Правила и приемы публичного выступления. Как закончить выступление

Правила и приемы публичного выступления. Как закончить выступление
Правила и приемы публичного выступления. Как закончить выступление

Опытные лекторы считают, что выступление лучше закончить на минуту раньше, чем позже. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают под­бородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысив­шего регламент, «увозят» на транспортере вместе с трибуной или опускают под сцену. Если выступле­ние подходит к концу, и слушатели проявляют при­знаки утомления, лучше не «взбадривать» их различ­ными приемами, а подумать о завершении выступле­ния. Пауза, слова: «итак», «заканчивая выступление» и т.п. переключают внимание, оно получает допол­нительный импульс и в зале обычно устанавливает­ся тишина. «Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости», - писал юморист.

Бывает, однако, что, стремясь все сказать, ора­тор так увлекается, что доводит слушателей до изне­можения или бурного протеста. Тут уж не до заклю­чения, как бы удалиться поприличнее! Некоторые вы­ступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня все». Звучит это банально и гасит впечатление от всего выступле­ния. Ведь известно, что последнее впечатление са­мое сильное и если заключения нет или оно не связа­но с темой выступления - суть выступления усколь­зает от слушателей.

Достаточно типично для информационных речей заключение, в котором подводится итог сказанному. А вот как закончила свое выступление на съезде пред­принимателей директор одной крупной фирмы: «Я думаю, что приведенных мной примеров достаточ­но, и вы, уважаемые члены правительства, поняли, что я хочу сказать: «Для того, чтобы мы были законо­послушными, законы должны быть предельно конк­ретны и не иметь обратной силы». Это пример заклю­чения-вывода. Краткое повторение сказанного ис­пользуется обычно в обучающих выступлениях.

В агитационных речах заключение несет большую нагрузку. Ведь надо, чтобы слушатели не только ос­мыслили, но и эмоционально «пережили» сказанное, чтобы это воодушевило их, подтолкнуло к действиям. Поэтому в убеждающих речах в заключении может еще раз прозвучать основная идея выступления - то, в чем оратор убеждал аудиторию, - но в яркой форме. В речах, побуждающих к действию, заключе­ние обычно представляет собой постановку конкрет­ных задач, как в выступлении на Съезде народных депутатов СССР Д.С. Лихачева: «Должна быть долго­срочная программа развития культуры в нашей стра­не... Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится пре­ступность... »

В агитационных речах особенно тщательно продумывается концовка - последние слова выступле­ния. Оратор старается сформулировать главную идею своего выступления так кратко и выразительно, чтобы это надолго осталось в памяти, запало в душу, побу­дило к действиям. Концовкой обычно служит яркое афористичное высказывание, призыв или пожелание. Завершение лекции для первокурсников академика А.А. Ухтомского «О знаниях»: «Итак, в добрый час! Огорчения и преграды пусть забываются ради радо­сти знать, знать все больше и глубже!»

Подготовить заключение, как мы уже говорили, надо заранее, но так как ни одно выступление не происходит точно так, как предполагалось, ведь ре­акцию аудитории в точности предсказать невозмож­но, то заключение может отличаться от заготовлен­ного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и, быть может, ограничиться вы­водами и пожеланием аудитории.

Главное - заключение должно быть непосред­ственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, подчеркивать связь оратора с аудито­рией, быть мажорным, оптимистичным по духу.

Пример неудачного окончания выступления - неожиданное заявление: «Ну, у меня все!», а также извинения за то, что задержал, плохо подготовился, не знал, кто придет слушать и т.п. Заключение долж­но быть подарком слушателям.

Хорошо воспринимаются выступления, конец ко­торых перекликается с началом. Если такое заклю­чение «ложится» на настроение аудитории, оно вы­зывает эстетическое ощущение высокого искусства слова. Вот как закончил упоминавшуюся лекцию о Средиземном море профессор М.А. Мензбир: «...Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную в стране далекого севера, в неприглядный вечер се­рого декабрьского дня, это было бы лучшее, на что я смею рассчитывать, оставляя аудиторию».

В информационных и агитационных выступлениях огромное значение имеет адекватное донесение до слушателей главной мысли выступающего, его основной идеи.

Для того, чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее иметь. Для этого нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи – надо ее выразить словами, по возможности кратко и понятно. П. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью».

С другой стороны, исследования Т. М. Дридзе убедительно показали, что третья часть аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении.

Таким образом, словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории.

П. Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует?» – «Да кто его знает, – отвечает старик, – он еще ничего об этом не сказал». Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его» (с. 76).

Именно отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей после выступления – что он, собственно, хотел сказать? Что он имел в виду? Что он доказывал нам? И именно поэтому актуален «старый, но не потерявший своего значения совет: «Расскажи слушателям, что ты собираешься делать; в то время, как ты уже делаешь, разъясни им, что ты делаешь, а когда сделано, расскажи им, что ты сделал» (с. 117, П. Сопер).

Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, типа выступления, аудитории и т. д. Можно лишь

Оптимальным является выступление по принципу «один текст – одна мысль». Две-три идеи в одном выступлении – это предел, и то рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую.

Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения.

Во вступлении следует повторить тему.

Основная мысль должна быть оратором написана для себя, се лучше держать перед собой на протяжении всего, выступления.

В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи

В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать:

– если выступление строится дедуктивно – в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса.

Например, выступление посвящено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать реформы, так как только они могут сделать экономику саморегулирующейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части необходимо использовать ключевые слова – реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы – реорганизация, рыночная экономика, преобразования и др.:

– если выступление строится индуктивно, то во вступлении надо упомянуть ключевые слова, в основной части – ключевые слова и в конце основной части – полный тезис, и в заключении – полный тезис в самом конце.

Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме.

Главная мысль должна быть выражена эксплицитно, в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной форме изложения и не менее двух раз – при индуктивной форме изложения.

Завершение выступления

«Конец – делу венец», гласит поговорка. Эффективное завершение устного выступления – половина дела. Вспомним закон края – последнее запоминается лучше, остается

и памяти прочнее. Отсюда и то огромное значение, которое имеет завершающая стадия выступления оратора.

О. Эрнст писал: «Слушатели ожидают от оратора заключения». Ф. Снелл справедливо считает, что «удавшимся можно считать то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией. Аудитория должна хорошо представлять, что и как делать дальше. Должен быть результат вашего выступления. Обязательно в заключение объясните, зачем нужна слушателям полученная информация».

Таким образом, заключение имеет две основные функции – напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать». Оратору необходимо помнить об обеих сторонах заключения.

Как же завершить выступление?

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Не надо говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть очевидной для слушателя без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Подытоживающее повторение. Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления – во-первых, во-вторых, в-третьих. «Как слушатели, мы большей частью ленивы. У нас короткая память. Мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме» (П. Сопер, с 255).

Иллюстрация. Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня.

Кульминация. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!». Специалисты отмечают, что кульминация как концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она неизменно производит сильное впечатление на слушателей.

Обобщающий вывод: «Итак, ...». Основной вывод при этом формулируется кратко и в полной словесной форме.

Комплимент аудитории. Д. Карнеги приводит такой при-

мер подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Обращение к слушателям. Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. д., поздравить их с праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.

Юмористическая концовка – шутка, анекдот, смешная: история. «Если сможете – оставьте аудиторию смеющейся», – советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание. Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать некоторое расширение – если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др.

Чего не следует делать в конце выступления?

Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить...», «я вижу, несколько утомил вас...» и др.

Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали уже вывод – все впечатление от вывода будет смазано.

Нельзя обрывать речь без заключения.

Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами – обязательно надо дать аудитории некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.

Ответы на вопросы аудитории

Как отвечать на вопросы? Это проблема для многих ораторов. Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в интересах усиления воздействующей силы выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать, а иногда и «провоцировать».

Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы?

Отвечать надо на все вопросы. Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно.

Отложить ответ можно словами: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить...» Можно сказать и так: «Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве, мы обсудим это».

Отвечать на вопросы надо на равных. Это означает, что оратор должен продемонстрировать уважение к любому, задающему вопрос, признать любой вопрос аудитории как законный, правомерный. Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса – любой вопрос законен и требует ответа. Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно.

Подчеркнуто внимательно следует выслушивать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает вопрос, чтобы «показать себя».

Отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: «Вы меня не так поняли», нужно сказать: «Видно, я неудачно выразился», или «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др.

Отвечать кратко. Не превращать ответ в лекцию! Мы уже отмечали, минута-полторы – предел для ответа на вопрос.

Можно дать некоторые рекомендации, как отвечать на «трудные вопросы» – такие, которые, как правило, самой своей формой ставят нередко оратора в трудное положение. Разумеется, все зависит от содержания вопроса, но некоторые технические приемы могут быть рекомендованы на-

чинающим ораторам. А. В. Стешов дает следующие рекомендации.

Вопрос-капкан. Вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос – ирония. К примеру, С. Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, известный при Сталине человек, уцелели? Д. Кугультинов был репрессирован, а Вы нет?» – «Даже самые злостные браконьеры не могут отстрелять всех птиц», – ответил С. Михалков. Это – классический прием возвратного удара, который не позволяет противнику втянуть вас в дискуссию, от которой противник наверняка выиграет.

Контрвопрос. Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: «Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше».

Блокирующий вопрос. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: «Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? Будем ли мы независимы, если будем принимать финансовую помощь Запада?» На такие вопросы можно реагировать двояко. Во-первых, можно отреагировать на данный вопрос как на смысловой, а не риторический, то есть отнестись к нему серьезно, как к вопросу по существу: «Очень интересный вопрос. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос, но можно было бы ответить так...» и т. д. Второй способ – показать, что идея, содержащаяся в вопросе, верна (вы правы), но она верна лишь для определенных условий, а в вашем случае имеются в виду другие условия.

Каверзный вопрос. Это вопрос-укус, попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: «Вы читаете нам об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении?» На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность (это очень хорошо нейтрализует такие вопросы), либо прибегнуть к иронии: «Я понимаю ваши проблемы... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик...» и т. д.

Вымогающий вопрос. Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку

зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: «Вы же не станете отрицать, что... Кто же.может отрицать, что...? Вы же не можете не признать тот факт, что...» и др. А Стешов считает в таком случае лучшим ответ типа: «Не занимайтесь вымогательством!» с. 128). Можно предложить и другой вариант: «Да, но...», или: «Это не совсем так...»

Вопрос-несогласие. Это вопрос типа: «Почему вы говорите..., в то время как...?» На подобные вопросы лучше отвечать, признавая правомочность высказанной точки зрения: «Да, есть и такая точка зрения. Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено». Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из возможных, одну из существующих: «Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной. Не хотелось бы повторять приведенные мною аргументы».

Если оратор получил письменные записки, а ответить на них не успел из-за дефицита времени, лучше сказать: «Товарищи, задавшие письменные вопросы, будьте добры, подойдите ко мне сейчас, после того, как я закончу, я отвечу на ваши вопросы».

И последнее: как быть, если вы получили оскорбительную, грубую записку – отвечать на нее или нет? Принцип остается единым: на все вопросы надо ответить. Либо вы превратите этот вопрос в серьезный, содержательный (в таком случае передайте вопрос своими словами) и ответите на него всерьёз, либо зачитайте вслух начало вопроса, а затем скажите: «Я что-то не совсем понял тут один вопрос. Есть тут автор вопроса? Будьте добры, повторите вслух свой вопрос, и я с удовольствием отвечу». Вы можете быть полностью уверены в том, что вопрос повторен не будет.

Как заканчивать речь

В заключении можно воспользоваться практически всеми методами, которые были рекомендованы для начала выступления; при этом заключение может даже содержать ту же самую мысль или цитату, которые произносились вами во введении. Все, что требуется сделать, – это немного модифицировать модуляции голоса, демонстрируя, что вы снова возвращаетесь к этой мысли или цитате, после того как доказали их.

Повторив основные пункты, подводящие итог философии вашего послания, вы можете закончить свою речь следующим образом.

Предложить аудитории поразмыслить

Слушателям было бы неплохо поразмышлять над темой, основываясь на ваших убеждениях. Поэтому после того, как вы изложили им свое мнение в нескольких разделах речи, используя описанные выше техники и способы, вы внедрили в умы и души присутствующих свои идеи. Размышляя над темой вашей презентации на основе этих идей, аудитория сможет прийти к тому заключению, которое вы хотели бы услышать.

Использовать цитату

Цитирование известного автора подкрепляет заявления, сделанные во время речи, а также усиливает доверие к вам. Цитаты должны быть непосредственно связаны со структурой вашей речи и, по возможности, принадлежать тем авторам, которые считаются авторитетами в обсуждаемой вами теме.

После того как Танкреду Невес был избран президентом Бразилии, он произнес речь, в которой призвал бразильцев объединиться для достижения целей, стоящих перед страной. Конец этой речи известен как одно из самых важных посланий президента. В заключении своего выступления Танкредо воспользовался такой цитатой: «Мы не собираемся расходиться. Давайте продолжать объединяться, как мы делаем это на людях, с теми же эмоциями, с тем же достоинством, с той же решительностью. Тирандетес, герой, движимый безумной надеждой, сказал нам почти двести лет назад, что если мы все захотим, то сможем сделать нашу страну великой нацией. Так давайте же сделаем ее такой».

Призвать к действию

Недостаточно убедить аудиторию. Гораздо важнее побудить людей действовать. Если благодаря вашим усилиям слушатели поверят, что определенный благотворительный институт нуждается в пожертвованиях, ваша работа не будет сделана до тех пор, пока они не внесут деньги.

Вызвать сильные эмоции

В заключение речи вы можете воспламенить аудиторию словами, полными энтузиазма, увеличивая накал эмоций по мере приближения к концу выступления. Очень важно убедиться в том, что аудитория надлежащим образом подготовлена и ее эмоции соответствуют ситуации финала. Если аудитория все еще выглядит равнодушной, будет лучше поискать другой способ закончить речь. Я видел множество ораторов, которые, веря в то, что они нужным образом подготовили эмоции своих слушателей, оказывались после выступления полностью уничтоженными, а их речь полностью лишалась своего блеска.

Сошлитесь на мероприятие

Я настоятельно рекомендую заканчивать свою речь именно таким образом, потому что он позволяет отождествить происходящее с содержанием вашего выступления. Можно упомянуть причину, по которой вы собрались, или последствия этого собрания, описание самого мероприятия, а также сделать любые комментарии, описывающие те или иные аспекты мероприятия, по поводу которого была произнесена речь, или все его целиком.

Похвалите аудиторию

Прежде всего, похвала аудитории, как во вступлении к речи, так и в заключении, должна быть искренней. Хвалить качество, которым слушатели не обладают, – значит навлечь на себя опасность потерять все, чего вы достигли в начале своего выступления. Однако если вы сумеете заметить некую положительную особенность аудитории и почувствуете, что людям будет приятно, если вы подчеркнете ее, вам следует сделать это.

Сошлитесь на какое-нибудь историческое событие

Рассказать об историческом событии, реальном или вымышленном, это весьма привлекательный способ закончить речь. Этот рассказ поглотит внимание слушателей и долго будет будоражить их воображение. Независимо от того, было это событие на самом деле или нет, проследите за тем, чтобы оно имело непосредственное отношение к вашей речи. Изложение истории просто для того, чтобы рассказать ее, особенно в заключительной части выступления, может причинить сильный вред, а поскольку вы заканчиваете свое выступление, то у вас просто не будет времени, чтобы исправить содеянное.

Извлеките преимущество из забавной ситуации

Шутка, как мы видели, возникает из ситуации, которой вы придаете определенный акцент. Все рекомендации, данные для использования шуток во введении, вполне применимы и для заключения.

Используйте подробности

Заканчивая свою речь, вы можете вспомнить подробности, касающиеся времени, места или людей. Этот способ всегда производит сильное воздействие на аудиторию, потому что восходит к непосредственному ее окружению и позволяет полностью реализовать преобладающую эмоцию.

Из книги Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично автора Карнеги Дейл

Глава девятая Как заканчивать выступление Хотите ли вы знать, в каких разделах своей речи вы скорее всего проявите опытность или неопытность, мастерство или отсутствие навыков?В начале и в конце. В театре существует старая поговорка, относящаяся, конечно, к актерам,

Из книги Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни автора Козлов Николай Иванович

Книгу пора заканчивать Немного праздника, а потом по делу Наведу порядок в доме, Наведу порядок в сердце, Приведу тебя в порядок И скажу: "Здесь все твое!" (И попробуй отказаться, хитроумная лисица!) И тогда начнется наше Бесконечное житье. Акропль (пишется именно так), то

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

7. Речь 1. Речь и ее функции.2. Виды речи.1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Когда заканчивать процесс? Цикл активизации в процессинге состоит в том, чтобы активизировать то, что заряжено, а затем извлекать из него реакции до прояснения. Это цикл процесса, и в более широком масштабе это цикл целого модуля процессов.Нам нужно активизировать такое

Из книги Ораторское искусство (притворись его знатоком) автора Стюард Крис

Речь О том, что такое речь, написано и сказано многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Речь-призыв, или Побудительная речь Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,

Из книги Я привлекаю деньги - 2 автора Правдина Наталия Борисовна

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство. Судьи, прокурор, адвокаты

Из книги Флирт. Секреты легких побед автора Лисс Макс

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Из книги Умение слушать. Ключевой навык менеджера автора Феррари Бернард

Глава 8 Флирт: чем заканчивать встречу? Завершение разговора – самая важная часть флирта. Именно последний аккорд первой встречи задаст тон всему будущему общению – хотите ли вы прекратить его, продолжить или перевести на новый уровень.Как и в случае с началом

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная Как было сказано выше, англоязычные специалисты по ДР практически все без исключения психологи. Анализируя ДР, они опирались на авторитет англоязычных же лингвистов. Последние, будучи последователями Хомского,

Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

7. Почувствуйте, когда нужно заканчивать дебаты Казалось бы, это так просто, не правда ли? Так оно и есть, когда вы слушаете сосредоточенно. Убежден, что вам понятно, какую цель преследует разговор или какие причины вызвали его, и вы интуитивно чувствуете момент, когда

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Как начинать и заканчивать прием лекарственных средств? О том, что приступать к приему лекарств лучше, руководствуясь принципом «тише едешь – дальше будешь», мы уже говорили. Теперь настало время рассказать вам о синдроме отмены и повторном появлении

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Очень важно уметь хорошо заканчивать свое выступление, и обучение этому требует упорства Если вы думаете, что достаточно проинструктировать людей, и они сразу же перестанут делать ошибки, то вы заблуждаетесь. Необходимы десятки упражнений, а в некоторых случаях и весь

Из книги автора

4.7. Речь Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом.

Из книги автора

Как не надо заканчивать выступление? Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Не следует говорить: Пример А теперь я сделаю заключение. Теперь я перехожу к завершающей части своего выступления. Концовка должна

Как придумать мощное, яркое начало для выступления перед аудиторией? Вот несколько способов дать своей речи эффективный старт. Если вы придумаете, как продемонстрировать аудитории свою теплоту и дружелюбие и при этом сумеете впечатлить ее, то через 30 секунд после начала выступления она будет готова пойти за вами на край света.

Упомяните некое актуальное событие. Используйте передовицу свежей газеты как мостик, чтобы перейти к теме вашей беседы или доказать либо проиллюстрировать свою точку зрения. Вы можете принести с собой экземпляр газеты и развернуть ее перед всеми, когда сошлетесь на написанное в ней во время вступительных слов. Такая картинка — вы стоите на сцене с газетой в руках и читаете или цитируете наизусть важные мысли — привлечет внимание аудитории к вам и заставит людей податься вперед, чтобы не пропустить ни единого вашего слова.

Перескажите недавний разговор. Начните с пересказа вашей недавней беседы с кем-нибудь из присутствующих. Например, скажите так: «Несколько минут назад в фойе я разговаривал с Томом Робинсоном. Он сказал мне, что сейчас наступил один из самых удачных моментов для того, чтобы делать бизнес в этой отрасли. И я с ним согласен».

Сделайте шокирующее заявление. Можно начать свое выступление с заявления, которое вызовет некий шок. Например, вы можете заявить что-нибудь такое: «По последним данным, в следующем году в этой отрасли конкуренция не просто усилится, но приведет к таким переменам и новым возможностям, какие в прошлом даже нельзя было себе представить. В результате всех пертурбаций 72 процента людей, сидящих сейчас в зале, через два года будут трудиться уже в другой области, если не смогут достаточно быстро адаптироваться к изменившейся среде».

Начните с анекдота — если уместно. Выступление можно начать и с шутки, но только если она на самом деле смешная. Вы должны быть уверены на 100 процентов, что аудитория воспримет ваше высказывание или байку как комичную. Поэтому вам следует предварительно испытать свой анекдот несколько раз на других людях, чтобы убедиться в его эффекте. Используйте юмор только в том случае, если сами считаете историю или шутку смешной, а также если убеждены, что сможете рассказать ее хорошо и она действительно будет адекватно воспринята аудиторией.

Позабавьте аудиторию. Один из лучших американских спикеров Билл Гоув, после того как его официально представили аудитории, обычно выходил на сцену так, будто только что прервал одну беседу за кулисами, чтобы теперь перейти к другой — с сидящей в зале группой людей. У слушателей возникало ощущение, что он не собирается произносить речь, а просто хочет поговорить с ними.

Бил часто подходил к самому краю сцены, придавал себе заговорщический вид, руками призывал аудиторию придвинуться к нему и полушепотом произносил: «Подойдите поближе, мне нужно кое-что вам сказать». Складывалось впечатление, что он собирается открыть некую превеликую тайну — одновременно всем присутствующим.

Самое удивительное, что люди в зале действительно наклонялись вперед, чтобы услышать «секрет». А затем внезапно осознавали, что они делают, и разражались смехом. После этого «приемчика» Гоув уже мог из них, что называется, веревки вить.

Задайте вопрос, проведите опрос. Еще можно для начала сделать некое позитивное заявление, а затем задать вопрос, предполагающий ответ поднятием рук. Попробуйте такой вариант: «Сегодня у нас наступило прекрасное время, чтобы жить и заниматься бизнесом. Кстати, у скольких из вас есть свое дело?»

Я часто начинаю беседу таким образом и, после того как определенное количество слушателей поднимают руки, спрашиваю у одного из них, сидящего поближе к сцене: «А сколько человек действительно занимается своим делом?».

Неизменно кто-нибудь отвечает: «Мы все!». После этого я даю подтверждение этому ответу: «Вы правы! Мы все занимаемся своим делом — с того самого момента, когда устраиваемся на свою первую работу, и до тех пор, пока не выходим на пенсию. Мы все работаем на себя, независимо от того, кто выдает нам зарплату».

Сделайте заявление и задайте вопрос. Вы можете начать с некоего впечатляющего заявления и следом задать вопрос. Затем дать ответ и задать следующий вопрос. Этот прием моментально вовлекает людей в тему, и они будут жадно ловить каждое ваше слово. Вот пример:

«Двадцать процентов людей в нашем обществе зарабатывают 80 процентов денег. Вы входите в эти верхние 20 процентов? Так вот, в течение следующих нескольких минут я собираюсь ознакомить вас с некоторыми идеями, и они помогут вам войти в число самых высокооплачиваемых членов нашего общества. Как по-вашему, стоило ли ради этого приходить сегодня на семинар?»

Существует один интересный психологический феномен, который проявляется у людей с детства: они настроены отвечать на поставленные вопросы. Каждый раз, когда вы задаете вопрос, а затем делаете паузу, чтобы дать людям время осмыслить его, вы получаете полный контроль над аудиторией. Даже если люди не ответят вслух, они не могут заставить себя не ответить вообще.

Начните с истории. Свое выступление можно начать и с истории. Трудно придумать более сильные слова, мгновенно завладевающие вниманием аудитории, чем слова «Давным-давно жили-были...».

Еще с младенчества и раннего детства люди любят всевозможные истории и сказки. Слушатели мгновенно успокаиваются, замолкают и подаются вперед, словно детишки, сидящие вокруг костра. Когда я провожу семинары, длящиеся целый день, и хочу, чтобы участники быстрее уселись по местам после кофе-брейка, я громко говорю: «Давным-давно жил-был в городе, прямо в этом самом городе, один мужчина...» Заслышав эти слова, участники семинара быстренько рассаживаются и замолкают в ожидании продолжения истории.

Выстройте мост между собой и аудиторией. Одна из самых важных задач вступительной части речи — налаживание контакта со слушателями, построение моста между вами. Начните с чего-то, что объединяет вас с аудиторией. Например, с того, что сегодня — или когда-то в прошлом — вы работали в этой же отрасли. Может, у вас есть дети, как и у них. Может, вам знаком их город, или вы болеете за местную футбольную или баскетбольную команду. Или у вас есть некая проблема либо забота, во многом схожая с проблемами и заботами, с которыми слушатели сталкиваются в своей работе или жизни.

Если вы потратите несколько минут на возведение такого моста между вами и слушателями, они сразу же перейдут на вашу сторону. Они увидят, что вы один из них, и будут более восприимчивы к вашим словам и идеям, а также станут великодушнее и снисходительнее к возможным вашим ошибкам. Они будут чувствовать, что вы человек грамотный и доступный, потому что у вас с ними много общего.

Расскажите аудитории о себе. Очень часто я начинаю свои выступления перед бизнесменами, предпринимателями и торговыми представителями со слов: «В бизнес я пошел, не окончив среднюю школу. У моей семьи не было денег. Все, чего я добился в жизни, я должен был добиваться сам. Если кто-то и помогал мне, то совсем чуть-чуть».

Просто удивительно, как много людей подходит ко мне после подобных выступлений, чтобы подтвердить, что они прошли такой же путь. И, по их признанию, они сразу же стали идентифицировать себя со мной, потому что и сами, как и большинство людей, начинали с плохих оценок в школе и малых финансовых возможностей. Поэтому они с огромным интересом слушали мое выступление и чувствовали: все, что я говорю, намного вернее описывает их сегодняшнюю ситуацию и намного полезнее для их будущего, чем то, что мог бы сказать на моем месте человек с «высоким стартом» по жизни. Перекидывать такие мосты между собой и слушателями очень полезно: по нему они обязательно перейдут на вашу сторону.

И еще 6 идей:

  • Поблагодарите организаторов
  • Похвалите слушателей
  • Вспомните некое историческое событие
  • Процитируйте слова известного человека
  • Приведите данные новейшего исследования
  • Начните с проблемы

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям"

Обсуждение

убивать родиетлей надо этого мальчика наверняка.

оценки не главное, главное - знания
но оценивают-то именно их
так что насчет не важны... большое преувеличение
они важны, но они - просто оценки, либо молодец, запомнил понял, можешь отдохнуть, либо - есть еще над чем поработать
и не более того
но может у того мальчика неадекватные родители и гнобят за плохие оценки как за "чо так мало денег принес"
это не повод отменять контрольные
для того собственно и психологи в школе - исправлять родительскую дурь, что и не просто и не всегда возможно

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям. Как придумать мощное, яркое начало для выступления перед аудиторией? Свое выступление можно начать и с истории. Трудно придумать более сильные слова, мгновенно...

Обсуждение

О ДА! Открытки массово закупались не только перед НГ, но и перед другими праздниками, старательно надписывались и рассылались по всему Союзу... В ответ приxодили такие же горы открыток:-), которые xранились навалом и россыпью или же подклеивались в альбомы и одно время - в семейный рукописный журнал.

А еще игрушки елочные каждый год сами мастерили, вот как раз в последнюю неделю перед НГ... вместе с мамой и папой. Из яичныx скорлупок игрушки (в 90-м вспомнила детство, сделала Снегурочку - до сиx пор жива:-),
из фольги от конфет делали бусины, из цветной бумаги клеили гирлянды... Хорошее было время! :-)

Уютно). Эх, сколько таких совместных семейных дел было. Пельмени все вместе лепили, я стаканом кружочки из теста делала. А диафильмы на простыне.

Короче, вот в наше время...)))

Ну что, дорогие мои. В этом году пинать перед праздниками надо, прежде всего, меня саму - с новогодним настроением у меня, в силу только что произошедшего изменения семейного положения, пока туго. Так что я тут буду готовиться к Новому году, но потихоньку я этого делать не умею, буду публично. И всегда рада тем, кто присоединится:)) Как обычно, принцип тот же: не больше 15 минут в день. Ну, только штоллен подольше потребует, но он того стОит, уж поверьте:)) Итак. Сегодня мы составляем...

На первом всероссийском фестивале «Рыбная неделя» выступят известные российские музыканты. Все концерты в поддержку русской рыбы пройдут на сцене, которая установлена на Пушкинской площади (площадка «Москва – порт пяти морей»). 22 апреля в 18:30 фестиваль откроется выступлением А.Ф. Скляра. Уже 25 лет этот артист радует своих слушателей зажигательным стильным кабаре, в котором гармонично уживаются мужская лирика и уличный романс. В каждом выступлении Скляра присутствует настоящая интрига, и...

Гениальный альбом, с которого идеально начинать знакомство малышей с Большой музыкой. ******************************-************* «Детский альбом пьес» Петр Ильич написал специально для своих маленьких племянников и играл его с детьми. Миниатюры просты, но идеально подходят для первого знакомства с Большой музыкой. В них видна рука гениального композитора, поэтому слушать альбом нравится как детям, так и взрослым. ******************************-************* Исполняют музыканты...

Около 2х месяцев назад меня пригласили принять участие в марафоне под названием "Я счастливая". Поскольку я люблю разные психологические тренинги, решила попробовать. Организатор предлагала разные творческие и бытовые задания. Участники ставили перед собой цели и отчитывались о шагах к намеченному. Сначала все казалось очень наивным, - сказать мужу добрые слова, улыбнуться прохожим, сделать пирог с молитвой. Но уже через несколько недель я поняла, что что-то изменилось. Я почти год собиралась...

Обсуждение

Очень интересно!! С удовольствием поучаствую:)
Да, ничего не мешает, я счастлива! Каждый день! Не на протяжении всего дня, как говорила Шарлотта в Sex in the city, но каждый день:)

С удовольствием поучаствую!)
По поводу счастья, счастлива, но мне очень мешает моя лень...

«Конец – делу венец», гласит поговорка. Эффективное завершение устного выступления – половина дела. Вспомним закон края – последнее запоминается лучше, остается

и памяти прочнее. Отсюда и то огромное значение, которое имеет завершающая стадия выступления оратора.

О. Эрнст писал: «Слушатели ожидают от оратора заключения». Ф. Снелл справедливо считает, что «удавшимся можно считать то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией. Аудитория должна хорошо представлять, что и как делать дальше. Должен быть результат вашего выступления. Обязательно в заключение объясните, зачем нужна слушателям полученная информация».

Таким образом, заключение имеет две основные функции – напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать». Оратору необходимо помнить об обеих сторонах заключения.

Как же завершить выступление?

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Не надо говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть очевидной для слушателя без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Подытоживающее повторение. Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления – во-первых, во-вторых, в-третьих. «Как слушатели, мы большей частью ленивы. У нас короткая память. Мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме» (П. Сопер, с 255).

Иллюстрация. Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня.

Кульминация. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!». Специалисты отмечают, что кульминация как концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она неизменно производит сильное впечатление на слушателей.

Обобщающий вывод: «Итак, ...». Основной вывод при этом формулируется кратко и в полной словесной форме.

Комплимент аудитории. Д. Карнеги приводит такой при-

мер подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Обращение к слушателям. Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. д., поздравить их с праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.


Юмористическая концовка – шутка, анекдот, смешная: история. «Если сможете – оставьте аудиторию смеющейся», – советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание. Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать некоторое расширение – если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др.

Чего не следует делать в конце выступления?

Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить...», «я вижу, несколько утомил вас...» и др.

Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали уже вывод – все впечатление от вывода будет смазано.

Нельзя обрывать речь без заключения.

Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами – обязательно надо дать аудитории некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.