Понятие и особенности криминалистического моделирования. Криминалистическая модель

Понятие и особенности криминалистического моделирования. Криминалистическая модель

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ - искусственно созданная система, воспроизводящая с определенной степенью сходства заменяемый ею объект. Изучение модели позволяет получить новые знания об оригинале для их использования в решении розыскных, идентификационных, управленческих и иных задач, а также в научных криминалистических исследованиях. Своеобразие криминалистических моделей определяется спецификой практического следоведения в уголовном процессе (целями, задачами, средствам, условиями их достижения и другими обстоятельствами). Как и все иные, криминалистические модели подразделяются на материальные и мысленные (идеальные). Отличительной особенностью первых является то, что они воспроизводят объекты в материально фиксированном виде. Обычно это специально создаваемые криминалистические системы (конструкции, предметы и т.д.). Материальные модели используются для криминалистического анализа познаваемых объектов, построения версий, разработки программ их проверки, а также в отдельных следственных действиях (например, путем предъявления допрашиваемому). Наиболее часто и продуктивно в процессуальной деятельности используются мысленные модели. Это легко объяснить, ибо все представления относительно познаваемых событий прошлого, о задачах, подлежащих решению, будущих действиях, о том, что, с помощью чего и каким образом должно быть сделано, являются мысленными конструкциями.

Существуют три вида мысленных моделей: предметов и событий, относящихся к прошлому, настоящему и будущему. Мысленная модель, как и материальная, является системой, состоящей из идеальных компонентов. В познании она выполняет функцию отражения, интерпретации фактов, наглядного выражения представлений, опосредованного источника информации. Модель может быть материализована в виде схемы, рисунка, макета, чертежа, описания.

Как и материальные, мысленные модели могут классифицироваться по различным основаниям: видам моделируемых объектов (модели событий и модели предметов); степени абстрактности (модели конкретных, единственных в своем роде объектов и типовые обобщенные модели определенных фактов, явлений и т.п.); объему отражения объекта (модели объекта в целом и модели каких-либо его частей, сторон, признаков); сфере построения и использования (модели научные и практические); по субъектам моделирования; по криминалистическим ситуациям, категориям уголовных дел и др. Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве. Оно осуществляется в ходе досудебной проверки, предварительного расследования, судебного следствия, в других сферах практического следоведения.

Тема 1. Понятие и сущность моделирования как методы познания. Виды моделей при расследовании

1. Наука «Криминалистическое моделирование». Понятие, задачи, соотношение с другими науками.

2. Понятие и сущность моделирования

3. Причины, обуславливающие моделей и моделирования

4. Процесс моделирования.

5. Виды моделей и моделирование.

6. Значение моделирования в следственной практике.

1. Наука «Криминалистическое моделирование». Понятие, задачи, соотношение с другими науками

Наука «Крим. моделирование достаточно молодая наука в системе юридических наук. Как уже отмечалось ранее, у науки крим. моделирование имеется много нерешенных проблем, а иногда и белых пятен. Нет выработанного решения по наименованию терминов, понятий, определений. Все эти недостатки указывают на молодость науки, и думаю, что развитием этой науки недостатки будут устранены и все встанет на свои места, а наука крим. моделирование займет свое достойное место в системе наук. Крим. моделирование относится к числу тех учебных дисциплин прикладного характера, от которой зависит немалой мере уровень и содержание профессиональной подготовки будущих следователей, оперативных работников, прокуроров, судей и адвокатов.

Роль криминалистического моделирования в системе профессиональной подготовки этих категорий сотрудников правоохранительных органов постоянно возрастает и этот процесс характерен для всех форм обучения (дневное, вечернее, заочное).

Следует признать, что моделирование как метод познания в области юридических наук исследован совершенно недостаточно, имеет много противоречий и белых пятен. В нашей стране не издано ни одного учебника по данной дисциплине.

Криминалистическое моделирование как самостоятельный учебный курс не преподается ни в одном из Российских ВУЗов, кроме ХГУ.

Как метод познания моделирование возникает в античную эпоху с развитием научного знания и широко используется архитекторами, учеными, художниками. В теоретическом обосновании моделирования большую роль сыграли работы Дж. Максвелла, А. Бутлерова (1828-1886), Винера 1894 г., А. Колмогорова 1903 г.

Выделяя исторический аспект моделирования, необходимо отличать, что основы рекомендации по использованию моделирования в следственной практике заложены в работах основателя криминалистики Г. Гросса и содержатся также в трудах основоположников Российской криминалистики В. Громова и И. Якимова. Они еще не используют в своих трудах терминов «модель», «моделирование», рекомендовали следователям воссоздать при расследовании мысленную картину происшествия события и использовать ее для раскрытия преступления.

Сам же термин «модель» вошел в обиход криминалистов в начале 80-х годов благодаря работам И.М. Лузгина, получив широкое распространение в связи с развитием криминалистической методологии и кибернетики. Различные стороны использования моделирования в криминалистике разрабатывались Г. А. Густовым, В.Я. Колдиным и А.И. Баяноввым. Последний является заместителем декана юридического КГУ.

В их работах рассматривались актуальные для своего времени вопросы:

Делались попытки определения сущности моделирования.

Были рассмотрены специфические особенности использования отдельных его видов

Устанавливались правовые основания и условия реализации этого метода в уголовном судопроизводстве.

Разработка и решение проблем, связанных с использованием модели и моделирования вообще как одного из методов познания при расследовании преступлений составила задачу криминалистического моделирования.

Криминалистическое моделирование выделилось (отпочковалось) из науки криминалистика. Ранее в криминалистики в разделе следственная практика была глава: «Версии и моделирование преступлений». Потребности практики дали мощный импульс развитию моделирования, что позволило выделиться моделированию в самостоятельную науку.

Таким образом, криминалистика является матерью криминалистического моделирования.

Криминалистическое моделирование, находясь в системе наук, не стоит изолированно от них, а взаимодействует с ними.

Известно, что моделирование при расследовании преступлении протекает в строго регламентируемой форме, определенной УПК. Таким образом, «Криминалистическое моделирование» взаимодействует с уголовно-процессуальным правом.

Наука «криминалистического моделирования» имеет тесную взаимосвязь с логикой, судебной медициной, судебной психологией, статистикой, криминологией.

Несмотря на молодость, имеющиеся проблемы науки «Криминалистического моделирования» - присуще все признаки, все атрибуты любой науки (логики, криминологии, криминалистики). В чем это заключается? Прежде всего:

1. Криминалистическое моделирование имеет свой объект исследования, то есть изучает объективное свойства моделей и процессов моделирования в ходе расследования преступлений в целом, так и при проведении отдельных следственных действий. Кроме того, наука изучает свойство моделей:

В экспертной, ОРД и судебной деятельности.

2. Наиболее важное условие криминалистическое моделирование

разрабатывает условия и приемы (методы) его реального осуществления на практике в целях собирания, фиксации, исследования и оценки доказательств. Это обстоятельство обуславливает прикладной характер науки, то есть криминалистическое моделирование, обслуживает требование, нужды практиков при расследовании преступлений. Наука «Криминалистического моделирования» не основана на законодательной базе как, например, уголовное право, гражданское и другие.

Моделирование в криминалистике имеет условия и признаки, которые присущи моделированию вообще и другим наукам, в то же время имеет свои характерные особенности.

ОБЩЕЕ: Соблюдение условий соответствия условий эксперимента реальной деятельности.

2. Понятие и сущность моделирования

Моделирование - если обратиться к философии это один из общенаучных методов теории познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, абстрагирование).

Моделирование широко применялось и применяется в географии, медицине, педагогике, архитектуре, математики, логике, языкознании и других многих областях человеческой деятельности.

Моделирование применяется и в криминалистике. Моделирование просто приспосабливается (адаптируется) к особенностям криминалистических объектов и особым целям исследований.

Так, моделирование при расследовании преступлений протекает в особой процессуальной форме. Моделирование в криминалистике имеет свои задачи и строго определенный круг субъектов и объектов.

При даче определения моделированию следует рассмотреть понятия «модель», которая тесно связана с моделированием и является производным для моделирования.

Слово «модель» происходит от латинского модулюс, что означает мера, образец.

Обратимся к энциклопедическому словарю и посмотрим, какое значение дается слову «модель» на современном этапе:

1. значение - образец, эталон, стандарт - для массового изготовления.

2. значение - изделие, с которого снимается форма для воспроизведения - лекало, шаблоны, формы, кондуктора.

3. значение - натурщик (ца)

4. .значение - устройство воспроизводящее, имитирующее строение, действие устройства в научных, производственных целях.

5. значение - любой образ (мысленный или условный) изображения, описания, схема, чертеж, график, карта, план.

6. значение - появилось недавно новое слово фотомодель, топ-модель, культурист и т.д.

Нас больше интересует вопрос - какое определение дает определение дает понятию модель - криминалистика?

В современной юридической литературе понятие модель встречается столь часто и в стольких вариантах, что вносят определенные трудности в даче ее определения.

Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизведя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает нам информацию об этом объекте.

БЭС дает определение моделированию вообще:

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве.

Главное особенность моделирования в том, что это метод как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракции, аналогии, гипотез, других категорий и методов познания.

Учебное пособие: Российское уголовное право

  • Экономика наркобизнеса как элемент мирового хозяйства
  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

    Глава V Теория криминалистической модели и криминалистического моделирования версия.

    N 1. Понятие, особенности, виды криминалистической модели и криминалистического моделирования

    Изучая объект, представленный в натуре, исследователь воспринимает его непосредственно. В подобной ситуации знание об объекте формируется на основе его осмотра, измерения, взвешивания и применения других методов непосредственного познания. Однако объект может быть познан и тогда, когда его непосредственное восприятие по какой-либо причине невозможно или нецелесообразно (например, в силу того, что он уничтожен). В этом случае исследователь может обратиться к аналогу объекта, замещающему оригинал.

    Такого рода аналоги называются моделями. Модель - это материальный или мысленный (идеальный) аналог, заместитель объекта, который в данный момент субъектом познания непосредственно не ощущается. Модель - это другой объект, не тот же самый, что оригинал. Это - другая система, отражающая лишь ту или иную меру сходства с оригиналом. Исследование объектов познания на их моделях называется моделированием. Изучение модели дает новую информацию об оригинале, которая иным способом не может быть получена, что и позволяет в конечном счете познать его. Криминалистическая модель представляет собой искусственно созданную систему, воспроизводящую с определенной степенью сходства заменяемый ею объект, изучение и проверка которой позволяет получить новые знания об оригинале и использовать их для решения поисковых, познавательных, распознавательных, идентификационных, управленческих и иных задач в уголовном процессе, а также в научных криминалистических исследованиях. Своеобразие криминалистических моделей определяется спецификой поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе (особенностями ее правового статуса и регулирования, целями, задачами, средствами и условиями их достижения и другими обстоятельствами).

    Как все иные модели, криминалистические модели подразделяются на: 1) материальные: 2) мысленные (идеальные). Отличительной особенностью моделей первого из числа упомянутых классов моделей является то, что они воспроизводят объекты в материально-фиксированном виде. К их числу относятся специально создаваемые уникальные криминалистические системы (конструкции, предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы-оригиналы выпускаемых в серийном варианте предметов Выделяются две группы моделей указанного плана. 1) пространственно-подобные: 2) физически-подобные. Модели первой группы (макеты, муляжи, слепки и т. д.) воспроизводят в натуре пространственные свойства и отношения объектов (их соотношение с оригиналом характеризуется геометрическим подобием). В эту же группу входят так называемые криминалистические реконструкции - комплексные материальные воссоздания или воспроизведения каких-либо подсистем, сторон познаваемых событий (места происшествия, отдельных обстоятельств, фрагментов содеянного и т. д.) по их следам. Материальные модели второй группы характеризуются не только и не столько пространственными свойствами оригинала. В них в первую очередь отображаются динамика изучаемых процессов и явления, свойства, предполагающие одинаковость, сходство физической природы, тождественность законов движения. Материальные модели используются для криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построения версий по результатам анализа, разработки программ по проверке версий. Они также используются при проведении отдельных следственных действий (например, путем предъявления для обозрения допрашиваемому), тех или иных комплексов следственных и иных действий. Наиболее часто и продуктивно в поисково-познавательной деятельности используются мысленные модели. И это легко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежащих решению, будущих действиях, дальнейших шагах на пути познания, о том, что и каким образом должно быть сделано, являются только моделями.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОУ ВПО ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

    КАФЕДРА ЮРИСПРУДЕНЦИИ

    Курсовая работа

    По дисциплине: “Криминалистика”

    На тему: «Моделирование при расследовании преступлений»

    Ижевск, 2010

    План

    Введение ……………………………………………………………. 3

    Глава 1.Понятие и сущность моделирования ……………………. 5

    Глава 2.Процесс моделирования ………………………………….. 9

    Глава 3.Виды моделей и моделирование………………………… 13

    Глава 4.Значение моделирования в следственной практике……. 22

    Заключение…………………………………………………………. 24

    Список литературы………………………………………………… 26

    Введение

    Криминалистика – юридическая наука, о которой справедливо говорят, что она находится на переднем крае борьбы с преступностью. Вряд ли можно точнее определить ее социальное значение. Именно криминалистика на основе результатов научных исследований и разработок дает в руки следователей, судей, оперативно-следственных работников и экспертов-криминалистов научно обоснованные и проверенные практикой средства, приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения любых преступлений. В современных же условиях, когда возрастают профессионализм и организованность преступной деятельности, значение криминалистики трудно переоценить.

    Криминалистика – динамично развивающаяся наука. Основной ее задачей является удовлетворение насущных потребностей следственной, экспортно - криминалистической и судебной практики в эффективных средствах и методах деятельности при решении задач уголовного судопроизводства. В этих целях криминалистика не только выделяет и совершенствует все ценное из практики борьбы с преступностью, но и широко и творчески использует данные естественно-технических и других наук при разработке криминалистических средств, приемов и методов деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.

    Одним из таких методов является криминалистическое моделирование. Метод моделирования используется в тех случаях, когда затруднено, невозможно или нецелесообразно непосредственное познание самого исследуемого объекта(оригинала).

    В настоящее время метод моделирования стал одним из основных инструментов познавательной деятельности человека, выступая в качестве существенной характеристики современного стиля мышления. Возрастание роли моделирования в научном познании можно объяснить внутренней логикой развития конкретной науки, необходимостью в большинстве случаев опосредованного познания объективной реальности. В этом плане можно констатировать, что появление и развитие моделирования вызвано переходом современных наук с описательно эмпирического уровня на уровень абстрактно-теоретический.

    Этот эффективный метод познания используется различными науками и отраслями знаний, и если ранее бытовало мнение о том, что удел моделирования - лишь технические и естественные науки, то теперь его использование и в науках общественных считается целесообразным и, более того - перспективным.

    Особо следует отметить проникновение моделирования в науки юридического цикла, что в гносеологическом аспекте следует рассматривать как объективный и закономерный процесс дальнейшего развития методологии права. Наибольшее распространение этот метод получил в сфере уголовного судопроизводства, в которой уже разработаны методики мысленного, знакового и компьютерного моделирования для решения разнообразных криминалистических задач.

    Целью данной работы является изучение моделирования как метода криминалистического познания.

    Объектом исследования является криминалистическое моделирование как метод познания.

    Глава 1.Понятие и сущность моделирования

    Моделирование - если обратиться к философии это один из общенаучных методов теории познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, абстрагирование).

    Моделирование широко применялось и применяется в географии, медицине, педагогике, архитектуре, математики, логике, языкознании и других многих областях человеческой деятельности.

    Моделирование применяется и в криминалистике. Моделирование просто приспосабливается (адаптируется) к особенностям криминалистических объектов и особым целям исследований 1 .

    Так, моделирование при расследовании преступлений протекает в особой процессуальной форме. Моделирование в криминалистике имеет свои задачи и строго определенный круг субъектов и объектов.

    При даче определения моделированию следует рассмотреть понятия «модель», которая тесно связана с моделированием и является производным для моделирования.

    Слово «модель» происходит от латинского модулюс, что означает мера, образец.

    Обратимся к энциклопедическому словарю и посмотрим, какое значение дается слову «модель» на современном этапе:

    1. Образец, эталон, стандарт - для массового изготовления.

    2. Изделие, с которого снимается форма для воспроизведения - лекало, шаблоны, формы, кондуктора.

    3. Натурщик (ца)

    4. Устройство воспроизводящее, имитирующее строение, действие устройства в научных, производственных целях.

    5. Любой образ (мысленный или условный) изображения, описания, схема, чертеж, график, карта, план.

    6. Появилось недавно новое слово фотомодель, топ-модель, культурист и т.д.

    Нас больше интересует вопрос - какое определение дает понятию модель криминалистика?

    В современной юридической литературе понятие модель встречается столь часто и в стольких вариантах, что вносят определенные трудности в даче ее определения.

    Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизведя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает нам информацию об этом объекте.

    БЭС дает определение моделированию вообще:

    Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

    Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве.

    Главная особенность моделирования в том, что это метод как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракции, аналогии, гипотез, других категорий и методов познания.

    Для того, чтобы нам лучше уяснить специфику моделирования нужно сравнить этот метод с классической схемой познания. Чтобы познать объект, действуя по классической схеме, исследователь воспринимает его непосредственно и таким способом получает нужные ему знания об этом объекте.

    Классическая схема познания (наблюдения)

    Субъект познания Объект познания

    При наблюдении связь между субъектом и изучаемым объектом осуществляется непосредственно С------О. Ньютон сам наблюдал падение яблока и открыл закон всемирного тяготения.

    Данная схема достаточно эффективна при познании многих объектов, ощущаемых нами непосредственно, однако она недостаточна для изучения объектов, которые непосредственно не ощущаются. Изучение модели дает нам новую информацию об оригинале и позволяет, в конечном счете, познать его 2 .

    Находясь между исследователем и объектом познания, модель на некотором этапе исследования замещает оригинал, становится объектом изучения и одновременно является средством познания. В процессе моделирования познание как бы временно переключается с интересующего нас объекта на исследование вспомогательного объекта (модель). Это служит основным моментом, характерным для моделирования и отличающим его от других методов познания. Изучения объекта происходит, ОПОСРЕДОВАНО, т.е. через модель.

    Следователь сам лично никогда не наблюдает процесс преступления. (Если он является свидетелем преступления, он не может быть следователем по этому делу)

    Следователь получает информацию об изучаемом объекте или явлении ОПОСРЕДОВАНО.

    Следователь-----свидетель-------объект (явление)

    При моделировании эта связь так же прослеживается.

    Следователь изучает модель и получает знание об объекте. Законы отражения и всеобщей связи являются объективной основой использования модели в качестве ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЗВЕНА в процессе познания.

    Таким образом, с точки зрения логики - моделирование имеет трехзвенную структуру, чем и отличается от наблюдения.

    Второй чертой моделирования является закономерность отражения, которая обуславливает отношения сходства (подобие) между моделью и оригиналом (объемом).

    Сходство представляет собой определенную сторону отражения и проявляется в общности признаков модели и оригинала (объекта).

    (Два одинаковых ножа: Для розыска ножа, которым было причинено повреждение, можно в качестве модели использовать тот, который в преступлении не был задействован).

    С точки зрения задач расследования важно, чтобы сходство моделью и оригиналом исключало их тождество 3 .

    Модель это другой объект, но сходный с оригиналом. Модель отражает не все, а отдельные свойства объекта.

    Так, слепок со следа обуви не тождественен самому следу - он является иным объектом, в котором воспроизводятся только некоторые признаки внешнего сходства следа (протектор, рисунок подошвы, изношенность, повреждения и т.д.) и только по этим признакам слепок сходен со следом.

    Моделирование с помощью слепка признаков следа позволяет использовать такую модель (слепок) для розыска оригинала, оставившего след, а затем для его отождествления.

    СЛЕД---СЛЕПОК----САПОГ (розыск)

    Изучение модели позволяет получить информацию (сведения) об оригинале (условие экстраполяции).

    Глава 2.Процесс моделирования

    Процесс моделирования включает три элемента:

    1. Субъект (исследователь),

    2. Объект исследования,

    3. Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. С М О

    1. Особенностей изучаемого объекта (моделирование осуществляется в уголовном судопроизводстве);

    2. Цели изучения (Получение доказательственно - значимой информации);

    3. Средства получения информации (проект в строго определенной форме, регламентированной УПК);

    4. Приемов моделирования (мысленное, материальное, математическое, компьютерное). Очень важно, что приемы моделирования могут сочетаться, т.е. применятся в комбинациях.

    Моделированию присуща собственная логика развития, образующая структуру этого метода.

    В чем заключается логика развития?

    Она заключается в следующем:

    Моделирование начинается:

    1) С постановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью;

    2) Построения моделей объекта;

    3) Изучение построенной модели;

    4) Реализация модели (проверка модельной информации).

    Рассмотрим эти этапы более подробно:

    1. Постановка проблемы, определение задачи моделирования. В расследовании преступлений такими задачами могут быть:

    Восстановление картины преступления,

    Проверка версий,

    Установление личности преступника,

    Проверка показаний обвиняемого, свидетелей,

    Розыск похищенного,

    Поведение преступника после совершения преступления

    2. Выбор и создание модели. Выбор способа моделирования.

    На этом этапе решают:

    Какие признаки, существенные с точки зрения задач моделирования, должны быть воспроизведены на модели,

    Удовлетворяют ли они объективности, полноты, всесторонности расследования.

    Построить модель объекта - это значит, во - первых, на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; во- вторых, определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскиз «портрет» объекта; в - третьих, тем или иным способом зафиксировать построить модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.)

    Построение криминалистических моделей требует соблюдение логических правил. В основном модели строятся с использованием индуктивного умозаключения- рассуждения от частного к общему. Выявляя отдельные, на первый взгляд, разрозненные фактические данные, следователь обобщает их, устанавливает между ними взаимосвязь. Эта мыслительная работа осуществляется при помощи таких логических приемов, как анализ и синтез. В ряде случаев для выдвижения криминалистических моделей используются дедуктивные умозаключения, т.е. рассуждение от общего к частному. Основанием модели в данном случае может служить аналогия - вывод об однородности рассматриваемых обстоятельств на основе сходства отдельных их признаков 5 .

    Основанием для построения моделей может быть индукция. Особенность мышления в форме индукции состоит в том, что не ясен ход мысли, а полученный результат носит эвристический характер, однако если проследить возникновение индукции, то становится ясно, что это не плод голодной фантазии, а догадка, основанная на реально существенных знаниях, накопленных в виде большего практического опыта, большого знания жизни, умение логически мыслить.

    Мы часто употребляем словосочетание «личный, профессиональный опыт» это понятие будет в дальнейшем часто встречаться, поэтому есть смысл рассмотреть его подробнее.

    Итак, в чем заключается личный и профессиональный опыт?

    Личный и профессиональный опыт следователя проверяется:

    1) в правильном понимании своих задач и обязанностей в процессе расследования;

    2) в знании жизни, психологии людей, умение найти правильный подход к ним;

    3) в знании способов совершения преступления, умения отделить их по тем последствия, которых влечет за собой применение того или иного способа;

    4) в знании умения скрытия преступления;

    5) в умении собирать, следовать и оценивать доказательства, т.е. доказывать;

    6) в знании форм, приемов, методов доказывания, профессиональных условий этой деятельности, требований, к ней предъявляемых;

    7) в умении правильно оценивать факты и ситуации и принимать правильные решения.

    3. Исследование модели и получения модельной информации.

    На третьем этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведения». Конечным результатом этого этапа являются множество знаний о модели. Исследование и получение информации может быть проведено различными путями:

    Следователем при осмотре места преступления;

    По средствам экспертного исследования;

    С помощью розыскных мероприятий.

    4.Оценка результатов моделирования и перенос информации с модели на оригинал по правилам аналогии или подобия (не путать с УК, где аналогия запрещена).

    На четвертом этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирования множества знаний об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам:

    1) Знание о модели должны быть скорректированы с учетом тех средств объекта- оригинала, которые не нашли отражение или были изменены при построении модели.

    2) Мы можем с достаточным основанием переносить какой - либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сродства оригинала и модели.

    3) Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить не правомерно.

    Моделирование циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, исправит в следующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития 6 .

    Глава 3. Виды моделей и моделирование

    Объектом наблюдения моделирования является модель.

    По классификации Т.С. Волчецкой различают два вида моделей 7:

    1. Мысленную (идеальную);

    2. Материальную (физическую).

    В исследовании используются оба вида моделей. Так, осматривая место происшествия, следователь мысленно воссоздает модель преступного деяния: что произошло, как развивалось преступление, какими были действия преступников на месте происшествия и т.д., в качестве материальных моделей следователь использует в ходе в ходе осмотра гипсовые слепки обуви, слепки с предметов, имеющих отношение к делу.

    Такое подразделение моделей вполне правомерно, т.к. оно отвечает двум возможным формам отображения события преступления - в форме материально фиксированных отображений и в форме образцов в сознании людей. Вместе с тем оно не достаточно, т.к. не отражает в полной мере ни специфику моделирования как метода познания, ни специфику моделей в зависимости от средств, технологии и иных условий и целей их получения.

    В рамках материального вида моделирования можно выделить геометрически подобные, физически подобные модели, а в рамках мысленного - образные (иконические), знаковые (символьные) и смешенные (образно- знаковые).

    Материальные модели

    Геометрически-подобные Физически –подобные

    1. Модели геометрические создаются применительно к объектам- оригиналам, которые имеют определенную форму и размеры (в двух или трех измерениях). Их назначение - дать чувственно-наглядное представление о моделируемом объекте независимо от того, в каком масштабе соотношении они находятся (одинаковы по линейным размерам и объему, меньше или больше оригинала).

    К ним относятся слепки со следов (рук, ног, зубов человека, орудий взлома и инструментов), оттески (печатей, штампов), фото-, кино-, видеоизображение (в их статическом состоянии), муляжи, (например воспроизводящие внешний облик человека), макеты (например, воспроизводящее наиболее важные узлы и некоторые детали обстановки места происшествия).

    2. Физически подобные модели. В основе таких моделей может лежать механическое, динамическое или иное подобие с объектом- оригиналом. Главное их значение - воспроизводить функциональные свойства моделируемого объекта (человека, животного или механизма). В сфере криминалистической деятельности формой их реализации могут быть: кино- и видеофильмы (а не отдельные статистические изображения), фонограммы голоса и иные звуковые явления, а также всевозможно действующие макеты (механизмов, приборов, орудий и других объектов.)

    Мысленные модели

    Образные Образно-знаковые

    (иконические) (символические)

    1. Образные (иконические) модели. Эти модели реализуются в двух формах - в виде материального фиксирования следов и форм образов в сознании людей или, иными словами идеальных представлений объективной реальности. Характерная особенность последних состоит в том, что они являются результатом не только не посредственного чувственного отражения, но и деятельности абстрактного мышления, благодаря которому чувственные характеристики отображаемого объекта выступают внутренне взаимосвязанными и взаимообусловленными. Следует однако иметь ввиду, что далеко не любое представление обладает всей совокупностью свойств и функций присущих моделям другого вида. Практика расследования преступлений показывает, что иконические модели - это весьма распространенный вид идеальных моделей, т.к. любой элемент криминалистической деятельности прямо или косвенно связан с формированием таких моделей и оперирование ими.

    Возможность последнего во многом определяется тем, что модели- представления могут фиксироваться в виде словесного описания, рисунка, чертежа или схемы. Степень сходства зависит от многих фактов и колеблется в очень широком диапазоне. Каждому юристу хорошо известно, как тщательно надо проверять и оценивать достоверность рассказа даже самого добросовестного свидетеля. Но вместе с тем каждый юрист знает, что этот аналог действительности - самый распространенный и пока ничем не заметный способ фиксации тех или источников судебных доказательств, которые возможно зафиксировать техническими средствами.

