Основы фотографии - объективы, виньетирование, диафрагма и глубина резкости, красные глаза. Что такое виньетирование

Основы фотографии - объективы, виньетирование, диафрагма и глубина резкости, красные глаза. Что такое виньетирование
Основы фотографии - объективы, виньетирование, диафрагма и глубина резкости, красные глаза. Что такое виньетирование

Prime Lens – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием (фикс.). Такой объектив не может приближаться, или отдалятся от объекта съемки. Очень часто, объективы такого типа стоят дешевле, чем зум-объективы, фотографии, сделанные ними, получаются более качественными. Многие профессиональные фотографы предпочитают использовать именно такие объективы. Фиксы обычно имеют максимальное относительное отверстие.

Что такое виньетирование?

В фотографии и оптике, виньетированием называется снижение яркости и насыщенности изображения по бокам, в то время, как в центре, яркость и насыщенность изображения не меняется. Слово виньетка, изначально обозначало декорирование границ в книге. Позже, начало использоваться для фотографического портрета, который четко виден в центре, и постепенно исчезает на краях. Аналогичный эффект возникает при съемке проецируемых изображений или фильмов с проекционного экрана.
Виньетирование, часто бывает случайным и нежелательным эффектом, обусловленное настройками камеры, или дефектом объектива. Тем не менее, иногда, этот эффект используется намеренно, для того, что б привлечь внимание к центру кадра. Фотограф может использовать специальные фильтры, создающие эффект виньетирование, или добавить его в процессе пост-обработки изображения.

Понимание диафрагмы и глубины резкости

Диафрагма – это устройство в объективе фотокамеры, с помощью которого регулируется размер относительного отверстия. Диафрагма позволяет регулировать уровень освещенности и определяет глубину резкости. Обычно, объектив имеет значение диафрагмы f/1.4, f/1.8, f/2.8, F / 4, f/5.6, F / 8, f/11, f/16. При значении f/1.4 в результате получаем размытое изображение с небольшой детализацией объекта съемки. При значении f/16, получаем абсолютно четкое изображение.
Значение диафрагмы полностью зависит от того, какую камеру вы используете. Изменить значение диафрагмы можно через меню камеры, это может быть сделано только в ручном режиме, или в режиме с приоритетом диафрагмы. В других режимах, камера сама устанавливает нужное значение диафрагме, не принимая во внимание глубину резкости. Многие фотографы снимают в режиме приоритета диафрагмы, так как это позволяет им самостоятельно контролировать глубину резкости, и дает возможность выбрать подходящую скорость затвора камеры.

Что такое красные глаза?

Красные глаза возникают, когда используется вспышка в условиях низкой освещенности и отражается от сетчатки глаз. Дело в том, что в условиях низкой освещенности, радужная оболочка глаза широко открыта, на глаз попадет яркий свет вспышки, который отражается еще до того, как затвор камеры закроется. Из-за того, что сетчатка глаза красного цвета, на фотографии получаются красные круги. В хорошей камере, есть режим подавления эффекта красных глаз. В этом случае вспышка срабатывает два раз, первый раз перед снимком, а второй раз во время съемки. Эффект красных глаз происходит и при фотографировании животных, но глаза у них получаются белыми, а не красными.

Использование зум-объективов

Зум-объектив сочетает в себе несколько фокусных расстояний в одном объективе, и может быть использован для создания интересных и необычных эффектов. Приближение, непосредственно, во время съемки создает эффект мягкого фильтра, предмет, как будто появляется в кадре из пустоты. Такой эффект делает фотографии интереснее и динамичнее. Лучше всего эффект будет работать если применить долгую выдержку. Изображение будет четким в центре, и несколько размытым по краям. Чем дольше выдержка, тем сильнее эффект. При создании снимков такого рода, лучше всего использовать штатив, он предотвратит нежелательное дрожание камеры.
«Всё в одном», зум-объектив обеспечивает максимальную гибкость съемки, но цена такого объектива значительно больше, чем цена объектива с фиксированным фокусным расстоянием. Хотя, если учитывать то, что объективов с фиксированным фокусным расстоянием вам понадобится несколько, для разных съемок, то в итоге, купить один зум-объектив окажется выгоднее. К тому же постоянно меняя фиксы, вы увеличиваете риск попадания грязи на объектив и в фотоаппарат.

Время проносится быстро. И наши малыши растут... вырастают из памперсов, потом из детских колготок, из зимних комбинезонов... Становятся все взрослее и взрослее... А так хочется порою закричать «Остановись, мгновенье!»... И как прекрасно, что практически каждому из нас доступен волшебный способ останавливать момент — запечатлеть все на фотографии. Приглашаю сегодня поговорить о тонкостях и секретах профессиональной детской фотографии.

Секреты детской фотографии

Детская фотография считается самой искренней и в то же время самой сложной в мастерстве. Многие фотографы предпочитают совсем не работать с детьми, или же долго учатся, чтобы освоить азы этого нелегкого дела. Именно поэтому родители обязательно должны помогать им, и готовиться вместе с детьми к фотосессии заранее.

Далеко не каждый понимает, что детская фотосессия – это отдельный самостоятельный вид фотосъемки. Как и в любом другом виде, здесь есть свои категории, и отдельные направления. Условно их можно разделить на следующие:

  1. Новорожденные и малыши до полугода. Таких крошек, конечно же, чаще всего фотографируют на дому. Это будет удобно и вам, и специалисту. Главное помните, что для таких крошек вредна фотовспышка. Хотя настоящий профессионал все это знает и не станет вредить младенцу.
  2. Дети от полугода до 2 лет. Это уже совсем другая, почти осмысленная категория. Детки уже активно в этом возрасте показывают эмоции, могут ползать, ходить. Привлечь внимание таких карапузов уже гораздо сложнее, а уж удержать это внимание – еще труднее.
  3. Дети от 2 до 4 лет. Это лучший возраст для фотосессий, как семейных, так и портретных. Они уже прекрасно понимают, чего от них хотят, нередко любят позировать в кадре, и обожают баловаться и наряжаться. Конечно, есть случаи, когда включается и другая сторона «медали»: капризы и вредности типа «Не хочу», «Не буду», «Отстаньте от меня» и все в таком духе. Здесь главное не заставлять ребенка через силу фотографироваться. Переключите внимание, пока он капризничает на что-то другое.
  4. Дошкольники, дети от 4 до 7 лет. В этом возрасте может проявиться застенчивость, или наоборот, чрезмерное баловство. Но плюс в том, что в такое время с детьми уже легче договориться, попросить их занять определенную позу, помолчать, посидеть в тишине, чтобы фотограф мог спокойной сделать свою работу.
  5. Дети школьного возраста, подростки. Здесь важным элементом должно служить умение договариваться и ладить с ребенком. Если он не хочет фотографироваться, то скорее всего, от этой затеи вам придется отказаться.

Как фотографировать детей ?

Особенно тяжело приходится фотографам малышей, ведь они активны, и их еще не заставишь позировать, посидеть на месте. Сегодня мы решили рассказать вам об интересных идеях для детской фотосессии, возможностях оформления работ с детской фотографии и прочие секреты, которые пригодятся любому родителю, желающему как можно больше оставить следов и памяти о детстве подрастающих наследников.

О нашем первом опыте профессиональной фотографии я рассказывала в Арсению тогда было два года, а Алеше шесть лет.

Отправляясь в студию профессиональной фотографии с самыми маленькими, возможно, вам пригодится следующее:

  • пеленальные принадлежности, гигиенические средства, чтобы не попасть в казусную ситуацию;
  • Игрушки и разные предметы, преимущественно ярких цветов: шуршащая бумага, погремушки, цветные драпировки, игрушка на объектив и так далее. Если у крохи есть игрушка, с которой он спит, привык с ней успокаиваться, то обязательно берите ее с собой;
  • обязательно несколько комплектов сменой одежды. Это может быть самая разная одежда – домашняя, нарядная, спортивная, а также красивая детская верхняя одежда .

