Первая известная писаной истории школа появилась в. История школы в мире

Первая известная писаной истории школа появилась в. История школы в мире
Первая известная писаной истории школа появилась в. История школы в мире

1 сентября - это начало каждого нового учебного года. Известно ли вам, почему все школьники начинают свою учебу именно в этот день? Но, в самом начале хочется немного поговорить о появлении самой школы. Когда появилась первая школа?

Еще в Средние века, в Древней Греции, Риме и Египте, или может еще раньше? Школа и первый учитель - два важных слова, которые тесно связаны. Может быть, мы смело можем говорить о школе начиная с того времени, когда впервые появились первые учителя. Вспомнить из курса истории время, которое называют первобытным обществом. Уже с началом самой ранней стадии развития всего человечества уже начали учить детей. Правда, те первые учителя вовсе не имели никакого понятия о главной грамоте, но с ранних лет обучали детей жить по тем главным правилам, которые были уже общепринятыми в той или иной общине. От этих важных знаний и правил часто зависела даже жизнь ребенка. Особо учили детей более сложным правилам хорошего приветствия: в одних племенах принято при виде чужака садиться на корточки в знак полного миролюбия, в иных - снимать свои головные уборы, кстати, обычай дошел до наших дней среди многих народов. Были и такие племена, в которых при встрече нужно тереться носами или протягивать руку только открытой ладонью вверх, что тоже свидетельствовало о самых добрых намерениях. Сегодня часто при встрече с нашим добрым знакомым мы обмениваемся легким дружеским поцелуем, но ведь раньше многие племена считали любой поцелуй одной из форм людоедства, который был строго запрещен. Когда проходил период раннего детства, мальчики активно познавали искусство увлекательной охоты и ведения войны, все девочки должны были обучиться хорошопрясть, шить хорошую одежду, готовить вкусную пищу. После дети "сдавали" сложный экзамен - главный обряд инициации. Мальчикиотносились к инициации как к тяжелому испытанию: Их могли даже бить, сильно пытать огнем, рассекать кожу. Часто после экзамена испытуемый мог потерять сознание. Но, только "сдав экзамен", мальчик становился уже взрослым членом общества и очень этим гордился.

Шли года, века, стали уже появляться школы, которые напоминали современные.

Сведения о самых первых школах можно найти в богатой истории Древнего Востока.

Шумеры, давно исчезнувшем народе узнали только лишь в XIX веке. Жили те шумеры в низовьях рек Тигра и Евфрата, создавая высокую культуру. Они умели довольно многое: орошать поля, прядь и ткать, ковать из меди и бронзы свои орудия труда, знали большое гончарное искусство. За эти 3000 лет до н. э. шумеры имели свою письменность, владели основными правилами алгебры, умели извлекать квадратный корень из любого числа. Были тогда и школы, которые называли"домами табличек", ведь посещавшие их ученики писали только на глиняных табличках, читали и учились тоже по ним. Будущие писцы - "дети дома табличек" - учителя держали довольно строго. Главой школы являлся наставник - уммиа. Помогали ему "старший брат" - помощник наставника, несколько учителей, человек, который всегда следил за дисциплиной. Как именно он этим занимался, ясно из наименования должности - "владеющий плетью". До настоящего времени дошло огромное множество табличек, которые были написаны учениками, из которых можно точно узнать, какие точно предметы изучали все шумерские школьники. На одной табличке ученик в своем "сочинении" благодарит всех учителей за данную науку - ведь они смогла научить его рассчитывать площадь, поэтому теперь он сможет сам производить расчеты в строительстве, рыть канал. Археологи смогли найти таблички, на которых записаны даже имена богов, те названия животных и растений, перечисленные городовые и храмовые должности со званиями - словом, все, что каждый учащийся был обязан твердо и точно знать. Обучение растянулось на много лет. Те, кто оканчивал "дома табличек", становились важными начальниками работ в мастерских, на любом строительстве, возделывая земли. Без этих школ не было у древнего народа высокой культуры: шумеры тогда умели не просто читать, умножать и делить, также писать стихи, сочинять красивую музыку, знали астрономию.

О древних жителях другого самого древнего государства - Египта - известно несравненно больше, нежели о шумерах. Знаем, что у них тоже были свои школы, что учиться в Египте было совсем не так просто. Надо было точно знать и уметь четко оперировать семью сотнями букв - иероглифов, следить, чтобы все строчки при письме были максимально ровными, а иероглифы красивыми. В одном случае следовало писать слева направо, но в других - справа налево, а вот в третьих - сверху вниз.

Как именно выглядела египетская школа тех далеких времен? Это большой двор при храме бога Амона (Ра) - главный египетский бог. В тени сидят двенадцатилетние мальчишки, а уже перед ними учитель. На нем надет белый набедренник, голова в знак чистоты максимально гладко выбрита, на груди большая подвеска, которая изображала павиана. Обезьяна считалась самым священным животным бога Тота - писец бога Ра и покровитель знаний, магии и медицины, ему известны все самые волшебные слова и чудодейственные заклинания. У ног учителя лежит самый непременный атрибут обучения - треххвостая плеть. Ученики сидят на плетеных циновках, каждый имеет свою плетеную сумку, в которой дощечка с углублениями для черной и красной краски, пенал с необходимыми кистями, сосудик для воды и остравки- своеобразные глиняные таблички для письма, ведь на папирусе разрешалось писать только старшеклассниками. Учитель строго диктует, а ученики пишут на своих табличках. Это слова из древнеегипетского "Поучения школьнику", которым всегда начинался каждый учебный день: "Вы подобны кривому рулю, вы как дом без хлеба, обезьяна и та понимает, обучают даже львов, только не вас. Смотрите, будете биты - уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют".

В Древней Греции каждый школьный день начинался со стихов. Учитель сам читал их, а ученики за ним повторяли. Продолжалось пока все не заучат наизусть достаточно большой отрывок, целое произведение. Для более "лучшего" запоминания учитель ставил на стол рельеф со стихами. Заканчивали учебный день: учитель снимал этот рельеф со стихами и ставил вместо него амфору, изображающую порку школьников. Каждый ученик знал строгое выражение: "Коль хочешь от Муз счастья и радости, нерадивому как следует всыплешь". Кстати, знакомое слово "педагог" в переводе с греческого означает "воспитатель", "наставник". В обязанности любого педагога входило обучать детей самым хорошим манерам, следить за поведением детей на улице, провожать в школу. В школе существовали тогда уже свои правила: "Громко не говори, не клади ногу на ногу, встань, когда входит старший". В программу основного обучения кроме письма и чтения входило еще семь свободных искусств. На первом этапе изучали основную грамматику, риторику, диалектику, а уже только на втором - арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Большое внимание уделяли физическим упражнениям. С ранних 12 лет школьники всю вторую половину дня проводили в палестре - гимнастическая школа, название "палестра" происходит от слова "палэ" - борьба. Все ученики бегали, прыгали, обучались верховой езде, метали диски.

В Древнем Риме мальчиков начинали на обучение с 7 лет. Дети всех бедняков посещали начальную школу, в течение пяти лет учились читать, писать и считать. Учительв такой школе был человек более "низкого происхождения", но знавший грамоту.

Занятия проходили всегда под открытым небом, под самым простым навесом, где стоял стул для учителя и скамья для учеников. Дабы всех мальчиков ничего не отвлекало, их отгораживали неким занавесом. Учебный день начинали очень рано, только в полдень дети уходили домой позавтракать, после снова возвращались в школу. Никаких определенных учебников у них не было, все записи вели под диктовку учителя. Собственно на начальной школе и заканчивалось основное обучение детей бедняков. Дети состоятельных родителей свою начальную школу не посещали, главные азы обучения проходили дома под руководством отца или специально нанятых учителей.

Научившись правильно читать и писать, дети отправлялись к грамматику. Грамматики - образованнейшие люди, которые серьезно занимались историей, литературой, критикой и другими науками. Они могли толковать тесты древних авторов, составлять справочники. Основная задача состояла в том, чтобы научить мальчиков правильно говорить и писать, основательно ознакомиться с литературой, дать самые начальные понятия в разных областях знаний - от философии до астрономии. После серьезной подготовки мальчик лет в 14 мог поступать в "высшее учебное заведение" - риторскую школу.

