Парк музеон скульптуры описание. Лихие скульптуры в парке музеон. Выставка Владимира Буйначева

Парк музеон скульптуры описание. Лихие скульптуры в парке музеон. Выставка Владимира Буйначева
Парк музеон скульптуры описание. Лихие скульптуры в парке музеон. Выставка Владимира Буйначева

В 6-й части моих обзоров московских конных скульптур вошли, как совсем свежий, памятник маршалу Рокоссовскому, открытый к празднованию Дня Победы, так и два "малорослика-недомерки", авторские копии двух памятников, оригиналы которых (в полный рост) установлены в других местах. Один в Швейцарии, а второй в Пруссии Калининградской обл. Да и в полку "московских" св. Георгиев пополнение.

1. Памятник Маршалу К.К. Рокоссовскому

6 мая 2015 года в преддверии празднований, посвященных 70-летней годовщине Победы, в Москве открылся памятник полководцу Великой Отечественной войны, дважды Герою Советского Союза, маршалу Константину Константиновичу Рокоссовскому. Монумент установлен по адресу: бульв. Маршала Рокоссовского, между домами 11 и 12.

Инициатором возведения монумента маршалу Рокоссовскому выступило Российское военно-историческое общество. По замыслу скульптора А.И. Рукавишникова и архитекторов С.А. Шарова и М.В.Корси , полководец предстал перед зрителями в бронзе на коне. Таким его помнят участники парада 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве, которым он тогда командовал. Конкурс на художественное воплощение скульптуры был проведен в 2014 году. В апреле 2015 года была произведена установка памятника и благоустройство прилегающей территории.

Место установки памятника выбрано не случайно - бульвар носит имя полководца с 1969 года. А полгода назад было принято решение увековечить подвиг маршала Рокоссовского и в названии ближайшей станции метро - "Бульвар Рокоссовского".

Рокоссовский Константин Константинович (21.12.1896 - 03.08.1968), советский и польский военачальник, участник Первой мировой воины, участник Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны - командующий 1-м Белорусским фронтом, командующий 2-м Белорусским фронтом, Маршал Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза. Командовал Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 года. В послевоенные годы занимал высокие государственные посты в Польше и Советском Союзе.

Жил в Москве. Умер 3 августа 1968 года. Похоронен на Красной площади в Москве. Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене.

Ранее монументов военачальнику в России не существовало. 2 мая 2015 г. был торжественно открыт памятник в Волгограде на берегу Волги, неподалеку от линии обороны советских войск, где Константин Рокоссовский командовал одним из фронтов в дни Сталинградской битвы.

2. Памятник Императрице Елизовете Петровне.

На территории Музея-заповедника "Коломенское" , рядом с восстановленным дворцом царя Алексея Михайловича, 16 мая 2013 г. была установлена уменьшенная авторская копия памятника Елизавете Петровне, сделанной для г.Балтийска. Автор скульптуры, известный российский скульптор, академик Российской академии художеств, народный художник России Георгий Вартанович Франгулян.

Императрица Елизавета I (Елизавета Петровна Романова) родилась в подмосковном селе Коломенском 18 (29) декабря 1709 года. День этот был торжественным: Петр I въезжал в Москву после победы в битве под Полтавой. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую викторию, но при вступлении в столицу его известили о рождении дочери. "Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь", - сказал он. Петр нашел новорожденного младенца здоровым и на радостях устроил пир в честь дочери, а не военной победы, - известие о рождении дочери показалось ему важней.

Императрица изображена верхом на коне, смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом. Именно поэтому Георгий Франгулян решил увековечить дочь Петра Великого, именно на коне.

Общеизвестно, что в молодости Елизавета садилась в седло в мужской военной форме, сшитой по ее мерке, а спустя годы сменила ее на особый наряд- платье полковника лейб-гвардии Преображенского полка, в так называемой «дамской униформе». При создании образа Елизаветы Петровны автор стремился достичь максимальной достоверности. Художественное впечатление от скульптуры подкрепляется точностью, с которой мастер воссоздал исторический контекст XVIII века.

