План по налогу на прибыль. Долгосрочное планирование налога на прибыль. Налоговое планирование: оптимизация налога на прибыль

План по налогу на прибыль. Долгосрочное планирование налога на прибыль. Налоговое планирование: оптимизация налога на прибыль

Налог на прибыль -- прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

  • * производственные, коммерческие, транспортные издержки;
  • * проценты по задолженности;
  • * расходы на рекламу и представительство, при этом все рекламные расходы следует делить на два вида:
    • 1. расходы, которые учитываются при налогообложении в полном объёме;
    • 2. расходы, которые учитываются при налогообложении в пределах 1 процента от выручки;
  • * расходы на научно-исследовательские работы (расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, применяемых технологий, методов организации производства и управления);
  • * расходы на обучение, профподготовку и переподготов-ку работников организации-налогоплательщика (при этом сотрудники должны обучаться на основании договора с российски-ми образовательными учреждениями, имеющими госу-дарственную аккредитацию и лицензию, и обучаться могут только специалисты, заключившие с организацией трудовой договор).

Налог взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

Плательщиками налога на прибыль являются (п. 1 ст. 246 НК РФ):

  • - российские организации;
  • - иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Ставка по налогу на прибыль равна - 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Налоговый период - год

Отчетный период - поквартально или по месяцам.

Планирование налога на прибыль.

Налоговое планирование по налогу на прибыль можно рассматривать с точки зрения краткосрочного планирования (планирование авансовых платежей по налогу на прибыль), среднесрочного планирования (планирование на период от трех месяцев до одного года), долгосрочного планирования (планирование от одного года до пяти лет).

Планирование налога на прибыль осуществляется при:

  • 1. Международном налоговом планировании.
  • 2. При разработке учетной политике организации.
  • 3. При заключении различных видов договоров.

Основные направления оптимизации данного налога включают:

  • 1. Обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции и внереализационного дохода.
  • 2. Максимально возможное отнесение расходов к текущим.
  • 3. Включение в текст договоров формулировка по расходам в соответствии с гл 25НК РФ.
  • 4. Включение в договор штрафных санкций в соответствии со ст. 317 НК РФ
  • 5. Создание резервов при необходимости, учитываемых с НК РФ.

Внешнее планирование может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

  • 1. Метод замены налогового субъекта - основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему "инвалидных" компаний, т.е. имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня, позволяет экономить на прямых налогах.
  • 2. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта- предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по "чужому" поручению с "чужим" товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.
  • 3. Метод замены налоговой юрисдикции - заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Например, большое развитие получил метод использования офшорных компаний.

Одной из задач, решаемой при помощи налогового планирования, является выбор оптимальной формы налогообложения, т. е. возможность перехода на льготные условия налогообложения.

В Подтверждение расходов могут быть предствалены:

  • - первичные учетные документы (НАКЛАДНЫЕ, АКТЫ И Т.Д.);
  • - документы прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты (приказы, договоры, таможенные декларации)

Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства.

Каждый первичный учетный документ должен совершать обязательные реквизиты, перечисленные в гл. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ

Отсутствие обязательных реквизитов не позволяет признать документ, подтверждающие расходы. В этом случае для их подтверждения требуются другие документы:

  • 1. Авансовый отчет.
  • 2. Товарные чеки.
  • 3. ПКО.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические основы налога на прибыль. Понятие налогового планирования. Особенности планирования налога на прибыль. Анализ налоговых обязательств и налоговой нагрузки на примере ОАО "Агропродмаш". Разработка мероприятий по минимизации налога на прибыль.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2012

    Налог на прибыль как элемент налоговой системы. Плательщики налога на прибыль. Ставки налога на прибыль организаций. Льготы по налогу на прибыль. Порядок уплаты налога на прибыль, его влияние на цену. Налогообложение прибыли иностранных юридических лиц.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Налог на прибыль как элемент налоговой системы. Плательщики налога на прибыль. Объект налогообложения. Доходы организации. Расходы организации. Методы начисления налога на прибыль. Порядок учета убытков. Расчет налога на прибыль на примере ООО "Актив".

    курсовая работа , добавлен 22.06.2004

    История возникновения и сущность налога на прибыль организаций. Характеристика основных элементов налога на прибыль. Понятие и расчет налоговой базы. Ставки налога, порядок и сроки его уплаты. Анализ типичных ошибок при исчислении налога на прибыль.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Экономическая сущность налога на прибыль и общая характеристика его исчисления. Льготы по налогообложению и расходы, не учитываемые при расчете налога на прибыль некоммерческой организации. Проблемы исчисления и пути совершенствования налога на прибыль.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2012

    Понятие налогового администрирования, анализ зарубежного опыта. Методика исчисления и уплаты налога на прибыль. Планирование налога на прибыль организации как метода налогового администрирования. Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки предприятия.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2011

    Налог на прибыль, его место в доходах бюджета. Плательщики, ставки налога, их характеристика. Сроки уплаты налога в бюджет. Двоякое значение налога на прибыль: фискальное и регулирующее. Классификация налога на прибыль. Порядок исчисления налога.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

Введение …………………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы по налоговому планированию налога прибыль……………5

1.1. Особенности налогового планирования, инструменты …………………………...5

1.2. Налоговое планирование налога на прибыль……………………………………..12

1.3. Схемы налогового планирования………………………………………………….15

2. Анализ налоговых обязательств ООО «ТК Сибирь»……………………………….23

2.1. Краткая характеристика предприятия и анализ финансово - хозяйственной деятельности ООО «ТК Сибирь»………………………………………………………….23