Прародителями современных школ стали римские и греческие школы. Обеспеченные родители в Древней Греции и Риме часто посылали своих детей к знаменитым философам, чтобы те перенимал у них мудрость и знания.

Однако свои занятия философы проводили индивидуально: они приглашал ученика либо к себе домой, либо отправлялись с ними на прогулку. Со временем известные греческие ораторы начали путешествовать по городам, обучая местное население.

Именно в этот период возникла необходимость организовать специальные учреждения, в которых бы все желающие собирались слушать лекции мыслителей. Так в Древней Греции и Риме начали появляться первые школы.

Древние школы организовывались на площадях, а не в помещениях. Такие площади со временем начали называться гимназиями. Примечательным является тот факт, что в первых школах обучение письму и грамматике началось сравнительно поздно - в 300 году н.э.

До этого времени в школах проводили дискуссии, обсуждали политические и философские вопросы. В Спарте занятие в школах представляли собой военную подготовку. С раннего возраста мальчиков обучали боевым искусствам.

Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения

Существует много теорий о том, какими были причины возникновения школ в период античности. Одна из них – это то, что родители просто хотели занять своих детей каким- нибудь делом, чтобы они не мешали им работать.

Подобная теория имеет свое подтверждение, так как первыми учениками были старики и дети – нетрудоспособные категории населения. В античных школах особое внимание уделялось духовному развитию детей: их учили основам философии и религии.

В период Средневековья школы носили религиозный характер. Зачастую они открывались при монастырях и соборах. Главной дисциплиной был латинский язык, на котором проводилось богослужение. Детей учили письму и чтению.

По окончанию монастырских школ, ребенок имел возможность стать помощником священника. Дети богатых купцов часто посещали средние школы, в которых преподавалось всего семь дисциплин: грамматика, логика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка география.

Средневековые школы славились суровыми методами обучения: к ученикам часто применялись телесные наказания, которые могли приобретать характер пытки.

С 17 века в Европе были открыты первые школы для девочек. В них маленьких учениц обучали главным на то время дисциплинам – танцам, этикету, рукоделию, литературе.

Вплоть до конца 19 века девочки не имели права поступать в высшую школу. Зачастую школы в этот период были закрытого типа с очень строгой дисциплиной.

Функции школы в обществе

Главной функцией современных школ является предоставление ребенку возможности получить образование. Однако не следует воспринимать школу исключительно как место, в котором дети познают науки, учатся читать и писать.

Благодаря школе, дети адаптируются к взрослой жизни, готовятся к выбору своей профессии. Именно в школе мы впитываем и развиваем в себе такие качества как трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм.

Николаева София, Чуев Андрей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 524 Московского района

г. Санкт-Петербурга

«ИСТОРИЯ ШКОЛЫ: ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ»

Групповой информационно-исследовательский проект

Участники проекта:

Николаева София,

Чуев Андрей,

ученики 4 Г класса

Руководитель:

Мажарская Виктория Анатольевна

2012 год

Часть I. Исторический обзор

1. Школа в первобытном обществе

2. Школа в архаичном обществе (Шумер, Древний Египет)

3. Школа в античном обществе (Афины, Спарта, Рим)

4. Школа в средневековом обществе (Европа, Азия)

5. Школа Нового Времени

6. Школа Новейшего Времени (Европа, СССР)

Часть II. Школа сегодня

Часть III. Школа будущего

Заключение

Библиография

Приложения

  1. Вопросник 1. Изменения в школьном образовании в последние полвека
  2. Вопросник 2. Форма обучения в школе будущего.

Введение

Цель проекта:

Читая книгу о приключениях Тома Сойера, мы обратили внимание на то, что его школа, совсем не похожа на современную школу. Потом мы вспомнили о других описаниях школы в книгах – «Письме греческого мальчика», «Неандертальском мальчике» и решили, что было бы интересно посмотреть, как менялась школа от эпохи к эпохе.

