Особенности заливки фундамента зимой: способы прогрева бетона. Прогрев бетона сварочным аппаратом - проверенный метод. Зимний бетон Как прогреть бетон сварочным аппаратом схема

Особенности заливки фундамента зимой: способы прогрева бетона. Прогрев бетона сварочным аппаратом - проверенный метод. Зимний бетон Как прогреть бетон сварочным аппаратом схема
Особенности заливки фундамента зимой: способы прогрева бетона. Прогрев бетона сварочным аппаратом - проверенный метод. Зимний бетон Как прогреть бетон сварочным аппаратом схема

Прогрев бетона проводом ПНСВ, схема укладки которого будет описана ниже, используется при проведении работ снаружи помещений в зимнее время. Необходимы такие манипуляции по той причине, что при воздействии раствор медленнее начинает набирать прочность, в нем вода попросту начинает превращаться в лед. Более продолжительное застывание бетона становится причиной того, что работы затягиваются на недели и месяцы, кроме того, есть вероятность, что конструкция не обретет должной прочности, будет крошиться в процессе эксплуатации.

Принцип действия провода

Технология проводом ПНСВ заключается в том, что перед стартом проведения заливки берется кабель нужного сечения и напряжения, укладывается, а после заливается. Затем кабель включается в сеть. Не стоит бояться того, что качества бетона будут меняться под воздействием высоких температур, пузыри не появятся, как и трещины после застывания, а вот процесс твердения не будет остановлен низкими температурами, что позволит получить прочную и надежную конструкцию.

Технические особенности провода для бетона

Провод для прогрева бетона ПНСВ, как правило, имеет некоторые особенности. Это обычно токопроводящая жила, которая обладает изоляционным покрытием. Защита может быть выполнена из полиэстера или поливинилхлорида. При этом диаметр равен 1,2 мм, а вот среднее сопротивление эквивалентно 0,15 Ом/м. Использовать его можно в температурном диапазоне -60-+50 °С. При работе ток может быть равен 14-16 Амперам.

Укладка может быть произведена при -25-+50 °С. Перед приобретением необходимо определить, какое количество провода будет нужно использовать, так, для 1 м 3 раствора понадобится около 55 м.

Зимний проводом ПНСВ совершенно безопасен, так как при производстве изделие получает качественную изоляцию, что предотвращает возгорание. Почти нет опасности того, что жила будет переломлена, так как она достаточно прочна. Не следует приводить в действие провод до тех пор, пока он не будет погружен в раствор. В противном случае произойдет перегорание по причине возросшего тока. Однако выводам не страшны такие явления, так как они имеют в составе провода более внушительного сечения, представляя собой так называемые холодные концы. Они производятся из АПВ-4, максимальная длина которого составляет 1 м.

Область использования

Методика прогрева бетона проводом ПНСВ предполагает возможность использовать ее не только в бытовых, но и промышленных масштабах. Иногда производится монтаж в

фундаменты и заборы.

Проведение монтажа кабеля

Работа с кабелем предполагает проведение ответственных манипуляций. Перед тем как начинать процесс укладки, необходимо освободить поверхность от мусора и посторонних предметов, что касается и тех элементов, что способны повредить провод. В ходе этого важно следить за тем, чтобы кабель не перегибался. Для этого рекомендуется осуществлять укладку полукругом, но не должно быть образовано незаполненных зон. В качестве наиболее простого метода укладки выступает змейка.

После включения нужно соблюдать осторожность. Так, не должно происходить перепадов напряжения, для достижения этой цели требуется применить стабилизатор, в противном случае провод просто перегорит, а удалить его не представится возможным.

Схема прогрева бетона проводом ПНСВ есть в статье. После того как вы ее реализуете на деле, можно производить заливку и подключение, что предполагает подведение кабеля к источнику питания. Рекомендуется применять при подключении трансформатор. Как правило, специалисты рекомендуют использовать станции для прогрева марок СПБ-40, СПБ-80.

Подключение может производиться по двум электрическим схемам, первая из которых называется «звезда», тогда как вторая - «треугольник». В последнем случае жилы в проводе разделяются на 3 равные части и провода каждой сопрягаются параллельно. Образованные наборы необходимо соединить в 3 узла и подсоединить к 3-м зажимам станции.

Особенности проведения прогрева

Пред тем как вы начнете, необходимо знать время прогрева бетона проводом ПНСВ.

