Особенности съемки с проводкой. Основы фотосъемки с проводкой

Особенности съемки с проводкой. Основы фотосъемки с проводкой
Особенности съемки с проводкой. Основы фотосъемки с проводкой

Иногда очень хочется запечатлеть какое-то быстрое событие - проезд какой-то машины, выступление спортсмена во время соревнований или просто друга, делающего трюк на велосипеде или прыжок с трамплина на сноуборде. Новичок готовится к съёмке и в кульминационный момент давит на кнопку спуска.

Иногда очень хочется запечатлеть какое-то быстрое событие - проезд какой-то машины, выступление спортсмена во время соревнований или просто друга, делающего трюк на велосипеде или прыжок с трамплина на сноуборде. Новичок готовится к съёмке и в кульминационный момент давит на кнопку спуска. И каково же будет его (и его друга) разочарование, когда при просмотре снимка они вместо красиво выполненного трюка они увидят какую-то цветную кашу?!? Более продвинутые новички догадаются перед подобного рода съёмкой перевести свой фотоаппарат в режим "Спорт". Но даже этот приём далеко не всегда приводит к желаемому результату. Так в чём же дело и как избежать таких промашек???

Всё очень просто - съёмка быстротекущего процесса требует соблюдения двух условий (не обязательно одновременно):
1. Минимально короткая выдержка.
2. Съёмка с проводкой.

Именно по первому принципу устроен режим "Спорт" в большинстве фотоаппаратов. При этом, чтобы сохранить минимальную выдержку ЦФК может поднять светочувствительность до максимума. Результат вряд ли порадует, так как даже в случае попадания в кадр объекта съёмки весь снимок будет ощутимо зашумлён (напоминаю, что речь идёт о простых незеркальных ЦФК, где съёмка с ISO выше 200 - просто бессмысленна из-за обилия шумов). Вдобавок, если даже нам повезёт со светом (например, сцена снималась летним днём) и ISO оставалось в пределах разумного, снимок всё равно будет несколько безжизненным, ввиду отсутствия на нём движения. То есть мы получим как будто бы моментальную заморозку объекта съёмки и его фона.
Второй способ требует определённых навыков. Для этого фотограф должен научиться поворачивать объектив камеры ровно с такой скоростью, чтобы объект съёмки постоянно находился в кадре. Тренироваться можно на проезжающих мимо машинах - сначала тех, которые едут подальше и с меньшей скоростью. Или ещё лучше - на пешеходах. Важное условие: объект должен следовать курсом перпендикулярным (или близко к этому) к оптической оси объектива. Иными словами, объект не должен приближаться или удаляться от фотографа. Когда вы научитесь держать пешехода/машину под постоянным прицелом, ой, то есть в кадре, можно попробовать понажимать на курок, ой, то есть на кнопку спуска.

Теперь когда у вас появился навык поворота камеры согласно движущемуся объекту, перейдём к настройкам фотоаппарата. Если в вашем фотоаппарате есть возможность установки следящего автофокуса - установите его. Если в нём есть возможность ручной фокусировки - установите её на такое расстояние, где траектория движущегося объекта пересекается с оптической осью камеры. Если же ваш фотоаппарат не имеет ни первой, ни второй возможности, то сфокусируйтесь на точку пересечения при помощи полунажатия на кнопку спуска. Объектом для фокусировки при этом может быть земля/трава в этой точке или куст/дерево или ещё что-то такое. Если ваш фотоаппарат имеет функцию серийной съёмки - замечательно! - включите её.

Дальше начинается искусство. Чтобы объект съёмки как можно дольше оставался в фокусе лучше поставить минимальную диафрагму (т. е. максимальное диафрагменное число для вашего аппарата). Но чем меньше диафрагма, тем больше будет выдержка и/или ISO. БОльшая выдержка может привести к бОльшему смазу, бОльшее ISO - к бОльшим шумам. Так что экспериментируйте

Лично мои рекомендации - средняя диафрагма и минимальное ISO. А выдержка - какая получится для нормальной экспозиции. Чем бОльше выдержка - тем бОльшим будет смаз фона, тем сильнее будет эффект движения. В зависимости от скорости перемещения объекта и твёрдости рук фотографа выдержка может быть от 1/100 до 1/10 секунды.

Итак, поехали! Держим движущийся объект под прицелом, лучше будет, если мы к тому времени уже определились с расстоянием и полунажали спуск. Поворачиваем объектив согласно траектории движения объекта и как только он попадает в зону фокусировки, нажимаем спуск до конца и НЕ ПЕРЕСТАВАЯ поворачивать объектив следим за ним до тех пор пока он не выйдет из зоны фокусировки. Если у вас был включен режим серийной съёмки - получите несколько кадров из которых можно будет выбрать лучший. Да, ещё такой совет: будет лучше, если вы будете держать объект не точно в центре кадра, а немного с упреждением, чтобы перед объектом было больше пространства, чем за ним - это усиливает иллюзию движения.

Примеры съёмки с проводкой приведены в этом альбоме . Настоятельно рекомендую посмотреть EXIF-ы этих фотографий, чтобы посмотреть диафрагму, выдержку и фокусное расстояние (ISO везде равно 80).

Итак, моя первая в жизни фотостатья про фотосъемку с проводкой (уж не судите строго). Лично мне очень нравятся такие фотографии: глядя на них уж никак не скажешь, что случайно прикольная фотка получилась! Видно, что автор заморочился, читал статьи или смотрел ролики, тренировался, набирался опыта…

Фотосъемка с проводкой – один из способов показать движение в кадре. Техника заключается в следующем: в промежуток времени, когда происходит экспонирование (открыт затвор, свет попадает на матрицу), объект съемки и камера двигаются с одинаковой скоростью, по одинаковой траектории, в параллельных плоскостях. В результате получается резкий объект съемки, а фон (особенно если он не однородный, например, стена с граффити) очень эффектно размыт.

Как снимать? Размещаем объект съемки в исходной точке А, двигаться он будет до точки В (а потом обратно из т. В в т.А), а сами находитесь в точке С. Все 3 точки образуют равнобедренный треугольник. Становимся устойчивей, фотоаппарат крепко держим обеими руками. Я бы посоветовала, для начала, просто последить за объектом через видоискатель. Двигаться нужно корпусом, стараясь руки/голову/фотоаппарат держать неподвижно. Когда есть уверенность, что слежка удается, начинайте снимать!

Про цифры: в этой технике приоритет за выдержкой. В умных книгах написано, что ее значение выставляется в промежутке от 1/125 до 1/8. На мой взгляд, немного потренировавшись, каждый сам выберет себе удобную выдержку. Лично мне удобней всего снимать с 1/40 плюс/минус. Когда определяемся с выдержкой, диафрагму и iso ставим по экспозамеру (или чутью). Если есть в фотоаппарате функция следящий фокус (в каноне all servo ) и возможность серийной съемки, обязательно воспользоваться этими крайне для нас полезными опциями.

Итак, все на исходных позициях, командуем объекту «На старт», и начинаем движение вместе с моделью. Кнопку затвора зажимаем через секунду после начала движения. Следя за моделью через видоискатель, наслаждайтесь дивным звуком щелкающего затвора. Ну, а потом, еще разок… и еще… и, кадров через 50 начнут попадаться удачные. А потом через 20. А потом и в каждой серии. Как правило, хороший кадр - это 2-3 кадр серии.

Техника фотосъемки с проводкой далеко не самая простая, даже 1 удачный кадр из 100 станет маленькой победой и несомненным поводом для гордости).

Так что, если есть желание сделать действительно классную фотографию, берите в модели жен/мужей/друзей с автомобилями (а если вдруг у друга окажется Сadillac Eldorado года 59-го, то и меня зовите;), братьев с мопедами, детей с велосипедами и самокатами и дерзайте! Ну, а зрители, просто наслаждайтесь хорошими фотографиями, ведь теперь вы знаете, что это не просто случайно удачный кадр, а труд и старание его автора) Всем удачи!

Многие знают, что при использовании длительной выдержки снимки могут получаться смазанные. Данный эффект можно использовать на благо композиции, делая фотографии с проводкой. Эта техника съемки позволяет получить невероятные снимки, наполненные динамикой. Для того, чтобы научиться делать такие фотографии, нужно знать немного теории и как можно больше практиковаться.

Вся суть состоит в том, что во время экспонирования кадра, пока затвор открыт, камера должна двигаться за объектом съемки с такой же скоростью как и он сам. Это позволит получить главный объект съемки резким, а фон - размазанным по направлению движения камеры.

Проще всего делать снимки с проводкой, снимая объекты, направление движения и скорость которых вам заранее известна или как минимум она легко предсказуема. В противном случае за объектом будет очень сложно проследить, и он получится размазанным.

Как фотографировать с проводкой?

  • Выдержку следует поставить более длинную, чем обычно. Подбирать её придется экспериментальным путем. Начинать лучше с 1/30 секунды. Съемку следует осуществлять в режиме приоритета выдержки или в ручном режиме. Чем длиннее будет выдержка, тем длиннее будут полосы от проводки, но главный объект съемки будет сложнее сделать резким.
  • Определившись с объектом съемки, следует найти место для фотографирования, где ничего не будет мешать обзору. Конечно же стоит позаботиться о фоне снимка. несмотря на то, что фон будет размыт, случайные фигуры людей или негармонично вписавшиеся цвета могут испортить снимок.
  • Выполняйте плавную проводку. Тогда, когда объект появился в поле зрения, следует поймать его в видоискателе, зажать кнопку спуска затвора и некоторое время вести камеру вслед за объектом съемки. Чтобы снимок был более плавным, можно использовать штатив или монопод.
  • Легче всего снимать, находясь сбоку от объекта съемки.
  • Автофокус. В том случае, если фотоаппарат имеет функцию следящего автофокуса, и он работает достаточно быстро, можно воспользоваться им.
  • Если автофокус камеры не может работать в таких условиях, то придется заранее предусмотреть, где будет находиться объект съемки и сфокусировать фотоаппарат на этой области.
  • После нажатия на кнопку спуска затвора следует плавно вести камеру вслед за объектом. Поворачивать нужно не только голову и камеру, но и всё туловище выше пояса. Ногами следует устойчиво опираться на землю, чтобы не шататься. Кнопку спуска затвора нужно нажимать плавно, чтобы максимально исключить дрожание фотоаппарата.

Еще один вариант съемки с проводкой.

Иногда хорошие снимки получаются при использовании вспышки во время съемки с проводкой. Особенно это хорошо работает при фотографировании в условиях недостаточной освещенности. Главное преимущество использования вспышки заключается в том, что объект съемки оказывается более ярким, чем фон, и тем самым лучше выделяется на снимке.

Фотографируя со вспышкой, главное не засветить объект съемки и не сделать его слишком выделяющимся. Для этого нужно корректировать мощность вспышки.

Практика съемки с проводкой

Сразу добиться хороших результатов съемки с проводкой будет не просто. Скорее всего, первые фотографии будут неудачными. Тогда, когда вы поймете, как двигаться и как настраивать камеру, снимки будут получаться всё лучше и лучше. Практиковаться лучше всего на спортивных соревнованиях или просто стоя у края дороги. запомните, что объект съемки не всегда должен быть абсолютно резким. Легкое размытие снимаемого объекта только подчеркнет динамику, изображаемую на фотографии.

Если вы увлекаетесь фотографией, вы наверно слышали о съемке с проводкой. Но вот что это, и как это, - не до конца понимаете, но хотите узнать что же это такое и как это выглядит на фотографии. Этот материал поможет вам разобраться в деталях съемки с проводкой, а также вы узнаете когда и зачем этот прием применять.
Для начала, давайте расшифруем само понятие «Съемка с проводкой ».

Итак, съемка с проводкой - это специальная техника съемки быстро движущихся объектов (замораживание объекта - размытие фона). То есть, вы следите за перемещением объекта в видоискателе камеры, и в нужный момент спускаете затвор.

Это просто сказать, но не просто сделать. Пока мы не будем рассматривать детали техники съемки, сейчас посмотрим как это выглядит на снимках. На снимках это выглядит следующим образом: - "замороженный" объект на размытом фоне, но иногда фон может быть размыт частично или вообще не размыт, это зависит от многих факторов, которые мы рассмотрим чуть позже.

Как правило, размытие фона обычно происходит в горизонтальной плоскости, но направление размытия зависит от направления движения объекта. Фотографии снятые с применением данной техники съемки выглядят очень эффектно и выразительно. Такие снимки привлекают внимание зрителя, отсюда такой интерес и желание фотографов использовать этот прием в своих работах. И так, с этим разобрались, можем двигаться дальше.

Выдержка - один из инструментов размытия фона

Чтобы получить размытый фон на изображении, для этого необходимо использовать длинную выдержку, например 1/15 - 1/60 сек., при движение камеры по оси, примерно 30° в секунду. Но если использовать короткие выдержки, например 1/200 сек., движение камеры должно быть в разы быстрее, иначе фон останется не размытым или размытым только частично.

Обратите внимание на то, что такая длинная выдержка, скорей всего, приведет также к частичному размытию главного объекта, если объект "вести" не точно. Чтобы получить качественный снимок с эффектом движения, съемка с проводкой требует максимальной статичности объекта в кадре в момент срабатывания затвора. Это сделать довольно трудно, особенно когда объект непрерывно движется вправо-влево, вверх-вниз, приближается-удаляется, например, как вот эта бегущая белка.

Удержать объект в окне видоискателя - этого недостаточно для качественного снимка, нужно чтобы объект занимал нужное пространство кадра, находился в нужном месте кадра и обязательно в фокусе. Эта техника съемки подразумевает не только совершенное владение фотокамерой, но также предъявляет высокие требования к возможностям и уровню самой камеры. Автофокус фотокамеры и фокусировочная система объектива должны работать как часики: - быстро находить цель, и крепко её удерживать.

Какие режимы камеры использовать при съемке с проводкой?

Для съемки с проводкой (когда необходимо получить эффект движения), на мой взгляд, наиболее подходящим режимом является ручной режим или автоматический режим с приоритетом выдержки. В этих режимах съемки, вы можете установить требуемую размытость фона, которая в большей степени зависит от скорости затвора. Если снимать в автоматическом режиме с приоритетом диафрагмы, размытость фона можно получить за счет малой ГРИП, но такая размытость не способствует образованию эффекта движения (фото вверху).
Также в данном режиме будет сложно достичь требуемого размытия фона с эффектом движения, так как в этом режиме камера автоматически подбирает выдержку, которая может оказаться слишком короткой, чтобы смазать фон.

Настройка режима автоматической фокусировки

Съемка с проводкой - это съемка движущихся объектов, значит, «Режим непрерывной автофокусировки» нам подходит как никакой другой. Пока кнопка спуска затвора нажата на половину, этот режим автофокусировки обеспечивает непрерывную фокусировку на движущемся объекте, что очень полезно в данных условиях съемки.

Выбор зоны фокусировки

Выбор зоны замера экспозиции

В условиях данной съемки, я рекомендую использовать 3D цветовой матричный замер экспозиции. Это связано с тем, что объект может занимать различный процент площади кадра, поэтому, чтобы камера смогла адекватно установить экспозицию для объекта и фона, необходимо устанавливать замер по всей площади кадра. Если установить центрально-взвешенный замер экспозиции, можно потерять детали фона, например, если объект довольно светлый и занимает треть площади кадра. Точечный замер экспозиции, в условиях данной съемки, категорически не подходит.

Используйте системы гашения вибрации

Если ваш объектив оснащен модулем подавления вибраций (системой стабилизации изображения), рекомендую использовать его в активном режиме. Это в какой-то степени увеличит шансы получить четкое изображение главного объекта. Как узнать, оснащен ли ваш объектив модулем подавления вибраций? Обозначения систем гашения вибрации на фотокамерах разных производителей найдете по приведенной ссылке.

Используйте режим серийной съемки

Снимая в режиме серийной съемки, у вас появится возможность в процессе постобработки собирать интересные коллажи из серии кадров, например, как фото ниже (галерея Панорама). Также, серийная съемка поможет запечатлеть тот единственный уникальный кадр, который мог бы пролететь мимо...

Особенности техники съемки с проводкой

Как получить эффект движения?

В заключении, хочу обратить ваше внимание на некоторые особенности данной съемки, которые существенно могут повлиять на конечный результат. И так, мы уже знаем что выдержку для размытия фона надо устанавливать в пределах 1/15 - 1/60 сек. Но не только от такой длины выдержки зависит уровень размытия фона. Например, если установить выдержку 1/100, или даже 1/200 сек., можно также получить четкий объект и размытый фон. В зависимости от расстояния до объекта, а также от расстояния до фона, можно получать великолепный эффект движения.

Например, объект на расстоянии до 3-х метров, фон на расстоянии больше 50м., в результате мы получим отлично размытый фон даже при выдержке 1/200 сек., при условии, что объект движется довольно быстро (примерно, 8 м/сек.). В случае когда объект находится на расстоянии больше 10-ти метров, при той же скорости движения, фон - на том же расстоянии (больше 50м.), то размытие фона будет намного меньше, или вообще размытия не будет заметно. Это связано с тем, что по отношению к фону, объект двигается медленней, значит, скорость поворота камеры также замедляется.

Используем телеобъектив (200-500мм) при съемке с проводкой

Если фон на бесконечности, то даже при 5-ти метрах до объекта будет трудно качественно размыть фон, если конечно это не съемка движущегося на бешеной скорости болида Формулы-1 с Шумахером на борту. Но это правило касается тех случаев, когда используется стандартный объектив (50-80мм). Если использовать телеобъектив при съемке с проводкой (200-500мм), то здесь фон можно "мазать" качественней при больших расстояниях до объекта, но при условии, что объект движется перпендикулярно точке съемки, то есть, движение происходит слева - на право, или наоборот.

В тех случаях, когда движение объекта происходит по направлению к нам, - от нас, или по диагонали, см. фото выше (Kitesurfing), получить качественное размытие фона вряд ли удастся, даже с применением телевика. Здесь работает простое правило: - чем выше скорость объекта по отношению к фону (чем быстрей перемещается камера), тем качественней получается размытие (эффект движения). Вот, собственно, и все что могу поведать на сегодняшний день о технике съемки с проводкой. Если изобрету новые приемы съемки для этой техники - обязательно поделюсь с вами.
Всем желаю много удачных и качественных снимков. Спасибо за внимание.

Еще по данной теме:

Kitesurfing - особенности фотосъемки

) может значительно повлиять на фотоснимок, как в лучшую, так и в худшую сторону, особенно если речь идет о фотографировании движущихся объектов. Сегодня речь пойдет о «проводке» – это прием фотографирования объектов в движении, который позволяет получить потрясающие результаты (при наличии должного уровня мастерства… или если фотографу сопутствует немного удачи). Чтобы овладеть этим приемом в совершенстве, требуется очень много терпения и практики. Суть проводки заключается в том, что в момент съемки объектив фотоаппарата перемещается вслед за движущимся объектом, в результате чего сам объект получается относительно четким, а фон – динамично размытым.

Это создает эффект движения и скорости, поэтому при использовании этого приема хорошо получаются фотографии любых движущихся объектов: гоночной машины, бегущего питомца, велосипедиста и т.д.

Лучше всего применять проводку при съемке объектов, которые движутся по относительно прямой траектории, когда можно предвидеть, куда они направляются. Если объект движется беспорядочно из стороны в сторону, то, во-первых, фотографировать его с проводкой очень трудно, а во-вторых, снимки выглядят небрежными и размытие фона в разных направлениях смотрится несколько странно.

Как же пользоваться приемом «проводка»?

  • Выдержка должна быть несколько больше, чем обычно. Можно попробовать выдержки в районе 1/30 с, в зависимости от условий освещения и скорости движущегося объекта. Самый приемлемый диапазон выдержек находится между 1/60 и 1/8 с, причем, чем длиннее экспозиция, тем больше шансов, что на снимке появится дополнительная нечеткость за счет дрожания камеры.
  • Место для съемки нужно выбирать таким образом, чтобы никто и ничто не преграждало обзор, с учетом, что при съемке камера будет следить за объектом. Также следует обращать внимание на фон: несмотря на то, что он будет размыт, слишком яркие или бросающиеся в глаза объекты могут отвлечь внимание зрителя от основного сюжета. По возможности нужно выбирать однородный и однотонный фон.
  • Чтобы приспособиться к движению объекта, нужно плавно проследить за ним объективом, стараясь удержать его в кадре на одном месте. При использовании длиннофокусных объективов имеет смысл установить фотоаппарат на штатив или монопод с шарнирной головкой.
  • Лучше всего обычно получаются снимки, когда объект движется параллельно фотографу, не приближаясь и не удаляясь от него – это облегчает задачу фокусировки на движущемся объекте.
  • Фотоаппараты, оснащенные соответствующей функцией, в режиме непрерывной фокусировки могут сами удерживать перемещающийся объект в фокусе, для этого достаточно наполовину нажать кнопку спуска. В зависимости от погодных условий и скорости объекта, автофокус не всегда может быть достаточно точен.
  • Без автоматической фокусировки, или если автофокус слишком медленный, нужно предварительно сфокусироваться в предполагаемой точке съемки на траектории движения. Затем, сопровождая объект, сделать снимок, когда он будет находиться в нужном месте.
  • При срабатывании затвора (кнопку спуска нужно нажимать как можно мягче, чтобы избежать дрожания камеры) объектив должен продолжать движение вслед за объектом, равномерно удерживая его в нужной точке кадра, даже после окончания выдержки. Благодаря такому равномерному движению фон останется динамично размытым на всех частях снимка.
  • Более старые модели цифровых фотоаппаратов и любительские фотокамеры имеют так называемую «задержку затвора». Задержка затвора – это время между нажатием кнопки спуска и фактическим срабатыванием затвора и захватом изображения. Такие технические особенности следует учитывать при фотографировании с проводкой.

Еще один вариант фотографирования с проводкой

Жестких правил при фотографировании с проводкой нет, в качестве эксперимента можно использовать вспышку в режиме медленной синхронизации. Фотографирование со вспышкой получится, если объект находится достаточно близко или вспышка достаточно мощная, чтобы хорошо осветить его. В режиме медленной синхронизации устанавливается достаточно большая выдержка, чтобы создать размытый в движении фон, после чего срабатывает вспышка и объект на переднем плане фиксируется хорошо освещенным и резким.
При использовании вспышки, возможно, придется попробовать разные настройки мощности, чтобы вспышка освещала передний план, но не фон.

Проводка камеры и терпение

Первые попытки фотографирования с проводкой могут быть весьма интересными, но в то же время очень утомительными, потому что этот прием требует навыка. На первых порах, при фотографировании мероприятий, например, автогонки, лучше использовать различные методы съемки – как с короткими, так и с длинными выдержками. В этом случае даже неопытный фотограф получит несколько качественных снимков, а это лучше, чем провести весь день, фотографируя, и в итоге получить кучу размытых, некачественных снимков.

Лучший способ попрактиковать фотографирование с проводкой камеры (а практика – это как раз то, что нужно для освоения этого приема) – потратить несколько часов на фотосъемку машин где-нибудь у оживленной трассы. Любая трасса – это бесконечный поток подходящих объектов съемки.

Следует заметить, что при фотографировании с проводкой камеры объект съемки никогда не получается абсолютно резким. Объект получается резким относительно фона, но сам по себе, в силу ряда причин, он обычно тоже бывает не совсем в фокусе. Такое размытие объекта съемки тоже придает фотографии ощущение движения и скорости.