Повышение стрессоустойчивости: способы и упражнения. Формирование и развитие высокой стрессоустойчивости. Понятие стресса и стрессоустойчивости

Повышение стрессоустойчивости: способы и упражнения. Формирование и развитие высокой стрессоустойчивости. Понятие стресса и стрессоустойчивости

Аккуратный, склонный к аналитическому мышлению, мобильный, стрессоустойчивый и так далее. Этот список качеств идеального кандидата хорошо известен как соискателям, так и работодателям. Перечисленные характеристики содержат практически все CV. Но ведь в данные слова каждый соискатель вкладывает свой смысл - в зависимости от функциональных обязанностей конкретной должности

Четыре типа стрессоустойчивости

Заполнение раздела «Личные качества» в резюме вызывает у соискателей, пожалуй, наименьшие трудности. Но такие особенности, как аккуратность, стрессоустойчивость, креативность, упоминаемые практически в каждом CV, уже набили оскомину работодателям. Чем руководствуются соискатели, указывая подобный «стандарт-набор»? Придают ли ему значение рекрутеры, и какое? Ведь всем понятно, что вряд ли человек, ищущий работу, признается работодателю, что испытывает трудности, например, с умением держать себя в руках. Напротив, большинство соискателей в числе личных характеристик непременно укажут такое качество, как стрессоустойчивость.

Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называют стрессоустойчивостью.

Например, шум в call-центре, суета в торговом зале, ненормированный рабочий день, постоянное общение с большим количеством заказчиков – все это стрессовые ситуации.

Каждый соискатель вкладывает свой смысл в понятие «стрессоустойчивость» – в зависимости от профессии и функциональных обязанностей. Менеджеры по продажам понимают устойчивость к стрессам как умение спокойно реагировать на негатив со стороны клиента, а аудиторы – на «горящий» план или работу на дому. Претендент на должность секретаря таким образом сообщает работодателю, что может ладить с авторитарным руководителем. Кандидаты на топовые позиции имеют в виду способность трезво анализировать ситуацию и принимать правильные решения в условиях постоянной нестабильности и смены приоритетов, не упуская при этом из зоны внимания стратегическую цель. Но эйчар не может читать между строк! По статистике, на обработку одного резюме у него в среднем уходит порядка 5 секунд. Если раздел «Личные качества» представляет собой перечень «модных» характеристик, подсмотренных в чужих резюме, не обижайтесь, что рекрутер не придаст им в лучшем случае никакого значения. Вместо того чтобы указывать в CV абстрактное понятие «стрессоустойчивость», менеджеры по подбору персонала рекомендуют отмечать конкретные достижения и примеры, прямо или косвенно свидетельствующие о том, что кандидат обладает способностью достойно выходить из стрессовых ситуаций. Тем более что в каждой профессии существуют свои виды нервных напряжений.

Результаты опроса менеджеров на тему «Стресс на работе», проведенного специалистами кадрового центра ЮНИТИ , показали, что 35% сотрудников вынуждены были сменить место работы из-за постоянного пребывания в стрессовом состоянии*. Однако, если в резюме вы все-таки сделали акцент на своей устойчивости к стрессам, следовательно, вы тем самым показали, что готовы трудиться в подобных условиях, не снижая эффективности трудовой деятельности в течение длительного времени.

Типы стрессоустойчивости

Соционика – наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых.

Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:

    стрессонеустойчивые;

    стрессотренируемые;

    стрессотормозные;

стрессоустойчивые.

Павел Цыпин , HR-директор агентства Fleishman-Hillard Vanguard :

    «Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых ТИМов (типов информационного метаболизма) склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

    «Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких ТИМов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

    «Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие ТИМы данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

    «Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями ТИМов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

Определить, к какой из четырех групп относится соискатель, на основе одного резюме невозможно. Для правильной диагностики необходима встреча с кандидатом, то есть собеседование. Совсем необязательно, что оно будет стрессовым, но и такую возможность исключать нельзя. И если уж вы заявили в резюме такое качество, как стрессоустойчивость, вы должны быть морально готовы к тому, что рекрутер захочет проверить его наличие, используя метод стрессового интервью.

Стрессовое интервью

Стрессовое интервью является, наверное, одним из самых спорных методов оценки претендентов на вакансии в арсенале эйчаров. Большинство рекрутеров придерживаются мнения, что применять его следует только в исключительных случаях, когда стрессоустойчивость является действительно одним из определяющих требований к кандидатам на вакантную позицию.

«Большинство стрессовых собеседований направлено на выявление поведения человека, сталкивающегося с нестандартными ситуациями в общении, проверку скорости реакции, творческих навыков, степени воспитанности, терпения, – полагает Анна Лузина , менеджер отдела персонала компании. – Потенциальные „жертвы“ стресс-интервью – это кандидаты, претендующие на позиции, связанные с работой с людьми – менеджеры по работе с клиентами, менеджеры по персоналу, продавцы-консультанты, операторы call-центров, секретари на ресепшн».

Проводя стрессовое интервью, рекрутер обращает внимание не столько на то, что вы говорите, сколько на то, как вы реагируете на происходящее и каким образом ориентируетесь в некомфортных для вас условиях. Самые распространенные приемы:

    задержка на некоторое время начала собеседования;

    вопросы о недостатках соискателя;

    вопрос о причинах увольнения с прошлых мест работы;

    интерес к личной жизни кандидата.

Однако важно помнить, что во время собеседования не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и вы оцениваете свое будущее место работы. Так, читательница «Энциклопедии карьеры» Мария Ветрова поделилась своим опытом прохождения стресс-интервью: «Пришла на собеседование с директором компании. Меня просили подождать, потому что он задерживался. Примерно через пять минут после запланированного начала встречи пришла секретарь и сказала, что директор уже освободился, сейчас покурит и придет. Еще через 15 минут она сообщила, что сама очень удивлена его отсутствием и что директор вот уже скоро, наверное, придет. Он опоздал на 45 минут. Я с улыбкой сказала, что на эту встречу я отвела ровно час, поэтому у нас осталось 15 минут. А через 15 минут действительно извинилась и ушла».