В течение первого периода раствор будет разогреваться, при этом недопустимо увеличивать температуру больше чем на 10 0 С за два часа. Второй период должен сопровождаться повышением температуры не более чем на 80 0 С. На заключительном этапе производится остывание. При этом тоже не следует торопиться, а понижение не должно оказаться больше 5 0 С в течение часа.

Прогрев бетона проводом ПНСВ, схема укладки которого описана здесь, не сильно разнится с технологией монтажа системы «теплый пол». Кроме того, этот кабель может быть задействован при достижении таких целей. Однако при этом систему придется немного доработать, соорудив ТЭН из нитей проводов, тогда как сверху система должна быть защищена изоляцией.

Стоимость греющего кабеля

Перед приобретением необходимо ознакомиться с ценами на кабель. В разных районах он может стоить по-разному, но средняя цена остается неизменной, она равна 2 руб./м. Не следует покупать товар, не проверив, соответствует ли он установленным ГОСТам, таким образом, кабель производится по стандартам 12.1.013-78.

Проведение обработки бетона после прогрева

Многие строители задаются вопросом о том, можно ли производить манипуляции по резке или сверлению бетона после того, как он обретет прочность. Этот вопрос обусловлен тем, что на момент остановки прогрева конструкция еще не обретает марочную прочность. Ответить на этот вопрос можно положительно, но с некоторой оговоркой. Резать хоть и можно, но недопустимо производить ударные нагрузки. В качестве наиболее подходящего решения при этом выступает применение алмазного инструмента. Так, если использовать в работе на этом этапе алмазное бурение, то отверстия в бетоне обретают ровные края, а трещины не будут возникать. Более того, если пробурить тело бетона посредством то менять инструмент в момент преодоления арматуры не придется, что верно для железобетона.

Прогрев бетона проводом ПНСВ, схема укладки которого есть в статье, может быть произведен методом первоначальной его навивки на стальной каркас, при этом необходимо обеспечить отсутствие натяжения. Можно его просто проложить между элементами металлокаркаса. Следует помнить, что провод не должен касаться поверхности опалубки, выступать из тела бетона после заливки он тоже не должен.

Нагревательный провод можно монтировать только после того, как была произведена закладка армирующего каркаса, не стоит начинать проведение данных работ и до того момента, пока закладные элементы не окажутся в пространстве Сварочные работы тоже должны быть завершены к этому моменту. Прогрев бетона проводом ПНСВ, схема укладки которого показана на рисунке, не должна продолжаться после набора прочности раствором в пределах 50%.

Тепло, которое исходит от жилы, должно оказаться способно разогреть раствор до 40-800 0 С. Период, пока смесь полностью не наберет прочность, будет зависеть от особенностей объекта и, как правило, занимает до трех суток. Прогревочная станция должна функционировать по повторно-кратковременному или длительному принципу. Шаг между проводами не должен оказаться больше 15 мм.

Расчет прогрева бетона проводом ПНСВ представлен в статье, но его соблюдение еще не дает полного успеха. Ведь важно еще учесть технологию монтажа, которая предполагает исключение соприкосновения провода или его пересечения. Для того чтобы была возможность контролировать температурный режим в заливаемых раствором конструкциях, необходимо сделать специальные скважины. Не следует начинать процесс прогрева до того момента, пока раствор полностью не будет уложен, так как это противоречит соображениям безопасности, кроме того, может повредить провод. Предпочтительнее доверить проведение такого рода работ специалистам, так как монтаж кабеля сопровождается определенными сложностями и требует наличия у мастера навыков в ведении подобных манипуляций.

Расчет провода для прогрева бетона

В силу вышесказанного, можно сделать следующий вывод: для 1 м 3 бетона будет необходимо потратить примерно 55 м кабеля. Для того чтобы произвести расчет провода, нужно первоначально узнать, какое количество раствора будет залито в опалубку. Так, на 20 м 3 смеси нужно приобрести 1100 м.

Вообще проведение строительных работ предпочтительнее осуществлять в теплое время года, что в особенности касается частных застройщиков. Как правило, ведение заливки бетона в холодный период связано с необходимостью сдать объект к определенному времени. Такие работы в рамках домашнего строительства предполагают дополнительные расходы на приобретение греющих кабелей и прочего. Да и трудозатраты зимой при заливке бетона оказываются гораздо больше, ведь замес происходит сложнее, как и последующее распределение смеси по опалубке.

