Положение населения в странах европы после войны. Всеобщая история

Положение населения в странах европы после войны. Всеобщая история

Под влиянием политической конъюнктуры в течение XIX – XXI вв. понятие «Восточная Европа» менялось. В настоящее время «Восточную Европу» составляют Польша, Венгрия и Румыния, а также появившиеся на политической карте мира с 1993 г. Чехия и Словакия. Политическая карта Европы от 1 сентября 1939 г. в восточноевропейский ареал включала Республику Польшу, протекторат Богемия и Моравия, Республику Словакия, Королевство Венгрия, Королевство Румыния.

Страны Восточной Европы в период между двумя мировыми войнами (1918 – 1939 гг.), за исключением Румынии, были сформированы международным арбитражем (Версальский мирный договор 1919 г.) из бывших регионов Германской, Австро-Венгерской и Российской империй, получивших (или восстановивших после длительного исторического перерыва) свой государственный суверенитет.

Все политические режимы стран Восточной Европы к началу Второй мировой войны, разделяя общую для многих стран Европы 1920 – 1930 гг. тенденцию, носили отчетливые черты авторитаризма (Тибо П. Эпоха диктатур). При формальном сохранении демократических институтов реальной властью обладали различные «вожди», «отцы нации», опиравшиеся прежде всего на армию, полицию и на политические партии национал-радикального толка, относимые к массовым фашистским ( , ) или . В политической практике управления были распространены методы радикального подавления левой оппозиции, получавшей поддержку у значительной части населения. Национальная политика была направлена на стимулирование «национального мифа» титульных наций и ограничения прав национальных меньшинств. Во всех странах Восточной Европы в 1930-х гг. существовала сильная оппозиция правящим режимам, представленная прежде всего коммунистическими партиями и политическими организациями национальных меньшинств.

В ходе Второй мировой войны некоторые страны Восточной Европы потеряли свой суверенитет – часть бывшей Чехословакии (протекторат Богемия и Моравия) и Польша. Административный режим управления в них в разное время определяли поглотившие их сверхдержавы – Германия или Советский Союз. Также на политическое влияние претендовали различные «правительства», образованные в эмиграции или в режиме оккупации, которые ориентировались на одну из враждующих сторон в мировом конфликте.

Уже с начала 1930-х гг. государства Восточной Европы стали объектом притязаний двух набиравших военную мощь держав – Германии и Советского Союза, документально оформленных дополнительными протоколами советско-германского пакта о ненападении от 23 августа 1939 г.

Германия стремилась возвратить свои восточные территории, потерянные после поражения в Первой мировой войне, – города Познань, Данциг, части Западной Пруссии и Верхней Силезии (после объединения с Австрией еще и Судетскую область), а также контролировать экономические ресурсы Восточной Европы.

Советский Союз также желал вернуть территории, ранее входившие в состав Российской империи, – Восточную Польшу и Бессарабию. Стимулом к распространению своего геополитического влияния на Восточную Европу являлась для него и доктрина экспорта революции.

В свою очередь, практически все страны Восточной Европы, имея смешанный этнический состав населения и границы, проведенные инициативой третьих стран (Версальский мирный договор 1919 г. и последующие договоры начала 1920-х гг.), в 1920-х – 1940-х гг. предъявляли территориальные претензии к своим соседям или являлись объектом данных притязаний, что исключило вариант создания общего политического союза восточноевропейских стран.

Территориальные претензии стали поводом для начала 1 сентября 1939 г. германо-польской войны, которая в течение нескольких дней превратилась в мировую. 17 – 28 сентября 1939 г. без объявления войны Советский Союз поглотил восточные области Польши. В октябре 1939 г. территория польского государства была поделена между СССР, Германией, Словакией и Литвой. В состав Советского Союза бывшие польские территории вошли как части Белорусской и Украинской ССР. Третий рейх включил в свою систему польские земли в качестве генерал-губернаторства. Литве Советским Союзом 10 октября 1939 г. была передана Виленская область с городом Вильно, а Словакия 24 октября 1939 г. получила Тешинскую область.

В июле 1940 г. Советский Союз путем дипломатического давления принудил Румынию передать ему часть ее северных территорий – Северную Буковину и Бесарабию.

В августе 1940 г. Румыния была вынуждена также передать Болгарии Южную Добруджу, а Венгрии – Северную Трансильванию.

Участие во Второй мировой войне позволяло государствам Восточной Европы начать новый этап пересмотра границ, компенсировать территориальные потери и претендовать на новые приобретения. Поэтому все страны Восточной Европы, сохранившие к лету 1941 г. свою государственность, приняли покровительство Германии и стали ее союзниками в военных действиях против ее противников – Польши, Югославии, Греции и СССР.

В апреле 1941 г. за участие в войне против Югославии Венгрия получила область Воеводину и районы Баранью, Бачку, Медимурье и Прекумье.

Участие восточноевропейских стран – союзников Германии в войне с СССР делится на следующие периоды;

1. С 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 гг. ограниченные контингенты и участвовали в крупных боевых операциях германских войск против Польши и Югославии.

2. С 22 июня 1941 г. румынская армия и экспедиционные корпуса Венгрии и Словакии принимали участие в боевых действиях против СССР. К началу зимы 1941/42 гг. они оказались истощены, большинство из них было отведено в тыл для перегруппировки.

3. В ходе летней наступательной кампании германских войск 1942 г. на Восточный фронт начали прибывать крупные контингенты румынских, венгерских и словацких войск, выступающих в качестве независимых национальных армий. Они были сосредоточены германским командованием на южном участке фронта – на Дону и Северном Кавказе. Зимой 1942/1943 г. , и потерпели поражение.

4. Весной 1943 г. большая часть войск восточноевропейских стран – союзниц Германии была отправлена домой, а оставшаяся до лета 1944 г. использовалась в борьбе с партизанами, для охраны коммуникаций и черноморского побережья.

5. Весной 1944 г. войска стран Восточной Европы – союзников Германии вновь занимают участки Восточного фронта – румынская армия на южном, причерноморском направлении, а словацкая и венгерская армии вдоль Карпатских гор.

6. После наступления советских войск в августе 1944 г. Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, а в Словакии в октябре произошло окончившееся неудачей восстание против Германии, оккупировавшей эту страну до окончания войны в Европе.

7. До 8 мая 1945 г. Венгрия оставалась последней восточноевропейской страной – союзницей Германии.

Дефицит вооружения, слабая подготовка большинства солдат и офицеров, а также отсутствие мотивации к самопожертвованию превращали армии стран Восточной Европы – союзников Германии в слабое звено Восточного фронта. Данные государства не обладали собственным высокоразвитым промышленным потенциалом (за исключением протектората Богемия и Моравия), и с началом мировой войны им стало трудно пополнять запасы тяжелых вооружений. В результате они вступили в войну с устаревшими артиллерией, танками, стрелковым оружием и транспортными средствами. Особенно ощущалась нехватка противотанкового оружия. Германия пыталась исправить положение, передавая им трофейное вооружение, захваченное в Чехословакии, Польше, Франции, Бельгии и СССР, но и оно оказывалось большей частью устаревших довоенных образцов.

В странах Восточной Европы помимо раскалывающего общество германо-советского противостояния Вторая мировая война обострила до уровня вооруженных конфликтов и существовавшие в них в течение десятилетий внутренние социальные и межнациональные проблемы. В Польше в 1942 – 1945 гг. они приняли характер гражданской войны, которая была осложнена еще и острыми межнациональными противоречиями. В период Второй мировой войны общества различных стран Восточной Европы по-разному реагировали на оккупацию их территорий германскими войсками – в протекторате Богемия и Моравия в целом (за исключением отдельных эксцессов) спокойно, а в Польше – массовым подпольным и партизанским движением.

Чехи на территории протектората Богемия и Моравия, выполняя трудовую повинность, имели возможность добровольно вступать в вермахт и войска СС (Чехи в СС). Кроме того, существовали собственные Вооруженные Силы протектората – Regierungstruppe des Protektorats Bhmen und Mhren (1939 – 1945 гг.).

Чехи-эмигранты и бывшие военнопленные имели возможность участвовать в войне в составе чехословацких формирований в войсках антигитлеровской коалиции.

Поляки сумели организовать собственные вооруженные формирования в армиях, воюющих против Германии, и массовые партизанские движения внутри страны:

В то же время в Польше существовали и сравнительно незначительные вооруженные силы польских коллаборационистов.

С вступлением в 1944 – 1945 гг. советских войск на территории стран Восточной Европы здесь были установлены политические режимы, настроенные либо просоветски (Польша), либо находящиеся под сильным давлением со стороны Советского Союза и поддерживаемых им местных левых сил (Венгрия, Чехословакия, Румыния).

В целом страны Восточной Европы являлись активными участниками Второй мировой войны. Они стали в 1939 – 1945 гг. ареной не только театра военных действий между странами – членами Стального пакта и антигитлеровской коалицией, но и активной зоной гражданской и этнической конфликтности.

В результате Второй мировой войны страны Восточной Европы вошли в зону политического и идеологического влияния Советского Союза.

Внутриполитическая ситуация в Польше по окончании Второй мировой войны была очень сложной. В борьбе за власть противостояли две политические силы, принимавшие участие в антифашистском движении Сопротивления - создан партиями социалистической ориентации Польский комитет национального освобождения, поддерживаемый СССР, и Краевая рада народова, ориентированная на поддержку эмигрантского польского правительства. Каждая из сторон имела значительную поддержку среди населения, поэтому после освобождения Польши Советской армией был образован коалиционное Временное правительство национального единства. Однако за короткое время из него вытеснили буржуазных деятелей во главе с бывшим премьер-министром эмигрантского правительства, лидером "Польского сторонництва людового" (ПСЛ) С. Миколайчи-ком. В 1947 г. на выборах в первый послевоенный польский парламент - Законодательный сейм - победил Демократический блок, состоящий из политических партий социалистической ориентации (в 1948 г. они объединились в Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП)). Новый социалистический режим при поддержке СССР начал преобразования по советскому образцу.

Некоторое время ПСЛ пыталось оказать вооруженное сопротивление новой власти, но силы были неравными. На юго-востоке Польши в 1947 г. действовали отряды В ПА. Польско-украинская резня продолжалась до момента проведения правительством так называемой акции "Висла". Под предлогом борьбы с В ПА власть выселила и разбросала по территории Польши 140 тыс. украинцев, которые испокон веков жили здесь.

Формально в Польше была многопартийная система, но в ее политической жизни доминировала ПОРП, которая копировала опыт КПСС, в частности внедрила систему репрессий. В 1952 г. была принята Конституция Польской Народной Республики (ПНР), ликвидирован институт президентства и создан коллективный орган руководства - Государственный совет. В июне 1956 г. в связи с ухудшением экономического положения в Познани начались антиправительственные беспорядки, которые были жестоко подавлены властями (75 человек убито, около 1000 ранено). Однако новое руководство ПОРП во главе с В. Гомулка вынуждено было пойти на уступки: распустить колхозы, провести реабилитацию невинно осужденных, улучшить отношения с католической церковью.

После массовых антиправительственных выступлений рабочих и студентов в 1970 г. первым секретарем ЦК ПОРП был избран Е. Герека. Отменялось повышение цен, начался процесс обновления экономики, прежде всего за счет крупных кредитов у развитых западных стран, вследствие чего ситуация в стране временно нормализовалась. Однако в начале 80-х годов вновь началась стагнация экономики, внешний долг Польши достиг 27 млрд долл. В 1980 г. ПНС охватила новая, самая продолжительная и острая политическая кризис. Летом по стране прокатилась волна забастовок, рабочие портовых городов перешли к созданию "свободных", не подконтрольных государству профсоюзов. Самой массовой стала Независимый профсоюз "Солидарность", которую возглавил электрик гданьской судоверфи Л. Ва-ленса. Очаги "Солидарности" начали образовываться по всей стране. Уже осенью 1980 г. количество ее членов превысило 9 млн человек. Независимый профсоюз, поддерживаемая влиятельной в польском обществе католической церковью, превратилась в мощный демократический общественно-политическое движение, активно противостоял режиму ПОРП. Очередная смена партийного руководства не стабилизировала ситуацию в стране. Советское руководство, напуганное перспективой прихода к власти в Польше демократических сил, угрожала военным вмешательством в польские дела по чехословацким сценарием 1968 г. и требовало немедленного введения в стране чрезвычайного положения. У1981 г. председателем совета министров и первым секретарем ЦК ПОРП избрали министра обороны генерала В. Ярузельского. Именно он объявил 13 декабря 1981 г. в Польше военное положение: была запрещена деятельность всех оппозиционных организаций, интернированы их руководителей и активных деятелей (почти 6,5 тыс. лиц), введено армейское патрулирование городов и сел, военный контроль за работой предприятий. Таким образом удалось избежать советской оккупации страны, однако это уже была агония коммунистического режима в Польше.

в Течение 80-х годов экономическая и общественно-политический кризис в ПНР углубилась и власть вынуждена была пойти на переговоры с оппозицией (февраль - апрель 1989 г.), которые завершились соглашением о проведении демократических реформ, а именно о легализации всех политических объединений страны, в частности "Солидарности", проведение свободных выборов, восстановления должности президента и двухпалатного парламента. На выборах в июне 1989 г. почти все места в верхней палате - Сенате - получили представители "Солидарности" и других демократических партий. Президентом страны был избран В. Ярузельского, а премьер-министром стал Т. Мазовецкий - один из лидеров "Солидарности". Начался демонтаж тоталитарной государственной модели. В начале 1990 г., окончательно потеряв поддержку народа, ПОРП самораспустилась и Ярузельский сложил свои полномочия президента. В декабре 1990 г. на первых прямых президентских выборах победу одержал лидер "Солидарности" Л. Валенса. Коммунистический режим в Польше потерпел полного краха.

Начались экономические реформы, разработанные министром финансов Л. Бальцеровичем, известные как "шоковая терапия". В течение короткого времени был отменен контроль за ценами, введено свободную торговлю, приватизировано большую часть государственного сектора. Ценой значительного падения жизненного уровня населения (на 40 %), увеличение количества безработных (до 2 млн человек) внутренний рынок Польши была стабилизирована. Но недовольство населения проявилось в избрании в парламент в 1993 г. в основном бывших коммунистов - представителей Союза демократических левых сил (СЛДС), а в 1995 г. президентом Польши стал лидер СЛДС А. Квасьневский, который вместе с новым левоцентристским правительством продолжил политику реформ, усилив акцент на социальной защите населения. В апреле 1997 г. парламент принял Конституцию Польши, согласно которой было установлено парламентско-президентскую форму правления с четким разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Главными внешнеполитическими приоритетами Польши в 90-х годах XX века. были определены: развитие всестороннего сотрудничества с США, развитыми европейскими странами, вступление в ЕС и НАТО. В результате целенаправленной деятельности власти Польша в марте 1999 г. стала членом НАТО, а в мае 2004 г. - ЕС.

25 сентября 2005 г. на парламентских выборах в Польше победила партия Ярослава Качиньского "Право и справедливость" с результатом 26,99 % (155 мест из 460), на втором месте - "Гражданская платформа" ДональдаТуска(24,14 %), затем - "Самооборона" Анджея Леппера - 11,41 %.

9 октября 2005 г. Лех Качиньский (брат-близнец Ярослава Качиньского) и Дональд Туск прошли во второй тур президентских выборов. 23 октября 2005 г. Лех Качиньский победил на выборах и стал президентом Польши. За него проголосовали 54,04 % избирателей. Консервативная партия "Право и справедливость" имеет тесные связи с католической церкваю. Сам Лех Качиньский во время пребывания на посту мэра Варшавы запрещал парады сексуальных меньшинств, чем вызвал критику со стороны партнеров Польши по Евросоюзу, а также требовал от Германии возместить ущерб, причиненный Варшаве в годы Второй мировой войны.

Новый президент осуществлял националистическую линию в отношении не только Германии, но и всей объединенной Европы. В частности он объявил, что вопрос о введении в Польше общеевропейской валюты будет вынесен на референдум. С 3 июля 2006 г. правительство возглавил его брат - Ярослав Качиньский.

Досрочные выборы в парламент в октябре 2007 г. принесли победу либерально-консервативной "Гражданской платформе", а правящая консервативная партия "Право и справедливость" потерпела поражение. Премьер-министром стал лидер "Гражданской платформы" Дональд Туск.

Отношения Польши с Украиной имеют богатую и достаточно сложную историческую традицию и современную надежную договорную основу. Польша первой в мире признала независимость Украины. В мае 1992 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Польшей и Украиной. Две соседние крупные государства активно сотрудничают в общеевропейских структурах. Польша традиционно поддерживает стремление Украины к интеграции с Европейским Союз и НАТО.

В каком политическом состоянии оказались страны Восточной Европы в первые послевоенные годы (до конца 1946 г.)?
2. Каково было положение советских республик Прибалтики после войны?
3. Какие общественные настроения были распространены в Восточной Европе после войны? Какими подходами руководствовался СССР при определении своей политики в Восточной Европе?
4. Как относились к СССР в странах Восточной Европы?
5. Как некоммунистические силы потерпели поражение на всеобщих выборах в Польше 19 января 1947 г.? Какие последствия оно имело?
1. В Венгрии после войны коммунисты были не главной силой. Венгрия была союзницей Германии по антикоминтерновскому пакту, и венгерские части участвовали в боевых действиях на стороне Германии в Югославии и на территории Советского Союза. Однако еще в 1943 г. диктатор М. Хорти стал искать пути к выводу страны из войны и вступил в контакты с британскими представителями. Весной 1944 г. он даже попытался получить от Гитлера разрешение отозвать венгерские войска хотя бы с одного из фронтов. Берлин ответил отказом, а 14 марта в Венгрию были введены германские войска.
В августе 1944 г. М. Хорти начал переговоры и с Москвой, прося ее согласие на совместную оккупацию Венгрии силами СССР и западных союзников. В октябре он официально заявил о выходе Венгрии из войны. В ответ на это в Будапешт вошли германские войска.
После падения М. Хорти и освобождения Венгрии советскими войсками первые свободные выборы состоялись 3 ноября 1945 г. Большинство голосов на них получила Партия мелких хозяев. 1 февраля 1946 г. в Венгрии была провозглашена республика. Новое правительство с 1946 г. возглавил представитель Партии мелких хозяев Ференц Надь. Коммунисты участвовали в нем, но не занимали главенствующих позиций.
В других странах коммунисты добились большего. В ноябре 1944 г. в состав румынского правительства были включены коммунисты. Правда, уже с февраля 1945 г. в Бухаресте был сформирован новый кабинет во главе с руководителем Фронта земледельцев Петру Гроза. Это было уже по существу коммунистическое правительство. Заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский, исполняя решения декабрьского (1945 г.) совещания СМИД в Москве, был даже вынужден специально посетить Румынию, чтобы добиться включения в румынское правительство представителей «исторических» партий - Нацио- нал-либеральной и Национал-царанистской - и таким образом обеспечить румынскому правительству международное признание. Вообще, исчезновение некоммунистических партий и установление однопартийной системы раньше всех произошли именно в тех странах, где советского военно-политического присутствия либо не было вообще (Албания), либо оно сыграло второстепенную роль в формировании послевоенного порядка (Югославия).
Довольно быстро проходила и коммунизация Болгарии, которая в годы войны находилась в союзнических отношениях с Германией и Италией, не объявляя войну СССР. 5 сентября 1944 г. СССР заявил о состоянии войны с Болгарией, туда были введены советские войска. Это позволило активизироваться болгарским коммунистам и другим антигерманским силам. В стране было сформировано некоммунистическое правительство во главе с лидером союза «Звено» Кимоном Георгиевым. В него были включены коммунисты, занявшие ключевые посты. Члены регентского совета были арестованы и казнены. В ноябре 1945 г. в Болгарии были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Отечественный фронт - коалиция разнородных партий во главе с коммунистами. Новый кабинет повторно сформировал К. Георгиев. В ноябре 1946 г. в результате референдума монархия в Болгарии была упразднена, и страна была провозглашена Народной Республикой Болгарией. 21 ноября 1946 г. в Софию из Москвы прибыл Георгий Димитров, который возглавил следующее болгарское правительство.
Более сложно развивалась ситуация в Польше. Во время войны западные области этой страны были включены в Германию, а на восточных - было образовано генерал-губернаторство во главе с немецким губернатором. К концу войны на право представлять интересы польского народа претендовали два польских правительства - одно прозападное эмигрантское в Лондоне (в 1943-1944 гг. его возглавлял лидер Польской крестьянской партии Станислав Миколайчик) и другое - созданное в июле 1944 г. на части освобожденной территории Польши в г. Люблине просоветское Временное национальное правительство Польши.
1 августа 1944 г. патриотические группы поляков, поддерживавших лондонское правительство, подняли в Варшаве вооруженное восстание против германских войск. Оно было начато с учетом наступления на Варшаву советских войск и в расчете на их поддержку. Между тем, Сталин принял решение не поддерживать восстание в Варшаве, чтобы не допустить усиления антисоветских сил в Польше. 14 сентября 1944 г. войска СССР заняли один из пригородов Варшавы, и дальнейшее продвижение остановилось. Восстание продолжалось до 2 октября и было жестоко подавлено гитлеровцами при бездействии советских войск.
Советский Союз стал добиваться того, чтобы послевоенный кабинет в Польше был создан на «люблинской», а не «лондонской» основе. Ключевое соображение, которым продолжал руководствоваться СССР, было обеспечение признания «линии Керзона» как будущей восточной границы Польши. Отступлений в вопросе о границе советская сторона не допускала. Советские представители считали возможным включение в коалиционное правительство только тех представителей «лондонских поляков», которые были согласны с «линией Керзона». США и Британия, не отвергая позицию И. В. Сталина, саботировали формирование польского кабинета на советских условиях. Только в Ялте они согласились с формулой коалиционного правительства «на люблинской основе» с участием умеренных «лондонцев». Но, опасаясь, что западные союзники откажутся от исполнения достигнутых договоренностей, 21 апреля 1945 г. СССР заключил с люблинским правительством Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве сроком на 20 лет. Было ясно, что Москва не допустит формирования коалиционного правительства в Польше вообще, если США, Британия и «лондонские поляки» будут настаивать на ревизии позиции Москвы в вопросе границы. Линия СССР победила.
28 июня 1945 г. из состава «люблинских» и «лондонских» поляков был сформирован коалиционный кабинет во главе с социалистом Э. Особка-Моравским, представлявшим люблинское правительство. С. Миколайчик занял в нем посты вице-премьера и министра земледелия, рассчитывая в перспективе расширить свое влияние, опираясь на популярность среди крестьянства. Некоммунистические партии в Польше имели много сторонников и Польская крестьянская партия Мико- лайчика по численности в 1945 г. превосходила компартию и соцпар- тию вместе взятые. В соответствии с решениями Потсдамской конференции коалиционное правительство было признано западными державами. В августе 1945 г. СССР подписал уже с новым коалиционным правительством Польши Договор о советско-польской государственной границе, в котором подтверждалось ее прохождение (с некоторыми отступлениями) по «линии Керзона».
Из всех стран Восточной Европы некоммунистическая альтернатива казалась наиболее жизнеспособной в Чехословакии. Здесь сказывались и ее демократический опыт между двумя мировыми войнами, и экономическая ориентация страны преимущественно на Запад, и позитивное отношение Москвы к фигуре Э. Бенеша. Москва поддержала его претензии на преемственность довоенного чехословацкого государства, и еще в декабре 1943 г. И. В. Сталин и Э. Бенеш подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. После освобождения Чехословакии от фашизма Бенеш был автоматически восстановлен как полноправный президент страны. 29 июня 1945 г. был заключен советско-чехословацкий договор о Закарпатской Украине. Закарпатье («Русиния», «Подкарпатская Русь»), принадлежавшее в 1920-1938 гг. Чехословакии, а в 1938-1945 гг. - Венгрии (после уничтожения независимой Чехословакии в 1938 г.), передавалось Советскому Союзу.
Послевоенные реформы (особенно в аграрной сфере) в Чехословакии были менее радикальными, чем в других странах народной демократии, и коммунисты до конца 1947 г. вели себя сравнительно умеренно, придерживаясь концепции «чехословацкого пути к социализму». На выборах в Законодательное собрание Чехословакии в мае 1946 г. коммунистам удалось стать первой по влиянию партией (38% голосов), хотя их победа была обеспечена голосами населенных чешских земель - в Словакии позиции коммунистов были слабее. Словаки настороженно относились к восстановлению единого государства с чехами, опасаясь чешского национализма.
Хотя премьер-министром Чехословакии стал председатель КПЧ Клемент Готвальд (чех), правительство было наполовину некоммунистическим, а пост министра иностранных дел в нем занял сын первого президента Чехословакии, словак Ян Масарик - сторонник прозападной ориентации.
2. Прибалтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - были включены в СССР в 1940 г. без учета мнения народов этих стран. После Второй мировой войны их нахождение в составе СССР открыто не оспаривалось правительствами других стран. Однако Соединенные Штаты Америки официально не признали законности присоединения Прибалтики к СССР, хотя и не сделали по этому поводу никаких представлений Москве.
Административные границы прибалтийских республик в составе СССР претерпели изменения. Другой стала линия административной границы между Эстонской ССР и Псковской областью РСФСР - к РСФСР отошел клин территории со смешанным русско-эстонским населением в районе с. Печоры со старинным русским православным Псково-Печорским мужским монастырем. В состав Литовской ССР был передан участок Куршской косы на Балтийском море и бывший Ме- мельский край (г. Мемель стал называться Клайпеда). Советская Литва также сохранила в своем составе Виленский край (совр. г. Вильнюс и прилегающий район) с проживающим там многочисленным польским меньшинством, переданный ей советским правительством после разрушения Польского государства в 1939 г.
После изгнания германских войск из Прибалтики, в начале 1945 г., на территории прибалтийских республик были восстановлены советские органы власти, проведена коллективизация и частичная повторная национализация. Эти меры сопровождались репрессиями и депортациями «буржуазных элементов» в восточные и северные районы СССР. Всего было депортировано около 9% населения Прибалтики, в том числе 300 тысяч человек из Литвы. Еще почти сто тысяч человек бежали на Запад. В Прибалтике возникло антисоветское партизанское движение «лесных братьев», которое занималось террором против регулярных сил Советской Армии, срывом выборов и убийствами местных коммунистов. К концу 1946 г. оно было почти полностью подавлено в Эстонии и Латвии, но продолжало действовать в Литве. Отдельные активисты «лесных братьев» оставались в подполье до 70-х годов XX в.
3, В первые послевоенные годы происходил болезненный процесс массовых перемещений людей в Европе - в основном в западном направлении. Помимо выселения 6 млн немцев из Польши, прибалтийских районов СССР, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Югославии, на Запад бежало или эмигрировало около 380 тыс. поляков, 220 тыс. евреев (значительная часть которых вскоре устремилась в Палестину), 125 тыс. граждан Югославии, 87 тыс. жителей трех республик Прибалтики, включенных в Советский Союз, десятки тысяч украинцев из за- падноукраинских районов СССР. В СССР, во многом насильственно, были возвращены около 5,4 млн «остарбайтеров» и политических эмигрантов, подавляющее большинство которых прошли через советские концентрационные лагеря. Перетоки населения происходили и между восточноевропейскими странами: венгры покидали Румынию и Югославию, украинцы-грекокатолики были изгнаны из Польши (где они проживали в районе Ржешува), сами поляки уходили в Польшу с территории СССР.
Ситуация на востоке Европы политико-психологически в первые послевоенные годы мало отличалась от обстановки на западе. После пяти- шести лет диктата и насилий всюду общественные настроения были пропитаны страхом. К нему добавлялось ощущение усталости как от безжалостного рыночного капитализма, ставшего в понимании рядового европейца причиной кризиса межвоенных лет, так и от «неудавшейся демократии», которая не смогла от этого кризиса защитить. Разочарование в парламентско-республиканских формах правления было частью психологического наследия кризиса 1929-1933 гг., выход из которого в 1930-х годах все страны нашли на пути усиления исполнительной власти.
За исключением Чехословакии доверия к демократическим институтам в Восточной Европе не испытывали ни в одной стране. В Польше режим, существовавший накануне мировой войны и выросший из диктатуры Юзефа Пидсудского, ни по каким критериям не был либеральным, да и интеллигенция в этой стране не успела, в сущности, сформироваться. В Румынии между войнами правили консерваторы, которые в 1940-х годах на удивление легко согласились сотрудничать с гитлеровцами. Правда, в Румынии и Венгрии в 1920-1930-х годах имелись зачатки многопартийности, политические партии были прочно встроены в местные диктатуры, являлись их частями. Не было демократии ни в Болгарии, ни в Югославии, где власть принадлежала аристократии и консервативной бюрократии. В восприятии восточноевропейцев известные им виды политического устройства были дискредитированы, а понятные и привлекательные образцы правления, к созданию которых стоило бы стремиться, отсутствовали.
На заключительном этапе войны и в первые послевоенные годы (примерно до середины 1947 г.), советское руководство не ставило цели формирования в восточноевропейских странах однопартийных коммунистических режимов. В тот период задача заключалась в том, чтобы создать на западной границе СССР пояс безопасности из дружественных государств. Их социально-политическая система после войны формировалась под советским контролем, благодаря которому левые имели преимущества. Однако парламентаризм и многопартийность не отрицались. Москва терпимо относилась к некоммунистическим умеренным партиям и поощряла создание коалиций и объединение партий и движений в народные (национальные, демократические, отечественные) фронты, стоявшие на демократических позициях. Явно антикоммунистические партии в эту схему не вписывались, поскольку они отождествлялись с профашистскими режимами, хотя даже им, как показывает опыт Румынии в 1944-1947 гг., доступ в эти коалиции не закрывался. Такой порядок обеспечивал господство социалистических элементов в экономике и политическом строе без разрушения государственной машины и при сохранении традиционного парламентаризма. Он получил название «народной демократии».
Ключевое слово
Народная демократия - политический строй в странах Восточной Европы, при
котором фактически руководящую роль выполняли местные коммунисты, опиравшиеся на поддержку СССР, при этом некоммунистические партии продолжали существовать под условием их лояльности по отношению к властям.
Относительно мягкий курс СССР до 1947 г. диктовался необходимостью сотрудничества с западными союзниками в обустройстве Европы. Москва противодействовала попыткам антикоммунистических сил прорваться к власти. Но советские руководители сдерживали стремление местных компартий к ускорению антикапиталистических преобразований. Проведенные в 1945-1947 гг. в восточноевропейских странах выборы в парламенты, несмотря на правонарушения, свидетельствовали о росте влияния коммунистов. В Венгрии, Румынии и Болгарии, в которых Советский Союз руководил работой союзных контрольных комиссий, советские представители настаивали на включение в правительства представителей некоммунистических партий, хотя и из числа приемлемых для Москвы.
4. Советский опыт не казался жителям Восточной Европы идеальным. Но он производил впечатление. О сталинских репрессиях 1930-х годов знали мало, и советский режим казался лучше фашистского: по крайней мере, он представлялся ориентированным на вовлечение граждан в государственную систему - в отличие от нацизма, который строился на дискриминации и исключении из общества то одной, то другой категории граждан. СССР не был знамением светлого будущего, но он казался символом ухода от кошмарного прошлого.
В Советском Союзе, в лесах Прибалтики, скрывались «лесные братья» - отряды противников присоединения прибалтийских стран к Советскому Союзу, которые периодически нападали на части Советской Армии. На Западной Украине до 1947 г. продолжали противостоять советской власти не ушедшие вместе с гитлеровцами отряды Украинской повстанческой армии под руководством западноукраинского националиста С. А. Бандеры.
Тем поразительней, что за пределами СССР население не обнаруживало признаков намерения сопротивляться советскому присутствию и натиску местных левых. К примеру, в одной только Польше число противников коммунизма должно было составлять, по западным оценкам, не менее 100 тыс. человек. Но оказалось, что для их нейтрализации польскому коммунистическому правительству достаточно было провести две амнистии (1947 г.), после которых о несогласных на несколько лет просто забыли.
Настроения против местных коллаборационистов - «благоразумных обывателей», терпевших нацистов во время войны ради сохранения своего имущества, - были сильнее опасений в отношении коммунистов. При этом в либеральных и католических кругах восточноевропейских стран надеялись на «недолговечность новой власти» и «скорое начало третьей мировой войны». Ожидая ее, умеренные пассивно наблюдали за событиями. В бедных слоях, напротив, проявлялись признаки активности и жажды перемен. Коммунисты привлекали энергией и целеустремленностью на фоне вялости центристов. Новые прокоммунистические и левые режимы завоевывали поддержку масс. В странах Восточной Европы стали формироваться военизированные отряды местных коммунистов. Простые граждане охотно шли в формирования полиции и новые национальные вооруженные силы.
О. Советский Союз вел себя в Восточной Европе осмотрительно, не желая осложнений с Вашингтоном и Лондоном. Но осторожная линия понималась в Москве как отказ от попыток выйти за географические пределы того, что с 1945 г. по согласию с США и Британией в СССР стали считать поясом безопасности Советского Союза. Действия внутри этого пояса не считались в Москве ни наступательными, ни провоцирующими по отношению к Западу. СССР заботился о безопасности границ и делал это, строя из восточноевропейских стран геополитический заслон.
В принципе, такие режимы могли существовать в форме нейтралистских правительств без участия коммунистов, как это было в Финляндии после отставки 4 марта 1946 г. президента Карла Маннергейма. Но опыт Финляндии, где не было советских войск, оказался не применим к восточноевропейским странам. В них стали преобладать радикальные формы трансформаций. Смена режима в Варшаве оказалась одной из наиболее болезненных перемен.
Прозападные силы в Польше находились в трудном положении. СССР не вызывал симпатий поляков. Но польские крестьяне приступили к освоению новых земель на территориях, полученных от Германии. 30 июня 1946 г. левое правительство представило на референдум и получило одобрение программы национализации промышленности. В стране была проведена земельная реформа, согласно которой в расчет земельных наделов были включены новые земли на западе. Переселенцы в районах, откуда было депортировано немецкое население, получили из руте коммунистической власти дома, инвентарь, имущество и пахотные угодья. Это сформировало слой людей, заинтересованных в ее выживании ради сохранения неизменности западных польских границ.
В это время западные правительства, словно нарочно, делали все для подогрева антизападных подозрений поляков. Британские и американские политики уклонялись от подтверждения законности границ Польши на Западе и указывали на их неокончательный характер. Юридически такие высказывания не противоречили потсдамским договоренностям. Но это вредило репутации Запада в глазах польского населения, опасавшегося, что Вашингтон и Лондон могут «взять назад» свои уступки, сделанные в Ялте и Потсдаме. Только Москва твердо заявляла об окончательном характере польских границ и поддерживала выселение немцев с присоединенных к Польше территорий. Польские левые играли на страхах населения. Прозападным партиям строить свои предвыборные программы было сложно.
Ситуация осложнилась для некоммунистических сил репрессиями правительства. По обвинению в связях с антиправительственным подпольем в 1946 г. было арестовано 17 общественных деятелей и политиков из числа умеренных и центристов. Помимо главных фигурантов начатого процесса, были арестованы тысячи низовых руководителей
Польской крестьянской партии. Начиная с осени 1946 г. она стала подвергаться систематическому давлению, ее собрания разгонялись отрядами компартии, в сельской местности арестовывались активисты ПКП.
На выборах в сейм 19 января 1947 г. партия С. Миколайчика, на которую возлагали надежды как на некоммунистическое ядро польского политического спектра, потерпела поражение, завоевав 28 мест против 394, полученных блоком социалистов и коммунистов. Президентом Польши был избран один из лидеров компартии Болеслав Берут.
14 сентября 1947 г. польское правительство разорвало конкордат с Ватиканом, и в стране начался конфликт государства с Католической церковью.
Ключевое слово
Конкордат -договор между Римским Папой как главой Католической церкви и
государства Ватикан и какой-либо страной о правовом положении в ней Католической церкви и отношениях с папским престолом.
События в Польше вызвали рост настороженности Запада по поводу намерений СССР в Восточной Европе. Запад не признал результатов выборов в Польше. Наблюдая за действиями коммунистов на востоке Европы, западные правительства склонялись к уместности репрессивных мер против коммунистов в своих странах.
Минимум знаний
1. Послевоенная ситуация в Восточной Европе отличалась напряженностью социальных, этнических, экономических и политических отношений. Зто было (связано с усталостью, страхом и социально-экономической истощенностью в результате участия в войне, массовых переселений народов, размещения советских войск. СССР на первом этапе не стремился к установлению власти прокоммунистических сил, соглашаясь на участие в государственных органах традиционных восточноевропейских партий и движений. Новые режимы в Восточной Европе получили название «страны народной демократии».
2. Республики Прибалтики, включенные в состав СССР вопреки желанию значительной части населения этих стран, подверглись массовым репрессиям и смене социально-экономического строя по образу СССР 1920-1930-х годов. Была изменена и административная граница этих республик с соседней РСФСР.
3. Население стран Восточной Европы восприняло доминирование СССР в своих странах без активного сопротивления. СССР воспринимался как победитель в войне и потенциально возможная модель государственно-общественного устройства.
4. Положение в Центральной и Восточной Европе отличалось неопределенностью. Коалиционные правительства в большинстве стран были неустойчивыми, и в них шли процессы соперничества между левыми и центристами. В ряде стран коммунистам не удалось получить явного преимущества, однако, рассчитывая на поддержку СССР, они не собирались упускать шанс захватить власть.
5. После войны СССР фактически «подкупил» польское население, передав ему материальные богатства и земли перешедших к Польше от Германии заладных территорий. С этим было связано и ослабление антикоммунистических сил. Дополнительную роль сыграли репрессии против польской оппозиции. Польша оказалась в руках коммунистов.

После окончательного разгрома фашистов к власти во многих государствах Восточной Европы пришли коалиционные правительства, которые принадлежали к различным политическим силам коммунистам, либералам, социал-демократам.

Первостепенной задачей для лидеров восточноевропейских стран стала ликвидация остатков фашисткой идеологии в обществе, а также восстановление экономики. После начала холодной войны, государства восточной Европы были разделены на два лагеря: те, кто поддерживал просоветский курс, и те, которые отдавали предпочтение капиталистическим путям развития.

Модель развития Восточной Европы

Несмотря на то, что в большинстве восточноевропейских стран в 50-х годах оставались коммунистические режимы, правительство и парламент были многопартийными.

В Чехословакии, Польше, Болгарии и Восточной Германии коммунистическая партия была признана доминантной, но вместе с тем социал-демократические и либеральные партии не были распущены, а наоборот обладали возможностью активного участия в политической жизни.

В начале 50-х годов в Восточной Европе начала устанавливаться советская модель развития: подобно СССР в странах проводилась коллективизация и индустриализация, некоторые лидеры пытались создать культ своей личности.

СССР и Восточная Европа

В послевоенный период все страны Восточной Европы имели статус независимых государств. Однако уже с 1947 года фактическое руководство этими государствами осуществлял Советский Союз.

В этом году в Москве было создано первое Информбюро, в компетенцию которого входил контроль над коммунистическими и рабочими партиями социалистических государств ликвидация из политической арены оппозиции.

В начале 50-х годов в Восточной Европе еще оставались советские войска, что говорило о фактическом контроле СССР внутренней политики государств. Члены правительства, которые позволяли себе негативно отзываться о коммунистах, принудительно отправлялись в отставку. Такая кадровая чистка широко практиковалась в Польше и Чехословакии.

Лидеров некоторых восточноевропейских государств, в частности Болгарии и Югославии, были подданы резкой критики со стороны КПСС, так как инициировали модернизацию экономики, которая соответствовала капиталистическому пути развитию.

Уже в начале 1949 года, Сталин призвал лидеров коммунистических партий Югославии и Болгарии к свержению руководителей государств, объявив их врагами пролетарской революции. Тем не менее, главы государств Г. Дмитров и И. Тито, свергнутыми не были.

Более того, вплоть до середины 50-х годов, лидеры продолжали строить капиталистическое общество, используя при этом социалистические методы, что вызывало негативную реакцию со стороны СССР.

Резкой советской критике поддавались Польша и Чехословакия, которые в начале 50-х годов также инициировали проведение модернизации. Для этого восточноевропейским странам требовалось объединить свои ресурсы, чтобы достигнуть максимально высоких результатов.

Советское правительство расценивало это как попытку создания новой империи, которая в конечном итоге полностью освободиться от влияния Москвы и в будущем даже может становить угрозу государственности СССР.

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной Европой, прошли через драматические испытания.

В годы войны некоторые из них были оккупированы германскими и итальянскими войсками (Польша, Чехия, Югославия, Албания), другие оказались союзниками Германии и Италии. С этими странами были заключены мирные договоры (Болгария, Венгрия, Румыния).

Освобождение Европы от фашизма открыло путь к утверждению демократического строя и антифашистских преобразований. Разгром Советской Армией немецко-фашистских войск на территории этих стран оказал решающее влияние на внутренние процессы в государствах Восточной Европы. Они оказались в орбите влияния Советского Союза.

Осуществление в странах Восточной Европы в 1945–1948 гг. демократических преобразований (восстановление парламентских режимов, многопартийности, всеобщего избирательного права, принятие конституций, аграрные реформы, наказание военных преступников, национализация собственности активных нацистских преступников и их союзников) были характерно и для стран европейского Запада. Однако в условиях послевоенного советско-американского соперничества и вследствие прямого давления и помощи СССР в 1947–1948 гг. в странах Восточной Европы утвердились у власти коммунистические партии, которые оттеснили и ликвидировали своих политических противников – либерально-демократические партии. Завершив процесс утверждения единовластия, который был назван тогда периодом народно-демократических революций, коммунистические партии восточноевропейских стран провозгласили начало строительства социализма.

При этом исходной моделью стала социально-экономическая и политическая система, утвердившаяся в СССР. Большая или меньшая степень копирования опыта СССР была характерна для всех стран Центральной и Юно-Восточной Европы. Хотя Югославия избрала несколько иной вариант социально-экономической политики, она в основных параметрах представляла вариант тоталитарного социализма, но с большей ориентацией на Запад.

В восточноевропейских странах утверждалась, как правило, однопартийная политическая система. Созданные народные фронты включали иногда политических представителей партий, не имевших политического влияния.

В послевоенный период во всех странах региона основное внимание уделялось проблемам индустриализации, развитию прежде всего тяжелой промышленности, так как, кроме Чехословакии и ГДР, все остальные страны были аграрными. Индустриализация носила ускоренный характер. В ее основе была национализация промышленности, сферы финансов, торговли. Аграрные реформы завершились коллективизацией, но без национализации земли. Система управления всеми отраслями хозяйства концентрировалась в руках государства. Рыночные отношения были сведены к минимуму, восторжествовала административная распределительная система.

Перенапряжение финансов, бюджета сокращало возможности развития социальной сферы и всей непроизводственной сферы – образования, здравоохранения, науки. Рано или поздно это должно было сказаться и на снижении темпов развития, и на ухудшении условий жизни. Модель экстенсивного типа производства, требующего все большего вовлечения материальных, энергетических и трудовых затрат, исчерпала себя. Мир вступал в иную реальность – эпоху НТР, предполагающей иной, интенсивный тип производства. Страны Восточной Европы оказались невосприимчивыми к новым экономическим требованиям.

Дальнейшее социалистическое развитие все активнее расходилось с естественно-историческим процессом развития европейской цивилизации. Восстания в Польше и забастовки в других странах, восстание в ГДР в 1953 г., венгерское восстание 1956 г. и «пражская весна» 1968 г., подавленные войсками соседних социалистических стран, – все это достаточное свидетельство насаждения социалистического идеала в том варианте, как его понимали коммунистические партии того времени.