Если поведение интервьюера является, с вашей точки зрения, недопустимым, вы имеете полное право сказать своему оппоненту, что такие принципы построения беседы противоречат вашим убеждениям и вы не желаете продолжать общение в подобной атмосфере. Кстати, Марии Ветровой в вышеописанном случае предложение о работе поступило.

Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Р. Маннинга «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе» .

Первым, кто стал изучать стресс, был канадский ученый Г. Селье. В журнале «Nature» 4 июля 1936 г. было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В этом письме приводились данные о стандартных реакциях организма, которые возникали из-за воздействия различных болезнетворных агентов. Эти данные положили начало учению о стрессе.

По мнению Г. Селье, «...стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование . В своей книге он писал, что факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают одинаковую, биологическую реакцию, которая состоит в активации приспособительных способностей организма.

Г. Селье выделяет три стадии стресса. Первая - реакция тревоги из-за столкновения человека со стрессором, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления(резистентности), когда организму удается успешно справится с внешними воздействиями. Если действие стрессогенных факторов долгое время не удается устранить, то наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются, начинают использоваться невосстановимые ресурсы. В этот период организм хуже сопротивляется новым воздействиям, увеличивая опасность заболеваний.

Позднее Г. Селье предлагает разделять стресс на два вида: дистресс (distress - истощение, несчастье) и эустресс. Эустресс Г. Селье рассматривает как положительный фактор, источник радости от усилия и успешного преодоления, повышения активности. При таком виде стресса происходит активизация процессов самосознания, осмысления, памяти. Дистресс наступает лишь при чрезмерных стрессах, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, невозможности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.

Таким образом, психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В этот термин включаются эмоционально-психические реакции, синдромы, аффективные реакции, а также физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Первым, кто попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса, был Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную . В последние годы отмечают условность разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд считают, что в превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмоциональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат .

Л.А. Китаев-Смык полагает возможным понимание «стресса» как неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов можно обозначать как стресс в широком смысле. Он говорил, что индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль .

По мнению А.С. Разумова имеющиеся стрессовые факторы можно разделить на следующие группы:

1. Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленной деятельности. Эти стрессоры способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

А) экстремальные стрессоры - участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

Б) производственные стрессоры - работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и другие.

В) стрессоры психосоциальной мотивации - разного рода соревнования и конкурсы.

2. Стрессоры оценок: могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

А) старт-стрессоры и стрессоры памяти - предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.

Б) стрессоры, побед и поражений - успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.

В) стрессоры зрелищ - спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и другие.

3. Стрессоры рассогласования деятельности:

А) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и другие.

Б) стрессоры ограничений - психосоциальных и физиологических: заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и другие.

4. Физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и другие .

Таким образом, любой стресс является физиологическим, так как сопровождается различными физиологическими реакциями и может возникать из-за боли, высокой и низкой температуры воздуха, шума, вибрации, гипоксии, непереносимости запахов и других причин, и всегда эмоциональным, так как обладает соответствующими эмоциональными переживаниями, также стресс может быть и информационным, который возникает по причине внезапности, новизны обстановки, недостатка или избытка информации. Любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение называются стрессорами. Для того чтобы не сбиваться с рабочего ритма, нужно иметь хорошую стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость личности - это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья .

Многие авторы сводят устойчивость, толерантность к стрессу к понятию «эмоциональная устойчивость». Давая определение эмоциональной устойчивости П.Б. Зильберман имеет в виду не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке .

Л.М. Аболин дает свое определение понятия, понимая под эмоциональной устойчивостью свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели .

О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость - способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека .

Исследователи В.А. Бодров и А.А. Обознов под термином «стрессоустойчивость» понимают интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности .

А.А. Баранов под стрессоустойчивостью понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы .

Исследователь Б.Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья предполагая, что оценка индивидуальной устойчивости к стрессу требует учета влияния, как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях.

В.А. Пономаренко считает, что в экстремальных ситуациях физиологические механизмы ориентировочной реакции, доминанта, стереотипы, оперативная память могут выступать как помеха для решения задач, а «интеллектуальный уровень поведенческих действий с подключением нравственных резервов в виде долга и чести на основе отношения к своей профессии и к себе, как профессионалу, формирует новую смыслообразующую цель - преодоление и победу» . Таким образом, быстрота и готовность переключения с одного уровня регуляции поведения к другому - фундамент психологической устойчивости.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),

Б) эмоционального компонента - эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

Д) информационного компонента - профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

Е) интеллектуального компонента - оценка, прогноз, принятие решений о способах действий .

Некоторые авторы сводят стрессоустойчивость к понятию «жизнестойкости». Наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из трех компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом .

Компонент вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного .

Жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и тому подобное), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям .

К факторам (ресурсам), влияющим на стрессоустойчивость, можно отнести (по Китаеву-Смыку Л.А.): врожденные особенности организма и ранний детский опыт; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего) .

Несмотря на то, что у различных авторов нет единства в отношении содержания понятия «стрессоустойчивость», большинство из них под стрессоустойчивостью понимают совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс - значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями не только профессиональной деятельности, но и повседневной - без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессоустойчивость личности играет важную роль в преодолении стресса, потому что от нее зависит не только психическое состояние человека, но и профессиональная и повседневная деятельность, ведь чем выше стрессоустойчивость, тем лучше и быстрее преодолевается стресс и тем менее разрушительное воздействии он оказывает на человека. Таким образом, стрессоустойчивость личности - важнейший фактор преодоления стресса.

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.

Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре - пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

Селье Г. выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустрессСелье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги - это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него.

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Варданян Б.Х. определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание Зильберман П.Б., говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».

Таким образом, стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). Стрессоустойчивость -- это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

1)психофизиологического к. (тип, свойства нервной системы),

2) мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

3) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

4) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

5) проф.подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

6) интеллектуального компонента - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. Более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразнойстрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще. Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса. Стрессотренируемыелюди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным.

Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется. Стрессоустойчивость -- качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Выделяют три основных фактора, влияющих на стрессовые состояния: физиологический, поведенческий и субъективный. Л.А. Китаев-Смык добавляет к этому перечню социально-психологический фактор, в первую очередь изменения в общении, а также психологический фактор стресса. Выделяют след. этапы в процессе развития стрессоустойчивости. 1) Интерпретация и оценка ситуации. Интерпретируются и оцениваются: а)требования ситуации, величина нагрузки, степень угрозы (благополучию, здоровью, авторитету и др.), б) возможности организма и личности, в) соотношение требований ситуации и возможностей человека.

Кроме некоторых физиологических стрессоров, все другие не действуют на человека напрямую, непосредственно воздействует образ стрессора, интерпретация стрессора, ситуации. 2) Оценка (анализ) стрессовых изменений в своем организме. Часто "мишенью" стрессорного воздействия является какая-либо отдельная система организма или сфера личности. Начальные стрессовые сдвиги могут быть вызваны расстройством или травмой одного органа, повышенной нагрузкой на 1 сферу личности (например информационная перегрузка), потерей или изменением 1 личностно значимой связи, значимого соц. качества. Затем разворачиваются множественные реакции, наступают разнообразные последствия. 3) Наиболее важным этапом является адаптационный процесс. В нем может доминировать одно из трех направлений: а) противодействие б) приспособление в) уход от стрессорного воздействия. Направленность адаптационной активности определяется, с одной стороны, природой стрессорного воздействия, спецификой ситуации, а с другой - особенностями личности, резервами организма. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек и т.д. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации.

В критических ситуациях поведение личности, обладающей стрессоустойчивостью, в целом осуществляется по следующей схеме: задача - актуализируемый ею мотив - осуществление действий, ведущих к реализации этого мотива - осознание трудностей - негативная эмоциональная реакция - поиск способов преодоления трудностей - снижение силы отрицательных эмоций - улучшение функционирования. Психотравмы (стрессогенные факторы) можно классифицировать:

1) по силе: шоковые (внезапные), подострые (кратковременные, но эмоционально значимые), хронические (длительные). 2) по значимости для личности (значимые и незначимые) 3) по направленности информации (привносящие или лишающие ее) 4) по разрешимости 5) по длительности Неблагоприятные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека. Умеренный эмоциональный стресс активизирует резервные возможности человека

За последние десятилетия сделан ряд попыток выделить основные стрессогенные ситуации. Но определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций оказалось очень сложно. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. То есть один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В современных трудах ряд авторов связывают исследование стрессоустойчивости личности с преобладанием тех или иных "стратегий совладания". Успешное переживание трудной жизненной ситуации разнообразно по своей фабуле, и, соответственно, различными являются стратегии совладания человека с трудностями. (Стратегия самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, стратегия избегания, позитивной переоценки и др. В современных исследованиях проблемы стрессоустойчивости личности большое внимание уделяется психологических, личностных детерминант, определяющих реагирование человека в условиях стресса.

Интенсивность стрессового состояния зависит не только от условий воздействия стрессоров, но и от мотивационных и социальных характеристик человека, которые являются существенной детерминантой поведения его в стрессе. Установлены возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. По сравнению с молодыми людьми пожилые люди используют менее энергичные формы совладания. Молодые люди - активные стратегии, пожилые люди - пассивные.

Мужчины - либо ничего не делают, либо идут на прямое активное действие. Женщины - пассивная стратегия или поиск помощи. Степень реакции на стрессовые события лиц среднего возраста намного выше, чем у пожилых людей. Как показывают исследования, возраст и пол человека влияют на то, как он реагирует на стресс. Канадские исследователи из Института исследований сердца Монреаля и Университета Монреаля говорят, что мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые ситуации, причем различие происходит не только на психологическом, но и на физиологическом уровнях.

Министерство образования и науки РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Иркутский государственный университет»(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)Кафедра коммерции и маркетингаКУРСОВАЯ РАБОТАпо дисциплине «Менеджмент»на тему «стрессы и стрессоустойчивость» Выполнила:студентка группы 11222Емельянова Е.В.Проверил:Доцент Лапшин А.Н.Иркутск 2013


Тема: “СТРЕССЫ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ” СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 1.1.Понятия, виды и симптомы стресса 1.2.Стадии развития стресса1.3. Причины возникновения стресса1.4. Стрессоустойчивость и её понятие, виды, преимуществаГЛАВА 2. БОРЬБА СО СТРЕССОМ У ПЕРСОНАЛА НА ИРКУТСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ 2.1. Описание предприятия2.2. Стрессовые ситуации на примере предприятия2.3. Предложения методов повышения стрессоустойчивости персоналаЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2


