Презентации онр для родителей и воспитателей. Презентации для логопеда. Сравнение текстов рассказов

Презентации онр для родителей и воспитателей. Презентации для логопеда. Сравнение текстов рассказов
Презентации онр для родителей и воспитателей. Презентации для логопеда. Сравнение текстов рассказов

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка; при исправлении ошибки не следует повторять ее - нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

5 слайд

Приёмы работы с детьми Возможность обогащать словарь детей дает повседневное общение воспитателя с детьми. Необходимо задавать детям вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т.д. Воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

6 слайд

Развитию речи способствуют и игры сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц; воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями; на занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы (подобный игровой прием можно использовать в дидактических играх)

7 слайд

Игра «Магазин». Ее цель - закреплять названия предметов одежды, учить использовать в речи простое предложение с прямым дополнением. Воспитатель исполняет роль продавца, дети - покупателей. Используются карточки с изображением детей и действий Девочка Мальчик Купить Дети выбирают покупку, подходят к воспитателю и составляют фразу, опираясь на символические изображения Я покупаю рубашку Я покупаю юбку В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть покупки каждого, выкладывая на фланелеграфе «записи» детей.

8 слайд

9 слайд

Примерный режим дня средней группы в сочетании с задачами по развитию речи, которые решает воспитатель.

10 слайд

Прием детей. Воспитатель встречает детей, беседует с родителями (в зависимости от погодных условий прием детей может проходить на улице), организует раздевание и умывание, проводит утреннюю гимнастику, следит за работой дежурных по столовой.

11 слайд

Раздевание, одевание В течение дня дети снимают и надевают верхнюю одежду не менее пяти раз (особенно много времени на это уходит зимой). В помещении дети переодеваются на музыкальные и физкультурные занятия, а также готовясь ко сну. Часть этого времени можно посвятить уточнению и расширению словарного запаса по теме «Одежда»: воспитатель привлекает внимание детей к названиям предметов одежды, обогащая словарь прилагательными и глаголами.

12 слайд

Словарь Существительные: куртка, пальто, платье, брюки, свитер, майка, трусы, колготы, носки, рейтузы, фартук, юбка, блузка, рубашка, шорты, шуба, шарф, варежки, шапка, перчатки, рукава, пояс, пуговицы, воротник, карманы. Глаголы: надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить, стирать, гладить, полоскать, сушить, убирать, вязать, пришивать. Прилагательные: красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.

13 слайд

Подготовка к завтраку, завтрак (к обеду, обед; к полднику, полдник; к ужину, ужин) Воспитатель приглашает детей к столу, учит правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, совершенствует навыки самообслуживания. Во время еды уточняет названия блюд, обращает внимание детей на аромат и вкус еды, на способы ее приготовления.

14 слайд

Словарь Существительные: суп, щи, борщ, салат, омлет, компот, кисель, пюре, каша, солянка, чай, кофе, молоко, сок. масло, колбаса, яйцо и т.д. Прилагательные: аппетитный, ароматный, вкусный, горячий, теплый, соленый, сладкий, душистый, сочный, овощной, молочная, рисовая, гречневая. Глаголы: варить, жарить, чистить, резать, наливать, намазать, кипятить.

15 слайд

Словарная работа Существительные: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, кастрюля, сковорода, миска, половник. Глаголы: мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать. Прилагательные: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая, мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная.

16 слайд

Игры, подготовка к занятиям, занятия Воспитатель следит за тем, чтобы дети, вышедшие из-за стола, были заняты играми, которые не требуют длительного времени. Готовится к занятиям вместе с детьми. Привлекает детей к подготовке оборудования для занятия (расставить баночки для воды, раздать краски, кисточки, бумагу и т.д.). Проводятся по подгруппам, чередуются с занятиями логопеда.

17 слайд

Подготовка к прогулке, прогулка Отбирает с детьми игрушки для прогулки, организуя одевание, продолжает формировать соответствующие навыки. В группах для детей с ОНР занятия по ознакомлению с художественной литературой в теплое время года рекомендуется проводить на прогулке. В период изучения лексических тем целесообразно время прогулки использовать для проведения экскурсий на аналогичные темы: «Осень», «Растения», «Насекомые», «Транспорт» и т.д. Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает игры с речевым сопровождением, в них дети быстро заучивают короткие стихи, охотно проговаривают их хором. При выборе подвижной игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период, - например, при изучении темы «Домашние животные» проводятся игры «Лохматый пес», «Кот и мыши»; при изучении темы «Дикие животные» - игры «Зайка», «Лиса и гуси», «У медведя во бору». На прогулке наблюдает за играми детей.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с", еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля). Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).

Слайд 6

Описание слайда:

IV уровень речевого развития характеризуется незначительными изменениями всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р"], [Л - Л"], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т" - Ц - С - С"] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах: IV уровень речевого развития характеризуется незначительными изменениями всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р"], [Л - Л"], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т" - Ц - С - С"] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь; перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт; элизии (сокращение гласных при стечении); парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист; в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист; добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи». Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте. Все это прослеживается в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.

Характеристика детей с ОНРОНР – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается
позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм,
дефекты произношения и фонемообразования.
Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение
всех компонентов речевой деятельности.
Системный подход к анализу речевых нарушений у детей представлен в
работах Р.Е. Левиной.
ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия
речевых средств общения до развернутой речи с элементами
фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Все
многообразие речевого недоразвития Р.Е. Левина свела к трем уровням
речевого развития. Каждый уровень характеризуется определенным
соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений,
задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от
одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых
возможностей.

Овладение системой родного языка

Норма 4,5-5 лет
Правильное
воспроизведение
многосложных слов
(т.е. сформированы
ССС, ФВ)
ФОНЕМАТИКА
Полно и связно излагает
свои мысли
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Владеет 4-5 тыс. слов
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Произносит все звуки
родного языка
правильно
ФОНЕТИКА
Соединяет слова во
фразы, строит
развернутые
предложения
ЛЕКСИКОГРАММАТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ

Овладение системой родного языка ОНР III уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
Неверное
ФОНЕМАТИКА
произношение 1.Не различают на слух и в произношении
многих звуков близкие по звучанию мягкие-твердые,
(до 10 и более) звонкие-глухие, а также звуки: С-Ш, З-Ж,
ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.
2.Искажают ССС и звуконаполняемость
(питатифа; атагафия; голопед).
3.Не могут воспроизвести ряд слов или звуковых
(слоговых) сочетаний, близких по звучанию
(бык-бак-бок; па-ба-па; та-кта).
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ Наличие
аграмматизма:
- неправильное употребление предлогов («Платок
лежит кармане»; Кошка вылезла под кровати);
- нарушения в согласовании различных частей речи
(Заботился о ёжика; Наблюдали за обезьяны);
- нарушения в построении предложений
(Шёл Петя грибы лес собирать; Почему что ёжик
кололся, почему что девочка и плачет).
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Владеет 2,5-3 тыс. слов;
много вербальных
замен; незнание менее
употребительных словпредметов (земляника,
затылок, кабина),
глаголов, выражающих
уточненность действий
(лакает, откусывает,
жует - ест),
приставочных глаголов
(подошел, пришел,
вышел), относит.
прилагательных
(вишневый, песчаный),
антонимов (храбрый –
трусливый, густойжидкий) и пр.
Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность
суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не причинно-следственные
взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего – самост. и творч. рассказывание.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не

причинно-следственные
взаимоотношения
действующих
лиц.
Труднее всего – самостоятельное и творческое рассказывание.
Отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию стихов.
Пример рассказа по картинке
Дети фипили фнигака. Дети катавифа на
фанки. Дети катавифа ив гойки.
Питатинифа повала детёф дефкий фат.

Овладение системой родного языка ОНР II уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
НЗП (до 20 и более).
Характерны: замены звуков и
смешения (П-Т-К, С-Т),
нарушено произношение
мягких согл. зв.: ПЬ-МЬ-БЬ;
ТЬ-ДЬ-НЬ перед гласными А,
О, У+ произношение
свистящих, шипящих,
аффрикат.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Ограничен качественно и
количественно. Есть след. ЛГ
разряды слов: сущ, гл.,
прилаг., нареч., мест.,
некоторые предлоги и союзы.
Дети не знают многих слов
(названий цвета предмета, его
формы, размера), заменяют
слова близкими по смыслу.
ФОНЕМАТИКА
1.Не различают на слух и в произношении не
только близкие по звучанию, но и далекие звуки:
(дупа - рука; морашки - ромашки; биледат виноград) и т.п.
2.Грубо искажают ССС (перестановки, замены,
уподобления) и звуконаполняемость (алёти;
сковородка; дёти; гада; биледат; ликаза).
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Наличие резко выраженного аграмматизма:
- Начинают употреблять некоторые предлоги, но
смешивают их по значению или опускают (Я была
лелька - Я был на елке);
- нарушения в согласовании прилагательных и
числительных с сущ. (асинь адас - красный карандаш;
- да пека – две печки);
- смешивают падежные окончания (Катался гокам катается на горке);
- ошибаются в употреблении мн.ч. сущ. (да памидка- две
пирамидки), в употреблении числа и рода глаголов
(Коля питяля - Коля писал).
Дети часто употребляют сущ. в Им.п., а глаголы в инфинитиве или форме 3 лица ед. и мн. ч. наст. вр.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Появляется фразовая речь, искаженная в фонетическом и грамматическом отношении,
могут ответить на вопросы по картинке на близкую им тему, используя простые предл.,

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ (ОНР II уровень)

Пример рассказа по картинке
Бася … котю. Она … фате.
Бася кос зиля ходива.
Собака … школа. Она … портфель.
Собака кость взяла, ходила.

Сравнение текстов рассказов

III уровень ОНР
Дети фипили фнигака.
Дети катавифа на фанки.
Дети катавифа ив гойки.
Питатинифа повала детёф
дефкий фат.
II уровень ОНР
Бася … котю.
Она … фате.
Бася кос зиля ходива.

III уровень ОНР
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница - питатифа
II уровень ОНР
самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

Овладение системой родного языка ОНР I уровня (4,5 - 5 лет)

ОТСУТСТВУЮТ СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
(в то время, когда у нормально развивающихся детей речь уже полностью сформирована!)
1.Отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана:
собака, коза, баран, корова – АВА; машина, корабль, ракета, велосипед – ТУ-ТУ
упасть, спуститься, сесть, лечь – ПА; есть, пить, откусывать, жевать – АМ и т.п.
Речевая подражательность детей реализуется лишь в звуковых комплексах,
состоящих их 2-3 плохо артикулируемых звуков раннего онтогенеза (отсутствуют
звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных). ЗП
характеризуется неопределенностью: дверь - теф, вефь, веть. Произношение отдельных
звуков лишено постоянной артикуляции.
2. Небольшое количество нечетко произносимых обиходных слов (искажена
ритмико-слоговая структура слова).
Пассивный словарь шире активного, но ограничен по сравнению с нормально
развивающимися детьми. На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как
грамматические формы детьми не учитываются.
3. Характерно отсутствие грамматических связей слов между собой и
морфологических элементов для передачи грамматических отношений.
Дети не понимают значений грамматических изменений слова
(формы ед. и мн. числа сущ.; пр.вр. глаголов, формы ж. и м. рода; не понимают
значения предлогов).
4. Речь понятна лишь в конкретной ситуации!
5. Дети широко используют паралингвистические средства общения.

Образцы произношения слов детьми

III уровень ОНР
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница - питатифа
I уровень ОНР
петух -уту
киска - тита
воробей - ки
II уровень ОНР
самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

Речевые особенности + недостаточная сформированности процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (неречевые психические процессы)

1. Нарушены внимание и память (особенно слуховые).
2. Нарушены пальцевая и артикуляционная моторика.
3. Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Можно говорить о незрелости высших психических функций.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с
речевой функцией, что затрудняет определение первичного и
вторичного нарушения, т.е. что является причиной, а что –
следствием:
I – нарушения словесно-логического мышления и внимания
II – ОНР
ИЛИ
I – ОНР
II – нарушения словесно-логического мышления и внимания

Нарушения внимания и памяти

Проявления:
1. Трудно устанавливают порядок расположения даже 4-х предметов
после их перестановки.
2. Не замечают неточностей в рисунках-шутках.
3. Не всегда выделяют предметы по заданному признаку (Покажи
только красные квадраты; Хлопни в ладоши, если будет названа
одежда; Собери в коробочку все предметы, сделанные из дерева или
металла).
4. Трудно сосредоточить и удержать внимание на словесном материале
вне наглядной ситуации (поэтому в полном объеме не воспринимают
пространственные, длинные инструкции, неконкретные,
продолжительные оценки их деятельности).
5. В большей степени затрагивают произвольную деятельность.
Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне
(МУЛЬТИКИ, ПОДАРКИ) происходит значительно лучше.

Нарушения артикуляционной моторики

Проявления:
1. Ограниченность, неточность
или слабость движений подвижных органов артикуляции
– языка, мягкого неба, губ и нижней челюсти. () Артикуляция всех
звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные
органы образуют с неподвижными (тв. нёбом и зубами) смычки и
щели между собой.
2. Естественно, нарушения артикуляции звуков приводят к их
дефектному произношению (НЗП),
а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Нарушения мелкой моторики пальцев рук

1.
2.
Пальцы малоподвижны.
Движения пальцев рук отличаются неточностью или
несогласованностью.
Даже пятилетние дети держат ложку в кулаке;
с трудом правильно берут карандаш, кисточку;
не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки.
Связь пальцевой и артикуляционной моторики была подтверждена в
конце 20 века исследователями Института физиологии детей и
подростков АПН РФ
(А.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина).

Недостаточная сформированность словесно-логического мышления

Проявления:
1. Испытывают затруднения при классификации предметов,
обобщении явлений и признаков (поэтому с трудом решают
математические задачки, не в состоянии отгадать несложные
загадки).
«Мебель – это стол, шкаф, телевизор, настольная лампа. ПОЧЕМУ?
У нас в комнате есть»
1. Суждения детей бедны, отрывочны, логически не связаны друг с
другом.
«Зимой дома тепло, тому что нет снега»
«Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»

Характерологические (личностные) особенности детей с ОНР

На занятиях:
у одних – быстрая утомляемость, отвлекаемость; дети вертятся,
разговаривают, не воспринимают учебный материал.
Другие – ведут себя тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или
отвечают невпопад, задания не воспринимают.
В процессе общения между собой:
у некоторых детей - повышенная возбудимость (они слишком
подвижны, трудно управляемы);
другие – вялые, апатичные (не проявляют интереса к играм, к чтению
им книжек воспитателем).
Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством
страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению
негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости.

Наличие сложного симптомокомплекса у детей с ОНР

Проявления:
1. Системное нарушение речи, которое характеризуется нарушениями ЗП,
ФВ, ССС, ограниченностью словарного запаса, несформированностью
грамматического строя речи и связной речи.
2. Незрелость высших психических функций (внимания, восприятия,
памяти, мышления).
3. Наличие характерологических особенностей (тихие, спокойные,
чрезмерно подвижные, непослушные, впечатлительные, легко ранимые,
проявляющие негативизм и др.).
ВЫВОД
Успешная логопедическая работа возможна только при наличии
комплексного МПП подхода, который выражается в следующем:
- медикаментозное лечение и психотерапия;
- логопедическое воздействие специалистов;
- максимальная помощь родителей и воспитателей;
- нейропсихологическая направленность коррекционной работы, учитывающая
весь симптомокомплекс имеющейся у детей недостаточности.

Логопедические заключения
(дошкольный возраст)
ОНР I уровня, на фоне моторной алалии.
ОНР I уровня, на фоне моторной алалии, с синдромом дизартрии.
(младший школьный возраст, N)
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью
фонетико-фонематической и (или) лексико-грамматической стороны
речи.
(младший школьный возраст, интеллектуальные нарушения)
Несформированность языковых средств общения на фонетикофонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием
недоразвития смысловой стороны речи.

ОНР I уровня

Основные задачи:
Формирование мотивационной основы речевой деятельности
Воспитание речевой и психической продуктивной активности
ребёнка
Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
Формирование активного словаря, доступного пониманию и
воспроизведению
Формирование первоначального навыка общения в различных
ситуациях (поддержание элементарного диалога)
Совершенствование неречевых процессов.
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи,
неправильное произношение допустимо.
Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с
ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

ОНР I уровня

Направления работы:
Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам
«Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные».
Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос
(после знакомства с предметом: «Покажи, где..?»)
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий,
которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем
связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные
грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать
знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание
до предикативного уровня
Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения
различных невербальных (без использования слов) заданий:
Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;
Понятие об основных цветах;
Понятие о форме;
Слуховое внимание и восприятие (Где спрятался колокольчик?);
Совершенствование памяти (Чего не стало?);
Мыслительные операции (Четвертый лишний, Разрезные картинки,
Доски Сегена);

ОНР I уровня

Активизация речевого подражания начинается с подражания
действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать
потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые
миниатюры.
Формирование доступного активного словаря. Вызываются
звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же
возможности комбинировать слова во фразу.
Результат: расширение кругозора и представлений об
окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне
диалог, первые попытки комбинирования слов, владение
элементарным активным словарем.

ОНР II уровня

Основные задачи:
1. Формирование фразовой речи на основе усвоения
грамматических категорий и расширения словаря
2. Усвоение различных синтаксических моделей
3. Совершенствование неречевых процессов (профилактика ЗПР)
4. В конце второго этапа – совершенствование произносительной
стороны речи.
Направления работы:
1. Расширение понимания чужой речи, расширение активного словаря,
формирование навыка строить двухсловное предложение. Работа над
пониманием чужой речи предполагает узнавание предметов по их
описанию, функции.
На доступном словаре сначала в пассиве, а затем в активе начинается
разграничение форм единственного и множественного числа
существительных, а затем и глаголов (дай мяч/мячи).
Акцент в работе делается на формирование у ребенка предложения из
двух слов. Центром предложения является сначала глагол в
повелительном наклонении. Дети учатся давать команды игрушкам, маме,
другим детям. Акцент делается на ударное окончание (ляля, сидИ/идИ).
Когда ребенок успешно использует 8-10 глаголов, к основе наращивают
звук [т] (ляля, сиди! – ляля сидит). Появление фразы рассматривается как
речевой криз.

ОНР II уровня

Направления работы:
2.
Далее идет целенаправленная работа над двусоставным предложением и
усвоением элементарных грамматических форм. На этом этапе не прекращается
работа над импрессивной речью – детей учат отличать слава, близкие по
звучанию (Покажи, где несут, а где везут?). Продолжается наращивание
активного словаря по лексическим темам – разучиваются одно-, дву- и даже
трехсложные слова (используется прием отстукивания, отхлопывания,
дережирования слов).
Начинается работа над совершенствованием органов артикуляции, речевого
дыхания. По возможности уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза.
Начинается распространение простого предложения при помощи вопросноответной формы общения с ребенком. Используются вопросы косвенных
падежей. Сначала одни вопрос к разным картинка: Что пьет мама? Что пьет
папа? Что пьет девочка?далее разные вопросы: Кого кормит мальчик? Чем
мама режет хлеб? Обязательно включается противопоставление падежных
форм: Мальчик ест суп / думает о супе / облился супом. Первоначально мы
обращаем внимание на окончания. По мере овладения системой флексий
начинаем уделять внимание предлогам. Постепенно объем предложения
расширяется до 5-7 слов, что происходит за счет включения уже отработанных
словосочетаний. (У меня нарисовано много грибов)
Когда словарь ребенка достигнет 200-300 слов, можно начинать постановку
звуков и их автоматизацию. Параллельно ведется работа над
совершенствованием слоговой структуры трехсложных слов.

