Павел янковский баритон. Праздник степау «Поющих под дождем. «Я себе все доказал»

Павел янковский баритон. Праздник степау «Поющих под дождем. «Я себе все доказал»

А также множество других партий мужского оперного репертуара исполняет сегодня баритон Павел Янковский, наш земляк из г. Березы, а ныне солист Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. 25 мая Павел впервые выступил в Минске в Большом театре оперы и балета Республики Беларусь в рамках Молодежного форума оперного искусства стран СНГ, сыграл там роль князя Игоря в одноименной опере А.П. Бородина. После спектакля специально для читателей «Маяка» рассказал о своем новом этапе жизни.

Ступенька на пути

- Павел, как Вам работается в Новосибирске?

Во-первых, я отыграл лишь второй сезон, восемь лет до Новосибирска я работал в Санкт-Петербурге в театре консерватории, и три года в штате молодых певцов Мариинского театра. Новосибирский оперный театр — один из самых серьезных и значимых в России. Он стоит на третьем месте после Мариинского и Большого. А по масштабам — один из самых крупных в мире, и, работая там, надо владеть определенной техникой, чтобы озвучить это помещение. Контрактом и условиями доволен, я ведущий солист театра, исполняю все главные партии. Это еще и определенная ступенька в моем развитии на пути к чему-то большему. Конечно, график у меня очень напряженный.

- Большее – это что?

Моя главная цель – высокий профессиональный уровень, получение контактов с определенными людьми, агентствами, которые занимаются продвижением певцов в Европе. Нужно быть готовым к работе с ними. Выступить в каком-то конкретном театре у меня цели нет. Важно, как это будет сделано. Уверен, что буду петь и в «Ла Скала», и в «Метрополитен», и в «Ковент гарден». А сейчас мне нужно пройти определенный этап становления.

- В детстве все начиналось с музыкальной школы?

Серьезного отношения к музыке у меня не было. Но способности, видимо, заложены в генетике. Я, откровенно говоря, одно время даже не собирался становиться музыкантом. Лишь заканчивая школу сделал выбор в пользу музыки. И то не стремился пойти вокальным путем. Сначала хотел стать джазовым пианистом, даже немного работал в джазовом оркестре.

«У нас много общего с Онегиным…»

- Павел, Вы участвуете в массе спектаклей. Как можно запомнить столько партий?

Заучиваю быстро. Память ведь избирательна, и мы помним то, что для нас важно. И если учишь текст отдельно от музыки – это одно, а с музыкой – тут работают уже другие механизмы, у тебя образуются ассоциации с музыкально-мелодическим рядом. Я к тому же пою на французском и немецком.

- Я слышал, Вам удалось выучить в рекордно короткие сроки партию Риголетто на итальянском?

Да, Риголетто считается сложнейшей партией для баритона. Cпектакль во многих театрах не идет, потому что его элементарно некому петь. Обычно партию учат годами, я же управился за три недели. Спектакль длится больше трех часов, и Риголетто находится на сцене почти все время, кроме того, вокально это безумно сложная партия.

- Какая роль по мироощущению Вам ближе всего?

Сложно сказать. На сцене я самореализуюсь, пребываю в определенном состоянии и пытаюсь воплотить этот образ, вокальные задачи в жизнь. Каждый персонаж – он часть тебя. Когда примеряешь на себя какой-то образ, примеряешь и все его характерные особенности. Но тем мне и нравится разнообразие партий, что можно проживать на сцене большое количество жизней. И то, что ты не можешь сделать в жизни в силу своего характера, перевоплощаясь, можешь сделать на сцене. Я где-то играю злодея (Григорий Грязной в «Царской невесте»), и где-то это оправданно. Князь Игорь – это персонаж героический, Евгений Онегин – лирический. Мне по характеру ближе, наверное, Онегин. Он человек интеллигентный, образованный, светский. С ним у нас много общего. Князь Игорь был совершенно неожиданным для меня. Я даже не планировал его петь какое-то время. Но получилось так, что в прошлом году мне предложили спеть несколько спектаклей в Сеуле, в том числе и «Князя Игоря».

- На сцене Вы отдаете энергию или получаете?

Это процесс обоюдный. Если есть контакт – происходит обмен энергией, мы ведь для этого и занимаемся. Если в силу неопытности или нежелания отдать энергию артист закрывается, контакт нарушается. Пение без энергии – это ничего. А энергия – это космический поток, это сложно объяснить. Залы все разные, бывает, не совсем простые. И такого, чтобы зал совсем не отвечал, у меня, к счастью не было.

«Я себе все доказал»

Опера – довольно консервативный вид искусства. Развивается ли она сегодня и если да, то в каких направлениях?

Да, опера развивается. И не только в экспериментальных театрах, но и в той же Мариинке. Это современные новомодные постановки. У нас на советском пространстве было время застоя, в отличие от Европы, там почти в каждой семье стопка дисков с записями классической музыки. Они ее слушают дома, в авто. Так принято. Они ее знают сами, знают их дети. В советское время мы были закрыты от внешнего мира. К нам мало приезжало артистов, поэтому даже появились какие-то свои тенденции в вокальных школах. И тогда чисто технически не было возможности выехать, и даже послушать — пластинок не было…

Не все мне нравится в новшествах. Сейчас, к сожалению, время режиссеров, дирижеров, директоров театров, а певец уходит на второй план. Раньше все было организовано вокруг солиста, ему давали отдых, не назначали репетиций в канун или в день спектакля, ему надо было беречь голос, соблюдать определенный режим. Сейчас время денег, и бизнес, к сожалению, проник и в эти структуры. Поэтому теперь с певцами не считаются, главное – это стабильность. Это же происходит и в Европе. Сейчас много артистов, на мой взгляд, не имеющих выдающихся вокальных данных, но зато они очень стабильные, они могут тянуть репертуар, с утра до ночи репетировать, работать в голос. И они ценятся. В наше время, естественно, гораздо востребованнее люди, которые поддерживают нормальную физическую форму. Если раньше существовал стереотип, что оперный певец это большой мужик с животом, т.е. предпочтение отдавалось исключительно голосу, а как артист выглядит сценически — было второстепенным. И театр был более статичным. Выходили люди и пели арии. Сейчас же важно еще и играть на сцене, важна драматургия. Потому что все развивается. Теперь совершенно другие требования, их диктует конкуренция, это рынок, деньги.

Со многими современными постановками я абсолютно не согласен, когда классику превращают в балаган. Представьте оперу «Снегурочка» Римского-Корсакова, которая должна выглядеть сказкой, т.е. там должны быть сани, Дед Мороз и т.д. Но когда Дед Мороз в кожаной куртке – это безобразие. В нашей жизни и так полно негативных моментов, и человек, приходя в театр, должен получать позитив, отвлекаться от повседневной серой жизни. Человек должен прийти в театр и забыть обо всем, а его начинают опять погружать в эти проблемы, в эту грязь. И, к сожалению, эта тенденция сейчас во многих театрах и спектаклях. Слава Богу, если у режиссера светлое видение и свои интерпретации, он может донести какую-то мысль, и в то же время не потерять концепцию, заставить о чем-то задуматься. То есть все должно быть осмысленно. Не привлекать, допустим, людей голыми телами, как сейчас делают через одного, не зная, что сказать. Не вбухивая немыслимый бюджет для того, чтобы просто удивить какими-то новаторскими штуками, в то время как пение и музыка уходят на второй план.

- Профессия накладывает отпечаток и на образ жизни. Павел, а как Вы восстанавливаетесь?

Физическую форму надо поддерживать обязательно. Связки певца — это мышцы, и, как и другим мышцам тела, им нужны отдых, питание. Естественно, если устал, ты не можешь полностью выложиться. Необходим определенный режим, не всегда, правда, получается его соблюдать. Но, слава Богу, я пришел к такому этапу, когда мне помогает техника, опыт и регулярный выход на сцену, я знаю свой организм. Например, в нашем театре мне не нужно уже ничего доказывать, я все доказал. Поэтому я спокойно на репетиции накануне могу петь вполголоса, зная, что на спектакле буду работать полноценно. Во время поездок в другие театры, например, в Минск, а я выступал здесь в первый раз, уже приходится кое-что доказывать. И несмотря на то, что ночь провел в самолете и не спал, а накануне пел в Новосибирске, мне пришлось здесь выкладываться полностью. И потом, на родине выступать всегда ответственнее, особенно в первый раз. Меня ведь здесь в театре знают многие, но, к сожалению, белорусская публика не знает. И нужно доказывать, что не зря уехал из Беларуси учиться. Если результата нет, тогда куда и зачем ты поехал? Поэтому это выступление в роли князя Игоря было крайне ответственным для меня.

- Есть ли для Вас разница, когда в зале сидят родители?

Наверное, до спектакля ты об этом думаешь. И людей из Березы было много, многие приехали послушать меня впервые. Ответственность есть. А выступая на сцене, я об этом уже не думаю.

- Есть ли человек, мнения или оценки которого для Вас первостепенны?

У каждого певца свой сформированный вокальный вкус. Я не могу всецело доверять никому. Шаляпин, например, говорил, что иногда даже спрашивал у дворника и брал его оценку на вооружение. И я придерживаюсь такой же точки зрения. Для меня важно мнение любого человека. Моя адекватная оценка – это совершенно другое. Если я не уверен в своем исполнении или мне чего-то не хватает в нем, я могу и у монтера спросить, у нас есть люди, которые интересуются оперой и у них великолепно сформированный художественный вкус. Поэтому они часто сами подходят, выражают свою удовлетворенность. Могу у коллег-артистов спросить, которым я доверяю. Но чаще я полагаюсь на свое мнение и анализирую свои записи, ищу моменты, которые мне хотелось бы улучшить.

Успех – это трудолюбие

- Перспективно быть оперным певцом?

Перспективна любая профессия. Важно, каким образом ты в ней будешь существовать, насколько ты готов ей себя посвятить. Чем мне нравится профессия оперного певца? Она международная, для нее фактически нет ограничений. Ты — человек мира, и при удачном раскладе, хорошей трудоспособности и желании вложить себя целиком и полностью, можешь выбрать любой театр и любую страну. Мои коллеги, артисты драматических театров, очень ограниченны в этом, они могут существовать лишь в русскоязычных странах постсоветского пространства. А опера – она есть везде.

- Но работу находит малый процент выпускников консерватории. Почему?

Недостаточный профессиональный уровень. Может педагог не подойти, а может студент не подойти педагогу. Это длительный процесс.

- Если у человека есть желание, то за пять лет можно обучиться?

Не совсем. У многих есть желание, но не хватает понимания. Оперное пение – это сложный процесс, в первую очередь, интеллектуальный. Инструменталистам гораздо проще: поставил руку на клавиши фортепиано и показал, как держать. А внутрь человека не залезешь и гортань не поставишь на место. Второе, у каждого человека своя физиология, и если один может петь вот так, то не факт, что это сможет повторить другой. Есть такой еще фактор как выносливость. Если петь оперные арии, а они написаны для профессионалов, там есть определенная тесситура, и необученному человеку даже с превосходным голосом спеть это нереально. Желающих много, и все, когда идут в эту профессию, видят себя звездами мировой сцены. Но, к сожалению, получается у очень малого количества людей.

- А в роли педагога не хотелось себя попробовать?

Часто оказываюсь в ней по необходимости. Просят ребята и из хора, и из солистов выразить свое мнение по поводу их пения. Но регулярно и систематически ни с кем не занимаюсь, хотя многие и хотят. Я прекрасно понимаю, что это очень сложный процесс и большая ответственность, и, очевидно, что за год я с учеником ничего не сделаю. Нужно три-четыре года, чтобы заложить какую-то основу и уже дальше человек мог заниматься самостоятельно. Я не могу брать такую ответственность.

- Если искусство оперного певца разложить на компоненты…

Голос – это процентов десять успеха, все остальное – трудолюбие. Талантом я бы, наверное, назвал вкус — изучение исполнительских данных многих артистов и создание на их основе своего образа, формирование собственного вкуса и следование ему на протяжении какого-то времени. Потому что вкус тоже меняется. У меня было одно представление о пении семь лет назад, сейчас оно совершенно другое.

«Я человек не публичный»

- Павел, в двух словах о Вашей семье?

Супруга Татьяна с отличием закончила музыкальный факультет университета им. Герцена. В Питере работала в театре консерватории артисткой хора. Сейчас занимается семьей и поддерживает меня. Восьмилетний сын Фрол учится в гимназии, там очень большая нагрузка, уже в первом классе по шесть уроков и шестидневный график. Кроме того, с шести лет он выступает в детском хоре, и даже получает за это зарплату. Младшему Льву сейчас только два года.

- Как удалось акклиматизироваться в Сибири?

Климат там замечательный, иногда только скачет атмосферное давление. Зимой до -300 мы с трехмесячным ребенком спокойно гуляли, ниже 300 уже прохладно. А летом обычно уезжаем в Беларусь к родителям.

- Ваше отношение к славе?

Думаю, Солодуха у вас гораздо известнее, чем я. Я не тщеславный человек, и занимаюсь этим не для того, чтобы прославиться. Реализоваться – да, я хочу реализовать то, чем меня Господь наградил. И для меня это важно. Главное – что ты из себя представляешь, но не известность. Она тоже бывает разная, иногда скандальная. И люди готовы на многое, чтобы прославиться. Идут, допустим, для этого в певцы или оперные певцы. Они даже не задумываются, что для этого надо иметь высокий профессиональный уровень. Но знают, что надо заплатить деньги, иметь связи, чтобы их показали по телевизору. А мне важно то, что я из себя представляю. Я человек невольно публичный. Но, по сути, я человек не публичный, я более закрытый, сконцентрированный на определенных вещах, которые мне важны.

Интервью вел Николай СИНКЕВИЧ.

Справка «Маяка»:

Павел Янковский. Баритон. В 2006 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова (класс проф. Н.Н. Алексеева). Лауреат международного конкурса, лауреат белорусского национального конкурса, финалист международного конкурса им. Паваротти (Италия 2008). Лауреат российской театральной премии «Парадиз» (2011) в номинации «Лучшая мужская партия в опере» за партию Роберто в опере «Иоланта».

Павел Янковский, баритон

Лауреат белорусского национального конкурса им. Станислава Монюшко (2000)

Лауреат международного конкурса им. Ирины Богачевой (2007)

Финалист конкурса им. Лучано Паваротти (Модена, Италия, 2008)

Обладатель двух театральных премий «Парадиз»:

Номинация «Лучшая мужская партия в опере» за партию Роберта в опере «Иоланта» (2011)

Номинация «Лучшая мужская партия в опере» за партию Валентина в опере «Фауст» (2012)

Родился в Беларуси в 1979 году. Окончил музыкальное училище г. Барановичи по классу хорового дирижирования. Окончил подготовительное отделение Белорусской государственной академии музыки (Минск, 2001).

Окончил вокальное отделение Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (2006).

В 2004-2008 гг. являлся солистом Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, где дебютировал в в опере «Евгений Онегин» в заглавной партии. Также на сцене театра исполнил партии Валентина («Фауст»), Жоржа Жермона («Травиата»), Роберта («Иоланта»), Грязного («Царская невеста»), Каренина («Анна Каренина» Успенского).

В 2005 году гастролировал в качестве солиста с хором «Петербург-концерта» в Германии, Нидерландах, Бельгии.

В 2005-2008 гг. являлся солистом Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. В этот период принимал участие в спектаклях театра. Также участвовал в гастролях театра с маэстро Валерием Гергиевым с операми «Путешествие в Реймс» (Кеннеди-центр, Вашингтон; Tеатро Реал, Мадрид) и «Любовь к трем апельсинам» (Tеатро Реал, Мадрид; Бунка Кайкан, Токио). Также выступал в концертах солистов Мариинского театра. Одним из таких концертов было выступление в концерте "Парад баритонов"в котором принимали участие ведущие баритоны Мариинского театра (Владикавказ, Северная Осетия-Алания).

В 2006-2007 гг. проходил стажировку в Международной Летней Академии в Миккели (Финляндия), где занимался с Еленой Образцовой, Владимиром Атлантовым, Матти Пальма.

Гастролировал с оркестром русских народных инструментов

им.Андреева в Стамбуле (2007).

В 2009 году по просьбе композитора Сергея Слонимского стал первым исполнителем цикла романсов композитора.

С 2010 года - ведущий солист одного из крупнейших театров мира Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В течении 5-ти сезонов исполнил 17 различных ролей (спев при этом около 200 спектаклей), среди которых Риголетто («Риголетто»), Скарпиа («Тоска»), Эскамильо («Кармен»), Жорж Жермон («Травиата»), Марсель («Богема»), Шарплесс («Мадам Баттерфлай»), Евгений Онегин («Евгений Онегин»), князь Елецкий («Пиковая дама»), князь Игорь («Князь Игорь»), Грязной («Царская невеста»).

Исполнил партию князя Игоря в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь (2012).

Гастролировал с труппой Новосибирского государственного академического театра оперы и балета в Таиланде («Богема», 2010), Южной Корее («Князь Игорь», 2010).

Также гастролировал в США и Великобритании с концертными программами.

Успешно выступает за рубежом в различных оперных постановках.

Роли:
Фигаро, Россини (Севильский цирюльник)
Риголетто, Верди (Риголетто)
Скарпиа, Пуччини (Тоска)
Валентин, Гуно (Фауст)
Эскамильо,Бизе (Кармен)
Жермон, Верди (Травиата)
Марсель, Пуччини (Богема)
Шонар,Пуччини (Богема)
Родриго, Верди (Дон Карлос)
Шарплес, Пуччини (Мадам Баттерфляй)
Сильвио, Леонкавалло (Паяцы)
Джанни Скикки, Пуччини (Джанни Скикки)
Онегин, Чайковский (Евгений Онегин)
Роберт, Чайковский (Иоланта)
Эбн Хакиа, Чайковский (Иоланта)
Елецкий, Чайковский (Пиковая дама)
Томский, Чайковский (Пиковая дама)
Князь Игорь, Бородин (Князь Игорь)
Грязной, Римский-Корсаков (Царская невеста)
Шакловитый, Мусоргский (Хованщина)
Алеко,Рахманинов (Алеко)
Каренин, Успенский (Анна Каренина)

Кэлвин Букер (Calvin Booker) — один из основателей и участник танцевальной группы Young Hoofers Professional Tap dance group. Он работал с такими мэтрами степа, как Сэвьон Гловер, Грегори Хайнс, Пэг Лэг Бэйтс, Джимми Слайд, Чак Гри, Бастер Браун и «Сэндмэн» . Помимо степа, Кэлвин имеет опыт работы в жанрах классического балета и модерна. Он работал и стажировался в Танцевальной консерватории Нью-Йорка (Suny Purchase Conservatory of Dance) и в Театре танца Бруклина (Creative Outlet: Dance Theater of Brooklyn).

Павел Янковский

Павел Янковский — многократный чемпион России по степу, серебрянный призер чемпионата Европы по степу, бронзовый призер чемпионата Мира по степу, в номинации «юниоры соло» в 2006 году. Педагог, хореограф-постановщик. Педагог по барабанам. С 2015 года — руководитель поздразделения «Каховка» тэп-студии Flap. Участник концертов на Красной площади и в Кремлевском дворце, фестивалей «Усадьба Джаз», «Танцуют все», «Славянский базар», Maxidrom и «Нашествие», участник проекта The Best Of.

Тэп-студия Flap

Тэп-студия Flap — это 90 учащихся от 7 лет. Коллектив организовал в 2003 году экс-солист всемирно известного шоу Riverdance Вячеслав Янковский. С момента создания коллектива, его высшим приоритетом является профессионализм и зрелищность. Любое выступление тэп-студии Flap — это искрометное шоу, которое запоминается надолго. Авторитет Flap как лучшей школы степа в России ежегодно подтверждается победами в соревнованиях различного уровня. Вячеслав Янковский — репетитор артистов мюзикла «Поющие под дождем» по степу.