Презентация - духовная жизнь серебрянного века. Презентация "духовная жизнь серебряного века" Духовная жизнь серебряного века история

Презентация - духовная жизнь серебрянного века. Презентация
Презентация - духовная жизнь серебрянного века. Презентация "духовная жизнь серебряного века" Духовная жизнь серебряного века история

Тест по истории Духовная жизнь Серебряного века для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Какой архитектурный стиль появился позже остальных?

1) ампир
2) русско-византийский
3) модерн
4) барокко

2. Творчество какого поэта относилось к Серебряному веку?

1) А.А. Фета
2) М.Ю. Лермонтова
3) Ф.И. Тютчева
4) А.А. Блока

3. Кто из названных лиц был известным российским филосо­фом начала ХХ в.?

1) Б.Н. Чичерин
2) И.В. Киреевский
3) Н.А. Бердяев
4) А.С. Хомяков

4. Укажите, в каком ряду представлены крупнейшие русские оперные певцы начала ХХ в.

1) Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов
2) С.П. Дягилев и С.П. Рябушинский
3) П.Н. Милюков и А.И. Гучков
4) П.Н. Лебедев и С.А. Чаплыгин

5. Какое из названных понятий относится к художественному направлению, возникшему в российском искусстве в конце XIX — начале ХХ в.?

6. Создававшие в начале ХХ в. свои произведения И.Ф. Стравинский и С.В. Рахманинов — это великие русские

1) писатели
2) кинорежиссеры
3) художники
4) композиторы

7. Первый русский ученый, удостоенный Нобелевской премии, получил ее за труды в области

1) физиологии
2) химии
3) математики
4) астрономии

8.

«Направление в искусстве, представители которого (в Рос­сии скульпторы П.П. Трубецкой и А.С. Голубкина) стремятся запе­чатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления, называется __________».

2 вариант

1. К периоду Серебряного века относится творчество

1) художников-сюрреалистов
2) поэтов-символистов
3) архитекторов-конструктивистов
4) писателей-сентименталистов

2. Развитие науки в России в начале ХХ в. связано с деятельно­стью

1) М.В. Ломоносова
2) Н.И. Лобачевского
3) И.П. Павлова
4) Н.М. Карамзина

3. Крупнейшим архитектором начала ХХ в., представителем московского модерна был

1) К.К. Тон
2) М.Ф. Казаков
3) Ф.О. Шехтель
4) О.И. Бове

4. Организатором «Русских сезонов» в Париже в начале ХХ в. был

1) С.П. Дягилев
2) И.Н. Крамской
3) И.Д. Сытин
4) П.М. Третьяков

5. Укажите, в каком ряду представлены крупнейшие русские театральные режиссеры начала ХХ в.

1) В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев
2) В.Э. Мейерхольд и Е.Б. Вахтангов
3) В.О. Ключевский и Е.В. Тарле
4) В.И. Вернадский и И.И. Мечников

6. Творчество какого художника относилось к Серебряному веку?

1) К.П. Брюллова
2) М.А. Врубеля
3) И.П. Аргунова
4) Д.Г. Левицкого

7. Появление какого творческого объединения относится к пе­риоду Серебряного века?

1) «Арзамас»
2) «Могучая кучка»
3) «Зеленая лампа»
4) «Мир искусства»

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

«Течение в авангардном искусстве и литературе, получив­шее развитие в России в начале ХХ в. в творчестве Д.Д. Бурлюка, В.В. Маяковского, В.В. Хлебникова и др., характеризуемое скоро­стью, энергией, острыми формами в живописи и отказом от тра­диционной грамматики в поэзии, призывами создать искусство, устремленное в будущее, называется __________».

