Наука образование первой половины 19 века. Наука и образование первой половины XIX в: система образования, развитие наук

Наука образование первой половины 19 века. Наука и образование первой половины XIX в: система образования, развитие наук
Наука образование первой половины 19 века. Наука и образование первой половины XIX в: система образования, развитие наук

Начало 19 в. стало временем подъема русской культуры. В его основе лежали факторы сближения России с Европой, рост национального самосознания, связанный с событиями 1812 г., возникновение оппозиционных течений в обществе.

В стране продолжалось становление национального просвещения. Для работы в промышленности, науке, армии и государственных учреждениях требовалось огромное количество грамотных специалистов. Просвещение стало приоритетным направлением государственной политики. В 1802 г. образовано Министерство народного просвещения. Основаны университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Киеве. Открылись высшие специальные учебные заведения, технические инженерные институты и лицеи, в которых готовились государственные чиновники. В России была создана 4-ступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между учебными заведениями различных уровней. Число учащихся низших и средних школ возрастает с 120 до 450 тыс. человек. Школы были социально обособлены и подчеркивали сословный характер образования.

Начало века характеризуется развитием книгопечатания и издательства периодической литературы. В 1850 г. в России издавались общественно-политические и литературные журналы: «Вестник Европы» (изд. Н.М.Карамзин), «Северный вестник» (изд. Н.С.Глинка), «Телескоп» (изд. Н.И.Надеждин), «Московский телеграф» (изд. Н.А.Полевой), «Отечественные записки» (изд. А.А.Краевский), «Современник» (изд. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов).

Мировое признание получили научные труды русских ученых. Н.И.Лобачевский в 1825 г. создал неевклидову геометрию. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Физик Б.С.Якоби сконструировал электродвигатель и открыл новую область техники - гальванопластику. Химик Н.Н.Зинин положил начало анилинокрасочной промышленности. Н.И.Пирогов стал основоположником анатомо-экспериментального направления в хирургии. Он впервые применил эфирный наркоз в хирургии. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерватория.

В начале века были организованы многочисленные научные экспедиции по исследованию Ледовитого и Тихого океанов. Дальнего Востока и Средней Азии. В 1803-1806 гг. организованы экспедиции Ю.Ф.Лисянского и И.Ф.Крузенштерна. В 1819-1821 гг. состоялось кругосветное плавание М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена, открыта Антарктида.

Ведущей областью культуры стала литература. Складывается современный литературный язык. Происходит смена различных эстетических направлений: сентиментализм сменяется романтизмом, на смену которого, в свою очередь, приходит реализм.

Ярким представителем русского сентиментализма был Н.М.Карамзин. Романтизм зародился во времена Отечественной войны 1812 г. и был воспет В.А.Жуковским и поэтами-декабристами К.Ф.Рылеевым, В.К.Кюхельбекером, А.А.Бестужевым.

Романтизмом проникнуты ранние произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Во второй четверти 19 в. в литературе начинает утверждаться реализм. Его представителями являются Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин.

Признанным стилем в русском изобразительном искусстве долгое время оставался классицизм. Однако в 19 в. традиции классицизма стали сочетаться с романтизмом. Это выразилось в работах портретистов К.П.Брюллова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, художников А.Г.Венецианова, П.А.Федотова.

В музыке произошла смена идейно-эстетических направлений, шел процесс внедрения народных мелодий и русской национальной тематики. Путь через романтику к реализму прослеживается в произведениях А.С.Даргомыжского. А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, М.И.Глинки.

В архитектуре наступила пора позднего классицизма, проповедующего монументальность, строгость и простоту - Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Большой театр (А.А.Михайлов, О.И.Бове). Архитектор К.А.Тон стал родоначальником русско-византийского стиля (Б.Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя).

Начало XIX в. - время культурного и ду-ховного подъема России, которому способство- вала политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I . При Александре открылись новые университеты - Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский и Петер- бургский, Лесной институт, Царскосельский ли- цей. В 1815 г. армянская семья Лазаревых ос-новала в Москве Институт восточных языков. При Николае I , покровительствовавшем ин-женерно-техническому и военному образованию, открылись Петербургский технологический уни- верситет, Московское техническое училище, Ака-демия Генерального штаба, Инженерная и Артил- лерийская академии. Число средних учебных за- ведений - гимназий - за 30 лет (с 1824 г.) уве-личилось почти вдвое, продолжала развиваться система женского образования, основы которой были заложены при Екатерине И. Развитие на- чального народного образования шло медленно. Церковь, некоторые помещики, отдельные ве домства открывали школы для детей из народа, но общей системы не было.

