Пётр и Феврония – символ любви. О петре и февронии муромских

Пётр и Феврония – символ любви. О петре и февронии муромских
Пётр и Феврония – символ любви. О петре и февронии муромских

Почему символом супружеской любви и верности стали святые Петр и Феврония Россияне отмечают День любви, семьи и верности 8 июля, в день почитания святых супругов Петра и Февронии Муромских.

6 июля в Киров привезли икону с частицами мощей этих покровителей брака. Верующие смогут помолиться перед ней о даровании супружеского счастья в храме Иоанна Предтечи. А сегодня, 7 июля, от храма отправится крестный ход к памятнику Петру и Февронии. «Русская планета» узнала, как и почему князь и княгиня из Мурома стали символом супружеской любви и верности. Тристан, Изольда и Золушка Муромский князь Петр и его жена Феврония были канонизированы в качестве местночтимых святых в 1547 году. И светскими, и церковными авторами написаны десятки вариантов их жития. Но все они восходят к единому литературному источнику - «Повести о Петре и Февронии Муромских», созданной в XVI веке. Ее автором считаются православный священник Ермолай Погрешный, в иночестве принявший имя Еразм.

Покров с изображением Петра и Февронии. Фото: wikipedia.org – В XV веке в Муроме существовала церковная служба, посвященная этой княжеской паре, и в ней упоминались основные моменты сюжета будущей повести - победа Петра над змеем, женитьба на крестьянке и смерть супругов в один день, - напоминает корреспонденту РП кандидат филологических наук Татьяна Мошкина. - Поэтому Ермолай по примеру многих средневековых агиографов, создавая «Повесть о Петре и Февронии Муромских», собрал и обработал бытовавшие в Муроме жития, легенды и предания. Жемчужина древнерусской литературы не может называться житием ни по форме, ни по содержанию, отмечал российский историк Василий Ключевский. – По агиографическому канону в любом житии должны быть композиционные части: появление на свет от благочестивых родителей, первые проявления святости, искушения, тяжкие труды, подвиги во имя веры, чудеса (прижизненные и посмертные), славная гибель, - продолжает Татьяна Мошкина. - А в «Повести о Петре и Февронии Муромских» практически ничего из этого нет - ни страданий за веру, ни мученической кончины, ничего. Зато есть элементы волшебной сказки, причем соединены сразу три распространенных ее сюжета. Первый - о победе над чудовищем. Второй - о мудрой деве, излечившей героя от ран, подобно тому, как Изольда спасла Тристана, заболевшего от крови сраженного им дракона. Третий - о простой девушке, «Золушке», сумевшей покорить своей добродетелью и скромностью прекрасного принца. Поэтому очевидно, что эта повесть объединила народные предания о Петре и Февронии, которые веками передавались от поколения к поколению, обрастая сказочными подробностями. Ведь даже финал у нее сказочный - «Жили долго и счастливо, и умерли в один день». Подобно Георгию Победоносцу В «Повести о Петре и Февронии Муромских» говорится, что благоверный Петр приходился младшим братом муромскому князю Павлу, с женой которого случилось несчастье. К ней стал прилетать и искушать ее крылатый змей, принимавший образ супруга. Невольно согрешившая женщина решила не скрывать позорную тайну и созналась во всем мужу. Князь приказал жене любым путем выведать у змея, как можно его погубить. Оказалось, что уничтожить совратителя может только Петр и только Агриковым мечом. Младший брат князя повторил подвиг святого Георгия Победоносца - храбро сразился со змеем и сразил его ударом меча. Но в самый последний момент испачкался в ядовитой крови чудовища, от которой по всему его телу пошли струпья и язвы. Ни один лекарь не сумел исцелить героя, и он уже приготовился к смерти, когда во сне Петру открылось, что надежда есть. Нужно лишь отыскать дочь древолаза (Бортника, зарабатывавшего на жизнь добычей дикого меда. - Примеч. РП) Февронию, жившую в деревне Ласковая возле Рязани. Петр так и поступил. Однако крестьянка, славившаяся на всю округу своими способностями целительницы, поставила князю условие: если она спасет его жизнь, то он из благодарности женится на ней. Петр сначала дал такое обещание, но потом, излечившись, решил его нарушить. Однако предусмотрительная девушка заранее предвидела такой исход, и вылечила на теле князя все струпья, кроме одного. Поэтому вскоре страшная болезнь вернулась снова, на этот раз Петр взял в жены простолюдинку. Впрочем, вскоре он перестал жалеть о своем решении, искренне полюбив свою незнатную, но добрую и мудрую супругу. После смерти старшего брата Петр правил в Муроме. Но бояре и особенно их жены не пожелали признавать княгиней девушку из бедной семьи. Они потребовали, чтобы Феврония покинула город. Тогда Петр вместе с женой добровольно отправился в изгнание. Но вскоре супругов попросили вернуться - борясь за власть, бояре пролили много крови и отдали титул князя законному владельцу. Петр и Феврония правили долго и милосердно, сотворив тысячи добрых дел. Княгиня со временем заслужила искреннюю любовь всех горожан, целиком посвятив себя благотворительности и став заступницей сирых и убогих. А в старости супруги приняли постриг, став монахами в разных монастырях. Но и после вынужденной разлуки больше всего любящая пара хотела умереть в один день и час, и их горячие молитвы были услышаны. Незадолго до своей смерти Петр и Феврония завещали, чтобы их тела похоронили в одной заранее изготовленной по их заказу каменной гробнице, разделенной на две части тонкой перегородкой. Однако исполнителям их воли это показалось неподобающим для монахов, и они приняли решение захоронить тела Петра и Февронии в разных гробах и монастырях. А уже на следующий день обнаружили, что супруги лежат рядом друг с другом, в одном гробу. Еще два раза их тела пытались разнести по разным храмам, но они снова оказывались рядом. Лишь после этого люди смирились и похоронили неразлучную пару в едином гробе в кафедральном Борисоглебском соборе. Князь из летописей Повесть, объединившая все народные сказания о Петре и Февронии, была написана по заказу московского митрополита Макария. Однако она получилась недостаточно соответствующей канону, и митрополит решил не включать ее в составленные им «Великие Четьи-Минеи», что не помешало повести продолжить свое существование в качестве апокрифа. Крепла местная традиция почитания святых супругов. Общероссийской она стала после того, как князь Иван Грозный решил возвести в их честь в Муроме новый каменный собор взамен обветшавшего Борисоглебского. 8 июля - день, когда мощи Петра и Февронии были перенесены в этот собор, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, - и стал официальным днем почитания этих святых. – Невероятно популярной оставалась и «Повесть о Петре и Февронии Муромских», благодаря чему сохранилось множество вариантов ее текста. На сегодняшний день известно 300 списков и 8 различных редакций, - говорит Татьяна Мошкина. Историки уже долгие годы спорят, кем были исторические прототипы ее героев, чьи тела покоятся в гробнице канонизированной пары. Большинство исследователей склоняются к версии, что это известный по летописным текстам муромский князь Давид Юрьевич и его супруга. – К Давиду Юрьевичу муромский престол перешел после смерти его старшего брата Владимира, возможно, принявшего имя Павел после крещения, - рассказывает корреспонденту РП историк Владимир Ткаченко. - О его жене княгине Ефросинье, ставшей после пострига Февронией, никаких достоверных сведений не сохранилось. Не исключено, что она действительно происходила из незнатного рода и отличалась благочестием. Известно также, что в этом браке родилось трое детей, а сам Давид Юрьевич, как и его супруга, принял перед смертью постриг, взяв имя Петр. Любовь, отлитая в бронзе В 1934 году муромский Богородицкий собор был закрыт, а потом и вовсе снесен. А мощи Петра и Февронии были выставлены в экспозиции местного историко-художественного музея, где использовались для антирелигиозной пропаганды. Лишь в 1989 году святыню вернули Русской православной церкви, поместившей мощи в Благовещенский собор Мурома. В 1992 году останки княжеской четы было решено перенести в Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря. После этого они оказались на том же самом месте, где были похоронены изначально, ведь раньше на месте Троицкого собора стоял Борисоглебский. Так замкнулся посмертный круг странствий любящих супругов, не разлучившихся и после смерти. – День последнего перенесения мощей Петра и Февронии, 19 сентября, решением Священного Синода признан еще одним днем почитания этих святых, - говорит корреспонденту РП протоиерей, кандидат богословия Максим Широков. - Это решение было принято потому, что 8 июля выпадает на Петров пост, когда запрещено совершать таинство брака. Однако государственный праздник День любви, верности и согласия был установлен по более старой дате, 8 июля. Начиная с 2004 года во многих российских городах к этому дню с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II устанавливают скульптурные памятники святым супругам. Это первый за всю историю православия прецедент массового тиражирования скульптур православных святых.

Повесть о Петре и Февронии это литературный памятник Древней Руси. Она записана в середине XVI века.

К большому сожалению мало кто читал не справки об этой повести, а саму повесть. Признаться, мне тоже сложно читать её в оригинале, но, когда я попробовал, я очень заинтересовался.

Справки говорят нам просто -- князь заболел, девушка обещала вылечить если возьмет замуж. Это сомнительная часть. Остальная часть истории прекрасна -- история подлинной любви в испытаниях.

Меня сразу заинтересовало не только то, правильно ли я понял условие поставленное девушкой, но ещё то, а что вообще была за болезнь.

Современный русский текст найти несложно, но он даёт только часть ответа.

Болезнь носит духовный характер! Князь не простудился, он убил дракона. Да не простого, а дракона, который под видом мужа приходил к жене его брата. Т.е. князь вторгся, хотя и невольно, хотя и по необходимости, в интимную жизнь брата. Воткнуть мечь в дракона имеющего вид родного брата тоже непросто. И его души коснулся этот дракон. Кровь дракона попала на князя и князь страдал струпьями.

Современный взгляд на медицину оставим для себя (хотя знаем, что некоторые такие "струпья" бывают хроническими и могут проявляться при стрессе). Здесь важен именно взгляд тех времен.

Духовную болезнь не может лечить просто некий специалист по травам. Поэтому я сразу заподозрил, что речь может идти о том, что девушка не могла взяться лечить духовную болезнь, если только не станет с князем связана духовно. Т.е. сама просьба от князя его вылечить уже подразумевает большее, чем просто просьбу о лечебных травах.

Статья большая и сложная, поэтому дам, на всякий случай и цитату:

Феврония не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать. Кажется, ради замужества. В своем переводе Л.А.Дмитриев так и понимал это желание Февронии: "Я хочу его вылечить…", но "…если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его" (с.637).
Переводчик не заметил, что здесь кроется очередная - мудрая - загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает самое себя, сможет ли быть ("имам быти") супругой ему! Из субъекта действия (возьмут ли ее в жены), она превращается в объект действия: сможет ли она сама быть женой князя?
Цель, вроде бы, одна и та же, да смысл, как выяснится потом, разный. Именно ей самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой князю!

Тут было стечение обстоятельств. Многие российские (но так и во всем мире) города в рамках своих программ привлечения туристов находят себе фишку, которая должна отличать их от других. Просто церкви и просто музеи - это не для современного молодого внутреннего туриста. Россиянина церквями не удивишь. В Мышкине - музей мыши и музей валенок. В Угличе - место убийства царевича Дмитрия. В Гусь-Хрустальном - музей хрусталя. В Костроме - резиденция Снегурочки. В Великом Устюге - Деда Мороза. В Тамбове - музей волка и т.д. Поскольку у нас православное святодержавие на данном историческом отрезке, то и в Муроме решили сделать своих эксклюзивных Петра и Февронию популярными во всей стране. И тамошний очень активный мэр Валентин Качеван (уже лет 7 как пропал изо всех публичных мест) начал в 2001 г. продвигать идею на всех уровнях.

В 2007 г. следующий 2008 год был объявлен годом семьи, и эту инициативу пристрочили к бюджету и основали комитет по празднованию этого года под эгидой Петра и Февронии, комитетом руководила известная сенатор Петренко с квадратной головой. Руководителю Общественной палаты Степашину (который отнял идею у Качевана) не дали этого куска - комитета, хотя он до Думы эту идею и донес. Но и Петренко недолго комитет держала у себя, несмотря на принадлежавшую ей концепцию замены Петром и Февронией проклятого пиндосского антиправославного Валентина (христианского святого, если кто помнит). В мае 2008 г. состоялась инаугурация нового президента Д. Медведева. Его супруга всегда славилась православной одержимостью, а тут ей просто позарез понадобилось войти в историю великим деянием первой леди. Другие первые леди занимаются благотворительностью обычно и кормят инвалидов. Не таков суверенный наш путь, и она отняла комитет у сенатора Петренко и при поддержке бизнес-администрации РПЦ присвоила разработанную идею себе и в срочном порядке инициировала появление символа ромашки для праздника Дня Петра и Февронии, который - чтобы не тянуть - был отмечен сразу же, 8 июля. Ну и понеслось. В СМИ все были уверены, что с 2012 г. освещать это празднество больше не понадобится, ну так оно и стало - освещение февронек теперь является прерогативой патриотов-любителей и патриотов-сержантов в сетевых СМИ.

Вопрос был: почему именно эти святые и этот день. Я ответил. Суждений о самом празднике я не выношу. Как по мне - так чем больше любых праздников, тем лучше. Люди еще на один день из этого свинцового хтонического кошмара вынырнут - ну и преотлично.

На самом деле, ситуация простая, как двери. Нужно было кем-то заместить стремительно набирающий популярность занесенный с (бездуховного) Запада день Валентина.

Сложно сказать, почему взяли именно Петра и Февронию, а не более понятных праведных Иоакима и Анну - родителей Богородицы - или мучеников Андриана и Наталью. Скорее всего, решающую роль сыграло то, что это всё таки местные святые.

Будь я видным религиозным деятелем, то всячески лоббировал бы именно Андриана и Наталью, поскольку их история, во-первых, простая для понимания, а во-вторых, действительно демонстрирует силу духа, верность и веру мучеников. Андриан был видным римским чиновником, а его жена - тайной христианкой, удивившись духовной силе и готовности жертвовать собой за веру, Андриан также крестился, после чего попал в заточение, где его поддерживала Наталья. Через какое-то время Андриан был казнён, а Наталья умерла на его гробе.

Пф, просто надо же что-то сделать против Загнивающего Запада.
ну вот не могут наши смирится с мировым праздником.

Мы же НЕ ТАКИЕ КАК ВСЕ.
У нас скрепы, культура.

поэтому мы создадим свой лунопарк с ну... святыми и всеми остальными.

Благо,в любом фольклёре обязательно есть какие-нибудь влюблённые.
А то, что никто толком его незнает - даже лучше.

Можно продвигать свою версию событий и создавать мифотворчество " на ходу".

Знаете, я всегда был за интеграцию, за глобализацию и прочее.

у нас в стране каждый год орут о том, что вот, мы всё занимаем и занимаем достойное место в мировом сообществе. встаём с колен, развиваем науку и прочее...
но последнее время мы скорее очередной Железный Занавес строим.

Как-то с интеграцией не вяжется.
Всё вот это исскуственное нагнетание вражды меня вымораживает.



Уже не первый год в России на официальном уровне 8 июля проходит день семьи, любви и верности, символом которого является цветок ромашка. Несмотря на то, что праздник имеет глубокие исторические корни, отмечаться в более широком смысле его начали только в 2008 году. Еще этот день называют , в честь святых, которые на своем примере показали, что значит идеальная супружеская жизнь.

В православии праздник отмечают давно. А вот на официальном уровне этот день в календаре появился благодаря стараниям жители города Муром, в котором в 13 веке проживал и правил князь Петр и его жена крестьянского происхождения Феврония. Жители города, помня и почитая свою историю, собрали 15 000 подписей в пользу того, что бы отмечать день семьи, любви и верности. Так, в 2008 год уи было принято назначит дату праздника 8 июля.

О союзе Петра и Февронии

Петр и Феврония стали основателями легенды о том, каким должен быть настоящий крепкий супружеский союз. Их брак считается традиционным примером того, что семья должна жить в понимании, заботе, любви и верности. Любовь этой пары прошла не мало испытаний и выдержала их. К таким испытаниям можно отнести то, что Петр был княжеского происхождения, а Февронии – из обычной крестьянской семьи. Многие представители тогдашней знати, были против такого союза, но в любленным это не помешало продолжить свой совместный путь.




Петр и Феврония были изгнаны из своего города, но вскоре их все же попросили вернуться, после чего они завоевали уважение местных жителей и к ним относились хорошо. К другим испытаниям, которые выпали на долю влюбленных можно отнести то, что Бог так и не послал им ни одного дитя. Но это не помешало паре любить чужих детишек. Позже, в старости, оба супруга приняли монашество и умерли в один день, они был похоронены рядом друг с другом.

Почему символ праздника ромашка

8 июля - день семьи, любви и верности: символ ромашка. Многие спросят, почему именно этот скромный цветок? Во-первых, надо отметить, что именно этот белоснежный цветочек с желтой сердцевиной на Руси считается символом любви. Инициативу сделать официальным символом дня семьи, любви и верности который отмечается 8 июля, взяла на себя жена бывшего президента РФ Дмитрия Медведева. Простой, но такой распространенный на территории России цветок, обладающей притязательной красотой стал олицетворять семью, верность и любовь. Недаром всем нам еще с детства знакомо гадание на ромашке «любит-не любит». Какой интересный сценарий праздник Дня Петра и Февронии придумать .



А еще, не только после того, как цветок стал официальным символом праздника, было принято дарить букетики полевых ромашек друг другу и всем, кто был влюблен. Супруги дарили букеты друг другу как знак внимания, уважения и любви. Считалось, что даже ребенок в семье должен подарить родителям эти цветы, чтобы семья жила в благополучии.

Как отмечают праздник

8 июля - день семьи, любви и верности: символ ромашка завораживает и напоминает, что по всей стране в честь праздника проходят разные мероприятия, куда можно отправиться всей семьей. Столицей празднование считается родной город Петра и Февронии – Муром. Именно там проходит наиболее массовое гуляние. Например, в 2016 году можно посетить «Деревню Февронии» и посмотреть выставку картин, рассказывающих про жизнь девушки до брака с Петром. Или же посетить Княжеский двор в Муроме, в котором будет реконструирован терем, в котором жил Петр. Вечером в городе пройдет масштабный концерт, который закончится ярким фейерверком. Посмотрите красивые



К сожалению, немногие знают о православном празднике святых Петра и Февронии. 8 июля провозглашен Днем семьи, любви и верности, и этот праздник называют славянской альтернативой Дню святого Валентина. История Петра и Февронии действительно очень интересна и заслуживает восхищения.

Петр и Феврония – покровители супружеской любви, семьи и брака, ведь они всю жизнь прожили вместе в согласии и верности, умерли в один день и завещали похоронить их рядом. Их история нам известна благодаря древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в XVI в. Ермолаем Эразмом. В то же время, в 1547 г., муромские супруги были канонизированы на церковном соборе.

Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – это настоящий гимн супружеской любви и верности, кроме того, это прославление женской мудрости и мужского самоотречения. Петр и Феврония жили в XIII в., но их история остается интересной и актуальной и для наших современников.

Петр был братом муромского правителя, князя Павла. Он помог ему избавиться от злого змея, одолевавшего их семью. Убив врага, он пострадал сам – отравленная кровь змея попала на кожу Петра, отчего она покрылась струпьями. Ни один из врачей не мог вылечить его от этой болезни.

В поисках целителя князь отправился в рязанскую землю, и в селе Ласково нашел мудрую не по годам девушку, дочь древолаза-бортника. Она пообещала вылечить князя в том случае, если он на ней потом женится. Петр пообещал, но клятвы не сдержал – князь не мог жениться на крестьянке. После этого болезнь к нему вернулась. Петр снова обратился к Февронии за помощью, и она вновь ему помогла. На этот раз он сдержал слово и взял ее в жены. Так Феврония стала княгиней.

Вскоре князь Павел скончался, и в Муроме стал править Петр. Боярские жены невзлюбили Февронию за ее простое происхождение и задумали от нее избавиться. Бояре заявили Петру о том, что их жены не хотят подчиняться Февронии и просят ее уйти из города. Тогда Петр отказался от царствования и ушел вместе с женой.

Когда они плыли в судах по Оке, Феврония заметила, что один мужчина, жена которого была на том же судне, смотрит на нее «с помыслом». Тогда она попросила его зачерпнуть воды с одной и с другой стороны судна и сказать, отличается ли она по вкусу. Конечно, отличий не было никаких. Тогда Феврония сказала: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?».

Вскоре муромские вельможи пришли просить Петра вернуться – после его ухода началась смута и распри. Супруги вернулись и правили Муромом в соответствии с заповедями, «не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства». В старости они приняли монашество и договорились уйти в один день.

После их смерти 25 июня (по новому стилю 8 июля) их не решились положить в один гроб, как они просили. Их тела находились в разных церквях, но наутро они оказались в одной гробнице. Так любовь смогла победить даже смерть, поэтому праздник стали отмечать в этот день.

История Петра и Февронии стала примером любви, верности и почитания семейных ценностей. Спустя столетия она достойна такого же восхищения, как и много лет назад.

Художник - А. Простев

Почему именно Петр и Феврония?

Эти святые прославляются Церковью не как преподобные, хотя они и приняли в конце своей жизни схиму, не как мученики и исповедники, хотя они и были изгнаны из своего города. Пост и молитва были частью их семейной жизни, а унижениям и опасностям они подвергались за то, что хранили верность друг другу. Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного отношения супругов к церковному браку и друг к другу.

Действенность молитвы к этим святым, которая творится Церковью уже 450 лет, убеждает нас в подлинности того облика Петра и Февронии, который был воссоздан Ермолаем-Еразмом в его “Повести”. Они воистину стали покровителями христианского брака.

Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Тем самым святые Петр и Феврония включены в величественную картину по-христиански понятой истории мира, они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Этим они исполнили свое призвание христиан. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Комментарий Священника

Протоиерей Андрей Ефанов:

«О жизни святых Петра и Февронии достоверно мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что жила эта княжеская чета в XIII веке, было у них трое детей, умерли они в один день, приняв на закате жизненного пути монашество. Как единственное в своем роде исключение, похоронены князь и княгиня в одном гробу.

Наверное, именно эти обстоятельства их жизни послужили тому, что святые Петр и Феврония стали покровителями семьи и брака. Действительно, какое красивое завершение жизни, как в сказке: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Кто из молодоженов не мечтает о таком?

Однако, подобную кончину надо еще заслужить. Вырастить прекрасных детей: сыновей-патриотов, дочь – супругу великого князя. Не предать друг друга в годину испытаний, оставаться всегда вместе, в радости и горе. Твердо хранить веру православную. Только тогда можно надеяться на ту милость, которая была оказана Муромским святым.

В сказании о Петре и Февронии есть много красивого. Вспомнился тот случай, когда ненавистника князя желали разлучить его с супругой. Однако святой князь избрал изгнание, лишь бы не разлучаться с любимой женой. Многие ли сейчас готовы последовать примеру святого?

Сегодня День Семьи и Верности нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов и помнить. Но все же, вступая в брак, большинство молодоженов мечтают о счастье, о любви до гробовой доски.

Избирая покровителями брака Муромских святых, брачующиеся закладывают в фундамент своего брака пусть и один, но краеугольный камень. Если в этом доме будет фундаментом твердая вера, супружеская верность, любовь и взаимоуважение, если дети в этом браке будут воспитаны в христианских традициях, то ничто не сможет разрушить такой брак. Любые невзгоды, испытания, бедствия могут лишь немного раскачать такой дом, но от этого каждый камушек еще плотнее приляжет к соседнему, и в результате дом такового брака станет лишь прочнее.

Троицкий женский монастырь в Муроме мало чем отличается от прочих обителей такого рода. Но когда подходишь к мощам дивных Муромских святых, все это напрочь забывается. Здесь молящийся остается наедине с Вечностью. Но наедине - не значит в одиночестве.

Телесюжет о праздновании дня Семьи, Любви и Верности в Самаре