    Мысленные образы, образовавшиеся у людей с хорошей зрительной памятью и способностями к рисованию, могут быть воспроизведены не только словесно, но и графически. В этих случаях можно получить аналог- копию в виде портрета человека, но сделанную «по памяти», а не с натуры, как обычные портреты 8 .

    Мысленные образцы играют не малую роль в расследовании еще потому, что образуют в сознании самого свидетеля при осмотрах, допросах и обысках. В протоколы следственных действий даже самый добросовестный следователь включает далеко не все, что он видел и слышал, а лишь то, что он считает важным в момент составления протокола. Остальное хранится в памяти, но в нужный момент «всплывает» и срабатывает. Прежде всего по этой причине следователю рекомендуется лично проводить важные следственные действия, а не удовлетворятся чтением протоколов, составленных коллегами.

    2. Образно- знаковые модели. К этой группе моделей относятся, те, в которых чувственно воспринятый или логически построенный образ моделируемого объекта познания находит свое внешнее выражение с помощью определенной совокупности знаков и (или) графических построений. В результате в качестве аналога- заместителя объекта познания выступает схемы, чертежи, графики и графические построения, карты, структурные химические формулы и т.п.

    Такого рода аналоги способны воспроизводить определенные свойства исследуемых объектов и, следовательно, использоваться в качестве средств познания.

    В сфере криминалистической деятельности они используются наряду с протокольной формой фиксации, дополнения и конкретизируя ее. Так, производя осмотр места ДТП, следователь наряду с его протокольным описанием обязан делать его схему, на которой с помощью набора стандартных условных знаков должен фиксировать все наиболее важные (для данного случая) элементы этого события.

    Важность такого рода модели определяется тем, что она становится «овеществленным» образом идеального представления объективной реальности и тем самым доступной для ее восприятия и исследования другими лицами (экспертом, судом и др.)

    В современной юридической литературе классификации видов моделирования проводится по многим основаниям.

    1. По способу моделирования;

    1) Материальная (предметная)

    2) Мысленная (идеальная)

    3) Логико-математическое или кибернетическое

    4) Информационно- компьютерное

    Главное назначение кибернетического моделирования состоит в исследовании количественных характеристик и количественной взаимосвязи различных параметров познаваемого объекта. Широчайше возможности доя реализации этой задачи открывается при использовании средств вычислительной техники, в частности аналоговых и цифровых ЭВМ.

    В таких случаях мы имеем дело с особым видом моделирования-кибернетическим и соответственно кибернетическими моделями.

    Как метод познания кибернетическое моделирование характеризуется следующими основными чертами:

    1) служит для раскрытия поведения сложных динамических систем

    2) при кибернетическом моделировании исследователи отвлекаются от различной природы элементов, образующие кибернетические системы, и от тех конкретных способов, какими эти элементы связаны друг с другом, следовательно, от специфически частных закономерностей этих систем.

    3) Кибернетическое моделирование отличают динамизм, гибкость, поскольку его модели приспособлены к описаниям поведения сложных динамических систем, меняющихся во времени.

    4) Кибернетическое моделирование позволяет осуществлять оптимальное управление системой еще до полного раскрытия ее структуры.

    5) Кибернетическое моделирование базируется на математическом моделировании и широком использовании ЭВМ.

    Кибернетические модели непосредственно связаны с идеальными моделями. Эта связь характеризуется, прежде всего, тем, что вещественной модели всегда предшествует логическая модель.

    2. По субъектам моделирования

    Виды модели в зависимости от сферы их применения в криминалистике:

    1) при производстве следственных действий (следователь, прокурор)

    2) в экспертной практике (эксперты, лаборанты)

    3) в оперативно-розыскной деятельности (инспекторы)

    4) в судебной деятельности

    5) в организационно- управленческой деятельности

    3. По объектам моделирования

    1) преступление

    2) расследование

    4. По задачам

    1) в науке

    2) в расследовании конкретных преступлений.

    В связи с тем, что классификацию видов моделирования можно проводить по различным основаниям, то любая классификация методов моделирования обречена на неполноту.

    Наиболее известной является классификация по характеру моделей. Согласно ей различают следующие пять видов моделирования 9:

    1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.

    2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.

    3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.

    4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

    5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

    Предметным называется моделирование, в ходе которого исследование ведётся на модели, воспроизводящей основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики «оригинала». На таких моделях изучаются процессы, происходящие в оригинале - объекте исследования или разработки (изучение на моделях свойств строительных конструкций, различных механизмов, транспортных средств и т. п.). Если модель и моделируемый объект имеют одну и ту же физическую природу, то говорят о физическом моделировании.

    Явление (система, процесс) может исследоваться и путём опытного изучения какого-либо явления иной физической природы, но такого, что оно описывается теми же математическими соотношениями, что и моделируемое явление. Например, механические и электрические колебания описываются одними и теми же дифференциальными уравнениями; поэтому с помощью механических колебаний можно моделировать электрические и наоборот. Такое «предметно-математическое» (аналоговое) моделирование широко применяется для замены изучения одних явлений изучением других явлений, более удобных для лабораторного исследования, в частности потому, что они допускают измерение неизвестных величин. Так, электрическое моделирование позволяет изучать на электрических моделях механические, гидродинамические, акустические и другие явления. Электрическое моделирование лежит в основе аналоговых вычислительных машин (сейчас, правда, практически не использующихся) 10 .

    При знаковом моделировании моделями служат знаковые образования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, графы, слова и предложения в некотором алфавите (естественного или искусственного языка)

    Важнейшим видом знакового моделирования является математическое (логико-математическое) моделирование, осуществляемое средствами языка математики и логики. Знаковые образования и их элементы всегда рассматриваются вместе с определенными преобразованиями, операциями над ними, которые выполняет человек или машина (преобразования математических, логических, химических формул, преобразования состояний элементов цифровой машины, соответствующих знакам машинного языка, и др.). Современная форма «материальной реализации» знакового (прежде всего, математического) моделирования - это моделировании на цифровых электронных вычислительных машинах, универсальных и специализированных. Такие машины - это своего рода «чистые бланки», на которых в принципе можно зафиксировать описание любого процесса (явления) в виде его программы, т. е. закодированной на машинном языке системы правил, следуя которым машина может «воспроизвести» ход моделируемого процесса.

    Действия со знаками всегда в той или иной мере связаны с пониманием знаковых образований и их преобразований: формулы, математические уравнения и прочие выражения применяемого при построении модели научного языка определенным образом интерпретируются (истолковываются) в понятиях той предметной области, к которой относится оригинал. Поэтому реальное построение знаковых моделей или их фрагментов может заменяться мысленно-наглядным представлением знаков и операций над ними. Эту разновидность знакового моделирования иногда называется мысленным моделированием. Впрочем, этот термин часто применяют для обозначения «интуитивного» моделирования, не использующего никаких чётко фиксированных знаковых систем, а протекающего на уровне «модельных представлений». Такое моделирование есть непременное условие любого познавательного процесса на его начальной стадии.