Ответы на тест по истории Духовная жизнь Серебряного века 9 класс
1 вариант
1-3
2-4
3-3
4-1
5-1
6-4
7-1
8-импрессионизм
2 вариант
1-2
2-3
3-3
4-1
5-2
6-2
7-4
8-футуризм


1. Духовное состояние общества

2. Просвещение

3. Наука

4. Литература

5. Живопись

6. Скульптура. Архитектура

7. Музыка, балет, театр, кинематограф


Духовное состояние общества

Серебряный век - период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX в.) На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский

«Серебряный век» протекал

с 1880 до 1920х годов


Просвещение

  • городские и сельские

начальные школы постепенно

вытесняли

церковно-приходское

образование;

  • росло число гимназий

и реальных училищ;

  • возросло количество

средних специальных

учебных учреждений;

  • к 1914 году в России действовало

более 100 высших учебных

заведений

Сельская школа начала XX века



Пётр Николаевич Лебедев

выдающийся русский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления. Создатель первой в России научной физической школы

Константин Эдуардович Циолковский

русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики

Николай Егорович Жуковский

(1847-1921 гг.)русский механик, создатель аэродинамики как науки

Чертеж первого космического корабля Циолковского


Иван Петрович Павлов

русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» . Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

Владимир Иванович Вернадский российский и советский учёный естествоиспытатель. Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.

Собака Павлова, Музей Павлова, 2005


Историки

С.Ф. Платонов

В.О. Ключевский

А.А. Корнилов

Философы

П.А. Флоренский

В.С. Соловьев

Н.А. Бердяев

С.Н. Булгаков


Литература

Горький М. Куприн А.И.

Толстой Л.Н.

Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно

Есенин С.А. Бунин И.А.


Литературные направления

СИМВОЛИЗМ

  • ставил глубокие философские вопросы, символисты пытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России
  • Блок А.А., Бальмонт К.Д., Брюсов В.Я., Белый А.

АКМЕИЗМ

  • акмеисты отстаивали самоценность реальной жизни. Главным в поэзии они считали красоту и отточенность художественного слова
  • Ахматова А.А., Гумилев Н.С., МандельштамО.Э.

ФУТУРИЗМ

  • направление в авангардизме. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката, афиши.
  • Северянин И.В., Хлебников В.В., Бурлюк Д.Д., Маяковский В.В.

Живопись

Реализм

Модерн

Направления

Авангард

Символизм


Реализм

Задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности

Представители: Репин И.Е., Суриков В.И.,

Нестеров М.В., Васнецовы В.М. и А.М.

Суриков. Автопортрет. 1902




Модерн

Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Представители: Бенуа А.Н., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Рерих Н.К

Бенуа. Свадебная прогулка, 1906



Символизм

Главная задача символизма в живописи – создать мостик между миром идей

и миром вещей

Представители: Врубель М.А., Петров-Водкин К.С., Сомов К.А.

Врубель. Демон сидящий, 1890


Врубель. Жемчужина, 1904

Врубель. Автопортрет, 1904-1905


Авангард

Объединяет целый ряд школ и направлений; особенность – использование оригинальных, новаторских средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству

Представители: Кандинский В.В., Лентулов А.В., Шагал М.З., Филонов П.Н


Шагал.

Ворота еврейского кладбища, 1917 Прогулка, 1917-1918


Скульптура

Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Трубецкой П.П. Портрет С.Ю. Витте, 1901

Коненков Т.С. Мыслитель, после 1915

(модерн)


Архитектура

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Гостиница «Метрополь», Москва. Валькотт В.Ф. (неоклассицизм)


Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (Модерн)

Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О. (Модерн)


Композиторы: Скрябин А.Н., Стравинский И.Ф., Танеев С.И., Рахманинов С.В.

Певцы: Шаляпин Ф.И., Нежданова А.В., Собинов Л.В., Ершов И.В.

Рахманинов С.В. Композитор

Шаляпин Ф.И. Певец


Мейерхольд В.Э. Режиссер

Станиславский К.С. Режиссер

Вахтангов В.Э. Актер


Представители: балетмейстеры Горский А.А., Петипа М.И. и артисты балета Павлова А.Т., Карсавина Т.П., Нижинский В.Ф.

Балерина А.Т. Павлова


Кинематограф

1903 г. – открылись первые «электротеатры» и иллюзионы

1908 г. – снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна»

1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя»

Режиссер Протазанов Я.А., актеры Мозжухин И.И., Холодная В.В., Коонен А.Г.

