С. Полат :

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, и пр.).
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
    • выдвижение гипотезы их решения;
    • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений)
    • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Я придерживаюсь общедидактической типологии проектов, представленной в следующей таблице .

По виду деятельности Исследовательские; творчесике; ролево-игровые; информационные; практико-ориентировочные
По предметно-содержательной области Монопроекты; межпредметные проекты
По характеру координации Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией
По характеру контактов Внутренние; региональные; международные
По количеству участников Личностные; парные; групповые
По продолжительности проведения Краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные

В процессе организации проектной деятельности я столкнулась с различными проблемами , которые предстояло решить.

Одна из них – сочетание метода проектов с классно – урочной системой. Я убеждена, что проектная деятельность наиболее эффективна, если её удаётся связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания ребят в процессе работы над проектом. Внеурочная деятельность занимает при этом значительное место, а связь урочной и внеурочной деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, ведь подавляющая часть проектов начинается и заканчивается на уроке.

Другая проблема – руководство проектом, ведь при использовании метода проектов меняется роль учителя на разных этапах выполнения проекта. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника дополнительной информации, координатора, организатора сотрудничества. Таким образом, учитель при общем руководстве проектом должен уметь выполнять разные функции или совмещать их. В этом заключается сложность руководством проектом. Контроль и необходимую помощь следует оказывать систематически, так как учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности.

Одним из важных вопросов, которые встали передо мной в процессе работы – это оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно. Я определила разные критерии оценки проектов, которые будут представлены ниже. Проблема была в том, что способы оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Критерии оценки могут отличаться и варьироваться в зависимости от вида и цели проекта, возраста его участников. Предлагаю следующие критерии и способы оценки проекта:

Таблица 1. Способы оценки.

Таблица 2. Критерии оценки проекта.

1. Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.
2. Логика и последовательность их изложения.
3. Самостоятельность и адекватность выбора средств.
4. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
5. Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.
6. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
7. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
8. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
9. Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности.
10. Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения.
11. Эстетика оформления результатов проведенного проекта.
12. Практическое использование проектного изделия.
13. Качество записей и наглядных материалов.
14. Использование знаний из других наук и учебных предметов.
15. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
16. Полнота знаний по теме.
17. Оригинальность решения проекта.
18. Культура речи.
19. Привлечение знаний из других областей.
20. Языковая грамотность.
21. Умение пользоваться информационными технологиями.

Для оценивания работ в презентации Power Point я разработала следующие критерии:

Таблица 3.

Ф.И. участника проекта

Тема проекта

Степень реализации проекта

Владение технологией
Power Point

Итоговая оценка

Характеристика проекта

Критерии оценки
интересный оригинальный творческий

хорошо
иллюстри-
рованный

познава-
тельный

Соответствие отобранных фактов выбранной теме

Логика и последовательность изложения материала

Умение представить работу на устной защите

1 (фамилия, имя) (название)

Как видно из приведенных выше таблиц, можно выделить разные критерии и способы оценки, какими из них пользоваться – выбор за учителем.

Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта, он может представлять различные формы документирования:

Большой интерес у школьников вызывает деятельность, связанная с участием во всероссийских и международных телекоммуникационных проектах.

Под учебным телекоммуникационным проектом Е.С. Полат определяет «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности»

Основной идеей организации и проведения INTERNET – конкурсов, форумов, чатов, Web-дискуссий, телеконференций для подростков и молодежи является реализация деятельностного подхода к обучению.

«Сетевые» педагогические технологии способствуют формированию принципиально новой информационной образовательной среды (INTERNET – среды), обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, существенным образом влияющей на перераспределение ролей между участниками образовательного процесса (акцент на самореализацию, самоактуализацию, самообразование). Использование INTERNET -среды, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Внедрение данной технологии в образовательный процесс позволяет решить комплекс учебных задач и воспитательных задач. Учебные задачи: научить пользоваться информацией из различных источников; научить расширять и углублять знания в данной предметной области; научить методу нисходящего проектирования. Воспитательные: научить взаимодействию вколлективе; научить самооценке; научить обосновывать и отстаивать свою позицию; научить умению видеть перспективу развития своей деятельности.

К наиболее популярным видам INTERNЕT-проектов можно отнести:

  • свободную переписку;
  • информационный обмен;
  • электронные встречи;
  • обмен локальными решениями проблемы;
  • проведение совместных наблюдений;
  • изучение общего и особенного в какой-либо предметной области;
  • подготовку совместных публикаций;
  • участие в игровом имитационном моделировании;
  • выполнение уникальных совместных проектов;
  • создание баз данных;
  • социальные проекты.
  • выпуск электронных газет;
  • разработка виртуальных экскурсий и путешествий;
  • организация виртуальных школьных музеев;
  • организация деятельности Web-студий и др.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся.

Для нас первым шагом на пути освоения информационных и коммуникационных технологий стало участие в дистанционной обучающей олимпиаде по английскому языку-2006, которая была организована Центром Творческих Инициатив “Snail” г. Омска. Олимпиада была посвящена традициям и праздникам Великобритании, в ней приняли участие команды из разных городов России. В течение месяца команда из четырех учащихся под моим руководством выполняла различные задания.

Сроки сдачи заданий были строго регламентированы, все задания выполнялись на английском языке. Задания и ответы высылались на электронный адрес команды (e-mail). По завершению каждого тура команда получала правильные ответы, а также могла ознакомиться с ответами соперников. Таким образом, учащиеся получили не только хорошую языковую практику, но и богатый, интересный материал о культуре английского народа; научились работать слаженно в команде; выбирать необходимый материал в огромном потоке информации. Кроме того, процесс ознакомления с учебным материалом проходил весело и интересно и значительно отличался от того, что учащиеся обычно делают на уроках. По завершении олимпиады все участники получили дипломы от организаторов. Сейчас наши ученики являются активными участниками дистанционных конкурсов и олимпиад.

Анализируя опыт участия и организации проектной деятельности в сфере коммуникационных технологий, я выделяю следующие условия успешности проекта:

  • Владение современными информационными технологиями, как учениками, так и учителем.
  • Возможность выхода в сеть Internet (и умение пользоваться им).
  • Наличие хороших пишущих компьютеров в школе.
  • Наличие домашнего компьютера у учащихся и учителя.
  • Наличие возможности проверить и откорректировать работы в школе (доступ в компьютерный класс, наличие медиа зала и т.п.)
  • Организация и координация деятельности со стороны учителя, оказание систематической консультативной помощи. Учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности, иначе проект потерпит неудачу.
  • Практическая значимость (так как только в этом случае проект является личностно-ориентированным).
  • Желание учителя заниматься проектной работой, так как она требует дополнительного личного времени учителя.

Как известно, цель считается достигнутой (а проект реализованным), когда учащиеся в результате работы получают (или узнают) что-то новое . В результате работы над проектами учащиеся улучшили свои знания не только в области английского языка, но и географии, истории и информатики. Более того, мы получили огромное внутреннее удовлетворение от проделанной работы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, с одной стороны, использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Изучив многочисленные публикации учителей, которые применяют метод проектов, и опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что указанный метод разрушает школьную рутину. Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию , способствует:

  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
  • повышению активности и самостоятельности учащихся;
  • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
  • осознанию учеником ценностей совместного труда;
  • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
  • развитию позитивной внутренней мотивации к изучению иностранных языков;
  • эстетическому воспитанию;
  • формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Реализация метода проектов привела моих учащихся к следующим положительным результатам:

  • Сохранение мотивации к изучению иностранного языка.
  • Возможность углубленного изучения языка для учеников, способных и желающих его изучать, без определения их в отдельные классы (школы)
  • Улучшение успеваемости по предмету.

Опыт работы с применением метода проектов позволяет мне утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка.

Обращение к проблеме организации проектной деятельности считаю актуальным в условиях обновления содержания образования.