Задачи:

Изучить, что собой представляла школа в разные эпохи в разных странах;

Определить основные цели и методы обучения на разных этапах развития школы;

Сравнить содержание обучения в рассматриваемые периоды;

Выявить то, что отличает современную школу, ее сильные и слабые стороны;

Посмотреть, к чему могут привести изменения в школьном образовании в будущем.

Методы исследования:

Изучение научной исторической литературы;

Обзор описаний школы в литературных произведениях разных стран и периодов;

Интервьюирование представителей разных поколений о переменах в школьном образовании в последние пол-века;

Интервьюирование учащихся начальной и средней школы о школе будущего.

Рабочая гипотеза:

Изучение истории школы на протяжении тысячелетий с момента ее появления поможет лучше понять и оценить то, чему учит нас школа сегодня, а также предположить путь ее дальнейшего развития.

Практическая значимость

Собранный материал будет интересен не только нашим одноклассникам, но и всем ученикам. Выступления перед ребятами начальной школы помогут повысить интерес к учёбе. Рекомендации по созданию школы будущего помогут определить пути дальнейшего развития школы.

Часть I. Исторический обзор.

Школа в первобытном обществе

Школы в нашем понимании этого слова у первобытных людей, конечно, не было. А вот учителя были. Ведь родители были заняты – охотой, собиранием ягод и грибов, а детей нужно было научить сложному делу выживания. Учитель – человек, имеющий большой опыт, доверие соплеменников, но уже слишком старый для охоты. Описание такой первобытной школы дается в книгах о приключениях «неандертальского мальчика», где рассказывается о том, как «учитель» водил всех детей племени в учебные походы. Основным методом обучения было подражание примеру учителя и других представителей племени. Учили охотиться; отличать съедобные растения и грибы от несъедобных; разводить и поддерживать огонь и другим «предметам», без которых человек не мог выжить среди своих естественных врагов.

Здорово, и я бы хотел поучиться разжигать костёр, научиться выживать в лесу.

Да, эти знания бы нам пригодились в жизни…

Но всё-таки, это была ещё не школа в нашем понимании этого слова. А вот что я узнал о школе в архаичном обществе

2. Школа в архаичном обществе

2.1. Шумерская школа

Шумер – одно из древнейших государств мира, и в нем уже существовала настоящая школа. Она называлась «дом табличек», в ней готовили писцов. Как видно из этого названия, самым главным показателем образованного человека было умение писать. И это не случайно: писать тогда было гораздо труднее, чем сейчас. Нужно было выучить не 3 десятка букв, а сотни знаков – иероглифов. Писали же не ручкой по бумаге, а высекая или выцарапывая палочкой по вощеной табличке. Особо красивых знаков таким методом не получалось и сложилась система письма, состоящая из «клинышков» (так и называется «клинопись»).

Первые школьные таблички относятся к III тыс. до н. э.

Помимо письма в доме табличек учили счету, иностранным языкам (например, древнеегипетскому).

Задача ученика была простой – выучить, то, что было написано в учебной табличке.

Школа в Древнем Египте

Трудно сказать, когда именно возникли школы в Древнем Египте, но они точно были уже в середине 2го тысячелетия до н.э. (т.е. больше 2.5 тысяч лет до наших дней). Учились там только мальчики, в основном из знатных и богатых семей.

До нас дошли многочисленные «поучения» египтян, в которых говориться о том, что в школе учатся «знатные сыновья». Хотя известно имя одного переводчика - Анхурмеса, происходившего из бедной семьи, но ставшего писцом благодаря своим выдающимся способностям.

Мне его история напоминает историю М.В.Ломоносова

Как и в Шумерской школе, главным было искусство писать иероглифы, и не только. Дело в том, что в Египте было 3 способа писать, и писец должен был владеть ими всеми. Особое внимание обращал учитель на красоту «почерка». Об этом позволяют судить сохранившиеся учебные тексты с поправками учителя.

Ученику было бы легче писать на папирусе, но папирус был слишком ценен, поэтому учились дети на глиняных табличках и их осколках; в лучшем случае им мог достаться обрывок папируса с неисписанной стороной. Даже взрослые писцы могли пользоваться папирусом-«обороткой». Примеры таких обороток хранятся в Эрмитаже.

Папирус готовился из стеблей болотного растения, совсем иначе, чем делается бумага. Но до сих пор слово «папирус» живо в английском слове «paper» и в русском «папье», «папироса».

В школе ученик должен был научиться сначала бегло читать, грамотно и красиво писать, затем он учился составлять различные документы, письма, прошения, судебные протоколы.

Помимо родного языка, в школах обучали математике, географии, вместо литературы читали мифы о богах. Изучались иностранные языки.

Метод обучения был тот же, что и в шумерской школе – переписывать и заучивать учебные тексты. За малейшую провинность ученика наказывали. В одном поучении говорится: «ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют», т.е. удар палкой по спине учил учеников быть внимательными и послушными.

3. Школа в античном обществе

3.1. Афинская школа

Из письма греческого мальчика Феона, дошедшего до нас на древнеегипетском папирусе и прочитанного учеными уже в 20-ом веке мы можем узнать об афинской школе.Историю Феона для детей рассказывает историк-археолог Соломон Лурье.

В Греции же была создана одна из самых прославленных школ в истории – Академия Платона. Она так называется, потому что ее основал философ Платон в саду, названном в честь героя Академа. Но это была школа для взрослых. У входа в нее было написано: «Не геометр да не войдет сюда». В ней готовились будущие философы – так назывались в древности ученые. Одним из выпускников Академии Платона был Аристотель – известнейший ученый древности. Став философом, Аристотель открыл собственную школу – Лицей, в которой тоже обучал ученых-философов, а не детей.

Еще в Греции были гимназии, но то были скорее спортивные школы, название которых передалось нашим гимнастическим залам.

В спартанской школе готовили сильных, смелых и дисциплинированных воинов. Там тоже учились только мальчики. В школе они жили, т.к. сам образ жизни – полный лишений и трудов – был частью обучения. Устройство школы напоминало армию, с командирами разных уровней (агелами, ирэнами) вместо собственно учителей.

Грамоте и другим наукам детей учили только по мере необходимости, чтобы они могли прочесть приказ или написать краткое донесение.

Главной частью школы был гимнасий – площадка для физических упражнений, где ученики проводили большую часть своего времени. Командиры не боялись, что в учебе или драке ученики искалечат друг друга - слабому не место среди воинов-спартанцев.

3.3. Древнеримская школа

Много интересного можно узнать из легенды о Марке Фурии Камилле, римском полководце, и одном учителе. Согласно легенде, Камилл в одном военном походе осадил город Фалерию. Фалерия была хорошо укреплена и не собиралась сдаваться без боя. Осада могла продлиться долго. Жители Фалерии несмотря на осаду продолжали заниматься своими делами: ремесленники изготавливали свои товары, торговцы – продавали их, а учитель – занимался с детьми. В легенде упоминается, что учил он их чтению и письму, арифметике, фехтованию, пению и гимнастике. Но этот учитель решился на предательство, рассчитывая что Камилл ему хорошо заплатит. Под видом учебного похода он ответ детей горожан к осадившему город врагу. Камилл, однако, не только не наградил предателя, но отдал его на суд преданных им горожан, а детей вернул.

Из этой истории можно узнать чему учили в древнеримской школе, а также то, что занятия не обязательно проходили в классе. Учитель же пользовался большим доверием и свободой.

Занятия не в классе? Мне тоже хотелось бы, чтобы наши уроки не всегда проходили в классном помещении.

4. Школа в средневековом обществе

4.1. Средневековая монастырская школа в Европе

Средние Века – середина, промежуток между античностью и более близкой к современности эпохой (точнее, 5-15 века). В то время школы были только при монастырях. Их было не много, поэтому бывало так, что в школу ходили в другой город. Выбор школы зависел от известности монастыря, а также от репутации учителя.

Если в Древнем мире образованный человек был тот, кто умел писать и читать на родном языке, то в Средние Века образование равнялось знанию латинского языка - языка науки и церкви.

Ученики должны были знать латинский язык, на который переведена Библия, и уметь говорить на нем, чему их учила наука риторика. Учили и арифметику, чтобы вычислять даты праздников. Учили геометрию, географию, астрономию. Учили музыке, чтобы воспевать Христа. За провинности учеников сурово наказывали розгами и постами (голодом).

Мы так уже много узнали о древних школах, но посмотрите, везде применялось физическое наказание.

4.2. Самурайская школа в средневековой Японии

В Японии, как и в Греции и Риме обучение начиналось в 7 лет. Учились дети самураев (воинов-аристократов). Учили маленьких самураев езде на лошади, фехтованию на большом и малом самурайских мечах, меткой стрельбе из лука. Школьная программа включала также тяжелые физические упражнения, плавание, борьбу, испытания на выносливость. Самурай также должен быть грамотным - знать иероглифы, уметь слагать стихи, быть знатоком музыки и ценителем красоты в природе и искусстве.

Но самое главное для самурая – благородство и честь. Нет ничего хуже, чем опозорить свой род неверностью или трусостью.

Хотелось бы мне поучиться в школе самурая хоть годик. Я бы непременно научился бы там выдержке и терпению

5. Школа Нового Времени

5.1. Школа Яна Коменского

Долгие века детей и взрослых учили одинаково, по одним и тем же книгам, потому что ребенка считали просто маленьким взрослым.

Но пришло Новое Время (начиная с 16-17 века) и учителя начали понимать, что дети – существа особые и учить их нужно по- особому.

Одним из первых это понял чешский ученый и учитель Ян Коменский. Он написал первый учебник для детей “Мир чувственных вещей в картинках» и придумал, как правильнее устроить школу. Для каждого возраста должна быть отдельная школа:

До 6 лет - материнская школа, т. е. воспитание и обучение малышей мамой.

Дети от 6 до 12 лет обучаются в местной начальной школе, обязательной для всех детей.

Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, могут продолжить обучение в латинской школе, или гимназии. Такие школы создавались в крупных городах.

Те же молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, что готовились стать учеными, шли в академию.

Образование должно завершаться путешествием.

Коменского приглашали во многие страны (Англия, Швеция, Венгрия), где он помогал в переустройстве школ.

5.2. Воскресная школа

Долгое время образование было исключительно религиозным. Но постепенно церковь и школа стали разделяться. Так, в книге о приключениях Тома Сойера описывается обычная дневная школа и воскресная церковная школа.

Религиозное образование еще не было полностью исключено и в обычной дневной школе, т.к. учебный день начинается с молитвы. Далее же шли привычные нам уроки – грамматики, счета, иностранного языка, правописания.

Все еще в ходу были физические наказания – линейкой по рукам за малый проступок, розгами за более серьезный.

6. Школа Новейшего Времени

6.1. Английская школа-пансион

Такие школы были распространены в Европе в 18-19 веках, были они и в России. В такой школе (Царскосельском лицее) учился А.С. Пушкин. Изначально они создавались отдельно для девочек и отдельно для мальчиков. До сих пор такие школы-пансионы существуют в Англии. Одна из таких школ описывается в книгах Джоан Ролинг о Гарри Поттере.

У школы-пансиона есть много преимуществ, например она:

Готовит детей к самостоятельной жизни вне родительского дома

Способствует установлению крепких дружеских связей

Обучение более эффективно, т.к. ничто и никто не отвлекает от него

А я вот не готова разлучаться с родителями надолго, пансион не для меня

6.2. Советская школа

В СССР была создана одна из лучших в мире образовательных систем. Обучение было бесплатным, всеобщим и всеохватывающим, т.е. независимо от своих склонностей и предпочтений все дети должны были знать основы разных наук. Эти науки – математика, химия, физика, астрономия и др. были введены вместо таких предметов в дореволюционной школе, как латинский, греческий и церковнославянский языки . В советской школе были отменены физические наказания, т.к. каждый гражданин независимо от возраста был достоин уважения.

В советской школе учились наши бабушки и родители. Казалось бы, это было совсем недавно, но опросив их, мы выявили некоторые различия:

Курс школьного обучения был короче – начальная школа -3 года (вместо 4 сейчас), весь курс – 10 лет (вместо 11);

Интенсивность обучения была ниже: в начальной школе количество уроков в день редко превышало 4; в средней – 6;

Набор предметов сейчас расширился – в советской школе не было риторики, петербурговедения;

Выполнение домашних заданий занимало гораздо меньше времени – 1 час в начальной школе.

Т.е., можно заключить, что учеба занимала меньше времени, значит больше его оставалось на досуг. Как советские школьники проводили этот досуг, можно узнать из книги А. Гайдара «Тимур и его команда» - они больше играли, и больше работали - помогали другим по хозяйству, причем совершенно безвозмездно. Позже, во время обучения наших родителей школьники часто ходили в походы и на экскурсии – ездили в другие города, по исторически значимым местам. У современного школьника на это почти нет времени.

Часть 2. Школа сегодня.

  1. Сегодня школа стала более требовательной. Мы живем в эру информации, т.е. доступ к информации облегчился, но и объем нужных знаний сильно вырос. Поэтому учиться приходится больше – больше уроков, больше срок обучения, больше домашних заданий.
  2. Еще одно отличие – нас с первых лет учат самих добывать знания, а не дают их готовыми в учебнике. С одной стороны, это хорошо, т.к. готовит учеников к взрослой жизни, где нет готовых ответов. С другой стороны, при самостоятельном поиске (в основном, в Интернете) есть риск найти неправильные ответы и неправильные ориентиры. Родители не всегда в состоянии помогать выполнять домашние задания, да и нужно ли это? Ведь тогда пропадает весь смысл «самостоятельного» поиска.
  3. В обучение вовлекаются новые технологии. Помимо поиска знаний в Интернете, мы работаем с программой PowerPoint, готовя презентации; рисуем в специальных графических редакторах; общаемся друг с другом и учителями по электронной почте; выполняем Интернет-тесты; делаем упражнения по иностранному языку в специальной тренажерной программе. Существуют тренажеры по арифметике, русскому языку и другим дисциплинам. Изменение средств обучения можно видеть в таблице:

Современные дети

Поколение родителей

Поколение бабушек

Учебники;

Дополнительная литература (библиотечные фонды);

Консультации более опытных товарищей;

Аудиозаписи;

Видеоматериалы;

Интернет сайты;

Плакаты и стенгазеты;

Компьютерная программа для презентаций PowerPoint;

Графические редакторы;

Текстовые редакторы;

Компьютерные тренажеры

Часть 3. Школа будущего.

Мы предположили, что те особенности, что отличают школу сегодняшнего дня, определят и дальнейшее развитие школы, т.е. объем знаний будет продолжать увеличиваться, что потребует освоения новых, средств обучения, помогающих сократить срок обучения.

Опрос учащихся младшей и средней школы показал, что школьникам видится 3 возможных пути развития школы:

А) Интернет-школа, где каждый ученик выполняет свою программу обучения, работая на своем компьютере в специальной образовательной среде;

А как же наши переменки? Как мы будем общаться? Мы перестанем рефлексировать на уроках? А ведь так порой интересно послушать эмоциональную речь одноклассников…

Б) Школа на расстоянии, где учитель и ученик общаются в режиме видео конференции;

Один на один? Иногда это здорово, но не всегда. Иногда мне помогают одноклассники

В) Школа традиционная, но в которой вместо тетрадей и учебников используются электронные носители информации и электронные же средства контроля усвоения знаний.

Последний вариант имел больше всего сторонников, т.к. единственный оставляет возможность для личного общения учеников между собой.

Узнав так много о школе, мы задумались, а в какой школе будут учиться наши дети?

Посоветовавшись с одноклассниками, мы подготовили рекомендации для создания школы будущего.

Это не обыкновенная школа, а целый школьный комплекс, который условно делится на зоны. Например, спортивная зона. Она включает в себя стадион не только для бега и игры в футбол. Здесь можно покататься на лыжах, роликах, коньках. Мы хотим, чтобы зимой был каток и настоящие ледяные горки.

Также в этой зоне есть бассейн. Научиться плавать - очень важно для ребёнка. Это развивает мышцы и укрепляет здоровье.

Есть ещё сухой бассейн с шариками для снятия стресса. В спортивной зоне проходят занятия детским фитнессом, аэробикой и танцами. А ещё в этой зоне есть детские работающие тренажёры.

Живя в огромном мегаполисе, мы хотим быть ближе к природе и поэтому мечтаем о природной зоне.

Нам кажется, что в каждом классе необходим живой уголок. Это позволит детям быть добрее и разовьёт чувство ответственности.

Мы хотим также, чтобы у школы была своя ферма, где дети могли бы ухаживать за козочками, пони, домашними птицами…Обязательно должна быть своя теплица, где дети могли бы не только учиться сажать растения, но и изучать воочию растения других стран.

А для мальчишек будет интересна школа выживания и безопасного поведения в природе. Нас будут учить разжигать костёр, ставить палатки, переправляться через препятствия, водить нас в походы.

Без уроков в школьной жизни, конечно, не обойтись. Каждый человек должен обладать научными знаниями, поэтому в нашем комплексе есть предметная зона. Здесь дети узнают основы этики, математики, языков, природы и истории разных стран.

Какая же школа без зоны отдыха! Здесь есть свой кинозал, где возможен просмотр и учебных и развлекательных фильмов разного времени. Есть даже кафе «Минутка» с молочными и кислородными коктейлями. Работают в нём, кстати, сами ученики. При кафе –зал караоке. Есть комната психологической разгрузки и тихой успокаивающей музыкой и фонтанчиком, настольными интеллектуальными играми. Для более активных предлагается отдохнуть на тренажёрах картадрома (авто и мото).

И, наконец, зона подготовки ко взрослой жизни. Здесь будут классы технического моделирования, класс-лаборатория, где можно будет ставить опыты и проводить эксперименты. В экономическом классе занятия будут вести успешные бизнесмены и рассказывать как лучше жить и работать в будущем. Непременно должен быть класс языков мира с лингофонными аппаратами. А девочкам интересно будет посещать леди-класс.Ведь им предстоит стать мамами и уметь делать всё на свете, при этом оставаясь красивыми женщинами.

Заключение

Проведенный исторический обзор (1) показал, что школа менялась вместе с обществом, которое в разные периоды ставило перед ней разные задачи – простого выживания, затем – грамотности, затем – разного набора наук; (2) научил нас ценить в сегодняшней школе:

Отсутствие физических наказаний

Широкий спектр получаемых знаний

Ценность получаемых знаний в жизни

Использование новых интересных форм обучения, сменивших простую «зубрежку».

А ещё, на наш взгляд, при организации обучения в школе хорошо бы прислушиваться к запросам и пожеланиям самих учеников

На вопрос, что бы вам хотелось изменить в школе, все ответы сводились к пожеланию более гибкой формы обучения, учитывавшей бы возможности и интересы каждого ученика. И все три возможных пути развития школы в будущем решают, прежде всего, эту проблему.

Лурье С. Письмо греческого мальчика; Штаерман Е. М. В афинской школе // Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко.

Воскресные чтения в сельской школе, Богданов-Бельский Н.П., 1895 год

Школа - это место, где несколько человек, обычно детей, собираются вместе, чтобы получить определенные знания и умения. Вы можете отметить две отличительные черты школы: это определенное место, где обучается сразу несколько человек.

Греческие и римские школы стали предшественниками всех современных школ и колледжей. Но даже в Греции много веков назад были времена, когда к одному учителю-профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов.

Позднее греческие ораторы и философы, к которым приходили ученики и которым приходилось много путешествовать, чтобы дарить людям знания, начали создавать некоторое подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал обучение в месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3–4 года.

Рафаэль, Афинская Академия Аристотеля

Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал ее лицеем. Интересно и другое: в Германии школы стали называть гимназиями, во Франции - лицеями, а шотландское название школы - академия! Все три названия сохранились со времен Платона и Аристотеля.

Ни одна из этих двух школ не была похожа на современное учебное заведение. Скорее, это были места для проведения дискуссий, и только изредка ученикам читали лекции или устраивали занятия.

Примерно в 250 году древние греки поняли, что учеников стоит обучать грамматике, поэтому постепенно появились специальные грамматические школы.

Ученики первой школы в Дагестане

Еще позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были более похожи на современные. Хотите верьте, хотите нет, но ученики с таким же нежеланием шли в римские школы, как мы порой ходим в современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и, кроме того, вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых секли розгами!