3. Памятник «Суворов в Альпах»

Установлен в Парке Искусств "Музеон" на Крымском Валу в 2007 году.

Это авторская копия памятника, установленного в 1999 году в г. Элм, в Швейцарии, в честь 200 летия Швейцарского похода А.В.Суворова 1799 г. - перехода русских войск под командованием А. В. Суворова 10 (21) сентября - 27 сентября (8 октября) из Италии через Альпы в Швейцарию во время войны 2-й коалиции (Великобритания, Австрия, Россия, Турция, Королевство обеих Сицилий и др.) против Франции. Этот поход стал одним из самых выдающихся подвигов в истории государства.

Автор - скульптор Дмитрий Тугаринов . Это уменьшенная копия, к слову, самая маленькая работа в "Музеоне". В высоту (без учета постамента) достигает всего 80 сантиметров. Сделана из бронзы, на гранитном постаменте. Также, недалеко от Элма, вблизи Чёртова моста на перевале Сен-Готард установлен ещё один конный памятник А.В. Суворову, работы этого же скульптора.

4 . Памятник "Московским вокзалам"

В самом конце 2014 года, на площади, перед Рижским вокзалом, открыли памятник всем московским вокзалам. Памятник представляет из себя стилизованный крест с панно, на котором барельефом изображены все московские железнодорожные вокзалы (а всего их девять) расположенные вокруг Кремля.

На памятнике есть несколько интересных особенностей: здание Курского вокзала изображено в своём старом, не сохранившемся до настоящего времени виде. Он был полностью перестроен в начале 1970-х годов. Хотя, например, Савёловский вокзал, наоборот, показан таковым, каким он стал уже после реконструкции 1990-х - с надстроенным вторым этажом. Нижегородский же вокзал, существовавший в Москве с 1861 по конец 1950-х годов, на памятнике не представлен. Все изображения вокзалов наложены на современную карту города.

На вершине стилизованного креста фигура символа Москвы - св. Георгия Победоносца, восседающего на коне, убивающего змея. .

Парк «Музеон» образовался как памятник ушедшей советской эпохе. После событий 1991 года монументы вождей по всей Москве демонтировали и свозили на территорию возле ЦДХ, где тогда был склад. Иосиф Сталин со сколотым носом, Дзержинский в пятнах краски - дефекты на памятниках решили оставить как свидетельство времени. В 1992 году парк официально был превращен в Музей скульптуры под открытым небом. Постепенно коллекция «Музеона» пополнялась: к вождям присоединились их жертвы, добавились современные скульптуры и когда-то запрещенные работы художников-авангардистов.

В "Музеоне" собраны не только бюсты вождей.

Ольга Ваганова/АиФ

Феликс Дзержинский. Евгений Вучетич, 1958 г.

Памятник Феликсу Дзержинскому работы Евгения Вучетича больше 30 лет простоял на Лубянской площади, а в «Музеон» попал одним из первых в августе 1991 года. Тогда толпа путчистов, собравшаяся вокруг здания КГБ, бросилась свергать Железного Феликса голыми руками. Идея повалить статую возникла стихийно. Люди взбирались на нее, цепляли канат, тут же появился грузовик, к которому уже начали крепить концы каната. Однако, толпу удалось остановить, и монумент демонтировали цивилизованно по решению Моссовета. С тех пор на памятнике остались пятна краски, а из глаз Дзержинского будто бы текут слезы.

Феликс Дзержинский прибыл в "Музеон" одним из первых.

Ольга Ваганова/АиФ

Памятники Ленину

Памятников Ленину в парке несколько, но не все попали сюда с московских улиц и площадей. Известно, что гранитный бюст вождя работы Сергея Меркурова раньше стоял у здания Белорусского вокзала, остальные же монументы перевезли в «Музеон» из запасников Третьяковской галереи. Дело в том, что статуи Ленина в Москве активно не сносили. В постсоветские годы было убрано всего несколько десятков памятников, не столько по политическим причинам, сколько для расчистки места под застройку. Всего же в Москве остается стоять более ста памятников Ленину.

Лениных в парке несколько.

Ольга Ваганова/АиФ

Сталин. Сергей Меркуров, 1939 г.

Сталин с отколотым носом приехал в «Музеон» из Измайловского парка, который раньше назывался парк им. Сталина. Монумент стягивали с четырехметрового постамента веревками, в результате чего и повредили скульптуру. Авторство статуи принадлежит советскому скульптору Сергею Меркурову, который тиражировал вождей в огромных количествах. Кстати, памятники Сталину в основном взрывали, а не демонтировали, поэтому осталось их не так много.

Эта скульптура Сталина когда-то стояла в центре Измайловского парка.

Ольга Ваганова/АиФ

«Жертвы сталинских репрессий». Евгений Чубаров, 1990-е годы

Скульптура, символизирующая узников сталинских лагерей, находится прямо за спиной у вождя. Композиция художника Евгения Чубарова состоит из 283 каменных голов, помещенных в отдельно стоящую стену и забранных решеткой. Интересно, что Чубаров создал только «головы», а концепцию памятника придумали руководители парка.

"Жертвы сталинских репрессий".

Ольга Ваганова/АиФ

«СССР ‒ оплот мира». Степан Щекотихин, 1970 г.

Еще один советский артефакт в «Музеоне» панно «СССР ‒ оплот мира». Гигантский герб Советского Союза, выполненный из нержавеющей стали, до 1991 года находился в районе Ленинского проспекта и служил обозначением старой границы города, встречая гостей, приезжающих в Москву из правительственного аэропорта Внуково.

"СССР ‒ оплот мира".

Ольга Ваганова/АиФ

Максим Горький. Вера Мухина, 1951 г.

Памятник Максиму Горькому попал в «Музеон» в 2005 году. Его демонтировали с площади Белорусского вокзала, чтобы расчистить там место для строительства транспортной развязки. Писателя положили на траву, где он пробыл в таком положении два года. В 2007 году скульптуру отреставрировали и поставили «на ноги». В настоящее время московские власти обещают вернуть памятник на его первоначальное место. Проект монумента был разработан скульптором Иваном Шадром еще в 1939 году, а завершала работу знаменитая Вера Мухина. На площади Белорусского вокзала Горький появился в 1951 году.

Памятник Горькому столичные власти обещают вернуть к Белорусскому вокзалу.

Академик Сахаров. Григорий Потоцкий, 2007 г.

Скульптура академика Сахарова работы художника Григория Потоцкого появилась здесь в 2007 году. Композиция расположена неподалеку от памятника «Жертвам политических репрессий». Ученый и правозащитник Сахаров изображен мечтательным и ранимым, смотрящим в небо. Сидит он прямо напротив главного палача.

Музеон, в переводе с древнегреческого «храм искусств». Находится этот храм на станции метро Октябрьская или Парк Культуры прямо напротив .

Пешеходный переход между Парком Горького и Музеоном превратили в художественную галерею.

Стоимость:

Парк разделён на бесплатную часть и платную, стоимость входа на которую 20 или 30 рублей. Я кассу почему-то и не заметил даже, пока меня бдительная старушка-кассирша не окликнула.

История появления Музеона начинается в двадцатых годах прошлого века, когда на территории между Крымской набережной и Вторым Бабьегородским переулком по проекту гениального А.В.Щусева должен был быть разбит парк, служащий продолжением Парка культуры и отдыха имени Горького. Но это предложение, бывшее частью проекта «Новая Москва», не осуществилось.

В 1931 году, здесь планировалось размещение части комплекса знаменитого Дворца Советов архитектора И.В. Жолтовского, ради которого был взорван . Проект так и не осуществился. Территория осталась неосвоенной.

Затем под руководством того же Щусева началось строительство нового комплекса зданий Академии Наук. Строительство остановила война. После войны к этому проекту уже не возвращались.

В начале 60-х была попытка построить здесь жилые дома. Слава Богу, и этот «проект» был остановлен и, наконец, прозвучала идея Парка искусств. На отведенной территории уже в 1970 году началось строительство дома художников и нового здания Третьяковской галереи. Частную хаотическую застройку снесли. Хотя комплекс Третьяковской галереи сдали уже в 1979 году, но вся территория до самой Крымской набережной была огромным пустырем, свалкой строительных отходов, вечной проблемой городских властей.

Наконец, за десятилетие, предшествующее развалу СССР, силами самих художников была произведена разбивка парка и, при участии властей Москвы, были высажены деревья будущего парка. После путча 1991 года и последовавшей за ним войны с памятниками советской истории, были демонтированы множество изваяний деятелей отечественной истории. С одной стороны, это были памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому, а с другой – работы замечательных скульпторов Е.В.Вучетича, С.Д.Меркурова, В.И. Мухиной, Ю.Г. Орехова, З.И.Виленского. Все они были свезены в парк и уложены на землю.

"Извлекающая звуки".

Когда страсти улеглись, то выяснилось, что на территории парка собрано больше 700 скульптур, имеющих непреходящую художественную ценность. Начиная с 1992 года, когда впервые парк искусств «Музеон» стал официальным названием новой организации, произошло много событий. Менялись ее состав, подчиненность, размеры территории. Но оставалось намерение создать совершенно необычное место в Москве, да и во всей России – парк искусств с музеем скульптуры под открытым небом.

Все скульптуры были установлены на аллеях парка и составили первоначальную его экспозицию. На памятниках сохранены полученные дефекты, сколы, даже надписи. Администрация парка считает, что все это такой же памятник эпохи, как и сама скульптура. Их обрамляет великолепная рама из зелени, ландшафт, спроектированный и разбитый лучшими дизайнерами страны. Это территория для художников, и потому они так ее любят. Каждые выходные здесь проходит вернисаж под открытым небом, выставки современных скульпторов.

Но парк искусств Московского объединения Музеон - это не только историческое наследие. На его базе проходят ежегодные семинары скульпторов страны и мира. Мэтры демонстрируют свои секреты на мастер-классах, молодые скульпторы показывают свои работы желающим. Уникальность такой организации в том, что зрители могут присутствовать при таинстве рождения произведения искусства, обычно скрытого от посторонних глаз. Весь парк разбит на тематические зоны, дающие представление о целых эпохах в истории российской скульптуры ХХ века. Изваянные во время семинаров творения остаются здесь и украшают музей искусств Музеон новыми и новыми шедеврами.

Как сказала одна девушка: "Не ту часть тела ты снял крупным планом!".

Скульптура называется "Молодая Россия".

Деревянные скульптуры.

Этот прямо вылитый Стрелок из игры Сталкер.

"Собирающий камни".

Такие парки скульптур под открытым небом существуют и в других странах мира. Московский парк Музеон превосходит их широтой экспозиции, живой связью времен, необыкновенной аурой творчества, которая его окружает.

Парк Музеон - красивое, даже романтическое место. Здесь несколько садов, где растут розы и другие цветы. Сюда вполне можно прийти с девушкой.

Фотографии из Музеона:

"Бард". На Высоцкого похож.

Не понятно как сюда попало это орудие.

Кто-то сюда приходит позагорать.

"Танцующие".

"Запасной игрок".

Эта часть парка сделана в японском или китайском стиле, в восточном в общем.

Парк «Музеон» на Крымском Валу ждёт глобальная реконструкция: архитектурный проект нового облика уже готов, его разработал Евгений Асс. Экспозиция музея будет тщательно переработана: часть скульптур уберут из парка вовсе, оставшиеся расставят по-новому, серьёзно изменится и ландшафтный дизайн парка. Это значит, что «Музеон» в том виде, который сложился за последние 20 лет, существовать перестанет. Но пока это место, где ссыльные памятники советским вождям соседствуют с лирическими музами, где академик-диссидент Андрей Сахаров мечтательно смотрит в небо, а голова Ленина лежит в авоське из проволоки. The Village прошёлся по «Музеону» вместе с экскурсоводом Дмитрием Евсеевым и узнал, как и когда эти разные памятники попали в парк и что будет с ними в будущем.

План «Музеона»

Дмитрий Евсеев

экскурсовод
работает в «Музеоне» 4 года

Вожди и жертвы

«Музеон» начинался в 1992 году с памятников свергнутым вождям: основатель НКВД Феликс Дзержинский, Иосиф Сталин, Владимир Ленин - их свозили со всей Москвы и складывали здесь прямо на траве, с отколотыми носами и ногами, разрисованных краской.


Феликс Дзержинский. Евгений Вучетич, 1958

«Железный Феликс» попал к нам одним из первых. Посмотрите, он измазан краской - с тех самых времён, когда жители Москвы чуть ли не голыми руками стали его демонтировать. При любой реставрации этого памятника возникает вопрос: стоит ли избавляться от этих свидетельств эпохи, или нужно очистить Феликса. Я считаю, что нельзя смывать краску. Кстати, он долго валялся тут в траве, среди грязи и воды. И когда Дзержинского поднимали, у него из глаз как будто потекли слёзы.


Максим Горький. Вера Мухина, 1951

Вот такой «Бронзовый гость» Максим Горький оказался в этом ряду тиранов. Он прибыл к нам гораздо позже, его, конечно, не демонтировали недовольные граждане. Он стоял на площади перед Белорусским вокзалом, но в 2005 году там началась эта непонятная реконструкция. Причём его очень неаккуратно демонтировали и оторвали ноги. Это строители, им надо быстрее всё, чтобы отчитаться перед начальством. Реставрация была очень сложной. Кстати, у этого памятника много авторов. Вера Мухина лишь довершала работу, она лазала по лесам вверх-вниз, пожилая, нездоровая уже женщина. Изначально Горький должен был стоять в парке Горького, Мухина показывала его Ворошилову и Кагановичу, одному понравилось, другому - нет. Памятник отстояли, но место ему придумали другое. Надеюсь, после реконструкции площади он вернётся к Белорусскому вокзалу.


Сталин. Сергей Меркуров, 1939

Самое интересное, что монументов Сталина осталось не так много, потому что их в основном не демонтировали, а взрывали. Эта скульптура приехала к нам из Измайловского парка, который раньше носил имя Сталина. Он стоял на постаменте метра в четыре, его прямо верёвками стянули - он упал, и нос отбился. Скульптор Меркулов в своё время наладил массовое производство «Сталиных» - у него на даче был целый комбинат. Они у него были всех размеров и все в одинаковой позе: та же самая распахнутая шинель, та же рука за бортом тужурки и рука сзади со свитком каких-то бумаг.


«Жертвы сталинских репрессий», Евгений Чубаров, 1990-е годы

Раздел называется «Вожди и жертвы», но жертвы стали здесь появляться позднее. Эту работу нам отдал Чубаров в конце 90-х. Колючая проволока, намордник, решётка, а за ней головы, бетон с опалубкой. Это ж вот такой символ шлюзов, каналов, строек советской власти, где зеков использовали.


постамент, 2007

Академик Сахаров здесь появился много позже, в 2007 году. Он сидит прямо напротив своего вождя, жертвой которого стал при жизни. Для памятника всегда самое главное - выбрать место. Скульптура Потоцкого изображает Сахарова - учёного и правозащитника и человека. Вот он сидит, прикованный к земле, а смотрит ввысь. Очень тонкая работа.

Лирическая часть

Рядом с экспозицией вождей и героев находится часть, которую можно назвать лирической. Здесь собраны очень разные работы; кому не нравится смотреть на вождей, приходят сюда, к скульптурам, которые больше вписываются в окружающую обстановку парка у воды.


«Библейские мотивы», Олег Гаркушенко, 1990-е

Это очень своеобразные работы: «Возвращение блудного сына», «Сошедшие в ад», «Слепой», «Другое сотворение мира». Для скульптора важно всё: он каждый год приходит убирать ржавчину, смотреть, чтобы расположение памятников не поменялось.


«Туфельки», Дмитрий Тугаринов, 1995

Это «Туфельки», которые очень любят все наши посетители. Они постоянно пытаются засунуть в туфли монетки, хотя я не слышал, чтобы была какая-то примета.


Сотников, Салават Щербаков, 1990-е

Это портрет Алексея Григорьевича Сотникова. Жалко, что его сейчас никто не помнит и не знает. Он работал на Дулевском заводе и был замечательным скульптором по фарфору. На нём очень много одежды, если вы приглядитесь - не одна рубашка. Он работал у печи, боялся сквозняков, поэтому и надевал жилеточки, поддёвочки, рубашечки.

Пушкинский дворик

История создания дворика такая: каждый год в «Музеоне» проходили симпозиумы скульпторов, их участники лепили из белого известняка, поэтому по всему парку разбросаны белые скульптуры. Чаще всего симпозиумы были объединены какой-то темой. Собственно, Пушкинский дворик собрал скульптуры, сделанные в 1999 году, когда отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Хотя есть здесь и бронзовый памятник в тему.


«Время Александра Сергеевича», Владимир Буйначёв, 1999

Прелесть этого памятника в том, что он 1 метр 66 сантиметров в высоту - как сам Пушкин. То есть вы можете к нему подойти и узнать, насколько вы выше или ниже Александра Сергеевича.


«Сорок тысяч вёрст», Александр Смирнов-Панфилов, 1999

Необычная работа. Кибитка с Пушкиным и верстовой столб неподалёку.


«Крылатый ангел вдохновения», Игорь Корнеев, 1999

Выставка Владимира Буйначева

Выставка этого художника занимает несколько аллей, тут громадное количество его скульптур. Как они сюда попали и почему, спрашивать бессмысленно, говорит Дмитрий Евсеев, все эти двадцать лет руководство парка и скульпторы были одним «дружеским сообществом»: «Что нам нравилось - брали, что не нравилось - брали на всякий случай». Сейчас какие-то работы музей пытается вернуть, но не все соглашаются забрать.


«Ленин в авоське», Владимир Буйначев, 1990-е

Буйначев позволяет себе смелые вещи. Например, этот Ленин в авоське из проволоки. Он, наверное, символизирует багаж истории. Выкинуть его нельзя, так и несём с собой. Хотя что с ним делать - непонятно (это я сейчас не про скульптуру).


Без названия, Владимир Буйначев, 1990-е

Я не знаю, что означают эти скульптуры. Не спрашивайте.

Аллея любви и материнства

Здесь собраны скульптуры, которые имеют отношение к теме любви. Выставка относительно новая, все работники парка были в каком-то приподнятом настроении, когда её собирали, говорит Евсеев. Но почему-то она не пользуется популярностью и посетители сюда редко заглядывают. Хотя недавно здесь установили сцену, и скульптуры теперь стоят прямо между лавочками. Стоит сюда заглянуть хотя бы из-за одной скульптуры.


Дон Кихот, Николай Силис, 1990

Скульптор во времена социализма осмеливался говорить о том, что форма, а не содержание должна быть на первом месте. Посмотрите, какое у него удивительное пластическое решение Дон Кихота. Но вот здесь у него как-то и зрителей нет. Ну если бы он на главной аллее был, согласитесь, было бы очень выигрышно. Я надеюсь, что новые руководители «Музеона» этот вопрос решат.

Вера Трахтенберг

Главный хранитель «Музеона»

Уже в самое ближайшее время мы уберём из парка все симпозиумные скульптуры из белого известняка - они все будут собраны на одной площадке. Историческая экспозиция «Вожди и жертвы» не изменится, по крайней мере в ближайшее время. Дзержинский будет на своём месте как опорная точка музея. Будет проводиться масштабное озеленение, памятников в парке станет гораздо меньше. То есть не будет больше полян, заставленных 15–20 скульптурами, а будет одна точка на каждую территорию. Ещё организуем одну большую площадку, где будут собраны памятники со всего парка, ну а часть их отдадим владельцам. Очень многое, конечно, зависит от ландшафтных решений, которые разработал Евгений Асс. Будем от них отталкиваться и продумывать экспозицию.
































В Музеоне можно изучать историю нашей страны: здесь хранится около тысячи советских и современных скульптур, многие из которых окружены всевозможными загадками и мифами. Самые любопытные, забавные, невероятные - в нашей подборке.

Сталину сломали нос, а Дзержинского покрыли матом.

Если, гуляя по Аллее вождей, вы увидите туристов, столпившихся перед монументальной скульптурой на круглом постаменте, - знайте: скорее всего, это легендарный памятник Феликсу Дзержинскому. Тот самый, который перекочевал в Музеон с Лубянки (до 1991 года - площади Дзержинского).

С самого начала бронзовая фигура работы Евгения Вучетича задумывалась как ода революции. В 1930-1950- е годы трех наркомов внутренних дел - Ягоду, Ежова и Берию признали врагами народа и расстреляли. После смерти Сталина советскому руководству нужно было срочно восстанавливать престиж НКВД в глазах простого населения. Спасти ситуацию должен был Дзержинский - точнее, его каменное изваяние.

Знаменитый революционер занимал должность наркома с 1919 по 1923 годы: великим святым он, конечно, не был, но репутацию имел сносную.

В 1958 году памятник был установлен на Лубянке. Так бы он там и стоял, если бы в 1991 году не случился Августовский путч. Во время одного из митингов народ чуть ли не голыми руками попытался снести памятник. На тот момент он стал ассоциироваться исключительно с черными страницами истории страны. В итоге, от греха подальше, власти перевезли статую на Крымскую набережную - на заслуженный отдых.

С тех пор монумент пережил несколько реставраций. Сейчас на нем уже не увидишь эпохальных надписей: «Феликсу конец», «Долой палачей» и еще миллион бранных словечек, которыми митингующие «украшали» скульптуру во время путча. После долгих дискуссий об их исторической ценности все оскорбительные надписи решили все-таки замазать.

А вот памятнику Иосифу Сталину работы скульптора Сергея Меркурова повезло куда меньше. Прежде чем оказаться в Музеоне, монумент успел побывать на выставке в Нью-Йорке и в Измайловском парке. Во время демонтажа в 1991 году часть скульптуры каким-то образом повредилась. Но специалисты решили ничего не восстанавливать: каменные раны остались как символ конца советской эпохи. Так и стоит сейчас Сталин - с раздробленным носом и отколотыми ступнями.

Здесь живет монгольский Ленин

В Музеоне собрана самая большая коллекция бюстов Ленина - только на одной Аллее вождей около десяти скульптур лидера большевиков. При жизни у Владимира Ильича не было времени позировать художникам. Поэтому большинство работ появилось уже после его смерти - их создавали в основном те, кто был знаком с вождем лично. Но чем дальше - тем статуи становились менее реалистичными. Так, в тридцатые-пятидесятые годы авторы пытались изобразить его, ни много ни мало, лидером мировой революции. А после пятидесятых вообще стали наделять чертами разных народов СССР. Единственное, что оставалось неизменным: лысина, усы и пиджак.

На территории Музеона есть монгольский Ленин - с широкими скулами и узким разрезом глаз. Правда, кто автор работы и откуда она поступила - история умалчивает.

Без ушей остались зайки

Если иностранцы больше интересуются фигурами вождей, то для россиян в Музеоне скульптура номер один - бронзовый Дед Мазай с зайцами Александра Таратынова. Уж как только здесь не фотографируются: и в лодку садятся, и палку из рук Мазая пытаются выхватить. После такого ажиотажа хранители Парка часто обнаруживают зайцев без… ушей. Ничего не остается, кроме как грустно вздыхать и реставрировать.

Случались и другие курьезные случаи. Первые годы Музеон, как известно, был собранием скульптур советского периода. Но со временем здесь стали проводить симпозиумы скульптур, часть работ так и осталась на территории Парка. Например, Олег Гаркушенко привез сюда целую серию фигур: «Сходящий в ад», «Слепой», «Собирающий камни», «Возвращение блудного сына», «Другое сотворение мира». За судьбой своих произведений автор тщательно следит до сих пор: каждый год приезжает в Музеон, чтобы провести плановую инспекцию. Однажды в дирекции раздался звонок: «Вас Гаркушенко беспокоит. Объясните, что случилось с моей скульптурой?!». Никто сначала не понял, о чем речь. А потом оказалось, что фигуре собирателя камней подложили еще один - «посторонний» булыжник.

Интересный случай связан и с композицией «Триумф России», которая расположена недалеко от входа в ЦДХ. Парк Горького помнит множество историй пропажи скульптур - их неоднократно крали, ломали, отдавали на переплавку. В Музеоне такое случалось разве что с «Триумфом». На памятнике Александра Бурганова в ликующей позе изображена высокорослая женщина - символ России с поднятыми кверху руками. А вокруг нее - медный ореол. В начале «нулевых» части ореола стали исчезать.

Камер наблюдения тогда еще не было, и, чтобы найти воров, охранникам приходилось устраивать засады. Выяснилось, что памятник стал жертвой предприимчивых бездомных: каждую ночь бродяги подъезжали на Крымский вал, обламывали фрагменты композиции и везли их в ближайший пункт приема цветного металла.

Что требовала Вера Мухина?

Вера Мухина известна благодаря своей скульптуре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. В коллекции Музеона тоже есть одна ее работа - «Требуем мира!», которая датируется 1950-м годом. Композицию художница создала под впечатлением от войны в Корее. Здесь изображена группа людей: корейская женщина, которая держит на руках мертвого ребенка, темнокожий мужчина, символизирующий освобождение Африки от колониальной зависимости, советский солдат, будто только вернувшийся с фронта...

Центральная фигура памятника - женщина с ребенком на руках, которая выпускает в небо голубя.

Предполагалось, что скульптура станет передвижной и будет экспонироваться на выставках и конгрессах, посвященных борьбе за мир во всем мире. Советское руководство отнеслось к этой идее скептически. Тогда Мухина предложила разместить монумент под открытым небом - но и тут потерпела неудачу. Скульптуру поставили в Центральном Доме художника, потом (из-за недовольства самой Мухиной) перевезли на ВДНХ. Только в начале «нулевых» монумент оказался в коллекции Музеона. По всему миру хоть и не выставляется, зато находится прямо под открытым небом.

Пристанище крымских татар и дом Третьякова

Территория Парка Горького и Музеона долгое время пустовала из-за постоянных наводнений. Проблему пытались решить еще во времена Екатерины Второй: в 1786 году прокопали водоотводный канал, но это не помогло.

В середине девятнадцатого века, когда примерно на том месте, где стоит сейчас памятник Петру Первому, соорудили Бабьегородскую плотину.

Прозвали ее так из-за Бабьего городка, который находился неподалеку. А тот, в свою очередь, получил название в честь молота-бабы, с помощью которого вбивали сваи, укреплявшие берега Москвы-реки.

По легенде, на месте современного Крымского моста был брод, который татарские войска использовали для переправы при набегах на Москву. А в шестнадцатом веке на территории Музеона находилось татарское посольство и обширные луга, где паслись лошади.

В девятнадцатом веке эта местность вошла в историю благодаря купцу Павлу Рябушинскому, который открыл здесь ткацкую мануфактуру, а также семье Третьяковых. Последние были людьми настолько состоятельными, что выкупили на Крымском Валу огромнейший участок земли: построили дома, бараки, рынок, склады. Здесь же в 1830-х родились и выросли коллекционеры Павел и Сергей Третьяковы. Что любопытно, только первый каменный этаж их дома в Первом Голутвинском переулке уцелел до наших дней. Сейчас там идет масштабная реконструкция, а через пару лет откроется музей.