2.2. Анализ налоговых обязательств……………………………………………………31

2.3. Анализ налоговой нагрузки………………………………………………………...39

3. Разработка мероприятий по минимизации налога на прибыль……………………47

3.1.Разработка мероприятий по минимизации налога на прибыль…………………..47

3.2. Оценка эффективности разработанных мероприятий по налоговому планированию ……………………………………………………………………………………….58

Заключение ………………………………………………………………………………63

Список использованной литературы …………………………………………………..65

Приложения ……………………………………………………………………………..67

Введение

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования предприятия. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью минимизации налоговых платежей. Поскольку налоговые платежи представляют одну из статей расходов, то планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые за­конами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Исполнение налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Поэтому особое значение для каждого предприятия, безусловно, имеет налоговое регулирование этого сектора экономики, которое призвано способствовать созданию благоприятных условий для эффективного функционирования предприятия.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется существенно важным значением налогового планирования, так как грамотное планирование минимизирует налоговые потери, освобождая оборотные средства предприятия для повышения его финансовой устойчивости, эффективности деятельности и дальнейшего развития.

Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплекте менеджмента предприятия при принятии того или иного управленческого решения.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по минимизации налога на прибыль.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

    раскрыть теоретические аспекты налогового планирования по налогу на прибыль;

    дать характеристику исследуемого предприятия;

    провести анализ налоговых обязательств предприятия;

    разработать мероприятия по снижению величины налоговых обязательств

предприятия.

Объектом исследования в работе выступает ООО «ТК Сибирь».

Предмет исследования – налоговые обязательства по налогу на прибыль на предприятии ООО «ТК Сибирь».

Информационной базой для написания курсовой работы послужили бухгалтерская и налоговая отчетность предприятия, представленная в приложениях 1,2,3,4.

Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.
  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

  1. Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.
  2. Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
  • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
  • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
  • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

    Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

    Кафедра Финансов, кредита и таможенного дела

    курсовая работа по дисциплине НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

    ВВЕДЕНИЕ

    В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранения своих денежных средств

    Необходимость налогового планирования предопределена современным нелогичным российским законодательством, изначально предусматривающим различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры.

    С практической точки зрения можно выделить три пути сокращения налоговых платежей:

    Уклонение от уплаты налогов

    Это уменьшение налоговых обязательств, основанное на сознательном уголовно наказуемом (ст. 199 УК РФ) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, намеренного (умышленного) искажения отчетности. Абсолютная экономия на налогах. Но этот путь ставит под угрозу весь бизнес и личную свободу.

    Полулегальный

    Это использование противоречий и недоработок нормативных законодательных актов. Часто позволяет довольно успешно оспаривать в судах действия и решения налоговых органов. Максимальная экономия на налогах. Но для этого компании необходимо иметь в штате грамотных юристов и экономистов или пользоваться регулярными консультациями, и всегда быть готовым к спорам с налоговыми органами.

    Налоговое планирование

    Это легальный путь уменьшения налоговых обязательств путем корректировки своей финансово-хозяйственной деятельности, структуры финансовых и товарных потоков компании при строгом соблюдении налогового законодательства и с учетом сложившейся арбитражной практики. Его основная идея: "Налоги нужно ПЛАТИТЬ, НО НЕ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ". Подход заключается в построении системы, позволяющей сочетать маркетинговый и финансовый план компании с целью эффективно контролировать и своевременно реагировать на возникающие изменения как во внешней среде, так и на внутренние процессы, протекающие в компании. Этот вариант – путь к оптимальной налоговой нагрузке. При этом не требуются дорогостоящие специалисты на постоянной основе.

    Выбор тематики данной работы мотивируется, прежде всего, ее малой разработанностью в отечественной науке, в связи с тем, что такое явление как – налоговое планирование не могло иметь место при административно-командном устройстве экономики существовавшей чуть более 10-ти лет назад. Налоговое планирование, осуществляемое предприятиями, в развитых и менее развитых капиталистических государствах с рыночной экономикой, давно является необходимостью в условия конкуренции и проведения жесткой фискальной политики государств.

    В силу актуальности темы работы, учитывая, что налоговое планирование для России, да и для всего пространства бывшего СССР – явление новое и многими ассоциируемое как своего рода "тайное знание", которое вроде бы есть, но мало кто о нем знает и еще меньше умеют им пользоваться без вреда для себя, автор попытается пролить свет на некоторые вопросы, инструменты налогового планирования.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

    1.1. История возникновения налога на прибыль

    Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку они представляют собой главный метод мобилизации доходов во все звенья бюджетной системы в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

    Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением.

    В России ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.1992 г. Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий. Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

    Принятый под грохот пушек Первой мировой войны нормативный акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы - годы военные. Налогу подлежали:

    Предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;

    Подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;

    Лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.

    Не подлежали налогообложению налогом отчетные предприятия, впервые привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.

    Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже в военное время, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

    Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

    В действовавшем на 1916 - 1917 годы Положении о промысловом налоге не содержалось указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.

    Этот пробел закона восполнялся лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году.

    Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель). Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:

    1. С предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. - 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч - 60%;

    2. С предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% - ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала - 50% суммы прироста прибыли. Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90%.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов.