Плоскостопие причины профилактика слайд. Плоскостопие. Виды плоскостопия. Презентация на тему

Плоскостопие причины профилактика слайд. Плоскостопие. Виды плоскостопия. Презентация на тему
Плоскостопие причины профилактика слайд. Плоскостопие. Виды плоскостопия. Презентация на тему

Выявление плоскостопия у учащихся 8-х классов на основе метода Штритера Выполнила: Ученица 8б класса Устанской СОШ Кострова Светлана.

Цель работы: На основе метода Штритера выявить наличие плоскостопия у учащихся 8 классов. Задачи: Исследовать стопы учащихся на плоскостопие по методу Штритера Выявить какой процент учащихся имеет нормальную, уплощенную, плоскую стопу. Сделать анализ полученых результатов и возможных причин плоскостопия.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемое статическое плоскостопие.

Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Поперечное плоскостопие в сочетание с другими деформациями составляет 55,23%, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп – 29,3% Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16-25 лет, поперечное – в 35-50 лет.

Различают 5 видов плоскостопий: Травматическое Врожденное Рахитическое Паралитическое Статическое

Травматическое плоскостопие возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны. Следующий вид - врожденное плоскостопие. У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Рахитическое плоскостопие – не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция – этого «цемента» для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита(солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир). Паралитическая плоская стопа – результат паралича мышц, нижних конечностей и чаще всего последствие вялых параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Статическое плоскостопие встречается у дам, у которых «и в кольцах узкая рука», как писал Блок, или «узенькая пятка», что успел подсмотреть Дон Гуан. Словом, тонкая кость. Но и у «ширококостных»особ статическое плоскостопие тоже может наблюдаться. У людей склонных к полноте своды стопы не выдерживают центнера живого веса. Еще одна причина статического плоскостопия – нерациональная обувь. Постоянное ношение туфель на шпильке или на негнущейся платформе настолько извращает биомеханику нормального шага, что почти фатально приводит к данной форме этой болезни стопы.

Причины развития плоскостопия. Плоскостопие может быть врожденным, как результат недоразвития мышц, отсутствия малоберцовой кости, других пороков развития. Наследственный фактор играет большую роль. Если отец или мать страдают плоскостопием, нужно заранее готовиться, что та же «история» будет у ребенка. Способность деформации может рахит. При тяжелом гиповитаминозе D кости становятся мягкими, слабеет костно-мышечный аппарат. В более старшем возрасте плоскостопие может быть вызвано травмами – переломов костей переднего отдела стопы, но чаще всего бывает итогом неправильно сросшихся переломов лодыжек.

Методы профилактики развития плоскостопия. Лечить это с виду простое заболевание довольно сложно. Плоскостопие дается один раз и на всю жизнь. С помощью специальных мероприятий можно только укротить болезнь, не дать ей существенно влиять на повседневные будни. При врожденном плоскостопии необходим массаж, в сложных случаях стопы ребенка фиксируются в правильном положении специальными гипсовыми повязками. В дошкольном возрасте основное лечение должно заключаться в укреплении свода стоп с помощью массажа и гимнастики, а использование стелек-супинаторов назначается в этом возрасте реже.

У школьников особое значение придается подбору хорошей ортопедической обуви с выкладкой свода и поднятием внутреннего края пятки. Здесь есть важный момент: стопа ребенка быстро растет, поэтому обувь нужно часто менять.

У подростков при тяжелом плоскостопии, сопровождающемся резкими болями, лечение начинается с гипсовых повязок. После исчезновения болевых ощущений назначается ортопедическая обувь, массаж, гимнастика.

Гимнастика должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.

Массаж оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень – по задней внутренней стороне от костей до стопы – и сама стопа – от пятки до косточек пальцев. Приемы – поглаживание, растирание, разминание.

ЗАПОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАФЕДРА ДЕТСКИХ
БОЛЕЗНЕЙ (КУРС ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ)
ПЛОСКОСТОПИЕ
ЛЕКЦИЯ ДЛЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ ДЕТСКИХ ХИРУРГОВ

Плоскостопие (общий вид конечности)

Плоскостопие - деформация,
характеризующаяся стойким уплощением
(понижением) сводов стопы вплоть до его
полного исчезновения.
Проявления
плоскостопия:
повышенная
утомляемость ног при
ходьбе, боли в
икроножных мышцах,
ухудшение походки,
снижение физической
работоспособности,
частое подвертывание
стоп. Одним из
проявлений могут даже
быть головные боли.

ВИДЫ ПЛОСКОСТОПИЯ
Травматическое плоскостопие - последствие перелома лодыжек,
пяточной кости, предплюсневых костей.
Паралитическая плоская стопа - результат паралича подошвенных
мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствие
Полиомиелита).
Эти два вида плоскостопия часто бывают односторонними.
Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на
ослабленные кости стопы.
Статическое плоскостопие (встречающееся наиболее часто 82,1 %)
возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного
аппарата и костей. Причины развития статического плоскостопия могут
быть различны - увеличение массы тела, работа в стоячем положении,
уменьшение силы мышц при физиологическом старении, отсутствие
тренировки у лиц сидячих профессий и т. д. К внутренним причинам,
способствующим развитию деформаций стоп, относится также
наследственное предрасположение, к внешним причинам - перегрузка
стоп, связанная с профессией, ведением домашнего хозяйства
(работы, связанные с длительным пребыванием на ногах), ношение
узкой, неудобной обуви.

В норме стопа образует 2 свода продольный и
поперечный.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ – ВИДЫ
Степень I
Ослабление связочного аппарата, стопа не изменяет форму,
боли и усталость в ногах возникают после длительной ходьбы
или к вечеру. После отдыха боли и дискомфорт исчезают.
Изменяется походка, становится менее пластичной.
Степень II
Уплощение стопы определяется невооруженным глазом,
исчезают своды стопы, стопа расширена и распластана. Боли
становятся постоянные и более выражены. Боль
распространяется на протяжении голеностопного сустава,
всей голени, вплоть до коленного сустава. Походка затруднена,
появляется косолапость.
Степень III
Деформация стопы резко выражена, сопровождается поражение других
отделов опорно-двигательного аппарата (артрозы, сколиозы, межпозвоночные
грыжи). Пальцы так же деформированы, большой палец сильно отклонен к
наружу. Боль постоянная, в стопе, голени, колене, возможно в бедрах,
пояснице. Появляются постоянные головные боли. В этой степени
плоскостопия резко снижается трудоспособность. Человек с большим трудом переносит
спокойную непродолжительную ходьбу, и в обычной обуви передвигаться уже не
способен.

ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ
Осмотр
При осмотре стоит обращать внимание не только на стопу, но и на обувь.
При плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя
поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается
наружная часть.
Особенно родителям стоит больше уделять внимание необычной форме
изношенной обуви своих детей, так как это может быть первым
сигналом о существующей проблеме.
На что следует обратить внимание:
Цвет кожи стопы – в норме бледно- розовый, багрово-синюшный цвет может
указывать на венозный застой, бледный цвет может указывать на
недостаточность кровообращения.
Наличие мозолей, утолщений, потертости кожи
Встав на ноги, приставить стопы друг к другу, большие пальцы стоп должны тесно
примыкать друг к другу
Есть ли отклонение стопы внутрь или кнаружи, отклонен ли передний или
пяточный отдел стопы, такие изменения являются противопоказаниями к
назначению полустелек.
В большинстве случаев диагноз плоскостопие можно заподозрить по
жалобам и данным осмотра.

ДЕСЯТЬ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА ПЛОСКОСТОПИЕ:
Обувь изношена с внутренней части
При работе на ногах и ходьбе быстро
появляется усталость
Ноющие боли, усталость в стопе,
мышцах бедра, голени, пояснице
возникающие к концу дня, отечность.
Чувство тяжести в ногах, ноги «налиты
свинцом», судороги
Хождение на каблуках доставляют
сильный дискомфорт
Стопа увеличивается в размере,
необходимо покупать обувь на размер
больше
Нога не влезает в любимую обувь
Приседая трудно держать равновесие
Нарушается осанка, тяжелая
неестественная походка
На большом пальце растет «косточка»

Плантография - суть методики заключается в получении отпечатка
контура стопы на бумаге. Стопу смазывают различными красящими
веществами (йод, зеленка, тушь, и др.) и оставляют отпечаток стопы на
листе бумаги. При этом исследуемый должен принять свою обычную
осанку, встать удобно, так чтоб нагрузка на обе конечности была
одинакова. Оценка результатов плантографии должна проводиться, в
соответствии с возрастом, так нормальный отпечаток стопы ребенка
значительно отличается от отпечатка взрослого. Плантография даёт
ориентировочные данные о состояние сводов стопы, в случае
подозрения на плоскостопие обследование не должно останавливаться
только на этой методики.

Подометрия – измерение внешних параметров
стопы, с последующим определением продольного
и поперечного индексов свода стопы (по
Фридленду). Индекс продольного свода стопы – это
отношение высоты стопы к её длине в процентах.
Длина измеряется от кончика большого пальца до
задней части пятки. Высота это расстояние от
верхнего края ладьевидной кости до поверхности
опоры стопы. Индекс свода в норме от 31 % - 29%.
Ниже 29% указывает на уплощение свода.
Поперечный индекс свода – отношение ширины
стопы к длине стопы. Ширина измеряется на
уровне плюсневых костей (1-ой и 5-ой). В норме
поперечный индекс не более 40%. Показатели
выше 40% указывают на распластанность
переднего свода.

Подография – метод позволяющий изучить биомеханику ходьбы и
временных параметров движения. Для этого используют специальную
обувь и металлическую дорожку. С помощью метода анализируют
походку, изучают фазы переката через пятку, рассчитывают коэффициент
ритмичности походки. При плоскостопии сокращается период опоры и
возрастает общее время двойного шага.
Электромиография – метод позволяет определить состояние мышечной
системы, благодаря регистрации биоэлектрической активности с
поверхности мышц. Состояние мышц стопы и голени напрямую
указывает на степень тяжести плоскостопия.
Рентгенологическое исследование
Рентгенологическое исследование позволяет оценить характер
нарушений в стопе, определить степень плоскостопия, наблюдать в
динамике за процессами прогрессирования заболевания и оценивать
результаты лечения. Обследование выполняют в положении статической
нагрузки, переднезадней и боковой проекции. Для оценки
рентгенологической картины и выставления степени плоскостопия
используют показатели как: высота свода стопы и угол продольного свода
стопы. Показатели рентгенологического исследования играют одну из
главных ролей в определении пригодности к армии.

ЛЕЧЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ
Массаж
Самомассаж
(коврики, мячи, массажные
валики и др.)
Упражнения
Физиопроцедуры
-Ударно волновая терапия
(УВТ)
-Электрофорез
-Парафиново-озокеритовые
аппликации
Ортопедические стельки
Ортопедическая обувь
Оперативное лечение

актуальность

ВПВДС
Врожденная плоско-вальгусная деформация
стоп у детей является распространенной и
одной из наиболее тяжелых врожденных
патологий стоп. Среди всех деформаций стоп
у детей они составляют около 18% и за
последние десятилетия частота этой патологии
неуклонно растет.

РЕБЕНОК Т. ВОЗРАСТ 1 ГОД 7 МЕС.
РЕБЕНОК САМОСТОЯТЕЛЬНО ХОДИТЬ НЕ МОГ.
БЫЛ ПОСТАВЛЕН ДИАГНОЗ ВПВД ОБЕИХ СТОП ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ.

В течение 8 мес. проводилось
лечение этапными гипсовыми
повязками, а после их снятия в
течение еще 2,5 мес. –
физиофункциональное лечение.
Ребенок начал самостоятельно
ходить. Достигнута частичная
коррекция деформации, но ее
степень оставалась тяжелой.

Клиническими компонентами ВПВДС являются:

КЛИНИЧЕСКИМИ КОМПОНЕНТАМИ ВПВДС
ЯВЛЯЮТСЯ:
1)Пронация стопы которая проявляется отклонением пятки кнаружи
от оси голени.

Клинические компоненты

КЛИНИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ
2)Уплощение продольного свода стопы. В области продольного свода
стопы отмечается выпуклость, образованная выступающей головкой
таранной кости.

Клинические компоненты

КЛИНИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ
3)Отведение переднего отдела стопы кнаружи.

Вторичные изменения в костях стопы

ВТОРИЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КОСТЯХ СТОПЫ

С возрастом и увеличением веса ребенка
деформация стоп усиливается. Кроме того,
появляются вторичные изменения. В связи с
неравномерной нагрузкой происходит атрофия
гиалинового суставного хряща, деформируются
таранная,
пяточная,
ладьевидная
кости.
Развивается артроз, проявляющийся болями и
ограничением движений в суставах.

Различают расслабленную и
ригидную формы ВПВДС
Выделяют три степени
деформации:
- легкую
- среднюю
- тяжелую

Диагностика

ДИАГНОСТИКА
Диагноз уточняется с помощью
рентгенографии, плантографии и
контурографии стоп.

Лечение врожденной плоско–
вальгусной деформации стоп
всегда
методов,
начиналось
которые
конечностей
с
консервативных
включали
мягкими
или
фиксацию
гипсовыми
повязками, физио-функциональное лечение
и ношение ортопедической обуви.

Показанием
к
оперативному
лечению у детей всех групп
являлось наличие ВПВДС тяжелой
степени, когда не удавалось
добиться коррекции деформации
консервативными методами.

Операция
Она производится из 2 или даже из 1
разреза
вместо
3-4
как
при
традиционных способах.

СУХОЖИЛИЮ ПЕРЕДНЕЙ БОЛЬШЕБЕРЦОВОЙ МЫШЦЫ возникновения
неудовлетворительных
исходов лечения ВПВДС являются несвоевременная
диагностика и запоздалое начало консервативного
лечения, значительная травматичность существующих
оперативных методик дающих до 30% осложнений и
40% неудовлетворительных исходов

2. Начинать лечение врожденной плоско–
вальгусной деформации стоп необходимо в
самом раннем возрасте с консервативных
методов включающих коррекцию
деформаций стоп этапными мягкими и
жесткими повязками,
физиофункциональные методы и ношение
ортопедической обуви. Применение
клиновидной стельки без выкладки
продольного свода позволяет избежать
атрофии коротких подошвенных мышц
стопы.

3. Оперативное
лечение ВПВДС
показано при неэффективности
консервативного лечения и при
тяжелой степени деформации.

Таким образом, плоскостопие
представляет собой актуальную
медицинскую и социальную проблему.
Знание разнообразных проявлений
данной патологии и методов ее лечения
необходимо не только ортопедам, но и
врачам других специальностей
(ревматологи, неврологи, педиатры),
работающих с пациентами с суставным
синдромом.

«Физическая культура и спорт» - Физическая подготовка. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке. Физическое воспитание входит в понятие. Формы учебных занятий. Культура - исторически определенный уровень развития общества. Ценности двигательного характера. Общепедагогические (воспитательные) задачи. Физическое совершенство человека.

«Адаптивная физическая культура» - Физическая культура. Формирование у обучающихся навыков физической культуры. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Адаптивное физкультурное образование. Осознанное отношение к своим силам. Методы и организация исследования. Комплекс физических упражнений. Адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии.

«Прыжок в длину с разбега» - Российские «прыгуны» в длину. Схема прыжка в длину способом «согнув ноги». Способ «Прогнувшись». Способ «Согнув ноги». Прыжок в длину с разбега. История прыжка в длину с разбега. Правила соревнований. Способ «Ножницы». Американский спортсмен. Техника прыжка. Рекорды прыжка в длину. Что такое прыжок в длину.

«Современные оздоровительные системы» - Велоаэробика. Минусы. Оздоровительные системы. Степ-аэробика. Стретчинг. Отличительные особенности системы. Стэп-аэробика. Силовые стойки. Шейпинг. Тренировка. Ритмическая гимнастика. Что понимается под системой физических упражнений. Силовая аэробика. Способ тренировок. Оценка здоровья. Аквааэробика.

«Спортивная физическая подготовка» - Развитие выносливости. Развитие силы. Средства и методы физического воспитания. Развитие быстроты. Современный взгляд на место и роль. Игровой метод. Педагогические условия эффективной реализации концепции тренировки. Место и роль общей и спортивной физической подготовки. Обучение двигательному действию.

«Физкультурно-спортивный комплекс» - Макеты знаков комплекса. Испытания. Согласование комплекса. Понятие комплекса. Информационная площадка. Участники процесса разработки. Нормативно-правовое регулирование. Пропаганда комплекса. Этапы внедрения. Меры привлечения населения к комплексу. Целостный подход. Принципы формирования мотивации. Основа комплекса.

Всего в теме 35 презентаций

Презентация на тему "Плоскостопие" по биологии в формате powerpoint. В презентации для школьников содержится полезная информация по профилактике и специальным упражнениям для лечения плоскостопия.

Фрагменты из презентации

Плоскостопия можно избежать

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Стопа

  • Стопа – орган, обеспечивающий опору и передвижение человека. Мощная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы сводов стопы и их функции.
  • Нормальная стопа имеет один поперечный и два продольных свода (внутренний – рессорный и наружный – опорный).

След

В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя её часть не касается земли, что хорошо видно по отпечатку подошвы.

Функции стопы

  • Опорная
  • Рессорная
  • Балансировочная
  • Толчковая

Основные причины развития плоскостопия

  • Слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддерживании свода.
  • Тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу её естественной гибкости.

Профилактика

  • В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, укрепляющих свод.
  • Рекомендуется носить удобную обувь и не допускать чрезмерных нагрузок на ноги.
  • Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказываются и на состоянии опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности.
  • Помочь предупредить плоскостопие у детей могут регулярные занятия коньками, лыжами.
  • В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по земле, песку, маленьким не острым камешкам, воде.
  • Для укрепления свода стопы полезно лазание по гимнастической лестнице, канату, босиком. Ходьба по доске, бревну.
  • Тем же, у кого нет возможности для таких тренировок, рекомендуются специальные упражнения.