Как правило, в студии фотографы, часто занимающиеся детской съемкой, создают все условия для ребенка и их родителей.

Важный совет – на детские фотосессии лучше всего отправляться утром, до 10-11 часов дня, когда ребенок активный, играет и не хочет спать.

Еще один маленький секрет успешной фотосессии с детьми: сразу приступить к процессу. Заранее обговорите с фотографом этот момент и попросите заблаговременно настроить всю необходимую аппаратуру, подготовить инвентарь и аксессуары.

Возможно использование и дополнительного реквизита. Многое профессионалы делают своими руками. Реквизиты ручной работы добавляют детской фотосессии эксклюзива и креативности. Вы можете и сами что-то изготовить для фотосессии. Отлично будут смотреться интерьерные цифры, если вы организовываете фотосессию на День Рождения крохи, или же рукодельные гирлянды, фонарики из бумаги и другие полезные .

Есть специалисты, которые не делают ровным счетом ничего сверхъестественного, а просто позволяют детям играть на студии, и при этом фотографируют их. Не зря же говорят, что самые лучшие кадры получаются именно тогда, когда человек специально не позирует на камеру. С детьми – также. Искренность, непосредственность ребенка, его простые и в то же время такие чистые эмоции – все это может поймать объектив хорошего детского фотографа.

Что касается детей постарше, то тут уже разговор совершенно другой. Просто так улыбаться игрушке подросший шести-семилетка не будет. Именно поэтому для того, чтобы кадры получились, как можно естественнее и интереснее, заранее поговорите с дочкой или сыном, расскажите для чего вы хотите сделать эту фотосессию. Не заставляйте ребенка фотографироваться в те дни, когда он чувствует недомогание или просто в плохом настроении.

Фотография на виньетку в детском саду

Детский сад — очередной важный этап для семьи. Накал этой «важности» происходит в старшей и подготовительной группах, когда детская фотография становится архиважной с точки зрения будущей гордости и воспоминания.

Это ждет в этом году и нашу семью. Младший сынок выпускается из детского садика и поступает в 1 класс. И хочется запечатлеть самое интересное и важное, чтобы и он сам потом с удовольствием просматривал свой альбом.

Благо сегодня фотографы предлагают 1000 и одну идею создания фотокниг и оригинальных виньеток для выпускников детского сада. Фотография на виньетку в детский сад должна быть оригинальной и в то же время простой. Однако и здесь есть некоторые тонкости, которые помогут вам не разочароваться в результате.

  1. Готовя ребенка к фотосессии в детском садике, в первую очередь, следует подумать об одежде. Она должна быть не только красивой, но и удобной, чтобы ребенку нигде не давило, не спадывало, не смущало и т.д.
  2. Говоря об одежде следует помнить и о цветовой гамме. Излишне яркие цвета одежды отвлекают от лица ребенка, а белоснежный цвет и оттенки белого и кремового могут «подпортить» фотографу кадр лишним отсветом. Также не рекомендуется использовать в одежде преобладание голубого цвета. Лучше заранее обговорить с фотографом цвет используемого фона, и отталкиваться уже от этого.
  3. Прическа также должна соответствовать. И если мальчикам достаточно сделать свежую аккуратную стрижку, то о прическах для девочек нужно подумать заранее. Нежелательны высокие «хвосты» и распущенные волосы. Лучше всего смотрится красивая коса.
  4. Организовывая фотосессию на воздухе, в спортивном зале или просто в группе можно одеть детей по-спортивному. Очень стильно будет смотреться группа, одетая в одинаковые костюмы, например, в том же спортивном стиле.
  5. Приводите детей на фотосессию в детском саду заранее, а не за 10-15 минут. Дети должны привыкнуть к постороннему человеку, освоиться, и, наконец, настроиться на мероприятие и фотосъемку.

Многие родители и дети задаются вопросом: как хорошо выходить на фотографиях? Ответ прост и подходит для любой ситуации, для любой фотосъемки главный секрет — естественность, быть самим собой. У детей, если им не мешать, это получается лучше всего. Если они грустят, они грустные, если радуются, то веселые и непоседливые. Притворяться маленький ребенок пока не умеет.

Идеи для фотокниги выпускника детского сада

Попросите добавить в детский выпускной альбом фотографии из спортивного, музыкального зала. Пусть фотограф проведет вместе с детьми весь день или даже несколько дней: побудет на занятиях, на обеде, перед тихим часом, в игровой комнате. Это подарит фотокниге «живость» и оригинальность.

Вот для примера съемка в музыкальном зале. Здесь дети могут взять в руки любые музыкальные инструменты, и вокруг фотографа водить хоровод. Нет, фотограф не будет кружиться вместе с вашими детьми, тщетно пытаясь уловить красивый кадр, он просто будет «ловить» самые красивые кадры, чтобы захватить как можно больше удачных прикольных моментов.

Съемка в спортивном зале и того лучше! Здесь фантазия безгранична. Можно построить из мягких кубиков, стульев и игрушек полосу препятствий, и пусть детвора играется, забавляется, преодолевает сложности на пути. А фотограф, вооружившись фотоаппаратом, «вылавливает» лучшие искренние кадры.

Удивительные фотокниги предлагает и . Это не просто фотокнига выпускников, но и захватывающие сказочные приключения, которые учат доброте и смелости.

Вручение книг про них, приводит в невероятный восторг ребят! Глаза ребят сверкают от радости и изумления. Любопытство заставляет открыть книгу и окунуться в мир сказочных событий. И книга перечитывается много раз. Подробнее о такой фотокниги для выпускников детского сада или начальной школы можно узнать вот .

В данном видео даются действенные советы от профессионального фотографа о том, как фотографировать детей.

Детки растут быстро. Часто хочется запечатлеть каждую минутку, каждый час взросления ребенка. Современные технологии помогают нам делать хорошие кадры, но по-настоящему хорошая работа настоящего специалиста и профессионала, незаменима.

Расскажите о вашем опыте фотографии на виньетку в детском саду. Получилось ли? Совпал ли результат с ожиданиями? Буду благодарна за ваш бесценный опыт!

Желаю вам ярких образов и отличных снимков!

С теплом,

— оптическое
— натуральное
— механическое
— пиксельное

Оптическое виньетирование

Оптическое виньетирование возникает по причине того, что у объектива есть некая длина. Получается, что часть наклонных лучей света, попадая на переднюю линзу, экранируются передней частью оправы объектива.
Больше всего это касается полностью открытой диафрагмы объектива.

Теперь, если повернуть объектив влево или вправо, то будет видно, как часть наклонных лучей будет экранироваться оправой объектива.
Если же отверстие диафрагмы маленькое, то наклонные световые лучи гораздо меньше подвержены отсеканию.

Т.е. оптическое виньетирование «лечится» прикрыванием апертурной диафрагмы.

На приведенной картинке видно, что в первом случае (полностью открытая диафрагма) отсекается ~70% световых лучей от исходного изображения. Во втором случае (диафрагма прикрыта) отсекается лишь ~10%. Картинки даны лишь для понимания эффекта, реальное падение освещенности по краям рассчитывается по формуле.

Помимо эффекта затемнения краёв кадра оптическое виньетирование даёт эффект «кошачьего глаза» для точечных источников света, находящихся вне фокуса на удалении от центра кадра.

Натуральное виньетирование

Натуральное виньетирование не зависит от экранирования световых лучей, а зависит от 4-х других причин затемнения краёв снимка. Одна из основных причин - разница в расстоянии между плоскостью выходного зрачка объектива и поверхностью пленки/сенсора для центральных лучей и краевых лучей, проходящих через объектив.

Прикрыванием диафрагмы данный вид виньетирования не «лечится». Исправляется в RAW-конвертере.

Механическое виньетирование

Механическое виньетирование возникает при возникновении прямых преград на пути световых лучей перед попаданием на переднюю линзу объектива. Примером таких виньетирующих элементов могут быть светофильтры с толстой оправой или слишком крупные бленды.

Пиксельное виньетирование

Пиксельное виньетирование возникает из-за того, что матрица цифровой камеры не одинаково чувствительна к световым лучам, падающим под разным углом. В настоящее время с этим борются установкой собирающих микролинз перед фотодиодами цифровой матрицы.

Перед покупкой объектива

Перед покупкой объектива неплохо уточнять этот момент по специальному графику, с которым можно ознакомиться на сайте у всех именитых производителей объективов.

Вот, например, график одного объектива Carl Zeiss

По нижней стороне отмерено U, mm — расстояние от центра кадра. К краю кадра соответственно освещенность со 100% падает.
Здесь во внимание принимается и виньетирование, и натуральное падение освещенности (предполагаю, что источник света — неидеальный). График строится для разных значений диафрагмы. При более открытой диафрагме виньетирование сильнее.

Борьба с виньетированием

Виньетирование на большинстве снимков довольно успешно «лечится» в RAW-конвертере. Так, например, для многих объективов существуют профили, которые можно использовать в Adobe Camera Raw .

на картинке видно, что у меня выбран профиль Carl Zeiss 85/1.4 ZE.

Профили могут подключаться как автоматически, так и вручную (вкладка «custom»).

Помимо этого есть вкладка «Manual», на которой тоже есть коррекция виньетирования.

Кроме того есть вкладка «спецэффектов», в которой можно исправить виньетирование вручную.

Самый же старинный способ борьбы с - использование фильтра с затемнением центра. Для каждого объектива нужно подбирать подобный фильтр отдельно, т.к. виньетирование может быть разной силы, и падение освещенности может быть неравномерное.

Возможно, вы захотите знать

Типы объективов бывают разные. Сильнее всего подвержены широкоугольные объективы и объективы с коротким задним отрезком. Причина этого понятна — световые лучи от задней линзы объектива до края кадра идут под большим углом к оси объектива и потому проходят бОльшее расстояние. Например, по этой причине большему виньетированию подвержены дальномерные объективы, у которых - короткий. В меньшей степени явлению виньетирования подвержены объективы для зеркальных камер, т.к. рабочий отрезок у таких объективов относительно велик с целью оставить место для зеркала и потому световые лучи идут под меньшим углом к оси объектива.

Эффект виньетирования часто вводится намеренно для улучшения качества изображения. При этом отсекаются самые крайние световые лучи, которые и вносят львиную долю проблем в результирующее изображение. Разработка оптического дизайна - это всегда путь компромиссов.

Эффект виньетирования часто используется с художественной целью. Его можно вводить при портретной съемке для придания бОльшего объема изображению и отделению объекта от фона. В данном случае имитируется работа человеческого глаза.

Снимок с виньетированием

Компенсация виньетирования. М.М.Русиновым был разработан метод компенсации эффекта виньетирования с использованием аберрационного виньетирования. Для этого в качестве передних линз используются сильные отрицательные мениски.

АД — апертурная диафрагма
m должно быть больше, чем h

Кручение фона - это одно из следствий геометрического виньетирования. Т.е. на самом деле нет никакого кручения, а есть «сплющивание» дисков нерезкости, создающее подобный визуальный эффект. Особенно сильное кручение фона связано еще и с астигматизмом объектива.

Зум-объективы могут иметь разное значение виньетирования на разных фокусных расстояниях.

Некоторые фотокамеры считывают данные объектива и сразу корректируют эффект виньетирования согласно встроенным данным об объективе.

Человеческий глаз замечает падение освещенности когда оно составляет 50% и более.

Присмотревшись к различным фотографиям, которые Вы можете встретить на просторах Интернета, Вы увидите, что некоторые из них имеют затемненные края. Либо края могут быть слабо насыщенными по отношению к центру, причем это может быть как резкий контраст, так и постепенное уменьшение интенсивности яркости. То есть в данном случае мы имеем дело с эффектом падения яркости и насыщенности кадра от его центральной части к краям. Этот эффект в фотографии называют виньетированием. Такое явление обусловлено законами оптики и конструкцией объектива. Когда проявляется эффект виньетирования, как его убрать и в каких случаях он может быть полезен – об этом мы более подробно расскажем в этой статье.

Когда получается эффект виньетирования?

Само слово «виньетирование» происходит от французского слова Vignette или «виньетка», что означает рамку, закрывающую изображение по краям. Изначально под виньеткой понимали декорирование границ в книгах, но позже слово виньетирование стало применяться для портретов в фотографии, изображение на которых четко видно в центре, но постепенно исчезает на краях. Обычно под виньетированием подразумевают потемнение углов изображения, вызванное физической особенностью объективов по распределению светового потока. Подобный эффект возникает также при съемке проецируемых изображений или кинофильмов с проекционного экрана.

В фотографии виньетирование наиболее часто проявляется при использовании широкоугольных объективов, телеобъективов и оптических систем, характеризующихся большой светосилой. Как правило, виньетирование обеспечивает изменение яркости изображения от центра до краев изображения, но при компьютерной обработке можно создать и противоположный эффект — когда края фотографии окажутся более светлыми, нежели центр изображения.

Очень заметным и выделяющимся эффект виньетирования становится при установке объектива, предназначенного для камеры с кропнутой матрицей формата APS-C, на полнокадровый фотоаппарат. Стоит отметить, что виньетирование зачастую бывает случайным и совсем нежелательным для фотографа эффектом, обусловленным неправильными настройками камеры или дефектом объектива. Широко распространено мнение о том, что чем меньше виньетирование, тем лучше и качественнее объектив.

Существует такой параметр, как коэффициент виньетирования. Это величина, характеризующая падение освещенности изображения, создаваемого оптической системой. В целом же, эффект виньетирования определяется степенью падения яркости изображения в центре и по углам изображения. В частности, виньетирование -1EV говорит о том, что края изображения затемнены на одну ступень или на один стоп сильней, чем центр фотографии. Один стоп, как известно, равен падению экспозиции в два раза.


Виньетирование. Фото: yudzz88 / Foter.com / CC BY-NC-SA

От чего зависит эффект виньетирования? Можно выделить следующие основные причины проявления данного эффекта:

— Виньетирование может происходить вследствие физического блокирования света вдоль периферии объектива. Такую виньетку часто называют физическим виньетированием.

Физическое блокирование света может быть вызвано дефектами самой фотокамеры, ошибками фотографа, установкой большого количества фильтров на объективе, перекосом линз. Виньетирование проявляется, например, когда на объектив надета защитная линза или светофильтр с высокими бортиками, которые существенно увеличивают проявление данного эффекта.

— Виньетирование может быть вызвано применением нескольких линз, таких как телеобъектив, макро-объектив или широкоугольная оптика. Ведь каждая линза преломляет свет и сужает эффективную диафрагму, а во многих современных объективах количество таких элементов может достигать двадцати и более.

Это называется оптическим виньетированием и наиболее часто такой эффект появляется при использовании дешевой, не самой качественной оптики. В этой связи фотографу необходимо не переусердствовать с наложением линз на фотокамеру, в противном случае он может столкнуться с заметными оптическими искажениями и дефектами.

— Существует также природное виньетирование. Количество света, попадающего на края матрицы, уменьшается по сравнению с центром в соответствии с законом обратных квадратов, предполагающим, что достижение светом углов датчика изображения займет немного больше времени.

Кроме того, эффективное открытие оптики относительно углов светочувствительного сенсора имеет эллиптическую форму, в результате чего последние получают еще меньше света, образуя тем самым дефект в перспективе. Некоторые объективы более склонны к этому явлению, конструкция других же специально продумана таким образом, чтобы избежать этой проблемы. Эффект, вызванный природным виньетированием, как правило, менее заметен на фотографиях по сравнению с двумя вышеупомянутыми.


Виньетирование. fmmr / Foter.com / CC BY-NC-SA

Говоря об ошибках фотографа, которые могут обеспечить проявление эффекта виньетирование, стоит отметить такие распространенные случаи, когда на объектив просто неправильно одевают бленду. Обычно бленда имеют форму «тюльпана», причем с одной стороны размещаются лепестки «тюльпана» меньшего размера, чем с другой. Если в спешке перепутать стороны бленды и не правильно установить ее на объектив, то можно испортить свои фотографии эффектом виньетирования. Также нужно упомянуть, что сегодня существуют специальные фильтры, которые позволяют фотографу использовать виньетирование намеренно, для того, чтобы привлечь внимание зрителя к центру кадра.

Как избавиться от виньетирования?

Нежелательное виньетирование можно частично или полностью убрать путем редактирования фотографий программными средствами, либо автоматическими с помощью встроенных функций в самой фотокамере. Многие современные цифровые камеры располагают встроенным обработчиком корректировки виньетирования. Например, подобную функцию можно найти в камерах Nikon.

В фотоаппаратах Canon за коррекцию виньетирования, в свою очередь, отвечает функция под названием «контроль периферийного освещения». Данная функция предназначена для исправления виньетирования в зависимости от установленного объектива. Для этого, правда, необходимо, чтобы фотокамера распознала используемую оптику.

В графических редакторах, например, в AdobePhotoshop, эффект виньетирования можно убрать достаточно легко. Причем проще всего исправить виньетирование посредством редактирования RAW-файлов. Вообще, при фотосъемке в формате RAW можно добиться практически полного восстановления яркости краев изображения без потери качества и мелких деталей. В графических редакторах можно не только убрать виньетку, но и усилить ее специально, чтобы получить интересный художественный эффект. Наиболее сложно или практически невозможно убрать виньетирование, которое проявляется вследствие применения объективов для кропнутых камер или фильтра на полнокадровых фотоаппаратах.

Во время съемки для уменьшения эффекта виньетирования, то есть степени потемнения углов изображения, можно прикрывать диафрагму. Виньетирование напрямую связано с относительным отверстием диафрагмы в оптической системе (F). Чем сильней закрыта диафрагма (и больше значение F), тем меньше будет проявляться эффект виньетирования. Наоборот, чем больше открыта диафрагма, тем сильней становится заметным виньетирование. Также степень затемнения краев изображения имеет определенную связь с дистанцией фокусировки. Обычно наиболее сильно эффект виньетирования проявляется на предельных значениях фокусного расстояния.

Виньетирование – дефект или творческий прием?

Если рассматривать чисто техническую сторону, то эффект виньетирования, конечно, является дефектом фотоизображения, вызванным недостатками камеры или оптики. Недаром отсутствие виньетирования считается одним из признаков качественного объектива. Несмотря на это, падение яркости от центра фотографии к ее краям зачастую используется фотографами как интересный художественный прием. Впрочем, во многих ситуациях эффект виньетирования неприемлем. Например, в пейзажной фотографии виньетирование в большинстве случаев совершенно нежелательно. Снимки, где присутствует голубое небо с виньетированием, смотрятся грубо и несколько портят общую картинку.


Фото: The ReflexMan / Foter.com / CC BY-ND

В свою очередь, существуют жанры фотографии, где виньетирование выглядит уместно и выигрышно. В первую очередь, это портретная съемка, где подобный эффект позволяет сконцентрировать внимание зрителя на центре композиции, то есть на лице человека на портрете. Эффект виньетирование может использоваться и во многих других жанрах, в которых требуется выделить на фотографии какой-то ключевой объект, создать нужное визуальное напряжение или определенное настроение. В частности, подобный эффект оптимально подходит для оформления свадебных фотографий или снимков с юбилеев и семейных торжеств. Виньетирование также иногда применяется для придания фотографиям оттенка старины.

В принципе, использовать виньетирование или избавиться от него – это индивидуальный выбор фотографа. Для того, чтобы получить эффект виньетирования целенаправленно, в художественных целях, можно применить специальные фильтры или воспользоваться программными инструментами постобработки. Способов создания эффекта виньетирования в графических редакторах несколько.

Например, виньетирование для фотографии очень легко создать через прозрачность слоев. Для этого необходимо открыть нужную фотографию в графическом редакторе, создать новый прозрачный слой выше фонового слоя и закрасить его белым или другим цветов в зависимости от цветовой гаммы изображения и личных предпочтений. Далее нужно отключить видимость слоя «Фон для снимка» и переключиться на слой с фотографией. Посредством инструмента «Эллиптическое выделение» требуется создать овальное выделение, после чего можно вернуться на верхний слой. После этого задействуется инструмент растушевки для того, чтобы смягчить края выделения. Наконец, остается только включить обратно видимость верхнего слоя и удалить выделение. Вся процедура довольно проста и не отнимает много времени.

Итак, эффект виньетирования может быть как интересным творческим инструментом, так и создавать определенные неудобства фотографу. В большинстве случаев не стоит сильно переживать из-за проявления затемненных краев по краям фотоизображения. Данный эффект по-настоящему бросается в глаза и сильно критичен только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых фотокамерах, где виньетирование приобретает недопустимый характер. В остальных же случаях он нисколько не мешает и даже может придать фотографии некую художественность, особенно это касается портретных снимков. Впрочем, хотя порой эффект виньетирования и выглядит очень привлекательно, перебарщивать и использовать виньетку в своей каждой второй фотографии стоит.

Виньетирование - понятие двоякое. С одной стороны, это художественный прием, позволяющий сделать рамку для портрета и заострить внимание на главном объекте съемки. С другой стороны, это неуместные затемнения, которые появляются в углах изображения при неравномерном попадании света. Как «подружиться» с этим эффектом и сделать его появление всегда уместным? Читаем…

Замечали, что на некоторых фотографиях края затемнены? Это виньетирование. Кое-где такой эффект уместен: акцентирует внимание на центральной части изображения, в других случаях является недостатком. Дело в том, что в процессе съемки на уголки снимка попадает меньше света, что обусловлено законами оптики и строением объектива. Говоря в виньетках, мы в который раз подчеркиваем .

Технически, виньетирование - это эффект уменьшения яркости от центра кадра к краям. Термин произошел от французского слова «vignette», обозначающего рамку, закрывающую края изображения.

В фотоделе виньетированием называют и художественный прием, и недостаток, появляющийся при съемке. Давайте разбираться, что к чему…

Виньетирование как художественный прием

Виньетка актуальна в портретной съемке: небольшое затемнение уголков помогает сконцентрировать внимание зрителей на модели, находящейся в центре кадра. Она отвлекает от заднего фона, что особенно уместно в случаях, если он неудачен.

Кроме того, в подобную рамку можно заключить цветок, замок или любой другой объект, который хочется выделить. Прием позволяет направить взгляд в нужном направлении и скрыть небольшие недостатки. Главное в этом деле - не перестараться, чтобы затемненные углы не превратились в траурную рамку.

Виньетирование как дефект

Если в портретной съемке виньетка часто уместна, то в пейзажной может испортить всю картину. Представьте изображение ясного неба, обрамленное темными углами, - нелепо!

Возникновению автоматического виньетирования способствует открытая диафрагма и светосильные линзы. Уменьшив степень открытия диафрагмы всего на несколько стопов можно практически полностью устранить дефект. Наиболее характерно появление темных углов для широкоугольных объективов и оптических систем с большой светосилой. Считается, чем лучше объектив, тем меньше виньетирование. Кроме того, вызывать подобную проблему могут светофильтры и защитные линзы, имеющие высокие бортики.

Стоит отметить, что многие современные фотоаппараты оснащены функцией автоматического устранения затемнения. В меню камеры есть пункт «коррекция периферийного освещения», если он доступен - проблема решена, нет - функцию можно загрузить.

Но даже если не получилось «укомплектовать» фотоаппарат подобной функций, всегда остается возможность коррекции изображения в программах Lightroom и Photoshop, простым движением ползунка на соответствующей вкладке. Но этот метод не подойдет, если дефект возник из-за толстой оправы фильтра. В таком случае лишнее придется обрезать.

Подружившись с эффектом виньетирования, вы сможете легко корректировать изображения и получать выразительные портреты с визуальной рамкой.