Проект древние шумеры. Шумеры. Методы генной инженерии

Проект древние шумеры. Шумеры. Методы генной инженерии

Сенсационное открытие произошло совершенно случайно весной 2008 года, во время строительства котлована под фундамент дома на территории Курдистана, в Иране. По сообщению прессы был обнаружен мавзолей, с нетленным телом царя аннунаков. В ходе дальнейших раскопок археологи нашли ещё три захоронения, останки древней шумерской цивилизации и руины древнего города. На карте обозначены торговый путь, связывающий Шумер с , древним городом .

Шумеры – это первая письменная цивилизация существовавшая с IV по III тысячелетия до н. э. на юго-востоке Месопотамии в междуречье рек Тигра и Евфрата. Сегодня на этой территории находится южная часть современного Ирана.


В Космогонических представлениях шумеро-аккадской мифологии бог Ану считался старейшим и самым могущественным богом месопотамского пантеона, тесно связанным сбогиней земли Ки, от которой родился бог воздуха Энлиль, отделивший небо от земли. Ану считался «отцом богов» и верховным богом неба. Символ Ану - рогатая тиара (корона).

Нередко Ану враждебен людям, есть легенда о том, что он по просьбе богини Иштар наслал на город Урук небесного быка, требовал смерти героя Гильгамеша.

Змееногая богиня шумеров с поднятыми вверх руками

Об аннунаках нам поведали древние шумерские тексты, в которых говорится о богах, прибывших на Землю с неба, и принёсших людям мудрость, знания, ремесла и прочие блага цивилизации.

Слово «аннунаки» имеет несколько значений, самый распространенный перевод этого слова- «те, которые сошли на землю», или «те, кто благородных кровей» , пришедшие примерно 400 лет назад.

Создание первого человека шумерские тексты приписывают аннунакам, причём, шумеры достаточно подробно описывают инженерно-генетические действия аннунаков, в результате которых на Земле появился первый человек.
Одним из самых почитаемых божеств шумерской мифологии был первый правитель Земли – Энки (или Эйя).


Энки - один из триады великих богов: Ану - покровитель небесного мира , Энлиль (букв. «Владыка-ветер» , аккад. Эллиль) – владыка ветра, стихий и бог плодородия. Энки - божество Мирового океана , подземных вод, мудрости, культурных изобретений; благосклонно к людям. Энки почитался как бог-покровитель всех людей и города Эриду, где стоял главный храм Энки, носивший название Э-Абзу («Дом Бездна» ). Супругой Энки почиталась богиня Дамкина (Дамгальнуна), мать Мардука.

Ану - покровитель небесного мира, «отец богов»

В этиологических шумеро-аккадских мифах Энки - главное божество-демиург, творец мира, богов и людей, носитель мудрости и культуры, божество плодородия, добрый создатель всего человечества. Энки хитёр и капризен, он часто изображается пьяным.
Первые письменные сведения о шумерском боге Энки восходят к XVII–XXVI вв. до н. э. Почитался Энки также хеттами и хурритами.


Позднее власть над землей была разделена между Энки и его братом Энлилем, управлявшим Северный полушарием Земли. Энлиль стал верховным богом пантеона шумеро-аккадских богов 2112 до н. э. - 2003 до н. э. Храм бога Энлиля в Ниппуре - Э-кур («Дом на горе») был главным религиозным центром в Вавилоне.


После анализа слоя грунта, в котором были найдены захоронение и руины город, а также благодаря артефактам, найденным внутри, археологи установили, что возраст уникальных находок составляет около 10 -12 тысяч лет. Вскоре после публикации в российской прессе, иранские власти публично заявили, что руинам и телам всего 850 лет, что, очевидно, не соответствует действительности.
Что же было внутри найденных в мавзолее саркофагов? Можно найти два видео, на которых запечатлены нетленные тела в двух саркофагах, содержимое третьего неизвестно.


На видео довольно трудно определить рост человека, который лежит в первом саркофаге, но он явно не гигант, какими принято считать аннунаков, а обычный человек. Учитывая, что на его голове царская корона, можно предположить, что он правитель города. Во втором саркофаге лежит, как полагают ученые, его придворный маг. В третьем, вероятно, должна находиться жена короля.
В древние времена был распространён обычай, когда при погребении королю клали на глаза золотые монеты, чтобы тот мог заплатить за переход в загробную жизнь. Скорее всего, это и ввело в заблуждение иранцев относительно возраста мавзолея.

У погребённых в мавзолее явно наблюдаются «Caucasian features », что переводится как «черты белой расы », что означает «белокожие» , а не как «кавказские черты», при этом кожа у мумии царя аннунаков медного цвета, как и у египетских фараонов, которые были белокожими , что доказано с помощью генетического анализа их останков.
Оба человека были погребены в роскошных одеждах и золотых украшениях с драгоценными камнями. На украшениях видна клинопись, которая пока не поддаётся дешифровке. Королевский саркофаг выложен золотом или похожим металлом. Рядом с телом монарха стоит золотой сундук, инкрустированный камнями, которые кажутся люминесцентными.
Загадкой для учёных остаётся то, как тела умерших смогли пребывать столь долгий период времени в идеальном состоянии - кажется, будто они живые.

Двойной шумерский топор - подобен ваджре бога Индры - 1200-800 гг. до н.э.

В Шумере впервые возникли космогония и космология , появился первый сборник шумерских пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты .

царь Ашшурбанипал

В Ниневии библиотеке царя Ашшурбанипала хранились работы первых историков, был создан первый «альманах земледельца» и появился первый книжный каталог с чётким порядком и отделами. В большом медицинском отделе насчитывалось несколько тысяч глиняных табличек. Многие современные медицинские термины основываются на словах, заимствованных из шумерского языка.

3 – 2 тысячелетие до н.э. Двуглавый орёл. Бактрия и Магдиана- средний Иран

Медицинские процедуры были описаны в специальных справочниках, содержащих сведения о гигиенических правилах, об операциях, например, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерские медики ставили диагноз и предписывали курс терапевтического лечения или хирургического вмешательства, пользуясь научными знаниями и медицинскими справочниками.

Научные познания шумеров

Шумеры были изобретателями первых в мире судов, что позволило им стать путешественниками и исследователями. В одном аккадском словаре содержится 105 шумерских слов, обозначающих различные типы судов по их размерам, назначению, пассажирские, грузовые, военные, торговые.

Широта ассортимента перевозимых шумерами товаров поразительна, в хозяйственных клинописных табличках перечислены товары из золота, серебра, меди, диорита, сердолика и кедра. Часто товары перевозились более чем за тысячи миль.
Первая печь для обжига кирпича и других изделий из глины была построена в Шумере.

700 г. до н.э.- скифский бегущий олень , фрагмент золотой бляшки-нашивки. Иран.

Особая технология применялась для выплавки металлов из руды, при температуре выше 1500 градусов по Фаренгейту в закрытой печи с малой подачей кислорода.

Исследователи древней металлургии шумеров были крайне удивлены тем, что шумерам был известен метод обогащения руды, плавки металла и литья.

Эти передовые технологии обработки металла стали известны другим народам гораздо позднее, несколько столетий спустя после возникновения шумерской цивилизации.

Шумеры владели способами получения сплавов из различных металлов, процессом химического соединения различных металлов при нагреве в печи.

Шумеры научились сплавлять медь со свинцом, а позднее с оловом и производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества.

Шумеры подобрали очень точное соотношение меди и олова - 85% меди на 15% олова.

Оловянная руда совсем не встречается в Месопотамии, значит её надо было откуда-то привезти и извлечь из руды - оловянного камня - олово, которое не встречается в природе в чистом виде.

В словаре шумеров есть около 30 слов для обозначения различных видов меди разного качества.

Для обозначения же олова шумеры пользовались словом AN.NA, что означает буквально «Небесный камень» - что многие считают свидетельством того, что шумерская технология обработки металлов была даром богов.

Астрономия.
Были найдены тысячи глиняных табличек, под названием эфемерид, с сотнями астрономических терминов, точных математических формул, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет.

«Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звёзд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которую применяют сегодня.

Мы переняли от шумеров разделение небесной сферы на три сегмента - северный, центральный и южный, у древних шумеров эти сегменты назывались - «путь Энлиля», «путь Ану» и «путь Эа (или Энки) ».

Все современные понятия сферической астрономии - полная сферическая окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и пр. - все это было известно в Шумере.

В городе Ниппуре все познания шумеров о движении Солнца и Земли были объединены в первом в мире солнечно-лунном календаре . Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших 354 дня , а затем прибавляли ещё 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год - 365 дней .

Шумерский календарь был составлен очень точно, чтобы главные праздники, например, Новый год всегда приходился на день весеннего равноденствия.

Математика Шумеров имела очень необычные «геометрические» корни. Шумеры пользовались шестидесятеричной системой счисления.

Для изображения чисел использовались всего два знака: «клин» обозначал 1 ; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; «крючок» - 10 ; 60х10; 3600х10 и т. д.
За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд: 1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000. Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему.

Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 - всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например,деление круга на 360 градусов.

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием.

Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным - оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и вделении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов , и в существовании дюжины как меры количества.

Они обнаруживаются также в современной системе счёта, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.

Теперь нас уже не удивляет, что зодиак также был ещё одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями.

Шумеры использовали знаками зодиака в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси , движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака у шумеров возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия , и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям.

5-4 вв. до н.э. - браслет с крылатыми грифонами

Знания, полученные от богов.

Не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере. Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.

Исследования шумерской математики, к удивлению учёных, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет.

Эта система, несомненно, разработана специально для астрономических целей.
Шумерская цивилизация длилась всего пару тысяч лет , и учёные не могут ответить на вопрос Каким образом шумеры могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет ? Не свидетельствует ли это о том, что шумеры унаследовали астрономию от богов, о которых они упоминали в своем эпосе?

2400 г. до н.э. звериный стиль в искусстве шумеров

Богиня Мать-кормилица, прародительница, повелительница животных. Козы - символ богини кормилицы.

5 тыс. лет до н.э. сокол или орёл. Шумеры, древний Иран

фибула - застёжка с орлом из крымского кургана. 2500 до н.э.

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили.

Загадочный язык

Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.

На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи).
Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников.

Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу.

Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.

Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.

Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными.

Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре.
На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие.

Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.

В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.

На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские боги

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой.

Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.

Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков. Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.

Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

Цивилизация древнего Шумера, ее внезапное появление произвели на человечество эффект, сопоставимый с ядерным взрывом: глыба исторического знания разлетелась на сотни мелких фрагментов, и прошли годы, прежде чем этот монолит смогли скомпоновать по-новому.

Шумеры, которых за полторы сотни лет до периода расцвета их цивилизации вообще практически не «существовало», дали человечеству столько, что многие до сих пор задаются вопросом: а были ли они на самом деле? И если были, почему растворились во тьме веков с безропотной немотой?

До середины XIX века о шумерах никто ничего не знал. Те находки, которые впоследствии признали шумерскими, поначалу относили к иным периодам и другим культурам. И это не поддается объяснению: богатая, хорошо организованная, «мощная» цивилизация настолько глубоко ушла в «подполье», что это противоречит логике. Тем более что достижения древнего Шумера, как выяснилось, настолько впечатляющи, что «скрыть» их практически невозможно, так же как невозможно убрать из истории египетских фараонов, майяские пирамиды, этрусские надгробия, иудейские древности.

После того как феномен шумерской цивилизации стал общепризнанным фактом, многие из исследователей признали их право на «культурное первородство». Крупнейший эксперт по Шумеру профессор Сэмюел Ной Крамер в одной из своих книг подвел итог этому явлению, объявив, что «история начинается в Шумере». Профессор не погрешил против истины -он пересчитал количество предметов, право открытия которых принадлежит шумерам, и обнаружил, что их было не менее тридцати девяти. И главное, каких предметов! Если бы кто-то из древних цивилизаций изобрел что-то одно, то навсегда вошел бы в историю! А тут целых 39 (!), и одно значительней другого!

Шумеры изобрели колесо, парламент, медицину и множество других вещей, которыми мы пользуемся по сей день

Что дали другим цивилизациям

Судите сами: помимо первой системы письменности шумеры придумали колесо, школу, двухпалатный парламент, историков, что-то вроде газеты или журнала, который историки назвали «Альманах земледельца». Они первыми стали изучать космогонию и космологию, собрали сборник пословиц и афоризмов, ввели литературные дебаты, первыми придумали деньги, налоги, издали законы, провели социальные реформы, изобрели медицину (рецепты, по которым мы получаем лекарство в аптеках, тоже впервые появились в древнем Шумере). Они же создали настоящего литературного героя, который в Библии получил имя Ной, а шумеры называли его Зиудсура. Впервые он появился в шумерском эпосе о Гильгамеше задолго до того, как была создана Библия.

Медецина

Некоторые шумерские начинания до сих пор используются людьми и вызывают восхищение. Например, медицина имела очень высокий уровень. В Ниневии (одном из шумерских городов) обнаружили библиотеку, в которой имелся целый медицинский отдел: около тысячи глиняных табличек! Можете себе представить — сложнейшие медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, в которых рассказывали о гигиенических правилах, об операциях, даже об удалении катаракты и применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях! И все это происходило около 3500 года до нашей эры — то есть более пятидесяти веков назад!

