«Перелетные птицы». Интегрированное занятие. Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности на тему "Перелётные птицы"

«Перелетные птицы». Интегрированное занятие. Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности на тему "Перелётные птицы"

Тема: “Перелетные птицы”.

Цель: — расширение и активизация словаря.

Задачи: — образовывать множественное число существительных;

  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить изменять существительные по падежам;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Стихотворение “Осень”.

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы). Каких еще перелетных птиц вы знаете?(картинки)

Игра “Кого не стало?” (по картинкам).

2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц )

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)
Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Почему мы называем птиц перелетными?
Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

— показать, где у птички клюв, хвост….
— назвать части тела птички.

3. Игра “Один- много”

Кукушка – кукушки, журавль — журавли,
скворец — скворцы, соловей — соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь — лебеди,
грач — грачи, утка — утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

5. Игра “У кого кто ”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

6. Физкультминутка “Журавли учатся летать” Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).


Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

8. Игра “Чей, чья, чье?”

Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.

9. Итог занятия . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось? Кириллова Ю., учитель-логопед.

  • Департамент Образования г. Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Города Москвы «Школа 2051»

    Подготовила и провела: Зеленева Н.А. Москва 2017

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально - коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

    Цель: расширить и закрепить знания детей о перелетных птицах; развивать познавательный интерес к живой природе, мышление, память, речь детей; воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

    Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, картинки птиц, 2 плаката с деревьями «осень» и «зима» для игры, 2 стенда.

    Ход работы:

    Организационный момент. Дети под пение птиц входят в зал, и тут стук в дверь:

    Сова принесла нам письмо. Давайте его прочитаем.

    «Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не можем улететь в теплые страны, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем улететь на юг»

    Ребята, поможем перелетным птицам?

    Ответ ребят.

    Задание 1

    Д/И «Определи перелётную птицу по первому звуку»

    Воспитатель называет звуки: «А» , «Г» , «Л» , «С» , «З» , «К» , «Д» (аист, соловей, кукушка, скворец, зяблик, ласточка, дрозд) . Ребята вы молодцы. Вы выполнили первое задание Волшебника.

    Задание 2

    Ребята скоро наступит зима, что случиться с птичьими гнездами?

    Ответы детей. (их разрушат вьюги, метели) .

    Когда птицы будут возвращаться они будут строить свои новые жилища.

    Задание 3

    Посмотрите на картинки и расскажите где, какая птица свила гнездо?

    (дети определяю гнезда птиц) .

    А где гнездо кукушки? (ответы детей)

    Задание 4

    Кирилл подготовил рассказ об одной из перелетных птиц.

    Ребята я вам хочу помочь победить злого волшебника. Я вам расскажу о перелетных птицах.

    Аисты- крупные птицы. У них длинный клюв, длинные ноги и шея.

    Аисты ведут перелётный образ жизни. На зиму улетают в теплые края.

    Свои гнезда строят на берегах реки и в лесах. Иногда на крышах домов и верхушках деревьях

    Соловей - один из самых знаменитых певцов среди птиц.

    Но увидеть соловья трудно: это скрытная и осторожная птица.

    Поёт соловей, сидя где - ни будь на ветке, не очень высоко от земли.

    Соловьи начинают петь, когда распускаются первые зелёные листочки.

    Гнёзда - соловьи устраивают на земле или среди невысоких кустарников.

    Питаются соловьи муравьями, жуками, гусеницами, бабочками. Клюют семена и ягоды.

    А в конце лета эти птицы улетают на зимовку в далёкие тёплые страны.

    Кукушка – птица, известная. Её любимое блюдо - мохнатые гусеницы. Никто из птиц этих гусениц не трогает. Тем самым она спасает лес от вредителей.

    Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

    Скворцы – небольшие птицы черного цвета, имеющие длинный острый клюв.

    Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Например, скрип колеса, лай собаки и кудахтанье кур.

    Весной люди встречают скворцов с самодельными домами для птиц, который называется скворечник.

    Скворцы поедают вредных насекомых, тем самым спасают урожай на полях.

    Рассказы были очень интересные и познавательные. Ребята вам понравились?

    Пора немножко подвигаться.

    Физкультминутка.

    Руки подняли и помахали
    Это деревья в лесу
    Локти согнули, кисти встряхнули
    Ветер сбивает росу

    Плавно руками помашем
    Это птицы летят
    Как они сядут, мы вам покажем –
    Крылья мы сложим назад.

    Давайте продолжим наш разговор о птицах.

    Задание 5

    Подвижная игра «Птички»

    Правила игры: дети должны распределить картинки птиц на две группы «зимующие и перелетные»

    Ребята вы сегодня правильно и хорошо выполняли задание злого волшебника. Вы помогли расколдовать птиц и они теперь улетят в теплые края.

    Итог:

    Ребята вам понравилось путешествие?

    Какая из игр вам больше всего понравилась?

    Что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?

    А сейчас ребята мы вернемся в нашу группу и нарисуем птицу которая вам больше всех понравилась.

    Кристина Рожнова
    Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»

    Конспект занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы "

    Цель : 1. формировать представление о зимующих и перелетных птицах ; углублять представления о причинах отлета птиц ; классифицировать птиц на зимующих и перелетных .

    2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

    3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам , желание помогать им.

    Активизация словаря : стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

    Оборудование : иллюстрации с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых,корм для птиц .

    Ход занятия:

    1. Вводная часть.

    1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем» .

    Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…

    В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)

    На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

    2) Привела нас тропинка в лес.

    Садимся на пеньки. Тихо.

    Не слышно птиц . Почему?

    Улетели в теплые края.

    Чем питались птицы летом ?

    Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

    А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

    Не стало еды для птиц , вот улетели они на юг,

    где тепло и сытно.

    Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

    Это какие птицы ?

    Ласточки, стрижи. (ставлю картинки) .

    После ласточек и стрижей улетают те птицы ,

    которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи

    И последними улетают от нас утки и гуси.

    Они живут у нас пока не замерзнут реки.

    Ребята, как называют птиц , которые улетают на юг?

    Еще каких перелетных птиц вы знаете ?

    Лебеди, скворцы, кукушки.

    Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

    Журавли клином (ставлю картинку клином)

    Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

    Во время перелетов много птиц погибает . Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря

    2. Основная часть.

    А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .

    Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

    Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

    Игра "У кого какое тело?"

    Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий) . Значит, скворец какой? - Короткохвостый.

    Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.

    Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.

    У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

    Молодцы, ребята, правильно.

    Физминутка "Скворечник".

    Из скворечника торчат

    Клювы маленьких скворчат

    Клювик раз, клювик два,

    Лапки, лапки, голова.

    Работа с пословицами.

    Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах .

    1. Всякая птичка свои песенки поет.

    2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.

    3. Невелика птичка, да коготок остер.

    4. Всякая птица тепло ищет .

    5. Всякая птичка сети боится.

    Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)

    Игра "Птицы , животные, рыбы, насекомые".

    Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем . Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята , у кого есть кто- то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.

    В ходе проговариваем названия групп , животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа . Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица

    Игра «Кто лишний»

    Не все птицы улетают на юг , остаются птицы и зимовать .

    Ребята, назовите птиц , которые зимуют?

    Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

    Как мы их называем?

    Физминутка. «Снегирек»

    Отгадайте загадку.

    Зимой на ветках яблоки!

    Скорей их собери!

    Ведь это – снегири!

    Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят : «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда , когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.

    Загадки :

    Трактору чуть ли не на нос садится?

    Бежит за плугом с криком вскачь

    Весны посланец – чёрный.

    (Грач) .

    Прилетает к нам с теплом,

    Путь, проделав длинный,

    Лепит домик под окном,

    Из травы и глины.

    (Ласточка) .

    Нам в хозяйстве помогает,

    И охотно заселяет

    Деревянный свой дворец

    Темно-бронзовый.

    (Скворец) .

    3. Итог занятия .

    Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы , которые живут рядом с людьми.

    Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах , проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением , которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)

    Берегите птиц

    Не трогай ласточку! Она

    Издалека летит сюда,

    У нас растит своих птенцов,

    Не разоряй её гнезда.

    Будь другом птиц !

    Пусть под окном

    Поет весною соловей,

    И над просторами Земли

    Летают стаи голубей!

    Конспект занятия
    Тема: «Перелетные птицы»
    Цели:
    ­ расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
    ­ расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, о частях
    тела и образе жизни птиц;
    ­ работать над грамматическим строем речи: закрепить употребление
    именительного падежа ед. и мн. числа;
    ­ развивать общую моторику, диалогическую и связную речь, мышление
    (умение устанавливать причинно­следственные связи).
    ­ воспитывать бережное отношение к природе,
    ­
    самостоятельность
    Оборудование: предметные картинки, схема с признаками весны, схемы
    перелета птиц, мяч.
    формировать навыки сотрудничества,
    развивать инициативу,
    Ход КРД:
    Организационный момент.
    ­ Отгадайте загадку:
    ­Отшумели все метели,
    И морозы не трещат.
    С крыш закапали капели,
    И сосульки в ряд висят.
    ­ О каком времени года эта загадка? (Это весна)
    Дети, а чтобы вы больше узнали о Весне, она прислала нам сюрприз –
    весеннюю картинку. Давайте мы на нее посмотрим. (Схема с признаками
    весны)
    ­ Как вы думаете, о чём нам Весна хотела рассказать, как можно одним
    словом назвать, то, что изображено на схемах (Признаки Весны)
    С приходом весны к нам возвращаются пернатые друзья. Как вы думаете, кто
    это? Кого называют пернатыми друзьями? Почему? (тело птиц покрыто
    перьями, поэтому их называют­ пернатыми, а друзьями, потому, что они
    поедают вредных насекомых, поют песни и радуют нас ими)
    ­ Почему этих птиц называют перелётные птицы? (Эти птицы осенью улетают
    на юг, а весной прилетают с юга)
    ­ Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной
    прилетают грачи)
    Картинка с изображением грача и предлагает детям послушать рассказ.
    ­ Грач ­ большая птица. Она похожа на ворону. У него толстый большой клюв.
    Грач первым прилетает к нам весной. Он ходит по пашне и поедает жуков,

    червяков, личинок. Своё гнездо грач делает из тонких прутиков и соломы на
    самой верхушке дерева.
    ­ Вопросы:
    ­ На кого похож грач? (Грач похож на ворону)
    ­ Какой у грача клюв? (Клюв у грача большой и толстый)
    ­ Чем питается грач весной? (Грач весной питается червяками, жуками,
    личинками)
    ­ Из чего грач делает своё гнездо? (Грач делает гнездо из соломы и прутиков)
    ­ Где делает грач своё гнездо? (Грач делает гнездо на верхушке дерева)
    Пересказы детей.
    Физминутка
    ­ Очень сытый и довольный
    ­ Возвратился с поля грач.
    ­ Не задаром ходит в поле
    ­ Удивительный силач.
    ­ Без него бы мы пропали,
    ­ А ему без лишних слов
    ­ Так и хочется всё время
    ­ Накопать нам червяков.
    Игровое упражнение «Кто за кем прилетает?»
    Птицы с юга возвращаются не одновременно. Мы сказали, что сначала
    прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками
    журавли. Первый из вас должен назвать птицу, которая возвращается первой,
    тот кому передадут мяч должен назвать первую птицу и добавить
    следующую, и так все по очереди. Последний должен назвать всех четырёх
    птиц в правильной последовательности.
    ­ Как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой­
    то порядок перелёта?
    Ласточки, скворцы, – стайкой.
    Цапли, утки шеренгой, прямым фронтом.
    Гуси чаще всего летят косяком.
    Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.
    Игровое упражнение
    «Построимся как птицы».
    ­ Ребята, представьте, что мы с вами перелётные птицы. Прежде, чем
    отправится в полёт, мы с вами должны выбрать вожака. Кто такой вожак?
    (Птица, которая летит впереди стаи. Вожак должен быть сильным,
    выносливым, смелым, умным)
    Готовы полетать?

    «Полетим как гуси». Дети строятся. «Как вы построились? Правильно,
    косяком (дети строятся косяком и «летают» по залу под фонограмму)
    Аналогично по другим схемам.
    После такого перелёта, я предлагаю вам немного отдохнуть. (Дети
    присаживаются)
    Весной у птиц много важных дел. Что делают перелётные птицы весной?
    Дети: – Возвращаются с юга, находят себе пару, строят гнёзда, откладывают
    яйца, выводят и корят птенцов.
    Давайте вспомним, как называют птенцов у каждой птицы.
    Поиграем в игру “У кого кто ”. (единственное­ множественное число)
    Сейчас мы разделимся на две команды. Я называю птицу. Одна команда будет
    называть одного птенца, а вторая­ много птенцов. Готовы?
    У грача – грачонок ­ грачата.
    ­ У утки – утёнок ­ утята
    ­ У лебедя – лебедёнок ­ лебедята
    ­ У соловья – соловьёнок ­ соловьята
    ­ У журавля – журавленок ­ журавлята
    ­ У дрозда – дроздёнок ­ дроздята
    ­ У чижа – чижонок ­ чижата.
    ­ У аиста – аистёнок ­ аистята
    ­ У скворца – скворчонок ­ скворчата.
    Практическая работа.
    Перед Вами картинки, обведите только перелетных птиц. Каких птиц Вы
    обвели?
    Итог. Оценка деятельности детей.

    галина леонова
    Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Перелетные птицы»

    Программное содержание :

    1. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах , о частях тела птиц .

    2. Познакомить детей с понятиями : «лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» .

    3. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

    4. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь;

    5. Воспитывать у детей доброе , заботливое отношение к пернатым друзьям.

    Интеграция образовательных областей : познание, социализация, музыка, коммуникация, чтение художественной литературы.

    Предварительная работа : Беседы на темы : «Перелётные птицы » , «Наши пернатые друзья» , «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда» , Т. Нужина «Ласточка» , «Воробьи» , чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц , животных; дидактические и подвижные игры : «Совушка – сова» , «Зимующие и перелётные » , «Воробушки» , «Когда это бывает» , «Покажи без слов» и др.

    Ход занятия

    В. Какое сейчас время года?

    В. Что происходит весной в природе?

    Д. Всё оживает : тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы .

    В. Ребята, а каких птиц вы знаете ?

    Д. (перечисляют птиц )

    В. Что общего есть у всех птиц . Назовите, пожалуйста, части тела птиц .

    Д. Туловище, голова, хвост, клюв, лапы

    В. У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают?

    Д. По оперению , внешнему виду, размеру

    В. А как называются птицы , которые остаются с нами на зиму?

    Д. Зимующие

    В. Ребята, чем питаются птицы зимой ?

    Д. птицы питаются семенами и другой растительной пищей, плодами

    В. Чем мы с вами можем помочь птицам ?

    Д. делаем и вешаем кормушки,

    В. Не все птицы остаются зимовать , большинство улетают в теплые края. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

    Д. Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых, птицам нечего есть .

    В. А как называются птицы , которые возвращаются к нам из теплых краёв?

    Д. Перелетные

    В. Давайте вспомним перелетных птиц

    Слайд 1 Ласточка мелкая птица . Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

    Слайд 2 Грач Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

    Слайд 3 Скворец певчая птица . У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц .

    Слайд 4Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение , маленький клюв, хвост и лапки. Обитает в кустарниковых зарослях , в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах.

    Слайд 5 Кукушка – небольшая птица , но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц , никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

    Слайд 6Журавль - крупные, длинноногие и длинношеие птицы . Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

    В. Правильно, эти птицы относятся к перелетным . Осенью они улетают на юг. А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

    Д. не знаем.

    Слайд 7В. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью , другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

    Слайд 8,9,10 Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой» , в одну линию. Это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

    В. Сегодня мы отправимся в путешествие в лес и посмотрим, какие птицы возвращаются домой .

    В. Ребята! А на чем можно доехать до леса? Давайте поедем на паровозике.

    Слайд 11 В. Вот мы и в лесу

    В. Ребята, что вы слышите (пение птиц )

    В. Почему птицы так радуются ?

    Д. Потому что пришла весна.

    Слайд 12 В. Посмотрите, все птицы собрались на дереве . Назовите их

    Д. воробей, синица, снегирь, сорока, ворона.

    В. Как одним словом назвать этих птиц ?

    Д. зимующие

    В. А вот еще одна птица прилетела . Что это за птица ?

    Д. Скворец

    В. Чем она отличается от птиц на дереве ?

    Д. Она перелетная

    В. Скворец принес нам письмо. Давайте его прочитаем.

    «Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы . Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы »

    В. Ребята, поможем перелетным птицам ? Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе . Давайте найдем конверт с первым заданием. (Дети находят конверт с цифрой 1)

    1. Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц .

    Слайд 13 Чёрный, проворный,

    Кричит «Крак» ,

    Червям враг.

    Кто это? (грач)

    Слайд 14На шесте дворец.

    Во дворце певец,

    А зовут его…. Скворец.

    Слайд 15 Прилетает к нам с теплом,

    Путь, проделав длинный,

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины. (ласточка)

    Слайд16 Кто на ёлке, на суку,

    Счёт ведёт : «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)

    Слайд 17 Пестрая крякуша

    Ловит лягушек.

    Ходит в развалочку -

    Спотыкалочку. (утка)

    В. С первым заданием справились. Найдите конверт с цифрой 2.

    Упражнение «Скажи одним словом»

    Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Например :

    У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

    Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая

    У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

    У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

    У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

    В. Молодцы! и с этим заданием справились. Давайте найдем следующий конверт №3. А вот и задание «Назови лишнюю птицу »

    Слайд 18 (картинка с изображением птиц : скворец, журавль, синица, цапля).

    В : - Какая птица лишняя ? Почему?

    Слайд 19 (картинки с птицами снегирь , воробей, ворона, аист)

    В - Какая птица лишняя ? Почему?

    Слайд 20 (следующая картинка журавль, грач, ласточка, скворец)

    Какая птица лишняя ? Почему? .

    Слайд 21 (следующая картинка соловей, лебедь, аист, цапля)

    Какая птица лишняя ? Почему? .

    Пора найти следующее задание волшебника. Четвертое задание – назвать птенцов перелетных птиц .

    Когда у птиц появляются птенцы ? (весной) Я называю вам взрослую птицу , вы должны назвать её птенца.

    У грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у кукушки – кукушонок, у утки – утенок, у гуся – гусенок, у аиста – аистенок, у журавля- журавленок

    (Игра проводится с мячом)

    В. Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно?

    Д. У птиц здесь родина . Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине

    В. Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Теперь птицы могут вернуться

    Подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

    В. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии ?

    О каких новых перелетных птицах вы узнали ?

    Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

    Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!