ОНР II уровня

Направления работы:
3. Предложение с однородными членами начинается с работы
над обобщающими понятиями: В саду растут фрукты: яблоки,
груши, сливы. Составление загадок описаний,

Целью игры является формирование у детей навыков словообразования. Игра используется при индивидуальной работе с ребенком или в работе в малых группах. Возраст детей 5-6 лет. Игра направлена на закрепление умения детей образовывать относительные прилагательные по различным темам, на активизацию словаря детей и на развитие связной речи.

Целевая аудитория: для дошкольников

Презентация создана для детей с тяжелыми нарушениями речи с целью отработки употребления существительных единственного числа в косвенных падежах (дательном/ родительном) или отработки употребления притяжательных прилагательных. В зависимости от целеполагания занятия можно менять вопросы: Кому дадим хвост?/ Кого это хвост?/ Чей хвост?"
Анимация при клике нужной картинки, смена слайдов по клику триггерной кнопки.
Последние слайды- сюрпризный момент и использованные ресурсы.

В игровой форме дети учатся выделять первый звук из названий картинок и определять его мягкость. Определить правильность выполнения заданий, помогают зайчики.
Данный тренажер можно использовать, как на уроках, при прохождении темы "обозначение мягкости согласных гласными второго ряда", так и на логопедических занятиях. Ресурс можно использовать при фронтальной работе, при занятиях с группой и индивидуально. Данный вид работы развивает фонематический слух, звуковой анализ, а если дать задание, записать названия картинок, то и закрепляет навык обозначения мягкости согласных на письме.

Эту работу можно использовать на групповом занятии или при индивидуальной работе с учащимися, у которых наблюдаются замены парных согласных на письме.
В занимательной и интересной для детей форме проводится работа по развитию фонематического слуха (различением П-Б на слух). Затем даются письменные упражнения для правильного написания этих букв в словах.
Все задания даются поэтапно: сначала парные согласные даны в словах в сильной позиции, затем - в слабой, когда нужно использовать правило для правильного написания согласных в словах.
Эту работу можно также использовать для работы с дошкольниками, у которых имеется нарушение фонематического слуха.

Целевая аудитория: для логопеда

Данная интерактивная дидактическая игра предназначена как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий по формированию и развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза. Может быть использована на интерактивной доске и компьютере.

Ребенок выделяет 1-ый звук в названии предмета и дает характеристику этому звуку.
Согласный твердый звук обозначаем синим цветом, нажимая на соответствующий круг.
Согласный мягкий звук - зеленым, нажимая на соответствующий круг.
Гласный звук - красным цветом, нажимая на соответствующий круг.
Если ответ правильный - звучит звук колокольчика, на экране остается соответствующий круг, остальные - исчезают.
Если ответ неправильный - звучит звук молоточка.
При нажатии на картинку - появляется буква, обозначающая 1-ый звук в слове.
Из 1-ых звуков названий предметов составляем слово.

Целевая аудитория: для логопеда

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Особенно распростра-ненными являются нарушения письма и чтения.Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии.

Целевая аудитория: для логопеда

Детям с нарушением фонематических процессов бывает очень трудно выделить в словах одинаковые звуки. Данный материал предназначен для этапа, когда ученики не только могут разделить слова на слоги, но и найти общий слог в двух словах. Когда все слоги выделены, нужно из них составить предложение, записав его грамотно.

Для определения верного ответа, нужно нажать на конверт. Если ребёнок испытывает затруднения, то можно взять помощь, нажав на кнопку. В создании данного тренажёра был использован технологический приём "Волшебный конверт"

Целевая аудитория: для 1 класса

Презентация на тему: "Профилактика Дисграфии".
Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. И.Н. Садовникова
В разработке представлены упражнения, направленные на коррекцию дисграфии.




Принято выделять 4 уровня речевого развития при ОНР. I уровень речевого развития I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существи­ тельными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами.


II уровню речевого развития Переход ко II уровню речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю). Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы; поет-поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.


III уровень речевого развития III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с", еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля). Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).


IV уровень речевого развития IV уровень речевого развития характеризуется незначительными изменениями всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р"], [Л - Л"], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т" - Ц - С - С"] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь; перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт; элизии (сокращение гласных при стечении); парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист; в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист; добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи». Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте. Все это прослеживается в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.