В первой половине XIX в. русская наука дос-тигла больших успехов. Н. И. Лобачевский создал неевклидову геометрическую систему; Н. Н. Зи нин синтезировал анилин (это был один из круп- ных успехов в органической химии); В. В. Петров показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда для освещения; Б. С. Якоби открыл метод гальванопластики; П. П. Аносов раскрыл секрет древнего булата и за-ложил основы науки о качественных сталях. В Пулковской обсерватории - предмет восторгов за-рубежных астрономов - трудился В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в Млечном Пути; Н. И. Пирогов впервые стал оперировать под эфирным наркозом; Н. М. Карамзин написал 12-томную «Историю Государства Российского»...

Становление России как морской державы вы- двигало новые задачи перед отечественными гео- графами. В 1803-1806 гг. адмирал И. Ф. Кру-зенштерн возглавил первую русскую кругосвет- ную экспедицию из Кронштадта до Камчатки и Аляски, в которой изучались острова Тихого океа- на, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка; были со- ставлены подробные карты исследованных мест. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головниным обследовали Курильские остро- ва. Г. И. Невельской открыл устье Амура и пролив между Сахалином и материком. В 1819-1821 гг. русская экспедиция - ее возглавлял адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен - открыла Антарктиду. Уче-ник Головнина, Ф. П. Литке, исследовавший Се- верный Ледовитый океан, берега Камчатки и Юж- ной Америки, основал Русское географическое об- щество. Экспедиции путешественников имели большое значение не только для географической науки; они открывали другие страны, изучали жизнь других народов.

В научной сфере в первой половине 19 века начинается дифференциация, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных), и в этом плане российская наука имела серьезные успехи. Общие социально-экономические и политические процессы, происходившие в русском обществе, оказали благоприятное влияние на научную мысль.

Естественные науки

Открытия и научные исследования ученых-естествоиспытателей способствовали развитию и укреплению материалистической традиции в русской науке. Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали через просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы. Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. В 1803-1806 гг. совершилась первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Она прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о. Сахалин. В 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпках «Восток» и «Мирный» возглавили кругосветную экспедицию, открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий. Большой вклад в освоение окраинных российских земель, исследование Северного Ледовитого океана и берегов Камчатки внес адмирал Ф. П. Литке, по инициативе которого в 1845 г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). В 1821--1824 годах в ходе научных экспедиций на бриге «Новая Земля» Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. В 1828 году была опубликована книга Литке «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821--1824 годах», которая принесла ему известность и признание в научном мире. В 1826 году Литке отправился командиром шлюпа «Сенявин» в новое кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По своим результатам это была одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу. Были описаны до того неизвестные Карагинские острова, остров Матвея и берег Чукотской Земли, определены острова Прибылова, архипелаг Каролингский (открыты острова Сенявина), острова Бонин-Сима и многие другие. Занятый историческим и гидрографическим описанием результатов экспедиции, Литке часть своих научных материалов передал академику Э. Ленцу и профессору Гельштрему. Первый напечатал в академических «Мемуарах» «О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Литке», второй -- «О барометрических и симпиезометрических наблюдениях Литке и о теплоте в тропических климатах». Врангель Фердинанд Петрович, выдающийся русский исследователь, в 1820--1824 годах возглавлял экспедицию по исследованию северо-восточного побережья Сибири. В ходе экспедиции было описано побережье Сибири от реки Индигирка до Колючинской губы, нанесены на карту Медвежьи острова. В 1825--1827 годах возглавлял кругосветное плавание на военном транспорте «Кроткий». В 1826 году настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии. Геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию (1893 г.) со дня его рождения пришло широкое признание его трудов, была учреждена международная премия его имени. Это открытие создавало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики. Почти 19 лет Лобачевский возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки. Еще очень известен математик Михаил Васильевич Остроградский. Его основные работы относятся к прикладным аспектам математического анализа, механики, теории магнетизма, теории вероятностей. Он внёс также вклад в алгебру и теорию чисел. Хорошо известен его метод для интегрирования рациональных функций (1844). В физике чрезвычайно полезна формула Остроградского для преобразования объёмного в поверхностный интеграл. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием в 1839 г. Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве, который и возглавил Пулковскую обсерваторию. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве, а также обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути, что явилось значительным астрономическим открытием XIX в. Много времени уделял Струве изучению двойных звёзд. Составленные им два каталога двойных звёзд были опубликованы в 1827 и 1852 годах. Струве принадлежит успешное измерение эгодичного параллакса звезды Веги созвездия Лиры (1837 г.). В. Я. Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Их работы по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность. Первым профессором астрономии Казанского университета был И.И. Литров, который построил небольшую обсерваторию в 1814 г. Более известен в астрономии его ученик И.М. Симонов, участник путешествия к Антарктиде. В 1819 по предложению Академии наук Симонов был назначен астрономом в новое кругосветное плавание вместе с русскими путешественниками Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. М. Симонов стал первым русским астрономом, совершившим кругосветное путешествие. Он первым из русских астрономов выполнил наблюдения звёзд южного полушария неба, которые никогда не видны в России. Помимо астрономических наблюдений и определения географических координат, он проводил магнитные наблюдения и впервые установил, что Южный магнитный полюс Земли расположен на 76° ю. ш. и 142,5° в. д. Собранные Симоновым естественнонаучные и этнографические коллекции (около 180 экспонатов) были переданы Казанскому университету. Они пополнили его геологический и зоологический музеи и положили начало этнографическому музею. Симонов оставил подробное описание (путевой дневник) путешествия. Он был первым российским астрономом, который наблюдал в ноябре 1846 только что открытую новую планету Нептун. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета. В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внес В. В. Петров, продемонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги и выдвинувший идею о ее применении для сварки и плавления металла. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Инженер-металлург П. П. Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла (1831 г.), тем самым положив начало металлургии высококачественной литой стали. На основе длительного эксперимента разработал в начале 40-х. годов утерянный в средние века способ получения булатной стали. На Нижнетагильском металлургическом заводе промышленников Демидовых крепостными механиками Е. А. и М. Е. Черепановыми в 1833-1834 гг. была построена первая в России паровая железная дopoгa. Быстрое развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. Б. С. Якоби успешно работал в области электрохимии и открыл метод гальванотехники. В 1834 году он строит электродвигатель, основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами. В 1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, - открыл гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии. Значительные успехи были достигнуты в области телеграфии. Он сконструировал телеграфный аппарат синхронного действия с непосредственной (без расшифровки) индикацией в приёмнике передаваемых букв и цифр и первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат (1850 год), руководил строительством первых кабельных линий в Санкт-Петербурге и до Царского Села. В 1839 г. построил лодку с электромагнитным двигателем. Это было первое в мире применение электромагнетизма к передвижению в больших размерах. Инженер П. Л. Шиллинг 21 октября 1832 г. раньше американского изобретателя С. Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург - Царское село. Прибор, созданный Шиллингом, имел стрелочную индикацию передаваемых по электрическим проводам сигналов, которые легко расшифровывались в буквы оператором приёмного телеграфного аппарата, согласно разработанной Шиллингом специальной таблице кодов. Открытие электромагнитного телеграфа, получившего практическое применение с 50-х годов XIX в., считается одним из важнейших научно-технических изобретений XIX столетия. В истории физики научным трудам Э.Х. Ленца всегда будет отводиться почетное место. Многие его научные исследования относятся к физической географии. Но главным образом он работал в области электромагнетизма. Главнейшие результаты его исследований излагаются и во всех учебниках физики: Закон индукции («Правило Ленца») (1834 г.), «Закон Джоуля -- Ленца» (1842 г.), опыты, подтверждающие «явление Пельтье» (1838), опыты над поляризацией электродов (1847) и т. д. В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П. Зинин и К.К. Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и др. Его открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений. Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки - в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н. Бекетов, открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство. Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины. Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии в 1799 г. и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии, анатомо-экспериментального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847 г.), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Четырехтомный атлас Пирогова “Топографическая анатомия”, выходивший с 1851 по 1859 гг., получил мировую известность.

Цели урока:

  • воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и истории в частности;
  • познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а также с достижениями российской науки в это время;
  • формировать у учащихся целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века;
  • развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.

Оборудование:

  • портреты российских ученых первой половины XIX века;
  • коллаж “Образование в первой половине XIX века”;
  • рисунки: “Гимназист”, “Ученик уездного училища”, “Ученик приходской школы”, “Студент”;
  • карта-схема “Университеты России первой половины XIX века”;
  • схемы “Система образования в России в начале XIX века”, “Сословность в образовательной школе”;
  • А. С. Пушкин “Избранное”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над изучением нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях.

С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры.

В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования.

Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.

Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России.

2. Переход к изучению нового материала. (Эвристическая беседа с учениками).

Вопрос: Коснулись ли преобразования Александра I народного образования? (Да).

Как управлялись образовательные учреждения? (Было создано Министерство народного просвещения при Александре I)

Что было предпринято в этом вопросе? (В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось).

Работа с картой-схемой “Университеты России первой половины XIX века”.

Дерптский – 1802 г.

Казанский – 1804 г.

Харьковский – 1804 г.

Виленский – 1804 г.

Петербургский – 1819 г.

Где люди могли обучиться грамоте? (В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе – уездные училища; в сельской местности – создавались приходские училища).

Кто мог в них получить грамоту? кто принимался? (Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.)

Где могли получить образование представители высшего дворянского общества? (В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей).

Вспомните одного из самых знаменитых выпускников Царскосельского лицея. (Пушкин)

(Чтение стихотворения А. С. Пушкина)

Затем – Демидовский лицей в Ярославле;

1815 г. – открытие Лазаревского Института восточных языков в Москве.

3. Система образования в первой половине XIX века.

Вопрос: Подумайте, что обозначает вертикальное расположение учебных заведений? (Наличие преемственности, особенно между 2, 3 и 4 звеньями)

В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности.

Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.

В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров.

В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей.

Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты.

При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.

Работа с документом

(у учеников на партах)

“Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием.

Вопрос: Как вы понимаете слова документа?

В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.

Работа со схемой

“Сословность в общеобразовательной школе”

В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах.

В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений:

  • начало века – в стране всего 158 училищ
  • середина века – около 130 начальных школ в каждой губернии.

Работа в группах

Подготовить в течение 5-7 минут интервью с учеником приходского училища, уездного училища, гимназии.

(Дети обсуждают вопросы и ответы и разыгрывают интервью).

Приходское училище

  • грамота
  • арифметика
  • Закон Божий

Уездные училища

  • русский язык
  • арифметика
  • начала геометрии
  • история
  • география

Гимназия давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.

Представителям каких сословий после преобразований Николая I доступ к университетскому образованию был закрыт? (Детям крестьян, купцов, ремесленников и мещан)

Какие учебные заведения давали высшее образование? (Университеты, академии)

Когда и кем был основан первый в России университет? (В 1755 г. Елизаветой I по предложению Шувалова и Ломоносова)

4. Развитие наук в России.

“Заседание круглого стола Кабинета министров”

Самостоятельное изучение материала посредством работы в группах.

а) слабые: работа с карточками

б) средние: Как осуществлялась связь науки и производства?

в) сильные: Обсудить проблему развития науки и производства на заседании ученого совета.

(Дети должны назвать изобретения и их значения. Выяснить во время обсуждения, каким образом изобретения ученых были связаны с потребностями экономики).

Математика:

Лобачевский – создание новой системы неевклидовой геометрии

Остроградский – открытия в математической физике

Петров нашел новую форму перехода энергии постоянного покоя в тепловую и световую энергию, открыл электрическую дугу (в металлургии для освещения)

Ленц – электромагнитные явления, закон сохранения и превращения тепловой, механической, химической и электромагнитной энергии.

Якоби сконструировал электродвигатель, изобрел гальванопластику для техники, усовершенствовал телеграфный аппарат (первое записывающее устройство на подземной линии Петербург – Царское Село).

Химия: зародилась фотохимия и электрохимия; разработана научная теория электролиза.

Амосов изучал структуру стали; применил микроскоп в изучении металла.

Астрономия: В 1839 г. с санкции Николая I была основана Пулковская обсерватория (она так и называлась – Николаевская Пулковская). Главным направлением ее работы было составление каталогов координат звезд. Одним из создателей школы русских астрономов был академик В. Я. Струве .

(Подводя итоги заседания Премьер-министр подчеркивает, что все передовые научно-технические изобретения будут внедряться в производство).

III. Закрепление и обобщение материала.

1. Беседа с учащимися.

Вопрос: Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине XIX века.

Сословность системы образования;

  • у представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширить образование;
  • образование же помещичьих крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании;
  • в связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но в их внедрении в производство.

2. Задание.

Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие (учебник, стр. 126).

1. Б. С. Якоби А. Открытие новой геометрической системы - неевклидова геометрия.
2. Н. И. Пирогов Б. Демонстрация вольтовой дуги.
3. Е. А. и М. Е. Черепановы В. Обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути.
4. В. В. Петров Г. Гальванопластика.
5. Н. Н. Зинин Д. Изготовление булатной стали.
6. Н. И. Лобачевский Е. Строительство первой в России паровой железной дороги.
7. В. Я. Струве Ж. Открытие реакции восстановления ароматических нитросоединений, послужившей основой новой отрасли химической промышленности - анилокрасочной.
8. П. П. Аносов З. Разработка метода применения внутреннего наркоза.

Ответы: 1-Г; 2-И; 3-Е;4-Б; 5-Ж; 6-3; 7-К; 8-А; 9-В; 10-Д.

IV. Подведение итогов.

Выставление оценок, комментарий учителя.

V. Задание на дом:

15, документы, вопросы.


Математика 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) Н. И. Лобачевский А.А. МарковМ.В. Остроградский


Астрономия Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета В. Я. Струве И. М. Симонов


Физика Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) В. В. Петров П. П. Аносов П. Д. Шиллинг


Химия Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Д. И. Менделеев Н. Н. БекетовП. П. Зинин


Медицина Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Н. И. Пирогов Н. В. Склифосовский


История 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) Н.М. Карамзин С.М. Соловьев В.О. Ключевский




Философия Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений


География Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев


Результат научного развития В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их.




Общая характеристика Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социально-экономическими изменениями в стране. В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным. Основой развития системы образования стала реформа Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов. Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения.




Лучшие университеты и лицеи первой половины 19 века 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) Московский университет Царскосельский лицей