Мозжухин И.И.


Культура начала XX века переживала необычайный расцвет.

Это был Серебряный век русского искусства.

Спасибо за внимание!!!

Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.


Наука В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере. П.Н.Лебедев Н.Е.Жуковский


В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения. В.Ключевский Н.Бердяев






Литература Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.


Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок, В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. А Ахматова С.Гумилев


Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».


Живопись Реалистические основы сохранились в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. В то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники- А.Бенуа, Л.Бакст, Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др. В.Суриков «Боярыня Морозова» И.Репин «И.Грозный и сын его»


В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. М.Врубель «Царевна Лебедь»


Скульптура. Архитектура. В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру III А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова. С.Коненков бюст Чехова.


В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма. Гостиница «Метрополь» Особняк Рябушинского Ярославский вокзал


Музыка. Балет. Театр. Кинематограф. В н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершов. Композитор С.Рахманинов. Певец Ф.Шаляпин


В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной» Е.Вахтангов и одна из его ролей.


В г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.

Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.

Учащиеся развивают умения формировать собственное мнение, вырабатывают личностное отношение к культурному наследию.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, диск со слайдами к уроку, фрагменты литературных произведений, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия: ренессанс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

Ход урока:

Культура – это совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных

человеческим обществом и характеризующих

определенный уровень развития общества.

Организационный момент: приветствие учащихся, знакомство.

Внимание на доску, прочитайте тему урока.

Что такое духовная жизнь?

(Ответы учащихся. Это все, что связано с культурой, т. е. все ценное, созданное обществом. В данном случае - это система основных нравственных, эстетических, духовных, научных ценностей, включая менталитет людей данной эпохи, которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, и т. д.)

Эпиграфом к уроку нам служит определение слова культура. Сегодня на уроке мы познакомимся с культурой начала XX века.

Проблема: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

План урока:

1. Духовное состояние общества.

2. Просвещение.

4. Литература.

5. Живопись.

6. Скульптура. Архитектура.

7. Музыка, балет, театр, кинематограф.

(1 вопрос освещает учитель).

Внимательно выслушайте и ответьте на вопрос:

-Какие слова передают духовное состояние общества в этот период?

В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Грани веков позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофичности бытия . Начался пересмотр прежних устоявшихся человеческих ценностей. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала удивительный расцвет, охвативший все виды творческой деятельности. Появились новые имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Возвращение к проблеме: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(2 вопрос учитель раскрывает методом беседы). Учащиеся читают раздел учебника (стр. 57) и отвечают на вопросы:

В чем причина подъема образования в России в начале XX века?

(модернизация требовала образованных людей)

Докажите, что в начале XX века в России отмечается подъем образования.

(расходы на образование с 1990 по 1915 гг увеличились более чем в 5 раз; городские и сельские начальные школы вытесняли церковно-приходские; росло число гимназий и реальных училищ; увеличение количества часов на изучение естественно-математических предметов; возросло количество средних специальных учебных заведений;

расширилась сеть высших учебных заведений; открылись педагогические институты в Москве и Петербурге (карта), свыше 30 женских курсов.).

Несмотря на подъем образования, сохранялось много нерешенных проблем. Так, более ¾ крестьянских детей не учились даже в начальной школе. Только 3 % детей среднего школьного возраста учились в школе.

Как вы думаете, почему основная масса крестьянских детей не имела доступа к обучению? (обучение было платным и не все имели возможность его оплатить)

(3 вопрос о русской науке начала XX века изучается путем сочетания рассказа учителя с заполнением учащимися таблицы)

« Достижения русской науки в начале XX века». (рабочий лист №1))

Фамилия ученого

Над какой проблемой работал?

Физиология

Иммунология

История России

Физика волн

Ракетостроение

Аэродинамика, самолетостроение

В начале XX века в российской науке появляется целое созвездие имен. Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

Физик впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим).

Выдающийся ученый работал на стыке химии, биологии и геологии. Его труды способствовали появлению новых научных направлений в биохимии , геохимии , радиологии. Учение Вернадского о биосфере (т. е. области распространении жизни на земле) и ноосфере (сфере разума) заложили основу современной экологии.


Русский физиолог создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Выдающиеся открытия в теории и практике самолетостроения сделал

Мировую известность получил учитель калужской гимназии, самородок, обосновавший в своих трудах возможность космических полетов. Его именем назван один из крупнейших кратеров на Луне.

В этот период работают известные историки, и др.

Проверка выполнения задания (1- 2 ученика).

(4 вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с методом беседы, а также выполнением учащимися заданий).

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм.

В чем главный принцип этого направления? (реальное отражение окружающего мира)

В традициях реализма творили, .

С какими произведениями вы знакомы?

Какие произведения вы знаете?

Кто знаком с произведениями?

Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы можете назвать? (, М. Горький).

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков.

Это время появления в русской поэзии ярких творческих индивидуальностей, придерживающихся различных взглядов, принадлежавших к разным направлениям (символизм, акмеизм, футуризм).

Работа с терминами

Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Акмеизм – (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

Футуризм – (от лат. – будущее) - авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

« Направления в русской поэзии начала XX века»

символизм

футуризм

Сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Направление в литературе, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств;

Главное внимание художественному слову

Авангардистское течение в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру

К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый

Н. Гумилев,

А. Ахматова,

О. Мандельштам

В. Маяковский В, Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин

Проверка выполнения задания (3 ученика).

В чем сущность акмеизма? Кто представлял это направление?

Учитель раздает отрывки из стихотворений

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Ахматовой.

Вечером.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюдце устрицы во льду.

Он мне казал: «Я верный друг!»

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят тройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц.

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым». (1913)

В чем сущность символизма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Блока.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

В чем сущность футуризма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения В. Маяковского.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(5, 6 вопросы изучаются путем сочетания рассказа учителя с выполнением учащимися заданий.)

В живописи этого периода также было много направлений. Внимание на схему.

Направления в живописи начала XX века..gif" width="612" height="168">

Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова.

Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

Ребята, вам необходимо внимательно прослушать материал, прочитать новые понятия, заполнить таблицу « Направления в русской живописи начала XX века» и определить, используя текст учебника (стр. 60) кто из русских художников представлял эти направления. (рабочий лист №3)

« Направления в русской живописи начала XX века»

символизм

авангардизм

1. В чем сущность этих направлений?

Направление в литературе и искусстве, характеризующееся наиболее полным, правдивым отражением реальности.

Направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Направление, характеризующееся сосредоточенностью на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Ряд художественных течений XX века, характеризующихся стремлением к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию, принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

2.Перечислите представителей этих направлений.

И. Репин, В. Суриков, М. Нестеров

К. Коровин, В. Серов, А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов

П. Кузнецов,

Н. Сапунов,

М. Сарьян,

М. Врубель, К. Петров-Водкин

В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов

Проверка выполнения задания (4 ученика).

Скульптура была связана с импрессионизмом.

Внимание на экран, работа с термином.

Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Архитектура этого периода связана с модерном.

-Вспомните, в чем сущность этого стиля?

Задание классу: 1 вариант выясняет, кто прославился в скульптуре?

2 вариант – Кто прославился в архитектуре? (2 мин )

Проверка выполнения задания (2 ученика)

В скульптуре этого времени прославились (скульптурные портреты, памятник Александру III.); (памятник первопечатнику Ивану Федорову);

(скульптуры «Старость», «Волна», «Спящие»).

Облик русского модерна определило творчество (особняк, дом, здание Ярославского вокзала в Москве и др.); (гостиница «Метрополь» в Москве).

(7 вопрос излагается учителем.)

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. (рабочий лист № 4)

(звучит отрывок из произведения).

В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы,

Они пытались найти новые музыкальные формы и образы.

Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: , .

(фрагмент записи в исполнении).

Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей.

(фрагмент записи в исполнении).

Большим событием в мировом искусстве стал русский балет. Имена русских танцовщиков: Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского не сходили со страниц русских и мировых газет.

Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как, оказывал огромное влияние на формирование

общественного мнения, на духовную жизнь людей. С большим успехом в МХАТе шли пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня» и др.

В гг. Сергей Дягилев организовал в Париже, Риме, Лондоне и других европейских городах Русские сезоны, предоставив восхищенной публике балет, оперу, театральную живопись и музыку.

В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце.

Фамилия деятелей искусства

В какой области прославились?

Проверка выполнения задания (1 ученик).

Закрепление.

Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(ответы учащихся).

Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

Домашнее задание: § 8, подготовить сообщения о деятелях

русской культуры начала XX (по выбору); рисунки к

произведениям поэтов, писателей; составить кроссворд по теме

« Деятели русской культуры начала XX века».

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

«Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.

Однако иногда говорят, что «Серебряный век» – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. «Серебряный век» находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.

Иными словами, в конце XIX – начале XX веков произошла переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории, полотно величия и надвигающихся бед святой России.

Славянофилы и западники

Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии культуры. Они обнаруживаются, прежде всего, в охватившей российское общество дискуссии и в складывании двух направлений: «западнического» и «славянофильского». Камнем преткновения, не позволившим примириться спорящим, стал вопрос: по какому пути развивается культура России? По «западному», то есть буржуазному, или она сохраняет свою «славянскую самобытность», то есть консервирует феодальные отношения и аграрный характер культуры.

Поводом для выделения направлений послужили «Философические письма» П. Я. Чаадаева. Он считал, что все беды России выводились из качеств русского народа, для которого, якобы, характерны: умственная и духовная отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве, порядке, отсутствие самобытной «идеи». Как считал философ, «история России - это «отрицательный урок» миру». Резкую отповедь ему дал А. С. Пушкин, заявив: «ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».

Российское общество разделилось на «славянофилов» и «западников». К «западникам» относились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин и др. «Славянофилов» представляли А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. В. Самарин.

Для «западников» был характерен определённый набор идей, который они отстаивали в спорах. В этот идейный комплекс входили: отрицание самобытности культуры любого народа; критика культурной отсталости России; преклонение перед культурой Запада, её идеализация; признание необходимости модернизации, «осовременивания» российской культуры, как заимствования западноевропейских ценностей. Идеалом человека западники считали европейца – делового, прагматичного, эмоционально сдержанного, рационального существа, отличающегося «здоровым эгоизмом». Характерной для «западников» была и религиозная ориентация на католицизм и экуменизм (слияние католицизма с православием), а также космополитизм. По политическим симпатиям «западники» являлись республиканцами, им присущи были антимонархические настроения.

По сути, «западники» были сторонниками индустриальной культуры - развития промышленности, естествознания, техники, но в рамках капиталистических, частнособственнических отношений.

Им противостояли «славянофилы», отличавшиеся своим комплексом стереотипов. Для них были характерны критическое отношение к культуре Европы; её неприятие как антигуманной, безнравственной, бездуховной; абсолютизация в ней черт упадка, декаданса, разложения. С другой стороны, их отличало национализм и патриотизм, преклонение перед культурой России, абсолютизация её уникальности, самобытности, героизация исторического прошлого. «Славянофилы» свои ожидания связывали с крестьянской общиной, рассматривая её как хранительницу всего «святого» в культуре.

Духовным ядром культуры считалось православие, которое также рассматривалось некритически, преувеличивалась его роль в духовной жизни России. Соответственно, утверждался антикатолицизм и отрицательное отношение к экуменизму. Славянофилов отличала монархическая ориентация, преклонение перед фигурой крестьянина - собственника, «хозяина», и негативное отношение к рабочим как «язве общества», продукту разложения его культуры.

Таким образом, «славянофилы», по сути, отстаивали идеалы аграрной культуры и занимали охранительные, консервативные позиции.

Противостояние «западников» и «славянофилов» отражало растущее противоречие между аграрной и промышленной культурами, между двумя формами собственности - феодальной и буржуазной, между двумя классами - дворянством и капиталистами. Но подспудно обострялись противоречия и внутри капиталистических отношений - между пролетариатом и буржуазией. Революционное, пролетарское направление в культуре выделяется в качестве самостоятельного и, по сути, определит развитие культуры России в ХХ веке.

Образование и просвещение

В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Но растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений, помимо частных высших учебных заведений. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Поэтому количество студентов заметно выросло – с 14 тысяч в середине 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Дальнейшее развитие получило и высшее женское образование, и юридически в 1911 г. было признано право женщин на высшее образование.

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных газет и работало около 300 типографий. В 1890-е годы – 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для самообразования» Сытина.

Процесс просвещения был интенсивным и успешным, а количество читающей публики быстро возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце XIX в. было примерно 500 публичных библиотек и около 3-х тысяч земских народных читален, а уже в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тысяч различных общественных библиотек.

Не менее важную роль в развитии культуры сыграл «иллюзион» – кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации.

Наука

XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на равноправность с западноевропейской, а порой и на превосходство. Нельзя не упомянуть ряд работ русских учёных, приведших к достижениям мирового уровня. Д. И. Менделеев в 1869 г. открывает периодическую систему химических элементов. А. Г. Столетов в 1888-1889 гг. устанавливает законы фотоэффекта. В 1863 г. выходит работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». К. А. Тимирязев основывает русскую школу физиологии растений. П. Н. Яблочков создаёт дуговую электрическую лампочку, А. Н. Лодыгин – лампочку накаливания.

А. С. Попов изобретает радиотелеграф. А. Ф. Можайский и Н. Е. Жуковский своими исследованиями в области аэродинамики закладывают основы авиации, а К. Э. Циолковский известен, как основоположник космонавтики. П. Н. Лебедев является основоположником исследований в области ультразвука. И. И. Мечников исследует область сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук – биохимии, биогеохимии, радиогеологии – заложены В.И. Вернадским. И это далеко не полный список людей, сделавших неоценимый вклад в развитие науки и техники. Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. Ученые-гуманитарии, как В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, С. А. Венгеров и другие, плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения. В философии получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный век» русской культуры, были заложены В. С. Соловьевым. Его система – опыт синтеза религии, философии и науки, «причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.

Этот период, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей – Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, Г. П. Федотов, П.А. Флоренский и другие – во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе.

Духовные поиски

В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме Александровской эпохи. Как и на сто лет раньше стали популярны учения масонства, скопчества, русского раскола и иных мистиков. Многие творческие люди того времени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магическими экспериментами увлекались В. Брюсов, Андрей Белый, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Бердяев и многие другие.

Особое место среди распространившихся в начале ХХ века мистических обрядов занимала теургия. Теургия мыслилась «как единомоментный мистический акт, который должен быть подготовлен духовными усилиями одиночек, но, свершившись, необратимо меняет человеческую природу как таковую» (А. Эткинд). Предметом мечты было реальное преображение каждого человека и всего общества в целом. В узком смысле задачи теургии понимали почти, так же как и задачи терапии. Идею о необходимости создания «нового человека» мы на находим и таких революционных деятелей как Луначарский и Бухарин. Пародия на теургию представлена в произведениях Булгакова.

«Серебряный век» – время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом». К победе над смертью должна была, в конце концов, привести и теургия.

Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», – считал Соловьев. Понимание любви и смерти сближают русскую культуру «Серебряного века» и психоанализ. Фрейд признает основными внутренними силами, воздействующими на человека – либидо и танатос, соответственно сексуальность и стремление к смерти.

Бердяев, рассматривая проблему пола и творчества, считает, что должен наступить новый природный порядок, в котором творчество победит – «пол рождающий преобразится в пол творящий».

Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

Литература

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И. А. Бунин и А. И. Куприн.

В связи с распространением неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения А.М. Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы.

В конце XIX века, когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство, явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в.

Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д. С. Мережковский, романы которого пронизаны религиозно-мистическими идеям, считал преобладание реализма главной причиной упадка литературы, и провозглашал «символы», «мистическое содержание», как основу нового искусства. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие», В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.

Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще».

Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего 0. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство - игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством.

Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности».

Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты, как Н. Клюев. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. «Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.