    Таким образом, можно прежде всего различать «материальное» (предметное) и «идеальное» моделирование; первое можно трактовать как «экспериментальное», второе - как «теоретическое» моделирование, хотя такое противопоставление, конечно, весьма условно не только в силу взаимосвязи и обоюдного влияния этих видов моделирования, но и наличия таких «гибридных» форм, как «мысленный эксперимент». «Материальное» моделирование подразделяется, как было сказано выше, на физическое и предметно-математическое моделирование, а частным случаем последнего является аналоговое моделирование. Далее, «идеальное» моделирование может происходить как на уровне самых общих, быть может даже не до конца осознанных и фиксированных, «модельных представлений», так и на уровне достаточно детализированных знаковых систем; в первом случае говорят о мысленном (интуитивном) моделировании, во втором - о знаковом моделировании (важнейший и наиболее распространённый вид его - логико-математическое моделирование).

    По характеру той стороны объекта, которая подвергается моделированию, уместно различать моделирование структуры объекта и моделирование его поведения (функционирования протекающих в нем процессов и т. п.). Это различение сугубо относительно для химии или физики, но оно приобретает чёткий смысл в науках о жизни, где различение структуры и функции систем живого принадлежит к числу фундаментальных методологических принципов исследования, и в кибернетике, делающей акцент на моделирование функционирования изучаемых систем.

    Глава 4.Значение моделирования в следственной практике

    При определении оценки моделирования следует исходить из следующих предпосылок:

    1. Не следует переоценивать роли моделирования, не стоит сводить его к познанию, поскольку это лишь один из общенаучных методов познания.

    Кроме этого следователь должен использовать весь арсенал имеющихся методов и способов познания ситуации, таких как, например: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия.

    Метод моделирования органически связан с другими методами познания:

    Наблюдением, измерением;

    Экспертным сравнением;

    Описанием.

    Любое мысленное представление следователя далеко не всегда является мысленной моделью. В моделировании главное - процесс исследования, а также процесс опосредованного получения нового знания.

    Этот метод эффективно может быть использован в следственной практике. Однако его применение целесообразно, когда у следователя возникает необходимость в получении информации опосредованным путем (если есть прочие источники, то лучше использовать их).

    Создание и изучение моделей способствует, прежде всего, проверке и получению новой информации.

    Преступник уничтожает следы преступления. Уничтоженные или поврежденные преступником предметы нельзя изучить непосредственно, прямым наблюдением. Моделирование является единственным методом, обеспечивающим их воссоздании и исследование.

    Модели обладающие наглядностью, кроме того, имеют иллюстративную функцию, служат средством наглядного подтверждения доказываемых подтверждений.

    Модели используемые при проведении следственных действий, являются источником доказательственной информации.

    Заключение

    Именно криминалистика на основе результатов научных исследований и разработок дает в руки следователей, судей, оперативно-следственных работников и экспертов-криминалистов научно обоснованные и проверенные практикой средства, приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения любых преступлений.

    Моделирование, как один из методов криминалистики отличается многофункциональностью и универсальностью.

    Универсальность моделирования обеспечивает решение целого ряда криминалистических задач. Во-первых, задачу создания модели, способной выступать как объект криминалистического познания. Во-вторых, познавательную задачу в процессе использования в криминалистическом исследовании созданной модели. В-третьих, доказательственно-иллюстративную задачу. В-четвертых, задачи информационного характера, к которым, например, можно отнести кодирование, хранение (по типовому либо индивидуальному признаку) информации, необходимой для расследования преступления. В-пятых, задачи эвристического характера, связанные с получением нового знания посредством логической переработки информации – получение дополнительно криминалистически значимой информации путем исследования имеющихся данных по конкретному уголовному делу. В-шестых, посредством применения моделирования могут быть успешно решены задачи, относящиеся к процессу организации и управления расследованием преступления. В-седьмых, целесообразно выделить роль моделирования в решении задач научно-исследовательского характера (обобщение следственной, экспертной и судебной практики), направленных на разработку и внедрение криминалистических методик по расследованию отдельных видов преступлений. И, наконец, задачи дидактического плана, решаемые посредством внедрения моделирования в качестве инструмента учебного процесса и метода выработки оптимального варианты подготовки специалиста по борьбе с преступностью.

    Основываясь на указанных задачах, можно четко очертить сферу применения криминалистического моделирования отнеся к ней: практическую деятельность следователя, судьи, эксперта; научно-исследовательскую деятельность по изучению следственной, судебной и экспертной практики; учебно-педагогическую деятельность, включающую в себя подготовку специалистов в области криминалистики и переподготовку следственных кадров.

    Список литературы

      Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В.

      Криминалистика. Ч. I: Общая теория криминалистики и криминалистическая техника: учебное пособие / Е.В. Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, Э.В. Сысоев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2006. – 96 с.

      Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко - Юридическая фирма "Контракт", "Инфра-М", 2005 г.

      Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика. Учебник. М,: Издательство Издательский дом "Дашков и К". - 2009 г. – 608 с.

      Волчецкая Т. С. Современные проблемы моделирования в криминалистике и следственной практике. Калининград, 1997г.

      Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М., Высшая школа, 1999., С. 95.

    7) Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2005. - 781 с.

    1 Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В.Криминалистика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 503 с.

    2 Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко - Юридическая фирма "Контракт", "Инфра-М", 2005 г.

    3 Криминалистика. Ч. I: Общая теория криминалистики и криминалистическая техника: учебное пособие / Е.В. Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, Э.В. Сысоев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2006. – 96 с.

    Моделированием расследования вымогательстваЗакон >> Государство и право

    1999; 13. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений . М.: Юристъ, 2001; 14. Криминология. ... действий. М.: Рост, 199; 16. Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений . М., 1998;17. Мешков В.М., Попов В.Л. ...

    Метод моделирования ориентирует на работу не с объектом, пред­ставленным для восприятия в натуре, а с его аналогом - моделью.

    Модель - это другой объект, другая система, отражающая лишь ту или иную меру сходства с ориги­налом.

    Подробнее о криминалистических моделях

    Криминалистическая модель представляет собой искусственно со­зданную систему, воспроизводящую с определенной степенью сходст­ва заменяемый ею объект.

    Изучение и проверка модели позволяет по­лучить новые знания об оригинале и использовать их для решения

      • поисковых,
      • познавательных,
      • распознавательных,
      • идентификацион­ных,
      • управленческих

    и иных задач в уголовном процессе, а также в научных криминалистических исследованиях.

    Виды криминалистических моделей :

      1. материальные;
      2. идеальные (мысленные).

    Материальные модели

    Отличительной особенностью материальных моделей является то, что они воспроизводят объекты в материально фиксированном виде . К их числу относятся специально создаваемые уникальные криминалис­тические системы (конструкции, предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы - оригиналы выпуска­емых в серийном варианте предметов.

    Материальные модели используются для криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построения версий по резуль­татам анализа, разработки программ по проверке версий. Они так же используются при проведении отдельных следственных и других действий (например, путем предъявления для обозрения допрашивае­мому).

    Идеальные (мысленные) модели

    Идеальные (мысленные) модели используются в поисково-познавательной деятель­ности наиболее часто и продуктивно. Это легко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежа­щих решению, будущих действиях, дальнейших шагов на пути позна­ния, о том, что, с помощью чего и каким образом должно быть сделано, являются только моделями.