Минусовая температура отрицательно сказывается на гидратации бетонной смеси. Основная задача зимнего бетонирования — сохранение влаги и поддержка нужного температурного режима для оптимального схватывания бетона. Сегодня мы рассмотрим несложные приёмы, позволяющие проводить бетонные работы в зимний период.

Географическое положение нашей страны диктует свои правила и технологии на все виды строительных работ, проводимых в холодное время года. С повышением отрицательных температур бетонные работы возможны лишь на тех площадках, где заранее заложена техническая возможность электропрогрева или другого вида прогрева бетонной смеси. Как вы уже догадались, речь идет о крупных строительных площадках, где независимо от погодных условий бетон должен литься в строго определенные сроки.

Минусовая температура отрицательно сказывается на гидратации (срок набора прочности) бетонной смеси. Давайте вспомним, из чего она состоит: цемент, песок, вода и щебень. Вода — это катализатор для химической реакции процесса схватывания бетона. При отрицательной температуре происходит вымерзание влаги, которая крайне необходима для процесса набора прочности, потеря прочности бетона ставит под угрозу все дальнейшие виды работ. Основная задача зимнего бетонирования — это сохранение влаги и поддержка нужного температурного режима для оптимального схватывания бетона. Если влага в бетонной смеси закристаллизовалась, то этот бетон уже не спасти, и не стоит ждать оттепели — этот процесс необратим.

  1. Оптимальная температура для схватывания бетона +10…+20 °C.
  2. При температуре -20…+10 °C необходимо принимать меры для нормальной гидратации бетона.
  3. При опускании температуры ниже отметки -20 °C все виды бетонных работ запрещены.

Способы прогрева бетона в домашних условиях

При температуре 0…+10 °C допускается работа с бетоном при условии добавления присадок пластификаторов , которые не дают смеси потерять нужный набор прочности. В зависимости от температуры окружающей среды присадка разводится строго в пропорции, указанной в прилагаемой инструкции. Купить антиморозную присадку можно в любом строительном магазине.

Недостаток пластификаторов — это замедленный набор прочности, если при +17 °C бетон набирает свою марочную прочность за 7 дней, то при +7 °С с использованием пластификаторов процесс может затянуться до 30 дней. Для того чтобы ускорить схватывание бетона, после заливки его необходимо утеплить подручными средствами, которые вы легко найдете в своем хозяйстве. Если заливается бетонная плита, желательно засыпать её древесными опилками, что сократит процесс гидратации почти вдвое.

В качестве утеплителя прекрасно подходит пенопласт и пенофлекс, но покупать его для одной заливки не слишком рентабельно. Гораздо дешевле купить пенопластовую крошку и засыпать ей плиту, для того, чтобы легкую крошку не сдувало ветром, её необходимо накрыть клеенкой или брезентом, прижав его по периметру заливаемой плиты.

Колонны и стены защищены опалубкой, но все же не будет лишним накрыть открытые участки бетона той же клеенкой или брезентом. Во время набора прочности бетона происходит химическая реакция, благодаря которой сама бетонная смесь выделяет некоторое количество тепла, которое необходимо сохранить дополнительными утеплителями.

Если столбик термометра опустился ниже нуля, то выделяемого тепла уже недостаточно. На промышленных стройках для прогрева бетона при минусовых температурах используют специальные трансформаторы, посредством которых греют бетон нагревательными проводами.

Покупать специальный трансформатор для того, чтобы залить в мороз пару кубов бетона, затея не слишком хорошая. В качестве такого трансформатора вполне реально использовать обычный сварочный трансформатор на 150-200 А. Ниже приведен список материалов, необходимых для прогрева небольшой плиты сварочным аппаратом :

  1. Сварочный аппарат 150-200 ампер.
  2. Провод ПНСВ 1,5мм.
  3. Одинарный алюминиевый провод АВВГ 1x2,5мм.
  4. Изолента ХБ (черная).
  5. Токовые клещи.

Подготовка к прогреву

Греющий провод ПНСВ необходимо разрезать на куски длиной в 17-18 метров. Полученные отрезки (петли) равномерно укладываем и подвязываем по всему арматурному каркасу заливаемой конструкции. Закладываем петли таким образом, чтобы после заливки они находились чуть выше середины плиты, если заливается колонна или стена, слой бетона над петлями должен быть не менее 4 см. Подвязывать греющий провод лучше всего изолированным алюминиевым проводом. Он должен идти не в натяжку, в идеале его нужно расположить в волнообразном порядке. Расстояние между петлями, в зависимости от температуры воздуха, колеблется от 10 до 40 см. Чем ниже минусовая температура, тем меньше расстояние между петлями. Количество прогревочных петель зависит от мощности сварочного аппарата. Одна петля потребляет 17-25 ампер, значит, 6-8 прогревочных петель — это максимум, что вытянет сварочный аппарат на 250 ампер.

При укладке петель важно маркировать концы, как вариант, на один конец каждой петли наматываем полоску изоленты, а второй конец оставляем свободным.

После того как петли уложены и подвязаны, нужно нарастить на них алюминиевые концы, которые потом подключаются к аппарату. Длина холодных концов определяется месторасположением самого сварочного аппарата, но не более 8 метров. Сращиваем петлю и холодный конец при помощи скрутки длиной в 4-5 см. Тщательно изолируем скрутку ХБ-изолентой и укладываем её с таким расчетом, чтобы после заливки она осталась в бетоне, так как на воздухе скрутка сгорит. Маркировку изолентой нужно перенести на присоединяемый холодный конец петли.

Подключение и прогрев

После заливки все холодные концы нужно подключить к сварочному аппарату, концы с маркировкой и без сажаем на разные полюса аппарата. После того как все подключено, проверяем всю схему прогрева и включаем аппарат на минимальной нагрузке регулятора мощности. Токовыми клещами меряем каждую петлю в отдельности, норма 12-14 ампер. Через час добавляем половину запаса мощности аппарата, через два часа выкручиваем регулятор полностью. Очень важно равномерно добавлять амперы на прогревочные петли, на каждой петле должно показывать не более 25 ампер. При температуре -10 °C 20 ампер на петле обеспечивают нормальную температуру, необходимую для схватывания бетона. По мере схватывания бетона ампераж петли падает, что дает возможность постепенно его увеличивать на сварочном аппарате. Перед тем как увеличить, смотрим, упало или нет значение на самих петлях. Если ампераж не изменился с последней проверки, то ждем, когда он упадет хотя бы на 10%, и лишь после этого повышаем ток.

Время прогрева зависит от объема заливки и температуры окружающего воздуха. Так же как и в бетонировании с присадками, дополнительно утепляем заливаемую конструкцию. При морозе до 10 градусов достаточно 48 часов для нормальной гидратации бетона. После того как прогревочные петли отключены, дополнительные утеплители остаются еще минимум 7 дней. Не стоит слишком нагревать бетон, так как это чревато излишним испарением влаги, что в последствии приведет к образованию трещин и потери прочности бетона. Плита под утеплителем должна быть чуть теплой и не более того. Прогрев бетона сварочным аппаратом в домашних условиях требует повышенных мер электробезопасности и должен выполнятся лишь при наличии необходимого запаса знаний электротехники и профессиональных навыков работы со сварочным аппаратом.

При отсутствии сварочного аппарата можно использовать старый способ прогрева — «тепловой шатер». При заливке небольших конструкций над ними возводится палатка из брезента или фанеры, воздух в которой греется с помощью тепловых пушек или газовых обогревателей. Хорошо зарекомендовали себя при таком методе обогрева «Чудо-печки», работающие на дизельном топливе. При экономичном потреблении топлива (2 л на 12 часов) одна печь прогревает 10-15 кубов воздуха теплового шатра до нужной температуры гидратации бетона.

Видео по теме

Заливка бетона зимой имеет свои сложности. Главной проблемой считается нормальное затвердевание раствора, вода в котором может замерзнуть, и он не наберет технологической прочности. Даже если этого не случится, низкая скорость высыхания состава сделает работы нерентабельными. Прогрев бетона проводом ПНСВ поможет снять этот вопрос.

Электропрогрев бетона в зимнее время – наиболее удобный и дешевый способ достигнуть нужной твердости материала. Он разрешается нормами СП 70.13330.2012, и может применяться при выполнении любых строительных работ. После отвердевания бетона, провод остается внутри конструкции, поэтому применение дешевого ПНСВ дает дополнительный экономический эффект.

Применение

Прогрев бетона в зимнее время кабелем дает возможность решить две основные проблемы. При температурах ниже нуля вода в растворе превращается в кристаллики льда, в результате реакция гидратации цемента не просто замедляется, она прекращается полностью. Известно, что при замерзании вода расширяется, разрушая образовавшиеся в растворе связи, поэтому после повышения температуры он уже не наберет нужной прочности.

Раствор затвердевает с оптимальной скоростью и сохранением характеристик при температуре порядка 20°C. При падении температуры, особенно ниже нуля, эти процессы замедляются, даже с учетом того, что при гидратации выделяется дополнительное тепло. Чтобы выдержать технические условия, зимой не обойтись без прогрева бетона проводом ПНСВ или другим предназначенным для этого кабелем в таких ситуациях, когда:

  • не обеспечена достаточная теплоизоляция монолита и опалубки;
  • монолит слишком массивен, что затрудняет его равномерный прогрев;
  • низкая температура окружающего воздуха, при которой замерзает вода в растворе.


Характеристики провода

Кабель для прогрева бетона ПНСВ состоит из стальной жилы с сечением от 0,6 до 4 мм², и диаметром от 1,2 мм до 3 мм. Некоторые виды покрываются оцинковкой, чтобы снизить воздействие агрессивных компонентов в строительных растворах. Дополнительно он покрыт термоустойчивой изоляцией их поливинилхлорида (ПВХ) или полиэстера, она не боится перегибов, истирания, агрессивных сред, прочна и обладает высоким удельным сопротивлением.
Кабель ПНСВ обладает следующими техническими характеристиками:

  • Удельное сопротивление составляет 0,15 Ом/м;
  • Стабильная работа в температурном диапазоне от -60°C до +50°C;
  • На 1 кубометр бетона расходуется до 60 м провода;
  • Возможность применения до температур до -25°C;
  • Монтаж при температурах до -15°C.

Кабель подключается к холодным концам через провод АПВ из алюминия. Питание может осуществляться через трехфазную сеть 380 В, подключаясь к трансформатору. При правильном расчете ПНСВ может подключаться и к бытовой сети 220 вольт, длина при этом не должна быть менее 120 м. По системе, находящейся в бетонном массиве должен протекать рабочий ток 14-16 А.

Технология прогрева и схема укладки

Перед установкой системы прогрева бетона в зимнее время монтируется опалубка и арматура. После этого раскладывается ПНСВ с интервалом между проводами от 8 до 20 см, в зависимости от наружной температуры, ветра и влажности. Провод не натягивается и прикрепляется к арматуре специальными зажимами. Нельзя допускать изгибов радиусом менее 25 см и перехлестов токоведущих жил. Минимальное расстояние между ними должно составлять 1,5 см, это поможет не допустить короткого замыкания.

Наиболее популярная схема укладки ПНСВ – «змейка», напоминающая систему «теплый пол». Она обеспечивает обогрев максимального объема бетонного массива при экономии греющего кабеля. Перед заливкой в опалубку раствора необходимо убедиться в том, что в ней нет льда, температура смеси не ниже +5°C, а монтаж схемы подключения проведен правильно, на достаточную длину выведены холодные концы.

К проводу ПНСВ прикладывается инструкция, с которой нужно ознакомиться перед тем, как прогреть бетон. Подключение осуществляется через секции шинопроводов двумя способами через схему «треугольник» или «звезда». В первом случае систему разделяют на три параллельных участка, подключаемых к выводам трехфазного понижающего трансформатора. Во втором – три одинаковых провода соединяются в один узел, потом три свободных контакта аналогично подключаются к трансформатору. Питающее устройство устанавливается не далее, чем в 25 м от места подключения, прогреваемый участок обносится ограждением.

Система подключается после полной заливки всего объема строительного раствора. Технология прогрева бетона греющим кабелем ПНСВ включает в себя несколько этапов:

  1. Разогрев осуществляется со скоростью не более 10°C в час, что обеспечивает равномерное прогревание всего объема.
  2. Нагрев при постоянной температуре длится до тех пор, пока бетон не наберет половину технологической прочности. Температура не должна превышать 80°C, оптимальный показатель 60°C.
  3. Остывание бетона должно происходить со скоростью 5°C в час, это поможет избежать растрескивания массива и обеспечит его монолитность.

При соблюдении технологических требований материал наберет марку прочности, соответствующую его составу. По окончанию работ ПНСВ остается в толще бетона и служит дополнительным армирующим элементом.


Нужно отметить, что применять кабель КДБС или ВЕТ значительно проще, поскольку их можно подключать напрямую к сети 220 В через щитовую или розетку. Они разделены на секции, что помогает избежать перегрузки. Но эти кабели стоят дороже ПНСВ, поэтому реже применяется при строительстве крупных объектов.

Еще одна популярная технология – использование опалубки с ТЭН и электродами, когда арматура вставляется в раствор и подключается к сети, используя сварочный аппарат или понижающий трансформатор другого типа. Этот способ прогрева не требует специального греющего кабеля, но более энергозатратен, поскольку вода в бетоне играет роль проводника, а его сопротивление при затвердевании значительно возрастает.

Расчет длины

Чтобы рассчитать длину провода ПНСВ для прогрева бетона требуется учесть несколько основных факторов. Главный критерий – количество тепла, подаваемого на монолит для его нормального затвердевания. Оно зависит от температуры окружающего воздуха, влажности, наличия теплоизоляции, объема и формы конструкции.

В зависимости от температуры определяется шаг укладки кабеля со средней длиной петли от 28 од 36 м. При температуре до -5°C расстояние между жилами или шаг составляет 20 см, с понижением температуры на каждые 5 градусов, он уменьшается на 4 см, при -15°C он составляет 12 см.

При расчете длины важно знать потребляемую мощность нагревательного провода ПНСВ. Для самого популярного диаметра 1,2 мм она равна 0,15 Ом/м, у проводов с большим сечением сопротивление ниже диаметр 2 мм имеет сопротивление 0,044 Ом/м, а 3 мм – 0,02 Ом/м. Рабочий ток в жиле должен быть не более 16 А, поэтому потребляемая мощность одного метра ПНСВ диаметром 1,2 мм равна произведению квадрата силы тока на удельное сопротивление и составляет 38,4 Вт. Чтобы подсчитать суммарную мощность необходимо этот показатель умножить на длину уложенного провода.

Подобным образом рассчитывается и напряжение понижающего трансформатора. Если уложено 100 м ПНСВ диаметром 1,2 мм, то его общее сопротивление составит 15 Ом. Учитывая, что сила тока не более 16 А, находим рабочее напряжение, равное произведению силы тока на сопротивление в данном случае оно будет равно 240 В.


Купить провод прогревочный ПНСВ-1,2 по выгодной цене можно здесь

Применение провода ПНСВ – один из самых дешевых способов прогрева бетона. Но он больше годится для применения профессиональными строителями, поскольку для его подключения требуются специальное знание и оборудование. Этот кабель можно применять и в бытовых условиях, правильно рассчитав потребляемую мощность. Снизить расходы при прогреве раствора поможет применение теплоизоляционных материалов, в этом случае нагрев произойдет быстрее, а снижение температуры будет происходить равномернее, что улучшит качество бетона.

Климатические условия на большей территории Российской Федерации диктуют свои условия на все виды строительно-монтажных работ, которые ведутся в холодный период года.

В связи с этим заливка бетонных конструкций в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха возможна лишь при наличии на стройплощадке технической возможности прогрева залитой конструкции, в том числе с помощью электричества.

В промышленных масштабах прогрев бетона производится с помощью специальных трансформаторов и нагревательных кабелей. В домашних условиях при небольших объемах бетонных работ допускается прогрев бетона сварочным аппаратом мощностью от 150 до 200 Ампер.

Что необходимо для прогрева бетона сварочным аппаратом?

  • Бытовой сварочный аппарат мощностью 150-200 А. Важно! Не сварочный инвертор, а сварочный (трансформаторный) аппарат;
  • Провод греющий ПНСВ диаметром 1,5 мм;
  • Провод алюминиевый одинарный АВВГ 1х2,5 мм;
  • Хлопчатобумажная изолента;
  • Клещи для бесконтактного определения силы тока.

Подготовительные работы

Провод ПНСВ разрезается на отрезки (греющие петли)17-18 м. Полученные отрезки равномерно подвязываются к арматурному каркасу под заливку бетонной конструкции. При этом следят, чтобы петли располагались выше середины заливаемой плиты, если заливается колонна – слой бетона над греющими петлями должен быть не менее 4 см.

Подвязку ведут изолированным алюминиевым проводом. Идеальный вариант если петли будут располагаться «змееобразно». Расстояния между петлями принимается в зависимости от температуры воздуха – от 10 до 40 см. Здесь действует правило – «чем ниже температура, тем меньше расстояние».

Количество греющих петель зависит от мощности конкретного сварочного аппарата. Так как одна петля потребляет 17-25А, в нашем случае (мощность 250 А) можно использовать не более 7-8 греющих петель длиной 17-18 м.

Важно! При укладке петель производится маркировка оконцовок – одна оконцовка маркируется изолентой, вторую оставляют свободной.

Петли уложены и подвязаны. Теперь на них необходимо нарастить алюминиевые провода, которые будут подключаться к сварочному аппарату. Длина алюминиевого провода определяется месторасположением сварочного аппарата, но не более 8 метров.

Скрутки греющей петли и наращиваемого провода изолирую ХБ изолентой, и располагаем ее таким образом, чтобы она осталась в толще заливаемой конструкции. В противном случае, скрутка будет перегреваться и сгорит. Маркировку изолентой переносят на концы алюминиевых проводов.

Подключение к сварочному аппарату и особенности прогрева

После заливки бетона, все алюминиевые концы (наращенные) петель подключают к сварочному аппарату. При этом концы с маркировкой изолентой и без таковой подключают на разные полюсы сварочного трансформатора. Включают сварочный аппарат на минимальной нагрузке регулятора мощности.

Клещами проверяют каждую из петель – потребляемый ток должен быть не более 12-14 Ампер. Через 1 час можно добавить половину мощности аппарата, а через 2 часа можно включить аппарат на полную мощность.

Опять проверяем силу тока на каждой петле. Сила тока должна быть не более 25 А. как гласит практический опыт, мощности петли в 20 А, достаточно чтобы качественно прогреть бетон при температуре окружающего воздуха до минус 10 °C.

Особенности прогрева бетона сварочным трансформатором

  • Время прогрева зависит от мощности конструкции и температуры окружающего воздуха. При температуре воздуха до минус 10 °C для гидратации бетона достаточно двух суток;
  • Поверхность бетонной конструкции необходимо утеплить поилками или матами;
  • Не стоит излишне перегревать бетон – конструкция под слоем утеплителя должна быть слегка теплой и не более того.

Бетон – строительный материал, без которого невозможна постройка зданий, ремонт квартир и домов. Прогрев бетона серьезный процесс, поэтому важно знать всю технологию изготовления, чтобы в итоге получить качественный и прочный, а самое главное долговечный материал.

  • Прогрев бетона проводом.
  • Прогрев бетона кабелем.
  • Прогрев бетона сварочным аппаратом.

Прогрев бетона проводом

Прогрев бетона проводом

Для прогрева бетона используется простой и сравнительно недорогой нагревательный провод ПНСВ.

Провод состоит из двух элементов:

  1. Однопроволочная стальная жила, круглой формы.
  2. Изоляция - ПВХ пластикат или полиэтилен.

Способ прогрева бетона проводом основан на передаче тепла бетону от сильно нагретых проводов. Нагревание проводов осуществляется с помощью понижающих трансформаторных подстанций, которые имеют систему регулировки. Такая система очень удобна, она позволяет регулировать тепловую мощность исходя из внешних изменений температуры.

Технология прогрева бетона проводом:

  1. Провод укладывается равномерно в конструкцию, при этом он не должен между собой соприкасаться, не касаться опалубки и не выходить за уровни бетона.
  2. Вывод концов за пределы обогрева осуществляется после соединения нагревательного провода и холодных концов методом их пайки. Место пайки рекомендуется обернуть металлической фольгой для сохранения теплового поля.
  3. Количество и длина нагревательного элемента рассчитывается исходя из подготовленных технологических документов и карт.
  4. Проводится тестовая проверка провода мегомметром для обеспечения равномерной нагрузки тока по фазам.
  5. Подается ток через понижающую трансформаторную подстанцию.

Количество и длина нагревательного элемента рассчитывается исходя из: вида конструкций, площади прогрева, объема бетона и необходимой для этого электрической мощности.

При работе с прогревом бетона проводом обязательно разрабатывается технологическая карта отдельная и индивидуальная для каждой конструкции. Проводятся регулярные лабораторные наблюдения, ведется учет времени прогрева и времени застывания бетона.

Прогрев бетона кабелем

Способ прогрева бетона кабелем не требует больших энергозатрат и не нуждается во вспомогательном оборудовании.

Технология прогрева бетона кабелем:

  1. Кабель устанавливается на основании бетона перед заливкой раствора.
  2. Фиксирование крепежными элементами.
  3. Кабель не должен быть поврежден в процессе установки и эксплуатации и не должен пересекаться между собой.
  4. Подключение кабеля в низковольтный электрический шкаф.

При использовании кабеля для прогрева бетона составляется схема установки кабеля и проводятся температурные испытания.

Прогрев бетона сварочным аппаратом

Способ прогрева бетона сварочным аппаратом включает в себя использование: кусков арматуры, лампы накаливания и обычного градусника. Куски арматуры устанавливаются в параллельно цепи, с примыкающими обратными и прямыми проводами, между ними устанавливается лампа накаливания для измерения напряжения, а для измерения температуры используется градусник. Время затвердения бетона очень длительное и составляет больше месяца. При обогреве таким способом конструкция не должна быть подвержена холоду и заливанию водой.

Такой способ используется при небольших количествах бетона и хороших погодных условиях.

Прогрев бетона в зимнее время

В зимнее время прекращается затвердение бетона, так как вода замерзает и не участвует в химических реакциях. Также происходит разрушение качества и прочности бетона. Поэтому прогрев бетона в зимнее время очень важен и необходим.

Способы и методы прогрева бетона:

  • Добавление противоморозных добавок.
  • Прогрев методом «термос».
  • Другие методы подогрева бетона.
  • Технологический прогрев бетона.

Добавление противоморозных добавок

Противоморозные добавки выдерживают сильные холода, даже при температуре -30 С выполняют свои химические показания. Состав добавок разный, но главным компонентом является антифриз – жидкость, которая не дает воде замерзнуть. Для железобетонных конструкций и арматурных перекрытий подойдут смеси с добавлением нитрит Натрия и формат Натрия. Их главной особенностью является сохранность физико-химических и антикоррозийных свойств при низких температурах.

Для товарного бетона, пустотелых железобетонных блоков, при изготовлении бордюров и тротуарной плитки подойдут смеси с добавлением хлорид Кальция. Свойства этого вещества широко известны во всем мире. Благодаря скорости затвердения, устойчивости к низким температурам и низкой цене строительство в зимнее время стало доступно всем.

Химическое вещество – поташ, идеальная противоморозная добавка. Быстро растворяется даже при минимальном количестве воды, не вызывает коррозии. Применение поташа при прогреве бетона является значительной экономией на строительных материалах.

При использовании противоморозных добавок нужно обязательно соблюдать все нормы безопасности. Например: нельзя применять бетон с этими добавками, когда конструкция находится под напряжением, возводятся монолитные дымовые трубы и т. д.

Прогрев методом «термоса»

Метод «термоса» заключается в том, что в утепленную опалубку с температурой равной 20-25 градусов укладывается бетон. За счет исходящего тепла конструкция приобретает прочность. Также распространенным методом является дополнительное нагревание бетона, а затем помещение его уже в утепленную опалубку

Другие методы подогрева бетона

Трансформаторный метод прогрева похож на метод прогрева «термосом», только вместо обычного обогрева опалубка применяется обогрев трансформатором или проводом.

Электродный подогрев происходит с помощью полосовых, пластинчатых или струнных электродов, которые погружаются в бетон. Ток распределяется по электродам через понижающий трансформатор.

Инфракрасный прогрев бетона происходит не сразу для всей конструкции, а для отдельных зон. В эти зоны ставятся инфракрасные устройства, которые состоят из отражателей и непосредственно из излучателей. Инфракрасные лучи передают тепловую энергию на всю выбранную секцию конструкции. Благодаря боковому излучению все холодные места прогреваются.

Технологический прогрев бетона

Технологический прогрев бетона основан на передаче тока через кабель или провод, которые устанавливаются на конструкцию перед заливанием бетона. Концы провода или кабеля подключаются к трансформатору, затем происходит подача тепла. Уровень напряжения регулируется согласно установленного и разработанного проекта, при этом обязательно учитываются; площадь конструкции, погодные условия, марки бетона, длины провода.

Прогрев бетона в зимних условиях необходимая составляющая для любых строительных работ. Существует множество разнообразных схем прогрева бетона и выбор происходит индивидуально для каждой конструкции.