Театр и музыка

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда -родоначальника метафорического театра.

В 1904 г. в Петербурге возник театр В. Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество Е. Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра А. Я. Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М. М. Фокин и балерина А. П. Павлова. Русское искусство получило мировое признание.

Выдающийся композитор Н. А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). Он, будучи профессором петербургской консерватории по классу композиции, воспитал целую плеяду талантливых учеников: А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Н. Я. Мясковский и другие.

В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А. Н. Скрябина; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы.

Архитектура

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!

В творчестве Ф. О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме.

В декоративной отделке особняка использовано такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.

С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы.

В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л. Н. Кекушева В неорусском стиле работали А. В. Щусев, В. М. Васнецов и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм.

По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

Скульптура

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.

Самым первым последовательным представителем этого направления П.П. Трубецкой, отказывается от импрессионистической моделировки поверхности, и усиливает общее впечатление давящей грубой силы.

По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве скульптора Н. А. Андреева, тонко передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе. Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетом меланхолической угрюмости.

Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А. С. Голубкиной, которая переработала принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа. Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями.

Живопись

На рубеже веков взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины, проза отупляющего труда и революционные события 1905 г. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. А. П. Рябушкина интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья, подчеркнутая декоративность.

Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада, характеров и психологии людей допетровской Руси отмечены лучшие полотна художника. Историческая живопись Рябушкина – это страна идеала, где художник находил отдохновение от «свинцовых мерзостей» современной жизни. Поэтому исторический быт на его полотнах предстает не драматической, а эстетической стороной.

В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала. Творчество М. В. Нестерова представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев.

И. И. Левитан, блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, подошел к импрессионизму и явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости до философских размышлений о бренности всего земного.

К. А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма, первый, среди русских художников, сознательно опиравшийся на французских импрессионистов, все более отходил от традиций московской школы живописи с ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой цвета. Он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно-повествовательными, ни психологическими мотивами.

В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах. Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить «прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».

Центральная фигура искусства рубежа веков – В. А. Серов. Его зрелые работы, с импрессионистической светоносностью и динамикой свободного мазка ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому» (Д. В. Сарабьянов). Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостренным чувством красоты и способностью к трезвому анализу. Поиски законов художественной трансформации действительности, стремление к символическим обобщениям привели к изменению художественного языка: от импрессионистической достоверности полотен 80-90-х годов к условности модерна в исторических композициях.

Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир – М. А. Врубель и В. Э. Борисов-Мусатов. Центральный образ творчества Врубеля – Демон, воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам и чувствовал в лучших своих современниках.

Для искусства художника характерно стремление к постановке философских проблем. Его размышления об истине и красоте, о высоком предназначении искусства остро и драматично, в присущей ему символической форме. Тяготея к символико-философской обобщенности образов, Врубель выработал свои живописный язык – широкий мазок «кристаллической» формы и цвет, понятый как окрашенный свет. Краски, сверкающие подобно самоцветам, усиливают ощущение особой духовности, присущей произведениям художника.

Искусство лирика и мечтателя Борисова-Мусатова – это реальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которые испытывали многие люди того времени, «когда общество жаждало обновления, и очень многие не знали, где его искать».

Его стилистика развивалась от импрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма. В русской художественной культуре рубежа XIX-XX вв. творчество Борисова-Мусатова – одно из самых ярких и масштабных явлений.

Далекая от современности тематика, «мечтательный ретроспективизм» является основной объединения петербургских художников «Мир искусства». Отвергая академически-салонное искусство и тенденциозность передвижников, опираясь на поэтику символизма, «мирискусники» занимались поиском художественного образа в минувшем.

За столь откровенное неприятие современной действительности «мирискусников» критиковали со всех сторон, обвиняя в бегстве в прошлое – пассеизме, в декадансе, в антидемократизме. Однако появление такого художественного движения не было случайностью. «Мир искусства» явился своеобразным ответом российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры на рубеже XIX-XX вв. и чрезмерную публицистичность изобразительного искусства.

Творчество Н. К. Рериха обращено к языческой славянской и скандинавской древности. Основой его живописи всегда был пейзаж, часто непосредственно натурный. Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн – использование элементов параллельной перспективы, чтобы соединить в одной композиции различные объекты, понимаемые как изобразительно равноценные, так и с увлечением культурой древней Индии – противопоставление земли и неба, понимаемого художником как источник спиритуалистического начала.

Ко второму поколению «мирискусников» принадлежали Б. М. Кустодиев, одареннейший автор ироничной стилизации народного лубка, З. Е. Серебрякова, исповедовавшая эстетику неоклассицизма. Заслугой «Мира искусства» было создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность.

Московские участники выставок, противопоставив западничеству «Мира искусства» национальную тематику, а графическому стилизму – обращение к пленэру, учредили выставочное объединение «Союз русских художников». В недрах «Союза» развился русский вариант импрессионизма и оригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем.

Художники объединения «Бубновый валет» (1910-1916), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место. Овеществленное, «натюрмортное» начало вносилось и в традиционно психологический жанр – портрет.

«Лирический кубизм» Р. Р. Фалька отличался своеобразным психологизмом, тонкой цвето-пластической гармонией. Школа мастерства, пройденная в училище у таких выдающихся художников и педагогов, как В. А. Серов и К. А. Коровин, в сочетании с живописно-пластическими экспериментами лидеров «Бубнового валета» И. И. Машкова, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова определили истоки оригинальной художнической манеры Фалька, ярким воплощением которой является знаменитая «Красная мебель».

С середины 10-х годов важным компонентом изобразительного стиля «Бубнового валета» стал футуризм, одним из приемов которого был «монтаж» предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время.

Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки, проявилась в творчестве М. Ф. Ларионова, одного из организаторов «Бубнового валета. Как народному наивному искусству, так и западному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна М. З. Шагала. Сочетание фантастических полетов и чудесных знамений с будничными подробностями провинциального быта на полотнах Шагала сродни гоголевским сюжетам. С примитивистской линией соприкасалось уникальное творчество П. Н. Филонова.

К 10-м годам прошлого столетия относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, подлинными теоретиками и практиками стали В. В. Кандинский и К. С. Малевич. В то же время творчество К. С. Петрова-Водкина, декларировавшего преемственную связь с древнерусской иконописью, свидетельствовало о жизненности традиции. Необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.

Заключение

«Серебряный век» стал именно той вехой, которая предрекла грядущие изменения в государстве и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного 1917 года, неузнаваемо изменившего людские души. И как сегодня ни хотели нас уверить в обратном, но все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого «Серебряного века» после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция (расцвет имажинизма), ибо такая широкая и могучая волна, каким был русский «Серебряный век», не могла двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться.

Если живы были большинство поэтов, писатели, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан «Серебряный век», но сама эпоха закончилась. Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности – каждый в отдельно замкнутой келье своего творчества.

Попытка «модернизации» культуры, связанная с реформой П. А. Столыпина, оказалась неудачной. Её результаты были меньшими, чем ожидалось, и породили новые противоречия. Нарастание напряжённости в обществе происходило быстрее, чем находились ответы на возникающие коллизии. Обострялись противоречия между аграрной и индустриальной культурами, что выражалось и в противоречиях экономических форм, интересов и мотивов творчества людей, в политической жизни общества.

Требовались глубокие социальные преобразования для того, чтобы предоставить простор для культурного творчества народа, значительные вложения в развитие духовной сферы общества, технической его базы, на что у правительства не хватало средств. Не спасало и меценатство, частная поддержка и финансирование значительных общественных, культурных мероприятий. Ничто не могло кардинальным образом преобразовать культурный облик страны. Страна попала в полосу нестабильного развития и не нашла иного выхода, кроме социальной революции.

Полотно «Серебряного века» получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. Оно отразило существующую действительность. И хотя мы зовем это время «серебряным», а не «золотым веком», может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

Источники информации:

  • rustrana.ru – статья «Культура Серебряного века»
  • shkola.lv – статью «Серебряный век русской культуры»