    Мысленная модель, как и материальная, является системой, но со­стоящей не из материально фиксированных, а из мысленных компо­нентов . Она может быть материализо­вана в виде схемы, рисунка, макета, формулы, чертежа, описания.

    Важной особенностью мысленной модели, как формы мышления, является ее свойство быть аналогом еще не познанных обстоятельств , скрытых связей, невыявленных отношений.

    Выступая в качестве итога, результата познания в рамках законченного цикла указанной деятельности, мысленные модели играют промежуточную роль между заключительным этапом и теми правовыми решениями, которые принимаются в этой связи и отража­ются в документах (о возбуждении уголовного дела, о завершении про­изводства по делу и предъявлении собранных материалов для ознакомления , потерпевшим, о составлении обвинительного за­ключения, о направлении дела в суд для рассмотрения и т.д.).

    В то же время модели, содержащие положительные знания, постро­енные на начальном и промежуточном этапах ППД (поисково-познавательной деятельности), выступают в каче­стве средства познания других, неизвестных на данный момент обстоя­тельств, решения иных задач ППД. В этом же качестве выступают и модели, содержащие только предположительные знания, нуждающие­ся в проверке (гипотеза, версии), а также комбинированные мысленные модели, в которые включены предположительное знание об одних при­знаках объекта и положительное знание о других его сторонах.

    Источником нового знания модели становятся потому, что в них, как в интегративных системах, аккумулируются и в комплексе увязы­ваются в некую целостность собранные фактические данные, собствен­ный практический опыт субъекта ППД, обобщенные данные практики (коллективный опыт).

    Классификация мысленных моделей

    Как и материальные модели, мысленные модели могут классифици­роваться по различным основаниям:

    • по видам моделируемых объектов (модели событий и модели предметов);
    • по степени абстрактности (мо­дели конкретных, единственных в своем роде объектов и типовые обоб­щенные модели определенных групп населения, фактов, событий и т.п.);
    • по объему отражения объекта (модели объекта в целом и модели каких-либо частей, сторон, признаков объекта);
    • по цели использования (модели поисковые, иллюстративные, дидактические, идентификаци­онные и т.п.);
    • по сфере построения и использования (модели научные, модели практические).

    Виды мысленных моделей:

    • модели предметов и событий прошлого (например, событий, ко­торые ранее воспринимал какой-либо человек, по поводу которых он дает показания во время его допроса);
    • модели предметов и событий настоящего (например, представ­ление следователя о том, что может происходить в соседнем кабинете во время допроса, который производится его коллегой по следственной бригаде);
    • модели предметов и событий будущего (например, представле­ния следователя о том, что ему предстоит сделать на другой день).

    По характеру знания выделяются модели, содержа­щие:

    1. только положительное (достоверное) знание;
    2. только предположи­тельное знание;
    3. одновременно и положительное (о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках) знания.

    Модели группируются также по субъектам криминалистического моделирования (модели следователя, эксперта и т.п.), по отношению к видам и этапам ППД (модели предварительной проверки, модели пред­варительного расследования, модели первоначального этапа расследо­вания и т.п.), по криминалистическим ситуациям, категориям уголов­ных дел (например, мысленные модели по делам об убийствах и мыс­ленные модели по делам об убийствах, совершенных в условиях неоче­видности).

    Названные виды, группы и разновидности моделей могут быть под­вергнуты внутренней группировке (так, модели, строящиеся на прак­тике, подразделяются на следственные, оперативно-розыскные, экс­пертные, судебные).

    Криминалистическое моделирование - процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве.

    Метод моделирования применяется на всем протяжении поисково-познавательной деятельности каждого вида, начиная с момента изуче­ния исходной информации и вплоть до принятия решения о заверше­нии деятельности. Да и само последнее решение является вначале мыс­ленной моделью. Строящиеся модели (криминальных ситуаций, обсто­ятельств, подлежащих установлению, задач и средств их решения и т.д.) отражаются (фиксируются) не только в памяти субъектов модели­рования, но и в составляемых ими документах. Так, модель познаваемо­го следователем события вначале отражается в постановлении о воз­буждении уголовного дела, затем в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, в постановлении об избрании меры пресече­ния, других документах. В наиболее полном, завершенном виде модель этого события находит отражение в обвинительном заключении.

    Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия, в других сфе­рах практического следоведения.

    Криминалистическое моделирование способствует :

      • правиль­ной уголовно-правовой квалификации деяния;
      • отграничению преступлений от иных общественно опасных дея­ний;
      • выявлению и установлению событий, исследуемых в уголовном процессе;
      • выявлению и изобличению лиц, скрывшихся с места происшест­вия после совершенного ими правонарушения;
      • установлению по трупу;
      • выявлению потерпевших и свидетелей, местонахождение кото­рых неизвестно;
      • розыску похищенного имущества, предметов, использованных при совершении общественно опасных деяний;
      • установлению событий, которые предшествовали, сопутствова­ли общественно опасному деянию, последовали вслед за ним;
      • установлению цели, мотивов, обстановки, механизма преступно­го и некоторых видов поведения различных лиц, образуемых при этом следов;
      • установлению происхождения и связи между фактами, их вре­менной и пространственной характеристик, устранению противоречий между фактами;
      • определению направления поисково-познавательной деятель­ности, формулированию общих и частных тактических, организацион­ных, управленческих задач, определению средств, путей и методов их решения.

    Элементы процесса моделирования :

      1. субъект моделирования;
      2. задача, решаемая субъектом при помощи этого метода;
      3. объект моделирования (оригинал);
      4. способ моделирования.

    Объекты криминалистического моделирования :

      1. познаваемые объекты;
      2. объекты, выступающие в качестве средств познания.

    Подробнее об объектах криминалистического моделирования

    Познаваемые объекты

    В группе познаваемых объектов моделируются самые различные события (преступления, иные виды человеческой деятельности, акты поведения и т.п.), а также их отдельные элементы, компоненты послед­них, структура, внешние связи и отношения (предметы, функциониро­вавшие в рамках криминальных событий, результаты преступной деятельности, признаки внешности устанавливаемых потерпевших, подо­зреваемых, обвиняемых, прижизненный облик погибших людей, от­дельные признаки трупов и т.п.).

    Моделируются также криминальные и криминалистические ситу­ации.

    Основное назначение данной разновидности практического моде­лирования - обеспечить оптимальное решение вопросов, связанных с предметом поиска и познания, с характером, кругом и местом нахожде­ния объектов, которые необходимо отыскать.

    Объекты, выступающие в качестве средств познания

    В структуру таких объектов, моделируемых в научных и практичес­ких целях, входят

    • поисково-познавательная деятельность в уголовном процессе в целом,
    • отдельные виды и этапы этой деятельности, ее эле­менты, те или иные совокупности элементов, их признаки, внутренняя структура (в частности, структура экспертного исследования, этапы версионного мышления, структура доказательства, функции и отноше­ния членов следственно-оперативных групп).