ВВЕДЕНИЕКак известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественноэкономических изменений. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию им затяжного психоэмоционального стресса. Тем самым значительная часть населения оказывается подверженной социальнострессовым расстройствам. При этом люди теряют социальную приспособляемость, приобретает неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле вследствие девальвации привычных ценностей.С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией. В последние годы отмечается новый вид патологии – информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для её переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации.Цель моей курсовой работы узнать, что такое стресс и стрессоустойчивость. Моей задачей является найти оптимальные методы борьбы со стрессом. Объектами исследования являются стресс, как причина многих болезней, и стрессоустойчивость, как один способов борьбы с ним. В ходе процесса написания работы я использовала только современную литературу и современные научные сайты из Интернета.3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕИСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ1.1.Понятие, виды и симптомы стрессаСтресс(от анг. stress – давление, нажим, напряжение) – состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936 г.) при описании адаптационного синдрома.Стресс – явление обычное и частое. Мы всё время от времени испытываем его, ощущая пустоту в желудке во время презентации перед классом или повышенную раздражительность во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс приводит к проблемам для индивидуумов и организаций. Автор книги “Стресс и менеджер” доктор К. Альбрехт отмечает: “Стресс – естественный элемент человеческого бытия… Нам надо научиться различать допустимую степень стресса и чрезмерный стресс… Нулевого стресса просто не существует”.Менеджеров волнует тип стресса, характеризующийся чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Исследования показания, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце, а к психологическим – раздражительность, потеря аппетита, депрессия и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.Чрезмерный стресс не только ухудшает эффективность и благополучие индивидуума, он дорого обходится организациям. Доктор Альбрехт утверждает: “Сегодня уже очевидно, что многие проблемы сотрудников, которые приводят к лишним затратам и снижению 4


эффективности, а также сказываются на здоровье и благополучие людей, – это порождение психологического стресса. Стресс прямо и косвенно увеличивает расходы компании и снижает качество трудовой жизни большого числа работников”.К видам стресса относятся: пространственный, временной, стресс обитания, пищевой, информационный, стресс общения, социальный и психологический.1). Пространственный стресс. Он возникает у человека вследствие предоставленных ему техническим прогрессом возможностей и перемещения в пространстве, высокой скоростью преодолевая большие расстояния. Но наши подсознательные, инстинктивные стереотипы взаимодействия с пространством по-прежнему настроены на пешее перемещения по земной поверхностей, с его естественными ограничениями.2). Временной стресс. Здесь имеется в виду неестественно ускоренный ритм и темп жизни. В результате этого меняется и ход наших внутренних, биологических часов. Все стрессы действуют на них однонаправленно, вызывая ускорения их хода. И тогда для организма время начинает течь быстрее со всеми вытекающими последствиями.3). Стресс обитания. Это вопервых, много квартирные дома, которые сами по себе являются источником скрытого стресса, связанного с ограничением пространства. Ещё больше усугубляет этот скрытый стресс отрыв от земли в многоэтажных домах.Вовторых, нахождение над землёй на высоте большей, чем кроны деревьев (3-4-й этаж), нашим подсознанием воспринимается, как нечто неестественное. Втретьих, добавляется ещё и “визуальное загрязнение” окружающей нас среды. Нас окружает сплошь искусственная среда. Ещё добавляются такие понятия, как “загрязнение шумовое” и “вибрационное”, а также “тепловое”, “электромагнитное” и “химическое”. Все эти стрессовые ситуации вызывают, так называемое, 5



оценки внешности человека, постоянное плохое настроение при неудачной попытке решить сложную проблему.7


1.2. Стадии стрессаПервая стадия развития стресса – мобилизация как бы по тревоге адаптационных возможностей организма – “стадия тревоги”. Автор концепции стресса предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Она проявляется уже в первой стадии стресса. “Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силён, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает ещё в стадии тревоги, в течении первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует “стадия резистентности”. Это вторая стадия – сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существования организма в условиях повышенного требования к его адаптационным системам. Ввиду того, что “адаптационная энергия не беспредельна”, рано или поздно, если стрессор продолжает действовать, наступает третья – “стадия истощения”. “Мы до сих пор не знаем, что именно истощается, но ясно, что только не запасы калорий”, на этой стадии, так же как и на первой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первой стадии, когда эти стадии ведут к раскрытию резервов организма, в третьей стадии эти сигналы – призывы о помощи, которая может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в форме устранения стресса, изнуряющего организм.При кратковременных сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса. Кратковременный стресс – это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно можно выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стёртым, с ограниченным числом заметных 8


проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью).Кратковременный стресс – это бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”. Если “поверхностных” резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.Длительный стресс – постепенные мобилизация и расходование и “поверхностных”, и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удаётся регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, “подстраиваться” к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас психических болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно “включаются” процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершенствования диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассматривать как самостоятельную группу состояния, вызванными длительными 9


прерывистыми стрессорами. В настоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия стресса – стадия мобилизации адаптационных резервов (“тревога”), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой функциональной системности организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьей стадиям развития стресса, т.е. стадии устойчивого расходования адаптационных резервов и стадии их истощения, посвящены немногочисленные исследования,- проводившиеся либо в натуральных условиях, что затрудняло получение достоверных и сопоставимых данных, либо в экспериментах с животными. При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, психологических, социально-психологических характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и т.п. пребыванием человека в экстремальных условиях – основные причины недостаточной его изученности.Обращает внимание сходная суммарная продолжительность первых двух периодов стресса в различных экстремальных условиях. Если эти условия приближались к предельно переносимым для человека, то суммарная продолжительность этих периодов в совершенно разных стрессогенных условиях в среднем составляла около 11 суток. Авторы исследований жизнедеятельности человека в крайне неблагоприятных для него условиях описывают период неустойчивой адаптации к этим условиям. Этот период может рассматриваться как третий период первой стадии. Его продолжительность варьирует в широких пределах (до 20-60 суток). 10


1.3. Причины возникновения стрессаПричина стресса может быть внешней и внутренней. Внешние причины – это наши жизненные изменения, всё, что не находится под нашим контролем или же находится в малой степени. А внутренние причины – находятся в нашем разуме, по большей части они рождены нашим воображением.Главными причинами стресса являются:1). Финансы. Большинство исследователей считают главной причиной стресса финансы. Это покупки дома и автомобиля. Потеря денег в результате проигрыша. Долги перед банком или перед другими людьми. И безуспешные попытки получения денежных средств;2). Работа. Работа тесно связана с финансами, поэтому её можно назвать второй из основных причин стресса. Похоже, что работа и карьера являются постоянными источниками стресса. Большинство людей беспокоятся по поводу получения и поддержания адекватной занятости. Люди о новых видах работы и обязанностях, постоянно стремятся вверх по карьерной лестнице и перегружают себя работой;3). Здоровье и безопасность. Большинство людей считает, что личное здоровье является одной из основных причин стресса. У когото это ожирение или желание похудеть. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания. Не менее частая причина возникновения стресса – болезнь или травма. Личная безопасность также является одной из основных причин стресса.4). Семья. Каждый член нашей семьи может быть источником нашего стресса. Регулярные споры между супругами и другими членами семьи. Дети попадают в неприятности, женятся, покидают родной дом. Беременность, болезни близких людей. Причин для возникновения стресса здесь множество.11


5). Личные взаимоотношения. Дружба, знакомства, расставание, брак, развод, повторный брак и так далее, отношения являются одной из основных причин для стресса. Все люди хотят любви, но не всегда получают её. Кто-то прибегает к знакомствам через интернет, ктото имеет беспорядочные связи, а ктото становится затворником.6). Личные проблемы. Возглавляет список личных проблем – отсутствие контроля. Каждый человек желает обрести контроль над своей собственной жизнью, а иногда и над жизнью других людей. Когда контроль ослабевает или отсутствует в той или иной области, мы испытываем стресс. Мы желаем контролировать всё, что происходит дома или на работе, мы желаем контролировать своё время, мы боремся с вредными привычками и пытаемся изменить свою жизнь. Стресс нарастает, когда у нас это не получается.7). Смерть. Возможно, это одна из самых мучительных причин стресса. Смерть близкого человека всегда трагична. Даже смерть любимого животного может вызвать стресс. Ещё одна из причин для стресса – ожидание смерти. Никто не знает, когда она придёт, но года летят, иногда не успеваешь опомниться как быстро пролетает время.8). Невозможность самовыражения. Это не самая распространённая, но частая причина для стресса. Практически каждый человек хочет чтото из себя представлять. Быть кемто значимым для своих близких и окружающих его людей. К сожалению, не у каждого это выходит.Каждый новый день для человека – это новые причины для стресса, и при этом эти все причины как бы связываются между собой в одну огромную сеть, в которой мы запутываемся не всегда можем выбраться из нее. Но люди и учёные постоянно ищут способы борьбы со стрессом, выясняя так же его причины и их устранение. И один из этих способов борьбы – это стрессоустойчивость. 12

1.4. Стрессоустойчивость и её понятие, виды, преимуществаСовременная жизнь является крайне стрессогенной, возможно от того, что ритм стал более динамичным, возможно, люди стали амбициознее и стремятся успеть и достичь максимума. К этому можно ещё добавить экологию, питание на бегу, излучения от различного рода техники и многое другое. К сожалению, генетический код человечества не меняется так быстро, как окружающая среда, и наиболее уязвима в такой обстановке – человеческая психика.Порой напряжение достигает такого уровня, что человек перестаёт с ним справляться.За последние годы из окон МГУ выбросилось более 12 человек. В Бауманском университете за последние 20 лет – около 30 молодых людей. Происходит это, как правило, в период сессий.Проводимые исследования показали, что 64% людей подвергаются стрессу на работе, 56% стресс приводит к плохому сну, 26% заболевают на почве стресса.Около 17% различных аллергических реакций возникает на фоне стресса или им усугубляется.Согласно статистике по Соединённым Штатам 90% населения находятся в состоянии сильного стресса находятся постоянно. 60% испытывают стресс один-два раза в неделю, а 30% - практически ежедневно. По сведениям американских учёных, две трети всех визитов к врачам вызываются симптомами, провоцируемые стрессом. Многими крупными корпорациями тратятся миллионы долларов на соответствующие медицинские пособия. Таким образом, потери экономики США, вызванные стрессом, каждый год переваливают за 300млрд долларов.В странах Европейского союза страдают от стрессов 40 млн рабочих из 147 млн, что ежегодно обходится в 19 млрд долларов. Многие 14


жители государств ЕС жалуются на последствия психотравмирующих ситуаций. Так, 13% страдают хронической головной болью, 17% - мышечным болям, ещё 30% испытывают боли и неприятные ощущения в области позвоночника.В России и странах бывшего СССР на сегодня нет такой точной статистики. Но, по имеющимся неофициальным данным, примерно 70% жителей страны (столько и на постсоветском пространстве) постоянно пребывают в состоянии стресса. Треть же всего населения испытывают сильный стресс.Вследствие постоянных травмирующих воздействий на психику около 80% людей оказываются подвержены такой болезни, как синдром хронической усталости. Её симптомы напоминают ВИЧинфекцию: человек быстро утомляется, его беспокоят слабость по утрам, в глазах «песок», возникают частые головные боли. Кроме того, он плохо спит, становится конфликтным, в нём возникает склонность к замкнутости.Зная о таких печальных последствиях стресса, мы просто вынуждены заниматься защитой своей психики от перенапряжений. Оборону нашей психики принято называть стрессоустойчивостью.Стрессоустойчивость – это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.Теория стрессоустойчивости подразделяет людей на четыре группы (виды стрессоустойчивости):Стрессонеустойчивые. К ним относятся люди, которые более всех остальных подвержены стрессом. При этом проблема заключается в том, 15


что не умеют адаптироваться к внешним событиям и они не склонны менять своё поведение.Стрессотренируемые. Люди, готовые к переменам, однако некардинальным, спокойным. Этот тип людей, который согласен лишь на постепенные трансформации, а вот более напористое вмешательство может привести к депрессии и к нервным срывам.Стрессотормозные. Этот тип, который достаточно принципиален в своих жизненных позициях и достаточно лоялен к внешним изменениям. В отличие от предыдущего типа, он скорее согласится на стремительные перемены, нежели на постепенную трансформацию. В то же время, особенностью является то, что если стрессы следуют длинной чередой, они существенно подкашивают людей, принадлежащих к этому типу. Они начинают терять дух и срываться на негативные эмоции.Стрессоустойчивые. Люди, максимально устойчивые к негативным проявлениям окружающей среды. Их психика защищена от разрушений.Таким образом, выделяются три преимущества стрессоустойчивости:1).Спокойная гармоничная жизнь. Мир внутри способствует миру вокруг. Согласитесь, что когда вы спокойны и, к примеру, спокойно говорите со своим собеседником, то и он будет спокоен, не будет раздражён и впоследствии не попадёт под влияние стресса. 2). Физическое здоровье. Благодаря психической устойчивости мы меньше подвержены неврозам, а значит исключён один из факторов, пагубно влияющий на иммунитет. 3). Созидание, а не разрушение. Когда вас не одолевают депрессии, бессонницы, истеричные состояния, физические недомогания. Вы можете направлять свою энергию не на борьбу с этими неприятными последствиями стрессов, а на создание чегото нового, важного, значимого или просто приятного. Осознание собственной значимости всегда придаёт 16


уверенность в себе, а значит, добавляет очередной кирпичик в строительство стены под названием стрессоустойчивость. 4). Отсутствие истерики, паники, шока.5). Предупреждение эмоциональных срывов, трагедий.6). Конструктивное достойное поведение.7). Сохранение способности к продолжению жизни.8). Способствует сохранению отношений, семьи, работы и т.д.17


ГЛАВА 2. БОРЬБА СО СТРЕССОМ У ПЕРСОНАЛА НА ИРКУТСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ2.1. Описание предприятияОАО “Иркутский релейный завод” – это современное промышленное предприятие, которое специализируется на разработке и производстве изделий коммутационной техники.Предприятие изготавливает слаботочные электромагнитные герметичные реле РЭС 48, РЭК 83, промежуточные зачехлённые реле РП-Ир2, РЭК 59, РКС ЗМ и реле открытого типа МКУ 48-С, РКС 3; розетки КС-2, КС-4; соединители комбинированные прямоугольные ОКП-ВС-1, цилиндрические ОКЦ-ВС-1; соединители низкочастотные ленточные СРМИ 2; герметичные радиочастотные соединители типа СРГ-50-751-ИрФВ, СРГ50876-ИрФВ; переключатели малогабаритные МПН-1, МПН-1-1, МПН-1М; тренажёры “Витим-2” по обучению оказания первой доврачебной помощи.Система качества на предприятии сертифицирована Центральным органом системы “ВОЕНЭЛЕКТРОНСЕРТ”, системой добровольной сертификации “Военный регистр”.Их продукцию применяют предприятия аэрокосмического комплекса, авиационной промышленности, машиностроения, транспортного машиностроения, судостроения, приборостроения, связи и др. Продукция поставляется по России и на экспорт. Основная часть потребителей занята выполнением государственного оборонного заказа.ОАО “Иркутский релейный завод” находится в перечне стратегических предприятий обороннопромышленного комплекса России.Современный завод является научнопроизводственным комплексом, в котором активно и плодотворно ведёт деятельность научнотехнический центр, стабильно и качественно работают производственные цеха: 18


сборочный, механический, гальванический, инструментальный, пластмассовых изделий.2.2.Стрессовые ситуации на примере предприятияНе смотря на огромное значение активности для поддержания и усиления саногенного потенциала, и работа, трудовая деятельность часто связаны со многими причинами возникновения стресса. Но следует уточнить, что нередко трудовая деятельность, та или иная производственная ситуация выступают не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния работников. Вряд ли требуется развёрнутое доказательство того, что для большинства людей профессиональная деятельность является основным руслом самореализации. В этом параграфе мне бы хотелось показать стрессовые ситуации на примере предприятия –ОАО “Иркутский релейный завод”, о котором я описывала выше. Ещё можно добавить про него то, что на этом заводе трудятся около 600 человек, которые обеспечивают заводу репутацию надёжного партнёра. И, к сожалению, нередко бывают случаи, когда люди на своём рабочем месте становятся жертвами состояния сильного стресса.Таким образом, для описания стресса (стрессовых ситуаций), связанного с профессиональной деятельностью труда используются различные понятия: “рабочий стресс”, “профессиональный стресс”, “организационный стресс”.Рабочий стресс возникает изза причин, связанных с работой, условиями труда, местом работы.Например, место работы этих людей Иркутского предприятия – завод, что уже означает риск получения стресса. Так как, завод включает в себя различные цеха, на которых имеется огромное количество опасных, для здоровья людей, станков. Любое неосторожное обращение со станком может вызвать скандал со стороны бригадира и рабочего, бригадира и 19


начальника и т.д., который может привести либо получению сильного стресса, штрафа, увольнения и т.п.Ещё один пример можно привести с условием труда. Как и на релейном заводе, так и везде на рабочих местах имеется свой график работы. А ещё, на таких предприятиях имеются внеурочные часы и дежурства. Допустим, если работник будет работать без выходных и во все смены, это ему грозит возникновение депрессии, отсутствия сил, возникновения новых болезней и т.п. Поэтому так важно, чтобы рабочий имей установленный по всем законам данного государства график работы, включающий в себя также выходные и отпуска. После хорошего отдыха этот рабочий будет приносить намного больше пользы, чем новых бед.Профессиональный стресс возникает изза причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности. Для целого ряда профессий характерна недостаточная двигательная активность. Сюда должны быть отнесены профессии операторского труда, умственного труда (программисты, бухгалтеры, экономисты...), управленческого труда, научного труда.Сильным стрессором становится то обстоятельство, то что в большинстве профессий количество знаний требуемых для того, чтобы просто сохранять уровень компетентности, достигает головокружительных размеров. Например, в научных и технических сферах релейного завода скорость появления новых идей, технологий, исследовательских разработок растёт стремительно.Стресс в профессиональной жизни усиливается ещё больше, если он дополняется домашними и социальными стрессами. Не следует забывать и о давлении социальных образцов и норм поведения. Так, например, директор данного предприятия должен быть вежлив не только со своими партнёрами, но с подчинёнными.20


Организационный стресс возникает вследствие неблагоприятного психологического климата в рабочей группе, неумелого руководства, нерационального и недостаточно точного распределения обязанностей, плохо организованных информационных потоков, неясных целей деятельности, неопределённости перспектив развития предприятия и ряд других факторов такого же порядка.В данном случае я не могу привести примеры стрессовых ситуаций в ОАО “Иркутский релейный завод”, потому что я не вижу, чтобы здесь присутствовали, например, неумелое руководство и допустим неясных целей предприятия. В качестве доказательства того, что у данного предприятия есть чёткая цель, я приведу одну из целей, которая указана на официальном сайте Иркутского релейного завода: “Своё будущее ОАО “Иркутский релейный завод” видит в создании новых современных изделий коммутационной техники, модернизации производства, расширении номенклатуры выпускаемой продукции.”.Таким образом, место работы и должность, избранная профессия и профессиональный рост, психологический климат в организации и видение своей роли в общем деле могут быть основой чувства удовлетворённости своим местом в жизни, инициировать переживания полноты самоотдачи, удовлетворённости ходом самореализации могут давать желаемое эмоциональное насыщение от межличностных отношений на работе. Вместе с тем, все эти аспекты в неблагоприятных качествах приводят к общему чувству неудовлетворённости жизни, размывания смысла жизни, обесцениванию труда приводят к затяжному стрессу со многими вытекающими последствиями для личности и организма. То или другое положение возникает как следствие взаимодействия большой совокупности объективных и субъективных факторов, внешних обстоятельств и особенностей личности.21


Чтобы избежать хотя бы один фактор появления стресса, нужно повышать свою стрессоустойчивость, но эта тема будет раскрываться в следующем параграфе.22


2.3. Предложения методов повышения стрессоустойчивости персоналаВажной задачей для современного предприятия, как ОАО “Иркутский релейный завод”, в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи, профилактика стрессов и уменьшение социальной напряжённости на работе.Выделяют следующие ключевые элементы борьбы со стрессом у персонала:1). Поддержание здорового и гармоничного образа жизни является не менее эффективным профилактическим средством против стрессовых состояний, нежели лечебные процедуры. Сбалансированная диета, хороший сон, отдых от работы, регулярные занятия физическими упражнениями – всё это помогает удерживать стресс на приемлемом уровне.2). Участие в программах физических упражнений (3-4 получасовых занятия в неделю), которые способствуют снижению внезапных гормональных нагрузок (являющихся результатом стрессовых реакций) и увеличению в крови эндорфинов, помогающих снизить тревогу и обеспокоенность и восстановить здоровый сон.3). Установление баланса между домом и работой: избежание чрезмерных нагрузок, интенсивной домашней работы, деловых командировок.4). Лучший отдых – это смена вида деятельности (чередование умственных и физических нагрузок).5). Сохранение оптимистического взгляда на жизнь (умение превращать негативный стресс в позитивный).6). Самоуправление: расстановка приоритетов, сохранение уверенности в себе, использование времени наилучшим способом.23


7). Эффективное решение проблем, особенно ведущих к стрессовым состояниям.8). Реалистичный подход к ожиданиям относительно самого себя и окружающих.9). Обеспечение адекватной эмоциональной поддержки дома и в рабочих отношениях.10). Управление эффективностью труда помогает сохранять давление на допустимых уровня восприятия, а в случаи необходимости способствует получению помощи от окружающих.11). Адекватное управление изменениями создаёт зоны стабильности в их динамике, способствуя позитивному восприятию инноваций.12). Мониторинг стресса по уровню напряжения, по признакам стрессового состояния; мониторинг причин, запускающих цепную реакцию стресса.13). Использование посторонней помощи когда она необходима.Генри Форду предписывают следующее изречение: “Упражнение – вещь совершенно ненужная. Если мы здоровы, они нам не нужны. А если мы больны, они нам уже не помогут”. К счастью, американский бизнес не внял совету Форда. Тысячи крупных корпораций проводят специальные мероприятия, направленные на поддержания работников в должной форме, - фитнес. Неудивительно, что люди с хорошим здоровьем не так подвержены стрессам, как их сограждане с ослабленным здоровьем, и потому особый акцент делается именно на физическом состоянии. Развитая система поддержания здоровья преследует три основные цели: поддержание оптимального веса, улучшение психологического состояния, улучшение работы сердечно-сосудистой системы.Организация систематически антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в организациях призвана повышать 24


стрессоустойчивость работников к различным факторам. Причём на сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, а также разработаны организационные формы профилактики – индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, снижение фрустрационной толерантности, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплочённой рабочей команды. Вырабатываемые навыки стресс-менеджмента при этом рассматриваются как производственная IT-технология, неотъемлемый элемент корпоративной и управленческой культуры, составная часть культуры труда, особо в сферах деятельности, связанных с общением людьми.Вот такие рекомендации предлагает О.П. Рожкова (управляющий партнёр Coaching&Consulting Center) директору по персоналу по контролю уровня стресса организации:1). Помните о том, что затяжной стресс становится причиной психосоматических заболеваний, таких как: иммунодепрессия (угнетение иммунитета); экзема; угри; крапивница; псориаз; остеохондроз; головная боль напряжения; мигрень; болезнь Рейно; ревматоидный артрит; сенная лихорадка; астма; гипертоническая болезнь; аритмии; ишемическая болезнь сердца; атеросклероз; сахарный диабет; болезни щитовидной железы; язвенная болезнь и др.Здоровье Ваших сотрудников во многом зависит от вашей активности, направленной на снижение стрессогенности производственного процесса, развитие стрессоустойчивости и навыков саморегуляции у персонала.2). Целесообразно регулярно проводить мониторинг уровня объективных стрессовых факторов на рабочих местах, докладывать о 25


напряжённой ситуации руководству, предлагать варианты снижения уровня стресса.3). Обратите внимание руководства на то, что многие из стрессовых факторов связаны с нарушением норм охраны труда, которые регламентируются законодательством (дефицит освещённости, плохая вентиляция, слишком тесное помещение).4). При проведении стрессовых интервью с кандидатами помните, что спокойствие кандидата в момент такой формы ведения собеседования может указывать на состояние глубокого патологического стресса, ошибочно расценённое как высокий уровень стрессоустойчивости.5). При оценке персонала целесообразно учитывать выявлять базовый индивидуальный уровень стрессоустойчивости и определять уровень навыков саморегуляции сотрудников специальными методами.6). В целях капитализации бизнеса и развития положительной репутации компании, имеет смысл отстаивать статью бюджета на персонал, связанную с проведением программ по управлению стрессом.7). Программа по управлению стрессом будет более эффективна, если её существенную часть составит обучение сотрудников развитию навыков саморегуляции.26

ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременная жизнь не бывает без стресса, но есть очень много способов борьбы с ним. И не стоит сдаваться, если не получается выйти из какой-нибудь проблемы. Нужно её решать, следовательно повышать свою стрессоустойчивость (о её методах я описала выше). Закончив данную работу постаралась сделать некоторые выводы:1). Я узнала, что такое стресс и выяснила какие бывают виды и симптомы стресса. Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936 г.) при описании адаптационного синдрома.2). Я смогла найти и описать стадии стресса.3). Также я узнала, что существует множество причин возникновения стресса и методов борьбы с ним, один из них которых является стрессоустойчивость.4). Итогом моей курсовой работы стали предложения повышения стрессоустойчивости, которые, надеюсь, помогут повысить стрессоустойчивость.28


ПРИЛОЖЕНИЕТест “Стресс” оценку стрессоустойчивости.Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан учёномпсихологом Медицинского центр Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к вам не относится.1.Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.2.Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.3.Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаёте свою любовь взамен.4.В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого вы можете положиться.5.Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.6.Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.7.За неделе Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.8.Ваш вес соответствует Вашему росту.9.Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши потребности.10. Вас поддерживает Ваша вера.11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.12. У Вас много друзей и знакомых.13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.14. Вы здоровы.15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда вы злы и обеспокоены чем-либо.16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живёте, ваши домашние проблемы.29


17. Вы делаете что-то ради шутки хотя бы раз в неделю.18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.19.За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:–почти всегда – 1;– часто – 2;– иногда – 3;– почти никогда – 4;– никогда – 5.Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.Ключ:Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, – у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь. Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни – не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт – 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно. 30


Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ1). Мескон, Альберт, Хедуори Основы менеджмента/ Мескон 3-е издание: Пер. с англ. – М.: ООО “И.Д. Вильямс”, 2009. – 672 с.: ил. – Парал.тит. англ.2). Стрессовые ситуации в сфере труда [Электронный ресурс] Ситуации риска//Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2009. с. 292-336. Режим доступа ru.znatock.com/docs/index-80665.html?page=2 (дата обращения 25.11.2013)3). Что такое стрессоустойчивость? [Электронный ресурс] Что такое стрессоустойчивость? Режим доступа http://www.xapaktep.net/virtues/business/stressresistance/desc.php (Дата обращения 23.11.2013)4). Что такое стрессоустойчивость? [Электронный ресурс] Что такое стрессоустойчивость? Режим доступа http://www.rpb.med.cap.ru/574223/578436/Page.aspx (Дата обращения 23.11.13)5). Управление стрессами и развитие работоспособности персонала - залог успеха деятельности организации[Электронный ресурс]//Управление персоналом.-2009 - №6 - СПб: Управление персоналом, 2009 -. – Режим доступа http://www.vkaznu.ru/index.php?showtopic=7896(Дата обращения 24.11.2013)6). Стресс на работе. Как с ним быть?[Электронныйресурс] / О.П. Рожкова//Coaching & Consulting Center, 2009. Режим доступа http://www.co-center.ru/article5.htm (Дата обращения 24.11.2013)7).Психология для всех [Электронный ресурс] / Психологические тесты, 2010. – Режим доступаhttp://www.vashpsixolog.ru/psychology-for-all/96-psychological-tests/454-test-to-assess-stress (Дата обращения 23.11.2013)8). Повышение стрессоустойчивости [Электронный ресурс] / Повышение стрессоустойчивости, 2011. – Режим доступа http://www.nastroeniya.net/stress/66-povyshenie-stressoustoychivosti.html (Дата обращения 25.11.2013)9). Иркутский релейный завод [Электронный ресурс] / Иркутский релейный завод, 2012. – Режим доступа http://irzirk.ru/ (Дата обращения 23.11.13)10). Стресс [Электронный ресурс] / Стресс, 2009. – Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%E5%F1%F1 (Дата обращения 31