Комплекс специальных упражнений по предупреждению плоскостопия.

Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках на одной, а затем на двух ногах.

I. Разминка.
  1. Хождение на высоких носочках.
  2. Хождение на пяточках.
II. Основной комплекс упражнений.
  1. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола.
  2. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.
  3. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.
  4. «Сборщик» - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.
  5. «Художник» - И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  6. «Гусеница» - И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.
  7. «Серп» - И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.
  8. «Мельница» - И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.
  9. «Барабанщик» - И.П. – тоже. Стучим носками ног не касаясь его пятками.
  10. «Веселые прыжки» - И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги, перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в И.П.
  11. «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.
  12. И.П. – лежа на животе руки в упоре, ноги вместе. Носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Перейти в упор лежа. С опорой на передний отдел стопы и кисти рук.
  13. И.П. – лежа на спине ноги врозь скользить стопой правой ноги по голени левой.
  14. И.П. – стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться.

Драма «стоячих профессий»

  • Оперирующие хирурги
  • Стоматологи
  • Учителя
  • Продавцы
  • Повара
  • Станочники
  • и др…

Cлайд 1

Cлайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Обусловлена негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп. Плоскостопие чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут приводить к возникновению функциональных отклонений.

Cлайд 3

ПРИЧИНЫ ПЛОСКОСТОПИЯ Нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп ослабленных детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стоп перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства. Своды стопы (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно-продольное. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

Cлайд 4

ПОСЛЕДСТВИЯ Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника. Отрицательно влияет на функции позвоночника, а следовательно на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшем возрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Cлайд 5

Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стоп на основе комплексного использования средств физического воспитания.

Cлайд 6

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Характер использования: гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением; Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.

Cлайд 7

ПРИРОДНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ Характер использования: хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года; закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирание стоп, контрастное обливание ног, «рижский» метод, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля.

Cлайд 8

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Характер использования: специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы; особенностью является использование образных названий упражнений («Котята», «Утята», «Веселый зоосад» и др.) и упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой; один комплекс в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях по физической культуре, а в последующие две недели включается в утреннюю гимнастику; следующие четыре недели применяется другой комплекс; далее в течение еще двух недель в процессе гимнастики после дневного сна повторяется предыдущий комплекс.

Cлайд 9

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами. На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах.

Cлайд 10

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТОПЫ Обеспечивается правильным физическим воспитанием. Включением в содержание занятий по физической культуре, начиная с ясельного возраста, специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. В течение занятия дети не должны много стоять, т.к. детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется м легко подвергается деформациям.

Cлайд 11

ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОХОДКИ Формируя навык ходьбы у детей, обучить их правильной постановке шагающей ноги на опору (т.е. на пятку с последующим перекатом на всю ступню, а не плашмя, всей стопой), не допуская шарканья и шлепанья стоп, не разводя носки. Шире применять различные виды ходьбы (на пятках, наружном крае стопы, носках и пр.), включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона 10 градусов и более), а также по массажным коврикам, ребристым доскам, рейкам и палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы, упражнения с захватыванием предметов пальцами ног; массаж стоп.

Cлайд 12

Использовать специально подобранные упражнения, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп. Применять упражнения с образными названиями, а также специально подобранные подвижные игры, танцевальные шаги и элементы. Опыт народной педагогики – песенки, потешки, прибаутки, например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостояния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято было легонько пошлепывать его по подошвам ножек, приговаривая: Токо-токи-тошки, Кую,кую ножки.Токи-токи-тошки, Маленькие ножки –Ножки ходунушки, Бегунушки,попрыгунушки.

Cлайд 13

Нежелательно: длительный медленный бег, спрыгивание; ограничения в отдельных видах ходьбы и прыжков (по рекомендации врача), ходьба на внутреннй стороне стоп.

Cлайд 14

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Прыжки. Важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появления травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий. Следует тщательно отбирать содержание прыжковых упражнений, доступных для ребенка, шире использовать подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления – ритмичные приседания и выпрямления, преходящие в подпрыгивания. Ограничивать дозировку в прыжках на одной ноге, а упражнения в прыжках со скакалкой чередовать с небольшими интервалами отдыха. Обеспечить место приземления. Малыши – спрыгивать на песок, взрыхленную землю, для старших – прыжковую яму, в спортзале – гимнастические маты.

Cлайд 15

Упражнения в лазании: по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату способствуют укреплению мышц стопы и голени, в связи с чем их следует чаще применять в процессе занятий. Профилактике и коррекции плоскостопия способствуют плавание и езда на велосипеде.