    В числе систем этого плана в следственной практике чаще всего встречаются:

    1. версии, криминалистические и правовые решения;
    2. отдельные следственные и иные действия, их комплексы, средст­ва тактического обеспечения;
    3. следственные, оперативно-розыскные, экспертные ситуации;
    4. оперативно-розыскные мероприятия;
    5. судебные экспертизы;
    6. планы работы, разрабатываемые на очередной рабочий день, не­сколько дней, планы этапов расследования и т.д.;
    7. постановления, определения, обращения, протоколы следствен­ных действий, обвинительные заключения и другие процессуальные и непроцессуальные документы и тексты.

    Модели познаваемых и познающих объектов находятся в тесной связи и взаимной зависимости. В ходе ППД идет процесс непрерывно­го взаимодействия тех и других моделей, движения от моделей одного порядка к моделям другого порядка. В этом процессе участвуют как материальные, так и мыслительные модели, для построения которых используются различные материалы, средства и приемы.

    Виды криминалистического моделирования

    1) по временной направленности:

      • ретроспективное (обращенное в прошлое);
      • настоящего;
      • перспективное (обращенное к исследованию событий, обстоятельств, явлений будущего).

    2) с учетом способа моделирования:

      • материальное;
      • мысленное (идеальное);
      • логико-математическое;
      • информационно-компьютерное.

    Ретроспективная модель представляет собой логико-информационную и образную систему, вос­производящую объекты поиска и познания в их главных, существен­ных, с точки зрения решения поставленной задачи, чертах.

    Перспективное моделирование (перспективная модель) дальнейшей деятельности самих субъектов познания отражает остальные черты познающей (поисковой) системы и средств познания первого объекта. Это направление находит свое выражение в представлениях участников ППД о том, что, как, кому, на основе применения каких средств, методов, приемов и в какие сроки необходимо сделать в ходе дальнейшей проверки, расследования и т.д., какими кад­ровыми, техническими, финансовыми, информационными ресурсами должна быть обеспечена планируемая деятельность.

    Выделяя разнообразные виды моделирования и классы моделей, необходимо учитывать их тесную взаимосвязь. Так, к примеру, связь мысленных и материальных моделей обусловлена тем, что еще до построения модели из какого-либо материала человек ее обосновывает, рассчитывает, представляет мысленно.

    Материальные модели воспроизводятся в материально фиксированном виде и используются в следственной практике преимущественно при производстве следственных действий и экспертиз. Среди материальных различают:

    • пространственно и геометрически подобные модели (слепок со следа, макет помещения, предмета, муляж трупа);
    • физически подобные модели (аудио- или видеозаписи следственных действий).

    Особым видом материального моделирования является криминалистическая реконструкция , понимаемая как воссоздание отдельных, интересующих следствие объектов по их фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным.

    Использование в следственной практике логико-математического и информационно-компьютерного моделирования связано с внедрением в деятельность правоохранительных органов компьютерной техники. Сущность математического моделирования в криминалистике состоит в трансформации криминалистической проблемы в математическую задачу, ее решение посредством математического аппарата, а также криминалистическая интерпретация полученных математических результатов.

    Особо следует отметить мысленное моделирование , которое занимает особое место и наиболее распространено в уголовном судопроизводстве. На первоначальном этапе расследования практически всегда имеет место информационная неопределенность, которая, создавая логико-познавательные барьеры, ставит перед следователем ряд проблем. В силу своих особенностей мысленное моделирование выступает в качестве необходимого познавательного средства, во многом помогающего процессу управления расследованием.

    Подробнее

    Так, в процессе расследования уголовного дела следователь, выясняя сущность произошедшего криминального события, строит в своем сознании его мысленную модель – информационную модель расследуемого события. По мере получения информации о преступлении и лице, его совершившем, эта модель становится более полной и менее схематичной. Информационная модель расследуемого события – динамическая система, поскольку ее построение осуществляется параллельно с ходом самого расследования. Причем, информационная модель расследуемого события первоначально оценивается как вероятностная вследствие неполноты информационного насыщения и лишь по мере расследования приобретает во всех элементах или в отдельной части их знание достоверное.

    Среди мысленных моделей в свою очередь выделяют:

    1. образные (иконические, неформализованные) модели, являющиеся по своей форме психическим образом, а в гносеологическом аспекте – одним из средств получения нового знания;
    2. образно-знаковые (символические, частично формализованные) модели, представленные разного рода условными знаками (буквенными или графическими). В криминалистике к знаковым моделям можно отнести сетевые графики планирования расследования, формулу, различные графические приложения к протоколам следственных действий.

    Вышеназванные модели могут «работать» в двух направлениях: ретроспективном, обращенном в прошлое, и перспективном, обращенном к исследованию событий (обстоятельств, явлений) будущего.

    Особой разновидностью мысленного моделирования является ситуационное моделирование – метод исследования ситуаций, включающий в себя построение модели реальной ситуации и проведение с ней различного рода мысленных экспериментов: прогнозирование направлений ее развития и (или) «проигрывание» на ней предполагаемых решений по управлению ситуацией с целью выбора оптимального. Ситуационное моделирование позволяет оперативно распознать и адекватно оценить наличную следственную ситуацию, незнакомые ситуационные факторы свести к известным, типичным, для которых уже разработаны оптимальный алгоритм или программа по их разрешению.

    Стадии криминалистического моделирования

    Моделирование начинается с постановки проблемы и принятия ре­шения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью.

    Стадии криминалистического моделирования:
      1. построение модели объекта;
      2. изучение построенной модели;
      3. реализация модели (проверки модельной ин­формации).

    Построить модель объекта - это значит

      • на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта соста­вить общее представление о характере, природе и групповой принад­лежности объекта;
      • определить структуру, наполнить необ­ходимыми деталями созданный эскизный «портрет» объекта;
      • тем или иным способом зафиксировать построенную модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.).

    Состав компонентов (структурных элементов) модели определяет­ся, исходя из представления о том, какие из них являются существен­ными с точки зрения успешного решения поставленных задач с помо­щью модели.

    В процессе изучения модели она подвергается логическому анализу и мысленному эксперименту с выведением и мысленной проверкой выводимых суждений. В ходе мысленного эксперимента субъект моде­лирования

      1. выделяет условия, которые воздействуют на объект,
      2. созна­тельно и планомерно изменяет эти условия,
      3. определяет, какое воздей­ствие они оказывают на объект и модель, и,
      4. сопоставляя свои суждения с установленными фактами, осуществляет корректировку модели.

    Осмыслив изученную модель, субъект моделирования выводит из нее следствия, то есть суждения о фактах, которые должны существо­вать в реальной действительности при условии правильности модели, и приступает к ее проверке.

    Проверка модели предполагает осуществление практических действий, направленных на обнаружение и исследование упомянутых фактов. Проверить модель - это значит выяснить, имеют ли место в действительности те факты (события, следы и т.д.), суждения о кото­рых были сделаны в процессе изучения модели. Оценка результатов проведенной в этом направлении работы позволяет сделать вывод о достоверности либо об ошибочности, о неточности в какой-либо части построенной модели (и необходимости ее корректировки в последних случаях).

    Модели событий настоящего, как и модели событий прошлого (рет­роспективные модели), проверяются путем построения и реализации перспективных моделей деятельности субъектов моделирования.

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов.