От сотворения мiра. Древнерусская (византийская) система летосчисления Год рождения от сотворения мира

От сотворения мiра. Древнерусская (византийская) система летосчисления Год рождения от сотворения мира
От сотворения мiра. Древнерусская (византийская) система летосчисления Год рождения от сотворения мира

Есть в хронологии такое понятие как эра . Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты - основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera - эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной - это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной - это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем - христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова .
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира . Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации - ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах - поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501 (фактически 5493) год до Р. Х.), антиохийская (5969 год до Р. Х.) и более поздняя византийская (5508 год до Р. Х.).

Собственно, прецедент уже был: древнееврейский лунно-солнечный календарь с эрой от сотворения мира. Исходный момент (эпоха) эры - 7 октября 3761 года до н. э., понедельник, 5 часов 204 хелека (хелек - 1/1080 часть часа, состоящая из 76 мгновений; при расчётах часто принимается 6 часов) пополудни. Реформированное в 499 году н. э., это летосчисление в настоящее время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарём.

Некогда, описывая все структурные сложности древнееврейского календаря, выдающийся хорезмийский учёный-энциклопедист Аль-Бируни (973 -1048 гг. н. э.) восклицал: «Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их мнением, и пускались на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира».

Что же касается непосредственно эры «от сотворения мира», или «от Адама», то здесь, полагаем, небесполезно будет привести мнение одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского.

По словам учёного, «хотя в священных книгах (Библии) лета событий не считаются от одной какой-либо эры… но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам Священного Писания, можно приходить к общему определению времени, протекшего от начала рода человеческого до Иисуса Христа».

Однако далее И. Спасский счёл необходимым отметить: «Как ни прост, по-видимому, метод исследования библейской хронологии, однако же он сопряжён с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное» (И. Спасский. Исследование по библейской хронологии. - Киев, 1857. - С. 3–4).

Напомним, что к началу нашей эры, кроме древнееврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже находился перевод её на греческий язык (т. н. перевод 70-ти толковников, Септуагинта), завершённый в Александрии при царе Птолемее VIII около 130 года до н. э. как для нужд проживавших в Египте эллинизированных евреев, так и для «всех прочих, во Вселенной сущих». Затем на рубеже IV–V веков по Рождестве Христове появился перевод Библии на латинский язык, осуществлённый с еврейского учёным пресвитером Иеронимом Стридонским (т. н. Вульгата).

Как оказалось, в тексте Библии, который находился в пользовании у иудеев по крайней мере с конца II века н. э., и в латинской Вульгате хронология жизни древних патриархов, правления царей и прочего указана совершенно иная, чем в греческой Септуагинте (и, естественно, главным образом с неё переведённой славянской Библии). Между христианами и иудеями возникли бурные споры, посыпались взаимные обвинения в порче библейского текста исходя из религиозно-богословских соображений.

Кроме того, библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения еврейского народа (586 г. до н. э.). Поэтому при подсчёте лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам.

В частности, немаловажное влияние на опыты хронологического упорядочения событий мировой истории в эре «от сотворения мира» имел объёмный труд Иосифа Флавия (37–95 гг. по Р. Х.) «Иудейские древности», в котором дано изложение истории еврейского и окрестных народов от Адама до I века нашей эры.

Христианские историки по-разному оценивали те или иные временные промежутки этого в точности тогда ещё не известного периода. В итоге - 200 расходящихся между собой более чем на 3500 лет вариаций одной эры.

Едва ли не первым из христианских писателей к этой проблеме около 180 года обратился антиохийский епископ Феофил. Согласно его подсчётам начало эры «от сотворения мира» должно было приходиться на 1 сентября 5969 года до Р. Х. (впрочем, некоторые источники указывают 5515, другие 5507 год до Р. Х.). Это - так называемая антиохийская эра.

Климент Александрийский около 190 года возводил начало эры к 5472 году до Р. Х. (по другим источникам - к 5624 году).

Составитель пасхального круга епископ Римский Ипполит около 200 года, а через два десятилетия после него и Секст Юлий Африкан определили продолжительность этого промежутка времени ровно в 5500 лет.

Описывая события последних до Христа 500–700 лет, Секст Юлий Африкан в своей «Хронографии» упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т. д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500 год по его эре приходится на 2-й год до н. э., а не на 1-й год новой, как это должно было бы быть согласно исходной интенции: до Рождества Христова.

В «Хронике» Евсевия Кесарийского период от сотворения мира до Рождества Христова насчитывает всего 5199 лет.

Вплоть до IX века н. э. многими византийскими историками использовалась так называемая эра Анниана, или александрийская , созданная в начале 400-х годов. Сотворение мира в ней прежде было отнесено на 25 марта 5001 года до Р. Х. (фактически - 5493 года, если устранить деформацию временной шкалы последовательности исторических событий). Однако затем это было сочтено неудобным, так как при подобном исходе Пасха в контексте александрийской эры иногда случалась дважды, а иногда - ни разу в году. По этой причине новолетие в ней было перенесено на 1 сентября.

Уже в VI веке в Византии начала использоваться другая мировая эра с началом 1 марта 5508 года до Р. Х. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Спаситель мира снисшел на землю в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8), а с небольшими уточнениями, связанными с пасхальными расчётами, - через 5508 лет по Адаме. Именно византийская схема летосчисления на много веков заняла важное место в календарной системе Руси.

Римо-Католическая Церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но уже с конца IX века по инициативе архиепископа Вьенского Адона (Франция) предпочтение стало отдаваться временной сетке латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора, состоявшегося в 1545–1563 гг., когда текст Вульгаты был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала «короткая» хронологическая шкала. Так, по одному из сокращённых вариантов эры от сотворения мира до Рождества Христова насчитывается 4713, по другому - лишь 4004 года.

От Сотворения Мира до Рождества Христова

Самое интересное: в летописи этой много дат, при которых указаны дни недели. Что очень ценно для проверки датировок. Ведь в летописях годы указаны от Сотворения Мира (С.М.), а мы любим их переводить на даты от Рождества Христова (Р.Х.).

Тут-то и начинаются проблемы. Дело в том, что, сколько времени прошло от С.М. до Р.Х., никто не знает. Есть разные мнения. И у различных старых летописцев и историков в их работах используются разные даты. Есть, к примеру, т. н. эра Ипполита, при которой Рождество Христово приходится на 5500 г. от С.М. Имеется эра Африкана, при которой Рождество - в 5502 г. от С.М. В Александрийской эре Панодора - 5495 г., в Александрийской же, но Анниана, - 5502 г., в Протовизантийской - 5508 г., в Византийской - 5507 г.

Если же сравнивать с традиционной эрой от Р.Х., предложенной Дионисием Малым (первым, кто расписал пасхальный канон по юлианскому календарю и годам от Рождества Христова), то мы увидим иные цифры. Дело в том, что, по Дионисию, Христос родился 25 декабря 1 г. от Р.Х. То есть, к моменту его рождения один год новой эры уже почти прошел. И этот первый год «от Р.Х.» Дионисия соответствовал 5502 г. от С.М. Ипполита и Африкана, 5494 г. Панодора, 5493 г., Анниана, 5510 г. Протовизантийской и 5509 г. Византийской эры.

Не запутались еще? А ведь это я привел далеко не все варианты. Всего их было около 200! Причем разброс дат от Р.Х. - от 3483 до 6984 лет. Укажем только основные эры.

Таблица 1

Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: Александрийская (исходная точка - 5493–5494 гг до Р.Х.), Антиохийская (5969 г. до Р.Х.) и Византийская (5508 г. до Р.Х.).

Ну, по крайней мере, вам стало ясно, надеюсь, что автоматически вычитать из даты от Сотворения Мира 5508 лет, чтобы получить дату от Рождества Христова (как нас всех учат со школы), не следует. Не мешает сперва уточнить еще: а о каком С.М. идет речь? А то ненароком лет на пятнадцать промажешь, как нечего делать. А то и на все 461, если дата дана по антиохийской эре!

Есть такой разнобой и в русских летописях. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, что там пишут в самом начале, в традиционно недатированных частях.

Заглянем в «Повесть временных лет» {20} :

«…отъ Адама до потопа летъ 2242, а от потопа до Аврама летъ 1000 и 82, а от Аврама до исхоженья Моисеева летъ 430; а отъ исхоженiа Моисеова до Давида летъ 600 и 1; а отъ Давида и отъ начала царства Соломоня до плененья Иерусалимля летъ 448; а отъ плененья до Олексанъдра лет 318; а от Алексанъдра до рожества Христова летъ 333».

Суммируем и получаем 5454 года. Это, кстати, очень оригинальное число, насколько я знаю, нигде больше не встречавшееся, кроме как в русских летописях, излагавших в первой части ПВЛ. Скорее всего, в Повести имеется явная ошибка в подсчете числа лет от Авраама до исхода из Египта. Здесь стоит 430 лет, в то время как во всех остальных летописях, в которых ПВЛ рабски не повторяется, 505. И на самом деле, по официальной еврейской (масоретской, 7 г. от Р.Х.) традиции, исход был через 505 лет после рождения Авраама (Книга Исхода). 430 - это число лет, которое евреи провели в Египте. Но автор ПВЛ, очевидно, принял самаритянский вариант, по которому 430 лет прошло со времени поселения евреев «в стране Ханаан и в стране Египетской», то есть должен отсчитываться с переселения Авраама. Впрочем, если прибавить эти 75 лет, получим 5019 г. Тоже оригинально.

Сотворение Мира. Древнерусская живопись

Теперь смотрим в Рогожский летописец. И читаем: «Отъ Адама до Христа летъ 5500» {21} . То есть, использовано что-то вроде эры Ипполита. А, вот, что говорит Псковская 1-я летопись: «Родися господь нашъ Исусъ христосъ от девы Мария в лето 5000-ное 505-е…» {22} . Здесь мы имеем, скорее всего, т. н. Болгарскую эру. В той же летописи цифра 5505 подтвержден еще в нескольких местах («Купно же от Адама до Христа 5500 и 5 лет»). Но… в этой же летописи, на этой же странице, где расположена первая запись, есть и расчет даты Рождества, подобный имеющемуся в ПВЛ. Вот, он: «От Адама до потопа лет 2242; а исшествие Ноево ис ковчега месяца апреля въ 28; а от потопа до размешения язык 500 и 30 лет; от размешения до начала Авраамля лет 550 и 2; от Авраамля начала до преития Жидовъ скъвозе Чермное море лет 500 и пять; от исхода сыновъ Израилевъ до оумертвия Давыда царя лет 630; от начала царствия Соломоня до взятия Иерусалимскаго лет 443; от пленения Иерусалимъскаго до оумертвия Александра царя Макидоньскаго лет 261; от оумертвия Александрова до царствия Августа царя лет 200 и 90; от начала царя Августа до рождества христова великого царя небеси и земли господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, иже царствию его нестъ конца, лет 42». Считаем. Получается… 5495, Александрийская эра. То есть на одной и той же странице - две различные даты Сотворения Мира!

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Базилика Рождества Христова в Вифлееме В те годы, когда Римская империя еще не миновала зенита своего могущества, грозившего распространиться на всю ойкумену, произошло событие, коренным образом повернувшее всю историю человечества… «…Завоевания не избавили Рим от

автора Вяземский Юрий Павлович

В пятом веке до Рождества Христова Вопрос 3.25В начале пятого века громадным влиянием пользовался Аристид по прозвищу «Справедливый», государственный деятель и полководец (ок. 530–467 гг.). Он был одним из стратегов в Марафонской битве, затем верховным архонтом, а потом… его

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

В пятом веке до Рождества Христова Ответ 3.25Историк Плутарх описывает сцену: Аристид так и спросил крестьянина: «А разве Аристид тебя чем-нибудь обидел?»Крестьянин ответил: «Нет, я даже не знаю этого человека. Но мне надоело слышать на каждому шагу: Справедливый да

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

6.5. Обсуждение даты Рождества Христова по Палее Остановимся подробнее на хронологических деталях, описанных в данной Палее евангельских событий. В ней прямым текстом сказано, что Христос был распят на 33 году жизни. Это подтверждается также и расшифрованными выше датами.

Из книги Великие Борджиа. Гении зла автора Тененбаум Борис

Год от Рождества Христова 1492-й I Год от Рождества Христова 1492-й начался поистине знаменательно – 2 января этого года долгая осада Гранады наконец завершилась, эмир Боабдиль сдал свою столицу Их католическим величествам, королю Фердинанду и королеве Изабелле, преклонил

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4.2. Описание гороскопа рождества Христова В начале XVIII века в Западной Европе была напечатана книга Эбенезера Сибли «Новое и полное представление оккультных наук» (Ebenezer Sibly: «A new and complete illustration of occulte sciences»). В ней, в частности, приведен рисунок, изображающий зодиак Христа с

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

2.1.2. Описание гороскопа Рождества Христова В начале XVIII века в Западной Европе была напечатана книга Эбенезера Сибли «Новое и полное представление оккультных наук» (Ebenezer Sibly «A new and complete illustration of occulte sciences»). В ней, в частности, приведен рисунок, изображающий гороскоп на дату

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

Новая эра и эра от рождества Христова - разные вещи В новой хронологии, говоря о тех или иных датах старых событий, мы пользуемся обычным летоисчислением «по новой эре». При этом мы относимся к ней как к ЧИСТО УСЛОВНОЙ ШКАЛЕ, никак не связанной ни с каким известным нам

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

1. ДАТИРОВКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Здесь мы вкратце напомним полученную нами в 2003 году датировку Рождества Христова 1152 годом н. э. Распятие Христа датируется 1185 годом, на 33 года позже. Подробный анализ см. в нашей книге «Царь Славян». Оказалось, что датировка Рождества

Из книги История под знаком вопроса автора Габович Евгений Яковлевич

От Рождества Христова до эры before Christ (до Христа) Мы не будем здесь рассматривать подробно процедуру введения в обиход всех бесчисленных эр, выше названных или не названных. В большинстве случаев это и невозможно сделать, ибо никаких баек на эту тему историки не сочинили.

Из книги Восстановление Римской империи [Реформаторы Церкви и претенденты на власть] автора Хизер Питер

Глава 5. День Рождества Христова 800 г. Рим: утро 25 декабря 800 г. от Рождества Христова. Король франков Карл Великий – Karolus Magnus, Charlemagne – наносит визит в старую столицу империи и входит в собор Святого Петра, чтобы послушать рождественскую мессу. То, что происходит вслед за

Из книги Аграрная история Древнего мира автора Вебер Макс

Б. КОЛОНАТ С IV СТОЛЕТИЯ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Остановить изображенное выше запустение империи, как это пытались делать уже при Августе, путем раздачи невозделываемых земель мелким эмфитевтам императоров, таким образом, не удалось. Уже при Пертинаксе прибегают к

автора Сапожникова И Ю

51. О КНЯЖЕНИИ СВЯТОПОЛКА в Киеве, лета от создания Мира 6525, а от рождества Христова 1017. СВЯТОПОЛК ВЛАДИМИРОВИЧ погребши отца своего Владимира, седе самовольно на Престоле Княжестем в Киеве. Ибо не ему владети Киевом по отцу подобаше. Завистию же и богомерзкою похотию к

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

52. О КНЯЖЕНИИ ЯРОСЛАВА в Киеве, лета от сотворения Света 6527, а от рождества Христова 1019. ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ по смерти брата своего Святополка прият Престол княжения Киевскаго и бысть всея России Самодержец. Укрепившижеся на княжении, обнови град Киевский и созда Церковь

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

116. О ПРИХОДЕ МНОЖЕСТВЕННЫХ сил Царских и войск Запорожских к Киеву в лето от создания мира 7187, от рождества же Христова

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки

перебросить хронологический мост между современностью и священными

со-бытиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов воз-

ник-ло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от

Ада-ма". Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождест-

ва Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение

при-обрели три так называемые м и р о в ы е э р ы: а л е к с а н д р и й

с к а я (исходная точка - 5501 (фактически 5493) год до Р. Х.), а н т и

о х и й с к а я (5969 год до Р. Х.) и более поздняя в и з а н т и й с к

а я (5508 год до Р. Х.).

Собственно, прецедент уже был: д р е в н е е в р е й с к и й лун-

но-сол-нечный календарь с эрой от сотворения мира. Исходный момент (эпо-

(хелек - 1/1080 часть часа, состоящая из 76 мгновений; при расчётах час-

то принимается 6 часов) пополудни. Реформированное в 499 году н. э., это

летосчисление в настоящее время официально применяется в государстве Из-

раиль, хотя там пользуются и григорианским календарём.

Некогда, описывая все структурные сложности древнееврейского календа-

ря, выдающийся хорезмийский учёный-энциклопедист Аль-Бируни (973 -1048

гг. н. э.) восклицал: "Но это только тенета и сети, которые жрецы расс-

тавили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились

то-го, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их мнением, и

пуска-лись на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь

с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира".

Что же касается непосредственно эры "от сотворения мира", или "от

Адама", то здесь, полагаем, небесполезно будет привести мнение одного из

исследователей библейской хронологии И. Спасского.

По словам учёного, "хотя в священных книгах (Библии) лета собы-тий не

считаются от одной какой-либо эры, ... но чрез снесение, сличение и со-

вокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам Свя-щен-

ного Писания, можно приходить к общему определению времени, про-текшего

от начала рода человеческого до Иисуса Христа".

по-видимому, метод исследования библейской хронологии, однако же он

со-пряжён с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разре-

ши-мыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические по-

ка-зания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же

тек-ста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, раз-

личны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком

те-ксте или списке подлинное и верное" (И. Спасский. Исследование по

биб-лейской хронологии. - Киев, 1857. - С. 3-4).

Напомним, что к началу нашей эры, кроме древнееврейского текста Биб-

лии, в распоряжении хронологов уже находился перевод её на греческий

язык (т. н. перевод 70-ти толковников, Септуагинта), завершённый в

Алек-сандрии при царе Птолемее VIII около 130 года до н. э. как для нужд

прожи-вавших в Египте эллинизированных евреев, так и для "всех прочих,

во Вселен-ной сущих". Затем на рубеже IV-V веков по Рождестве Христове

появился пере-вод Библии на латинский язык, осуществлённый с еврейского

учёным пресви-тером Иеронимом Стридонским (т. н. Вульгата).

Как оказалось, в тексте Библии, который находился в пользовании у иу-

деев по крайней мере с конца II века н. э., и в латинской Вульгате хро-

нология жизни древних патриархов, правления царей и прочего указана со-

вершенно иная, чем в греческой Септуагинте (и, естественно, главным об-

разом с неё переведённой славянской Библии). Между христианами и иудеями

возникли бурные споры, посыпались взаимные обвинения в порче библейского

текста исходя из религиоз-но-богословских соображений.

Кроме того, библейские цифровые данные прекращаются со времени вави-

лонского пленения еврейского народа (586 г. до н. э.). Поэтому при

точникам.

В частности, немаловажное влияние на опыты хронологического упорядо-

чения событий мировой истории в эре "от сотворения мира" имел объёмный

труд Иосифа Флавия (37 - 95 гг. по Р. Х.) "Иудейские древности", в кото-

ром дано изложение истории еврейского и окрестных народов от Адама до I

века нашей эры.

Христианские историки по-разному оценивали те или иные временные про-

межутки этого в точности тогда ещё не известного периода. В итоге - 2 0

0 расходящихся между собой более чем на 3500 лет вариаций одной эры.

Едва ли не первым из христианских писателей к этой проблеме около 180

года обратился антиохийский епископ Феофил. Согласно его подсчётам нача-

года до Р. Х. (впрочем, некоторые источники указывают 5515, другие -

5507 год до Р. Х.). Это - так называемая а н т и о х и й с к а я эра.

Климент Александрийский около 190 года возводил начало эры к 5472 го-

ду до Р. Х. (по другим источникам - к 5624 году).

Составитель пасхального круга епископ Римский Ипполит около 200

го-да, а через два десятилетия после него и Секст Юлий Африкан определи-

ли про-должительность этого промежутка времени ровно в 5500 лет.

Описывая события последних до Христа 500-700 лет, Секст Юлий Африкан

в своей "Хронографии" упоминает ряд исторических личностей (например,

персидского царя Кира), греческие олимпиады и т. д. По совокупности этих

исторических сведений можно установить, что 5500 год по его эре прихо-

дится на 2-й год до н. э., а не на 1-й год новой, как это должно было бы

быть согласно исходной интенции: до Рождества Христова.

В "Хронике" Евсевия Кесарийского период от сотворения мира до Рож-

дества Христова насчитывает всего 5199 лет.

Вплоть до IX века н. э. многими византийскими историками использова-

лась так называемая эра Анниана, или а л е к с а н д р и й с к а я, соз-

данная в начале 400-х годов. Сотворение мира в ней прежде было отнесено

деформацию вре-менной шкалы последовательности исторических событий).

Однако затем это было сочтено неудобным, так как при подобном исходе

Пасха в контексте александрийской эры иногда случалась дважды, а иногда

Ни разу в году. По этой причине новолетие в ней было перенесено на 1

сентября.

Уже в VI веке в Византии начала использоваться другая мировая эра с

го-да данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого

шел на землю в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день,

как ты-сяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8), а с не-

большими уточ-нениями, связанными с пасхальными расчётами, - через 5508

лет по Адаме. Именно в и з а н т и й с к а я схема летосчисления на мно-

го веков заняла важ-ное место в календарной системе Руси.

Римско-Католическая Церковь долгое время придерживалась принципов

вос-точно-христианской хронологии. Но уже с конца IX века по инициативе

архиепи-скопа Вьенского Адона (Франция) предпочтение стало отдаваться

временной сетке латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского

собора, состоявшегося в 1545-1563 гг., когда текст Вульгаты был объявлен

каноническим, господствующей в Западной Европе стала "короткая" хроноло-

гическая шкала. Так, по одному из сокращённых вариантов эры от сотворе-

ния мира до Рож-дества Христова насчитывается 4713, по другому - лишь