Древняя цивилизация шумеров

Учитывая древность, когда все это происходило, очень трудно осмыслить и другие достижения цивилизации, спрятанной в междуречье Тигра и Евфрата.

Шумеры были бесстрашными путешественниками и выдающимися мореходами, построившими первые в мире суда. В одной из надписей, раскопанной в городе Лагаш, рассказывается о том, как ремонтировать суда, и перечисляются материалы, которые местный правитель доставлял для строительства храма. Там было все, начиная от золота, серебра, меди до диорита, сердолика и кедра.

Выплавка металллов

Да что говорить: первую печь для обжига кирпича тоже построили в Шумере! Там же изобрели технологию для выплавки металлов из руды, например меди — для этого руда нагревалась до температуры свыше 800 градусов в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, проводился тогда, когда был исчерпан запас натуральной самородной меди. Удивительно, но эти новаторские технологии были освоены шумерами несколько столетий спустя после возникновения цивилизации.

И вообще, шумеры произвели все свои открытия и изобретения в течение очень короткого времени — ста пятидесяти лет! Другие цивилизации за этот промежуток времени только-только становятся на ноги, делают первые шаги, а шумеры, словно безостановочный конвейер, поставили миру образчики изобретательской мысли и гениальных открытий. Глядя на все это, невольно возникает множество вопросов, первый из которых: что же это за чудесный, мифический народ, который явился неизвестно откуда, подарил массу полезных вещей — от колеса до двухпалатного парламента — и ушел в неизвестность, не оставив после себя практически никаких следов?

Уникальная письменность — клинопись тоже изобретение шумеров. Шумерская клинопись долго не поддавалась разгадке, пока ею не занялись английские дипломаты, а одновременно и разведчики

Судя по списку достижений, шумеры были родоначальниками цивилизации, с которой история начала свой отчет. А раз так, то имеет смысл приглядеться к ним повнимательней, чтобы понять — как это стало возможно? Откуда этот загадочный этнос черпал материал для вдохновения?

Низкие истины

Версий о том, откуда пришли шумеры и где находится их родина, существует немало, однако окончательно эта тайна не разрешена. Начнем с того, что даже наименование «шумеры» появилось недавно — сами они называли себя черноголовыми (почему — тоже неясно). Однако то, что их родина — не Междуречье, совершенно очевидно: их внешний вид, язык, культура были совершенно чужды племенам, жившим в те времена в Месопотамии! Более того, шумерский язык не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков!

Большинство ученых-историков склоняется к тому, что первоначальным местом обитания шумеров была некая гористая местность в Азии — недаром слова «страна» и «гора» на шумерском языке пишутся одинаково. А принимая во внимание их умение строить корабли и «быть на ты» с водой, они жили или на берегу моря, или рядом с ним. Шумеры и в Междуречье пришли по воде: вначале они появились в дельте Тигра, а уже потом стали осваивать болотистые, непригодные для жизни берега.

Древние шумеры — это стран а загадок и непознанных тайн

Осушив их, шумеры возвели разнообразные здания, причем на искусственных насыпях или на террасах, сложенных из сырцового кирпича. Подобный метод постройки, скорей всего, не свойственен равнинным жителям. Исходя из этого, ученые предположили, что их родина — остров Дильмун (нынешнее название — Бахрейн). Этот остров, расположенный в Персидском заливе, упоминается в шумерском эпосе о Гильгамеше. Шумеры называли Дильмун своей родиной, их корабли посещали остров, однако современные исследователи считают, что нет никаких серьезных доказательств того, что Дильмун был колыбелью древнего Шумера.

Гильгамеш в окружении быкоподобных людей поддерживает крылатый диск — символ ассирийского бога Ашшура

Существует версия и о том, что родиной шумеров были Индия, Закавказье и даже Западная Африка. Но тогда непонятно: почему на пресловутой шумерской родине на тот момент никакого особенного прогресса не наблюдалось, а в Междуречье, куда приплыли беглецы, случился неожиданный взлет? Да и какие суда, допустим, были в том же Закавказье? Или в Древней Индии?

Потомки атлантов? Версии их появления

Существует версия и о том, что шумеры — это потомки коренного населения затонувшей Атлантиды, атлантов. Сторонники подобной версии утверждают, что этот остров-государство погиб в результате извержения вулкана и гигантских цунами, накрывших даже континент. Невзирая на всю спорность подобной версии, она хотя бы объясняет тайну возникновения шумеров.

Если предположить, что извержение вулкана на острове Санторин, расположенном в Средиземном море, погубило цивилизацию атлантов в самом ее расцвете, почему бы не допустить, что часть населения спаслась и впоследствии осела в Междуречье? А ведь атланты (если считать, что именно они населяли Санторин) имели высокоразвитую цивилизацию, которая славилась прекрасными мореходами, зодчими, врачами, знающими, как строить государство и управлять им.

Самый надежный способ установить родственную связь между теми или иными народами — это сравнить их языки. Связь может быть близкой — тогда считается, что языки относятся к одной языковой группе. В этом смысле у всех народов, в том числе и давно исчезнувших, есть языковые родственники среди народов, живущих по сей день.

Но шумеры — единственный народ, не имеющий языковой родни! Они уникальны и неповторимы и в этом! Да и расшифровка их языка и письменности сопровождалась рядом обстоятельств, которые иначе, как подозрительными, не назовешь.

Британский след

Самым важным пунктом в длинной цепи обстоятельств, приведших к открытию древнего Шумера, было то, что его нашли не благодаря любознательности археологов, а в… кабинетах ученых. Увы, право обнаружения самой древней цивилизации принадлежит лингвистам. Пытаясь постичь тайны клинообразного письма, они, как сыщики в детективном романе, вышли на след неизвестного доселе народа.

Но вначале это было не более чем догадкой, пока в середине XIX века поиском не занялись сотрудники британского и французского консульств (как известно, большинство сотрудников консульств — профессиональные разведчики).

Бехистунская надпись

Вначале это был офицер британской армии майор Генри Роулинсон. В 1837-1844 годах этот любознательный военный, дешифровщик персидской клинописи, срисовал Бехистунскую надпись — трехъязычную надпись на скале между Керманшахом и Хамаданом в Иране. Эту надпись, сделанную на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках, майор расшифровывал в течение 9 лет (кстати, подобная же надпись была на Розеттском камне в Египте, который нашли под руководством барона Денона, тоже дипломата и разведчика, в свое время выставленного за шпионаж из России).

Уже тогда у отдельных ученых возникло подозрение, что перевод с древнеперсидского языка подозрителен и похож на язык посольских шифровальщиков. Но Роулинсон тут же представил ученым глиняные словари, изготовленные древними персами. Они-то и подтолкнули ученых к поискам древней цивилизации, существующей в этих местах.

Включился в этот поиск и Эрнест де Саржак — еще один дипломат, на этот раз французский. В 1877 он нашел статуэтку, сделанную в неизвестном стиле. Саржак организовал раскопки в той местности и — что вы думаете? — достал из-под земли целую груду невиданной красоты артефактов. Так в один прекрасный день нашлись следы народа, давшего миру первую в истории письменность — и вавилонянам, и ассирийцам, и более поздним крупным городам-государствам Малой Азии и Ближнего Востока.

Удивительная везучесть сопутствовала и бывшему лондонскому граверу Джорджу Смиту, расшифровавшему выдающийся шумерский эпос о Гильгамеше. В 1872-м он работал ассистентом египетско-ассирийского отделения Британского музея. Во время дешифровки части текста, записанного на глиняных табличках (в Лондон их прислал Ормуз Расам, приятель Роулинсона и тоже разведчик), Смит обнаружил, что на ряде табличек описываются подвиги героя по имени Гильгамеш.

Он понял, что части рассказа не хватает, поскольку несколько табличек отсутствуют. Находка Смита вызвала сенсацию. Газета «Дейли телеграф» даже пообещала 1000 фунтов тому, кто найдет отсутствующие фрагменты сказания. Джордж воспользовался этим и отправился в Месопотамию. И что вы думаете? Его экспедиции удалось найти 384 таблички, среди которых оказалась и недостающая часть эпоса, перевернувшего наше представление о Древнем мире.

Были ли Шемеры?

Все эти «странности» и «случайности», сопутствующие большому открытию, привели к тому, что в мире появилось немало сторонников конспирологической версии, которая гласит: древнего Шумера никогда не было, все это дело рук бригады аферистов!

Но зачем им это было нужно? Ответ прост: в середине XIX века европейцы решили прочно обосноваться на Ближнем Востоке и в Малой Азии, где явственно пахло большой выгодой. Но для того чтобы присутствие выглядело законным, требовалась теория, оправдывающая их появление. И тогда появился миф о индоарийцах — белокожих предках европейцев, которые жили здесь испокон веков, до прихода семитов, арабов и прочих «нечистых». Так возникла идея о древнем Шумере — великой цивилизации, которая существовала в Междуречье и подарила человечеству величайшие открытия.

Но как тогда быть с глиняными табличками, клинописью, золотыми украшениями и прочими материальными доказательствами реальности шумеров? «Все это было собрано из самых разных источников, — утверждают конспирологи. — Недаром неоднородность культурного наследия шумеров объясняют тем, что у них каждый город был отдельным государством — Ур, Лагаш, Ниневия».

Впрочем, серьезные ученые на эти возражения не обращают внимания. Тем более что это, да простит нас древний Шумер, не более чем версия, на которую можно попросту махнуть рукой.

Шумер был первой из трех великих цивилизаций древности. Он возник на равнине между реками Тигр и Евфрат в 3800 году до н. э.

Шумеры изобрели колесо, первыми начали строить школы и создали двухпалатный парламент.

Именно тут появились первые историки. Здесь получили хождение первые деньги — серебряные шекели в виде слитков, возникли космогония и космология, впервые стали вводиться налоги, появились медицина и целый ряд институтов, которые «дожили» и до наших дней. В шумерских отелах преподавались различные дисциплины, а законодательная система этого государства была похожа на нашу. Существовали законы, защищавшие работающих и безработных, слабых и беспомощных, существовала система судей и присяжных.

В обнаруженной в 1850 году на территории Месопотамии библиотеке Ашшурбанипала было найдено 30 тысяч глиняных табличек, содержащих массу информации, значительная часть которой остается не расшифрованной и по сей день.

Между тем, глиняные таблички с записями находили и до обнаружения библиотеки, и потом, причем во многих из них, в частности, в аккадских текстах, указывается, что они скопированы с более ранних шумерских оригиналов.

В Шумере было хорошо налажено строительное дело, и первую печь для обжига кирпича тоже создали здесь. Такие же печи применялись для выплавки металлов из руды — этот процесс стал необходимым уже на ранних этапах, как только исчерпался запас натуральной самородной меди.

Исследователей древней металлургии крайне удивило, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти технологии они освоили всего лишь через несколько столетий после возникновения цивилизации.

Еще более поразительным выглядит то, что шумеры овладели способами получения сплавов. Они первыми научились производить бронзу — твердый, но хорошо поддающийся обработке сплав, который изменил весь ход истории человечества.

Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением. Во-первых, потому что необходимо было подобрать их точное соотношение, и шумеры отыскали оптимальное: 85% меди на 15% олова.

Во-вторых, в Месопотамии не было олова, вообще редко встречающегося в природе, его следовало где-то отыскать и привезти. А в-третьих, извлечение олова из руды — оловянного камня — довольно сложный процесс, который не могли открыть случайно.

В отличие от ученых более поздних веков, шумеры знали, что Земля вращается вокруг Солнца, планеты движутся, а звезды неподвижны.

Они знали все планеты Солнечной системы, а ведь Уран, например, был открыт лишь в 1781 году. Более того, в глиняных табличках рассказывается о катастрофе, случившейся с планетой Тиамат, которую в научной и научно-фантастической литературе нынче принято называть Трансплутоном, и существование которой косвенно подтвердили в 1980 году американские космические аппараты «Пионер» и «Вояджер», направленные к границам Солнечной системы.

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли объединились в созданном ими первом в мире календаре.

Этот солнечно-лунный календарь вступил в силу в 3760 году до н. э.

Шумеры — первая цивилизация на Земле.

в городе Ниппуре. И был самым точным и сложным из всех последующих. А созданная шумерами шестидесятеричная система счисления позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд было основано на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов и в существовании дюжины как меры количества

Данная цивилизация просуществовала всего 2 тысячи лет, но сколько было сделано открытий!

Этого не может быть!

И все же этот невозможный Шумер существовал и обогатил человечество таким количеством знаний, которые не дала ему ни одна другая цивилизация.

Более того, загадочным образом зародившаяся шесть тысяч лет назад цивилизация Шумера так же внезапно и таинственно исчезла. На этот счет у ортодоксальных ученых имеется несколько версий. Но называемые ими причины гибели Шумерского царства так же неубедительны, как и версии, которыми они пытаются объяснить его возникновение и поистине фантастический, ни с чем не сравнимый взлет.

Шумерская цивилизация погибла в результате нашествия с запада воинственных семитских кочевых племён.

В 24 веке до нашей эры царь Аккада Саргон Древний разгромил царя Лугальзаггиси, правителя Шумера, объединив по своей властью Северную Месопотамию. На плечах Шумера родилась вавилоно-ассирийская цивилизация.

Архитектура Шумеров

Наиболее четко прослеживается развитие архитектурной мысли шумеров по тому, как изменяется внешний облик храмов.

В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Бог — владелец всех богатств города, его хозяин, смертные лишь недостойные его слуги. Храм — жилище бога, он должен стать свидетельством его могущества, силы, воинской доблести. В центре города на высокой платформе воздвигалось монументальное и величественное сооружение — дом, жилище богов — храм, с обеих сторон к нему вели лестницы или пандусы.

К сожалению, от храмов наиболее древней постройки до наших дней сохранились лишь руины, по которым практически невозможно восстановить внутреннее устройство и убранство культовых сооружений.

Причина этого – влажный, сырой климат Двуречья и отсутствие какого-либо долговременного строительного материала кроме глины.

В Древней Месопотамии все сооружения возводились из кирпича, который формировался из сырой глины с примесью тростника. Такие постройки требовали ежегодной реставрации и ремонта и были крайне недолговечны. Только из древних шумерских текстов мы узнаем, что в храмах ранней постройки святилище было смещено к краю платформы, на которой возводился храм.

Центром святилища, его сакральным местом, где совершались таинства и обряды, был престол бога. Он требовал особой заботы и ухода. Статуя божества, в честь которого воздвигнут храм, находилась в глубине святилища. О ней тоже требовалось тщательно заботиться. Вероятно, внутренние помещения храма были покрыты росписями, но их уничтожил влажный климат Двуречья.

В начале III века до н.э. в святилище и его открытый внутренний дворик перестали пускать непосвященных. В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки – зиккурат.

Он представляет собой многоступенчатую башню, «этажи» которой имеют вид сужающихся кверху пирамид или параллелепипедов, число их могло доходить до семи. На месте древнего города Ура археологи обнаружили храмовый комплекс, построенный царем Ур-Намму из III династии Ура.

Это наиболее сохранившийся зиккурат шумеров, дошедший до наших дней.

Он представляет собой монументальное трехэтажное строение из кирпича, высотой более 20м.

Шумеры строили храмы тщательно и продуманно, а вот жилые дома для людей не отличались особыми архитектурными изысками. В основном это были прямоугольные постройки все из того же сырцового кирпича. Дома возводились без окон, единственным источником света был дверной проем.

Зато в большинстве зданий была канализация. Какого-либо планирования застроек не существовало, дома строились бессистемно, поэтому часто узкие кривые улочки заканчивались тупиками. Каждый жилой дом обычно окружался глинобитной стеной. Такая же стена, но гораздо большей толщины, возводилась вокруг поселения. По преданию самым первым поселением, окружившим себя стеной, тем самым присвоившим себе статус «города», был древний Урук.

Древний город навсегда остался в аккадском эпосе «Уруком огражденным».

Мифология

Ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировалось представление об антропоморфном божестве.

Божества — покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся с функциями верховного жреца.

Из первых письменных источников известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и др., а со времени т.

н. периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и фары (Шуруппака) 27-26 вв. — теофорные имена и наиболее древний список богов. Самые ранние собственно мифологические литературные тексты — гимны богам, списки пословиц, изложение некоторых мифов восходят также к периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания относится к концу 3 — началу 2-го тысячелетия, к так называемому старовавилонскому периоду — времени, когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская традиция ещё сохранила систему преподавания на нём.

Таким образом, ко времени появления письменности в Двуречье (кон.

4-го тыс. до н. э.) здесь зафиксирована определённая система мифологических представлений. Но в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция.

До конца 3-го тыс.

до н. э. не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей», бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного центра Шумера; Ан, бог кеба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества города Урук, возвысившегося в конце 4 — начале 3-го тыс.

до н. э.; Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и др. Древнейший список богов из Фары (ок. 26 в. до н. э.) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту.

Валерий Гуляев

Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории

Откуда пришли шумеры?

Если даже считать, что шумерами были уже носители убейдской культуры, то все равно остается без ответа вопрос, откуда пришли эти шумеры-убейдцы. «Откуда появились сами шумеры, – отмечает И.М. Дьяконов, – до сих пор остается еще совершенно неясным.

32. Оттиски цилиндрических печатей периода Джемдет-Наср: а) печать с изображением священной ладьи;

б) печать из храма Инанны в Уруке.

Нач. III тыс. до н. э.

Их собственные предания заставляют думать о восточном или юго-восточном происхождении: древнейшим своим поселением они считали Эреду – на шумерском „Эре-ду“ – „Добрый город», самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн; место возникновения человечества и его культурных достижений шумеры относили к острову Дильмун (возможно, Бахрейн в Персидском заливе); важную роль в их религии играли культы, связанные с горой.

С археологической точки зрения вероятна связь древнейших шумеров с территорией Элама (юго-западный Иран)».

Об антропологическом типе шумеров можно до известной степени судить по костным остаткам, но не по их скульптуре, как полагали ученые в прошлом, так как она, видимо, сильно стилизована и подчеркивание некоторых черт лица (большие уши, большие глаза, нос) объясняется не физическими чертами народа, а требованиями культа.

Изучение скелетов позволяет заключить, что шумеры IV–III тыс. до н. э. принадлежали к антропологическому типу, который всегда господствовал в Месопотамии, то есть к средиземноморской малой группе европеоидной большой расы. Если у шумеров в Южном Двуречье существовали предшественники, то, очевидно, и они принадлежали к тому же антропологическому типу. Это и не удивительно: в истории очень редко случается так, чтобы новые пришельцы полностью истребляли старых жителей; гораздо чаще они брали жен из местного населения.

Пришельцев могло быть и меньше, чем местных жителей. Поэтому, даже если шумеры в действительности пришли издалека и издалека же принесли свой язык, это могло почти никак не отразиться на антропологическом типе древнего населения Нижней Месопотамии.

Что касается языка шумеров, то он продолжает пока оставаться загадкой, хотя мало есть языков на свете, с которыми не пытались бы установить его родство: тут и суданские, и индоевропейские, и кавказские, и малайско-полинезийские, и венгерский, и многие другие.

Долгое время распространена была теория, относившая шумерский к числу тюрко-монгольских языков, однако довольно многочисленные приводившиеся сопоставления (например, тюрк. тэнгри «небо, бог» и шумерск. дингир «бог») были в конце концов отвергнуты как случайные совпадения. Также не был принят наукой и длинный список предлагавшихся шумеро-грузинских сопоставлений.

Нет никакого родства и между шумерским и его сверстниками в древней Передней Азии – эламским, хурритским и др.

Кто же такие шумеры – народ, который прочно занял арену месопотамской истории на добрую тысячу лет (3000–2000 гг.

до н. э.)? Действительно ли они представляют очень древний пласт доисторического населения Ирака, или же они пришли из какой-то другой страны? И если это так, то откуда именно и когда привела судьба в Месопотамию «черноголовых» (самоназвание шумеров – санг-нгиг , «черноголовые»)? Эта важная проблема вот уже свыше 150 лет дебатируется в научных кругах, но пока до окончательного ее решения еще очень далеко. Большинство ученых тем не менее считает, что предки шумеров впервые появились в Южном Двуречье в убейдские времена и, таким образом, шумеры – народ пришлый.

33. Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).

Кон. IV тыс. до н.

цивилизация шумеров кратко

«Бесспорно одно, – пишет польский историк М. Белицкий, – это был народ, этнически, по языку и культуре чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время… Говоря о происхождении шумеров, не следует забывать об этом обстоятельстве.

Многолетние поиски более или менее значительной языковой группы, родственной языку шумеров, ни к чему не привели, хотя искали повсюду – от Центральной Азии до островов Океании».

Свидетельством того, что шумеры пришли в Двуречье из какой-то горной страны, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из сырцового кирпича террасах. Едва ли подобный способ мог возникнуть у обитателей равнины.

Его, вместе с верованиями, должны были принести со своей прародины горцы, воздававшие богам почести на горных вершинах. Более того, в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково.

Сами шумеры о своем происхождении ничего не говорят. Древнейшие мифы начинают историю сотворения мира с отдельных городов, «и всегда это тот город, – отмечает российский историк В.В. Емельянов, – где создавался текст (Лагаш), или священные культовые центры шумеров (Ниппур, Эреду)».

Тексты начала II тыс. называют в качестве места зарождения жизни остров Дильмун, но составлены они как раз в эпоху активных торгово-политических контактов с Дильмуном, поэтому в качестве исторического свидетельства их воспринимать не стоит.

Куда серьезнее сведения, содержащиеся в древнейшем эпосе – «Энмеркар и владыка Аратты». В нем говорится о споре двух правителей за поселение в своем городе богини Инанны. Оба правителя в равной степени почитают Инанну, но один живет на юге Двуречья, в шумерском Уруке, а другой – на востоке, в стране Аратта, славящейся своими искусными мастерами. При том оба правителя носят шумерские имена – Энмеркар и Энсухкешданна.

Не говорят ли эти факты о восточном, ирано-индийском (конечно, доарийском) происхождении шумеров?

Илл. 34. Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.

Еще одно свидетельство эпоса. Ниппурский бог Нинурта, сражаясь на Иранском нагорье с некими чудищами, стремящимися узурпировать шумерский престол, называет их «дети Ана», а между тем хорошо известно, что Ан – самый почтенный и старый бог шумеров, и, стало быть, Нинурта состоит со своими противниками в родстве.

Таким образом, эпические тексты позволяют определить если не сам район происхождения шумеров, то, по крайней мере, восточное, ирано-индийское направление миграции шумеров в Южное Двуречье. Откуда же, спросите вы, в таком случае взялось слово «Шумер», и по какому праву мы именуем народ шумерами?

Подобно большинству вопросов шумерологии, и этот вопрос остается пока открытым.

Несемитский народ Месопотамии – шумеры – был назван так своим первооткрывателем Ю.

Оппертом на основании ассирийских царских надписей, в которых северная часть страны названа «Аккад», а южная «Шумер». Опперт знал, что на севере жили в основном семиты, а их центром был город Аккад, – значит, на юге должны были жить люди несемитского происхождения, и именоваться они должны шумерами.

И он отождествил название территории с самоназванием народа. Как выяснилось впоследствии, эта гипотеза оказалась неверной. Что же касается слова «Шумер», то существует несколько версий его происхождения. Согласно гипотезе ассириолога А. Фалькенштейна, слово это является фонетически измененным термином Ки-эн-ги(р) – названием местности, в которой находился храм общешумерского бога Энлиля. Впоследствии это название распространилось на южную и центральную часть Двуречья и уже в эпоху Аккада в устах семитских правителей страны исказилось до Шу-ме-ру. Датский шумеролог А.

Вестенхольц предлагает понимать «Шумер» как искажение словосочетания ки-эме-гир - «земля благородного языка» (так называли свой язык сами шумеры). Существуют и иные, менее убедительные гипотезы. Тем не менее, термин «Шумер» давно уже получил права гражданства и в специальной, и в популярной литературе, и менять его никто пока не собирается.

И это все, что можно сказать сейчас об истоках шумерской цивилизации.

Как выразился один из маститых ассириологов, «чем больше мы обсуждаем проблему происхождения шумеров, тем сильнее она превращается в химеру».

Итак, к началу III тыс.

до н. э. Южная Месопотамия (от широты Багдада до Персидского залива) стала местом рождения примерно полутора десятков автономных городов-государств, или «номов». Они уже с момента своего появления вели ожесточенную борьбу за господство в этом регионе. В северной части месопотамской равнины (Двуречья) самой влиятельной силой были правители города Киша, на юге лидерство попеременно захватывали то Урук, то Ур.

И тем не менее «несмотря на отсутствие полного культурного единства (что проявляется в существовании местных культов, местных мифологических циклов, местных и часто сильно различающихся школ в скульптуре, глиптике, художественном ремесле и др.) есть и черты культурной общности всей страны… К этим чертам принадлежат общее самоназвание – „черноголовые» (сайг пгига)… общий для всего Двуречья культ верховного бога Энлиля в Ниппуре, с которым были постепенно соотнесены все местные общинные культы и все генеалогии божеств; общий язык; распространение резных цилиндрических печатей с реалистическими изображениями охоты, религиозных процессий, умерщвления пленных и т.

п.; известные общие черты стиля в глиптике вообще, а также в скульптуре. Наиболее интересно, что система шумерской письменности, при всей ее сложности и при разобщенности отдельных политических центров, практически тождественна по всей Месопотамии. Тождественны и использовавшиеся учебные пособия – перечни знаков, без изменения переписывавшиеся вплоть до второй половины III тыс. до н.

э. Создается впечатление, что письменность была изобретена единовременно, в одном центре, а оттуда в готовом и неизменном виде распространена по отдельным „номам“ Двуречья».

Центром культового союза всех шумеров был Ниппур (шумер. Нибуру, совр. Ниффер). Здесь находился Э-кур – храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль чтился как верховный бог еще в течение тысячелетия всеми шумерами и восточными семитами-аккадцами.

И хотя Ниппур никогда не представлял собой важного политико-административного центра, зато он всегда был «священной» столицей всех «черноголовых». Ни один правитель города-государства («нома») не считался легитимным, если он не получал благословления на власть в главном храме Энлиля в Ниппуре.

Кто же правил шумерами на заре их истории?

Как звали их царей и вождей? Каков был их общественный статус? Какими делами они занимались? У жителей древней Месопотамии, как и у греков, германцев, индусов, славян, был свой собственный «героический век» – время существования полубогов, полугероев, храбрых воинов и могущественных царей, которые стояли почти вровень с богами и совершали необыкновенные подвиги, доказывая свою удаль и величие. И только сейчас мы начинаем понимать, что, по крайней мере, часть этих героев – отнюдь не мифические персонажи из старых сказок, а вполне реальные исторические лица.

Шумеры пользовались шести-десятеричной системой счисления. Для изображения чисел использовались всего два знака: «клин» обозначал 1; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; «крючок» - 10; 60 х 10; 3600 х 10 и т. д.

Шумерская цивилизация

В основу цифровой записи был положен позиционный принцип, но если Вы, исходя из основы счисления, думаете, что числа в Шумере отображали как степени 60-ти, то ошибаетесь.

За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд:

1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000.

Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему. Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 - всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например, деление круга на 360 градусов.

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием.

Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным - оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества.

Они обнаруживаются также в современной системе счета, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.

Теперь нас уже не должно удивлять, что зодиак также был еще одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями. Но шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Они использовали их в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет.

При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере.

Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.

Исследования шумерской математики, к большому удивлению ученых, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет.

Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и 2160 может означать лишь одно - эта система разработана специально для астрономических целей.

Похоже на то, что ученые уклоняются от ответа на неудобный вопрос, который заключается в следующем: каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2 тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет?

И почему начало их цивилизации относится к середине периода между сменами зодиака? Не свидетельствует ли это о том, что они унаследовали астрономию от богов?

О самом загадочном народе древнего мира сегодня известно не так уж и много. Считается, что шумеры в нижнем течении рек Тигр и Евфрат, на юге современного Ирака в конце IV - начале III тысячелетия до н. э. Некоторые историки отмечают, что шумерская в разы превосходила по техническому и культурному уровн. развития тогдашние местные народы. До сих пор ученые не могут дать ясного ответа, откуда у древней цивлизации точные познания в математике, физике и астрономии, не уступающие современному уровню развития человечества...А главный вопрос - зачем им были необходимы такие сложные, местами даже для , научные .

Считается, что шумеры появились в Южном Двуречье (Нижней Месопотамии), на территории, расположенной в нижнем течении рек Тигр и Евфрат, на юге современного Ирака, в конце IV - начале III тысячелетия до н. 3. Они смешались с местными жителями, объединившимися здесь в земледельческие общины еще 8000 лет назад. Откуда пришли шумеры, до сих пор не выяснено. Судя по их собственным преданиям, - «из-за моря», с востока или юго-востока. Своим древнейшим поселением они называли Эреду, самый южный из городов Месопотамии, ныне городище Абу-Шайхрайн. Загадкой остается и шумерский язык, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей на Земле.

Древнее шумерское украшение, принадлежвшее царице Пу-Аби. Одним из самых ценных источников, сообщающих о жизни древних шумеров, является «Царский список», в котором среди шумерских правителей числится одна женщина. В списке говорится, что Пу-Аби укрепила свое царство и стала родоначальницей целой династии царей, правивших 100 лет.

Согласно шумерской мифологии, решающую роль в становлении их цивилизации сыграло некое существо, полурыба-получеловек по имени Оаннес. Вот что говорит о его роли в самый ранний период истории шумеров жрец храма бога Мардука, вавилонский историк Белрушу (по-гречески Берос), живший на рубеже IV-III BB. до н. э.: Вначале они (шумеры) жили в большой нужде и не имели над собой никакой власти, словно дикие звери. Но появилось существо, обладавшее человеческим умом, которое они называли Оаннес.



Оаннес вынырнул из моря Эритрейского, в том месте, где оно примыкает к Вавилонии. Все его тело было телом рыбы, но поверх рыбьей головы у него была голова человека, а из-под рыбьего хвоста виднелись человеческие ступни. Его голос был таким же, как у людей, а его внешний вид народ помнит до сих пор. Он проводил целые дни среди людей без еды, объяснял им, как пользоваться буквами, обучал их умению делать разные вещи, строить дома, города и храмы, обмерять и возделывать землю, сеять и убирать урожай и дал им все, что делает жизнь удобной и приятной». Белрушу добавляет, что Оаннес не мог есть ту пищу, которой питались люди, а на ночь возвращался в глубины моря, потому что умел дышать под водой.

Исходя из сказанного им, можно предположить, что Оаннес - образ собирательный: видимо, он и подобные ему разумные существа прибыли к шумерам откуда-то извне на некоем неизвестном объекте, который оставался в море и на котором, в частности, находилась пригодная для них пища. Сравнение с рыбой наводит на мысль, что Оаннес был одет в рыбообразный защитный комбинезон, изготовленный из материала, не известного местным жителям. Ряд исследователей, изучающих историю возникновения шумерской цивилизации, считают, что Оаннес и его собратья - существа реальные и являлись жителями Атлантиды, либо инопланетянами...

Предположение о существовании в далеком прошлом цивилизации шумеров впервые высказали не историки и не археологи, а... лингвисты. При расшифровке ассирийских и вавилонских клинописных текстов, состоящих из идеограмматических, слоговых и буквенных языковых символов они столкнулись с текстами на неизвестном языке и знаками-идеограммами, восходившими к некоей гораздо более древней, первоначально иероглифической письменности. Так появились первые косвенные, но вполне научные доказательства существования на рубеже V-IV тыс. до н. э. в Нижней Месопатамии шумерского народа.


Шумеры создали первые в мире школы, образование в которых не уступало (а где-то даже превосходило) современным. Они изучали письмо, чтение, математику, историю, составление карт, лингвистику, медицину и учились проводить операции. Однако вопрос о существовании шумеров оставался лишь научной гипотезой до тех пор, пока в 1877 г. сотрудник французского консульства в Багдаде, Эрнест де Саржак, не сделал открытие, ставшее исторической вехой в исследовании шумерской цивилизации. В местности Тепло, у подножия высокого холма, он нашел статуэтку, выполненную в неизвестном стиле. Мсье де Саржак организовал там раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, украшенные невиданными до той поры орнаментами.



Среди множества найденных предметов была и статуя из камня диорита зеленого цвета, изображавшая царя и верховного жреца города-государства Лагаш. Многие признаки указывали на то, что эта статуя гораздо древнее любого предмета искусства, доселе найденного в Месопотамии. Даже самые осторожные в оценках археологи признали, что статуя относится к II или даже III тыс. до н. э., то есть к эпохе, предшествующей возникновению ассирийско-вавилонской культуры.

Наиболее интересными и информативными произведениями прикладного искусства, найденными в ходе продолжавшихся раскопок, оказались шумерские печати, самые ранние образцы которых датируются примерно 3000 г. до н. 3. Это каменные цилиндрики высотой от одного до шести сантиметров, нередко с отверстиями: по-видимому, многие владельцы печатей носили их на шее. На рабочей поверхности печатей вырезались надписи (в зеркальном отображении) и рисунки.


По мнению французского ученого Мориса Шатлена, одна из находок - круглая ассирийская табличка, копия с древнешумерской, хранящаяся в Британском музее, - представляет собой не что иное, как... руководство по космическим полетам с приложением соответствующей карты-схемы! Здесь приведен, в частности, график осуществления последовательных этапов приземления корабля, указаны момент и место прохождения верхних и нижних слоев атмосферы, включения тормозных двигателей, обозначены горы и города, над которыми следует пролететь, а также расположение космодрома, где корабль должен совершить посадку. Все сведения сопровождаются большим количеством чисел, содержащих, вероятно, данные о высоте и скорости полета, которые следует соблюдать при выполнении упомянутых выше этапов. Планисфера (звездная карта шумеров). Ассирийская табличка с руководством по космическим полетам. Также табличка указывает на то, что народ Древней Месопотамии разработал невероятно сложную форму тригонометрии - математическую систему, описывающую углы, с помощью которой пытают уже многие поколения школьников.

В первом секторе таблички видно, как экипаж включает аппаратуру посадочной системы, запускает тормозные двигатели и ведет корабль над горами к заранее намеченному месту приземления. Траектория полета между родной планетой космонавтов Мардуком и Землей проходит между Юпитером и Марсом, что следует из сохранившихся надписей во втором секторе таблички. В третьем секторе приводится последовательность действий экипажа в процессе посадки на Землю. Здесь же имеется загадочная фраза: «Приземление контролирует божество Нини». Четвертый сектор содержит информацию о том, как ориентироваться по звездам во время полета к Земле, а затем, уже находясь над ее поверхностью, вести корабль к месту посадки, руководствуясь рельефом местности.

Известно, что и египетская, и шумерская цивилизации возникли внезапно и для обеих был характерен необъяснимо обширный объем знаний в самых различных сферах человеческой деятельности, в частности в области астрономии. Изучив содержание текстов на шумерских, ассирийских и вавилонских глиняных табличках, Захария Ситчин пришел к заключению, что в странах Древнего мира должно было существовать несколько мест, где могли совершать посадку космические аппараты с планеты Мардук. И такие места, скорее всего, находились на территориях, о которых в старинных легендах говорится как об очагах самых древних цивилизаций и на которых следы таких цивилизаций были действительно обнаружены.

Шумеры первыми изобрели календарь. А их математика и система мер используются по сей день - идея о том, что в минуте 60 секунд, а в часе 60 минут, происходит из древней Месопотамии. Согласно клинописным табличкам, пришельцы с других планет использовали для полетов над Землей воздушный коридор, простирающийся над бассейном рек Тигр и Евфрат. А на поверхности Земли этот коридор был обозначен целым рядом пунктов, выполнявших роль «дорожных указателей», по которым мог ориентироваться и при необходимости корректировать параметры полета экипаж идущего на посадку космического корабля. Самым важным из таких пунктов была, несомненно, гора Арарат, возвышающаяся более чем на 5000 м над уровнем моря.

Если провести на карте линию, идущую от Арарата строго на юг, то она пересечется с воображаемой осевой линией упомянутого воздушного коридора под углом 45°. В точке пересечения этих линий находился шумерский город Сиппар (дословно «город Птицы»). Здесь и находился древний космодром, на котором садились и с которого взлетали корабли «гостей» с планеты Мардук. К юго-востоку от города, вдоль осевой линии воздушного коридора, заканчивавшегося над болотами тогдашнего Персидского залива, строго на осевой линии или с небольшими (до 6°) отклонениями от нее, на одинаковом расстоянии друг от друга располагался целый ряд других контрольных пунктов: Киш, Ниппур, Ларса, Бадтибира, Пагаш, Эриду. Центральное место среди них - и по расположению, и по значению - занимали Ниппур («Место Пересечения»), где был Центр управления полетами, и Эриду, находившийся на самом юге коридора и служивший главным ориентиром при заходе космических кораблей на посадку. Все эти пункты стали, выражаясь современным языком, «градообразующими предприятиями», вокруг них постепенно выросли поселения, превратившиеся в дальнейшем в крупные города.

Шумерский рельеф с изображением аннунаки. Что касается шумерской клинописи, то она использовалась в течение 3 тыс. лет и большинство современных письменных систем произошли именно от шумерской клинописи. На протяжении ста лет планета Мардук находилась на достаточно близком расстоянии от Земли и именно тогда к землянам из космоса регулярно наведывались «старшие братья по разуму». Более того, Расшифрованные клинописные тексты позволяют предположить, что некоторые пришельцы навсегда оставались на нашей планете и что обитатели Мардука могли высаживать на некоторых планетах или их спутниках десанты из механических роботов или биороботов.

В шумерском сказании о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урук в период 2700-2600 гг. до н. э., упоминается древний город Баальбек, находящийся на территории современного Ливана и известный, в частности, развалинами гигантских сооружений из обработанных и пригнанных друг к другу с высокой точностью каменных блоков, вес которых достигает ста и более тонн. Кто, когда и с какой целью возвел эти мегалитические постройки, остается загадкой до сих пор. Для нас, но не для авторов упомянутого эпического повествования. Они точно знали, что в древнем городе жили боги:

«Это был город, где жили те, кто повелевал. А жили там аннунаки, и охраняли их разящие насмерть лучи».

Согласно текстам глиняных табличек, аннунаками шумеры называли «богов-пришельцев», которые прибыли с другой планеты, обучили их грамоте, передали свои познания и навыки из многих областей науки и техники...

По материалам @Terra Incognita